Финансовый мониторинг

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

2. Федеральная служба по финансовому мониторингу находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

4. Основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

1) осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2) сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

4) выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

6) получение, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информации по вопросам, относящимся к ведению Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);

7) обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

8) создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

9) формирование и ведение федеральной базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

10) подготовка проекта перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и представление его в Министерство финансов Российской Федерации;

11) направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представление соответствующей информации по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

12) ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

13) издание в соответствии с законодательством Российской Федерации постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

14) разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

15) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

16) осуществление взаимодействия с Центральным банком Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

17) создание в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственных органов для рассмотрения вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

18) создание в пределах своей компетенции научно-консультативных и экспертных советов;

19) разработка предложений о принятии межведомственных планов и программ противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и подготовка отчетов о принятых мерах;

20) представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, участие в установленном порядке в деятельности международных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

21) осуществление в установленном порядке и в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в Российской Федерации, так и за рубежом;

22) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

23) подготовка и внесение в Министерство финансов Российской Федерации предложений по определению перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

24) участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

25) изучение международного опыта и практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

26) обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также разработка и внесение в Министерство финансов Российской Федерации предложений по его совершенствованию;

27) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

28) привлечение к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательских и других организаций, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии обеспечения соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.

5. Разрешить Федеральной службе по финансовому мониторингу иметь до 4 заместителей руководителя, а также до 8 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

6. Установить предельную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу в количестве 250 единиц (без персонала по охране и обслуживанию здания) и предельную численность работников ее территориальных органов в количестве 155 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

7. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу в г. Москве, ул. Мясницкая, д. 39, строение 1.

Председатель

Правительства Российcкой Федерации

М. Фрадков

Финмониторинг представляет собой проверку компаний государственными органами. Предметом мониторинга является экономическая деятельность: финансовые потоки, осуществление той или иной операции. Цель проверки – предупреждение отмывания доходов, полученных незаконным путем. Мониторинг также помогает пресечь финансирование террористических группировок. Проверками занимается соответствующая структура – Росфинмониторинг.

Содержание

Функции Росфинмониторинга

На Росфинмониторинг возложены эти функции:

  • Контроль соблюдения нормативных актов, касающихся противодействия отмыванию средств.
  • Наложение ответственности в случае обнаружения нарушения законов.
  • Сбор и обработка информации, касающейся операций, подлежащих контролю.
  • Обнаружение противоправных операций.
  • Учет фирм, в отношении которых не действуют надзорные структуры.
  • Формирование мер по предотвращению правонарушений.
  • Обмен сведениями с международными структурами в случае необходимости.
  • Направление сведений о правонарушениях в правоохранительные органы.
  • Формирование единой информационной базы.
  • Обеспечение конфиденциальности сведений.

Также Росфинмониторинг в некоторых случаях может осуществлять прочие функции.

Полномочия

Росфинмониторинг наделен следующими полномочиями:

  • Пресечение противоправной деятельности ЮЛ и ИП.
  • Внесение предложений касательно мер ответственности, применяемых по отношению к компании.
  • Отправка запросов в фирму касательно предоставления документов.
  • Приглашение сторонних сотрудников для осуществления исследований и экспертиз.
  • Формирование комиссий по мониторингу.
  • Осуществление расследований.

Также Росфинмониторинг обладает другими правами, которые оговорены в нормативных актах РФ.

В отношении кого осуществляется финмониторинг

Как правило, мониторинг проводится в отношении компаний, осуществляющих операции с денежными средствами и материальными объектами. В частности, это могут быть следующие ЮЛ:

  • Кредитные структуры.
  • Участники рынка ценных бумаг.
  • Страховые фирмы.
  • Представители почты.
  • Ломбарды.
  • Фирмы, занимающиеся скупкой и продажей драгметаллов.
  • Букмекерские конторы, фирмы, создающие лотереи.
  • Управляющие офисы инвестиционных фондов.
  • Посреднические компании, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости.
  • Фирмы, принимающие платежи.
  • Микрофинансовые структуры.
  • Частные пенсионные фонды.

Мониторинг осуществляется и в отношении ИП. В частности, проверяться могут страховые брокеры, посредники, специализирующиеся на купле-продаже недвижимости. Мониторингу подлежат ИП, занимающиеся скупкой и реализацией драгметаллов. Проверка осуществляется в отношении нотариусов, юристов, занимающихся следующей деятельностью:

  • Сделки с недвижимостью.
  • Управление деньгами или ценными бумагами, счетами в банке.
  • Привлечение финансов для создания фирмы.
  • Формирование фирм и обеспечение их работы.

Мониторинг в отношении этих лиц осуществляется на основании ФЗ №115 от 7 августа 2001 года.

Основания для осуществления мониторинга

Рассмотрим поводы для назначения проверки Росфинмониторингом:

  • Неправомерный отказ в предоставлении документов.
  • Чрезмерное внимание, направленное на обеспечение конфиденциальности операций.
  • Игнорирование выгодных условий приобретения услуг.
  • Нестандартно высокая комиссия за услуги.
  • Значительное изменение схемы сделки прямо перед ее совершением.
  • Отсутствие сведений о компании в официальных справочниках.
  • Перечисление денег по сделке на счет, отличающийся от счета, оговоренного в соглашении.
  • Значительное отклонение от рыночных показателей стоимости сделки.
  • Частое осуществление расчетов наличными.
  • Оплата неустойки в размере больше 10% от суммы соглашения.
  • Условия соглашения противоречат целям работы фирмы, которые указаны в учредительной документации.
  • Оформление займа от нерезидента.
  • Усложненные, относительно ситуации на рынке, схемы расчетов.
  • Работа с контрагентом, зарегистрированным менее 3 месяцев назад.
  • Перевод средств нерезидентам за консультацию или маркетинговые услуги.

Часто рассмотренные признаки свидетельствуют о легализации средств, полученных незаконным путем.

Процесс проведения финмониторинга

Основание для осуществления мониторинга – приказ, в котором есть подпись руководителя Росфинмониторинга. Проводить проверку может только лицо, данные которого содержатся в приказе. Специалист также должен предъявить служебное удостоверение. Росфинмониторинг осуществляет два типа проверок:

  • Камеральные. Проводятся по месту расположения Росфинмониторинга.
  • Выездные. Осуществляются по месту нахождения компании.

После мониторинга нужно составить акт. Оформляется он в двух экземплярах. На документе ставится подпись лица, осуществляющего проверку. Бумагу нужно вручить руководителю фирмы в течение 3 дней после завершения мониторинга. Акт можно направить почтой или вручить лично.

ВАЖНО! Ранее число проводимых проверок было ограничено. Мониторинг можно было осуществлять раз в год. Однако сейчас эта норма отменена, то есть проверки могут выполняться несколько раз в год.

Какие операции проверяет Росфинмониторинг

Государственные структуры осуществляют проверку следующих операций:

  • Операции на сумму свыше 600 000 рублей. Если расчеты производятся в иностранной валюте, во внимание принимается эквивалент этой суммы.
  • Операции, в ходе которых проводились расчеты наличными, если эти расчеты не были оправданы особенностями хозяйственной деятельности.
  • Использование имущества на основании соглашения о лизинге.
  • Перевод средств клиенту фирмами, не осуществляющими кредитную деятельность.
  • Сделка с недвижимостью на сумму, превышающую 3 000 000 000 рублей.

Проверяться могут все операции, которые прописаны в Законе о легализации.

Ответственность за выявленные правонарушения

Если в ходе мониторинга будет обнаружено отмывание доходов, возможна уголовная ответственность. Сделки с операциями со средствами, добытыми незаконным путем, предполагают наложение штрафа в размере до 120 тысяч рублей. Штраф также может вычитаться из дохода или зарплаты виновного лица. Взимается он на протяжении года на основании части 1 статьи 174 УК РФ. При противоправных деяниях в крупных размерах могут последовать следующие наказания:

  • Штраф в объеме до 200 тысяч рублей.
  • Штраф в размере зарплаты или прочего дохода виновного лица, взимаемый на протяжении 1-2 года.
  • Принудительный труд на протяжении до 2 лет.
  • Лишение свободы до 2 лет плюс штраф до 50 тысяч рублей.

Степень ответственности определяется в зависимости от масштабов противоправного деяния.

Можно ли отменить штраф, назначенный Росфинмониторингом?

Штраф может быть наложен ошибочно. К примеру, компания забыла направить информацию о сделке в Росфинмониторинг. Если назначен штраф, нужно обратиться в суд. Для суда нужно обязательно подготовить аргументы в защиту своей позиции. К примеру, аргументом может быть незначительность правонарушения, совершение его впервые. Для подготовки аргументов имеет смысл изучить судебную практику и проанализировать, в отношении каких дел выносится положительный вердикт.

Часто задаваемые вопросы

Общие вопросы

  • Как получить техническую поддержку по вопросам работы с использованием автоматизированного комплекса программных средств?
  • Как осуществить возврат электронных ключей (сертификат, ключевая дискета), полученных ранее в удостоверяющем центре Росфинмониторинга?
  • Что такое АРМ «Подготовка СПД»?

Сообщение об операции по форме 4-СПД

  • Нужно ли дублировать сообщение по форме 4-СПД на бумажном носителе, если оно было отправлено в электронном виде, подписанное электронной подписью?
  • Что делать, если сообщение по форме 4-СПД, отправленное в электронном или бумажном виде, отвергнуто Росфинмониторингом?
  • Вид документа при исправлении, замене сообщения по форме 4-СПД. Чем отличается вид документа сообщения 4-СПД «2» от вида документа «3»?
  • Как удалить ранее отправленное сообщение в Росфинмониторинг?

Личный кабинет

  • Как подключиться к Личному кабинету?
  • Как восстановить доступ к Личному кабинету пользователя, если утерян пароль и адрес электронной почты, на который производилась регистрация, более недоступен?
  • Как восстановить доступ к Личному кабинету пользователя, если несколько раз введен неправильный логин или пароль, появилось сообщение «Пользователь заблокирован»?
  • Как восстановить доступ к Личному кабинету пользователя, если утерян пароль?
  • Моя организация не является поднадзорной Росфинмониторингу. Имею ли я право пользоваться Личным кабинетом?
  • У меня есть АРМ «Организация». Нужно ли мне дополнительно регистрироваться для входа в Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга?
  • Я отправил заявку на регистрацию в электронной форме на официальном сайте Росфинмониторинга и в бумажном виде, однако, никаких регистрационных данных для входа не получил. Что делать?
  • Как в Личном кабинете изменить адрес электронной почты, на который была зарегистрирована учетная запись на официальном сайте Росфинмониторинга?
  • Что делать, если при попытке входа в Личный кабинет с использованием сертификата появилась «Ошибка сервера 403» или «Страница недоступна»?
  • Что делать, если при попытке подписи сообщения по форме 4-СПД (или при регистрации доверенного лица) в Личном кабинете окно выбора сертификата пустое?
  • Что делать, если при попытке подписи сообщения по форме 4-СПД появляется ошибка «Электронная подпись не прошла проверку. Процесс отмены не может быть продолжен. Проверка сертификатов недоступна»?

Как получить техническую поддержку по вопросам работы с использованием автоматизированного комплекса программных средств?

Пользователи автоматизированного комплекса программных средств (организации и лица) могут обращаться за консультацией по вопросам технической поддержки в рабочие дни с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45 (по московскому времени) по телефону 8 (495) 627-32-99, (812) 578-01-96, либо круглосуточно через специализированную форму, размещенную на официальном сайте Росфинмониторинга https://portal.fedsfm.ru/account/supportpost.aspx, также можно заполнить заявку на техническую поддержку непосредственно из Личного кабинета.

Перед обращением в техническую поддержку убедитесь, что выполнены все инструкции и рекомендации по настройкам, и ответ на Ваш вопрос не содержится в списке часто задаваемых вопросов.

Как осуществить возврат электронных ключей (сертификат, ключевая дискета), полученных ранее в удостоверяющем центре Росфинмониторинга?

Порядок возврата ключей электронной подписи, ранее полученных в удостоверяющем центре Росфинмониторинга, разъяснен в Информационном сообщении «О разъяснении отдельных вопросов по порядку направления сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в электронном виде после 1 июля 2013 года» (пункт 2), размещенном на официальном сайте Росфинмониторинга http://www.fedsfm.ru/companies/messages/559.

Что такое АРМ «Подготовка СПД»?

АРМ «Подготовка СПД» представляет собой автоматизированный комплекс по вводу, обработке, сохранению информации, формированию печатной формы 4-СПД об операциях с денежными средствами или иным имуществом, представляемых в Росфинмониторинг. Подготовленные сообщения по форме 4-СПД направляются в адрес ЦА Росфинмониторинга одновременно на электронном и бумажном носителях информации. АРМ «Подготовка СПД» может использоваться организациями (лицами), представляющими менее 10 сообщений в течение одного календарного года.

Для организаций (лиц), представляющих более 10 сообщений в течение одного календарного года, необходимо представлять информацию только в электронном виде с использованием квалифицированной электронной подписи.

Скачать АРМ «Подготовка СПД», а также инструкцию по работе АРМ «Подготовка СПД» можно по ссылке: http://www.fedsfm.ru/companies/deal/paper.

Нужно ли дублировать сообщение по форме 4-СПД на бумажном носителе, если оно было отправлено в электронном виде, подписанное электронной подписью?

Нет, сообщение по форме 4-СПД, отправленное через Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга Федеральной службы по финансовому мониторингу отправлять еще раз на бумажном носителе не нужно http://www.fedsfm.ru/companies/messages/669.

Что делать, если сообщение по форме 4-СПД, отправленное в электронном или бумажном виде, отвергнуто Росфинмониторингом?

В случае получения от Росфинмониторинга уведомления о непринятии информации, организация принимает меры по устранению указанных в уведомлении причин непринятия сообщения, исправляет указанные в уведомлении замечания и, не позднее трех рабочих дней со дня получения организацией (лицом) уведомления, направляет форму повторно в исправленном виде. При этом исправленному сообщению присваиваются реквизиты «Номер сообщения» и «Дата сообщения» первично представленного сообщения, а реквизит «Вид документа» сообщения имеет значение «2» — исправление записи. Дополнительно по вопросам заполнения формы 4-СПД можно обращаться по телефонам: (495) 607-18-87, 607-17-96. По вопросам отвержения сообщений можно обращаться по телефону (495) 607-26-53.

Вид документа при исправлении, замене сообщения по форме 4-СПД. Чем отличается вид документа сообщения 4-СПД «2» от вида документа «3»?

Исправление записи («Вид документа — 2»)

В случаях:

— получения от Росфинмониторинга уведомления о непринятии информации;

— присвоения направленному сообщению в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга статуса «Отвергнуто информационной системой»;

— при обнаружении направленного сообщения в разделе «История отвергнутых сообщений».

Организация (лицо) принимает меры по устранению указанных причин непринятия СЭД, исправляет указанные Росфинмониторингом замечания и не позднее трех рабочих дней со дня получения организацией (лицом) электронного уведомления о невозможности принятия информации об операции отправляет исправленное сообщение в Росфинмониторинг.

Исправленное сообщение имеет значение реквизита «Вид документа – 2» (исправление записи). При этом исправленному сообщению присваиваются реквизиты «Номер сообщения» и «Дата сообщения» первично представленного сообщения.

Запрос замены записи («Вид документа — 3»)

Если организацией допущена ошибка в сообщении (например, неверно указана сумма операции или назначение платежа), то необходимо сформировать повторное сообщение с изменениями, используя реквизит «Вид документа – 3» (запрос замены записи), при этом «Дата сообщения» и «Номер сообщения» должны совпадать с первично представленным сообщением. В поле «Дополнительная информация» необходимо будет указать номер реквизита, в котором были внесены изменения.

В случае отвержения сообщения с реквизитом «Вид документа — 3», организации необходимо повторно со всеми изменениями направить в Росфинмониторинг сообщение с реквизитом «Вид документа — 3» (запрос замены записи), при этом «Дата сообщения» и «Номер сообщения» должны совпадать с первоначальным сообщением.

Как удалить ранее отправленное сообщение в Росфинмониторинг?

Согласно Приказу Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (пункт 31):

«Для удаления ранее представленной и принятой Росфинмониторингом информации в виде СЭД или СПД организация (лицо) направляет в адрес Росфинмониторинга письменное обращение, подписанное руководителем организации или специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, и заверенное печатью организации (лица), с обязательным указанием причины удаления сообщения, а также данных, позволяющих однозначно идентифицировать сообщение об операции (номер сообщения, дата сообщения, сумма операции в валюте ее проведения, дата совершения операции и т.д.), и способ представления сообщения (с помощью АРМ по электронным каналам связи, на бумажном носителе)».

Как подключиться к Личному кабинету?

Организации и лица, имеющие учетный номер в Росфинмониторинге, попадают под действие Информационного письма «О порядке использовании Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга» №22 от 4 декабря 2012 года http://fedsfm.ru/news/182, заявки на подключение им не требуются.

В ином случае Вам следует отправить заявку на регистрацию Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга https://portal.fedsfm.ru и заполнить соответствующую форму регистрации (для юридического, физического лица или индивидуального предпринимателя). На указанную Вами в заявке электронную почту будет выслана форма для печати.

Полученную форму необходимо распечатать, подписать, поставить печать Организации и отправить по адресу: 107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1.

*Отсканировать бумажную заявку и отправить на e-mail нельзя, т.к. отсканированные документы не имеют юридической силы.

После обработки Вашей заявки на подключение к Личному кабинету, на электронную почту, указанную при регистрации, будет выслан Логин и Пароль для входа.

Как восстановить доступ к Личному кабинету пользователя, если утерян пароль и адрес электронной почты, на который производилась регистрация, более недоступен?

В этом случае следует обратиться в техническую поддержку. Специалисты восстановят учетные данные, которые использовались для первичного входа.

Как восстановить доступ к Личному кабинету пользователя, если несколько раз введен неправильный логин или пароль, появилось сообщение «Пользователь заблокирован»?

Подождите 15 минут и повторите попытку входа. Блокировка доступа к Личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга при неоднократном неправильном вводе логина или пароля временная. Через 15 минут доступ будет разблокирован.

Как восстановить доступ к Личному кабинету пользователя, если утерян пароль?

Если Вы не помните пароль для входа в Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, воспользуйтесь ссылкой «Забыли пароль» на странице входа в Личный кабинет. https://portal.fedsfm.ru/Account/PasswordRecover.aspx.

Новый пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации или на адрес, который был указан пользователем в Личном кабинете.

В случае если электронная почта, на которую зарегистрирован Личный кабинет, не была указана при регистрации или более недоступна, следует обратиться в техническую поддержку для восстановления данных для входа.

Моя организация не является поднадзорной Росфинмониторингу. Имею ли я право пользоваться Личным кабинетом?

Да, имеете. Если Вы хотите получить доступ к Личному кабинету и иметь возможность пользоваться разработанными web-сервисами, Вы можете воспользоваться формой заявки на подключение для юридических лиц по адресу: https://portal.fedsfm.ru/account/registerrequest.aspx или физических лиц и индивидуальных предпринимателей по адресу: https://portal.fedsfm.ru/account/registerrequest.aspx?type=2.

У меня есть АРМ «Организация». Нужно ли мне дополнительно регистрироваться для входа в Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга?

Нет, не нужно. Организации и лица, имеющие учетный номер в Росфинмониторинге или использующие АРМ «Организация» попадают под действие Информационного письма «О порядке использовании портала Росфинмониторинга» №22 от 4 декабря 2012 года http://fedsfm.ru/news/182, заявки на подключение им не требуются.

Я отправил заявку на регистрацию в электронной форме на официальном сайте Росфинмониторинга и в бумажном виде, однако, никаких регистрационных данных для входа не получил. Что делать?

В случае если Вы не получили Логин и пароль для входа в Личный кабинетна официальном сайте Росфинмониторинга на электронную почту, проверьте, не попало ли письмо нежелательную почту, если Вы пользуетесь корпоративную электронную почту, уточните у системного администратора, не попало ли письмо с логином и паролем в нежелательные письма на сервере.

Обращаем Ваше внимание, что обработка заявок на подключение к Личному кабинету требует времени.

Если регистрационные данные не пришли в течении длительного времени, обратитесь в техническую поддержку.

Как в Личном кабинете изменить адрес электронной почты, на который была зарегистрирована учетная запись на официальном сайте Росфинмониторинга?

Если у Вас есть доступ в Личный кабинетна официальном сайте Росфинмониторинга, это можно сделать в разделе «Контактная информация» пункта меню УЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ.

Если доступа к Личному кабинету нет, следует обратиться в техническую поддержку. Специалисты восстановят учетные данные, которые использовались для первичного входа. После этого нужно зайти в Личный кабинет и самостоятельно изменить адрес электронной почты.

Что делать, если при попытке входа в Личный кабинет с использованием сертификата появилась «Ошибка сервера 403» или «Страница недоступна»?

Необходимо проверить настройки рабочего места пользователя Личным кабинетом на официальном сайте Росфинмониторинга. Для этого скачайте Инструкцию по настройке рабочего места: https://portal.fedsfm.ru/Account/Choice.aspx

Особенное внимание уделите настройке сертификатов. При просмотре пути сертификации вашего личного сертификата должна быть цепочка из 4 сертификатов:

Головной удостоверяющий центр -> УЦ 1 ИС ГУЦ (или УЦ 2 ИС ГУЦ) -> Кросс-сертификат Вашего УЦ -> Ваш личный сертификат.
Сертификаты должны быть установлены в следующие Хранилища Сертификатов Текущий пользователь:

  • Головной удостоверяющий центр — в Доверенных корневых центр сертификации
  • Сертификат УЦ 1 ИС ГУЦ и УЦ 2 ИС ГУЦ , а так же кросс-сертификат Вашего УЦ — в Промежуточных центрах сертификации
  • Ваш личный сертификат — в Личных.

Проверьте сертификат Вашего УЦ, если он самоподписанный (в поле «кем выдан» и «кому выдан» стоит одно и то же, например наименование вашего УЦ), то удалите его, затем установите новый с сайта: http://e-trust.gosuslugi.ru/CA. Подробное описание процесса установки сертификатов описано в инструкции по настройке рабочего места.

Внимание!

1. В случае если доступ в Интернет осуществляется через корпоративную сеть использующую прокси-сервер или межсетевой экран (файрвол, брандмауэр), необходимо открыть порты (TCP/IP) для доступа к IP адресам:

— 188.254.86.133 (порты 80 и 443) — Web-сайт Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru)

2. Сайт РФМ должен быть помещен в надежные узлы в браузере и уровень безопасности для этой зоны должен быть установлен «низкий».

3. В свойствах браузера необходимо разрешить открывать всплывающие окна для адреса сайта Росфинмониторинга: https://portal.fedsfm.ru.

5. Необходимо, чтобы на Вашем компьютере был разрешен запуск приложений ActiveX. Проверить это можно в Свойствах обозревателя Intenet Explorer.

6. Необходимо, что бы были доступны списки отзыва сертификатов.

7. После выполнения настроек перезагрузите компьютер.

В случае, если ранее вход по ссылке «вход с использованием сертификата» осуществлялся корректно или успешно проходила отправка сообщений по форме 4-СПД, а после этого возникла «ошибка сервера 403» необходимо:

1.Проверить настройки рабочего места пользователя Личного кабинета.

2. Проверить срок действия кросс-сертификата Вашего Удостоверяющего центра. Если он истек, его необходимо заменить на новый кросс-сертификат, который можно скачать с сайта «http://e-trust.gosuslugi.ru/CA».

3. Проверьте доступность списка отзыва сертификатов.

Что делать, если при попытке подписи сообщения по форме 4-СПД (или при регистрации доверенного лица) в Личном кабинете окно выбора сертификата пустое?

Проверьте следующие параметры:

1. При открытии вкладки выбора сертификата может появиться предупреждение системы безопасности Windows о запросе списка установленных на компьютере сертификатов. Для продолжения работы нажмите кнопку Yes.

2. Необходимо, чтобы на Вашем компьютере был разрешен запуск приложений ActiveX.

3. В свойствах браузера необходимо разрешить открывать всплывающие окна для Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга: «https://portal.fedsfm.ru», проверьте, не блокируются ли всплывающие окна средствами защиты (например, антивирусом и т.п.).

Что делать, если при попытке подписи сообщения по форме 4-СПД появляется ошибка «Электронная подпись не прошла проверку. Процесс отмены не может быть продолжен. Проверка сертификатов недоступна»?

Данная ошибка «Электронная подпись не прошла проверку: Процесс отмены не может быть продолжен — проверка сертификатов не доступна» связана с недоступностью одного из списка отзывов Вашего удостоверяющего центра. Определить, какой из адресов недоступен, можно выполнив в консоли Windows (Пуск- Все программы- Выполнить — cmd) следующую команду:

certutil -urlfetch -verify C:\111.cer > C:\out.txt
В случае, если у Вас Windows XP, и команда certutil выполнятся не будет, установите Windows Server 2003 Administration Tools Pack (), и повторите команду.
Здесь вместо C:\111.cer следует подставить полный путь к файлу Вашего сертификата.
Полученный out.txt будет содержать информацию о проверке сертификата.
Перед ссылкой на объект, (в тексте файла out.txt), который недоступен с Вашего локального компьютера, будет следующий текст «Error retrieving URL: Требуемый объект не найден».

Или ошибка на русском языке, с указанием, какая именно ссылка недоступна.
Для устранения этой ошибки, пожалуйста, обратитесь в техническую поддержку Вашего Удостоверяющего центра или к Вашему системному администратору, для проверки доступности ссылок с вашего компьютера.

02.04.2017 19 028 Время на чтение: 15 мин.

Константин Белый

В этой статье я разберу тему, на которую мне периодически поступают вопросы — финансовый мониторинг или, как его называют сокращенно, финмониторинг. Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое финансовый мониторинг, что представляет собой орган (служба) финансового мониторинга, как он работает, как осуществляется финансовый мониторинг в банках России и Украины, чем он регулируется, какие операции попадают под финмониторинг, стоит ли его бояться юридическим и физическим лицам, и много другой полезной информации на эту тему.

Что такое финансовый мониторинг?

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. «Финансы» — это деньги в движении, а «мониторинг» — это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг — это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган — служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь — коммерческие банки. Помимо них, субъектами финансового мониторинга являются страховые компании, биржи, платежные системы и многие другие финансовые структуры.

В разных странах эта процедура может называться по разному, например, «финансовый контроль», «финансовая разведка», у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.

Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).

Виды финансового мониторинга

Существует два вида финмониторинга: обязательный и внутренний. Рассмотрим, что они означают.

Обязательный финансовый мониторинг — это анализ финансовых потоков, проводимый специальным государственным органом финансового мониторинга.

Внутренний финансовый мониторинг — это внутрибанковский контроль над проводимыми операциями клиентов с целью выявления тех операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу для отправки данных о них в уполномоченный орган, а также любых других операций, которые могут быть связаны с «отмыванием» денег и финансированием преступной деятельности.

Как осуществляется финансовый мониторинг в банках?

Теперь пару слов о том, как проводится финансовый мониторинг в банках, в чем он заключается. Все очень просто, вся процедура сводится к следующему:

  • Сотрудник банка, осуществляющий операцию (операционист или кассир), проводит идентификацию клиента (проверяет, вписывает и/или копирует его паспортные данные и другие документы при необходимости);
  • Сотрудник банка, ответственный за финмониторинг, проверяет все проведенные финансовые операции, и на тех, которые подлежат обязательному или внутреннему мониторингу, ставит специальные отметки — различные коды, которые обозначают критерии отнесения операции к финансовому мониторингу;
  • В необходимый срок (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) сотрудники головного офиса банка формируют нормативную отчетность, включающую операции, попадающие под финансовый мониторинг (они отмечены кодами, см. выше), и отправляют эту отчетность в электронном виде в уполномоченный орган финансового мониторинга.

Сотрудники службы финансового мониторинга просматривают эту отчетность, и в случае, если у них возникают подозрения о причастности некой операции к легализации преступных доходов или финансированию терроризма, запрашивают в банке дополнительную информацию (данные документов клиента или сами документы), которую банк им предоставляет или запрашивает у клиента. Далее при необходимости проводится проверка клиента, других его операций, и в случае, если выявлена преступная схема — задержание и последующие следственные и судебные процедуры.

Обращаю внимание: банк не запрещает, не блокирует и не ограничивает как-либо операции, подлежащие финансовому мониторингу. Такие операции просто попадают под более тщательный контроль.

Исключение составляют редкие случаи. Например, когда кто-то пытается совершить платеж в пользу лица, числящегося в списке международных террористов или нечто подобное.

Законы о финансовом мониторинге

Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г. «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения».

В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).

Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.

Органы финансового мониторинга

Немного о том, как называются органы финансового мониторинга в России и Украине, и что они собой представляют.

В России эти функции выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу или, как ее часто называют, Росфинмониторинг. Официальный сайт — fedsfm.ru. Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти и подчиняется президенту РФ.

В Украине функционирует Государственная служба финансового мониторинга (Госфинмониторинг), официальный сайт — sdfm.gov.ua. Эта служба подконтрольна Кабинету Министров Украины, а конкретно — министру финансов, и имеет статус центрального органа исполнительной власти.

Операции, попадающие под финансовый мониторинг

Далее я рассмотрю отдельные, наиболее часто встречающиеся операции, попадающие под обязательный (государственный) и внутренний финансовый мониторинг. Обращаю внимание, что это не исчерпывающий перечень, а также на то, что перечень, суммы и типы операций в любой момент может измениться внесением соответствующих изменений в законодательные акты. Поэтому для получения на 100% точной и актуальной информации лучше всего обратиться к первоисточникам.

Повторюсь, что для России такие операции определены законом № 115-ФЗ от 13.07.2001г., а для Украины — законом № 1702-VII от 14.10.2014г.

Итак, какие операции попадают под государственный финмониторинг?

Во-первых, операции с наличностью на сумму, превышающую 600 тыс. рублей для РФ и 150 тыс. гривен для Украины:

  • покупка или продажа иностранной валюты;
  • снятие со счета наличных или взнос наличных на счет с последующим перечислением;
  • покупка ценных бумаг;
  • обналичивание иностранного чека на предъявителя;
  • обмен банкнот одного номинала на другой;
  • покупка или обналичивание дорожных чеков;
  • выплата страхового возмещения или внесение страховой премии;
  • зачисление или перевод средств из стран / в страны, входящие в перечень стран, не выполняющих требования ФАТФ — межправительственной организации, занимающейся противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма (в частности — это оффшоры);
  • открытие депозита на предъявителя или в пользу третьего лица;
  • перечисление средств на депозит за рубеж или зачисление возврата депозита из-за рубежа;
  • выплата выигрышей в лотерею, денежных призов и т.п.;
  • внесение средств для участия в азартной игре;
  • предоставление или получение беспроцентных займов;
  • получение или перечисление благотворительной помощи;
  • некоторые другие операции.

Во-вторых, операции на любую сумму, если они осуществляются лицом или в пользу лица (физического или юридического), входящих в список лиц и организаций, причастных к терроризму и экстремизму.

Какие операции попадают под внутренний финмониторинг?

  1. Финансовые операции, носящие запутанный характер, в которых не прослеживается конечная цель и смысл совершения операции, независимо от суммы (например, клиент А перечисляет некую сумму клиенту Б, клиент Б делит ее на 2 части и перечисляет клиентам В и Г, а клиенты В и Г перечисляют их обратно клиенту А).
  2. Финансовые операции, не соответствующие направлению деятельности клиента, независимо от суммы (например, сельскохозяйственное предприятие покупает золотые слитки).
  3. Финансовые операции, характер которых дает понять, что клиент хочет уклониться от обязательного финансового мониторинга или идентификации. (Например, дробление суммы операции: клиент не меняет валюту на 600 тыс. рублей сразу, а меняет три дня подряд на 200 тыс. рублей).
  4. Любые операции, если у субъекта финмониторинга возникают подозрения, что они могут быть связаны с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Чем грозит финансовый мониторинг?

Часто люди пугаются финансового мониторинга и боятся проводить операции, которые могут под него попасть. На самом деле, в этом нет ничего страшного. Ежедневно в каждом банке осуществляются сотни, тысячи, десятки тысяч операций, попадающих под обязательный и внутренний финансовый мониторинг. И это отнюдь не означает, что у клиентов, совершающих такие операции, возникают какие-либо проблемы.

Просто все эти операции скапливаются в базе данных, которая хранится в уполномоченном органе (службе) финансового мониторинга, и при необходимости может быть использована.

Из личного опыта: на протяжении 9-летней работы в банке, в отделениях, где я работал, практически ежедневно совершались операции, подлежащие внутреннему и обязательному финансовому мониторингу. И за это время ни разу, ни к одному клиенту не возникало каких-либо серьезных вопросов от контролирующих органов по поводу этих операций. Периодически запрашивалась дополнительная информация в банке, банк запрашивал ее у клиента и передавал, все.

Банк может заблокировать операцию, только если у нее имеются явные признаки легализации преступных доходов или финансирования терроризма. Также блокировку на счет может наложить государственная служба финансового мониторинга. При этом такие блокировки носят, как правило, временный характер, до предоставления клиентом каких-то дополнительных документов, позволяющих удостовериться, что эта операция не попадает под действие законов «О противодействии легализации…».

Многие часто спрашивают: означает ли попадание операции под финмониторинг то, что сведения о ней передадут в налоговые органы? Нет, не означает. Сведения об операции поступают только в уполномоченный орган финансового мониторинга, в компетенцию которого не входит проверка соблюдения налогового законодательства и выявление уклонений от уплаты налогов.

Теперь вы имеете представление о том, что такое финансовый мониторинг, как он осуществляется, каковы виды финансового мониторинга, какими законами он регулируется в России и Украине, какие операции попадают под финмониторинг. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, ну а за более подробными данными обращайтесь к законодательным актам. Если у вас возникли какие-то вопросы, всегда можете задать их в комментариях.

На этом я прощаюсь с вами. Сайт Финансовый гений — отличный способ бесплатно повысить свою финансовую грамотность и получить много полезной практической информации в области финансов, экономики, достижения успеха. Оставайтесь с нами и будьте финансово грамотными! До новых встреч!

1. Что такое финмониторинг?

2. Цели финмониторинга

3. За что наказывает росфинмониторинг?

4. Электронная подпись для Росфинмониторинга

4.1 Как получить электронную подпись

4.2 Какие организации подпадают под обязательную отчетность

5. Как сдавать отчеты в Росфинмониторинг?

6. Как подключиться к личному кабинету на портале Росфинмониторинга?

7. Кто должен встать на учет и сдавать отчеты в Росфинмониторинг?

8. В какие сроки нужно встать на учет в Росфинмониторинг?

9. Представление информации в Росфинмониторинг

10. Отчетность адвокатов и нотариусов

11. Как сдавать отчет ломбардам

11.1 Ежеквартальный отчет ломбарда в Росфинмониторинг

11.2 Разовые отчеты ломбарда в Росфинмониторинг

11.3 Ответственность за непредоставления отчетности ломбарда в Росфинмониторинг

12. Полезное видео

Что такое финмониторинг?

Финансовый мониторинг (финмониторинг) — это наблюдение и сбор сведений о денежных операциях граждан (физических лиц) и предприятий и организаций (юридических лиц). Вести такую деятельность могут только субъекты, которые имеют отношение к финансовым потокам.

Денежным оборотом занимаются финансовые организации — банки, биржи, пенсионные фонды, страховые и ювелирные компании и т.д. Именно финансовые организации становятся субъектами финмониторинга, т.е. теми, кто его осуществляет.

В масштабах государства координацией денежных операций, сбором, хранением и обработкой информации занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу или Росфинмониторинг. Официальный сайт — http://www.fedsfm.ru/

Служба является одним из действующих в России федеральных органов исполнительной власти и находится в подчинении у Президента РФ.

Существует два вида финмониторинга:

Обязательный. Этот вид входит в функции Росфинмониторинга и включает накопление информации и контроль финансовых потоков в пределах России и за границу.

Внутренний. Этот вид осуществляется финансовыми организациями при выполнении клиентами финансовых операций. Его задача определить те из них, которые соответствуют критериям обязательного мониторинга, зафиксировать и отправить данные о них в уполномоченный орган.

Цели финмониторинга

Основные задачи закона о финансовом мониторинге – не допустить легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств, а также финансирования преступной деятельности, например — терроризма и наркоторговли.

Росфинмониторинг как организация борется с отмыванием денег. Термин «отмывание денег» — появился в США в первой половине прошлого века, тогда на полученные преступными бандами деньги была создана сеть прачечных. Поступавшие от них средства показывались как доходы от оказания услуг, прежде всего, стирки, становясь легальными («отмытыми»).

И сейчас незаконные доходы, например прибыль от продажи наркотиков и оружия различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях. Далее полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений. В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование криминальной деятельности.

Росфинмониторинг имеет право запрашивать любую информацию о движении средств по счетам организаций, предпринамателей и даже блокировать счета.

За что наказывает росфинмониторинг?

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08 мая 2009г.№103 утверждены рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок.

Критерии разработаны с целью создания единого эффективного механизма, который позволит определенным лицам противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

К определенным лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относятся:

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

К числу индивидуальных предпринимателей, на которых также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ относятся индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся страховыми брокерами;
  • осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Также распространяются права и обязанности Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Вышеперечисленные лица, кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, в т.ч. сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов и ломбардов обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля. Также обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требовании законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так непредставление в Росфинмониторинг информации о сомнительных операциях влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Обратим внимание, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, предусмотрена уголовная ответственность. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей. Штраф может составлять и сумму заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч.1 ст.174 УК РФ).

При крупном размере того же деяния применяется один из следующих видов наказания:

  • штрафом в размере до 200 000 рублей;
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 50 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового (ч.2 ст.174 УК РФ).

На 2017г. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу приказом от 28.02.2017г. №66 утверждена «Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Электронная подпись для Росфинмониторинга

Согласно Федеральному закону №115-Ф3 от 7.08.01 «О противодействии отмыванию прибылей, получаемых незаконным путем и финансированию терроризма» организации, осуществляющие коммерческую деятельность, обязаны отправлять отчеты по операциям с финансами и связанным с ними имуществом.

Вся информация отправляется в виде электронных сообщений, подписанных электронной квалифицированной подписью.

Как получить электронную подпись

В интернет-системах, производящих отправки сообщений в финансовый мониторинг, вы можете узнать более подробные сведения о перечне организаций, которые обязаны иметь КЭП и отправлять в Росфинмониторинг информацию о проведенных финансовых операциях.

Сертификат квалифицированной подписи для отправки сведений вы можете получить в центре «Электронный экспресс», принадлежащем УЦ «Гарант», СКБ «Контур» и других подобных системах.

Данные порталы предназначены для отправок информации о денежных и товарных операциях в электронном виде.

Какие организации подпадают под обязательную отчетность

На сайте Росфинмониторинга выложена вся информация об организациях, отправляющих больше 10 отчетов ежегодно с помощью КЭП.

Отчитываться предстоит компаниям, чьи действия подпадают под положение Федерального закона №115. В их число, в первую очередь, входят:

  • Финансово-кредитные учреждения
  • Участники торгов на рынках ценных бумаг
  • Ломбарды и страховые организации
  • Лизинговые компании
  • Букмекерские конторы
  • Тотализаторы
  • Организации, проводящие лотереи и основанные на риске разные игры (в их числе и электронные)
  • Посреднические компании, проводящие сделки купли/продажи недвижимого имущества
  • Операторы приема платежей
  • Компании, выступающие коммерческими финансовыми агентами по заключению договоров уступки денежных требований.

Все эти и подобные организации подпадают под обязательный контроль Росфинмониторинга, и обязаны предоставлять в орган отчетность по денежным операциям или продаже имущества, то есть об операциях превышающих объем более 600 000 рублей. И в тех случаях, когда они, по своему характеру, относятся к одному из обозначенных в Законе видов, и о сомнительных действиях клиентов, имеющих дело с такими организациями.

Как сдавать отчеты в Росфинмониторинг?

Согласно письму отправка сообщений в Росфинмониторинг возможна следующими способами:

Через личный кабинет на портале Росфинмониторинга https://portal.fedsfm.ru. Возможен вход в личный кабинет по сертификату электронной подписи (ЭЦП) или по логин — паролю.

С помощью программного обеспечения АРМ «Организация-М» версии «Т», доступного по ссылке https://portal-ccwe.fedsfm.ru (без специальной настройки рабочего места указанная ссылка у Вас не откроется).

Как подключиться к личному кабинету на портале Росфинмониторинга?

Организации и лица, имеющие учетный номер в Росфинмониторинге или использующие АРМ «Организация», для первичной авторизации в личном кабинете на Портале используют:

логин: для юридических лиц — ИНН и КПП (слитно, без пробела), для физических лиц – ИНН;

пароль: для организаций, имеющих АРМ «Организация» — системное имя организации (первые пять цифр, указанные на ключевой дискете в правом нижнем углу), для организаций, не имеющих АРМ «Организация» — учетный номер организации в Росфинмониторинге.

В ином случае следует отправить заявку на регистрацию Личного кабинета на Портале Росфинмониторинга https://portal.fedsfm.

ru и заполнить соответствующую форму регистрации (для юридического, физического лица или индивидуального предпринимателя).

Заявка на регистрацию может быть подписана сертификатом электронной подписи или лично руководителем организации с проставлением печати (печатная форма заявки будет отправлена на электронную почту, указанную в заявке).

Печатную форму необходимо отправить по адресу: 107450, Москва, К-450, ул. Мясницкая, дом 39, строение 1.

После обработки Вашей заявки на подключение к Личному кабинету, на электронную почту, указанную при регистрации, будет выслан Логин и Пароль для входа.

После успешной первичной авторизации необходимо изменить пароль доступа к личному кабинету.

Кто должен встать на учет и сдавать отчеты в Росфинмониторинг?

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, у которых возникает обязательство по взаимодействию с Росфинмониторингом относятся (статья 5 Федерального закона 115-ФЗ):

— кредитные организации

— профессиональные участники рынка ценных бумаг

— страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании

— организации федеральной почтовой связи

— ломбарды

— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения

— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме

— управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

— операторы по приему платежей

— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов

— кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

— микрофинансовые организации

— общества взаимного страхования

— негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

— операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных

— индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами; индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; и индивидуальные предприниматели, оказывающие

— посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

В какие сроки нужно встать на учет в Росфинмониторинг?

Постановка на учёт определена в Приказе Росфинмониторинга от 27.01.2014 № 58.

Постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты гос. регистрации юр.

Лица или ИП, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юр. лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Представление информации в Росфинмониторинг

Представление информации в рамках обязательного и факультативного финансового мониторинга.

Самостоятельной процедурой финансового мониторинга выступает представление агентом финансового мониторинга информации об операциях и сделках, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу в Росфинмониторинге.

Агент финансового мониторинга обязан направить информацию об операции/сделке в Росфинмониторинг не позднее третьего рабочего дня со дня совершения операции, подлежащей обязательному мониторингу, или дня выявления подозрительной операции/сделки (данная операция может быть выявлена как непосредственно при ее проведении, так и в дальнейшем, например при проведении последующего финансового мониторинга).

В обоих случаях информация представляется в электронном виде. Однако, помимо сведений, представляемых в Росфинмониторинг в виде электронного сообщения, агенты финансового мониторинга вправе направить в Росфинмониторинг иную информацию на бумажном носителе.

Представление информации на бумажном носителе допускается также в связи с возникновением причин природного и техногенного характера (аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей), в связи с которыми агент финансового мониторинга не в состоянии самостоятельно подготовить электронное сообщение с дальнейшим повторным направлением информации в электронном виде, по факту устранения препятствующих причин.

В целях исключения доступа третьих лиц к сведениям, содержащимся в сообщениях, агент финансового мониторинга при представлении информации по каналам связи подписывает данные сообщения ключом аутентификации (снабжает сообщение кодом аутентификации) и шифрует данное сообщение.

Как бумажные, так и электронные сообщения, содержащие информацию об операциях, подлежащих обязательному или факультативному финансовому мониторингу, строго формализованы.

Так, для кредитных организаций состав и структура сообщения закреплены в Положении Банка России от 29 августа 2008 г.

N 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” .

Росфинмониторинг определяет каналы связи для передачи информации, формы кодирования сообщений, перечни кодов, подлежащих использованию при направлении сообщения.

При получении сообщения Росфинмониторинг проверяет как правильность кодов аутентификации и шифрования, так и правильность заполнения всех полей сообщения относительно операции, подлежащей обязательному или факультативному (дополнительному) финансовому мониторингу (формальный контроль), а также проверку достоверности получаемой информации (логический контроль). В случае обнаружения каких-либо несоответствий сообщение подлежит возврату агенту финансового мониторинга для исправления допущенных нарушений и повторного направления сообщения в Росфинмониторинг.

Представление информации по запросам Росфинмониторинга

Информация в Росфинмониторинг представляется не только в отношении выявленных операций, подлежащих обязательному или факультативному финансовому мониторингу, но и по запросам Росфинмониторинга, которые могут быть направлены агенту финансового мониторинга по следующим основаниям.

Во-первых, в рамках международного взаимодействия по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на основании международного поручения или письменного запроса от иностранного органа власти («подразделения финансовой разведки”) о проверке законности проведенной операции в Российской Федерации согласно международному договору, заключенному Российской Федерацией.

Во-вторых, основанием для направления запроса агенту финансового мониторинга является необходимость проверки Росфинмониторингом достоверности и полноты получаемой информации от агентов финансового мониторинга.

Агенты финансового мониторинга обязаны представить запрашиваемую информацию в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса от Росфинмониторинга, если Росфинмониторингом не установлены иные сроки представления ответа.

Отчетность адвокатов и нотариусов

Особенности представления информации адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, также представляют информацию об операциях, в отношении которых у них имеются основания полагать, что они совершаются или могут быть совершены в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма через адвокатскую или нотариальные палаты, с которыми Росфинмониторинг заключил соответствующие соглашения о взаимодействии.

Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, информации о сделках или финансовых операциях регулируется Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. N 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг” .

Как сдавать отчет ломбардам

В целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем государством устанавливается механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках данного механизма федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливается особый контроль над организациями, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом. В частности к таким организациям относятся ломбарды.

Ломбарды, как организации осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны сдавать отчетность в Росфинмониторинг.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды отчетности ломбардов в Росфинмониторинг:

а) ежеквартальный отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

б) разовые отчеты об операциях, подлежащих обязательному контролю, по срокам, установленным законодательством в зависимости от вида операции.

Ежеквартальный отчет ломбарда в Росфинмониторинг

Обязанность предоставлять ежеквартальный отчет в Росфинмониторинг установлена для ломбардов статьей 7 п.1. пп. 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с данной статьей закона ломбарды не реже одного раза в 3 месяца обязаны осуществлять проверку своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в порядке, установленном Центральным банком РФ по согласованию с Росфинмониторингом.

Порядок предоставления ежеквартального отчета ломбардами в Росфинмониторинг устанавливается Указанием ЦБ РФ от 15 декабря 2014 г. №3484-У «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НЕКРЕДИТНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН СВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА».

Отчет предоставляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений через личный кабинет на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации, для чего необходима электронно-цифровая подпись.

Данный отчет сдавать необходимо, даже если деятельность не ведется, и нет клиентов.

Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества направляется ломбардом в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Разовые отчеты ломбарда в Росфинмониторинг

Помимо ежеквартального отчета в Росфинмониторинг ломбарды представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию:

об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю — не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции;

об операциях, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма — не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции;

о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц — незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица;

об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 закона — незамедлительно в день применения мер по приостановлению;

о случаях отказа по основаниям, указанным в статье 7 Федерального закона, от выполнения распоряжения клиента о совершении операции — в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

Для исполнения данной обязанности ломбардами организуется внутренний контроль по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю в рамках которого разрабатываются правила внутреннего контроля и назначаются лица, ответственные за их исполнение, а также производится идентификация клиентов в определенных законом случаях.

Данная информация предоставляется ломбардами также в электронной форме через личный кабинет на портале уполномоченного органа в Интернете и заверяется электронно-цифровой подписью.

Ответственность за непредоставления отчетности ломбарда в Росфинмониторинг

В случае непредоставления ежеквартального отчета или разового отчета в Росфинмониторинг к ломбарду могут быть применены меры административной ответственности в соответствии со ст. 15.

27 КоАП, которая предусматривает штрафы для организаций от 50 000 рублей до 1 000 000 рублей, а для должностных лиц – от 10 000 рублей до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

По материалам сети Интернет.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *