Как оприходовать запчасти от списания основных средств?

Ведение любого рода предпринимательской деятельности предполагает активное использование материальной базы.

В процессе эксплуатации оборудование, детали, а также машины и механизмы (которые также относят к основным средствам) изнашиваются естественным путем.

Основные средства (ОС), дальнейшее использование которых не представляется возможным или является нецелесообразным, подлежат выведению с баланса предприятия и последующему оприходованию уже в качестве лома.

Без проведения этих процедур передача основных средств на утилизацию будет незаконной и повлечет за собой штрафные санкции со стороны фискальных органов.

При правильном использовании лом черных металлов может стать дополнительным доходом для организации.

Для этого его необходимо списать соответствующим образом, поставить на приход и продать на выгодных условиях (в том числе при помощи аукциона) компании, занимающейся переработкой лома черных металлов. О том, как оприходовать металлолом от списания основных средств, и всех тонкостях этого процесса и пойдет речь ниже.

Списание ОС

Согласно п. 33 Положения по бухгалтерскому учету РФ (далее ПБУ), изъятие из активов компании основных средств для их реализации в качестве вторсырья происходит только после признания их непригодными для дальнейшего использования.

Для проведения этой процедуры руководством предприятия создается профильная комиссия, которая состоит из квалифицированных сотрудников фирмы.

Обязанности комиссии:

  1. Изучение объекта. Включает визуальный осмотр предмета, опрос персонала, имеющего отношение к его эксплуатации, проведение тестовых мероприятий.
  2. Установление причин, по которым элемент пришел в негодность, и лиц, потенциально причастных к этому.
  3. Поиск возможностей частичного использования объекта или его отдельных частей (узлов, механизмов и деталей).
  4. Также члены комиссии должны проверить, нельзя ли продать актив в качестве подержанного изделия, и какова в таком случае будет его стоимость (превысит ли она цену лома?).

По итогам проверки составляется акт установленной формы. Документ служит основанием для выбытия ОС.

На сегодня существуют три основные формы этой бумаги:

  • ОС-4 — используется для всех единичных объектов, кроме транспортных средств;
  • ОС-4а — применяется для снятия с баланса организации автотранспорта;
  • ОС-4б — актуален при выбытии нескольких объектов.

В бланк заносятся следующие данные об имуществе:

  1. Номинальная стоимость актива. Она может быть восстановительной или полученной изначально.
  2. Сумма износа. Указывается за весь срок службы.
  3. Расходы, которые имели место быть в процессе демонтажа.

Подходящий документ оформляется в двух экземплярах. Один бланк отправляют в бухгалтерию компании, а второй остается у сотрудника, являющегося материально ответственным. Эта бумага, заверенная подписями комиссии и руководства, служит основанием для передачи имущества на склад.

Если речь идет о транспорте, его, кроме прочего, необходимо снять с учета в ГИБДД, о чем должна быть получена соответствующая справка из инспекции.

Отображение в бухучете (далее БУ) акта списания, согласно п. 43 Методических рекомендаций № 561, осуществляется после его заверения подписью руководства.

Соответствующие регистры аналитического учета изъятых с баланса компании основных средств прилагаются к документам, которыми подтверждены факты их выбытия.

Оприходование металлолома от списания основных средств

Для постановки на баланс фирмы лома необходимо составить акт оприходования материальных ценностей.

Образец акта на оприходование металлолома:

Документ должен содержать номинальную стоимость металла, который заходит на баланс. В идеале она определяется, основываясь на актуальных котировках LME (лондонской биржи металлов), но подойдут цены и других официальных источников.

В документе прописывается вес лома (хотя бы ориентировочный), его характеристики и указывается дата его принятия на баланс.

Бухгалтерский учет металлолома и примеры проводок

Процедура ликвидации ОС и учет металлолома в бухгалтерии проводится, основываясь на пунктах 29 и 31 ПБУ.

Согласно этому нормативному акту открывается отдельный субсчет по счету 01. В его кредит переносится амортизация, начисленная за период эксплуатации ОС, а в дебет — их первоначальная стоимость, по которой они принимались на баланс.

После ликвидации остаточная стоимость объекта проводится в качестве операционных или прочих расходов, распределяясь с открытого субсчета на убытки и прибыли (по ситуации). С ликвидационными расходами поступают также.

Если срок полезного использования истек

Ликвидация проводится по факту физического износа объекта. Это наиболее распространенная причина выбытия.

Проводки в бухучете оформляются так:

Для примера можно взять ситуацию, когда в результате снятия с баланса предприятия оборудования, которое было целиком самортизировано, образовался лом черного металла.

Изначальная стоимость оборудования составляла сорок пять тысяч рублей, а цена полученного металлолома получилась три тысячи. В процессе демонтажа были понесены расходы в размере десяти тысяч рублей. Из них семь тысяч составила зарплата персонала и три тысячи — ЕСН.

В этом случае снятие с баланса отображается так:

Если срок полезного использования не истек

Подтолкнуть предприятие к списанию с бюджета в таком случае может моральное устаревание ОС или другие причины, делающие их использование нецелесообразным. В таком случае первоначальная стоимость имущества будет выше износа, что влечет за собой образование положительного сальдо по дебету счета 01. Правильно будет списать его на девяносто первый счет.

В этом случае приход металлолома от списания основных средств оформляется такими проводками:

Для примера можно взять ситуацию, когда фирма ликвидирует оборудование, которое изначально стоило двадцать тысяч рублей. В процессе эксплуатации его износ составил пятнадцать тысяч рублей. При проведении демонтажных работ было затрачено три тысячи рублей, а полученные материалы оценили в такую же сумму (три тыс.).

Отображение подобной операции будет выглядеть так:

Учет ликвидации ОС и оприходования металлолома в 1С

Осуществляется следующим образом:

  1. Из вкладки «Документы» необходимо перейти в «Учет ОС» и далее в «Списание ОС».
  2. Создать новый документ и указать причину списания (наиболее распространенная — поломка).
  3. Указать название организации и счет списания — 91.02.
  4. Пропечатать местонахождение объекта и подразделение, в котором он числится (актуально для больших предприятий).

На этом все, документ можно проводить. В процессе проводки формируются такие движения по счетам:

  1. Амортизация — Дт 20.01 Кт 02.01.
  2. Списание начисленной амортизации — Дт 02.01 Кт 01.09.
  3. Списание изначальной стоимости объекта — Дт 01.09 Кт 01.01.
  4. Списание на расходы остаточной стоимости — Дт 91.02 Кт 01.09.

Оприходование лома осуществляется бухгалтерской справкой Дт 10 и субсчетом Кт. 91.1, а налоговый учет формируется проводками Н02.01 и Н08. Наглядно увидеть, как происходит списание, можно в этом видео:

При использовании упрощенной системы выбытие ОС осуществляется в следующем порядке:

  1. Составляется акт о выбытии УСН. Если списывается один объект, используется бланк № ОС-4, для нескольких — применяется № ОС-4б.
  2. Пересчитывается база, которая подлежит налогообложению за все прошлые периоды при выбытии ОС. Если снятие происходит до истечения трехлетнего срока с момента постановки на баланс, то выплачивается пеня в установленном размере и осуществляется пересчет налоговой базы за весь срок службы объекта.
  3. В случае выбытия по причине износа создается комиссия. Полная ликвидация абсолютно не отображается на налоговом фоне предприятия.
  4. Сумма убытка списывается, а прибыль относится к внереализационным доходам.

Как происходит оформление списания ОС в 1С-упрощенка смотрите в этом видео:

Реализация лома черных металлов

Облагается ли НДС

Действующее налоговое законодательство освобождает предприятия от уплаты налога на добавленную стоимость при сдаче металлолома только в том случае, если он образовался в процессе деятельности компании.

Списанные ОС могут быть реализованы специализированным фирмам без взимания НДС государством.

Такого рода сделки не требуют наличия у продавца лицензии на лом черных металлов и прочих разрешительных документов.

Ниже приведен образец приемосдаточного акта, который может заполняться при продаже (покупке) лома черных металлов:

Все акты списания металлолома затем вносятся в Книгу учета приемо-сдаточных актов.

Тендеры

Аукционные торги являются эффективным средством получения максимально возможной прибыли от реализации лома черных металлов, полученного в результате ликвидации ОС. Проведение тендера оправдано, если объект продажи представляет значительную материальную ценность и вызывает интерес у потенциального покупателя. Ради двух тонн металлолома не стоит затевать эту процедуру.

Проведение аукциона начинается с подготовки тендерной документации. Для этого могут привлекаться проектные организации. Состав пакета документов может варьироваться, но обычно он содержит следующие элементы:

  • приглашение участникам торгов;
  • информация о предмете аукциона: в контексте лома — это его вес, класс, химический состав, габариты;
  • формы заявки и инструкции оферентам;
  • правила и порядок проведения тендера;
  • проект договора с победителем.

О видах лома черного металла читайте . Хотите сдать лом по выгодной цене? Узнайте все о пунктах приема чермета. О поиске и копе черного металла с металлоискателем можно прочесть по этой ссылке — https://rcycle.net/metally/chernye/poisk-kop-i-zagotovka

Экспорт лома черных металлов

Реализация лома на экспорт является довольно сложной процедурой с точки зрения таможенного законодательства. Для ее осуществления понадобится:

  1. Рассчитать таможенные пошлины.
  2. Получить протоколы радиационного контроля и взрывобезопасности.
  3. Создать условия для досмотра в виде временной зоны таможенного контроля.
  4. Предоставить возможность инспекторам провести таможенный досмотр.
  5. Отобрать образцы для исследования в лаборатории на химсостав.
  6. Подготовить доказательную базу для подтверждения заявленной стоимости товара.

Кроме того, для предъявления инспекторам понадобятся следующие бумаги:

  • контракт с покупателем; если сумма договора поставки будет больше пятьдесят тысяч долларов, понадобится и паспорт сделки;
  • учредительные документы;
  • инвойс или счет-фактура;
  • транспортные накладные — потребуется ТТН, CMR или коносамент в зависимости от выбранного типа перевозки;
  • подтверждение классификационного кода по ТН ВЭД;
  • упаковочный лист;
  • платежные документы об оплате товара;
  • чеки, подтверждающие оплату таможенных сборов;
  • в случае наличия льгот также потребуется их подтверждение.

Обращение в специализированную организацию, предоставляющую услуги таможенного брокера, существенно упростит процедуру оформления, но и потребует дополнительных расходов.

Оприходование металлолома в бюджетной организации

Процедура снятия ОС с баланса бюджетного учреждения схожа с аналогичной в коммерческой организации. Так же составляется комиссия, которая принимает соответствующее решение. Но в отличие от частного предприятия, здесь факт выбытия должен быть обстоятельно аргументирован и обоснован документально. Для этого могут использоваться:

  • заключения экспертов о непригодности дальнейшего использования объекта;
  • справки соответствующих органов о факте аварии, стихийном бедствии и прочих прецедентах, послуживших основанием для выхода из строя ОС;
  • отчеты о номинальной стоимости актива;
  • прочие бумаги и бланки, подтверждающие непригодность объекта для дальнейшего использования по назначению.

В отличие от частных фирм, решение о снятии ОС с баланса принимают компетентные органы, в юрисдикции которых находится предприятие, а не директор (если только актив не был приобретен за его счет).

Подводя итоги, можно резюмировать, что в процессе списания и оприходования лома черных металлов для его последующей реализации (особенно на экспорт) существует масса тонкостей и подводных камней. Но пользователи сайта, прочитавшие эту статью, обязательно с ними справятся и смогут извлечь выгоду из продажи лома и отходов черных металлов.

Машину или узел разбирают в последовательности, предусмотренной технологическим процессом как для машины в целом, так и для отдельных механизмов, агрегатов и узлов. При разборке с машины снимают целые узлы, причем в первую очередь препятствующие снятию других сборочных единиц, строго соблюдая при этом правила техники безопасности. Затем отдельные узлы разбирают на подузлы и детали. Необходимость разборки того или иного узла определяется видом и задачами ремонта.

Разборку оборудования производят с соблюдением следующих основных правил:
1. Разборке подлежит лишь агрегат или узел, предназначенный для ремонта, поскольку при разборке нарушается необходимая плотность соединений с натягом и приработка подвижных деталей. Только капитальный ремонт требует полной разборки машины.
2. В процессе разборки сложных и ответственных механизмов и узлов следует составлять их схемы и делать зарисовки с целью облегчения последующей сборки.
3. Разборку следует начинать со снятия кожухов, крышек, защитных щитков, ограждений и т. п. для открытия доступа к разбираемым агрегатам и узлам.
4. Крупные детали укладывают на подставки возле ремонтируемой машины.
5. Детали каждого разбираемого механизма или узла складывают в отдельные ящики, следя за тем, чтобы не попортить обработанные поверхности деталей.
6. Для облегчения последующей сборки узла его детали помечают одним из способов, приведенных в таблице. При необходимости соблюдения точного взаимного расположения деталей на них ставят соответствующие метки. При разборке гидро- или пневмосистем должны помечаться все трубопроводы и места их подсоединения на элементах системы.

7. Разборка должна вестись соответствующими инструментами и приспособлениями, использование которых исключает порчу годных

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПК 151031.МДК.01.02.10 151031.МДК.01.02.10номерзачетки.0номер варика.0нгомер варика-15ПЗ 01.05.05.67.00.00. — ПЗ

деталей. При невозможности применения съемников и вынужденном использовании молотка или кувалды удары следует наносить по деталям через прокладку или выколотку из мягкого металла, пластмассы, дерева.
8. С целью облегчения снятия насаженной с натягом детали ее можно нагревать горячим маслом, паром, огнем, а охватываемую деталь охлаждать с помощью твердой углекислоты или жидкого воздуха.
9. Для снятия с валов посаженных с натягом шкивов, звездочек, зубчатых колес, подшипников и других аналогичных деталей следует пользоваться приспособлениями: двух- и трехзахватными съемниками различных типоразмеров; прессами винтовыми, рычажно-реечными и гидравлическими; винтовыми приспособлениями различных конструкций; гидравлическими съемниками, где плунжерный насос нагнетает масло в цилиндр для перемещения поршня, производящего выпрессовку детали. В зависимости от назначения приспособления могут быть специальными, предназначенными для снятия какой-либо определенной детали, и универсальными, позволяющими снимать различные детали.
10. Резьбовые соединения разбирают с помощью гаечных и специальных ключей различных конструкций, отверток, шпильковерток, механизированного инструмента с электро- или пневмоприводом, инерционно-ударного типа. При полной разборке узла крепежные детали складывают в специальный ящик, а при частичной разборке после снятия детали вставляют в предназначенные для них отверстия.
11. Неподдающееся из-за коррозии разборке резьбовое соединение погружают в керосин или смачивают керосином и разбирают по прошествии нескольких часов. Резьбу с забоинами на концах болтов или шпилек запиливают трехгранным напильником. При невозможности отвинтить гайку обычным способом ее отвинчивают с помощью зубила и молотка, отрезают ножовкой или газовым пламенем вместе с концом болта с последующей заменой гайки и болта.
12. Остаток сломанного винта или шпильки удаляют одним из следующих способов:
— при наличии выступающей резьбовой части на нее навинчивают гайку и контргайку и вращают гайку;
— при наличии выступающего на небольшую величину стержня винта или

шпильки на его торце прорезают ножовкой или вырубают шлиц и отверткой выворачивают оставшуюся часть;
— торец сломанной части резьбовой детали запиливают ровно и накернивают по центру, после чего сверлом, диаметром несколько меньшим, чем

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

ПК 151031.МДК.01.02.10 151031.МДК.01.02.10номерзачетки.0номер варика.0нгомер варика-15ПЗ 01.05.05.67.00.00. — ПЗ

внутренний диаметр резьбы, высверливают оставшуюся часть;
— к застрявшему концу резьбовой детали приваривают либо гайку меньшего диаметра через ее отверстие, либо стержень, и с их по мощью вывертывают сломанную часть;
— в запиленном торце застрявшего конца шпильки или винта накерниваюти засверливают отверстие. В нем либо нарезают обратную резьбу под специально изготовленный болт, либо в него вставляют бор (закаленный конический стержень с зубьями) или экстрактор (то же, но вместо зубьев стержень имеет левую резьбу) с квадратом для ключа на конце для вывертывания сломанной части;
— закаленные сломанные резьбовые детали (в том числе метчики) удаляют либо электроискровым способом, используя в качестве электрода медную трубку диаметром на 1-2 мм меньше диаметра резьбы, либо отжигают, нагревая пламенем горелки или паяльной лампы, и удаляют ранее описанными способами. При невозможности удаления указанными способами сломанного винта или шпильки их высверливают и нарезают резьбу следующего ремонтного размера, причем новая шпилька может выполняться ступенчатой.
13. Штифты при разборке соединений выбивают бородками с диаметром рабочего конца несколько меньшим, чем диаметр штифта.
14. Заклепочные соединения разбирают, либо срубая головку заклепки и бородком выбивая стержень, либо засверливая накерненную головку сверлом несколько меньшего диаметра, чем диаметр стержня заклепки, на глубину, равную высоте головки, после чего головку надламывают, а заклепку выбивают бородком.
15. Узлы и механизмы с тяжелыми деталями разбирают с применением грузоподъемных приспособлений или подъемных кранов. Длинные валы разбирают с применением нескольких опор.
16. В процессе разборки производят дефектацию деталей и составляют дефектную (ремонтную) ведомость. Которая поможет в дальнейшем проанализировать поломку, выявить причину и принять меры чтобы исключить дальнейшее появление таких дефектов.

Компания ГАРАНТ

При ремонте транспортного средства приходуются запчасти, бывшие в употреблении. Предполагается дальнейшее их использование при ремонте других транспортных средств. Можно ли учитывать их в количественном выражении? Если нет, то можно ли приходовать запасные части по цене лома? Какими документами оформить? Как правильно отразить операции в налоговом и бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Учет любых ТМЦ, в том числе бывших в употреблении, но пригодных для использования и оприходованных после ремонта транспортных средств исключительно в количественном выражении как в бухгалтерском, так и в налоговом учете недопустим.

2. Стоимость полученных в результате ремонта МПЗ должна найти отражение в составе прочих доходов в бухгалтерском учете и внереализационных доходов — в налоговом учете.

3. В качестве первичных документов для оприходования запчастей может быть использован либо акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35), либо приходный ордер (форма N М-4), утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.

4. В налоговом учете организации стоимость запасных частей и деталей (узлов), полученных в ходе ремонта, отражается как внереализационных доход и одновременно учитывается как материальные расходы в размере суммы налога на прибыль (20%), уплаченного с указанного внереализационного дохода.

Обоснование вывода:

Оценка МПЗ

Минфин России в письме от 15.09.2005 N 03-03-04/1/189 высказал мнение об экономической тождественности доходов в виде материалов и запчастей, полученных в ходе ремонта, и в виде полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств.
Согласно п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01) материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость МПЗ, в том числе остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 9 ПБУ 5/01).

Аналогичные положения содержаться в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее — Методические указания). Так, согласно п. 15 Методических указаний запасы, как приобретенные (полученные) от других организаций, так и изготовленные силами организации, учитываются по фактической себестоимости с учетом особенностей, указанных в п.п. 16-19 Методических указаний.

Пунктом 16 Методических указаний, в частности, установлено, что фактическая себестоимость запасов, в том числе остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Таким образом, учет МПЗ исключительно в количественном выражении как в бухгалтерском, так и в налоговом учете недопустим, в том числе ввиду того, что стоимость полученных в результате ремонта МПЗ должна найти отражение в составе прочих доходов (п.п. 8-9 ПБУ 9/99 «Доходы организации») и внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Оценка оприходованных после ремонта бывших в употреблении, но подлежащих дальнейшему использованию, запчастей для целей бухгалтерского учета производится по стоимости, которая может быть получена в результате их реализации. Она, по нашему мнению, и должна быть признана рыночной стоимостью.

Первичные документы

Первичным документом для оприходования материалов и запчастей является либо акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35), либо приходный ордер (форма N М-4). Обе формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а.
Форма М-4 применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

Как следует из указаний по применению и заполнению, форма М-35 применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ. По нашему мнению, она же может быть использована при оформлении оприходования пригодных к использованию запчастей, после ремонта транспортного средства.

При этом в форму можно внести соответствующие изменения, утвердив измененную форму приложением к учетной политике организации.

Бухгалтерские записи

Ситуации, когда принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ. Перечень случаев является исчерпывающим, следовательно, в рассматриваемой ситуации НДС восстановлению не подлежит.

В бухгалтерском учете должны быть отражены следующие записи:

Дебет 10 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— оприходованы запчасти, пригодные к дальнейшему использованию по рыночной цене с отражением их стоимости в прочих доходах организации;
Дебет 20 (23, 25) Кредит 10
— запчасти использованы по назначению в производстве (ремонте служебного транспорта).

Налоговый учет

Абзацем 2 п. 2 ст. 254 НК РФ установлено, что стоимость МПЗ, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (ОС), а также при ремонте ОС, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 и п. 20 ст. 250 НК РФ.

В соответствии с п. 13 и п. 20 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также доходы в виде стоимости излишков МПЗ и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Несмотря на то, что нормами п. 13 и п. 20 ст. 250 НК РФ не предусмотрена ситуация оприходования МПЗ в случае непосредственно ремонта ОС, Минфин России, например, в письме от 06.10.2009 N 03-03-06/1/647 высказал мнение, что налогоплательщик вправе принять к налоговому учету материалы, полученные при ремонте ОС, по стоимости, определяемой в порядке, установленном абзацем 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. То есть по стоимости, определенной как сумма налога на прибыль, исчисленная с внереализационного дохода в виде МПЗ, бывших в употреблении, оприходованных при ремонте ОС.

Кроме того, в письме Минфина России от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656 высказано следующее мнение. В налоговом учете организации стоимость запасных частей и деталей (узлов), полученных в ходе ремонта, отражается как внереализационных доход и одновременно учитывается как материальные расходы в размере суммы налога на прибыль, уплаченного с указанного внереализационного дохода.

При этом указано, что в целях налогообложения прибыли организаций бывшие в употреблении восстановленные детали и узлы, используемые при ремонте вагонов, не могут учитываться как возвратные отходы.

Однако остается неясным, в какой сумме должен быть определен внереализационный доход. К сожалению, Минфин не разъясняет в своих письмах этот вопрос. По нашему мнению, доход определяется исходя из рыночной цены деталей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Запчасти для автомобиля учитываются в составе материалов (Инструкция к плану счетов). Поэтому правила отражения операций, связанных с поступлением запчастей в бухучете, аналогичны общему порядку поступления материалов. Об особенностях отражения операций, связанных с заменой автомобильных шин, см. Как организации списать расходы на замену автомобильных шин.

Поступление, перемещение и выбытие запчастей для автомобиля в бухучете отразите на субсчете 10-5 «Запасные части» к счету 10 «Материалы».

Обычно замена запчастей в автомобиле происходит при его ремонте (текущем или капитальном).

Порядок списания запчастей в бухучете зависит от того, как будет ремонтироваться автомобиль – собственными силами организации или подрядчиком.

Документальное оформление

Если организация ремонтирует автомобиль самостоятельно, а ремонтное подразделение находится на ее территории, то при списании запчастей оформите требование-накладную по форме № М-11. Если запчасти передаются для ремонта в подразделение, которое находится за пределами территории организации, или подрядчику, то оформите передачу накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Такие правила предусмотрены пунктом 100 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, и указаниями по заполнению форм № М-11 и № М-15, утвержденными постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Ситуация: нужно ли составлять акт по форме № ОС-3 при замене запчастей в автомобиле?

Если местонахождение автомобиля при замене запчастей не меняется, то составлять акт по форме № ОС-3 не нужно.

Это объясняется тем, что составление акта по форме № ОС-3 обязательно при приеме-сдаче автомобиля от заказчика к исполнителю (указания по заполнению формы № ОС-3, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2001 г. № 7). Если автомобиль ремонтирует сотрудник организации (например, водитель), то приема-передачи основного средства не происходит. При этом замену детали необходимо документально подтвердить (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого можно составить акт о замене запчастей в автомобиле. Типовой формы такого документа не предусмотрено, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Совет: чтобы упростить документооборот, акты о замене запчастей в автомобиле можно составлять в конце месяца по каждому исполнителю работ.

Бухучет

В бухучете затраты на ремонт автомобиля отразите в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01, подп. 5, 7 ПБУ 10/99). Поэтому списывайте запчасти в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск запчастей) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Списание запчастей при ремонте автомобиля собственными силами отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44…) Кредит 10-5

– списаны запчасти на ремонт автомобиля.

Такой порядок предусмотрен пунктом 67 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Если ремонт производится подрядным способом, то в договоре может быть сказано, что запчасти для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (ст. 704 ГК РФ). В этом случае право собственности на эти материалы к подрядчику не переходит. Поэтому в учете заказчика передачу материалов отразите проводкой:

Дебет 10-7 Кредит 10-5

– переданы подрядчику материалы для ремонта автомобиля.

По окончании работ подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материалах (п. 1 ст. 713 ГК РФ). На основании полученного отчета материалы нужно списать на счета учета затрат. В зависимости от того, за каким подразделением организации закреплен отремонтированный автомобиль, сделайте проводку:

Дебет 20 (25, 26, 29, 44…) Кредит 10-7

– списаны запчасти, израсходованные на ремонт автомобиля (на основании отчета подрядчика).

Если запчасти, списанные со склада, были израсходованы не полностью, они должны быть возвращены. Возврат оформите накладной (формы № М-11, № М-15). Об этом сказано в пункте 112 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете возврат неиспользованных запчастей оформите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 20 (23, 25, 26, 29, 44…), 10-7

– оприходованы на склад неиспользованные запчасти при ремонте автомобиля собственными силами, при ремонте подрядным способом.

Стоимость запчастей, по которой они списываются на затраты, определите одним из способов их оценки, закрепленных в учетной политике организации (ФИФО, по стоимости каждой единицы запасов, по средней себестоимости). Такие правила установлены пунктом 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Подробнее об этом см. Как отразить в учете отпуск материалов в эксплуатацию (производство).

Иногда после замены старые запчасти остаются пригодными для дальнейшего использования. К бухучету их можно принять на основании требования-накладной по форме № М-11 (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н).

Ситуация: как отразить в бухучете поступление и списание запчастей, полученных после проведения ремонта автомобиля? Материалы пригодны для дальнейшего использования.

Поступление демонтированных запчастей отразите в составе прочих доходов. Старые запчасти могут быть пригодны для дальнейшего использования, например, для ремонта.

Организация может руководствоваться положениями пункта 79 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. В нем сказано, что пригодные для использования детали, узлы и агрегаты выбывающих объектов основных средств приходуются по текущей рыночной стоимости. Поступление таких запчастей отразите в составе прочих доходов. Под рыночной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи этой запчасти (п. 9 ПБУ 5/01).

При поступлении запчастей, полученных после ремонта автомобиля, на склад сделайте проводку:

Дебет 10-5 Кредит 91-1

– оприходованы запчасти, бывшие в эксплуатации (на основании требования-накладной по форме № М-11).

Иногда, чтобы привести замененные запчасти в пригодное состояние, организации ремонтируют их. В этом случае в стоимость восстановленных запчастей нужно включить затраты на ремонт (п. 11 ПБУ 5/01).
Если в организации создана собственная ремонтная служба, отнесение стоимости ремонта на цену запчасти отразите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 23

– учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если запчасти ремонтирует подрядчик, то отнесение стоимости ремонта на стоимость запчасти отразите так:

Дебет 10-5 Кредит 60

– учтены в стоимости запчасти расходы на ремонт, выполненный подрядным способом.

Если в дальнейшем замененные, но пригодные запчасти будут использованы, то их стоимость нужно списать на расходы (п. 5 ПБУ 10/99). В учете списание запчастей отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 26, 25, 29, 44…) Кредит 10-5

– списаны запчасти (на основании требования-накладной).

Ситуация: как отразить в бухучете расходы на установку сигнализации и прочего оборудования в автомобиле?

Расходы на установку сигнализации и прочего оборудования учитывайте как при дооборудовании. То есть включите их в первоначальную стоимость автомобиля, эксплуатационные качества которого улучшаете.

Это прямо предусмотрено абзацем 2 пункта 14 ПБУ 6/01. Вот какие проводки необходимо сделать.

При приобретении сигнализации, противоугонных и других устройств оприходуйте их на счете 07 «Оборудование к установке»:

Дебет 07 Кредит 60 (76)

– принято на учет оборудование для последующей установки в автомобиль;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– отражен НДС по приобретенному оборудованию;

Дебет 60 Кредит 51

– оборудование оплачено поставщику.

Передачу оборудования для установки в автомобиль отразите на счете 08. Сами вы устанавливаете сигнализацию или это делает сторонняя организация, неважно:

Дебет 08 Кредит 07

– стоимость оборудования для установки в автомобиль учтена в составе вложений во внеоборотные активы.

Не забудьте и остальные расходы на дооборудование:

Дебет 08 Кредит 10 (20, 23, 25, 60, 70, 76…)

– затраты на дооборудование автомобиля учтены в составе вложений во внеоборотные активы;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– отражен НДС по работам, оказанным сторонними организациями.

После завершения работ по дооборудованию, когда автомобиль снова можно использовать:

Дебет 01 Кредит 08

–увеличена первоначальная стоимость автомобиля на сумму затрат по его дооборудованию;

Дебет 69 Кредит 19

– принят к вычету НДС по приобретенному устройству и работам по его установке.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 01, 07, 08, 20 и 60).

ОСНО

В налоговом учете стоимость запчастей относится к затратам на ремонт и включается в состав прочих расходов (п. 1 ст. 324, п. 1 ст. 260 НК РФ).

При методе начисления стоимость запчастей включите в состав расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором автомобиль был отремонтирован (п. 5 ст. 272, п. 1 ст. 260 НК РФ). То есть когда был подписан документ, свидетельствующий о фактической замене запчасти (акт по форме № ОС-3, акт о замене запчасти). Именно в этот момент расходы признаются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При кассовом методе помимо документов, свидетельствующих о замене запчасти, нужно, чтобы израсходованные материалы были оплачены (п. 1 ст. 252, п. 3 ст. 273 НК РФ).

При использовании запчастей для ремонта автомобиля у организации может возникнуть обязанность начислить НДС (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Это произойдет, если одновременно выполнены два условия:

  • стоимость переданных запчастей не уменьшает налогооблагаемую прибыль организации;
  • имеет место фактическая передача запчастей структурным подразделениям организации (в т. ч. обслуживающим производствам и хозяйствам или обособленным подразделениям).

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 16 июня 2005 г. № 03-04-11/132 и МНС России от 21 января 2003 г. № 03-1-08/204/26-В088.

Другими словами, НДС придется начислить, если организация передает запчасти для ремонта автомобиля, закрепленного за структурным подразделением, затраты по которому не включаются в расходы по налогу на прибыль. Например, если запчасти передаются в гараж дома отдыха, который числится на балансе организации. Если же запчасти применяются для ремонта автомобилей, используемых в производственной деятельности, НДС начислять не нужно. Подробнее об особенностях начисления НДС в подобных ситуациях см. Как рассчитать НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд.

Пример определения обязанности по начислению НДС при замене запчастей автомобиля

На балансе кондитерской фабрики ООО «Альфа» находится база отдыха для сотрудников. Плата за отдых с сотрудников фабрики не взимается.

Вспомогательное подразделение фабрики производит техосмотр и ремонт как автомобилей производственного назначения, так и автобуса, который используется для нужд базы отдыха.

Расходы на содержание и ремонт автомобилей производственного назначения уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому со стоимости запчастей, израсходованных на ремонт этих автомобилей, НДС не начисляется. Затраты на ремонт автобуса, закрепленного за базой отдыха, налогооблагаемую прибыль фабрики не уменьшают. Поэтому со стоимости запчастей, использованных на ремонт этого транспортного средства, бухгалтер «Альфы» начислил НДС.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль отразить поступление и использование запчастей, полученных после ремонта автомобиля? Запчасти пригодны для дальнейшего использования.

Отразить такие доходы нужно в момент поступления запчастей на склад (при составлении накладной по форме № М-11) (подп. 1 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ). Материалы включите в состав доходов по рыночной стоимости, определенной по правилам статьи 105.3 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ).

При дальнейшем использовании запчастей, полученных от ремонта автомобиля, в деятельности организации их стоимость можно учесть в расходах. При этом налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на стоимость запчастей, которая ранее вошла в доход при их получении в ходе ремонта. Такое право прописано в пункте 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что в составе материальных расходов организация вправе учесть стоимость пригодных для дальнейшего использования излишков МПЗ, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже и разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при их ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации.

При этом порядок определения данной стоимости установлен только для МПЗ, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, а также выявленных при проведении инвентаризации (абз. 2 п. 2 ст. 254, п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ). Несмотря на это, стоимость запчастей, полученных в ходе ремонта и пригодных для дальнейшего использования, определяйте в аналогичном порядке.

Если организация примет решение продать запчасти, полученные в ходе ремонта автомобиля, то их стоимость можно учесть в составе расходов от реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268, абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 мая 2010 г. № 03-03-06/1/352.

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете оприходования и списания запчастей, поступивших на склад после ремонта автомобиля и использованных повторно

В июне ООО «Альфа» собственными силами провело текущий ремонт автомобиля, используемого в торговой деятельности организации. Ремонтная служба на предприятии отсутствует.

В результате ремонта была произведена замена аккумуляторной батареи. Для замены был куплен новый аккумулятор стоимостью 3540 руб. (в т. ч. НДС – 540 руб.). Аккумулятор, бывший в употреблении, было решено использовать в качестве запасного. Замена аккумулятора оформлена актом по форме № ОС-3. Сведения о проведенном ремонте отражены в инвентарной карточке учета основного средства по форме № ОС-6.

На момент поступления старого аккумулятора на склад его рыночная стоимость составила 1500 руб. Для отражения в учете полученных запчастей бухгалтер «Альфы» открыл к счету 10 субсчет «Запчасти, выявленные в ходе ремонта».

«Альфа» платит налог на прибыль помесячно, применяет метод начисления.

Бухучет материалов ведется без использования счетов 15 и 16.

В учете организации сделаны следующие проводки:

Дебет 10-5 Кредит 60
– 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) – приобретен аккумулятор для ремонта автомобиля;

Дебет 19 Кредит 60
– 540 руб. – учтен НДС со стоимости аккумулятора;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 540 руб. – принят к вычету НДС;

Дебет 44 Кредит 10-5
– 3000 руб. – списан аккумулятор, установленный в автомобиль;

Дебет 10 субсчет «Запчасти, выявленные в ходе ремонта» Кредит 91-1
– 1500 руб. – оприходован аккумулятор, ранее бывший в эксплуатации.

В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел расходы на ремонт автомобиля в сумме 3000 руб. В составе внереализационных доходов отражено 1500 руб.

В июле запасной аккумулятор был установлен в автомобиль, используемый для нужд аппарата управления. В учете эту операцию бухгалтер отразил так:

Дебет 26 Кредит 10 субсчет «Запчасти, выявленные в ходе ремонта»
– 1500 руб. – списан аккумулятор, используемый в качестве запасного.

При расчете налога на прибыль в июле бухгалтер учел всю стоимость списанного запасного аккумулятора. В состав материальных расходов было включено 1500 руб.

УСН

Если организация платит единый налог с доходов, то замена запчастей никак не отразится на ее налоговых обязательствах, так как при таком объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость запчастей, приобретенных для замены, можно включить в состав расходов на ремонт основных средств (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). См. также бухгалтерский учет ремонта основных средств.

Стоимость запчастей можно списать только при одновременном выполнении двух условий:

  • новые запчасти фактически установлены на автомобиль (при ремонте собственными силами подтверждается актом по форме № ОС-3, актом о замене запчастей; при ремонте подрядным способом – актом приема-передачи ремонтных работ или актом по форме № ОС-3) (п. 2 ст. 346.17, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ);
  • запчасти оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если организация ремонтирует автомобиль подрядным способом, то стоимость услуг подрядчика тоже можно отнести на расходы только после оплаты.

Такие разъяснения даны в письме УФНС России по г. Москве от 31 марта 2006 г. № 18-11/3/25186.

Ситуация: как при расчете единого налога отразить поступление и использование запчастей, полученных после ремонта автомобиля? Организация применяет упрощенку.

Отразить такие доходы нужно в момент поступления запчастей на склад (при составлении накладной по форме № М-11) по рыночным ценам (п. 1 ст. 346.17, п. 4 ст. 346.18 НК РФ).

Если в дальнейшем такие запчасти будут использованы повторно (реализованы), их не удастся учесть при расчете налоговой базы.

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, любые расходы признают только после их фактической оплаты. Оплатой признается прекращение обязательств перед поставщиками путем перечисления денежных средств или иным способом. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

При получении демонтированных запчастей в ходе ремонта автомобиля у организации не возникает никаких обязательств. Более того, выявление запчастей вообще не связано с появлением каких-либо расходов, поскольку экономические выгоды организации не уменьшаются. Дальнейшее использование бывших в употреблении запчастей в производстве или их реализация тоже не повлияет на расчет единого налога. Ведь условие о погашении задолженности в отношении выявленного имущества так и останется невыполненным.

Таким образом, никаких оснований для того, чтобы включать в расходы стоимость запчастей, полученных после ремонта автомобиля, у организации, которая применяет упрощенку, нет.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (ст. 346.29 НК РФ). Поэтому замена запчастей в автомобиле никак не отражается на налоговых обязательствах организации.

ОСНО и ЕНВД

Если автомобиль одновременно используется в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, стоимость запчастей, приобретенных для замены, нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учитывать нельзя. Стоимость запчастей для автомобиля, используемого только в одном виде деятельности, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре на приобретение запчастей, также нужно распределить. НДС распределяйте пропорционально доле операций, облагаемых этим налогом. Долю операций, облагаемых НДС, определите исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых НДС, в общем объеме отгрузки за налоговый период. Такой порядок предусмотрен в пунктах 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример распределения стоимости запчастей автомобиля, приобретенных для замены. Организация совмещает общий режим налогообложения и ЕНВД. Автомобиль отремонтирован вспомогательным подразделением организации

ООО «Торговая фирма «Гермес»» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления). Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет:

  • по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.;
  • по розничной торговле – 650 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

В феврале организация приобрела для замены служебного автомобиля, используемого для нужд аппарата управления, редуктор заднего моста. Стоимость запчасти составила 5400 руб. (в т. ч. НДС – 824 руб.).

Чтобы распределить расходы и НДС между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов за февраль.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *