Как признать постройку самовольной?

Минувший год был для ВС РФ плодотворным, и в конце декабря 2014 года наиболее значимые судебные акты были объединены в «Обзоре судебной практики ВС РФ» (утв. Президиумом ВС РФ 24 декабря 2014 г.). Одно из приведенных в этом документе дел касается особенностей признания права собственности на самовольную постройку (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 8 июля 2014 г. № 19-КГ14-6).

По общему правилу, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе ею распоряжаться (продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки). Такая постройка в соответствии с действующим законодательством подлежит сносу (п. 2 ст. 222 ГК РФ). Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, но только при наличии следующих оснований:

  • принадлежность земельного участка лицу;
  • отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан;
  • отсутствие нарушения прав и законных интересов других лиц;
  • наличие попыток легализации постройки – например, попыток получения разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию (п. 3 ст. 222 ГК РФ, п. 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22, далее – Постановление № 10/22).

Суть спора

НАША СПРАВКА

Самовольная постройка – это жилой дом, строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

Местная администрация обратилась в суд с иском о признании жилого дома, возведенного ответчиком, самовольной постройкой. В обоснование заявленных требований истец ссылался на отсутствие соответствующего разрешения на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) и в связи с этим просил суд обязать ответчика снести дом.

Суд первой инстанции установил, что сооружение расположено на земельном участке с соответствующим целевым назначением и видом разрешенного использования, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает и угрозу их жизни и здоровью не создает, к тому же ответчик впоследствии зарегистрировал право собственности на указанный жилой дом. Однако в связи с тем, что у него отсутствовало разрешение на строительство, а также тот факт, что им не были заявлены встречные требования о сохранении постройки, суд исковые требования удовлетворил, признал сооружение самовольной постройкой и обязал ответчика снести дом. Апелляционная инстанция оставила принятое решение в силе.

Не согласившись с выводами судов, ответчик обратился с кассационной жалобой в ВС РФ. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ оба судебных акта отменила, указав на:

  • недопущение формального подхода при принятии решения о сносе самовольной постройки;
  • признание за лицами, участвующими в деле, права самостоятельно выбирать способ защиты своих интересов (принцип диспозитивности гражданского процесса).

Недопущение формального подхода

Коллегия отметила, что здание обоснованно признано судами самовольной постройкой, однако указала на возможность сохранения дома – для этого должно быть проверено наличие оснований для признания права собственности на такое сооружение (принадлежность земельного участка ответчику, отсутствие нарушений прав и законных интересов других лиц и т. д.). Сославшись на п. 26 Постановления № 10/22, ВС РФ подчеркнул, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

С одной стороны, даже наличие регистрации права собственности не исключает вероятности сноса постройки, если она будет признана судом самовольной (п. 23 Постановления № 10/22). Но, с другой стороны, если единственными признаками самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 26 Постановления № 10/22). В этом случае суд должен установить, что лицо предпринимало меры к легализации сооружения, и проверить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу их жизни и здоровью.

Проанализировав материалы дела и действующее законодательство, коллегия сделала вывод, что закон связывает снос самовольной постройки не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и/или нарушения прав третьих лиц. Кроме того, в своем Определении ВС РФ подчеркнул, что при отсутствии препятствий к получению лицом разрешения на строительство решение о сносе постройки будет основываться на формальном подходе суда к разрешению спора, не основанном на полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела (ст. 195, 196 и 198 ГПК РФ).

Принцип диспозитивности гражданского процесса

Также, сославшись на принцип диспозитивности гражданского процесса, ВС РФ не согласился с выводом суда первой инстанции о необходимости подавать встречный иск о сохранении самовольной постройки и признании права собственности.

НАША СПРАВКА

Принцип диспозитивности гражданского процесса заключается в том, что лица, участвующие в деле, имеют право самостоятельно распоряжаться своими процессуальными и материальными правами и выбирать способ защиты своих интересов.

В установленном законом порядке участвующие в деле лица могут обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ). Таким образом, обращение в суд с иском о защите нарушенного права является правом лица, а не его обязанностью.

Придя к выводу, что ответчик должен был предпринять меры к сохранению самовольной постройки путем предъявления соответствующего встречного иска, суд, как отметила коллегия, вменил ответчику в обязанность реализацию права, предоставленного законом, тогда как лицо должно реализовывать указанное право самостоятельно, вне зависимости от императивных предписаний суда.

В связи с этим ВС РФ отметил, что гражданские права, подлежащие, по мнению суда первой инстанции, защите посредством предъявления встречного иска, будут действительны вне зависимости от реализации стороной процессуальных прав.

Кроме того, коллегия обратила внимание на то, что ответчик впоследствии зарегистрировал право собственности на строение в установленном законом порядке (ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее – Закон о государственной регистрации). Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации). А это значит, что право ответчика на спорное жилое здание, как справедливо отметил ВС РФ, было признано государством и не нуждалось в дополнительном признании в судебном порядке.

Значение позиции ВС РФ при рассмотрении аналогичных споров

Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 8 июля 2014 г. № 19-КГ14-6 задало направление в рассмотрении подобного рода споров как в отношении физических, так и юридических лиц.

Так, 15 ААС РФ своим постановлением от 15 августа 2014 г. № 15АП-12285/14 отменил решение суда первой инстанции, которым истцу, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, было отказано в признании права собственности на электросеть. Основанием для отказа стал тот факт, что истцом не было получено разрешение на строительство указанной электросети, а также не были предприняты меры по его получению.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что принадлежащий государству земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное пользование) ФГБОУ ВПО «КубГТУ», которым на этом участке была построена электросеть. Отсутствие правоустанавливающих документов послужило основанием для обращения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в суд с иском о признании за государством права собственности на это сооружение.

Учитывая, что иск был предъявлен собственником земельного участка, суд апелляционной инстанции подчеркнул, что единственным условием для признания права собственности на самовольную постройку оставалось соблюдение прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также отсутствие угрозы их жизни и здоровью. Согласно строительно-техническому заключению электросеть отвечает действующим строительным нормам и правилам безопасности.

Указав, что подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике, и сославшись на определение ВС РФ от 8 июля 2014 г. № 19-КГ14-6, 15 ААС отменил решение суда первой инстанции и признал за истцом право собственности на электросеть.

6 ААС РФ также встал на сторону собственника в своем постановлении от 26 сентября 2014 г. № 06АП-4228/14.

ООО «Мега-сеть», будучи собственником земельного участка, произвело реконструкцию принадлежащего ему здания административно-бытового корпуса, в результате которой к имеющемуся сооружению сделаны пристройки и изменена его площадь. Произведенная реконструкция зданий не влекла угрозы жизни и здоровью граждан, что подтверждается рядом положительных заключений контролирующих органов. Однако администрация г. Хабаровска в выдаче разрешительной документации на реконструкцию и ввод в эксплуатацию сооружения отказала.

Поскольку реконструкция спорного здания была произведена без соответствующих разрешений, ООО «Мега-сеть» обратилось в суд за признанием права собственности на самовольную постройку. Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано, в связи с тем, что истец не предпринимал попыток получить разрешение на строительство как до начала реконструкции объекта, так и во время проведения работ.

Суд апелляционной инстанции отметил, что спорный реконструированный объект расположен на земельном участке с соответствующим целевым назначением и видом разрешенного использования, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому само по себе несвоевременное обращение истца за разрешением на реконструкцию здания означало бы формальный подход суда к разрешению спора, не основанном на полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела. Таким образом, решение суда первой инстанции было отменено, а за истцом признано право собственности на реконструированное сооружение.

Легализовать самовольные постройки сложно, но возможно. Как узаконить самострой, какие объекты считаются построенными с нарушениями, последние изменения в законодательстве — эти вопросы рассмотрены в данной статье.

Содержание

Что такое самострой?

Самовольная постройка (самострой) — это архитектурное сооружение (объект капитального строительства), возведенное с нарушением законодательных норм и требований. По закону, собственники нелегального имущества обязаны внести в казну штраф или снести его самостоятельно, за свой счет.

Возведенным самовольно считается любая постройка, работы над которой производились без разрешения на строительства и проектной документации. Заново построенный объект или после реконструкции, который не зарегистрирован в Росреестре и был введен в эксплуатацию не по закону, считается нелегальным.

Законодательное регулирование

Чтобы узаконить самострой, нужно соблюдать законодательные нормы. При игнорировании требований нормативов собственнику нелегального строения грозят крупные штрафы. Законопроекты, которые регламентируют процедуру легализации самовольных построек:

  • ФЗ РФ № 339 (от 03.08.2018) «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • ФЗ № 136 (ред. 18.03.2020) «Земельный кодекс Российской Федерации”;
  • ФЗ № 190 (ред. 24.04.2020) «Градостроительный кодекс РФ”;
  • ФЗ № 195 (ред. 24.04.2020) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Узаконить самострой с соблюдением норм и требований законодательство можно с помощью представителей компании «Геомер Групп”.

Заказать услугу

Какие объекты признаются самостроем?

Согласно ФЗ РФ № 339, который внес изменения в Гражданский кодекс (статья 222) самовольно возведенным считается строение со следующими признаками:

  • Отсутствие проектной документации и разрешения на строительство, реконструкцию, перепланировку;
  • Объект возведен на участке, который не предназначен для проведения строительных работ;
  • Сооружение построено с нарушением действующих нормативов;
  • Здание не согласовано с государственными инстанциями;
  • Объект не поставлен на кадастровый учет.

Каждый из указанных признаков является поводом для беспокойства владельца имущества. Таким объектом нельзя распоряжаться в полной мере. Его запрещено продавать, сдавать в аренду, дарить. К тому же застройщику грозит административная ответственность за нарушение закона в виде сноса строения или выплаты штрафа. Вовремя неузаконенный самострой подлежит ликвидации за счет владельца.

К самострою относятся и случаи строительства с разрешением, если во время возведения были допущены нарушения. Этот вид самовольной постройки, пожалуй, самый опасный, но не с точки зрения правовых санкций, а с точки зрения безопасности людей. Дом, возведенный с нарушениями, – это всегда источник опасности.

Ответственность и штрафы

Владелец нелегально построенного объекта за нарушение законодательства несет административную ответственность. Также он может лишиться своего имущества. Виды правонарушений и штрафные санкции за незаконные постройки:

  • Нецелевое использование земли — согласно статье 8.8 КОАП РФ «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» физлица обязаны внести штраф в размере от 10000 до 20000 рублей, должностные лица — до 50000 рублей, организации — до 200 000 рублей;
  • Строительство, перепланировка или реконструкция объекта без разрешения — в ст. 9.5 КОАП РФ предусмотрены следующие размеры санкций: для граждан — до пяти тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям придется внести — до 10000 рублей, для компаний — до 1 млн;
  • Нарушение нормативов Госстройнадзора — для граждан — до 2500 рублей, для для предпринимателей — до 10000 рублей, для юрлиц — до 100 000 рублей.

Указанные виды штрафных санкций обязаны выплатить правонарушители после нелегального ввода объекта в эксплуатацию. Также для индивидуальных предпринимателей может применять запрет на осуществление деятельности до 90 рабочих дней.

Обязательные требования для легализации самостроя

При строительстве объекта недвижимости необходимо соблюдать действующие нормативы строительства, предписания Градостроительного кодекса, санитарно-эпидемиологические нормы. Если объект возводится по всем правилам, то предъявляемые к нему требования учитываются в проектной документации. Проверяют и согласовываются соблюдение норм в уполномоченных инстанциях.

Дом, предназначенный для проживания людей, должен соответствовать следующим стандартам:

  • Отдельно стоящий объект;
  • Количество наземных этажей — не более трех;
  • Высота здания не должна превышать 20 метров;
  • Строение является неделимым, его отдельные части нельзя продать как самостоятельный объект;
  • Комнаты в доме пригодны для проживания людей.

Безопасность возводимых объектов согласовывает и контролирует проектное предприятие. Отдельная группа строений нуждается в дополнительной экспертизе. При строительстве здания нужно учитывать нормы градостроительного плана земельного участка (размер отступов, этажность, допустимая площадь). Подтвердить безопасность постройки и легализовать ее можно двумя способами: через суд и в досудебном порядке.

Процедура узаконивания самовольного строения состоит из следующих шагов:

  • Получение разрешения на проведение строительных работ (реконструкцию) объекта;
  • Изготовление технической документации на сооружение (ГПЗУ, проект если потребуется, технический план);
  • оформление заключения из СЭС (в зависимости от местоположения объекта и назначения строения);
  • Подписание Соглашения соседями (если потребуется).

Представители «Геомер Групп” подготовят документы для легализации самовольной постройки с соблюдением законодательных требований и строительных нормативов.

Заказать услугу

Какие документы потребуются для легализации

Для узаконивания построек, возведенных самовольно, потребуется собрать пакет документации. перечень бумаг зависит от типа объекта.

Межевой план

Схема земельного участка, в которой четко определены границы надела. Для регистрации объектов капитального строительства, возведенные на местности, нужно чтобы границы участка были внесены в кадастр. Данный документ нужен для легализации жилых домов, хозпостроек, зданий, сооружений, конструкций. Если границы не установлены или не уточнены, то объекты зарегистрировать не получится.

ГПЗУ, технические условия

Градостроительный план и техусловия необходимы для определения пятна застройки, плотности застройки, отступов, проведения инженерных коммуникаций к объекту. Этот документ описывает характеристики и ограничения земельного участка.

Проведение обследования самостроя

Процедуру проводит профильная организация. В работе специалисты используют различные методы: осмотр объекта, расчет максимальной нагрузки на несущие конструкции. Еще нужно учесть имеются ли нарушения по отношению к соседним участкам.

Разработка проектов реконструкции/строительства

Проект является основанием, чтобы выдали разрешение на проведение строительных работ. Для жилых домов эта процедура носит рекомендательный характер, а для зданий она выполняется обязательно.

Прохождение экспертизы проекта

Экспертизу проектных документов проводят эксперты (частные или государственные). Процедура требуется для проверки безопасности зданий.

Получение АГР (если строительство или при реконструкции затрагиваются фасады)

Данный документ разрабатывается только для зданий. Решение нужно для подтверждения соответствия фасадов незаконной постройки архитектуре конкретного населенного пункта.

Заказать услугу

Получение разрешения на строительство

Если собственник документально докажет в Стройнадзоре, что нелегальная постройка отвечает нормам безопасности. А также, что она расположена на участке, права на который зарегистрированы, то ведомство выдаст положительно решение. Разрешение на возведение нужно для оформления домов, строений, зданий, сооружений.

Получение разрешения на ввод в эксплуатацию

После исследования объекта, выдается разрешение на введение его в эксплуатацию, так называемое уведомление о соответствии вместе с техническим планом. Этот документ нужно предоставить в Росреестр для постановки здания на учет.

Как узаконивание самостроя было раньше?

После введения ФЗ РФ № 93 о дачной амнистии легализовать постройки, относящиеся к ИЖС, ЛПХ , а также объектов сельско-хозяйственного назначения стало проще. Узаконивание проводилось через декларацию, заполняемую собственником.

Для регистрации частного дома или постройки было необходимо внести госпошлину и подать заявление. Документы можно было отнести в органы земельного надзора или воспользоваться услугами МФЦ.

Право собственности на участок можно было подтвердить любыми документами, в том числе, устаревшего образца. Например, для успешной регистрации можно было предоставить выписку из похозяйственной книги. Кадастровая документация требовалась в том случае, если земля была не оформлена.

Большинство нелегальных домов и построек на участке подходило под требования дачной амнистии и успешно регистрировалось в упрощенном порядке. Сложности могли возникнуть в том случае, если были необходимы дополнительные разрешения.

Заказать услугу

Узаконивание дома/здания по новым правилам

После внесения изменений в ФЗ РФ № 218 (ред. 25.05.2020) «О государственной регистрации недвижимости” основанием для легализации самотроя является технический план.

Жилой дом можно зарегистрировать только на землях ИЖС или ЛПХ. На землях сельхозназначения (СНТ) действует исключение – это дачная амнистия которая действует до марта 2021 года, позволяющая зарегистрировать жилой дом, после окончания амнистии будет действовать уведомительный характер как в ИЖС и ЛПХ.

1. Узаконивание самовольной постройки через Градостроительную земельную комиссию (ГЗК)

Обратиться в ГЗК имеют право те граждане, которые при строительстве объекта нарушили целевое назначение земельного участка. Чтобы легализовать здание через Госинспекцию, застройщик должен подготовить следующие документы:

  • Заявление;
  • ЗОС — Заключение о соответствии объекта строительным нормам и подтвердить, что конструкция является безопасной для здоровья и жизни граждан;

  • Архитектурно-градостроительное решение;

  • Паспорт безопасности объекта (если строение находится в местах массового скопления людей);
  • Заключение подрядчика о площади объекта.

После рассмотрения документов члены Градостроительной комиссии выносят решение о дальнейшей судьбе самостроя. Они могут назначить снос объекта или сохранить его, с условием согласования в уполномоченных структурах.

2. Легализация самовольной постройки через комиссию по пресечению самовольного строительства

Комиссия осуществляет свою деятельность в столице и административных округах. К полномочиям организации относятся:

  • Признание недействительным решения о ликвидации самостроя;
  • Легализация самовольно возведенных объектов в госинстанциях.

Процедура узаконивания самовольно возведенных объектов через специальную комиссию включает следующие этапы:

  • Сбор документации, подтверждающей допустимость самостроя — ГПЗУ, документы на землю — узаконить самострой можно по личной инициативе собственника или по распоряжению Комиссии. В обеих ситуациях нужно подготовить документы, которые подтверждают права собственности на участок и об отсутствие ограничений имущественных прав (ГПЗУ, выписка ЕГРН, основание для законного владения недвижимостью);
  • Проведение обследования о соответствии объекта установленным нормам — согласно Постановлению Правительства № 234-пп объекты с признаками самовольного возведения должны пройти экспертизу на соответствие строительным нормам. По результатам проверки члены комиссии оформляют Акт заключения;
  • Подача документов в гос. комиссию — Городская комиссия ведет учет незаконных объектов и решений по результатам рассмотренных дел. Ведомства в округах имеют право распоряжаться самостроем, площадь которого не превышает 1,5 тыс. кв. м. Заявление и документы можно предоставить через МФЦ и онлайн на сайте мэра Москвы. В случае исключения из реестра самовольных построек, собственник имеет право вводить здание в эксплуатацию и зарегистрировать свои права.

Заказать услугу

3. Легализация самовольной постройки через суд

В суде можно оспорить решение комиссий о сносе самовольной постройки и добиться разрешения на легализацию такого вида конструкции. Положительное решение судьи является основанием для постановки объекта на кадастровый учет и регистрации имущественных прав. Узаконить самострой через суд можно с помощью следующей последовательности действий:

  • Сбор документов — ГПЗУ, документы на землю — собственник недвижимости обязан предоставить на рассмотрение суду исковое заявление, справку из росреестра и градостроительный план земельного участка. Срок действия последнего составляет три года с момента его оформления;
  • Проведение экспертизы построенного объекта на соответствие нормам — данная процедура проводится по заявке собственника или решения суда. Она необходима для подтверждения безопасности конструкции и соответствия ее действующим строительным нормативам;
  • Подача документов в Стройнадзор и получение отказа — для получения разрешения на строительство нужно обратиться с заявлением в Стройнадзор. Отказ в услуге организация обязана аргументировать ссылками на законодательные акты;
  • Подача документов в суд, сопровождение судебного разбирательства — иск подает по месту расположения объекта. Исковое заявление бывает о признании имущественных прав и обжаловании решения Стройнадзора. Аргументом в суде может выступать строительная экспертиза. После рассмотрения дела, суд выносит решение о признании самостроя легальным объектом. Этот документ является основанием для регистрации имущества в Росреестре.

Специалисты из «Геомер Групп” оказывают услуги по юридическому сопровождению узаконивания самовольного строения.

Заказать услугу

Что делать с незаконной постройкой после суда?

Если документы, приложенные к исковому заявлению, убедят судью в том, что сохранение постройки возможно, а другие заинтересованные лица не выскажут своих возражений, будет принято положительное решение. После этого можно зарегистрировать право собственности на ОКС.

Возведение здания без разрешения на строительство – далеко не единственная причина, по которой владелец земли может столкнуться с проблемой признания ОКС самостроем. Примером могут служить дома старой постройки, которые успели пережить несколько поколений, но никогда не были законно зарегистрированы.

Сколько времени нужно, чтобы узаконить и легализовать самострой?

Процедура узаконивания самостроя — это длительный процесс, который требует сбора пакета документов и согласования с различными ведомствами. Время на легализацию спорного объекта занимает от 3 месяцев до полугода.

Решение о сносе объекта выносит суд или местная администрация. Ликвидации строения можно избежать, если привести его в соответствие с требованиями действующих нормативов. На эту процедуру, как правило, отводится от 6 месяцев до трех лет.

Что делать, если отказали при регистрации дома?

Не всегда возможно узаконить самострой через оформление разрешения на строительство. В соответствие с п.3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ и ФЗ №122 оспорить право собственности можно в судебном порядке. Такие иски относятся к категории имущественных споров.

Чтобы суд принял исковое заявление к нему нужно прикрепить следующие документы:

  • Правоустанавливающие документы на землю;
  • Доказательство соответствия постройки требованиям строительных норм;
  • Квитанции, подтверждающие расходы застройщика при возведении здания;
  • Заключение о безопасности объекта от противопожарной службы и СЭС (по требованию).

В ходе разбирательства суд может запросить и другую документацию, подтверждающую позицию истца.

Заказать услугу

Почему важно зарегистрировать постройки, а не строить самострои на дачном участке?

Регистрация постройки позволяет минимизировать риск признания ее нелегальной, а значит подлежащей сносу, поможет избежать штрафов, невозможность проведения сделок с объектом (продать, подарить). Какие возможности еще дает зарегистрированный дом:

  • При продаже стоимость земли с зарегистрированным домом будет выше
  • Возможность прописаться в жилом доме
  • Подключение коммуникаций
  • Не придется ждать письма счастья с убедительной просьбой о регистрации от органов власти, которые сейчас на практике получают многие. Так же происходит и с не размежеванными землями.

Сколько стоит узаконить недвижимость?

Стоимость услуги по легализации самовольно возведенной постройки зависит от наличия необходимой документации. Узаконить самострой самостоятельно практически невозможно. Чтобы исключить недвижимость из списка под снос, лучше обратиться за профессиональной помощью в геодезическую компанию.

«Геомер Групп” оказывает помощь в легализации имущества под ключ. Тарифы на услугу можно узнать по телефону или на сайте компании. Цена работы специалистов рассчитывается индивидуально для каждого заказчика и составляет — от 14 000 рублей.

Заказать услугу

Часто задаваемые вопросы

Кто несет ответственность за самострой?

Административную ответственность за самовольно возведенный объект несет собственник. Согласно КОАП РФ (статья 9.5) размер штрафа составляет:

  • для граждан — до 2500 руб.;
  • Для ИП — до 50 000 руб.;
  • Для юрлиц — до 1 млн руб.

Могут ли меня оштрафовать за самострой?

Да, могут. КоАП РФ предусматривает внесение штрафных выплат за объекты, которые были возведены или реконструированы с нарушением строительных норм. Административную ответственность несут граждане и предприятия, которые являются официальными собственниками незаконной постройки.

В каких случаях самовольная постройка не будет снесена?

Если на постройку зарегистрировано имущественное право, то признать ее самостроем можно только через суд. Легализовать спорный объект можно, если доказать, что он возведен в соответствии с градостроительными требованиями и не представляет опасности для окружающих. К тому законом предусмотрено альтернатива ликвидации здания — приведение в соответствие к требуемым нормативам.

Можно ли легализовать объект, если он уже внесен в 819-ПП?

Да, можно. Но с небольшой оговоркой: легализации подлежат те объекты, на которые зарегистрированы права собственности. Согласно Постановлению № 819-ПП основанием для узаконивания самостроя является положительное решение экспертов о соответствии объекта строительным нормам.

Если строил один, а собственником стал другой, кто отвечает?

Ответственность за сооружение, построенное без разрешения, несет владелец имущества. При условии, что его права собственности официально зарегистрированы в Росреестре. Если вы продали земельный участок с незарегистрированным домом, то ответственность за дом несет новый собственник.

Если построил не владелец участка — можно обойтись без сноса?

Да, сохранить спорный объект вполне реально. Для этого нужно получить от суда разрешение на приведение имущества в соответствие к необходимым условиям. Возможно обойтись без суда, нужно рассматривать каждое дело индивидуально и анализировать все документы.

Заказать услугу

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ САМОВОЛЬНОЙ ПОСТРОЙКИ

Пешкова Т.В.

Пешкова Таисия Васильевна — магистрант заочного отделения, факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет),

Западно-Сибирский филиал Российский государственный университет правосудия, г. Томск

Аннотация: в статье анализируется толкования понятия «самовольная постройка» на основании норм Российского законодательства, регулирующих жилищные отношения. Также рассматриваются основные признаки самовольной постройки и варианты решений устранения данных признаков.

Ключевые слова: самовольная постройка, признаки самовольной постройки.

В настоящее время имущественные отношения людей имеют правовое регулирование, в том числе отношения, связанные со строительством недвижимого жилого имущества. Российским законодательством регламентированы условия и порядок возведения объектов данного вида имущества. Но несмотря на значительную нормативно-правовую базу, регламентирующую данный процесс, зачастую, выявляются нарушения по соблюдению установленного нормативно-правовыми актами порядка, и как следствие появляется вид объектов, который не может войти в гражданский оборот . Здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, на основании п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) считается самовольной постройкой.

«Техническая» сторона данной нормы базируется на определении, содержавшемся «еще в советском гражданском законодательстве (ст. 109 ГК РСФСР 1964 г.), трактовавшем «самовольную постройку» как возведение жилого дома (дачи) или его части без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта, либо с грубым нарушением основных строительных норм и правил. . При этом разрешение на строительство предполагало, в частности, наличие соответствующего решения об отводе земельного участка, его плана по определению границы в натуре, иных правоустанавливающих документов на землю (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР’ от 19 марта 1975 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в практике судов при применении ст. 109 ГК РСФСР о безвозмездном изъятии самовольно построенного дома» в редакции от 21 декабря 1993 г.). . В настоящее время правоведами обозначены признаки самовольной постройки. Во-первых, создание постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке. В соответствии со ст. 263 и 264 ГК РФ возводить постройки на земельном участке может либо собственник такого участка, либо лицо, которое получило разрешение собственника, оформленное соответствующей гражданско-правовой сделкой. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом только за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Лицам, не обладающие одним из указанных прав на участок, не вправе претендовать на обращение постройки в свою собственность ( определение ВС РФ от 16.12.2014г. № 18 ГК14-165)

Таким образом, решение вопроса о праве собственности на самовольную постройку фактически зависит от волеизъявления собственника земельного участка,

на котором она возведена: в случае предоставления права пользования земельным участком или передачи его в собственность застройщику по основаниям, предусмотренным законом, право собственности на эту постройку может быть признано и за лицом, осуществившим ее. В противном случае самовольная постройка «следует» за земельным участком: право собственности на нее будет признано за владельцем последнего.

Во-вторых, создание постройки на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. Ст. 263 ГК РФ устанавливает, что собственник земельного участка должен соблюдать градостроительные и строительных нормы и правила, а также требования об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Соответственно, если постройка возведена в нарушение конкретного установленного вида разрешенного использования земельного участка, который устанавливается для каждого участка индивидуально в соответствии с правилами целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ), с нарушением правил градостроительного зонирования (ст. ст. 35 — 40 ГК РФ, ст. 85 ЗК РФ), то она будет признаваться самовольной. .

В-третьих, создание постройки без получения на это необходимых разрешений. Соотношение постройки градостроительным документам (абз.3.п.3.ст.222 ГК РФ) Постройка должна соответствовать параметрам установленным как проектом по планировке территории, правилам землепользования и застройки, так и обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащихся в иных документах.. Для правомерного создания объекта на участке в первую очередь нужно получить разрешение и архитектурный проект. Второй документ составляется на основании архитектурно-планировочного задания. В него включаются положения согласованной градостроительной документации, обязательные требования к объекту (санитарно-гигиенические, экологические, противопожарные), указания на ведение работ в особых условиях. В задании также указываются требования по обеспечению защиты прав юрлиц и граждан, если их интересы затрагиваются данным строительством. При нарушении положений или отсутствии архитектурно-планировочного задания, разрешения на строительство, оформленного компетентным органом власти, объект, возведенный на участке, будет признан самовольной постройкой.

Четвертым признаком самовольной постройки является ее создание с нарушением градостроительных норм и правил.

В соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. . Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования

устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления» . На основании ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ законодатель относит к существенным нарушениям градостроительных и строительных норм и правил нарушения, которые ущемляют права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создают угрозу жизни и здоровью граждан..

Если постройка возведена с нарушением градостроительных норм и правил в редакции, действовавшей на время возведения постройки, это является основанием и для сноса постройки, и для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку. Суды, как правило, назначают строительно-технические экспертизы, которые определяют наличие или отсутствие нарушений градостроительных норм и правил. .

На основании перечисленного определим пути решений устранения признаков самовольной постройки.

По первому пункту, во избежание нарушения ст. 263 и 264 ГК РФ необходимо заблаговременно получить разрешение собственника, оформленное соответствующей гражданско-правовой сделкой.

По второму — до начала строительства получить сведения о разрешенном использовании земельного участка, запросив кадастровую выписку.. А также необходимо знать, что самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка не получится. Это можно сделать только на основании решения компетентного органа — главы местной администрации с учетом публичных слушаний.. Устранить этот порок владельцу самовольной постройки будет непросто, поэтому велика вероятность того, что легализовать ее не получится. Вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. 37, 39, 40 Гражданского Кодекса РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства. Рассмотрение указанных вопросов судом в ходе производства по делу, связанному с легализацией самовольного строения, без установления фактов, свидетельствующих об обращении заинтересованного лица за соответствующим разрешением в административном порядке, недопустимо. Таким образом, чтобы легализовать постройку в такой ситуации, её владельцу обратиться за изменением разрешенного использования земельного участка, на котором возведена постройка. Тогда, даже если компетентный орган откажет в изменении вида разрешенного использования, владелец самовольной постройки сможет оспорить такой отказ в суде, а затем в случае удачного исхода дела легализовать самовольную постройку.

По третьему признаку — так же, как и предыдущий, этот порок может сохраняться при обращении заинтересованного лица в суд о признании права собственности на самовольную постройку. При этом владелец самовольной постройки должен предоставить в суд доказательства, что он принимал меры к получению необходимых разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию..

По четвертому признаку необходимо отметить, что несущественные нарушения не могут быть признаком самовольной постройки, а устранимые нарушения могут быть исправлены заинтересованным лицом в целях легализации самовольной постройки.

Негативные правовые последствия возведения самовольного строения выражаются в следующем: лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе ею распоряжаться, то есть совершать с постройкой какие-либо сделки. А это значит, что данное строение в силу императивного указания закона изъято из гражданского оборота и не подлежит государственной регистрации, в том числе как объект незавершенного строительства

(ст. 8, 129 ГК РФ). Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, указанных в п. 3 ст. 222 ГК РФ. Аналогичное по -ложение закреплено и в специальном законодательстве (например, п. 3 ст. 25 Закона об архитектурной деятельности).

Список литературы

1. Фандий С.В. Понятие самовольной постройки // Молодой ученый, 2017. № 10. С. 331-334.

2. Утка В. Правовые последствия самовольной постройки // Рос. Юстиция, 2013. № 3.

3. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1993. №16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Демкина А.В. Принцип добросовестности и институт самовольной постройки в гражданском праве // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2016. № 8. С. 6.

6. Мотлохова Е.А. Особенности правового режима самовольных построек в российском гражданском праве // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2016. № 10. С. 25-30.

7. Попов Сергей. Новое в законодательстве о самовольных постройках // Ваш партнер-консультант, 2017. № 34 (9600). С. 35.

8. П. 13, 14 ч. 2 ст. 7, п. 3 ст. 14 Закона РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

9. Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» участие органов местного самоуправления.

10. П. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федоров А.И.

Федоров Андрей Игоревич — студент магистратуры, Хабаровский государственный университет экономики и права, г. Хабаровск

Аннотация: в данной статье автором рассмотрены базовые модели, в соответствии с которыми организуется местное самоуправление в Российской Федерации. Рассмотрены их особенности и недостатки на примере регионов Дальнего Востока.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, глава муниципального образования.

Местное самоуправления в Российской Федерации — это базовая платформа, на которой строится государство, что делает организацию власти на местах одним из наиболее важных аспектов, поскольку от этого зависит самостоятельное решение вопросов местного значения. В России Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ

Здравствуйте! Проверьте наличие:

1. Правоустанавливающих документов на земельный участок, обратите внимание на разрешенное использование (здесь по смыслу все понятно, чтобы не пашня, земли транспорта или что-то подобное);

2. Разрешение на строительство

3. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

4.Должно также быть свидетельство о государственной регистрации права.

Если речь о индивидуальных жилых домах, тогда :

    правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.

    В идеале, правоустанавливающим документом на земельный участок являетсясвидетельство о государственной регистрации права собственности.

    кадастровый паспорт земельного участка. Как правило, кадастровый паспорт земельного участка должен быть в обязательном порядке приложен к документам, представляемым для государственной регистрации объекта недвижимого имущества в порядке «дачной амнистии».

    Предоставление кадастрового паспорта не требуется в следующих случаях:

  • право собственности на земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном законом порядке в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • в отношении земельных участков, предназначенных для дачного хозяйства или садоводства, если правление соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения дало правообладателю земельного участка заключение, подтверждающее, что регистрируемый объект недвижимости расположен в пределах границ указанного земельного участка;
  • для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого либо созданного объекта недвижимости не требуется разрешения на строительство либо указанный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства при условии, что орган местного самоуправления соответствующего поселения либо городского округа дал заключение, подтверждающее, что регистрируемый объект недвижимости расположен в пределах границ указанного земельного участка.

документ, подтверждающий создание объекта недвижимости

Вид документа, удостоверяющего факт создания объекта недвижимого имущества, зависит от назначения земельного участка, на котором данный объект расположен.

Факт создания недвижимого имущества на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства, равно как факт создания гаража либо иного объекта, на возведение которого не требуется разрешения на строительство, подтверждается декларацией об объекте недвижимости.

В отношении индивидуальных жилых домов, возведенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, равно как в отношении индивидуальных жилых домов, возведенных на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства и расположенном в черте поселения, действуют иные правила.

До 01.03.2015 единственным документом, подтверждающим факт создания данного объекта и необходимым, наряду с кадастровым паспортом и правоустанавливающим документом на землю, для регистрации права собственности является кадастровый паспорт объекта недвижимости (так называемый «план БТИ»). Кадастровый паспорт изготавливается органами технической инвентаризации (БТИ, Ростехинвентаризация).

До 01.03.2015 истребование каких-либо иных документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимости, не допускается.

После 01.03.2015 наряду с кадастровым паспортом объекта недвижимости (планом БТИ) для регистрации будет необходимо представить акт ввода объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Сказанное означает необходимость прохождения всех этапов оформления результатов строительства: получения градостроительного плана земельного участка, выдача разрешения на строительство, ввод построенного объекта в эксплуатацию на основании решения органа местного самоуправления.

Дела о самовольных постройках (в частности о сносе и признании права собственности на них) довольно часто становятся предметом рассмотрения в Верховном суде Российской Федерации, так как действующим законодательством вопрос о них является недостаточно урегулированным.

Тем не менее, законодательные попытки урегулирования проблемы так называемых «самостроев» предпринимались регулярно. Наиболее масштабному урегулированию статья 222 ГК РФ подверглась в 2015 г. Федеральным законом N 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Тогда Гражданский кодекс был дополнен пунктом 4, в соответствии с которым были регламентированы условия и порядок сноса постройки органом местного самоуправления. При этом, изменялся порядок признания права собственности на самовольные постройки, согласно которому признание права собственности на такую постройку осуществлялось лишь при соблюдении ряда условий относительно прав на земельной участок, соответствия постройки планировке территории и отсутствия нарушения прав иных лиц.

Однако «де-факто» отдельные нюансы, возникающие при рассмотрении споров о сносе и признании права собственности, обобщались Верховным судом Российской Федерации в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017), «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года»(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007) и т.д.

Вместе с этим, за два года действия поправок к ГК РФ судебная практика по признанию права собственности на самовольные постройки выявила ряд проблемных моментов по разрешению споров, возникающих при практическом применении статьи 222 ГК РФ.

Судебная практика о самовольных постройках в 2017 г.: успеть в последний вагон

Большинство дел, рассмотренных Cудебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в 2017 г., касались признания строений самовольной постройкой и о сносе самовольных строений, а требование о признании права собственности на самовольную постройку рассматривалось в качестве встречного.

В 2017 г. Судебная коллегия в большинстве дел о сносе самовольных строений указала на оставление судами без внимания фактических обстоятельств дела и их неправильную юридическую квалификацию, а именно исследование вопроса о наличии каких-либо из указанных в ст. 222 ГК РФ вещных прав на землю:

— при рассмотрении дела необходимо установить, являются ли допущенные при возведении самовольной постройки нарушения (в частности, нарушение муниципальных правил землепользования и застройки) существенными, могло ли их наличие служить основанием для удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку и, если могло, то требовали ли эти нарушения устранения и какими способами (определение по делу № 18-КГ17-21 от 21.03.2017 г., определение по делу № 19-КГ17-11 от 16.05.2017 г.).

— суду при новом рассмотрении необходимо установить соответствие типа возведенного самовольного строения целевому назначению земельного участка и возможность возведения на нём домов блокированной застройки (определение по делу № 19-КГ17-11 от 16.05.2017 г.).

Репрезентативной является тенденция Судебной коллегии в необходимости исследования оснований для признания права собственности самовольных построек, прослеживаемая и в деле №47-КГ17-18 о сносе самовольной постройки, признании отсутствующим права на земельный участок. Судебная коллегия указала на то обстоятельство, что согласно ч. 4 ст. 67 и ч. 4 ст. 198 ГК РФ при рассмотрении дела необходимо установить имеющие существенное значение для квалификации правоотношений сторон обстоятельства, связанные с местонахождением земельного участка, право на который возникло у ответчика на основании договора купли-продажи жилого дома, о сносе которого просит администрация.

Однако, всё же, несколько рассмотренных судебной коллегией дел имели отношение к признанию права собственности на самовольные постройки в качестве самостоятельного требования.

В деле № 18-КГ17-64 Судебная коллегия по гражданским делам указала на то, что суды пришли к неправильному выводу, неправомерно оставив без внимания фактические обстоятельства дела и их правильную юридическую квалификацию. Кроме исследования юридически значимых обстоятельств, рассмотрение которых требуется в делах о признании права собственности на самовольные постройки, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, суд неправомерно оставил без внимания вопрос о возможности нарушения прав и охраняемых законом интересы других лиц, а именно наследников совладельца возведенной постройки.

Вместе с этим, краеугольным камнем рассмотрения дел о признании права собственности на самовольную постройку является также исследование вопроса о наличии у лица какого-либо из указанных в ст. 222 ГК РФ вещного права на землю. На это судебная коллегия указала и в деле № 18-КГ17-64, подчеркнув это как основание для повторного рассмотрения в соответствующем суде.

Аналогичная правовая позиция высказана судебной коллегией и в деле № 66-КГ16-13, в котором суд апелляционной инстанции не учел, что постройки, размещенные полностью или частично за пределами красных линий, не могут быть признаны соответствующими проекту планировки территории и правилам землепользования и застройки.

Таким образом, в 2017 г. основное внимание Судебная коллегия по гражданским делам уделяла исследованию наличия каких-либо вещных прав на земельный участок под самовольной постройкой даже в делах о сносе самовольных построек.

Вместе с этим, разделение компетенции в вопросе сноса самовольной постройки между судом и органом местного самоуправления предусмотрено законопроектом №301924-7 о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части уточнения положений о самовольных постройках. В частности, к ведению органов местного самоуправления законопроект отнес полномочия:

(а) по сносу самовольной постройки в случае, если такая постройка создана или возведена на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы.

(б) а также, если постройка создана или возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительство на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории.

В то же время, указанный законопроект оставляет без внимания коллизию полномочий суда и органов местного самоуправления, связанную с разрешением проблемы сноса самовольной постройки или же приведения её в соответствие с параметрами, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки (абз. 2 ч. 2 ст. 222 ГК РФ в редакции указанного законопроекта).

Нововведения в 2018 г.:

закрытый перечень случаев сноса по решению органа местного самоуправления и упрощение судопроизводства по делам «самостроев»

Законопроектом №301924-7 о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках) предусматривается ряд дополнений в ГК, в частности в ст. 222 ГК РФ, которыми изменяется само понятие «самовольной постройки».

Вместе с этим, законопроектом предлагается дополнить ст. 222 ГК РФ пунктами 31 и 32 в большей мере процедурного характера, несмотря на то, что судебная практика указала на необходимость уточнения условий признания права собственности самовольных построек.

Тем не менее, указанными изменениями предполагается, что компетенция в вопросе сноса или же приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями разделена между судом и органом местного самоуправления.

Законодатель поставил в зависимость возможность сохранения самовольной постройки от параметров, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами посредством её сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.

Законопроектом о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках), законодатель значительно расширяет правовое регулирование самовольных построек, дает развернутое определение этого понятия в ст.222 ГК РФ, дополняет её механизмом возмещения в связи с утратой права собственности на приобретенный объект недвижимости в случае принятия решения о сносе самовольной постройки. Примечательно, что данным законопроектом устанавливается ответственность государственного регистратора за внесение им недостоверных сведений и прав на такой объект недвижимости.

Законодательные меры, согласованные Правительством, направлены, в первую очередь, на упрощение судопроизводства по делам, касающимся так называемых «самостроев». Во вторую — законопроект призван упросить вопрос принятия органом местного самоуправления решения о сносе «самостроев», очерчен круг случаев, когда орган местного самоуправления вправе принять соответствующее решение.

Указанные изменения, в целом, должны положительно повлиять на правовое регулирование строительной отрасли, а также на рассмотрение дел о «самостроях» в суде, упорядочив судебную практику в данном вопросе. Законопроект детализирует круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, при рассмотрении дел о признании права собственности на самовольные постройки. В частности, это коснется обстоятельств, при которых собственник не знал и не мог или не обязан был знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Вместе с этим, законодатель ставит в зависимость возможность сохранения самовольной постройки от параметров, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным законами посредством её сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями. В случае судебного рассмотрения дела о приведении постройки согласно требований законодательства, суд может обязать сторону получить разрешительные документы на постройку. Также видится, что в случае несоответствия постройки каким-либо строительно-техническим требованиям суд будет принимать решение исходя из результатов судебно-строительной экспертизы.

Учитывая вышеуказанное, установление исчерпывающего перечня случаев, когда снос самовольных построек будет осуществляться по решению органов местного самоуправления, посредством их законодательного закрепления в гражданском законодательстве, установит пределы полномочий органов местного самоуправления в этом вопросе.

Таким образом, в законопроекте о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках), законодатель разделяет компетенцию суда и органов местного самоуправления в отношении самовольных построек, что окажет непосредственное влияние на способы защиты права собственности на самовольные постройки. А его принятие приведет к пересмотру процессуальных способов защиты права собственности на самовольные постройки, в частности, и на судебную практику, в целом.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *