Изменение цены по 223 ФЗ


Цена контракта — это одно из условий осуществления подписания договора. Существенно изменить условия допускается в крайне редких случаях. Закрытый список указан в законодательной базе, в законе о контрактной системе. Когда и как изменяется цена контракта мы опишем в этой статье. 1. Как определяется цена контракта
2. Изменение цены договора

  • Что должно быть в госконтракте
  • Порядок изменения цены контракта

3. Видео-инструкция Изменения цены контракта

1. Как определить цену контракта

В 44 Федеральном законе для определения цены контракта используется такой термин как — начальная максимальная цена договора. Под этим определением понимается предельная сумма, по которой может быть заключен договор. Данный показатель прописывается в план-график, извещение и сопутствующей к закупке документам.
Определять цену в государственных закупках следует очень внимательно, потому что от этого зависит эффективность израсходованных средств из государственного бюджета.
НМЦК должен вычислять Заказчик по одному из пяти методов, которые предусматривает Закон в каждом определенном случае. Но при заключение контракта на тех условиях, в том числе по стоимости, которую предложил победитель. Она всегда ниже первоначальной.
Что касается цены контракта по 44-ФЗ, в законе говорится следуюшее: стоимость является твердой и определяется на весь срок его исполнения
Способами расчета НМЦК:

  • путем анализа рынка;
  • нормативным;
  • тарифным;
  • проектно-сметным;
  • затратным

Но чаще всего из всех вариантов Заказчик пользуется первым. Первый способ также известен как сопоставление цен. Данный метод действует так: он сравнивает и изучает стоимости похожих договоров или отдельные виды товара. Можно пользоваться сведениями из:

  • Открытых источников;
  • Каталоги и брошюры;
  • Статистические отчеты;
  • Ответы разных коммерческих фирм.

2. Изменение цены договора

Существенно менять условия договора нельзя — за очень редкими случаями. Например, вы меняете их в рамках соглашения сторон. Главная проблема не только в том, чтобы одна из сторон убедила другую пойти на какие-либо уступки и иные условия, но и еще обосновать данные изменения для контрольного органа.

  • Что должно быть в госконтракте

• предмет – закупаемый товар, работа или услуга;
• цена контракта;
• сроки выполнения обязательств;
• порядок оплаты;
• ответственность сторон при невыполнении обязательств или срыве сроков;
• график выполнения работ, оказания услуг или поставки товаров (если срок исполнения соглашения – три и более года, а цена – больше ста миллионов рублей).
Менять существенные условия договора можно в строго ограниченных законом ситуациях. В статье 95 закона о контрактной системе содержится, в том числе, перечень случаев, когда это возможно.
К ним относятся:
• Возможность внесения правок была предусмотрена в самом соглашении. Это условие применимо, когда снижается стоимость контракта, а объем остается прежним;
• Стоимость превышает предельный размер, установленный правительством, и исполнить условия невозможно без их изменений;

• Изменились тарифы, которые устанавливаются на федеральном уровне;
• Уменьшились лимиты выделенных на закупку средств;
• Контракт заключен на лечение человека за рубежом, и количество необходимых ему медуслуг выросло или уменьшилось по показаниям врача.

  • Порядок изменения цены контракта

Порядок изменения цены договора прописывается в законе. Он отличается в зависимости от оснований, в согласии с которыми вносятся правки. В случае, если стоимость изменяется пропорционально доп.количеству товара, исходя из установленных условий в согласии с единицей, то внести правки можно по соглашению заказчика и поставщика. При этом нельзя менять цену больше чем на 10%.
Данный порядок предусматривается в том случае, если объем обязательства Исполнителя снижен, к примеру, снизилось количество поставляемого товара. Изменять цену договора для федеральных нужд происходит из-за превышения размера цены установленной Правительством. Вносить изменения допускается на основании решения правительства.
В том случае, если сделка заключена для регионального или муниципального использования, то данное решение должно принимать высшее руководства в виде исполнительного органа или местной администрации.
В документах к закупке, а также в тексте договора Заказчик должен прописать пункт о том, что можно вносить изменения. То есть это все должно быть оговорено заранее.
Цена договора может быть снижена в том случае, если количество и качество товара и объем работ и услуг не изменится. Снижать цену можно только в том случае, если оно не идет в ущерб закупки.
Пересчет производится на основании определения единицы товара, работы, услуги, которая высчитывается делением первоначальной цены контракта на количество единиц товара. Иными словами, если в государственном контракте предусмотрена закупка 1000 мониторов, то внесение изменений позволит закупить от 900 до 1100 мониторов.
Изменение цены контракта по 44-ФЗ отражается в случае, когда она определялась в соответствии с тарифами на товары, работы или услуги, регулируемые государством. Изменились тарифы, которые назначает не заказчик, меняется и цена.
Часто складываются обстоятельства, когда работа по контракту затягивается, и в это время до заказчика доводится информация об уменьшении бюджетных ассигнований. На заказчика ложится новое обязательство, по которому он должен довести новые условия до своего исполнителя, и они должны придти к соглашению сторон. Например, уменьшить количество товара, объем выполняемых работ или же перенести часть выполняемых работ на новый отчетный период с заключением нового договора.
Редким является пункт об изменении цены контракта, который заключается с иностранной медицинской организацией на лечение гражданина России. Она может быть увеличена или уменьшена в зависимости от перечня услуг данной медицинской организации. При этом важно, чтобы такая возможность была заранее предусмотрена.

3. Видео-инструкция Изменения цены контракта

Об особенностях заключения и исполнения контрактов участниками, применяющими специальный налоговый режим.

НДС — это налог на добавленную стоимость, размер которого чаще всего составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок его исчисления и уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Заключение контракта

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При формировании ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно НК РФ.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика корректировки цены контракта (уменьшения на размер НДС), контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта обязательно в его текст включается положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК, пункт 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с письмом Минфина России от 27.12.2017 № 24-03-08/87276, Заказчик при установлении НМЦК должен учитывать все факторы, влияющие на порядок формирования цены: условия, сроки поставки, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, исключение составляют оффшорные компании. Возможность участия в государственных закупках не ставится в зависимость от применяемой системы налогообложения.

Соответственно организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в государственных и муниципальных закупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО), поскольку Законом № 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в отношении применяемого ими налогового режима.

Таким образом, требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе.

В соответствии с письмом ФАС России от 18.06.2019 № ИА/50880/19 указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается» является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика. И на этапе заключения контракта победитель должен сформировать протокол разногласий, которым следует исключить данную вариативность.

Кроме того, рекомендуем обращать внимание на данный пункт проекта контракта, а в случае наличия однозначной формулировки «включая НДС», направить в адрес заказчика соответствующего запроса на разъяснение положений документации с целью ее корректировки.

Исполнение контракта

Согласно положениям, содержащимся в части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Статья 95 Закона № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда цена контракта может изменяться, уменьшение на размер НДС в их число не входит. Кроме того, согласно нормам Закона № 44-ФЗ и ГК РФ любое изменение условий контракта возможно только по соглашению сторон.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

По общему правилу организации и ИП, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, в ходе исполнения контракта, они не составляют и не выставляют Заказчику счета-фактуры.

В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.

Как следует из письма ФНС России от 08.112016 №СД-4-3/21119@, в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.

Однако, на практике зачастую «недобросовестные» заказчики отказываются подписывать документы о приемке исполненных обязательств, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контакта о том, что цена включает НДС.

Под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в РНП некоторые исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставить счет-фактуру и уплатить НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и дискриминации.

Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Это единственный случай, предусмотренный 44-ФЗ, когда в контракт в обязательном порядке включается условие об уменьшении суммы, подлежащей оплате. В указанной норме речь идет именно о размере выплат контрагенту, а не уменьшении цены контракта.

Обращаем внимание, что данная норма относится только к физическим лицам и иностранным лицам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), так как иные случаи, когда заказчик может быть налоговым агентом своего исполнителя, действующим законодательством не предусмотрены.

Мнение судей по вопросу НДС

Однако позиция судей с вышеприведенными рекомендациями и разъяснениями ведомств не всегда совпадает. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН, а другая часть становится на сторону заказчика.

В решении Арбитражного суда Ростовской области от 01.12.2015 по делу № А53-24060/2015 суд встал на сторону Заказчика, который в проекте контракта указал сумму победителя электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Аналогичное мнение отражено и в решении Арбитражного суда Курганской области от 26.01.2016 по делу № А34-6052/2015.

Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения.

Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 № Ф03-3381/2013: цена работ по контракту определена в соответствии с результатами открытого аукциона в электронной форме, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения цены работ в одностороннем порядке, т.к. заказчик настаивал на уменьшении цены контракта на размер НДС, поскольку подрядчик применяет УСН.

Постановление АС Дальневосточного округа от 19.08.2019 по делу № А73-22807/2018: суд поддержал позицию УФАС и признал незаконным условие контракта о снижении его цены на сумму НДС, если участник, с которым будет заключен контракт, применяет УСН. При этом суды подчеркнули, что контракт по итогам аукциона заключается по цене, предложенной участником закупки, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет.

Постановление АС Поволжского округа от 18.06.2019 по делу № А12-25318/2018: «Контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя аукциона вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (в том числе, уменьшение) заказчиком цены контракта, в зависимости от применения лицом, с которым заключается контракт упрощенной системы налогообложения, Законом о контрактной системе не предусмотрена, и противоречит принципу твердости цены контракта, установленного частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе».

Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 30.05.2019 № 305-ЭС19-391 по делу № А40-88142/2018: «установленная контрактом стоимость оплаты соответствующих товаров, работ или услуг не соотносится с налоговыми обязательствами победителя, поскольку является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Следовательно, налоговые обязательства участника закупки не могут быть регламентированы ни аукционной документацией, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок».

Незаконность действий заказчика по отказу в приемке исполненных обязательств в отсутствие счета-фактуры и указания на размер НДС в накладной подтверждается судебной практикой. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.08.2019 по делу № А03-16525/2018: суд обязал заказчика принять товар и подчеркнул: независимо от условий контракта поставщик, применяющий УСН, вправе не выставлять счет-фактуру и не указывать НДС в накладной.

Выводы:

  • любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый «спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
  • при наличии сомнительных формулировок в проекте контракта использовать право направления запроса на разъяснение положений документации;
  • контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  • применение победителем закупки «спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
  • корректировка заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается;
  • ни при каких условиях не формировать и не выставлять заказчику счета-фактуры, если участник закупки применяет специальный режим.

Уменьшение цены контракта по 44 ФЗ — это процедура, которая проводится по ст. 95 44-ФЗ. Если нарушить правила, то оштрафуют на сумму до 20 000 руб.

Скачать образец дополнительного соглашения об уменьшении цены контракта

Как уменьшить цену контракта: основания и порядок

Основания и порядок уменьшения стоимости собрали в таблицу.

Когда можно уменьшить Как уменьшить Норма статьи 95 44-ФЗ
Объем остается неизменным, а исполнитель готов уменьшить стоимость.

Разработайте допсоглашение, в котором укажите сниженную цену госконтракта.

Если новая стоимость превысила порог, от которого зависит размер штрафов (например, стала меньше 3 млн руб.), укажите в допнике новый размер штрафов. Это правило прописано в ч. 2, 5, 8 ст. 34 44-ФЗ.

Пп. «а» п. 1 ч. 1
Объем снижается и одновременно уменьшается цена.

Стоимость уменьшается не больше чем на 10 процентов. Снижайте ее, исходя из цены за единицу. Новые условия исполнения внесите в дополнительное соглашение. Если в результате уменьшения нужно изменить размер ответственности, это тоже нужно отразить в допнике.

Пп. «б» п. 1 ч. 1
Правительство, исполнительные органы власти или местная администрация решили уменьшить цену.

Госконтракты должны подпадать под такие критерии: заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, который установлен Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013.

Для госконтрактов, которые обеспечивают федеральные нужды, такой размер составляет 10 млрд руб., региональные — 1 млрд руб., а для местных — 500 млн. Исключение — федеральный госконтракт, который включает выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для такой сделки планку установили в размере 40 млн рублей.

Уменьшение госконтракта проводится через допсоглашение, подписав его у обеих сторон.

П. 2-4 ч. 1
Государственному заказчику уменьшили лимиты бюджетных обязательств.

Если подрядчик согласен без уменьшения объема работ снизить цену контракта, то снижайте. Не забудьте отразить новые условия в допсоглашении.

Если нет, то уменьшайте объемы и пропорционально уменьшайте стоимость. Для уменьшения количества Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013 утверждена методика сокращения объемов госконтракта, если уменьшилась стоимость.

П. 6 ч. 1
Уменьшили регулируемые тарифы. Чтобы рассчитать сниженную стоимость, нужно умножить новый тариф на объем ТРУ, который остался. Затем подписать допсоглашение с новыми условиями об уменьшении.
Сократился список медицинских услуг в госконтракте с зарубежной компанией на лечение гражданина России за границей. Изначальную стоимость контракта нужно уменьшить на стоимость услуг, которые не нужны. Затем зафиксировать новые условия в допнике. П. 7 ч. 1

Как снизить стоимость контракта в электронном запросе котировок

Это допускается, если уменьшились тарифы на товары, работы, услуги или заказчику уменьшили лимиты финансирования (п. 5, 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). По другим основаниям уменьшать стоимость нельзя.

Если подпишите допсоглашение об уменьшении стоимости с нарушением этих правил, вас оштрафуют по ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП на сумму от 20 000 руб. до двукратного размера дополнительно потраченных бюджетных денег.

Как уменьшить количество товара по методике

В ч. 4 ст. 95 указано, что госзаказчик изменяет существенные условия госконтрактов в части уменьшения объемов. В первую очередь исполняются обязательства по контрактам на поставку товаров, которые нужны для жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарства, топливо) или по которым уже выполнены обязательства поставщиком.

Заказчик сокращает объем товаров, работ, услуг в связи со снижением цены контракта, исходя из:

  • нужды достигнуть показателей госпрограмм или непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) властей;
  • нужды возместить затраты, которые произвел поставщик при выполнении обязательств на момент принятия решения о снижении цены госконтракта;
  • объемов лимитов финансирования, которые доведены заказчику.

Сокращение объемов проводится исходя из цены контракта, которую нужно снизить, и необходимости сохранить прибыль. Такая прибыль устанавливается в размере не больше 1% затрат поставщика на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) и 20% остальных затрат.

Количество ТРУ сокращается по п. 6 Методики в размере, который определяет поставщик. Пределы — суммы сокращаемых лимитов на основании предоставленных предложений исполнителя.

Ему нужно приложить документы:

  • расшифровка материальных расходов, которые связаны с исполнением госконтракта;
  • расчет и обоснование прибыли по контракту.

Для контрактов, которые заключены для строительства (реконструкции, в том числе реконструкции с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капстроительства государственной собственности или покупки недвижимости в госсобственность, решения о сокращении объемов принимаются с учетом требований законодательства, которые регулируют порядок принятия решений по реализации бюджетных инвестиций.

Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта

В соглашение об уменьшении нужно включить:

  • сниженную стоимость и новые показатели объемов, если цена снижена из-за уменьшения количества;
  • только новую цену, если количество и другие условия не корректировались;
  • новые размеры штрафов, если из-за уменьшения цены их нужно снизить.

Допсоглашение составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Эти экземпляры имеют равную юридическую силу.

В течение 5 раб. дн. после изменения контракта нужно отправить информацию в Казначейство. Этот орган уполномочен вести реестр контрактов. В противном случае оштрафуют на 20 000 руб.

Скачать Постановление Правительства № 1090 от 28.11.2013

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
О начислении пеней и штрафов за ненадлежащее исполнение контракта при изменении его условий Письмо Минэкономразвития № Д28и-3400 от 12.12.2016

Об уменьшении объемов по контракту и о закупке дополнительных товаров, работ, услуг

Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4691 от 19.04.2017

Изменять цену контракта, который заключен по итогам «бумажного» запроса котировок по п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, нельзя, так как не формируется документация. Полагаем, это относится и к запросу котировок в электронной форме Письмо Минфина от 01.12.2017 № 24-03-07/79960

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

16. Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

29.1. При осуществлении закупки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 56, пунктом 2 части 2 статьи 56.1, пунктом 3 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.

30. Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

При заключении контракта

Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

  1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
  2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
  3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
  4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

  • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией.
  • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

Еще раз об НДС

Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

Позиция Минфина

Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: «Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается”.

Позиция Верховного суда

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС. Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15999.

Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

После заключения контракта

Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара

Такое право предусмотрено 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Правила изменения цены мы оформили в таблицу:

Уменьшить на 10% Увеличить на 10%
Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок
Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним
Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон
Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
Заказчик обязательно пропорционально снижает цену Стороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно. Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара

Например, в закупке лечебной грязи видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем.

Заказчику урезали бюджет

Это условие распространяется только на казенные учреждения. Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара (постановление правительства № 1090 от 28.11.2013):

  • Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
  • Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение долгосрочных контрактов

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства № 1186:

  • федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
  • региональные контракты 1 млрд рублей,
  • муниципальные контракты 500 млн рублей,
  • федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.

В крупных закупках на строительство

Можно увеличить цену контракта до 30%. Это возможно при таких условиях:

  1. Срок исполнения контракта > 1 года.
  2. Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.
  3. Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить.
  4. Получено письменное обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации.
  5. Срок исполнения контракта не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).

Изменились тарифы

Если изменились цены на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством России. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта у единственного поставщика на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (пп. 8 и 22 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

Лечение за рубежом

Можно поменять цену контракта на лечение граждан РФ в иностранной организации, если по каким-то причинам меняется объем услуг или их стоимость.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *