Финансовый информатор

Передача информации в ФНС России не требуется:

— в отношении ЮЛ, осуществляющих активную деятельность. Информацию об активности организации можно оценить на основании СМИ (как указывает НК РФ: «из публично доступной информации можно разумно предположить…»);

Основные признаки активной организации:

  • менее 50% пассивных доходов;
  • акции обращаются на ОРЦБ.

— в отношении клиентов-ЮЛ, если величина остатка средств на счете на отчетную дату или суммы договора по существующим договорам составляет ≤ 250 тыс. долларов США;

— в отношении финансовых организаций из утвержденного перечня (освобожденные финансовые организации)

Освобожденные финансовые организации:

1) Центральный Банк Российской Федерации (Банк России),

2) ПФ РФ, ФОМС, ФСС,

3) акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»,

4) акционерное общество «Российская венчурная корпорация»,

5) Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов,

6) Государственная корпорация Фонд Содействия реформированию ЖКХ,

7) международные организации по перечню, утвержденному МИД РФ совместно с Минфином РФ.

Содержание

Что с «физиками»

По физическим лицам ограничений нет. 📌 Реклама Это означает, что по каждому физическому лицу – нерезиденту финансовые компании представят информацию в ФНС России. Если остаток на счете такого физического лица превышает 1 млн. долларов, то к его персоне финансовой компании предписано оказать особое внимание в части проверки его резидентства.

Когда ФНС получит отчетность

Первая отчетность должна поступить в ФНС России от финансовых организаций до 31.07.2018 в отношении счетов клиентов, открытых до 2018 года. В дальнейшем отчетность будет направляться финансовыми организациями в ФНС России до 31 мая года, следующего за отчетным. В целях обеспечения новых положений НК РФ введены штрафные санкции:

Статья НК РФ

Нарушение

сумма штрафа, руб.

129.7 (п.1) Ненаправление в срок финансовой информации

500 000

129.7 (п.2) Невключение информации о клиенте, выгодоприобретателе и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих

50 000 за каждый факт

129.8 Нарушение порядка установления налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, путем непринятия установленных мер

50 000 в отношении каждого клиента, выгодоприобретателя либо лица, прямо или косвенно их контролирующего

За налоговые правонарушения, предусмотренные статьями 129.7 и 129.8 НК РФ, выявленные в 2017, 2018 и 2019 годах, налоговые санкции, предусмотренные указанными статьями, не применяются. 📌 Реклама

Аналогичные правила действуют и для счетов российских резидентов, открытых за рубежом в иностранных банках, фондах и т.п. Иностранные контролирующие органы будут получать информацию о счетах россиян от финансовых организаций своей юрисдикции и передавать в ФНС России.

В результате внедрения указанных изменений контролирующие органы государств планируют стереть границы между странами для усиления налогового контроля. Информация о счетах физических лиц, а также информация о конечных бенефициарах компаний, зарегистрированных за рубежом, и их доходах станет открытой для контролирующих органов.

Не смотря на то, что в настоящее время ФНС России не заключила двухсторонних соглашений с контролирующими органами других государств, налоговые органы РФ уже начнут аккумулировать сведения о нерезидентах, которые смогут использовать при проведении налоговых проверок, выявлении схем ухода от уплаты налогов, а также передавать иностранным контролирующим органам по их запросам (пока не в автоматическом режиме и не в унифицированном формате). Держателям счетов в иностранных Банках следует отслеживать заключения ФНС России двусторонних соглашений с другими государствами. Например, в настоящее время Швейцарией рассматривается возможность заключения такого соглашения с Россией, которое по прогнозу вступит в силу с 2019 года.

Глобализация 21-го века вскрыла множество проблем отдельных стран. Одной из самых ярко выраженных проблем стало существование оффшорных гаваней, которые позволяли скрывать крупные денежные активы любого происхождения.

Впервые об этой проблеме всерьез задумались, когда расследовали финансирование террористических актов, произошедших в Нью-Йорке в 2001 году. Правительство США взяло курс на выработку международной финансовой политики по деофшоризации мировой экономики.

Кроме проблемы терроризма, оффшорное законодательство скрывало также капиталы людей, уклоняющихся от налогообложения в своих странах, международного криминалитета, коррупционеров, политически и социально значимых лиц.

Богатые элиты со всего мира использовали секретные юрисдикции, чтобы скрывать свои активы и уклоняться от уплаты налогов.

В результате Организацией Экономического Содружества и Развития была выдвинута концепция борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и уклонением от налогов, получившая название BEPS. В рамках борьбы с проблемой BEPS, был разработан стандарт автоматического обмена налоговой информацией между большинством государств мира. Особое внимание было уделено включению в подобные обмены стран с налоговыми льготами и нулевым налогообложением.

В результате к маю 2020 году к выработанному общему стандарту обмена налоговой информации, получившему наименование CRS (Common Reporting Standard), присоединилось более чем 100 стран, которые активизированы около 4000 двусторонних обменных соглашений между собой.

Причем, данные соглашения постоянно обновляются и в конце сентября 2020 года ожидается, что будут заключены новые.

Глобальный международный обмен налоговой информацией, проводимый в рамках борьбы с BEPS, значительно повысил прозрачность мировой экономики для налоговых органов. Это, с одной стороны может значительно увеличить приток налоговых и штрафных поступлений в бюджеты стран из которых долгие годы выводились финансовые активы. С другой стороны, международная торговля и экономическое развитие отдельных стран и даже регионов может значительно снизиться. Ведь общий законы никто не отменял и там, где совокупная налоговая нагрузка на капитал возрастает, уменьшается предпринимательская и инвестиционная активность. Поэтому, обратной стороной данных процессов следует ожидать замедление общемировых темпов экономического роста при реализации вышеуказанных рисков.

Что конкретно передается в рамках автоматического международного обмена налоговой информацией по стандарту CRS?

Передаются сведения, полученные от финансовых учреждений, страховых, брокерских, кастодиальных и прочих организаций, которые связаны с хранением, страхованием и использованием средств юридических лиц.

Конкретно передается следующее:

  • Название (ФИО), юридический адрес, ИНН (или иной идентификационный налоговый номер) и место рождения (для физических лиц);
  • Номер счет или его аналог;
  • Наименование финансовой организации и её реквизиты, в которой находится данный счет;
  • Остаток денежных средств на конец отчетного года (31 декабря) или на дату закрытия счета.

На кого передаются данные в рамках автоматического международного обмена налоговой информацией?

Передаются на всех физических и юридических лиц той страны, с которой осуществляется взаимный автоматический обмен налоговой информацией.

То есть, если ваша компания или вы лично, являясь гражданином Украины или России открыли счет в Швейцарии или Сингапуре, то данные об этих счетах и и остатки на 31 декабря 2019 года попадут, в рамках автоматического обмена налоговой информацией, в налоговые органы России или Украины до конца октября 2020 года.

Однако, в случае, если ваша компания имеет менее 250 тыс USD на конец отчетного периода и ваша компания занимается более чем на 50% активной деятельностью, то сведения не будут переданы финансовыми организацией в налоговые органы.

Более того, все сведения собираются в налоговые органы стран в срок до 31 мая года, следующего за отчетным, а автоматический обмен налоговой информацией начинается с 01 августа. Таким образом, у вашего банка или иной финансовой организации будет 2 месяца на то, чтобы проверить и внести изменения по вашему счету, если таковые имеются.

Проблема в том, что далеко не все банки, платежные системы и прочие финансовые организации знают какой деятельностью вы занимаетесь и не все могут оценить насколько активной она является. Поэтому, есть возможность проконтролировать какая информация о вашем счете была передана от вашего банка и в случае ошибок, есть время для внесения корректировок.

Внесение данных корректировок можно обосновать многими причинами. Например, что вы интересуетесь для того, чтобы внести верные данные в налоговую декларацию или что верные документы были получены только сейчас и пр. и т.п. При верном построении взаимоотношений с вашей финансовой организацией, вам должны пойти навстречу. В конце концов — вы их клиент, а не налоговая служба вашей страны.

Нужно также учитывать, что в случае, если ваша иностранная компания получает пассивный доход, то сведения о ней будут подаваться в налоговую вне зависимости от остатка менее 250 тыс USD. Пассивный доход может получаться компанией от депозитов, дивидендов, отчислений от авторских, лицензионных или иных прав на интеллектуальную собственность, либо пассивной деятельности.

Можно сказать, что к активной деятельности будет относиться любая производственная, торговая, исследовательская и иные виды активной деятельности.

Но, в любом случае, нужно всегда контролировать каким образом ваша финансовая организация квалифицирует вашу деятельность в своей отчетности. Это крайне важно именно по причине передачи ими налоговой информации в страну, где вы являетесь налоговым резидентом.

Что будет с налоговой информацией, полученной из-за рубежа?

Во-первых, она поступит в конце года, следующего за отчетным. Это значит, что её проверка может быть осуществлена не ранее, чем в начале года следующего за после отчетным годом. Например, за 2019-й год, налоговая сможет проверить данные, полученные по международному обмену налоговой информацией не ранее начала 2021 года.

Что будет проверяться? Начнем с юридических лиц. В первую очередь, подавали ли вы сведения в свою налоговую инспекцию о своем участии в иностранной компании, что следует из Закона О контролируемых иностранных компаниях. Если подавали, то дальнейшие проверки будут относиться к сравнению поданных вами данных со сведениями, полученными в рамках автоматического обмена данными.

Главной целью налоговой инспекции будет проверка вашего участия на предмет уклонения от налогообложения ваших личных доходов, как владельца иностранной компании. Это будет проверяться особенным образом в случае, если разница в налогообложении между странами — существенная. Например, в России вы платите налог на прибыль 20%, а в стране, где зарегистрирована ваша компания — 0% или близко к этому. В этом случае, вы должны будете заплатить НДФЛ со своей доли участия в иностранной компании вне зависимости от того, была ли распределена её прибыль. Но, сделать это вы должны будете в год, следующий за пост отчетным периодом. То есть, по результатам деятельности вашей иностранной компании в 2019-м году, вы должны будете включить сведения в декларацию за 2020 год в 2021 году и тогда в срок до 30 мая заплатить НДФЛ.

К налоговой декларации нужно будет приложить аудиторское заключение о результатах деятельности вашей иностранной компании, либо хотя бы финансовый отчет для тех стран, где не проводится ежегодный аудит. Но, по опыту можем сказать, что ФНС любит запрашивать именно аудиторские заключения, а не вашу отчетность.

Поэтому, лучше сразу подать то, что им нужно, а не ждать дополнительных запросов, которые могут потеряться и вас обвинят в неуплате налогов и блокируют счета, что зачастую происходит.

Налоговые органы могут потребовать от вас иные документы и разъяснения в случае необходимости. Не следует их игнорировать, а лучше предоставить все что требуется, чтобы не нарваться на непонимание и штрафы за неуплату НДФЛ.

В случае, если вы оказались в качестве владельца иностранного счета, как физическое лицо, то будет проверяться, в первую очередь, уведомляли ли вы ФНС о наличии такого счета. Если да, то соответствует ли ваш отчет о движении средств с полученной налоговой информацией от зарубежного источника в рамках автоматического обмена. Если да, то все в порядке. Если нет, то будут требовать дать пояснения.

Далее, может быть запрошена выписка с вашего зарубежного счета для проверки на предмета соотвествия всех операций валютному контролю. Конечно, все зависит от ваших оборотов и остатков на конец отчетного периода.

В случае, если у вас там незначительные суммы и их годовой оборот не превысил 600 тыс рублей, по среднегодовому курсу ЦБ РФ, то вы даже не обязаны подавать отчет о движении средств на иностранном счете. Соответственно, претензии или запросы от налоговых органов, по поводу вашего иностранного счета, вряд ли последуют.

И, совсем другая ситуация будет, если обороты по вашему зарубежному счету будут превышать вышеуказанную сумму.

Что вы должны сделать для того, чтобы избежать проблем с владением иностранной компанией и счетов в зарубежном банке из-за международного обмена налоговой информацией?

Как указывалось выше, заботиться о том, какая информация будет передаваться вашим зарубежным банком в налоговые органы своей страны по вашим счетам.

Если есть возможность избежать попадания в автоматический обмен налоговой информацией, то нужно это использовать. Как это можно сделать?

  1. Постарайтесь снизить долю своего владения ниже 25% в иностранной компании в случае, если в ней нет больше резидентов вашей страны. В случае если есть, то снижайте свою долю менее 10%. В этом случае вы не попадаете в автоматический обмен налоговой информацией.
  1. Постарайтесь вести активный бизнес от имени иностранной компании и не оставлять на 31 декабря сумму более 250 тыс USD на её счете в одном банке. Поговорите со своим банком. Есть возможности отправить деньги из одного банка несрочным платежом 30 декабря, а получить их в другом банке только 02 января. Таким образом у вас не будет остатка на счете, т.к. деньги уже спишутся, но и в банк назначения они не успеют поступить, а как бы зависнут в дороге. Почему бы не использовать эти особенности банковских взаиморасчетов в свою пользу?
  1. Постарайтесь снизить годовой оборот по персональному счету, чтобы уложиться в норму до 600 тыс рублей эквивалента. Это не так сложно сделать, если открывать новые счета в случае, если ваш оборот превышает указанный диапазон в отдельном банке или платежной системе. Достаточно просто внимательно следить за вашими операциями, пересчитывая их в рублевом эквиваленте и оставляя запас для резких изменений курсов валют.
  1. Постарайтесь зарегистрировать компанию в стране, которая не имеет автоматического обмена налоговой информацией с Россией. К таковым относятся: США, Великобритания, Канада, Турция, Черногория, Таиланд. Однако помните, что вы не сможете получить оттуда дивиденды в Россию, или на счет в страну, с которым есть обмен налоговой информацией. Нужно просто быть осторожным. В том числе и в личной активности в социальных сетях и средствах массовой информации, чтобы случайно не вызвать интерес налоговых органов своей страны постоянного пребывания.

Это наиболее простые и действенные способы не попасть в автоматический обмен налоговой информацией. Но, пожалуйста, не забывайте, что кроме стандарта CRS, налоговые органы могут запросить данные в налоговых органах других стран в индивидуальном порядке и на основании следующих нормативных актов:

  • в рамках исполнения Соглашений об избежании двойного налогообложения. Например, у России заключено 83 таких соглашений с разными странами. Правда в настоящий момент идут переговоры о расторжении этих соглашений с Мальтой, Люксембургом и Кипром. Но, это не меняет возможности индивидуальных запросов между налоговыми органами разных стран на основании налогового персонального дела;
  • в соответствии с Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, которую Россия ратифицировала 01 июля 2015 года. Участницами данной Конвенции, кроме России, являются ещё 100 стран и по ней, запрашиваться может любая информация а рамках налоговых дел. При этом, запрашиваемое государство должно оказать полное содействие в получении ответов на данные запросы. На практике, далеко не со всеми странами налажен обмен такими запросами. Обычно, страны с которыми нет обмена публикуются ФНС России отдельным списком. Но, даже в этих списках есть страны, которые на самом деле сотрудничают. Поэтому, все индивидуально и зависит от уровня выдвигаемых против вас обвинений и степени вашей известности широкой общественности.

Исходя из всего вышесказанного, вывод может быть только такой: не стоит играть в прятки с налоговыми службами тех стран, где вы проводите большинство своего времени. Лучше во всем разобраться с помощью профессионалов с большим опытом работы в других странах. Даже такие страны как Россия активно идут на отправку индивидуальных запросов в страны, с которыми нет автоматического обмена налоговой информацией. И подобная практика будет все чаще и чаще применяться. Особенно с учетом будущих проблем с наполнением бюджета. Поэтому, не стоит играть со спичками в сухом лесу.

Эксперты портала InternationalWealth много лет работают во многих странах, помогая открывать новый бизнес, масштабировать его, защищать и приумножать его активы. Мы поможем выбрать страну и финансовую организацию для жизни и бизнеса. Причем, мы делаем это на долгосрочной основе. Именно поэтому наши решения не дешевые и хороши именно в стратегическом плане, а не как решение на пару кварталов.

Записаться на первую бесплатную консультацию можно с помощью email: info@offshore-pro.info, или связавшись с нашими консультантами любым удобным вам способом, указанным на этой странице.

Мы гарантируем профессионализм и конфиденциальность всей полученной от вас информации.

Что означает автоматический обмен налоговой информацией между странами?

Это значит, что страны получают в автоматическом режиме раз в год налоговую информацию из тех стран, с которыми у них заключены соответствующие соглашения. Например, у России есть обмен налоговой информацией с 77 странами и 12 отдельными территориями. Но, при этой нет обмена с США, Великобританией, Канадой, Турцией и ещё рядом стран.
Это не значит, что не возможен индивидуальный обмен по конкретному гражданину или компании. Возможен в рамках Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Но, автоматического обмена нет.

Как избежать попадания в автоматический обмен налоговой информацией между странами?

Это зависит от того, как вы действуете за рубежом. Если в качестве владельца компании, то лучше выбрать тактику активной деятельности и предоставления полной информации о своей зарубежной деятельности вашим налоговым органам. Сейчас мир стал наиболее прозрачен для фискальных служб. В то же время есть отличные способы получить законные налоговые привилегии в других странах, ведя там бизнес. Кроме того, вы будете там защищены от публичности и силовых органов вашей страны, которые могут в безакцептном порядке лишить вас всего на родине.
Для частных лиц также нет смысла прятаться от налоговой службы. Особенно, если у вас все доходы легальны и обложены налогами в месте их получения.

Кто может попасть под автоматический обмен налоговой информацией с другими странами?

В первую очередь все владельцы иностранных компаний. Особенно, если компании получают пассивный доход и не занимаются производством, разработкой, инновациями, продажами, т.е. активным бизнесом.Важен также размер вашей доли в иностранной компании. Если у вас менее 10%, то вы не попадете в такой обмен.
Во-вторую очередь все владельцы иностранных счетов. Вы обязаны уведомить ФНС России о том, что у вас есть зарубежный счет. Но, вы можете не сообщать о движении средств на нем по окончании года, если ваш годовой оборот по нему не превысил валютного эквивалента 600 тыс рублей.

Банковская тайна постепенно уходит с мировой финансовой сцены Фото: коллаж Banki.ru

В 2018 году Федеральная налоговая служба России уже сможет узнать, сколько средств было на вашем счете, например, в Швейцарии в 2017-м и куда вы потратили свои средства. Европейский корреспондент Банки.ру выяснил, чего нам ждать от новой глобальной системы обмена финансовой информацией между странами.

Мир без секретов, или Три безобидные буквы

Главное, не паниковать и следовать простому правилу «Praemonitus, praemunitus», что в переводе с латыни означает «Предупрежден — значит вооружен».

Спустя всего три года после того, как G20 обратилась к ОЭСР с официальной просьбой создать стандарт для автоматического обмена финансовой информацией — Common Reporting Standard (CRS), более 100 юрисдикций по всему миру практически готовы положить конец банковской тайне в мире.

Казалось бы, что всего лишь три безобидные буквы — CRS, но именно они предвещают значительные изменения в мировых финансах.

В общей сложности на начало сентября многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи в налоговых вопросах подписало 103 мировых юрисдикции. Почти все страны Евросоюза, кроме Австрии, начинают работать в рамках системы обмена налоговой информацией уже с 2017 года. В 2018 году к ним присоединятся Россия, а также Бразилия, Китай, Монако, Сингапур, Гонконг, Швейцария и многие другие.

Примечательно, что даже Панама с 2018 года готова обмениваться налоговыми данными с другими странами из-за разразившегося весной 2016 года скандала с «панамскими документами». Некоторые эксперты предполагают, что вброс в публичные массы такого объема частной налоговой информации (более 12,5 млн документов. — Прим. ред.) был сделан специально, чтобы знаменитый офшор наконец согласился присоединиться к системе ОЭСР.

Итак, перечислим, какие страны и когда начнут в ближайшие года разрушать столпы банковской тайны в мире:

Самое важное в этих датах — их обманчивость. Ведь страны, которые начнут автоматический обмен налоговыми данными в следующем году, уже в сентябре 2017-го отправят первые отчеты налоговым органам стран — участниц CRS за предыдущий год. Отчеты будут включать в себя информацию за весь 2016 год. Страны, присоединившиеся к системе в 2018 году, будут отправлять информацию за 2017-й.

Информация за предыдущий год будет отправляться начиная с сентября следующего года до конца календарного года. Например, Россия с сентября по декабрь 2018 года будет отправлять информацию другим странам за 2017 год.

Тем не менее есть еще более 100 стран, которые не будут применять CRS:

Как будут построены налоговая отчетность и обмен

Все финансовые институты в рамках CRS будут собирать информацию о владельцах счетов и конечных бенефициарах, чтобы передавать ее в национальные налоговые органы. Которые, в свою очередь, будут разбирать информацию по странам и перенаправлять ее в соответствующие налоговые органы резидентов в автоматизированном режиме.

Кто будет собирать и передавать информацию для налоговых органов:

· банки;

· инвестиционные структуры;

· страховые компании;

· брокерские компании;

· фонды;

· трасты;

· другие финансовые институты.

Какие счета «под прицелом» налоговиков:

— личный счет физического лица, если оно является резидентом юрисдикции, с которой проводится обмен налоговой информацией;

— корпоративный счет, если он контролируется одним или более физическими лицами или пассивной нефинансовой организацией (Passive Non-Financial Entity).

Отчет финансовых организаций будет содержать следующие данные:

— Ф. И. О., адрес, ИНН, дату и место рождения физического лица, которое является владельцем счета. Если счет корпоративный — всю перечисленную ранее информацию о каждом физлице, которое имеет право распоряжаться средствами на счете;

— номер счета или функциональный эквивалент при отсутствии номера счета;

— наименование и идентификационный номер финансового учреждения, предоставившего данные для отчета;

— остаток на счете по состоянию на конец соответствующего календарного года или другого периода, если счет был закрыт в течение отчетного периода;

— кастодиальный счет: общая валовая сумма процентов, общая валовая сумма дивидендов, а также общая валовая сумма прочих доходов, которая генерируется в отношении активов на счете; общий объем валовых поступлений от продажи или выкупа имущества, зачисленных на счет, в отношении которых отчетный финансовый институт выступал в качестве хранителя, брокера, номинального держателя или иным образом в качестве агента для владельца счета;

— депозитарный счет: общая валовая сумма выплаченных процентов или зачисленных на счет в течение календарного года или другого соответствующего отчетного периода;

— любой счет, не указанный в предыдущих пунктах: общая валовая сумма, уплаченная или зачисленная на счет владельца, где финансовое учреждение является obligor или debtor, включая общее количество любых погасительных платежей, сделанных на счет владельца.

Финансовая информация, которая должна предоставляться финансовыми институтами, относится ко всем видам финансовых активов, которые включают в себя доходы от инвестиций, остатки на счетах и доходы от продажи финансовых активов.

Реальный пример

Вот реальный пример того, какие нововведения внедрило бельгийское подразделение нидерландского банка ING.

Каждый клиент, который является гражданином двух стран или находится на территории Бельгии в качестве временного резидента, теперь обязан заполнять специальный документ при открытии счета, указав, резидентом какой еще страны он является. Также он должен обязательно написать свой ИНН в другой стране.

Документ извещает клиента о том, что бельгийская налоговая служба собирает данную информацию в рамках CRS, чтобы сообщить информацию по счету зарубежным налоговым службам. Подписывая такой документ, клиент подтверждает, что указанная информация достоверна. А если она изменится, у клиента есть лишь 30 дней, чтобы известить банк об изменениях.

Самое удивительное, что в главном офисе ING никто из сотрудников банка не смог внятно объяснить, для чего нужен этот документ, которого не было раньше при открытии счета. Менеджеры банка просто разводили руками, утверждая, что это указание вышестоящих начальников.

Аналогичный документ просят заполнить и подписать почти во всех крупных бельгийских банках: KBC, Belfius, Beobank, Record Bank и других.

Если клиент отказывается подписать документ, счет открыт не будет. Однако это касается лишь новых клиентов, которые открывают счета в 2016 году, так как этот календарный год попадет в ежегодный отчет. Старых клиентов, которые открыли свои счета пару лет назад и являются резидентами/гражданами двух стран, такой документ заполнять не просят.

К сбору информации по клиентам подключился шведский коммерческий банк Nordea с обширной сетью филиалов в Прибалтике, который известил своих клиентов о том, что усиливает работу по регулярному обновлению клиентских данных. В частности, банки теперь обязаны регулярно собирать необходимую информацию о клиентах: сведения о клиенте, о его нынешних или предстоящих сделках и целях, а также установить фактических бенефициаров. Представитель банка на анонимных условиях сообщил, что клиентам, которые откажутся делиться данными, будет отказано в обслуживании.

Можно немножко расслабиться и выдохнуть

Стандарт CRS будет применяться повсеместно для всех новых учетных записей, то есть для счетов, открытых в отчетный период. Что касается счетов, которые открыты давно и остаются действующими в отчетный период, процедура их проверки предусмотрена немного иная и будет сильно зависеть от суммы средств на балансе. Чем больше сумма на счете, тем больше вероятность, что его владелец попадет в отчет.

Если на вашем счете менее 250 тыс. долларов — это минимальный порог, учетная запись не будет попадать в отчет до тех пор, пока сумма не превысит этот порог. Счета будут также классифицироваться по величине: до 1 млн долларов США и свыше этой суммы. В отношении таких счетов должна быть проведена более углубленная проверка, в том числе сопровождающаяся документальными подтверждениями происхождения средств.

Тем не менее финансовые институты имеют возможность отказаться от данного денежного порога и рассматривать все счета. Но большинство экспертов сошлись во мнении, что финансовые институты не будут изучать подряд все счета с низким балансом из-за высоких затрат и издержек по внедрению и содержанию новой системы.

«Банки в большей степени обеспокоены быстро меняющимися предписаниями регулятора и вынуждены работать в условиях неопределенности внутреннего законодательства, приводя свою деятельность в соответствие с новыми требованиям, чтобы успеть адаптироваться. При этом оказывая консультационную поддержку дезориентированным клиентам», — прокомментировала ситуацию юрист международного инвестиционного холдинга QBF Роза Абидова.

Банкам придется расширять штат сотрудников и более скрупулезно работать с приемом, проверкой и обработкой данных клиентов, чтобы ежегодно направлять эти сведения вместе с информацией о счетах клиентов в налоговую службу своей страны, считает руководитель правового направления департамента международных проектов «Прайм Эдвайс» Лидия Иванова. По ее словам, не стоит также забывать о технической стороне вопроса — банки должны будут технически обеспечить функционирование всех требуемых процедур в соответствии со стандартом.

Несмотря на приближающуюся дату первого обмена налоговой информацией между странами, управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Ольга Пономарева считает, что данная система в ближайшее время будет не очень эффективной, особенно в офшорных юрисдикциях.

«В некоторых из них налоговой отчетности как таковой нет вообще или она очень примитивна. Таким офшорным банкам будет попросту нечем обмениваться с другими государственными структурами. Такое положение дел какое-то время будет на руку некоторым банкам и их клиентам», — полагает Пономарева.

Примечательно, что почти 100-страничное руководство по Стандарту никак не поясняет, как будут выискиваться и пресекаться случаи перевода активов в другие формы, которые не попадают под действие системы. Ведь резиденты стран, которые присоединятся к системе в 2018 году, еще успеют перевести свои средства в золото или наличные деньги, закрыв счета до начала отчетного периода. Или попросту «раздробят» свои активы на минимальные по требованию суммы (до 250 тыс. долларов).

Хорошей новостью для тех, кто держит свои средства на счетах в латвийских банках, станет тот факт, что Латвия будет предоставлять информацию по 55 странам, среди которых России нет. Это подтвердил Банки.ру председатель правления PrivatBank в Латвии Александар Кукич: «Обмен информацией о резидентах Российской Федерации пока проводиться не будет». Он также отметил, что «менеджеры финансовых учреждений общаются с клиентами, которых затрагивает это новое требование, разъясняя основные положения CRS, и при необходимости запрашивают дополнительную информацию».

Достанется всем

В разных странах будут действовать различные штрафные системы за сокрытие иностранных счетов и участие в контролируемых иностранных компаниях. Но почти все варианты санкций предполагают доначисление налога и штраф. Каков будет его размер, еще не ясно, но, вероятно, будет зависеть от суммы сокрытых доходов.

Платить штрафы будут не только резиденты, сокрывшие свои богатства в другой стране, но и финансовые институты.

Например, в Великобритании существует ряд штрафных санкций, которые могут применяться к несоответствующим финансовым институтам. Государственное управление Великобритании по налоговым и таможенным сборам ввело автоматический штраф в размере 300 фунтов за невыполнение Стандарта, а также дополнительный суточный штраф в размере 60 фунтов, если несоблюдение продолжается после того, как предупреждение было получено. Существует также дополнительная фиксированная ставка штрафа в размере 3000 фунтов, если ошибки снова буду выявлены в отчетных данных.

В отношении британцев, которые скрыли свои доходы и не платили с них налоги, британское законодательство предполагает применение наказания на основании существующих налоговых штрафов режимов. Кроме того, процент штрафа может быть увеличен в два раза от первоначальных налоговых расходов, в зависимости от территории и тяжести преступления.

Бразильцы, которые не успеют заявить о своих незадекларированных офшорных активах, столкнутся с репатриацией этих средств на родину и уголовным преследованием со стороны бразильских властей. Те, кто вовремя успеют заявить о средствах, при условии их получения на законных основаниях, придется заплатить лишь одноразовый налог в размере 15% от стоимости активов и 15% штрафа.

Некоторые страны просят своих резидентов принять тот факт, что они могут столкнуться не только со значительными штрафами, но и с судебным преследованием.

Хорошего больше, чем плохого?

Несмотря на неприятную обязанность ежегодно раскрывать свою полную финансовую информацию и документально отчитываться за нее, в новом Стандарте можно найти и положительные стороны, уверяют эксперты. Но эти плюсы мы сможем увидеть лишь в долгосрочной перспективе, так как первое время новая система должна «утрястись» и заработать в полную силу.

По словам Розы Абидовой, в отношении работы финансовых институтов новый Стандарт уравняет конкурентные условия, снизит комплаенс и прочие юридические риски по клиентам за счет унификации законодательства и стандартизации отчетности, в частности, по ПОД/ФТ и ФАТФ при обязательном объяснении происхождения средств.

Клиенты банка, которые сейчас быстрее адаптируются к требованиям международного законодательства, уже в перспективе 2-3 лет также почувствуют на себе положительный эффект, считает Абидова, в частности, за счет снижения юридических рисков национальных налоговых санкций и снижения издержек на оптимизацию процедур комплаенс и систем налогового, финансового и бухгалтерского учета при ведении трансграничного бизнеса, уравненных условий ведения бизнеса, процедур due diligence вследствие повышения прозрачности бизнеса контрагентов в странах с меньшей прозрачностью.

Со временем Стандарт должен внести некоторое единообразие в налоговые законодательства разных стран мира. По словам Aбидовой, на фоне перехода в эру облачных технологий и финтех, банкам приходится особенно нелегко: выживут только те, кто сможет быстрее адаптироваться. Право должно отражать экономические реалии и опосредовать интересы бизнеса, в частности, интернет-право и налоги становятся наиболее востребованной юридической внутренней специализацией и в финансовом секторе. Кроме того, в этом контексте комлаенс становится не просто актуальной, а критической, в плане стратегического развития, частью бизнеса, а единое прозрачное экономическое пространство нового формата — это уже реальность. Поэтому закономерно и создание единых правовых норм для обеспечения интересов мировой экономики в условиях глобализации.

Еще одним плюсом станет возврат в бюджеты стран средства, которые могут быть потрачены на здравоохранение, образование и другие благородные цели. По некоторым оценкам, налоговые органы теряют примерно 200 млрд долларов ежегодно, а в числе лидеров по потерям Россия, страны Африки и Латинской Америки.

Партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов отметил, что налоговым органам будет гораздо легче отслеживать непрозрачную деятельность российских резидентов. «Например, для целей законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК) многие резиденты продали кипрские и иные компании на номинальных владельцев, но при этом, в части банковских счетов компаний, остались бенефициарами. Или представили иностранные компании и фонды как неконтролируемые, но в банках так же являются бенефициарами счетов. Информация из иностранных банков позволит выявить эти несоответствия».

США — новая мировая налоговая гавань

Примечательно, что США не присоединились к стандарту ОЭСР, мотивируя отказ тем, что уже имеют собственный механизм FATCA — Foreign Account Tax Compliance Act — Закон налоговой отчетности зарубежных счетов. В результате США оказались вне глобальных правил, которые были созданы по проектам их собственной войны с уклонением от уплаты налогов.

Свою позицию Штаты оправдывают тем, что конгресс «не даст добро» на введение CRS и у страны нет финансирования на внедрение новой системы.

Американский механизм, действующий с 2010 года, предполагает лишь возможность обмена фискальной информацией между странами, но не в автоматическом режиме. FATCA интересуют лишь данные о счетах американских граждан за рубежом. Поэтому система имеет более избирательный подход в обмене данными. Так, иностранцы, открывшие счета в американских банках, могут вообще не попасть в поле зрения мировых налоговых служб, если сумма на счете не будет превышать 50 тыс. долларов США.

«Благодаря тому, что США, будучи страной-участницей CRS, заняли обособленную позицию — присоединиться на уникальных условиях, в пользу неравных условий по FATCA, — в дополнение к популярным американским юрисдикциям инкорпорирования: Делавэр, Калифорния, Нью-Йорк, сегодня такие штаты, как Невада, Южная Дакота и Вайоминг, становятся более привлекательными для иностранных инвесторов, в том числе из Европы», — считает юрист QBF Роза Абидова.

Некоторые европейские страны были настолько возмущены поведением Штатов, что заявили о своем праве отказать США в предоставлении какой-либо налоговой информации по американским гражданам в их странах до тех пор, пока американцы не станут полноценными участниками системы.

Массовое закрытие счетов: правда или вымысел?

Последние пару лет средства массовой информации будоражат общественность новостями о массовом закрытии банками счетов, в том числе и российских граждан. Европейские банки ставят клиентов перед выбором: закрывать счета или предоставить информацию и документы из России.

По словам партнера International Tax Associates B.V. Рустама Вахитова, такая тенденция действительно наблюдается уже много лет, но для этого существует множество причин. Финансовые институты часто сами избавляются от сомнительных клиентов и вводят повышенную ответственность для банкиров, которые участвуют в подозрительных операциях.

«Автоматический обмен информацией сам по себе не требует запрашивать много документов у клиента. Но иногда клиент указывает страной резидентства, например, Белоруссию, которая не будет участвовать в обмене. При этом с Белоруссией его мало что связывает. В этом случае банк может поставить клиента перед выбором: предоставить белорусские налоговые декларации, трудовые договоры, ВНЖ, чтобы подтвердить связь с Белоруссией, или закрыть счет из-за непредоставления полной информации», — говорит Вахитов.

Что касается Европы и европейцев, тут принципиально другая картина: в ЕС обмен информацией о банковских счетах (процентах по вкладам) работает уже давно, более десяти лет. «В части офшорных счетов их открытие и ведение не запрещено, но использование с целью ухода от налогов опасно. Периодически отлавливают и наказывают лиц, державших незадекларированные средства в Швейцарии и офшорах. Здесь спокойнее заплатить налоги и не иметь проблем с налоговыми органами», — считает Вахитов.

Куда «бежать» и есть ли смысл?

Итак, на сегодняшний день более 100 юрисдикций присоединилось к CRS, и вполне ожидаемо, что этот список будет пополняться. Раз уж такие страны, как Люксембург и Швейцария, которые десятилетиями оберегали неприкосновенность банковской тайны, присоединились к системе, дело осталось за малым.

По словам Лидии Ивановой из «Прайм Эдвайс», все идет к тому, что на карте «мира налоговой тайны» рано или поздно не останется белых пятен. Поэтому попытки переместить капиталы в «укромное место» — это временное средство, которое не решает проблемы тех, для кого она существует. Поэтому вряд ли стоит ожидать массового оттока денежных средств.

Юрист QBF Роза Абидова также считает, что с учетом широкомасштабной экспансии налоговой реформы ОЭСР, BEPS и американской FATCA бизнесменам практически невозможно будет найти непрозрачные юрисдикции. Все будут вынуждены играть в рамках правил, предписанных ОЭСР по аналогии с FATCA. «Тут уже простым выводом капитала не обойтись, ведь без раскрытия конечного бенефициара будет затруднено даже использование фондов и трастов при открытии ими банковских счетов», — прокомментировала она.

CRS обязывает финансовые институты определять и раскрывать конечных бенефициаров трастов и фондов, которые, в конечном счете, будут попадать в ежегодные отчеты.

«В этих условиях больше смысла имеет менять не юрисдикцию, а формат, стандарты и цели ведения бизнеса. Многие обращаются к созданию благотворительных фондов и иных видов деятельности, не облагаемых налогом или пользующихся налоговыми преференциями и сменой налогового резидентства физических лиц», — говорит Абидова.

Тем не менее у тех, кто все еще хочет остаться в тени, есть несколько способов избежать попадания в поле зрения налоговых органов. Последние годы юридические компании предлагают свои услуги по переводу счетов, компаний и трастов на других доверенных лиц, родственников или детей, которые постоянно проживают за рубежом. Или предлагают ранее озвученный в материале вариант раздробления активов: снятие наличных, покупку золота и драгоценных камней. Но такие варианты довольно рискованны, предупреждают юристы.

Как это работает сейчас

До 1 июня 2016 года граждане России, имеющие счета за границей, должны были отчитаться о наличие этих счетов, а также о движении средств по ним за 2015 год. Раскрыть такую информацию их обязывает новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в силу с 1 января 2015 года.

Беспокоиться всем подряд не стоит, так как российские налоговые органы будут интересоваться информацией только о российских налоговых резидентах, а не обо всех гражданах России, имеющих зарубежные счета.

Как определить, налоговый ли вы резидент РФ? Все достаточно просто: если вы больше 183 дней прожили в другой стране, за пределами РФ, вы автоматически перестаете быть налоговым резидентом.

Если же вы все-таки налоговый резидент России с зарубежным счетом, то каждый год вам придется отчитываться перед ФНС. На предоставление отчета за прошлый год дается пять месяцев — с января по май каждого следующего года.

Если вы не сдали отчет о наличии счета и о движении средств по нему в зарубежном банке, пока никакого уголовного наказания ждать не стоит. А вот штраф возможен.

Если вы подали отчет с опозданием до 10 дней, вас ожидает предупреждение или штраф в 300—500 рублей; до 30 дней — штраф в 1 000—1 500 рублей; более 30 дней — 2—3 тыс. рублей. Если вы снова нарушите сроки, штраф может вырасти до 10 тыс. рублей.

Интересное дополнение для тех, кто имеет российское гражданство, но постоянно живет в другой стране, — российские власти в рамках единой системы обмена налоговыми данными (CRS) о ваших деньгах в автоматическом режиме не узнают.

Евгения КОМЛЕВА, Banki.ru, Брюссель

12 мая 2016 года в ходе Форума ОЭСР по налоговому администрированию в Пекине ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 года. Данная мера была предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Что это означает для российских налогоплательщиков, а равно для нерезидентов, имеющих счета в России? Какая именно информация и в каком объёме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?

Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) были разработаны на основании статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. (в редакции Протокола 2010 г.).

На уровне Европейского Союза также действует Директива 2014/107/EU от 9 декабря 2014 года о внесении изменений в Директиву 2011/16/EU («Об административном сотрудничестве в области налогообложения») в части обязательного автоматического обмена информацией в области налогообложения. Данная Директива обязывает государства-члены ЕС привести свое законодательство в соответствие с требованиями MCAA и CRS.

«Нижний» (но отнюдь не менее важный) уровень регулирования включает национальное законодательство и подзаконные акты, непосредственно обеспечивающие исполнение обязательств по автоматическому обмену в каждой отдельной стране.

Отличие автоматического обмена от обмена «по запросу»

Обмен по запросу
(Конвенция 1988 в ред. Протокола 2010)
Автоматический обмен
(CRS)
Объём передаваемой информации По запросу одного государства другое государство предоставляет требуемую информацию относительно отдельных (конкретных) лиц и операций. Между компетентными органами передаются данные не об отдельных лицах, а массивы информации о нерезидентах, обслуживаемых финансовыми учреждениями страны-участницы обмена.

Категории сведений

Информация, подлежащая обмену в рамках Конвенции – это «любая информация, …которая предположительно является важной для администрирования и обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется настоящая Конвенция» (п. 1 ст. 4). Закрытый перечень данных, подлежащих обмену, определён в разделе I Стандарта CRS, и ограничивается только данными о счетах нерезидентов, которыми располагают финансовые учреждения (в первую очередь – банки) участвующих юрисдикций.
Формат и периодичность обмена Информация передаётся в письменной форме в ответ на поступивший запрос. Информация предаётся автоматически в унифицированном электронном формате один раз в год (следующий за отчётным).

Между какими странами будет автоматический обмен?

Согласно статье 6 Конвенции 1988/2010, процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности «двух или более» сторон. На практике за основу была взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

На 28 июня 2016 года Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции. Часть стран обязалась осуществить первый (по сути – тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 года, часть – в сентябре 2018 г.

Полный перечень стран, подписавших MCAA, можно найти по .

В чём заключается автоматический обмен?

В рамках автоматического обмена компетентные (обычно – налоговые) органы участвующей юрисдикции будут

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов других стран – участников MCAA;
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
  • получать от компетентных органов других стран – участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов своей страны.

Таким образом, информация будет передаваться по следующей цепочке:

Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран-участниц MCAA (полученной ими от «подотчётных финансовых учреждений» в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

«Подотчётными финансовыми учреждениями» (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (в первую очередь – банки, но также и брокеры, депозитарии, страховые и др. компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться только при условии, если:

  • для данных органов MCAA вступило в силу;
  • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчётных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объёме и порядке, предусмотренном Единым стандартом отчетности (CRS).

Подписывая MCAA каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

Какая информация будет передаваться автоматически?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

a) для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица;

b) номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);

c) наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка);

d) остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета);

e) по cчетам депо (Custodial Account):

(1) общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

(2) общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

f) по депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;

g) по любым иным счетам, не указанным в подпунктах 2(е) и (f), – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты также указываются каждым государством в приложении к подписываемому ими MCAA.

Подготовка к автоматическому обмену в рамках CRS

Банки передают информацию о подотчётных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

До начала автоматического обмена все банки (и иные подотчётные финансовые учреждения) стран-участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц) для того, чтобы «категоризировать» их для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнить недостающую для этого информацию.

Указанная информация будет выявляться банками, во-первых, на основе уже имеющейся о них информации о клиенте, полученной в результате принятых данным банком процедур AML/KYC («знай своего клиента»); а во-вторых, на основе информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification).

Due diligence существующих счетов юридических лиц

Сразу обратим внимание, что, говоря о держателях счёта, под словом «entity” Стандарт понимает не только собственно юридических лиц (корпорации), но и иные образования, включая товарищества, трасты и фонды.

Стандарт CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долларов США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

Подотчётные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, – это счета, держателями которых выступает:

  • одно или более «подотчётное лицо» (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо – резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене; либо
  • «пассивная нефинансовая организация» (Passive NFE) (далее – «пассивная НФО»), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

Правила определения налоговой резидентности, принятые в каждой из стран-участниц MCAA, можно найти на портале автоматического обмена ОЭСР в разделе «Rules governing tax residence».

Какие организации являются «активными» и «пассивными» для целей обмена информацией?

«Пассивная НФО» – это нефинансовая организация, не являющаяся «активной».

«Активная НФО» – это нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50%, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50%.

Кроме того, Стандарт предусматривает ряд других признаков, каждый (любой) из которых также позволит отнести организацию к «активной НФО», в частности:

  • акции НФО регулярно обращаются на организованных рынках ценных бумаг;
  • НФО является государственной или международной организацией, центральным банком или организацией, которой полностью владеет какая-либо из упомянутых организаций;
  • холдинговые НФО (при определённых условиях);
  • НФО пока не ведёт деятельность и не имеет истории ведения деятельности, но инвестирует капитал в активы с намерением вести нефинансовую деятельность;
  • НФО находится в процессе ликвидации или реорганизации в целях продолжения или возобновления нефинансовой деятельности;
  • НФО осуществляет финансирование или хеджирование сделок со связанными нефинансовыми организациями, и не предоставляет услуг финансирования другим лицам;
  • НФО является некоммерческой организацией (отвечающей ряду признаков).

Значение термина «пассивный доход» должно определяться на основании законодательства каждой участвующей юрисдикции. Согласно комментарию к разделу VIII Стандарта CRS (п. 126), под пассивным доходом обычно понимается часть общего дохода, включающая: а) дивиденды; б) проценты; в) доходы, аналогичные процентам; г) рентные платежи и роялти; д) аннуитеты; е) превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы; ж) превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); з) превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой; и) чистый доход от сделок «своп»; к) суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.

Итак, подотчётное финансовое учреждение (банк) должно осуществить следующие процедуры due diligence (то есть сбора либо актуализации информации о клиенте):

Во-первых, определить, является ли организация (entity) подотчётным лицом. Для этого банк проверяет имеющуюся информацию, собранную в рамках процедур AML/KYC, чтобы определить налоговое резидентство держателя счёта.

Если согласно имеющейся информации держатель счёта является налоговым резидентом участвующей юрисдикции, то данный счёт будет рассматриваться как «подотчётный» (то есть информацию о нём банк должен будет передать налоговому органу своей страны), кроме случаев, когда держатель счёта сам не заявит о том, что он не является подотчётным лицом, либо это не установит банк на основании информации, находящейся в его распоряжении, либо из публичных источников.

Во-вторых, определить, является ли организация «пассивной НФО» с одним или более контролирующим лицом, являющимися подотчётными лицами. Для этого необходимо:

1) Определить, является ли держатель счёта пассивной НФО. Банк анкетирует клиента, чтобы установить его статус (кроме случаев, когда банк располагает информацией, позволяющей сделать обоснованный вывод о том, что держатель счёта является активной НФО);

2) Определить контролирующих лиц держателя счёта. Для этого банк опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC;

3) Определить, является ли контролирующее лицо «подотчётным». Здесь банк также опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC, в случае, если агрегированный остаток существующего счёта пассивной НФО не превышает 1 000 000 долларов США; либо специально анкетирует держателя счёта или контролирующее лицо в целях выяснения юрисдикции, в которой такое контролирующее лицо является налоговым резидентом.

Говоря о «контролирующем лице», Стандарт CRS отсылает к толкованию термина «бенефициарный владелец», которое даётся в Рекомендациях ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств). Согласно ему, бенефициарный владелец – это физическое лицо (лица), которое в конечном счёте владеет клиентом или контролирует его, и/или физическое лицо, в чьих интересах совершается сделка.

В результате, если какое-либо из контролирующих лиц пассивной НФО является «подотчётным лицом», то обмену будет подлежать не только информация о счёте клиента, но и о контролирующем его (клиента) лице.

Due diligence существующих счетов физических лиц

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции банк на основании имеющейся у него информации устанавливает налоговое резидентство данного клиента.

Стандарт разделяет существующие счета физических лиц на:

— «счета с низкой стоимостью» (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США; и

— «счета с высокой стоимостью» (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в банках участвующих стран, поскольку Стандарт не устанавливает для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

Сроки due diligence для «первой очереди» участвующих стран

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2017 году (например, Кипра, Латвии, Эстонии), должны:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство клиента, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) перед установлением с ними деловых отношений – начиная с 1 января 2016 г.;
  • завершить due diligence существующих клиентов – физических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долларов США, – до 31 декабря 2016 г.;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) – до 31 декабря 2017 г.

Сроки due diligence для «второй очереди» участвующих стран

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2018 году (например, России, Швейцарии, Австрии), должны будут:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) – с 1 января 2017 г.;
  • завершить due diligence существующих клиентов – физических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долларов США, – до 31 декабря 2017 г.;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) – до 31 декабря 2018 г.

Обобщение

Итак, в порядке автоматического обмена направляется информация:

  • о физических лицах (держателях счёта), являющихся резидентами юрисдикции, участвующей в MCAA, – в налоговые органы данной юрисдикции;
  • о юридических лицах (держателях счёта), являющихся как активными, так и пассивными нефинансовыми организациями, – в налоговые органы страны, резидентами которой эти юридические лица являются (если эта страна участвует в MCAA);
  • о контролирующих лицах (бенефициарных владельцах) пассивных НФО (держателей счёта), если эти контролирующие лица являются резидентами стран, участвующих в MCAA, – в налоговые органы страны, резидентами которой являются эти контролирующие лица.
Держатель счёта в банке страны, участвующей в MCAA Какая информация передаётся налоговому органу страны банка В какую юрисдикцию налоговый орган страны банка передаёт информацию
Физическое лицо (резидент участвующей юрисдикции) О счёте данного физического лица В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является данное физическое лицо
«Активная» компания (резидент участвующей юрисдикции) О счёте данной компании В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является компания
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) без бенефициаров – резидентов участвующих юрисдикций
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) с бенефициарами – резидентами участвующих юрисдикций О счёте данной компании В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является компания
1) О счёте данной компании;
2) О бенефициаром владельце компании
В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является бенефициар.

Пример 1. Компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, имеет банковский счёт на Кипре. Обе юрисдикции участвуют в MCAA и начинают обмен в 2017 году. В этом случае кипрский банк направляет кипрскому налоговому органу данные о счёте компании (держателя счёта), а затем кипрский налоговый орган передаёт данную информацию уполномоченному органу BVI. Если компания не является «пассивной НФО» с бенефициарами – резидентами юрисдикций, участвующих в MCAA, процесс завершается.

Пример 2. Если имеет место та же ситуация (см. пример 1), однако банк классифицировал компанию как «пассивную НФО» и установил, что её бенефициаром является физическое лицо – резидент участвующей в MCAA юрисдикции, например, России. В этом случае кипрский банк передаёт налоговому органу Кипра информацию не только о компании – держателе счёта, но и её бенефициаре. Налоговый орган, в свою очередь, направляет на BVI данные о счёте компании, а в Россию (юрисдикцию налогового резидентства бенефициара) – как данные о счёте компании, так и сведения о её бенефициаре (учитывая, что в отношении России это будет возможно лишь начиная с сентября 2018).

Важно учитывать, что…

1. Автоматический обмен не будет являться тотальной и всеохватывающей передачей информации «всем и обо всех». Объём информации, подлежащей обмену, строго определён Стандартом CRS и ограничен целым рядом «фильтров»:

— есть участвующие в обмене страны, и есть страны, пока не взявшие на себя такие обязательства;

— участвующие страны вступают в практическую фазу обмена не одновременно;

— информация, подлежащая передаче, ограничивается только той информацией, которой располагают банки (или иные финансовые учреждения, ведущие счета клиентов). Информация, которой располагают иные субъекты (например, органы регистрации юридических лиц, нотариусы, налоговые органы вне рамок компетенции по автоматическому обмену, органы финансовой разведки, правоохранительные органы и др.) – под автоматический обмен не подпадает;

— для счетов юридических лиц установлена планка в 250 000 долларов США. Если остаток на счете ниже этого порога, информация о таком счете обмену не подлежит;

— сбору (актуализации) и передаче подлежит не любая информация, а только установленный Стандартом CRS закрытый перечень сведений о счетах, клиентах и контролирующих лицах;

— данные о контролирующих лицах (бенефициарах) передаются не по всем счетам, а лишь по тем, чьими владельцами являются так называемые «пассивные» компании, чьи бенефициары являются резидентами участвующих в обмене стран. Такая «категоризация» для целей обмена будет осуществляться самими банками посредством стандартных процедур AML/KYC с поправкой на новые требования CRS и дополнительного анкетирования клиентов;

— возможны (и неизбежны) трудности, связанные с имплементацией Стандарта CRS в законодательство отдельных стран. Несвоевременное внесение изменений в национальные законы, принятие подзаконных актов и разъяснений регуляторов, и иные юридические и технические препятствия могут затруднить практическое осуществление обмена в заявленные сроки и с охватом всех участвующих юрисдикций.

2. Тем не менее, автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании. И то, и другое является правонарушением и, при определённых обстоятельствах, может повлечь меры налоговой (ст. 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности. Присоединение России к автоматическому обмену неоднократно декларировалось как один из ключевых способов повышения эффективности администрирования налогообложения КИК.

3. По замыслу разработчиков MCAA и CRS, в определённой перспективе механизм автоматического обмена должен приобрести практически глобальный (по числу присоединившихся стран) характер. Вне данной системы, в конечном счёте, могут остаться лишь самые «маргинальные» или малозначимые территории, непригодные для ведения международного бизнеса и хранения сбережений, так что перенос в такие юрисдикции налогового резидентства или банковских счетов будет лишён всякого смысла. Напротив, участие в автоматическом обмене станет одним из признаков, положительно влияющих на деловой имидж той или иной юрисдикции.

Теги: обмен информацией

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *