Федеральная служба налоговой полиции

R.I.P. Налоговая полиция 1993 — 2003.
Официальные источники — курсив. Мои комментарии — жирный шрифт. Неофициальные источники и непроверенные сведения — обычный шрифт.
Преамбула: в 1992-ом году, после образования уже России, была создана служба, аналог налоговой полиции за рубежом, для предотвращения налоговых преступлений и для расследования оных. Именно налоговый полицейский мог заморозить ваш счет, запросить данные из-за рубежа, получать данные от стукачей, допрашивать и использовать спец.средства. Полномочия этой службы позволяли ей «крышевать» разные организации, чего не может делать МВД, но могут делать в ФСБ. Именно это по неофициальным источникам, стало основной причиной — после вторых выборов, когда П-н остался у власти, наверху что-то случилось, и одни указом П-н все министерство расформировал.
История:
В 1993 году принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым учрежден Департамент налоговой полиции РФ как правопреемник Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ.
Полный текст: http://www.gov.karelia.ru/Power/Office/Taxpolice/zakon.html
Постановлением Совета Министров от 11 октября 1993 (Собрание актов, N47, ст.4530) утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции. Установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 г. — 21500 единиц; на 1 января 1995 г. — 43800 единиц.
Установлена штатная численность центрального аппарата Департамента налоговой полиции Российской Федерации 500 единиц (без учета персонала по обслуживанию зданий). Утверждена структурная схема Департамента налоговой полиции РФ.
14 августа 1996 г. Департамент переименован в ФСНП России
Постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 года ФСНП разрешено иметь восемь заместителей директора, в том числе двух первых, и коллегию в количестве 17 человек.
17 ноября 1998 г. была образована Межведомственная комиссия по проверке оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности ФСНП и Управления ФСНП по Москве и Московской области под председательством заместителя министра юстиции РФ Сидоренко Е.Н.
3 декабря 1998 г. было установлено, что ФСНП разрешено иметь 5 заместителей директора, в том числе одного первого и коллегию в количестве 14 человек.
22 марта 1999 г. Указом Президента РФ директором Федеральной службы налоговой полиции был назначен бывший милиционер Вячеслав Солтаганов, а Сергей Алмазов был отправлен в отставку. С этого момента в ФСНП началась первая в ее истории кадровая чистка — замена бывших сотрудников госбезопасности на сотрудников МВД.
12 апреля 1999 года должность статс-секретаря — заместителя директора ФСНП была сокращена.
12 мая 1999 г. Указом Президента РФ было установлено, что ФСНП имеет 7 заместителей директора, в т.ч. двух первых, статс-секретаря-заместителя и заместителя-начальника УФСН по Москве.
25 сентября 1999 г. было утверждено новое Положение о ФСНП России. Одновременно штатная численность федеральных органов налоговой полиции была установлена в количестве 53300 единиц.
2 января 2000 года и.о. президента Путин подписал указ «О внесении изменений и дополнений в налоговый кодекс», согласно которому налоговые полицейские получили право самостоятельно проводить налоговые проверки, им также разрешен доступ к налоговой тайне. Кроме того, были приняты поправки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности», позволяющие сотрудникам ФСНП иметь собственные возможности для негласного съема информации.
18 марта — День налоговой полиции. Установлен Указом и.о.Президента В.В. Путиным от 16 марта 2000 г. в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности РФ.
1 июля 2003 года, указом президента Российской федерации N306 от 11 марта 2003 года, Федеральная служба налоговой полиции упразднена. Функции ФСНП РФ переданы Министерству внутренних дел. Сам указ: http://zakon.kuban.ru/nd2/2003-1/306up-03.html
——————————
Статья из Темы дня от 17 апреля 2001 года:
Налоговая полиция в России: что она должна и что может.
В современной России органы налоговой полиции являются силовой структурой, призванной обеспечивать экономическую безопасность государства.
Действующий закон LО федеральных органах налоговой полиции¦ определяет налоговую полицию как правоохранительные органы и составную часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Остальными спецслужбами, обеспечивающими безопасность внутри страны, являются:
— контрразведка — Федеральная служба безопасности (ФСБ)
— защита информации — Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и Гостехкомиссия
— охрана руководителей государства: Федеральная служба охраны (ФСО), Служба безопасности Президента (СБП) и Главное управление специальных программ (ГУСП).
История налоговой полиции.
Закон «О федеральных органах налоговой полиции» принят в 1993 г.
В соответствии с ним учрежден Департамент налоговой полиции РФ как правопреемник Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ, учрежденного в 1992 г.
С самого начала своей деятельности сотрудники этой службы имели право на оперативно-розыскную деятельность, а в сентябре 1992 г. ее сотрудники получили право на ношение оружия, применение спецсредств и физической силы.
В 1993 году постановлением Совета Министров утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции.
Установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 г. — 21500 единиц; на 1 января 1995 г. — 43800 единиц.
Возглавил департамент Сергей Алмазов, привлекший на работу значительное число бывших сотрудников госбезопасности.
В 1995 году этой спецслужбе разрешили вести предварительное следствие, и в составе ФСНП было создано спецподразделение для борьбы с организованной преступностью.
Налоговая полиция подписала соглашения об обмене информацией с аналогичными службами различных стран, в том числе и дальнего зарубежья.
Кроме того, налоговая полиция добилась права осуществлять налоговые проверки после проверок Госналогслужбы, из недр которой сама в свое время выросла.
14 августа 1996 года Департамент переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ).
В марте 1999 года указом президента директором ФСНП был назначен кадровый сотрудник МВД Вячеслав Солтаганов. С этого момента в ФСНП началась замена бывших сотрудников госбезопасности на сотрудников МВД.
В сентябре 1999 году было утверждено новое Положение о ФСНП России. Новая штатная численность органов налоговой полиции была установлена в количестве 53300 единиц.
Права налоговых полицейских.
Как и остальные спецслужбы, налоговая полиция имеет право внедрять своих оперативных сотрудников на предприятия для получения нужной информации, а также поощрять информаторов, поскольку имеет право выплачивать доносчику до 10% от невыплаченных в бюджет сумм.
Налоговые полицейские вправе получать любую информацию об интересующем их субъекте (в том числе составляющую служебную и коммерческую тайну) от органов власти, банков и т.п.
В начале 2000 года последовало очередное расширение прав ФСНП: и.о. президента Путин подписал указ LО внесении изменений и дополнений в налоговый кодекс¦, согласно которому налоговые полицейские получили право самостоятельно проводить налоговые проверки, им также разрешен доступ к налоговой тайне.
Кроме того, были приняты поправки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности», позволяющие сотрудникам ФСНП иметь собственные возможности для негласного съема информации.
Ранее органы налоговой полиции могли вести следствие и возбуждать уголовные дела только по двум статьям УК — 198 и 199, которые предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Теперь, как сказал заместитель директора ФСНП Юрия Чичелова, после опубликования закона, налоговые полицейские смогут расследовать практически весь спектр экономических преступлений.
В частности, они вправе возбуждать и вести дела о незаконной банковской деятельности, лжепредпринимательстве, злоупотреблении служебными полномочиями и взяточничестве.
По информации Юрия Чичелова, что в минувшем году в казну государства по расследованным налоговиками преступлениям было возвращено около 45 миллиардов рублей.
Перспективы налоговой полиции.
В последнее время появляются сообщения о намерениях ФСНП еще сильнее укрепить свои позиции. Так, 17 октября 2000 года газета LКоммерсант¦ опубликовала попавший в ее распоряжение законопроект, подготовленный правовым управлением ФСНП.
Законопроект, как сообщается, в сентябре этого года разослан для ознакомления и обсуждения в администрацию Президента РФ, Счетную палату, Главное государственно-правовое управление, Министерство экономического развития и торговли РФ.
По словам Леонида Кузнецова, начальника правового управления ФСНП, проект уже поддержали Министерство РФ по налогам и сборам, Минфин России, Банк России и ряд бизнесменов.
Необходимость принятия закона мотивируется расширением функций налоговых полицейских. С недавних пор они расследуют и пресекают не только налоговые, но и финансовые правонарушения.
В ФСНП также подчеркивают, что предложение о разработке законопроекта поступило из президентской администрации.
———————-
Материал предоставлен журналом: «Московский бухгалтер» (№1, 2003)
А воз и ныне там?
На конференции присутствовали представители МНС и ФСНП, а также юристы, которые защищают налогоплательщиков от этих самых госструктур. Как заявил во вступительном слове один из руководителей юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев, ежегодно количество дел, возбужденных по налоговым преступлениям, увеличивается в два раза.
Однако это вовсе не означает улучшение работы налоговой полиции. «Фактически полиция превратилась орган по «выбиванию» недоимок. Так, например, предпоследний глава ФСНП, не стесняясь, публиковал планы: сколько уголовных дел его ведомство намеревается возбудить. Помнится, в 2000 году по стране план составлял 40 тысяч дел, из них 10 тысяч — только по Москве», — пояснил он.
Главная причина такого планирования, по словам Сергея Пепеляева, в «плохом качестве» 198-й и 199-й статей Уголовного кодекса. По действующим статьям, уклонение от уплаты налогов — это «деяние в виде включения искаженных данных в отчетность или иные действия, которые привели к недоимке». «Из-за этой размытой формулировки обычная недоимка может послужить основанием для преследования фирмы. Часто полицейские просто приходят в инспекции, выбирают из списков недоимщиков и отправляются к ним», — отметил г-н Пепеляев. В качестве примера юрист привел следующий случай. Фирма, у которой имелось на счете инкассовое поручение ИМНС, подверглась репрессиям только по причине того, что попросила своего должника перечислить деньги за аренду напрямую арендодателю, минуя собственный расчетный счет. Налоговая полиция посчитала, что в первую очередь следовало погасить недоимку, а потом продолжать работать. В большинстве случаев такие дела не доходят до суда. Они почти всегда закрываются, как только фирма уплатит все, что им насчитают налоговики. «Основная масса дел возбуждается для устрашения» — к такому выводу пришел г-н Пепеляев.
Кроме того, согласно УК, и крупные, и малые предприятия могут быть привлечены к ответственности за неуплату суммы в размере 450 тысяч рублей. При этом очевидно, что владельцу небольшого магазинчика нужно довольно долго не платить налоги, чтобы накопить такую сумму задолженности, в то время как средней фирме (не говоря уже о крупной) достаточно один раз просрочить, например, уплату налога на прибыль.
В конце своего выступления г-н Пепеляев сообщил, что в Конституционный Суд уже направлены соответствующие жалобы. Они должны быть рассмотрены в ближайшие месяцы. Он также призвал присоединиться к этим жалобам и всех заинтересованных налогоплательщиков. «От мнения суда будет зависеть многое. Это позиция высшего судебного органа, и в дальнейшем никто, даже законодатели, принимая поправки в налоговые статьи УК, не смогут проигнорировать ее», — сказал он.
Не виноватые мы
Представители налоговой полиции, присутствовавшие на конференции, согласились с некоторыми высказываниями и попытались оправдаться. «За прошедшие 10 месяцев органами налоговой полиции было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов девяти тысячам граждан. Из них только 35 человек лишены свободы», — отметил начальник юридического управления ФСНП России Илья Кучеров. Полицейский признал, что уклонение иным способом не всегда одинаково понимается прокурорами и судьями, которые не соглашаются со следователями ФСНП и закрывают дела.
Илья Кучеров отметил, что действующие статьи УК не устраивают налоговую полицию так же, как и налогоплательщиков. В связи с этим он отметил, что в Госдуму уже внесен законопроект, который должен внести поправки в статьи 198 и 199 УК. «Мы предлагаем под налоговым преступлением понимать налоговое мошенничество, то есть обман налоговых органов с целью не платить налоги», — отметил г-н Кучеров. Если такая формулировка пройдет, то полицейские не смогут больше возбуждать уголовные дела из-за не вовремя уплаченного налога. Им придется доказывать, что директор или главбух намеренно обманывали инспекцию. А это гораздо сложнее, чем просто доказать факт уклонения от уплаты налогов.
Что касается проверок налоговой полиции, то, по словам г-на Кучерова, по действующим законам полиция имеет право как минимум на три вида проверок. Во-первых, это проверки, указанные в статье 36 Налогового кодекса. Порядок их проведения утвержден в приказе ФСНП от 25 июня 2001 г. № 285. Речь идет о проверках, в ходе которых полицейские получают достаточные основания предполагать, что налогоплательщик совершает (или совершил) преступление. Впрочем, на вопрос, что значит «достаточные данные», Кучеров ответил, что значимость информации оценивает тот сотрудник ФСНП, который ее получил.
Во-вторых, на основании законов «Об оперативно-разыскной деятельности» и «О федеральных органах налоговой полиции» полицейские вправе получать информацию как открытыми методами (брать объяснения, входить в помещения без разрешения суда и т. п.), так и закрытыми (слежка, прослушивание, наведение справок, агентурные данные и т. д.). Впрочем, на деле закрытые способы используются нечасто, поскольку судьи не всегда признают добытые подобным образом доказательства.
В-третьих, налоговые полицейские могут обыскать фирму (или изъять документы) только по постановлению следователя (так прописано в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК)).
Несмотря на такое разнообразие проверок, по словам начальника отдела дознания Главного следственного управления ФСНП России Ивана Соловьева, проверки полиции легко проконтролировать. «На сегодняшний день только у ФСНП имеются общедоступные инструкции, в которых четко прописаны почти все действия проверяющих. Ничего подобного нет ни у милиции, ни у других силовых структур», — пояснил он. Всем налогоплательщикам он посоветовал пользоваться инструкцией, утвержденной приказом № 285, и ни коем случае не провоцировать проверяющих на взятки. Кроме того, как признался г-н Соловьев, в последнее время некоторые депутаты призывают вообще исключить из Налогового кодекса упоминание о налоговой полиции и закрепить за ФСНП только карательную функцию. «Эти благие намерения могут вылиться в проблемы для самих налогоплательщиков. В НК довольно четко описаны рамки процедуры проверки. Если их не будет, то сотрудники налоговой полиции будут руководствоваться только законом об ОРД, УПК и другими документами, в которых описаны права правоохранительных органов, а таких прав гораздо больше», — разъяснил он.
Помоги себе сам
В заключительной части конференции с докладом выступил юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Максим Максимовский. В ответ на совет полицейских не предлагать взятки он отметил, что мзду, как правило, недвусмысленными намеками требуют сами полицейские или их коллеги из МВД. «Приказ № 285 не соблюдается в 90 процентах случаев. Остальные нормативные акты оставляют много возможностей для злоупотреблений», — пояснил г-н Максимовский.
Он напомнил, что у директора, главного бухгалтера и любого другого сотрудника фирмы есть полное право не отвечать на вопросы полицейских и не давать никаких объяснений. «За отказ от дачи объяснений обычно грозят штрафом по статье 19.5 Кодекса об административных правонарушениях (от 300 до 10 000 рублей). Однако рассматривать дело по этой статье может только суд, и нет никакой гарантии, что он наложит штраф. Зато следует помнить, что в подавляющем большинстве случаев налогоплательщик привлекается к уголовной ответственности только на основании его собственных слов (объяснений)». В качестве рекомендации он посоветовал на вопрос сотрудника ФСНП: «Как у вас ведется бухгалтерский учет?» — отвечать: «В строгом соответствии с законом». Этот универсальный ответ можно применять при любых вопросах правоохранительных органов. «Также не надо спешить помогать проверяющим. Например, подробно описывать, какие документы они изъяли. Если они заберут все скопом без разбора, будет легче доказать, что они действовали незаконно. А полицейским, наоборот, будет труднее приобщить добытые бумаги к делу», — продолжил Максим Максимовский.
При проверках адвокат посоветовал тщательно проверять все документы, которые при себе должны иметь налоговые полицейские. Для начала следует переписать данные из предъявленных удостоверений. Обратить внимание на должность и срок действия удостоверения. Далее попросить сделать копию постановления (решения) о проверке. «Даже несмотря на то что обычно эти постановления копировать не дают, получить его будет крайне полезно», — отметил г-н Максимовский. В постановлениях должны быть перечислены фамилии всех проверяющих, цель проверки и т. д. «Силовикам не следует препятствовать. Пусть делают то, что считают нужным. У фирмы всегда есть право обжаловать неправомерные действия в суде», — продолжил он.
Жалоба в суд — главное оружие налогоплательщика. Обращаться следует сразу в Арбитражный суд г. Москвы, поскольку обычные районные суды менее компетентны в налоговых делах и более загружены. «Не надо бояться судиться с полицией. В Москве ФСНП выигрывает не более 20 процентов дел», — заметил Максим Максимовский.
—————————
Еще есть статья, как именно Налоговая полиция арестовывала уже отпущенного Мавроди и МММ: http://www.psyfactor.org/lib/mmm4.htm
—————————
И вот, в октябре 2002-го года Налоговая полиция попала на большие деньги, из-за ГазПрома. Возможно, в этом и скрылась причина закрытия?
«Газпром» отсудил у налоговой полиции $1 млрд. Вряд ли для налоговиков послужат утешением те $17,5 (семнадцать с половиной долларов США), которые они все-таки получат с газовиков и за которые газовый концерн даже не стал судиться.
Спор о миллиардных недоимках «Газпрома» возник весной уходящего года, в начале марта. Когда разразился этот скандал, акции «Газпрома» в один день рухнули на 8%. А началось все с заявления начальника московского управления ФСНП Виктора Васильева о якобы неуплаченных «Газпромом» налогах в размере «нескольких десятков миллиардов рублей».
Как заявил Васильев, в ходе проверки, которую проводила налоговая инспекция №40 (она обслуживала крупнейших плательщиков, в том числе и «Газпром») совместно с ФСНП, были выявлены такие нарушения, как «необоснованное уменьшение выручки от реализации газа и продажа природного газа по ценам ниже рыночных и невключение в налогооблагаемую базу стоимости газа, оставленного для собственных нужд компрессорных станций». В итоге налоговик даже пригрозил руководству «Газпрома» уголовными делами.
На следующий день последовало гневное заявление зампреда правления концерна Виталия Савельева. Из его слов следовало, что ФСНП поторопилась. «Предавать гласности результаты незаконченной проверки не только неэтично, это может нанести существенный ущерб деловой репутации «Газпрома», как на внутреннем, так и на внешнем рынках капитала», – заявил Савельев и добавил, что, «выступая с поспешными выводами о деятельности крупных компаний, государственные чиновники должны отдавать себе отчет в том, какие последствия для бизнеса и страны в целом могут иметь такого рода заявления».
В итоге на налоговиков в суд подал сам «Газпром». В этот понедельник он его выиграл.
Как рассказал «Газете.Ru» представляющий интересы ответчика управляющий партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев, при проверке деятельности «Газпрома» за период с 1 января 1999 года по 1 июля 2001 года налоговики «применили собственную оригинальную методику расчета налогов, которая не основана на законе». В итоге, по словам адвоката, налоговики насчитали лишних акцизов на 29 837 млн руб. Причем, как подчеркнул Пепеляев, сначала эта сумма была вдвое больше – ее уменьшили представленные «Газпромом» мотивированные разъяснения, касающихся предъявленных претензий.
Суд длился долго. Иск «Газпром» подал еще в июне, а само заседание, по свидетельству Пепеляева, было «беспрецедентно» по продолжительности – два с половиной дня. «За 15 лет работы в налоговых спорах я такого не припомню», – говорит адвокат, подчеркивая пристальный и тщательный характер рассмотрения дела.
В итоге все основные обвинения с «Газпрома» сняты. Осталась лишь одна позиция – на $17,5. Но ее суд даже не стал рассматривать. «Газпром» с радостью заплатит налоговикам эти $17,5″, – сказал Сергей Пепеляев.
Пресс-служба ФСНП вечером в понедельник была недоступна для комментариев.
28 ОКТЯБРЯ 2003г.
———————————
Еще одно независимое мнение:
После решения президента Путина распустить в прошлом году Федеральную службу налоговой полиции в качестве этапа административной реформы предприятия в России с облегчением узнали, что следователи, занимающиеся налоговыми преступлениями, более спокойно подходят к проблеме применения налогового законодательства.
Налоговая полиция родилась в 1993 году из Главного управления налоговых расследований, которое было создано годом ранее. Она должна была заниматься более серьезными корпоративными и налоговыми преступлениями, однако очень скоро она получила репутацию службы, которая гоняется за более мелкими предприятиями и использует «военные» методы, после чего на российские экраны вышел популярный сериал.
Однако в прошлом году налоговая полиция была распущена, а ее служащие перешли в министерство внутренних дел, а многие офицеры со своими мощными снайперскими винтовками и другим оборудованием были переведены в Управление по незаконному обороту наркотиков.
«В министерстве внутренних дел нет департамента, напоминающего группу физической поддержки налоговой полиции», – сказал в интервью газете Moscow Times Илья Кучеров, заместитель начальника Главного правового управления МВД и бывший чиновник высоко ранга в налоговой полиции.
«Насколько я знаю, следователи сейчас справляются без прямого физического вмешательства», – добавил он.
Один из факторов, который привел к скорому закрытию налоговой полиции, это постоянно растущее число обвинений о том, что она связана с коррупцией и получает взятки от многих бизнесменов. Есть предположение, что некоторые компании использовали налоговую полицию в борьбе с конкурентами.
Однако теперь власти более спокойно и справедливо подходят к расследованию налоговых преступлений.
«Сегодня перед правоприменительными службами не ставятся финансовые задания, и мы не намерены собирать суммы неуплаченных налогов. Это работа Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и министерства финансов», – сказал господин Кучеров. «Наша обязанность, выявлять и преследовать в судебном порядке виновных в совершении налоговых преступлений».
По словам Кучерова в прошлом году министерство внутренних дел раскрыло 3,500 налоговых преступлений, 2,200 из них были названы крупными. В результате проведения успешных расследований было получено около 4.5 млрд. рублей (US$155 млн.).
——————————-
Мини-интервью с бывшими сотрудниками НП подтвердило мою точку зрения. После дела Газпрома, до этого веривший в НП гражданин П-н, решил что «крышевать» может и его родная контора, а ФСНП выходит из-под контроля и по сути, обладает слишком большими полномочиями, нежели МВД. По факту вымогательства взяток сотрудниками ФСНП в момент их закрытия было возбуждено несколько уголовных дел, но официальная статистика по этому вопросу обычному человек недоступна. Сотрудники ФСНП перешли в отдел по борьбе с наркотиками и в отдел по борьбе с экономическими преступлениями. И по результатам их работы, справляются они практически так же, как и раньше.

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 56

Министерства внутренних дел РФ

Федеральная служба по экономическим и налоговым преступле­ниям (ФСЭНП) является самостоятельным структурным подраз­делением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ и составляет единую систему специализированных правоох­ранительных органов исполнительной ветви власти федерального уровня, предназначенных для защиты фискальной компетенции и обеспечения экономической безопасности государства.

Федеральная служба по экономическим и налоговым пре­ступлениям преобразована из существовавшей ранее (до 1 июля 2003 г.) Федеральной службы налоговой полиции и осуществ­ляет все функции упраздненной полиции по выявлению, пре­дупреждению и пресечению налоговых преступлений и право­нарушений1.

В Российской Федерации налоговая полиция первоначально (с 18 марта 1992 г.) функционировала в качестве Главного управления налоговых расследований при Государственной на­логовой службе РФ2. Почти одновременно управление налого­вых расследований было отнесено к числу субъектов оператив­но-розыскной деятельности3. Самостоятельным государствен-

1 См.: Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершен­ствования государственного управления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 25 марта.

2 См.: Указ Президента РФ от 18 марта 1992 г. «О создании Главно­го управления налоговых расследований при Государственной налого­вой службе Российской Федерации».

3 См.: Закон РФ от 2 июля 1992 г. «О внесении дополнений и изме­нений в Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», Закон РСФСР «О государст­венной налоговой службе РСФСР», Уголовный кодекс РСФСР и Уго­ловно-процессуальный кодекс РСФСР» // Российская газета. 1992. 14 авг.

Глава’ 11. Правовой статус органов налогового контроля

ным органом налоговая полиция стала после принятия 24 июня. 1993 г. Верховным Советом РФ Закона РФ «О федеральных ор­ганах налоговой полиции». В соответствии с названным Зако­ном Главное управление налоговых расследований при Госна­логслужбе было преобразовано в правоохранительный орган го­сударства на правах комитета Российской Федерации — Департамент налоговой полиции РФ. 27 декабря 1995 г. Депар­тамент налоговой полиции РФ переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ’, которая в дополнение к имею­щимся полномочиям приобрела право осуществлять предвари­тельное следствие и проводить судебно-экономические и свя­занные с исследованием документов криминалистические экс­пертизы.

Согласно Указу Президента РФ от 17 мая 2000 г. «О структу­ре федеральных органов исполнительной власти»2 руководство деятельностью Федеральной службы налоговой полиции осу­ществлял Президент РФ. В настоящее время Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям воз­главляет заместитель Министра внутренних дел РФ.

Включение Федеральной службы по экономическим и нало­говым преступлениям в структуру исполнительной ветви власти федерального уровня означает централизацию, иерархию, един­ство системы организации ее территориальных органов, а также определенную независимость от органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Организация самостоятельной правоохранительной структу­ры, специализирующейся на деятельности в налоговой сфере, явилась ответом российского государства на скачок в начале 90-х гг. умышленных нарушений налогового законодательства. Многие нарушения налогового законодательства стали приоб­ретать большую общественную опасность, что объективно обу­словило появление уголовной ответственности за подобные преступления. В большинстве стран мира налоговые преступле-

1 См.: Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. «О внесении изме­нений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ. 1995. №51. Ст. 4973.

2 Российская газета. 2000. 17 мая.

Раздел II.Механизм правового регулирования

ния относятся к категории тяжких и сурово караются. Одновре­менно следует учитывать, что развитие фискальной деятельно­сти государства способствует и возникновению коррупции в налоговых органах.

Однако наличие в правоохранительной системе государства органов налоговой полиции свидетельствует не только об акти­визации правонарушений, посягающих на публичные фискаль­ные интересы. Налоговая полиция является неотъемлемым ат­рибутом демократических государств с рыночной экономикой, поскольку развитие экономических отношений влечет увеличе­ние налоговых отношений, их субъектов и объектов, разветв-ленность форм и методов государственного регулирования на­логообложения, усложнение законодательства о налогах и сбо­рах и т. д. При либеральной (или относительно свободной) форме экономических отношений также имеются характерные особенности способов защиты прав субъектов налоговых пра­воотношений. В складывающихся условиях правоохранитель­ные органы «общей юрисдикции» не всегда могут учесть специ­фику налоговых отношений, осуществить производство и рас­смотрение дел о налоговых правонарушениях в соответствии не только с уголовными, но и гражданскими, а также администра­тивными правовыми нормами.

Наделение ФСЭНП статусом правоохранительного органа означает наличие в ее компетенции характерных признаков, присущих всей правоохранительной системе, но в то же время ФСЭНП существенно отличается от иных правоохранительных органов. Полномочиям Федеральной службы свойственна узкая специализация в сфере налоговых правоотношений. ФСЭНП реализует контрольно-надзорную функцию государственного управления. В деятельности налоговых органов отсутствует по­стоянное или систематическое воздействие на иных участников налоговых отношений — юридическим фактом, на основании которого налоговая полиция вступает в налоговые правоотно­шения, как правило, является нарушение законодательства о налогах и сборах или угроза его нарушения. В отдельных случа­ях органы ФСЭНП наделяются или фактически реализуют пра­ва налоговых агентов.

ФСЭНП отличается и от налоговых органов. Налоговые ор­ганы контролируют соблюдение законодательства о налогах и

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 271

сборах, а Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям осуществляет проверочные мероприятия, опе­ративно-розыскную деятельность, расследует и предупреждает налоговые правонарушения и преступления.

Правовые основы деятельности Федеральной службы по эко­номическим и налоговым преступлениям установлены Консти­туцией РФ, НК РФ, положением «О Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел», утвержденным приказом МВД от 1 июля № 536, иными законодательными и подзаконными норматив­ными актами. Также в своей деятельности ФСЭНП руковод­ствуется общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права, международными договорами РФ. До внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее за­конодательство регулирование отдельных элементов компетен­ции налоговых органов осуществляется и в соответствии с по­становлениями и определениями Конституционного Суда РФ.

Наделение Федеральной службы по экономическим и нало­говым преступлениям статусом правоохранительного органа обусловило распространение на ее деятельность Уголовного ко­декса РФ (далее — УК РФ), Уголовно-процессуального кодек­са РФ (далее — УПК РФ), КоАП РФ, Федерального закона от 12 августа 1995 г. (в ред. от 20 марта 2001 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности»1, Закона РФ от 5 марта 1992 г. (в ред. от 24 декабря 1993 г.) «О безопасности»2.

ФСЭНП обеспечивает полномочия Министерства внутрен­них дел по борьбе с преступлениями в налоговой сфере непо­средственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ.

Деятельность ФСЭНП строится в соответствии с принципа­ми законности, уважения прав и свобод человека и граждани­на, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскной деятельности на основе исполь­зования научных рекомендаций и передового опыта, принци­пов планирования, сочетания единоначалия при принятии ре-

1 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; 2001. № 13. Ст. 1140.

2 Российская газета. 1992. 6 мая; 1994. 19 янв.

Раздел П. Механизм правового регулирования

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля

шений по вопросам оперативно-служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответствен­ности каждого сотрудника и работника за выполнение своих обязанностей и отдельных поручений.

В пределах своей компетенции ФСЭНП обеспечивает взаи­модействие Министерства внутренних дел с федеральными орга­нами государственной власти, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, органами государствен­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой инфор­мации, международными организациями, правоохранительными органами иностранных государств.

Отнесение Федеральной службы по экономическим и нало­говым преступлениям к правоохранительной системе предопре­деляет основную задачу ее деятельности — выявление, предупреж­дение и пресечение налоговых преступлений и правонаруше­ний. О выявленных иных преступлениях органы налоговой по­лиции обязаны проинформировать соответствующие правоох­ранительные органы. Кроме названной основными задачами ФСЭНП являются:

— подготовка предложений по основным направлениям го­сударственной политики по борьбе с налоговыми преступле­ниями и правонарушениями;

— организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия налоговых преступлений;

— организация и проведение профилактических и оператив­но-розыскных мероприятий по защите всех форм собственно­сти от преступных посягательств в целях обеспечения благо­приятных условий для развития предпринимательства и инве­стиционной деятельности;

— координация и организационно-методическое руковод­ство деятельностью подразделений по экономическим и нало­говым преступлениям;

— совершенствование нормативно-правовой основы дея­тельности подразделений по экономическим и налоговым пре­ступлениям и организация исполнения органами внутренних дел законодательства по вопросам борьбы с преступлениями в экономической и налоговой сферах;

— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправ­ных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Реализация задач, поставленных перед ФСЭНП обуславли­вает наделение этого органа следующими основными функ­циями:

— разработка предложений по основным направлениям дея­тельности органов МВД по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений;

— обеспечение в пределах полномочий органов МВД полу­чения, обработки и комплексного анализа информации о со­стоянии преступности в сфере налогообложения, разработка на основе прогнозирования социально-экономической и крими­ногенной обстановки в стране предложений по предупрежде­нию и пресечению налоговых преступлений;

— разработка и осуществление мер по обеспечению защиты законных экономических интересов физических и юридиче­ских лиц, общества и государства;

— участие в разработке и реализации государственных про­грамм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

— организация и осуществление оперативно-розыскной дея­тельности по выявлению, предупреждению и пресечению нало­говых преступлений;

— организация и контроль за деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям по выполнению возложенных на них задач;

— координация деятельности органов внутренних дел, глав­ных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию экономических и налоговых преступ­лений;

— проведение оперативно-розыскных мероприятий по вы­явлению и перекрытию каналов финансирования и поступле­ния материально-технической помощи незаконным вооружен­ным формированиям, организациям и лицам, занимающимся террористической деятельностью;

10-10264 Крохина

Раздел II. Механизм правового регулирования

— орган** заиия и непосредственное проведение работы по выявлению ?<ОЗЯЙСТВУЮЩИХ субъектов, подконтрольных органи­зованным грУппам и преступным сообществам (преступным организаций м)> осУЩествление оперативно-розыскных меро-

приятии по

пресечению их преступной деятельности во взаи-

модействии с подразделениями по борьбе с организованной преступносТ*10′ правоохранительными и контролирующими

органами;

— разра&°тка и реализация во взаимодействии с другими федеральны34111 органами исполнительной власти и подразделе­ниями МВД России мер по борьбе с преступлениями и право­нарушения^ и в сФере налогообложения;

— обоби!ает и анализирует практику применения подразде­лениями За^онодательства в сФеРе защиты законных экономи­ческих интересов физических и юридических лиц, общества и

государства;

— оказавие методической помощи подразделениям Службы общественной безопасности МВД России в организации дея­тельности ^илиции общественной безопасности по выявлению, предупрежДению> пресечению и раскрытию преступлений в сфере эконс>мики’ по KOTOPblM обязательно проведение предва­рительного следствия;

__В3аи1^с>действие и проведение консультаций с российски­ми и зарубежными общественными организациями, правоохра-нительнымИ органами иностранных государств по вопросам правоохраН**тельн°й деятельности в экономической и налого­вой сферах;

_ взаи;у(0действие со средствами массовой информации при

освещении проблем борьбы с налоговой преступностью;

— формирование и ведение оперативно-справочного учета, информацИ°нных систем и банков данных, необходимых для осуществле^ия правоохранительной деятельности в налоговой

сфере;

— разработка проектов законодательных и иных норматив­ных правовь1х актов Российской Федерации, а также участие в разработке проектов международных договоров Российской Федерации по вопросам борьбы с экономическими и налого­вым преступлениями.

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 275

Выполнение ФСЭНП возложенных государством задач и функций обеспечивается предоставлением широкого набора прав:

— проводить в соответствии с законодательством оператив­но-розыскные мероприятия с целью выявления, предупрежде­ния и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложе-«0 ния и уклонения от уплаты налогов, дознание и предваритель­ное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральной службы по экономическим и налоговым преступ­лениям, а также обеспечения собственной безопасности;

— пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

— осуществлять при наличии достаточных данных проверку налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объе­ме с составлением актов по результатам этих проверок;

— приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках и кредитных учреждениях на срок до одного меся­ца в случаях непредставления документов, связанных с исчис­лением и уплатой налогов. Приостановление операций по счету распространяется только на расходные операции проверяемого субъекта; приходные операции по проверяемому счету банк вправе осуществлять без ограничений. При наличии у прове­ряемого субъекта нескольких банковских счетов ФСЭНП впра­ве приостановить расходные операции по каждому из них. Ре­шение о приостановлении операций по счету обязательно для выполнения обслуживающим банком. Данное право органов ФСЭНП (в отличие от полномочий налоговых органов) рас­пространяется и на банковские счета физических лиц;

— беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налого­плательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследо­вать их.

О всех случаях проникновения в жилые помещения, исполь­зуемые для индивидуальной и предпринимательской деятель­ности, против воли проживающих в них граждан орган налого­вой полиции уведомляет прокурора в течение 24 часов с мо-

Раздел II. Механизм правового регулирования

мента проникновения. Для осуществления данного права сотрудники ФСЭНП должны располагать достаточными дан­ными об осуществлении в этом помещении индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельности. Проникно­вение в жилое помещение без наличия достаточных объектив­ных данных об использовании данного помещения в предпри­нимательских целях или для индивидуальной трудовой деятель­ности является квалифицирующим признаком должностного правонарушения сотрудников ФСЭНП и влечет негативные последствия, предусмотренные законодательством (ст. 14 Феде­рального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации», ст. 285 и 286 УК РФ);

— выносить в качестве предупредительной меры письмен­ные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций неза­висимо от организационно-правовых форм и форм собственно­сти, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, пре­доставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законода­тельством, а при необходимости — восстановления бухгалтер­ского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;

— проверять у граждан и должностных лиц документы, удо­стоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или администра­тивного правонарушения;

— вызывать с целью получения объяснений, справок, сведе­ний граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральной службы по экономическим и налоговым преступ­лениям;

— получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ФСЭНП обязанностей, за ис­ключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная Федераль-

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 277

ной службой информация используется исключительно в слу­жебных целях и разглашению не подлежит;

— использовать в случаях, не терпящих отлагательства, сред­ства связи и транспортные средства, принадлежащие предпри­ятиям, учреждениям и организациям или общественным объе­динениям (кроме средств связи и транспортных средств дипло­матических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и за­держания лиц, совершивших налоговые преступления или по­дозреваемых в их совершении.

По требованию владельцев средств связи и транспортных средств федеральные органы налоговой полиции возмещают убытки и расходы, понесенные владельцами в этих случаях.

Реализация вышеперечисленных прав ФСЭНП обеспечива­ется мерами административной ответственности в виде штрафа. Нарушение руководителями и должностными лицами предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от форм собст­венности, физическими лицами прав органов налоговой поли­ции влечет за собой наложение штрафа в размере до стократно­го установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.

Законодательством установлены две группы правовых гаран­тий осуществления ФСЭНП своих полномочий. К первой группе относится императивность выполнения законных требо­ваний сотрудника Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. Вторая группа гарантий заключает­ся в запрете вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП.

Правомерные действия сотрудника ФСЭНП вытекают из за­дач, возложенных государством на Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям, и соотносятся с обязанностями фискально обязанных лиц. Таким образом, при исполнении служебных обязанностей сотрудник ФСЭНП явля­ется представителем государственной власти и находится под защитой государства.

Требования сотрудника ФСЭНП, адресованные иным участ­никам налоговых отношений, должны соответствовать закону как по форме, так и по содержанию. Законные требования со-

Раздел II. Механизм правового регулирования

трудника ФСЭНП обязательны для выполнения фискально обя­занными лицами, их представителями, иными физическими ли­цами (в том числе иностранцами и лицами без гражданства), а также должностными лицами. Требования сотрудника ФСЭНП должны быть выполнены незамедлительно, если законодатель­ством не установлен определенный срок или из смысла самого требования не вытекает наличие времени для его осуществле­ния.

Правовыми последствиями невыполнения законных требо­ваний сотрудника ФСЭНП, а также правовыми последствиями осуществления действий, препятствующих сотруднику ФСЭНП исполнять возложенные на него обязанности, являются:

— применение по отношению к правонарушителю физиче­ской силы, специальных средств или табельного огнестрельно­го оружия;

— привлечение правонарушителя к ответственности в уста­новленном законодательством порядке.

Применение сотрудниками ФСЭНП физической силы, спе­циальных средств или табельного огнестрельного оружия долж­но осуществляться на основании законодательных норм, в част­ности ст. 37—39 УК РФ и ст. 13—16 и 24 Закона о милиции. За моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением физической силы, специаль­ных средств или табельного огнестрельного оружия, сотрудники ФСЭНП ответственности не несут. При этом следует учиты­вать, что ответственность сотрудников ФСЭНП исключается только в случае соразмерности причиненного вреда и силе ока­зываемого противодействия.

Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника ФСЭНП обеспечена со стороны государства запретом кому-ли­бо, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом, препят­ствовать исполнению сотрудниками ФСЭНП служебных обя­занностей. Воспрепятствование исполнению сотрудником ФСЭНП своих служебных обязанностей, оскорбление его чести и достоинства, угрозы, сопротивление, насилие или посяга­тельство на его жизнь, здоровье и имущество в связи с осуще­ствлением им служебной деятельности влекут за собой ответст­венность, предусмотренную действующим законодательством.

Глава 11. Правовой статус органов налогового контроля 279

Деятельность ФСЭНП подконтрольна непосредственно Ми­нистру внутренних дел РФ, а функции по координации ее дея­тельности осуществляет первый заместитель Министра внут­ренних дел — начальник Службы криминальной милиции.

Надзор за законностью деятельности ФСЭНП осуществляет прокуратура РФ. Согласно Федеральному закону от 17″я*нваря 1992 г. (в ред. от 29 декабря 2001 г.) «О прокуратуре Российской Федерации»1 предметом прокурорского надзора за деятельно­стью Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, вы­полнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых ФСЭНП.

Финансирование расходов Федеральной службы по эконо­мическим и налоговым преступлениям осуществляется из фе­дерального бюджета Российской Федерации.

1. Создание органов налоговой полиции было предусмотрено Законом РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» Главного управления налоговых расследований при ГНС РФ. Позже в соответствии с Указом Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 262′ были определены полномочия этих органов, задачи, функции, социальные гарантии сотрудников. Статус самостоятельного органа в качестве Департамента налоговой полиции РФ она приобрела в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»^ а Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1037^ было утверждено «Положение о Департаменте налоговой полиции». Законом РФ от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции и Уголовно-про^ цессуальный кодекс РСФСР»»* статус налоговой полиции был определен как Федеральная служба налоговой полиции российской федерации.

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации — это специализированный правоохранительный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий законность и правопорядок в сфере налоговых и связанных с ним правоотношений.

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ) входит в структуру федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 года№ 1177^.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции регулируется целым комплексом законодательных и иных нормативных актов, которые устанавливают их статус и полномочия. Поскольку органы налоговой полиции — это правоохранительные органы, то в своей деятельности они руководствуются актами, регулирующими правоотношения по осуществлению охраны государственного и общественного порядка. К числу таких актов относятся: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»^. Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс об административных правонарушениях РСФСР.

Наконец, выступая участниками налоговых правоотношений, они вправе пользоваться полномочиями, предоставленными законодательством налоговым органам при исполнении служебных обязанностей, т. е. в рамках возложенных на них задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.

2. Деятельность правоохранительных органов связана, как правило, с вторжением в сферу конституционных прав и свобод граждан, поэтому осуществление ими своих полномочий должно происходить только в рамках задач и на основе принципов деятельности налоговой полиции, что служит гарантией от неоправданного нарушения прав физических и юридических лиц. Таким образом, задачи и принципы деятельности федеральных органов налоговой полиции должны являться основой для выработки должностными лицами налоговой полиции конкретных решений.

Соответственно задачам выделяются и три группы полномочий. При этом важно отметить, что одни из полномочий практически аналогичны полномочиям налоговых органов, другие направлены на содействие органам налоговой службы в исполнении ими своих обязанностей, третьи являются узкоспециальными правомочиями органов налоговой полиции, что позволяет ей контролировать не только налогоплательщиков, но и должностных лиц госналогинспекций.

К задачам, решаемым федеральными органами налоговой полиции, относятся:

— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах*.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции осуществляется на основе следующих принципов’:

1) законности;

2) уважения прав и свобод человека и гражданина;

3) подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной властей Российской Федерации;

4) сочетания гласных и негласных форм деятельности;

5) аполитичности;

6) взаимодействия с другими органами, налоговыми службами других государств, гражданами и организациями;

7) единства и централизации органов полиции;

8) независимости и единоначалия;

9) конфиденциальности.

3. Федеральные органы налоговой полиции являются единой централизованной системой с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации в ранге Председателя государственного комитета Российской Федерации, который назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В качестве совещательного органа в ФСНП РФ и управлениях налоговой полиции образуются коллегии.

Система федеральных органов налоговой полиции состоит из трех уровней;

1. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах Государственного комитета Российской Федерации;

2. Территориальные органы ФСНП РФ по субъектам Рос» сийской Федерации;

3. Местные органы налоговой полиции — отделы районов (в Москве и Санкт-Петербурге), а также межрайонные отделы управлений.

Структура центрального аппарата приведена в приложении к Положению о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от II октября 1993 г. № 1037^.

4. Общие полномочия сотрудников органов налоговой полиции определены в Законе РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», а также в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г.’°

Сотрудники органов налоговой полиции в соответствии с содержанием полномочий выполняют следующие функции: — правоохранительные;

— вытекающие из полномочий налоговых органов; ~ агентов валютного контроля. Сотрудникам налоговой полиции присваивается специальное звание. Перечень должностей, по которым присваивается специальное звание, утвержден Постановлением Правительства РФ от II октября 1993 г. № 1037 ^Вопросы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации». Лицам начальствующего состава федеральных органов по перечню, утверждаемому директором ФСНП РФ, присваивается классная квалификация. Так же, как и в отношении налоговой службы, для должностных лиц налоговой полиции характерен различный объем предоставляемых прав. Начальники подразделений налоговой полиции и их заместители обладают специальными правами, осуществление которых возможно только этими должностными лицами (наложение финансовых взысканий, административного ареста на имущество, административных штрафов, приостановление операций по счетам в банке и др.). При исполнении служебных обязанностей сотрудник налоговой полиции является представителем государственной власти и находится под защитой государства. Его законные требования обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Все сотрудники налоюзой полиции подлежат обязательному государственному личному и имущественному страхованию за счет средств федерального бюджета.

5. Цель взаимодействия федеральных органов налоговой полиции, налоговых органов и иных государственных учреждений -» обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Взаимодействие государственных органов в налоговой сфере состоит во взаимном содействии в решении стоящих перед налоговой службой и налоговой полицией задач.

Федеральная налоговая полиция содействует налоговым службам следующим образом.

При возникновении необходимости органы налоговой полиции по мотивированному запросу ГНС РФ, ГНИ на местах, других государственных органов выделяют сотрудников налоговой полиции для проверки фактов налоговых правонарушений.

Федеральные органы налоговой полиции извещают налоговые органы о реализации оперативных мероприятий по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений, о контрольных проверках налогоплательщиков.

Федеральные органы налоговой полиции по мотивированному запросу Госналогслужбы РФ, государственных налоговых инспекций на местах обеспечивают личную безопасность сотрудников налоговых органов и членов их семей.

Кроме того, ГНС РФ, ГНИ на местах и иные государственные органы по мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции выделяют своих специалистов для про-ведения совместных проверок по данным оперативных материалов, а также контрольных проверок правильности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами. Решение о выделении специалистов по мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции должно быть принято в течение пяти дней с момента поступления запроса.

Налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками в крупных и особо крупных размерах обязаны в десятидневный срок направить материалы в территориальные органы налоговой полиции для принятия по ним решений в соответствии с законодательством.

6. Круг полномочий федеральных органов налоговой полиции чрезвычайно широк. Налоговая полиция наделена не только правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля, но и правами, присущими милиции, органам дознания и предварительного следствия, а также органам прокуратуры.

Обязанности налоговой полиции разделены на следующие четыре группы:

а) обязанности по выявлению и пресечению налоговых правонарушений’.

— проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба;

— осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

— принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку; б) обязанности по охране налоговых органов: — обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;

в) обязанности по борьбе с коррупцией: — проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции; г) обязанности по взаимодействию:

— исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

— оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

— осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения;

д) обязанности по охране тайны:

— сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.

Права федеральных органов налоговой полиции можно классифицировать следующим образом:

а) права по обнаружению, раскрытию и пресечению преступлений и других правонарушений:

— проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, а также обеспечения собственной безопасности:

— осуществлять проверки налогоплательщиков в полном объеме (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) с составлением актов по их результатам: целью данных проверок является контроль не налогоплательщиков, а должностных лиц налоговых органов;

— беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

— проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения:

— вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;

Государственные органы как участники отношений в сфере налогообложения

— получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации;

— использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении;

— осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов налоговой полиции, проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы;

— осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия доходов (прибыли) от налогообложения невозможно;

— осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов налоговой полиции;

— использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения налоговых преступлений и нарушений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда;

— привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства; — выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет;

б) права по применению мер принуждения: — приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель;

— налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет;

— хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом РСФСР «О милиции»»;

— составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам налоговой полиции, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

в) права по реагированию на выявленные нарушения налогового законодательства:

— в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в качестве предупредительной меры письменные предостережения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;

— вносить в соответствии с законом в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и нарушений; г) права по наложению взысканий:

— применять финансовые санкции за налоговые правонарушения на основании актов проверок;

— налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на физических лиц за воспрепятствование в реализации ряда прав, предоставленных налоговой полиции (например, за невыполнение требования об устранении правонарушений).

7. Вопросы разграничения компетенции и полномочий налоговой полиции и иных государственных органов в российском законодательстве в настоящее время отражены недостаточно четко. Поэтому значительное место в сфере правового регулирования заняли письма и постановления Высшего Арбитражного Суда РФ.

1) Необходимо особо подчеркнуть, что ФСНП РФ не наделена полномочиями по принятию общеобязательных нормативных актов. Приказы, инструкции и указания директора ФСНП РФ обязательны для выполнения только федеральными органами налоговой полиции.

2) В соответствии со ст. 11 Закона «О федеральных органах налоговой полиции» обо всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан орган налоговой полиции обязан уведомить прокурора в течение 24 часов с момента проникновения. Необходимо отметить, что данная обязанность не освобождает сотрудников налоговой полиции от необходимости получения разрешения судьи или в соответствующих случаях извещения судьи о проведении такой операции, поскольку в соответствии со ст. 25 Конституции РФ «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

3) Целью контрольных проверок налогоплательщиков после проверок, проведенных налоговыми органами; является контроль за должностными лицами последних и выявление в них фактов коррупции. В то же время Законом «О федеральных органах налоговой полиции» не установлены какие-либо ограничения, поэтому орган налоговой полиции вправе осуществлять проверки не только после проверок, проведенных должностными лицами органов Госналогслужбы РФ, но и самостоятельно. На этом выводе и было основано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 августа 1996 г. № 1615/96″.

4) Письмом Департамента налоговых реформ Министерства финансов РФ от 29 марта 1996 г. № 04-01-12^ были даны разъяснения по поводу законности требований органов налоговой полиции к банкам о предоставлении сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом органы налоговой полиции, помимо справок по операциям и счетам, могут запрашивать любую другую информацию. Однако налоговая полиция не является налоговым органом, а лишь наделена его полномочиями. Поэтому действие письма Министерства финансов РФ от 17 января 1994 г. № 5 «О порядке представления сведений в налоговые органы»^ не должно распространяться на налоговую полицию.

5) Как разъяснил в своем письме от 31 августа 1994 г. № СЗ-7/ОП-628^ Высший Арбитражный Суд РФ, на федеральные органы налоговой полиции не могут быть возложены задачи, не предусмотренные Законом «О федеральных органах налоговой полиции». В соответствии с п. 2 ст. II названного закона налоговая полиция вправе пользоваться полномочиями, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов, только в рамках возложенных на них задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Они не вправе выполнять функции налоговых инспекций, не вытекающие из налоговых отношений. Так, например, в компетенцию налоговой полиции не входит проверка исполнения Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и наложение на хозяйствующие субъекты штрафов за нарушения этого закона.

6) Ограничены полномочия налоговой полиции и в сфере валютного контроля. Поскольку выявление нарушений в сфере валютного законодательства не входит в предусмотренный в ст. 2 Закона «О федеральных органах налоговой полиции» перечень задач, в случае выявления нарушений валютного законодательства органы налоговой полиции должны направлять материалы в соответствующие учреждения. Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. № 7127/95^, органы налоговой полиции наделены правами агентов валютного контроля, но поскольку агенты валютного контроля не вправе применять санкции за нарушения валютного законодательства, то и органы налоговой полиции такими правами не обладают.

7) Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П была дана оценка конституционности положений 2 и 3 ч. 1 ст. II Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»^, согласно которым федеральные органы налоговой полиции на основании ст. 7 (п. 8 к 9) и ст. 8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» ист. 13 Закона об основах налоговой системы могут производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Эти положения были признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 35 (ч. 3), 45 и 46 (ч. 1 и 2). Следовательно, органы налоговой полиции вправе производить взыскание в бесспорном порядке только сумм недоимки и пени. Поскольку дело рассматривалось только в отношении налоговой полиции, полномочия налоговых органов по бесспорному списанию данным постановлением Конституционного Суда РФ не ограничены.

8) Местные органы налоговой полиции не всегда являются юридическими лицами. Однако, как разъяснил в своем письме от 7 июня 1995 г. № С1-7/ОП-314^ Высший Арбитражный Суд РФ, отношения, складывающиеся между федеральными органами налоговой полиции (в том числе местными) и предпринимателями и регулируемые Законом «О федеральных органах налоговой полиции», не являются гражданско-правовыми. Поэтому правоспособность участников этих отношений не может определяться в соответствии с нормами гражданского законодательства и ставиться в зависимость от наделения их статусом юридического лица. Следовательно, местные органы налоговой полиции полномочны, например, в соответствующих случаях принимать решения о применении мер ответственности.

9. За противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут установленную законом ответственность. Ущерб, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям их противоправными действиями, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательствами.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *