Как вы оцениваете свои организаторские способности?

Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (лидером), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.

Организаторская функция

Организовывать работу подчиненных – одна из основных функций руководителя, притом независимо от того, какого стиля управления он придерживается. Под организацией понимается распределение обязанностей и задач между участниками коллектива. От того, насколько точно руководитель распределит рабочие задачи, зависит успех всей деятельности, продуктивность работы.

Распределение власти и ответственности, то есть, например, выделение лидера, разделение коллектива на малые группы, тоже входит в организационную функцию руководителя. Но как бы он ни распределил власть и ответственность, за результат отвечать все равно только ему.

Иногда руководитель выступает сам как лидер, а коллектив живет самоуправлением, тогда организационная функция не так очевидна. Руководитель отдает свою работу, власть, ответственность кому-то из работников в двух случаях:

  • признает, что кто-то из коллектива лучше его справится с этой задачей;
  • занят более важными проблемами или не может заняться в силу общей занятости.

Что важно при организации

Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:

  • Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
  • Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
  • Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
  • Высокоразвитое самообладание и способность к саморегуляции. Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
  • Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
  • Умение контролировать и рефлексировать.
  • Умение предотвращать и разрешать конфликты, общаться с людьми.

Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.

Упражнения на развитие организаторских способностей

Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.

Быть убедительным

Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.

Пантомима

Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.

Распределение времени

Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.

Рекомендую ознакомиться также со статьями «10 способов раскрыть творческий потенциал», «Творческие способности: особенности и развитие», «Чувство юмора: как развить и зачем это нужно», «Воображение: как развить у детей и взрослых», «Упражнения для развития памяти у взрослых».

Как правило, организаторские способности рассматривают в единстве с коммуникативными, объединенно их называют КОС (коммуникативно-организационные способности). О том, как развить коммуникативные способности, узнайте из статьи «Как научиться общаться с людьми».

Организационные навыки — одни из самых важных и переносимых навыков работы, которые может приобрести сотрудник. Они охватывают набор навыков, которые помогают человеку планировать, устанавливать приоритеты и достигать своих целей.

Возможность организации работы позволяет работникам сосредоточиться на разных проектах без дезориентации или потери, тем самым повышая производительность и эффективность на рабочем месте. Руководители ищут сотрудников, которые могут не только поддерживать свою работу и организовывать работу, но и тех, кто также может быстро адаптироваться к организованной структуре компании.

Почему важны организационные навыки

Пребывание на рабочем месте может сэкономить время и деньги компании. Организационные навыки необходимы для многозадачности и обеспечения бесперебойной и успешной работы бизнеса. Работодатели стремятся набирать кандидатов, которые могут работать для достижения результатов последовательно, даже когда возникают непредвиденные задержки или проблемы.

Работники с сильными организационными навыками могут структурировать свое расписание, повысить производительность и приоритезировать задачи, которые должны быть выполнены незамедлительно по сравнению с теми, которые могут быть отложены, делегированы другому лицу или полностью исключены

Навыки внутренней и внешней организации

Организационные навыки охватывают больше, чем просто хранение беспорядочной рабочей зоны. Хотя сохранение свободного пространства для работы важно, организационные навыки — это не просто аккуратность. Сотрудники, обладающие хорошими организаторскими способностями, могут сохранять спокойствие и подготовиться к систематическому планированию и планированию.

Рабочие проекты, как правило, сосредоточены вокруг жесткой временной шкалы, и организация работы в небольших проектах и ​​целях может быть эффективным способом их завершения. Кроме того, работодатели ищут работы, которые могут планировать и делегировать эти меньшие задачи самим себе и другим сотрудникам, чтобы оставаться в курсе с соблюдением сроков при сохранении здорового баланса между работой и жизнью.

Поддержание сильных организационных навыков может уменьшить вероятность развития плохих привычек работы, таких как промедление, беспорядок, недопонимание и неэффективность.

Примеры организационных навыков

Хотя организационные навыки могут быть наиболее очевидными у людей на руководящих должностях, каждый в компании должен иметь возможность организовывать свои собственные области ответственности, понимая и работая в организационных структурах компании как все. В противном случае возникает неэффективность и путаница. Организационные навыки требуют, чтобы вы понимали рабочий процесс и следили за большой картиной, а также уделяя особое внимание деталям.

Физическая организация
Физическая организация включает не просто аккуратный стол, но и расположение комнат, этажей и целых зданий.И это выходит далеко за рамки аккуратного внешнего вида. Плохо организованное пространство приводит к физическому дискомфорту, потерянному времени, потерянным объектам или даже потерянным людям. Космические люди, которые работают, имеют много общего с тем, как и как хорошо они работают. Кто-то должен проектировать эти пространства, а затем все остальные должны поддерживать порядок.

Планирование
Без плана цель — это только желание. Для любого проекта планирование означает прогнозирование того, какие ресурсы будут необходимы и как долго будет выполняться проект, затем сбор этих ресурсов и блокирование необходимого времени — и, при необходимости, изменение плана на основе доступности ресурсов и временных ограничений.

План может быть таким же простым, как решить, какой конец зала для очистки сначала, или он может наметить корпоративную стратегию на следующие десять лет. Маломасштабное планирование может быть проще и быстрее, но это не менее важно.

Командная работа
В хорошо организованной команде каждый член имеет другую роль, и задания назначаются соответственно. Создание организационной структуры новой команды — это квалифицированное достижение, но это дает и принимает соответствующую делегацию, следуя указаниям и четко информируя людей с нужными людьми. Хорошо организованные люди понимают и поддерживают структуры команд, частью которых они являются.

Организационные навыки
Вот список организационных навыков для резюме, сопроводительных писем, заявок на работу и собеседований. A — G

  • Административный
  • Анализ
  • Анализ проблем
  • Оценка
  • Внимание к деталям
  • Внимательное прослушивание
  • Бюджетирование
  • Бизнес-аналитика
  • Сотрудничество
  • Связь
  • Конфликт
  • Уверенность
  • Координация
  • Координация
  • Объявление
  • Творческое мышление
  • Данные
  • Тенденции данных
  • Сроки
  • Принятие решений
  • Делегирование > Дизайн
  • Разработка
  • Разностное разрешение
  • Управление другими
  • Документация
  • Эффективность
  • Оценка
  • Облегчение
  • Прогнозирование
  • Цели
  • Настройка цели
  • Лидерство групп
  • H-M

Обработка сведений

  • Идентификация проблем
  • Идентификация ресурсов
  • Реализация
  • Реализация решений
  • Сбор информации
  • Инструкция
  • Лидерство
  • Управление
  • Управление встречами
  • Управление конфликтами
  • Сроки проведения совещаний
  • Цели встречи
  • Показатели
  • Microsoft Office
  • Мотивационная
  • Многозадачность
  • N — S

Переговоры

  • Устные сообщения
  • Развитие организации
  • Убеждение
  • Разработка плана
  • Планирование
  • Обеспечение соблюдения политики
  • Предсказание
  • Презентация
  • Приоритезация
  • Решение проблем
  • Производительность
  • Управление программами
  • Управление проектами
  • Обеспечение обратной связи
  • Публичное обсуждение
  • Исследование
  • Ответственность
  • Обзор
  • Планирование
  • Ситуационная оценка
  • Стратегическое планирование
  • Разработка стратегии
  • Структурная Планирование
  • Планирование преемственности
  • T-Z
  • Выполнение оплаты

Анализ задач

  • Оценка задачи
  • Разрешение задачи
  • Обучение
  • Командное строительство
  • Командная работа
  • Управление временем
  • Обучение
  • Тренды
  • Анализ рабочего процесса
  • Управление рабочим процессом
  • Анализ рабочей силы
  • Работа с другими
  • Написание

Методика определения организаторских и коммуникативных качеств

Некоторые организаторские и коммуникативные качества личности, такие как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе и др., могут быть определены с помощью теста-опросника Л. П. Калининского. Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития перечисленных выше качеств, сравнить их сильные и слабые стороны.

Опросник может быть использован как при самооценке своих организаторских и коммуникативных качеств, так и при оценке этих качеств у испытуемых. Всего можно определить уровни десяти качеств личности: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Опросник содержит 160 утверждений, которые требуют 20–30 минут интенсивной работы по самооценке личности. В случае оценивания качеств у испытуемого другим лицом в опроснике утверждения следует читать от третьего лица (к примеру, вместо «Очень люблю привлекать к себе внимание» следует читать «Очень любит привлекать к себе внимание» и т. п.). Ниже дается описание теста-опросника Л. П. Калининского.

Инструкция для испытуемых

Постарайтесь охарактеризовать себя. Это не испытание вашего интеллекта или способностей. Выявляются некоторые особенности вашего повседневного реагирования. Большинство свойств, названных в анкете, нельзя однозначно назвать хорошими или плохими, но они проявляются в вашем поведении. Если свойство вам подходит, обведите в протоколе цифру, указывающую порядковый номер свойства. Форма протокола показана на стр. 104–105.

Не задерживайтесь долго над обдумыванием, на ответы дается не более 15–20 минут. Помните, что:

? отмечать свойство нужно только в том случае, если оно проявляется в большинстве ситуаций;

? не пропускайте плохие (с вашей точки зрения) свойства и те, которые якобы повторяются;

? чем больше отмеченных свойств, тем полнее вы себя характеризуете.

Убедившись, что инструкция вами понята, работайте быстро и отвечайте искренне.

Опросник

1. Способен «заряжать» энергией других людей.

6. Способен к продвижению в сфере руководства людьми.

11. Деспотичный.

16. Очень люблю привлекать к себе внимание.

21. Неумолимый.

26. Крайне неуступчивый.

31. Проявляю излишнюю готовность к подчинению. 36. Зависимый, несамостоятельный. 41. Излишне снисходителен.

46. Способен поступиться своими интересами ради других людей. 151. Бывают такие мысли, когда не хотел бы, чтобы о них знали другие люди.

2. Пользуюсь доверием со стороны однокурсников (коллег по ра-

боте).

7. Отличаюсь большой работоспособностью.

12. Начальственно-повелительный.

17. Расчетливый, забочусь только о себе.

22. Крайне строгий, резкий.

27. Обидчивый, излишне принципиальный.

32. Робкий.

37. Склонен к слепому подражанию.

42. Нетребовательный.

47. Слишком снисходителен к окружающим.

158. Полностью свободен от всяких предрассудков.

3. Способствую продвижению своих товарищей (коллег).

8. Умею держать слово.

13. Произвожу впечатление значительности.

18. Ревнивый к успехам других.

23. В основном критичен к другим.

28. Мстительный.

33. Стыдливый.

38. Навязчивый.

43. Часто уступаю общественному мнению.

48. Склонен прощать все.

4. Поддерживаю дух сотрудничества.

9. Всегда отвечаю за свои решения.

14. Способен проявить высокомерие.

19. Эгоистически практичен, деловит.

24. Нетерпим к ошибкам других.

29. Не терплю, чтобы мною командовали.

34. Застенчивый.

39. Предоставляю право другим вместо себя принимать решения.

44. Нестрогий.

49. Порчу людей чрезмерной добротой.

154. За всю жизнь не сделал ни одного плохого поступка.

5. В случае необходимости способен воспитать себе заместителя.

10. Способен действовать с некоторым риском, не ожидая указаний.

15. Способен подчинять, попирая волю других.

20. Себялюбивый.

25. Язвительный, насмешливый.

30. Действую по прихоти и произволу.

35. Стеснительный.

40. Люблю прибегать к помощи других.

45. Чересчур считаюсь с мнением окружающих.

50. Переполнен чрезмерным сочувствием.

155. Иногда смеюсь при нескромных шутках.

51. Способен создавать вокруг себя благоприятный психологический климат.

56. Реалистически оцениваю других.

61. Властный.

66. Ответственный, добросовестный.

71. Безоговорочный, не допускаю отклонений.

76. Противодействую любому влиянию.

81. Кроткий.

86. Люблю поплакаться.

91. Всегда любезен в обхождении.

96. Люблю заботиться о других.

52. Идейно убежден.

57. Отличаюсь точностью и организованностью ума.

62. Ожидаю восхищения и почтения от каждого.

67. Обязательный (выполняющий непременно и точно).

72. Раздражительный.

77. Недоверчивый, подозрительный.

82. Тихий.

87. Ищу опеки сильных лиц.

92. Общительный и уживчивый.

97. Бескорыстный, щедрый.

157. Бывает, что передаю слухи.

53. Преимущественно честный и правдивый.

58. Умею контролировать работу других.

63. Люблю ответственность.

68. Стремлюсь проявлять личную инициативу.

73. Бесчувственный, равнодушный.

78. На меня трудно произвести впечатление.

83. Смирный.

88. Охотно принимаю советы.

93. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

98. Стараюсь утешить каждого.

152. Не было случая, чтобы нарушил обещания.

54. Порядочен во всех отношениях.

59. Стремлюсь к повышению своих деловых и организаторских качеств.

64. Иногда пробуждается желание командовать, повелевать другими.

69. Способен убедить в правильности своих решений.

74. Резкий, грубоватый.

79. Часто разочаровываюсь.

84. Незлобивый.

89. Ищу одобрения.

94. Чуткий, внимательный.

99. Расположен ко всем.

159. Бывает, что говорю о вещах, в которых не совсем разбираюсь.

55. Придерживаюсь твердых принципов.

60. Сознательно и надежно выполняю свою работу.

65. Обладаю талантом организатора.

70. Требовательный и критичный к себе.

75. Способен быть суровым.

80. Склонен думать, что меня часто притесняют.

85. Покорный.

90. Мягкий, колеблющийся.

95. Деликатный.

100. Забочусь о других в ущерб себе.

160. Всегда и во всем согласен с решением руководителей.

101. Обладаю высоким культурным уровнем.

106. Повышаю свою деловую квалификацию.

111. Люблю быть во главе.

116. Обладаю чувством достоинства.

121. Склонен к дерзким ответам.

126. Прибегаю к упорству.

131. Критичен преимущественно по отношению к себе.

136. Склонен почитать авторитеты.

141. Проявляю чувство меры и такта во взаимоотношениях.

146. Добрый, вселяющий уверенность.

102. Обладаю широким кругозором.

107. Способен в большинстве случаев принять верное решение.

112. Стремлюсь к успеху.

117. Люблю соревноваться.

122. Строгий, но справедливый.

127. Несговорчивый.

132. Склонен к самобичеванию.

137. Почти никогда и никому не возражаю.

142. Умею расположить к себе.

147. Отзывчивый к призывам о помощи.

103. Общественно активен.

108. Дисциплинирован.

113. Стремлюсь распоряжаться другими.

118. Стремлюсь к известности.

123. Умею настоять на своем.

128. Упрямый.

133. Склонен чаще соглашаться.

138. Склонен ждать указаний.

143. Гибкий, умеющий приноровиться к обстоятельствам.

148. Ко всем проявляю симпатию.

104. Стремлюсь к самосовершенствованию.

109. Способен принять новое.

114. Люблю давать советы.

119. Независимый, надеющийся на себя.

124. Открытый и прямолинейный.

129. Стремлюсь добиться своего, иногда вопреки необходимости.

134. Уступчивый.

139. Люблю, чтобы меня опекали.

144. Способен в тактичной форме потребовать исполнения задачи.

149. Великодушен и терпим к недостаткам других.

156. Всегда высказываюсь в духе общепринятого, даже если знаю, что

сказанное никогда не будет раскрыто.

105. Способен мобилизовать и направить совместные усилия людей

на достижение общих целей коллектива.

110. Хотел бы, чтобы мой сын или дочь работали под руководством та-

кого человека, как я.

115. Умею распоряжаться, приказывать.

120. Уверен в себе, напорист.

125. Категоричен, повелителен.

130. Проникнут духом противоречия.

135. Мягкотелый.

140. Послушный.

145. Прост и естествен в общении.

150. Нежный и мягкосердечный.

153. Случалось, что опаздывал на свидание или на работу.

Обработка результатов тестирования

Обработку протокола следует начинать с определения достоверности ответов испытуемого. Шкала «Достоверность» занимает последнюю цифровую горизонталь в ключе к опроснику (151, 152, 153… 160) и в общую сумму свойств, отмеченных в вертикальных шкалах, не входит.

Если испытуемый отвечает искренне, нечетные цифры (151, 153, 155, 157, 159) должны быть обведены, а четные (152, 154, 156, 158, 160) – не обведены. Ответы считаются достоверными, если испытуемый солгал не более четырех раз. При пяти неискренних ответах результаты опроса подвергаются сомнению, при шести и более – считаются недостоверными. В последнем случае обработка и интерпретация результатов тестирования не производится.

После проверки результата тестирования на искренность испытуемого определяют профиль его личностных свойств.

Определение профиля личностных свойств

Подсчитываем число отмеченных (взятых в кружок) цифр отдельно по каждой вертикальной шкале. Результаты записываются в горизонтальную строку «Сумма». Цифры, которые будут проставляться в строке «Сумма», означают степень выраженности каждого из десяти параметров. Выделены четыре степени выраженности психологических свойств: номинальная (0–3 балла), потенциальная (4–7 баллов), перспективная (8-11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов). Профиль личностных свойств определяется следующим образом.

Вначале подсчитывается по вертикали, сколько цифр взято в кружок, кроме цифр шкалы «Достоверность». Например, обведено 12 цифр. Она находится на границе между перспективной зоной и суперзоной. В этой же колонке, но в разделе «Зоны» напротив цифры «12» ставится первая точка. Отмечаются остальные параметры аналогичным образом и соединяются точки прямыми линиями. Получается профиль выраженности десяти качеств личности.

В случае если профиль всех десяти параметров испытуемого не выходит за пределы номинальной зоны, можно предположить, что он не желает сотрудничать с экспериментатором либо это происходит из-за быстрого для него темпа чтения качеств экспериментатором (при групповом тестировании). Такое может происходить и из-за того, что испытуемый отмечал только хорошие, по его мнению, качества, обнаруживая тем самым сознательное приспособление к экспериментатору и конформность. Может быть, испытуемый действительно имеет слабую выраженность исследуемых свойств. В последующей беседе с ним, как правило, выясняется подлинная причина распределения исследуемых свойств личности испытуемого в пределах только номинальной зоны.

На основе данных тестирования и определения профиля личности испытуемого результаты диагностики его качеств интерпретируются.

Интерпретация результатов тестирования

Верхняя, цифровая часть протокола делится на три блока (нижний, средний и верхний), включающих по пять показателей.

Нижний блок любой шкалы составляют показатели, характеризующие адаптивное, т. е. нормальное, приспособительное поведение. Верхний – дезадаптивное поведение, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем больше показателей верхнего блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее возможность конфликтного поведения личности.

1. Направленность. Адаптивное поведение: стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива (101–105). Содержательность и многообразность потребностей и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности. Способность работать коллективно и для коллектива (51–55).

Конфликтная зона: просматривается тенденция к выходу за рамки групповых интересов (1–5).

2. Деловитость. Адаптивное поведение: стремление к повышению деловых и организаторских качеств (106–110). Уверенность, ответственность за свои решения. Проявление функций внешнего контроля, собственной организации деятельности (56–60).

Конфликтная зона: проявление деловой активности в сфере руководства людьми. Способность идти на риск ради достижения поставленных целей (6-10).

3. Доминирование. Адаптивное поведение: стремление к лидерству (111–115), властность (61–65). Экспансия власти. Желание иметь вес в глазах других. Желание распоряжаться, иметь успех, попирая чужие желания и волю. Мотивы борьбы, завоевания. Тщеславие. Лидер авторитарного типа.

Конфликтная зона: деспотичность (11–15). Подчиняет себе в силу излишнего стремления быть во главе, действует грубо, ради собственной цели. Борьба, проявление агрессии.

4. Уверенность в себе. Адаптивное поведение: самоуважение (116–120), самолюбие (66–70).

Убежден в собственных силах, надеется на себя. Стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства. Честолюбив, жаждет известности, стремится к почетному положению. Лидер авторитарного типа.

Конфликтная зона: себялюбие (16–20). Ревниво относится к успехам и благополучию других людей. Эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразная «дипломатия» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).

5. Требовательность, жесткость. Адаптивное поведение: требовательность (121–125), жесткость (71–75). Сила воли, решительная и категоричная форма просьб. Настойчивость в достижении цели любыми средствами. Открыт, прямолинеен, раздражителен. Если встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев. Лидер авторитарного типа.

Конфликтная зона: непримиримость (21–25). Не идет на уступки и компромиссы. Упрям из принципа. Отсутствие эмпатии. Садистские тенденции – стремление позлословить о ком-либо у него за спиной, испытывая при этом удовольствие.

6. Упрямство, негативизм. Адаптивное поведение: упрямство (126–130), скептицизм (76–80). Неуступчивость. Несговорчивость. Сомнение, скептически недоверчивое отношение. Стремление добиться своего, отстаивает свою позицию. Оборона в отношении с лидерами. Оппозиция. Сопротивляется любому влиянию.

Конфликтная зона: негативизм (26–30). Крайняя неуступчивость. Стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу. Активно противодействует всякому вмешательству извне. Тайное тщеславие, мстительность, ревность, подозрительность, обидчивость, самодурство.

7. Уступчивость. Адаптивное поведение: уступчивость (131–135), кротость (81–85). Сговорчивость, готовность уступить без спора. Стремление добровольно отказаться в пользу другого. Соглашается и покоряется, перестает сопротивляться мнению, влиянию, установкам без всякого нажима. Предоставляет возможность кому-либо продвинуться в чем-либо прежде себя. Склонен к компромиссам и послаблениям. Покорный, незлобивый, смирный.

Конфликтная зона: пассивная подчиненность (31–35). Самобичевание, неинициативность, робость. Непроизвольное подражание, неосознаваемая, безотчетная зависимость от кого-либо или чего-нибудь. Легко поддается воздействию других. Возможны проявления ощущения вины и неполноценности (гипертрофированная робость, стыдливость, униженность, ущербная самооценка, социальная неприспособляемость).

8. Зависимость. Адаптивное поведение: послушание (136–140), неуверенность в себе (86–90). Колеблющийся, несамостоятельный, сомневающийся в своих силах и возможностях. Послушный, склонный к подражанию. Предпочитает подчиненность другим, чужой воле при отсутствии самостоятельности, свободы.

Конфликтная зона: зависимость (36–40). Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи. Некритическое следование образцам, апелляция к авторитетам. Социальная незрелость. Человек ведомый, легко поддается внешним воздействиям других.

9. Психологический такт. Адаптивное поведение: тактичность (141–145), чуткость (91–95). Во взаимоотношениях с людьми выражено чувство меры и такта. Быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Быстро находит нужный тон, находчив при первом знакомстве, контактах. Умеет оценить обстановку и приноровиться к ней. Содействует благополучию других. Активно сотрудничает с лидером, общителен и уживчив. Естествен в обращении. Может быть лидером демократического типа, тактически гибким.

Конфликтная зона: мягкость (41–45). Излишняя мягкость, снисходительность сочетается с некоторыми оттенками конформизма (ориентация на мнение окружающих, поиск социального одобрения).

10. Отзывчивость. Адаптивное поведение: отзывчивость (146–150), бескорыстие (96-100). Легко отзывается на чужие нужды, готов помочь. Чувствителен к поведению других. Умеет сопереживать. Не стремится к личной выгоде. Присущи самоотдача, бескорыстие. Опека над слабыми и беззащитными. Совестливый, великодушный.

Может быть лидером демократического типа с альтруистической направленностью.

Конфликтная зона: жертвенность (46–50). Снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.

Пользователи данной методики могут не только проводить сравнительный анализ развития организаторских и коммуникативных качеств личности испытуемых, активистов и неформальных лидеров, но и выявлять (при проведении группового опроса) резерв актива. Анализ противоречий организаторских качеств позволяет своевременно корректировать поведение испытуемых (клиентов), целенаправленно руководить их самовоспитанием, подключать к тем видам деятельности, которые помогут одним преодолеть излишнюю податливость или упрямство, другим – развивать отзывчивость, психологический такт и т. д.

Выявление качеств личности по данной методике дает возможность сравнивать их с другими чертами личности, определяемыми по тесту-опроснику Р. Кэттелла, вычислять корреляционные зависимости между ними, интерпретировать результаты комплексных психодиагностических исследований, делая соответствующие выводы и заключения о психологических свойствах и состояниях испытуемых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Общепризнанными источниками конкурентных преимуществ организаций, работающих на конкурентных рынках, являются:

· Уникальные продукты или услуги

· Репутация компании

· Послепродажное обслуживание

· Условия поставок

· Цены и скидки

· Надежность выпускаемой продукции и т.д.

Начиная с 1980-х годов, исследователи практики управления начали рассматривать организационные способности компаний как важнейший источник их конкурентных преимуществ. Известно, что традиционные источники конкурентных преимуществ компаний обычно носят временный характер. Экономия на масштабе, входные барьеры в отрасль преодолеваются с помощью различных типов партнерства. Уникальные продукты и технологии с легкостью копируются. Поэтому громадное значение для сохранения конкурентоспособности приобретают неосязаемые активы компаний и, прежде всего, ее уникальная система управления.

Организационная способность – это внутренняя способность организации достигать намеченных целей, возникающая тогда, когда все блоки организационного дизайна соответствуют друг другу и способствуют выполнению задач организации.

В том случае, если окружающая среда, в которой действует компания, подвержена частым и быстрым изменениям, «организационная способность” подразумевает также адаптацию к ним, наличие механизма внутренней самонастройки, вмонтированного в систему принятия решений и систему стимулирования, включающего в себя возможность изменения процессов управления и опирающегося на людей, способных работать в меняющихся условиях.

Наличие «организационной способности” для поддержания и повышения конкурентоспособности организации приобретает в последнее время все большее значение. В классической теории понятие организационного дизайна фактически совпадало с понятием организационной структуры, предполагая достаточно узкий, ограниченный подход к решению организационных проблем. Осознание того факта, что организационный дизайн представляет собой сложную систему взаимосвязанных блоков, включающих не только «жесткие” методы управления, такие как формы отчетности и должностные инструкции, но и «мягкие”, например, воздействие руководителей на климат и неформальные связи в организации, заставляет руководителей компаний осуществлять постоянных поиск новых методов управления. Основное направление этого поиска – создание таких условий работы организации, при которых вмешательство высшего руководства в оперативную деятельность является минимальным, а различные подразделения компании имеют возможность «самонастраиваться”, т.е. менять правила своей деятельности при изменении своих задач, находясь в то же время в русле стратегического направления развития всей организации.

В стремлении упрочить свои конкурентные позиции многие западные компании развивают и поддерживают самые различные типы своих организационных способностей, в числе которых:

· Способность быстро разрабатывать и выводить на рынок новые продукты в условиях постоянно меняющихся требований потребителей;

· Способность улавливать новые возможности развития компании, проистекающие из изменений во внешней среде, и реализовывать эти возможности;

· Способность создавать стратегические и временные партнерства и эффективно управлять ими;

· Способность к реализации новых проектов с повышенным риском и пр.

Развитие подобных организационных способностей требует продуманного подхода к изменению всех элементов блоков модели организационного дизайна.

Например, компания может конкурировать на базе быстрой разработки и вывода на рынок новых продуктов и услуг. Чтобы создать новую организационную способность, в компании производятся следующие организационные изменения:

· Создается структура с новыми продуктовыми отделами в каждой из ключевых функциональных областей. Новая структура способствует минимизации времени принятия решений и облегчает коммуникации между функциями;

· Все ключевые подразделения направляют своих сотрудников в команды разработки каждого нового продукта;

· Создается новая информационная система для поддержки процесса принятия решений по разработке продуктов;

· Руководящий совет устанавливает приоритеты и распределяет ресурсы таким образом, чтобы выполнялись все продуктовые программы;

· Члены команд по разработке продуктов имеют доступ к интегрированной базе данных, содержащей все сведения, относящиеся к их программе разработки нового продукта;

· Ключевым сотрудникам в команде могут быть предоставлены возможности совместной работы для упрощения коммуникаций;

· Все члены команд получают возможность карьерного роста при использовании межфункциональной ротации, и имеют компенсационные планы, основанные на учете их опыта и стажа работы в компании.

Таким образом, все элементы организации взаимосвязаны и нацелены на выполнение данной задачи – быстрого обновления продуктовой линии компании. Это означает возникновение новой организационной способности компании — способности достигать своих целей в условиях быстро меняющейся окружающей среды.

Эта новая способность — горизонтальная, поскольку различные функции скоординированы без участия иерархии управления. Сотрудники разных функциональных отделов работают совместно и осуществляют координацию своей деятельности без обращения к своему начальству.

Выводы

Организационный дизайн – это комплексное понятие, связанное с существующей в компании системой управления. Все блоки организационного дизайна тесно связаны друг с другом, изменения в одних управленческих блоках неизбежно приводят к изменениям в других блоках.

Одна из первоочередных задач менеджеров высшего звена – добиться соответствия совокупности характеристик организационного дизайна той стратегии, которой компания стремится придерживаться в ближайшие годы. Решения в области организационного дизайна, таким образом, направлены на достижение соответствия управленческих блоков друг другу при учете выбранной стратегии.

При выборе организационного дизайна анализируются требования к целому ряду характеристик внутренних процессов, происходящих в организации:

· типы специализации

· степень специализации

· содержательность работ

· объем работ

· группировка видов деятельности

· «сфера управления» или норма управляемости

· сложность организации

· распределение полномочий

· степень делегирования задач и полномочий

· степень централизации принятия решений

· степень формализации процедур

· механизмы координации деятельности подразделений и групп сотрудников

· тип организационной культуры

· наличие неформальной организации

· степень профессионализма и персональные соотношения

Принимая решения по требованиям к этим характеристикам, менеджеры определяют ограничения и возможности использования различных методов и моделей построения компании.

В том случае, когда все блоки организационного дизайна соответствуют друг другу, элементы в этих блоках взаимоувязаны и нацелены на выполнение стратегических задач компании, можно говорить о том, что компания обрела новое качество, которое называют «организационной способностью» и которое в последние годы признается одним из самых существенных факторов конкурентоспособности.

Контрольные вопросы

1. Перечислите блоки управления, составляющие в совокупности понятие «организационный дизайн».

2. Что подразумевается под соответствием управленческих блоков друг другу?

3. Каковы основные типы специализации?

4. Какие образом изменение специализации может привести к изменениям в других блоках организационного дизайна?

5. Дайте определение двум понятиям, относящимся к степени специализации: содержательность работ и объем работ.

6. Каковы характеристики организационного дизайна тех организаций, в которых содержательность работ низка?

7. Какие цели могут преследовать менеджеры, стремящиеся к «обогащению работы» своих подчиненных?

8. Является ли ротация работников способом расширения масштаба их работы?

9. Каковы основные принципы группировки видов деятельности в организации?

10. Что такое «норма управляемости»?

11. Каковы основные факторы, влияющие на норму управляемости отдельного менеджера?

12. Охарактеризуйте три измерения сложности организации: вертикальное, горизонтальное и пространственное.

13. Приведите определения следующих понятий:

· полномочия

· делегирование

· централизация

· формализация

· координация

14. В чем состоят различия понятий полномочий и власти?

15. Каковы элементы процесса делегирования?

16. Обрисуйте основные проблемы, с которыми сталкиваются менеджеры при делегировании.

17. Приведите примеры централизованных и децентрализованных организаций.

18. Какие факторы влияют на принятие решения о децентрализации организации?

19. Как создаются горизонтальные связи в организации?

20. Что представляет собой неформальная организация? Какое влияние может оказать неформальная организация на общий организационный дизайн компании?

21. Перечислите основные элементы организационной культуры.

22. По каким характеристикам можно оценить состояние управленческого блока «люди»?

23. Приведите основные симптомы проблем организационного дизайна.

24. Дайте определение понятию «организационная способность».

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *