Классификация малых групп

Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп. Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы: социологического и социально-психологического.

В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен, в первую очередь, для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами социальная психология.

Для социально-психологического подхода крайне важно установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; ка­кие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Груп­па здесь выступает как реальная социальная ячейка общества, как фактор формирования личности. Причем влияние разных групп на одного и того же человека неодинаково. Поэтому при рассмотрении проблемы группы нужно учитывать не только формальную принадлежность человека к определенной категории людей, но и степень психологического принятия и причисления им себя к этой категории.

Назовем основные характеристики, отличающие группу от случайного скопления людей:

— относительно длительное существование группы;

— наличие общих целей, мотивов, норм, ценностей;

— наличие и развитие групповой структуры;

— осознание принадлежности к группе, наличие «мы-чувства» у ее членов;

— наличие определенного качества взаимодействия между людьми, составляющими группу.

Таким образом, социальная группа – устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.

Классификация групп в социальной психологии может производиться по различным основаниям. В качестве данных оснований могут выступать: уровень куль­турного развития; тип структуры; задачи и функции группы; преобладаю­щий тип контактов в группе; время существования группы; принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней; количество членов группы; уровень развития межличностных отношений и многие другие. Один из вариантов классификации групп, изучаемых в социальной психологии, приведен на рис. 2.

Рис. 2. Классификация групп

Как мы видим, классификация групп здесь задана в дихотомической шкале, предполагающей выделение групп по нескольким, различающимся между собой основаниям.

1. По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные группы.

Условные группы – это искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

2. Лабораторные – естественные группы.

Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.

Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.

3. По количеству членов группы: большие – малые группы.

Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). По отношению к неорганизованным, стихийно возникшимгруппам сам термин «группа» весьма условен. К организованным, длительно сущест­вующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).

Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, т.н. средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).

4. По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые группы.

Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совмест­ной деятельностью в полном смысле этого слова.

Высокоразвитые группы – это группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.):

— диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, т.е. их не объединяет совместная деятельность;

— ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);

— кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

— корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма;

— коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

5. По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы.

Впервые выделение первичных групп было предложено Ч. Кули, который причислял к ним такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак, который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп — непосредствен­ность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда класси­фикация утратила свой смысл. Если признак малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще ка­кие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, на­пример), но по существу исследуются в дальнейшем именно пер­вичные группы, так как только они удовлетворяют критерию ма­лой группы.

6. По форме организации: формальные и неформальные группы.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены по­нятия формальная и неформальная структуры группы (или струк­туры формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «орга­низация» (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации).

7. По степени психологического принятия со стороны личности: группы член­ства и референтные группы.

Данная классификация была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной груп­пы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами.

Дж. Келли выделил две функции референтной группы:

— сравнительная функция – состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных «систем отсчета», на которые она ориентируется в своих решениях и оценках;

— нормативная функция – позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.

В настоящее время под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства.

Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.

Наряду с рассмотренными общностями, в современных странах активную роль играют так называемые социальные группы. Социальная группа определяется как некоторое множество людей, имеющих какой-либо общий социальный признак. Такая группа выполняет определенную функцию в обществе.

В отличие от рассмотренных ранее общностей, социальная группа обладает следующими особенностями:

  • в ней существуют устойчивые взаимодействия людей, что способствует прочности и устойчивости группы на протяжении длительного времени;
  • в ней относительно высокая степень сплоченности;
  • состав группы весьма однороден: она характеризуется аналогичным набором признаков и особенностей;
  • может входить в состав более широких общностей в качестве составного элемента, не теряя при этом своей специфики.

Полезно выделять первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы

К первичным социальным группам относятся общности, характеризующиеся высоким уровнем эмоциональных связей, близости и солидарности. Эта солидарность может иметь групповой уровень, а может иметь и общественный размах.

Характерными признаками первичной группы являются:

  • немногочисленный состав;
  • пространственная близость членов группы;
  • относительная устойчивость и длительность существования;
  • общность ценностей, норм и форм поведения;
  • добровольный характер связей людей;
  • моральные и неформальные способы обеспечения дисциплины.

К первичным группам относится семья, школьный класс, группа, курс в учебном заведении, круг друзей и единомышленников. В первичной группе человек получает первоначальную социализацию, знакомится с образцами поведения, оценивает старших, возникающих «естественных лидеров», овладевает социальными нормами, ценностями и идеалами. Развиваясь в первичных группах, человек осознает и свою связь с определенными социальными общностями, с обществом в целом.

Социология проводит специальные исследования особенностей возникновения и функционирования первичных групп, поскольку именно в них закладываются многие особенности менталитета, идеологии и социального поведения взрослых граждан. В последние годы этим проблемам уже посвящены кандидатские и докторские диссертации.

Первичные группы — это, как правило, малые группы.

Вторичные социальные группы

Вторичная социальная группа представляет собой общность, в которой связи и взаимодействия участников имеют неэмоциональный, чаще всего прагматический характер. Вторичная группа чаше всего ориентирована на некоторую цель. В таких группах преобладают обезличенные отношения, индивидуальные качества личности не имеют особого значения, ценится, главным образом, способность выполнять определенные функции.

Во вторичных социальных группах не исключены и эмоциональные связи, но их главные функции — достижение поставленных целей. В составе вторичной группы могут существовать и действовать и некоторые первичные группы.

Как правило, вторичные группы являются многочисленными. Размер группы оказывает значительное влияние на внутригрупповые взаимодействия и на общие социальные отношения. К этому типу групп относится, например, электорат той или иной партии, а также различные движения по интересам (спортивные болельщики, объединения автолюбителей, любители Интернета). Вторичные группы объединяют людей по этническому принципу, по профессиям, по демографическому основанию и т. п.

В нашей стране принято различать формальные и неформальные группы.

Формальная группа

Формальной группой считается социальная общность, положение которой регламентируется нормативными документами — законами, нормами, уставами, служебными инструкциями и т. п. В советское время положение различных общностей в стране определялось уставом КПСС и постановлениями ее руководящих органов. Поэтому устав любой общественной организации в СССР содержал положение о признании «руководящей роли партии».

В некоторых случаях к типу формальных групп относят и учреждения массового характера, создаваемые властями или гражданами с разрешения властей для реализации некоторых определенных задач. Среди таких учреждений называют школу, армию, предприятие, банк и т. п. Такие учреждения имеют четкую структуру, иерархию, строгое разделение труда, а отношения между людьми регламентируются правилами и внутренними регламентами.

Следует добавить, что понятием «формальные группы» в ряде случаев пользуются для обозначения учреждений и организаций, существующих лишь на бумаге, и, естественно, не играющих заявленной роли в общественной жизни. К этому типу групп можно отнести «трудовые коллективы», о создании которых было объявлено в законе СССР 1984 года. Этим трудовым коллективам были предоставлены столь широкие полномочия, что реализовать их они не имели никакой возможности. Они должны были контролировать работу депутатов Верховного Совета, местных органов управления, суда и т. д., определять программу работы предприятия и учреждения, обсуждать и высказывать свое мнение по всем вопросам, касающимся страны. Отсюда их формальный характер. Естественно, что последующее законодательство забыло о трудовых коллективах.

Социология подчеркивает, что особенность такого рода групп состоит именно в том, что они преследуют реальные цели. И дело не в том, что групп, не соответствующих этим свойствам, не бывает. Они возникают, создаются, но продолжительность их существования незначительна.

Неформальные группы

Неформальными группами считаются обычно такие, которые не предусмотрены в юридических нормах, программах и политических документах. Они отличаются самодеятельным характером. В некоторых случаях такие группы приобретают значительное распространение и влияние. Это относится, например, к НПО — «неправительственным организациям». В конечном итоге институтам власти приходится их признавать и переводить в разряд «формальных организаций». Неформальные группы возникают спонтанно на основе инициативы одного или нескольких лиц. Тем не менее, существуют различные правовые нормы, регулирующие возникновение и деятельность таких самодеятельных групп. В принципе для получения правового статуса юридического лица группа должна зарегистрироваться в соответствующем государственном учреждении.

Для некоторых групп установлен разрешительный принцип регистрации, то есть группа должна получить официальное разрешение. Для других групп установлен заявительный принцип, то есть создаваемое объединение просто информирует государственный орган о своем создании. Такой порядок установлен, например, для создания профсоюза, малого предприятия без образования юридического лица и т. д. Заметим по этому поводу, что в некоторых странах такая уведомительная процедура осуществляется по почте, что устраняет опасность коррупции и длительной бюрократической волокиты.

В неформальных группах самодеятельного типа действуют дружеские отношения, отсутствует жесткая иерархия и дисциплина. Численность такого рода групп, как правило, невелика. Они построены по принципу «близости» — территориальной, эмоционально-психологической или по общности интересов (соседи, охотники, болельщики, сверстники, друзья, туристы). Отношения внутри таких групп имеют личностный характер, большую роль играют симпатии, привычки, традиции, взаимоуважение.

Неформальные группы не являются закрытыми в том смысле, что их члены могут одновременно входить в другие сообщества и действовать в них.

К особому типу групп относятся разнообразные «тайные» объединения, которые существуют практически во всех странах. В случае если такие группы начинают нарушать законы, они вызывают повышенное внимание правоохранительных учреждений.

В то же время исследование таких групп довольно затруднительно, поскольку они редко допускают в свои ряды чужаков и не делятся с ними своими намерениями.

Независимо от того, к какому типу относятся рассмотренные общественные группы, все они играют и могут играть важную роль в общественной и политической жизни страны.

Из всего сказанного вытекает важный вывод о необходимости серьезных научных исследований всех происходящих в обществе процессов, особенно не поддающихся непосредственному наблюдению.

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 32

  1. II блок 19. Социальное воспитание в воспитательной организации. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
  2. Анализ внешней среды организации.
  3. Анализ доходов организации.
  4. Анализ затрат и результатов в деятельности организации.
  5. Анализ и оценка уровня и динамики прибыли и рентабельности организации.
  6. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
  7. Анализ платежеспособности организации. По данным бухгалтерской отчетности определите показатели характеризующие платежеспособность организации.
  8. Анализ прибыли торговой организации.
  9. Анализ состава и структуры имущества организации.
  10. Анализ состояния и эффективности использования трудовых ресурсов сервисной организации.

ТЕМА 3 СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1. Социальная группа: сущность понятия, типы.
2. Классификация малых групп.
3. Сущность и феномены групповой динамики.

Деятельность всех работников организации протекает в контактах различной тесноты с большим числом коллег. Люди, которые связаны общими целями деятельности и в ходе выполнения производственных задач пересекаются практически постоянно, образуют так называемые малые группы. В современной социальной психологии известно немало определений малой социальной группы. Наиболее распространенным является определение Г.М.Андреевой. Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Наиболее общими качествами малой социальной группы точки зрения управления можно считать следующие:

— направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

— организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и интегративность ее (как мера единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);

— микроклимат или социально-психологический климат группы – определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;

— референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов;

— лидерство – степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных задач;

— интеллектуальная активность и коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания;

— эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах;

— волевая коммуникативность – способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств, стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкурентных условиях.

Классификация малых групп.
Для формирования адекватных способов управленческого воздействия руководителю необходимо достаточно глубоко проанализировать подведомственный коллектив с целью идентификации различных типов малых групп. Для этого целесообразно пользоваться классификацией малых групп.
Рис. 5 — Классификация малых групп

Условные или номинальные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные, представляющие собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются искусственно с целью проведения научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, обладают всеми качествами группы, но существуют временно.
Итак, условные или номинальные группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют.
Естественные группы делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Первые отличаются тем, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными.
Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования им.
Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для индивида.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимодействий, сложившейся структуры межличностных отношений, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Высокоразвитые группы имеют все названные характеристики. Среди высокоразвитых групп особо выделяются коллективы.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 30; Нарушение авторских прав

4.13. Тест для закрепления знаний и развития логического мышления

Вопрос 1.

Группы можно классифицировать по целям их создания. Так, группа, формируемая для оперативного достижения целей, носит назва-

ние целевой или проектной, а группа, созданная для долговременного выполнения определенной функции, называется:

1) социально-экономической группой;

2) группой по интересам;

3) функциональной группой;

4) производственной группой;

5) постоянной группой.

Ответ: 3.

Вопрос 2.

В каждой организации всегда имеются следующие группы:

1) целевые;

2) формальные;

3) неформальные;

4) управленческие;

5) условные.

Ответы: 2, 3, 4.

Вопрос 3.

Ясность целей и согласие с ними членов группы предопределяют успешное их достижение. Для того чтобы достичь целей, руководитель должен:

1) единолично ставить цели перед группой в целом и каждым ее членом в отдельности;

2) делегировать полномочия по определению целей одному-двум своим подчиненным;

3) не принимать во внимание никаких советов и предложений со стороны членов группы;

4) привлекать к процессу постановки целей всех членов группы;

5) проводить обсуждение целей только после того, как они поставлены перед членами группы.

Ответ: 4.

Вопрос 4.

Люди образуют группы в силу следующих причин:

1) возможности удовлетворять потребности в общении;

2) пространственной близости;

3) общности установок и ценностей;

4) привлекательности целей группы;

5) эмоциональной близости и разделяемых чувств.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 5 (все).

Вопрос 5.

Этапами развития группы являются:

1) планирование;

2) организация;

3) нормирование;

4) расформирование;

5) бурление.

Ответы: 3, 4, 5.

Вопрос 6.

Основными характеристиками группы, зависящими от типа взаимоотношений и взаимодействий ее членов, являются:

1) групповая сплоченность;

2) размер группы;

3) групповой процесс;

4) роли членов группы;

5) лидерство.

Ответы: 1, 3, 4, 5.

Вопрос 7.

Условиями функционирования группы определяются следующие ее характеристики:

1) система вознаграждений;

2) структура группы;

3) задачи, решаемые группой;

4) групповые нормы;

5) пространственное расположение членов группы.

Ответы: 1, 3, 5.

Вопрос 8.

Американский исследователь М. Бе лбин выделяет следующие неформальные роли, которые могут играть члены группы:

1) плановик;

2) организатор;

3) нормировщик;

4) разведчик ресурсов;

5) математик.

Ответы: 2, 4, 5.

Вопрос 9.

Нормы предписывают, как и что необходимо делать группе в целом и каждому из ее членов в отдельности. Они могут быть писаными и неписаными. Групповые нормы определяют:

1) задачи, решаемые группой;

2) структуру группы;

3) статус членов группы;

4) поведение членов группы;

5) роли членов группы.

Ответ: 4.

Вопрос 10.

Оптимальный размер группы составляет:

1) 3–4 человека;

2) 5–7 человек;

3) 15–20 человек;

4) не более 3 человек;

5) более 20 человек.

Ответ: 2.

Вопрос 11.

Если задачи, стоящие перед группой, достаточно просты и не связаны между собой, то:

1) сплоченность членов группы невысока;

2) требуется, чтобы члены группы сотрудничали друг с другом;

3) каждый член группы будет стремиться к соперничеству;

4) можно легко оценить индивидуальные результаты труда каждого члена группы;

5) это не способствует укреплению дружеских чувств между членами группы.

Ответы: 1, 3, 4, 5.

Вопрос 12.

Ирвинг Д жени с выделял следующие основные симптомы группового единомыслия:

1) иллюзия неуязвимости;

2) групповая поляризация;

3) рационализация;

4) социальная праздность;

5) самоцензура;

6) фильтрация мнений.

Ответы: 1, 3, 5, 6.

Вопрос 13.

Типами формальных групп являются:

1) рабочие группы;

2) самоуправляемые команды;

3) команды менеджеров;

4) дружеские группы;

5) комитеты.

Ответы: 1, 3, 5.

Вопрос 14.

Проблемы формирования и функционирования неформальных групп исследовал:

1) Ирвинг Дженис;

2) Джордж Хоманс;

3) Фредерик Уинслоу Тейлор;

4) Мередит Белбин;

5) Анри Файоль;

6) Элтон Мэйо.

Ответы: 2, 4, 6.

Вопрос 15.

Дж. Катценбах и Д. Смит в своей модели развития команды выделяют следующие типы команд?

1) псевдокоманда;

2) потенциальная команда;

3) формальная команда;

4) самоуправляемая команда;

5) высокоэффективная команда.

Ответы: 1, 2, 5.

Вопрос 16.

Формами взаимодействия человека и группы являются:

1) кооперация;

2) интеграция;

3) слияние;

4) конфликт;

5) сплочение;

6) конкуренция.

Ответы: 1, 3, 4.

Вопрос 17.

Из приведенных ниже утверждений правильным является:

1) все группы создаются для выполнения определенной функции;

2) во всех формальных группах все решения принимает руководитель, являющийся формальным лидером;

3) некоторые группы создаются преимущественно для решения определенных проблем;

4) все группы характеризуются высоким уровнем сплоченности;

5) все группы самостоятельно выполняют управленческие функции.

Ответ: 3.

Вопрос 18.

Эффективность групповой работы зависит от:

1) условий деятельности организации;

2) характеристик группы и стадии ее развития;

3) поддерживающего окружения;

4) характеристик членов группы;

5) целей и задач, стоящих перед группой.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 5 (все).

Вопрос 19.

Среди приведенных ниже утверждений правильными являются:

1) чем больше размер группы, тем выше эффективность ее деятельности;

2) если размер группы составляет 5-10 человек, то эффективность ее деятельности высока;

3) чем больше размер группы, тем ниже эффективность ее деятельности;

4) если размер группы не превышает 3 человек, то эффективность ее деятельности низка;

5) чем меньше размер группы, тем выше эффективность ее деятельности.

Ответы: 2, 3, 4.

Вопрос 20.

Какой из графиков на рис. 4.1 в наибольшей степени отражает зависимость эффективности деятельности группы от ее размера?

Рис. 4.1. Иллюстрация к вопросу 20

Ответ: Б.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Неоднозначность понятия малой группы породила различные основания для классификации: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Социальные психологи наиболее часто выделяют следующие классификации:

Деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули (1864-1929). Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей.

Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы – учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Известный социальный психолог Ш. Бюлер подразделяет группы на естественные и искусственные в зависимости от действия двух факторов: естественных потребностей и рациональной точки зрения. В качестве примера естественной группы указывается семья – наиболее ярко выраженная организация, основанная на естественных факторах. Классическим примером искусственной группы является современное предприятие или фабрика – организация, построенная на рациональных основах.

Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо (1880-1949) при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. По его мнению, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы позиции се членов, они предписаны групповыми нормами, распределены роли всех членов группы, система подчинения руководству.

Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, учебная группа, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо выделил «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже.

Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой. Данная классификация малых групп не может считаться строгой, хотя построенная на ее основе классификация структур является полезной для развития представлений о природе групп.

Третья классификация малых групп различает группы членства и референтные группы. В начале 40-х г. XX в. американский социальный психолог Г. Хаймен впервые использовал термин «референтной группы». Понятие «референтная группа» (от англ. refer – относиться) в социальной психологии, социологии и психологии означает социальную (экономическую, политическую, культурную, профессиональную и др.) группу, к которой данный индивид относит себя сознательно.

Референтная группа – группа, типичная для определенной социокультурной системы, выступающая этагоном для индивидов.

В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, куда индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц. В дальнейшем американский психолог и социолог Г. Келли (1905-1966), разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную. Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная – оценивает его с позиции принятых в группе норм.

В отечественной социальной психологии А. В. Петровский определил референтную группу как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из всего состава реальной группы и особо значимых для индивида. При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения», т.е. появляется промежуточный ориентир, на который намерен равняться индивид.

Деление на группы членства и референтные группы открывает перспективу для прикладных исследований, в частности в области изучения противоправного поведения подростков. Например, почему человек, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная команда, начинает вдруг ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы совсем других групп, в которые он первоначально совсем не включен (каких-то сомнительных элементов «с улицы»). Механизм воздействия референтной группы позволяет дать первичную интерпретацию этого факта: группа членства потеряла свой авторитет для индивида, он сопоставляет свое поведение с другой группой.

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации малых групп. Так, А. В. Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом:

  • • диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности;
  • • ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
  • • корпорация – взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;
  • • коллектив – взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Высказываются предположения, что виртуализация жизни, развитие информационных сетей могут привести к возникновению виртуальных групп «по интересам», объединенных общением с помощью электронной «паутины» Интернета.

Таким образом, подведем итог классификации малых групп (рис. 5), наиболее часто используемых в социальной психологии.

Рис. 5. Классификация малых групп

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Реальные группы – это действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые образуются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.

Формальные (официальные) группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, студенческая группа). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Неформальные (неофициальные) группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Слаборазвитыми являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Высокоразвитые малые группы представляют собой социально-психологические общности, в которых налажены деловые и личные взаимоотношения, четко распределены обязанности, есть признанные лидеры и т.п. Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.

Корпорация (от новолат. corporatio – объединение) – юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (т.е. самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.

Коллектив характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении.

Референтная группа – любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *