ФЗ 183 об экспортном контроле

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает Internet Explorer Вашей версии.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Internet Explorer Opera Browser Mozilla Firefox Google Chrome Apple Safari

Почему нужно поменять браузер IE6 на другой?

Браузер Internet Explorer 6 является не просто браузером старой версии, а устаревшим браузером, браузером старого поколения. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы в несколько раз ниже! Internet Explorer 6 не способен корректно отображать большинство сайтов.

Если по каким либо причинам Вы не имеете доступа к возможности установки программ, то рекомендуем воспользоваться «portable» версиями браузеров. Они не требуют инсталляции на компьютер и работают с любого диска или вашей флешки: Mozilla Firefox или Google Chrome.

Безопасность

Использование IE6 потенциально опасно, так как именно через него доступ в Ваш компьютер имеют вирусы и мошенники.

Только факты

IE6 был выпущен в 2001 году!
Позже были созданы версии
7,8 и 9, вскоре ожидается следующая версия Internet Explorer.

Microsoft

Microsoft, разработчик Internet
Explorer 6, прекратила его поддержку
и рекомендует устанавливать новые версии своего браузера.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 2003 года № 1356
Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.01.2010 г.)

Утратил силу в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 2600

В целях совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля, упорядочения действий должностных лиц таможенных органов при его осуществлении и декларировании товаров с момента подачи таможенной декларации до выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации от 02.06.2003 № 22, ст. 2066) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров (далее — Инструкция).

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, привести в соответствие с Инструкцией и настоящим приказом должностные инструкции должностных лиц подчиненных таможенных органов.

3. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов) осуществлять координацию разработки подразделениями ГТК России нормативных правовых актов и правовых актов ГТК России, содержащих таможенные технологии, направленные на совершенствование организации таможенного оформления и таможенного контроля, и непосредственно влияющие на их порядок и сроки проведения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Главному управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М.Ухлинов), ГНИВЦу ГТК России (С.Л.Гусев) совместно с Главным управлением организации таможенного контроля (А.В.Галактионов) разработать и представить на утверждение план разработки (модернизации) программных средств, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле, согласно настоящей Инструкции.

5. Признать утратившим силу приказ ГТК России от 31.01.2003 № 80 «Об утверждении Инструкции по проверке таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».

6. Заместителю председателя ГТК России В.В.Шпагину осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2004 года.

Председатель Комитета

действительный государственный советник

таможенной службы Российской Федерации

М.В. Ванин

Приложение

к приказу ГТК РФ

от 28 ноября 2003 года № 1356

Многим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) знакомы термины «товар двойного назначения (применения)», «экспортный контроль», но не все до конца понимают, что на самом деле стоит за этими понятиями и какова цена ошибки в случае нарушения законодательства в области экспортного контроля.

Во второй половине ХХ века был подписан ряд международных договоренностей в области контроля за оружием массового поражения, которые со временем преобразовались в контрольные международные режимы его нераспространения.

Отмечу, что в Российской Федерации фактически с 1992 года сформирована целая система экспортного контроля. Ее основу заложил указ Президента РФ от 11.04.1992 № 388. На его основании были созданы органы государственного управления, разработаны списки материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения (ОМП), введена уголовная и административная ответственность за незаконное перемещение таких товаров.

Исторической предпосылкой для создания данной системы стала необходимость соблюдения Россией международных обязательств, начало конверсии оборонной промышленности, самостоятельный выход на внешний рынок большого числа субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности, а также зарубежный опыт функционирования механизмов экспортного контроля.
В начале XXI века на фоне новых глобальных вызовов резко увеличилась угроза терроризма, в том числе с применением в той или иной форме ОМП. С 27 августа 2018 года вступил в силу новый пакет американских санкций против Российской Федерации, связанный с запретом на продажу в Россию продукции двойного назначения. В этих условиях многократно выросла актуальность экспортного контроля.

Одним из внешних рубежей в его обеспечении являются таможенные органы, которые осуществляют контроль с целью недопущения перемещения через границу контролируемых товаров с нарушением законодательства.

По решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) от 05.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств — членов Таможенного союза» в Беларуси, Казахстане и России применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения.

Одним из основополагающих элементов национальной системы экспортного контроля являются списки товаров и технологий двойного использования (контрольные списки). В России официально приняты и действуют шесть такого рода списков. Они составлены по видам контролируемых товаров и технологий в соответствии с аналогичными списками международных контрольных режимов.

В нашей стране экспортный контроль осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя в том числе идентификацию контролируемых товаров и технологий. Это предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Как определено статьей 24, обязанностью каждого российского участника ВЭД является «идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из РФ без лицензий».

Подлежит ли конкретный товар или технология экспортному контролю, устанавливается путем определения соответствия технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль. Отмечу, что приведенные в нем коды ТН ВЭД носят справочный характер.
Российский участник ВЭД вправе поручить на основании соответствующего договора проведение идентификации контролируемых товаров и технологий специальной экспертной организации, которая в установленном Правительством РФ порядке получила специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий. Полученные результаты отражаются в идентификационном заключении, которое составляется по установленной форме и удостоверяется надлежащим образом. Этот документ определяет для целей экспортного контроля статус товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономической операции.

Здесь стоит обратить внимание на постановление Правительства РФ от 21.06.2016 № 565, которым утверждены Порядок идентификации контролируемых товаров и технологий, форма идентификационного заключения и правила его заполнения. Согласно документу, на первом этапе идентификации устанавливается соответствие товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) товарам и технологиям, включенным в контрольные списки (КС).
Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества. Отнесение товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачу соответствующих заключений осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.

Конечно, в большей степени контроль касается определенных категорий товаров: высокотехнологического оборудования (включая его части) и материалов, измерительных приборов, химических веществ, ядерных и радиоактивных материалов и т. п. Однако среди контролируемых встречаются и безобидные на первый взгляд товары: защитное и спасательное оборудование, пиротехнические изделия, в том числе бытового назначения, иные изделия, имеющие широкий спектр применения.

Как известно, согласно статье 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение мер экспортного контроля подтверждается в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

Если перемещаемые через границу товары соответствуют описаниям тех, что включены в КС, то их выпуск осуществляется с предъявлением таможенным органам лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).
При этом отмечу, что участники ВЭД чаще сталкиваются с необходимостью подтверждения несоответствия ввозимых/вывозимых товаров контролируемым объектам. В этом году в регионе деятельности СЗТУ при таможенном декларировании в целях подтверждения соблюдения мер экспортного контроля было больше всего представлено именно идентификационных заключений.
Здесь следует отметить, что относительно «экспортного контроля» у участников ВЭД сложилось несколько заблуждений. Основное связано с неверным толкованием самого понятия «экспортный контроль». Почему-то считается, что меры экспортного контроля применяются только в отношении вывозимых товаров. Однако в пяти из шести действующих контрольных списков, утвержденных указами Президента РФ, включены товары, в отношении которых ограничения применяются как при вывозе, так и при ввозе.

Так, лицензированию подлежат все виды внешнеэкономических операций, связанных с ввозом в Россию (за исключением перемещения в режиме транзита) ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, а также товары, включенные в 1-3 разделы «Списка контролируемых химикатов…».

Фактически для каждого контрольного списка Правительством РФ утверждены Положения, определяющие порядок осуществления контроля за ВЭД в отношении товаров, включенных в данные списки. В Положениях определены особенности, касающиеся интерпретации списка, требования к документам и сведениям для получения лицензий, случаи исключения обязанности получения лицензии и т. п.

Участник ВЭД может не только получать заключения аккредитованных организаций в качестве документа, подтверждающего неподконтрольный статус товара, но и включать продукцию в подготовленный ФСТЭК России так называемый «белый список», что является подтверждением несоответствия товара описаниям контролируемых товаров. Для многих компаний этот инструмент уже стал одним из способов сокращения издержек для экспортируемой продукции.

Второе заблуждение выражено в позиции – «если товар не является товаром военного назначения, то он и не объект экспортного контроля». Однако эти две сферы четко разграничены законодательством, их основы закреплены в Федеральных законах от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Поэтому здесь скорее будет верным иное утверждение – «если товар является товаром военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля» (при наличии лицензии ФСВТС России лицензия ФСТЭК России не требуется). Даже при наличии заключения ФСВТС России о неотнесении товара к продукции военного назначения — обязанность его идентификации с КС сохраняется.

Третье заблуждение – «товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС не попадает в контрольный список, значит – не является контролируемым». Вместе с тем в отличие от иных списков товаров, ограниченных к ввозу/вывозу, к КС в области экспортного контроля применяется правило — «коды носят справочный характер». Это ориентирует участника ВЭД на необходимость соотнесения перемещаемого товара с описаниями товаров, указанными в контрольных списках. Речь идет о детальном сопоставлении технических характеристик перемещаемого товара с характеристиками товаров, соответствующих «общетехническому наименованию», а также анализе возможных областей использования товаров. Так, при ввозе/вывозе клапана необходимо сопоставить его характеристики, назначение с описаниями клапанов, приведенными в КС.

Четвертое заблуждение — как правило, убедившись в том, что товар не соответствует описаниям товаров, включенных в КС (это касается и случаев, когда получено заключение аккредитованной организации, содержащее выводы, что лицензия не требуется), участник ВЭД считает, что требования законодательства об экспортном контроле соблюдены, что не всегда соответствует действительности.

Следует учитывать требования статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле», которые являются наиболее сложными для понимания. Здесь речь идет о «всеобъемлющем контроле».

Вполне понятен сам факт запрета российским лицам заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Трудности возникают в понимании сути наличия обязанности у участника ВЭД осуществить такую проверку и, как следствие, осознании факта наличия ответственности за несоблюдение этих требований. Во-первых, здесь речь идет об оценке внешнеэкономической сделки с неконтролируемыми товарами, и только теми, которые предполагаются к вывозу. Во-вторых, российские участники ВЭД обязаны в установленном порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией в случае, если они имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных выше целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц, либо если были проинформированы ФСТЭК России.
Что конкретно для участника ВЭД является теми самыми «основаниями полагать», поименовано в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 № 517. В нем указаны 17 оснований, касающихся в том числе проверки информации о причастности иностранного партнера, грузополучателя, контрагента, конечного пользователя к военным программам в той или иной области, оценки особенностей заключения сделки и финансовых расчетов, предложенных иностранным участником, маршрута и мест доставки товара.

Как показывает практика, большинство участников ВЭД не знает о необходимости такой проверки либо игнорирует эту обязанность, в то время как за нарушение требований статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрена уголовная ответственность. Еще одно из серьезных заблуждений – это мнение, что «отсутствие таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых между Беларусью, Казахстаном и Россией, освобождает от необходимости соблюдения законодательства об экспортном контроле».

Так, решением Межгосударственного совета ЕЭАС от 05.07.2010 № 52 установлено, что до введения в действие ряда документов, определяющих Единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, Единые правила, — в этих странах применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Соответственно, у участника ВЭД сохраняется обязанность получения разрешительных документов в отношении контролируемых товаров, а их перемещение через границу РФ без требуемых документов влечет ответственность, в том числе уголовную.

На мой взгляд, наличие у участников ВЭД приведенных выше заблуждений свидетельствует о сложности законодательства в области экспортного контроля. При этом последствия его несоблюдения могут повлечь за собой не только ответственность для допустившего нарушение участника ВЭД, а в отдельных случаях могут привести к международным санкциям в отношении Российской Федерации, поскольку это может быть воспринято как несоблюдение принятых международных обязательств.

Ольга ПЕЛЛЕ,
заместитель начальника отдела торговых ограничений
и экспортного контроля Службы федеральных
таможенных доходов СЗТУ
«Таможенные новости»

18 июля 1999 года N 183-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года
Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля

Статья 4. Цели экспортного контроля

Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля

Статья 6. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий

Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля

Глава II. Правовые основы организации экспортного контроля

Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля

Статья 9. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю

Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в области экспортного контроля

Статья 11. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля

Статья 12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля

Статья 13. Право доступа к информации

Статья 14. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации для целей экспортного контроля

Статья 15. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в отношении предоставленной информации

Статья 16. Внутренние программы экспортного контроля

Статья 17. Организация и проведение проверок российских участников внешнеэкономической деятельности

Статья 18. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями

Статья 19. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями

Статья 20. Всеобъемлющий контроль

Статья 21. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок

Статья 22. Общие требования к порядку выдачи, оформления, приостановления действия лицензии или разрешения и аннулирования лицензии или разрешения

Статья 23. Учет внешнеэкономических сделок

Статья 24. Идентификация контролируемых товаров и технологий

Статья 24.1. Специалист в области экспортного контроля

Статья 25. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов

Глава IV. Обеспечение заинтересованных лиц информацией по вопросам экспортного контроля

Статья 26. Получение информации о причинах принятого решения, действия (бездействия)

Статья 27. Опубликование нормативных правовых актов в области экспортного контроля

Статья 28. Информация о нормативных правовых актах в области экспортного контроля

Глава V. Международное сотрудничество Российской Федерации в области экспортного контроля

Статья 29. Цели и формы международного сотрудничества Российской Федерации в области экспортного контроля

Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля

Статья 30. Нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля

Статья 31. Ответственность должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля

Статья 32. Ответственность организаций за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля

Статья 33. Обжалование решений и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц

Глава VII. Заключительные положения

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Контрольные списки являются основным инструментарием экспортного контроля. Как правило, контрольный список посвящен товарам, относящимся к какому-либо виду оружия массового поражения.

В настоящее время в России действуют утвержденные Президентом Российской Федерации 6 списков контроля, которые включают все виды товаров ядерного и двойного назначения:

Условный номер / условное обозначение

Наименование контрольного списка

Указ Президента РФ

Постановление Правительства РФ

Список 01

ХО

Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

№ 1082 от 28.08.2001

№ 686 от 24.09.2001

Список 02

БО

Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю

№ 1083 20.08.2007

№ 634 от 29.08.2001

Список 03

ЯО

Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях

№ 36 от 14.01.2003

№ 462 от 14.06.2001

Список 04

РО

Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

№ 1005 от 08.08.2001

№ 296 от 16.04.2001

Список 05

ДН

Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (Вассенаарский список)

№ 580 от 05.05.2004

№ 447 от 07.06.2001

Список 06

ИС

Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, предназначенных для использования атомной энергии в мирных целях и подпадающих под экспортный контроль (Исходный Список ГЯП)

№ 202 от 14.02.1996

№ 973 от 15.12.2000

Необходимо отметить, что все списки товаров двойного назначения (01, 02, 03, 04, 05) представляют собой перечни конкретных предметов (материалов, оборудования, установок) и относящихся к этим предметам технологий, которые могут внести существенный вклад в изготовление или испытание ОМП, либо использоваться непосредственно в качестве компонентов ОМП.

Список 06 разработан на основе Исходного списка Группы ядерных поставщиков. В данный список включены только те товары, которые предназначены для использования в мирном ядерном топливном цикле, т.к. ДНЯО запрещает передачу в государства, не обладающие ядерным оружием, любых товаров и технологий, непосредственно связанных с созданием и производством ядерного оружия.

При этом контролируется не только передача продукции в материальной форме, но и трансферт технологий. В примечании к контрольным спискам к «технологии» относится специальная информация, которая требуется для разработки, производства или использования какой-либо продукции. Информация может принимать форму технических данных или технической помощи.

«Технические данные» могут осуществляться в виде передачи чертежей, диаграмм, светокопий, моделей, формул, таблиц, технических проектов и спецификаций, инструкций (на бумажных или других носителях).

«Техническая помощь» — инструктаж, повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *