Контроль закупка

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто и над кем осуществляет различные виды контроля в сфере госзакупок
  • Основные виды государственного контроля в сфере госзакупок
  • Как осуществляется общественный контроль в сфере госзакупок
  • Нюансы осуществления внутреннего контроля в сфере госзакупок

Существуют различные виды контроля в сфере госзакупок. Проверка не ограничивается участием государственных и ведомственных структур типа ФАС или Казначейства. Закупки также контролируются на внутреннем уровне (заказчиками и участниками) и на общественном.

Важно понимать, когда право контроля госзакупок переходит от одного ведомства к другому. Это позволит не допускать ошибок и с большей эффективностью проводить торги.

Содержание

Кто и над кем осуществляет различные виды контроля в сфере госзакупок

Статья 99 44-ФЗ устанавливает, что за контроль проведения торгов на государственном, региональном и муниципальном уровнях несут ответственность:

  • федеральный исполнительный орган, наделенный соответствующими полномочиями;
  • контролирующий орган в сфере гособоронзаказа;
  • региональные исполнительные органы;
  • органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, если им предоставлено право контролировать данное направление;
  • федеральный исполнительный орган, ответственный за кассовое обслуживание бюджетов всей бюджетной системы РФ;
  • финансовые структуры регионов, муниципальных образований;
  • органы управления внебюджетными фондами федерального значения;
  • органы внутреннего финансового контроля, наделенные правами для проведения контрольных мероприятий согласно бюджетному кодексу РФ.

В роли подконтрольных лиц выступают:

  • заказчики;
  • контрактные службы;
  • контрактные управляющие;
  • комиссии по закупкам, а также все входящие в них лица;
  • уполномоченные органы;
  • уполномоченные учреждения;
  • специализированные организации;
  • операторы федеральных ЭТП.

Закон устанавливает следующие основные виды контроля в сфере госзакупок:

  • государственный, муниципальный;
  • контроль покупателя;
  • общественный;
  • ведомственный;
  • казначейский.

Для каждого проверяющего органа выделена своя зона ответственности и необходимые полномочия в данной сфере.

Основные виды государственного контроля в сфере госзакупок

1. Государственный и муниципальный контроль

Сферу госзакупок на указанных уровнях контролирует ФАС РФ, региональные, муниципальные антимонопольные службы. Все названные ведомства имеют право инициировать плановые и внеплановые проверки.

В зону ответственности федеральных и муниципальных исполнительных органов входят любые госзакупки. Исключение составляют торги, имеющие отношение к оборонному заказу, а также вопросы, связанные с финансовым и казначейским контролем.

Читайте также: «Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: обновления от июля 2019»

Поясним, что за гособоронзаказом и закупками, при проведении которых используются материалы, содержащие государственную тайну, следит Рособоронзаказ. Однако это ведомство не имеет права вторгаться в финансовые и казначейские вопросы.

Федеральные, муниципальные ФАС, учреждения Рособоронзаказа контролируют деятельность операторов ЭТП, следят за соблюдением порядка осуществления торгов в электронном, в том числе закрытом формате.

Казначейство РФ, финансовые региональные, муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами отвечают за контроль таких составляющих закупки:

  • данных по финансовому обеспечению;
  • сведений об идентификационных кодах закупок, об объеме финансового обеспечения в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, документации, информации в планах-графиках;
  • проектов договоров с продавцами, сведений в протоколах выбора победителей тендера.

Росфиннадзор, аналогичные региональные и муниципальные учреждения проводят контрольные мероприятия по финансовым вопросам:

  • требования к обоснованию закупок;
  • нормирование;
  • аргументация НМЦК и суммы соглашения, которое подписывается с единственным исполнителем;
  • ответственность в случаях нарушений;
  • соответствие результата закупки тому, что было прописано в тексте договора;
  • надлежащий учет ТРУ;
  • соответствие использования ТРУ целям закупки.

Нужно понимать, что существует не только федеральный контроль и проверка на уровне субъектов, но и другие виды ревизии в сфере госзакупок. Они необходимы, чтобы охватить все виды правоотношений в данной области.

2. Ведомственный контроль

Согласно ст. 100 (44-ФЗ) контроль в сфере закупок осуществляют государственные ведомства. За официальный надзор в данной области отвечают госорганы, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», управляющие органы государственных внебюджетных фондов.

Муниципальные органы обязаны следить на ведомственном уровне за тем, чтобы обе стороны заключаемого по результатам госзакупок соглашения соблюдали законы. Речь идет о законодательстве РФ, законах о закупочной деятельности и нормативно-правовых актах, имеющих отношения к интересующей нас теме.

ФАС и ее отделения в субъектах РФ контролируют торги, принимают жалобы продавцов и покупателей. После того как нарушения выявлены, ФАС выдает предписания об их устранении и может временно остановить процедуру исполнения соглашения, подписанного по результатам закупки. Еще две функции этой организации состоят в том, чтобы в серьезных случаях отменять выполнение условий контракта, а также вносить поставщиков в реестр недобросовестных исполнителей. Последнее действие допускается при уклонении исполнителя от работ по договору.

Как осуществляется общественный контроль в сфере госзакупок

Данный вид контроля в сфере госзакупок считается инновацией и впервые был введен в 44-ФЗ. Нужно понимать, что существует разное отношение к вопросу привлечения общественности к контрольным мероприятиям. Дело в том, что по закону общественность не имеет тех полномочий, какими наделены государственные органы. Поэтому возникают сомнения относительно того, как использовать такой тип проверки в реальной жизни.

Закон 212-ФЗ полностью посвящен данной теме. В нем обозначены несколько направлений, в которых могут работать представители общественности: мониторинг, проверка, экспертиза, обсуждение, слушания и «другие формы взаимодействия».

Закон предполагает, что общественный мониторинг госзакупок должен осуществляться посредством сети Интернет, при этом публично и открыто. Обязательным условием проведения мониторинга является создание документа по итогам работ. Данный файл публикуется в Сети и передается для изучения объекту контроля. Далее инициатор такого рода проверки имеет право провести общественное обсуждение, экспертизу, пр. – других полномочий он не имеет.

Данный вид контроля в сфере закупок предполагает ограничение действий общественности актуальными законами. Общественный контролер не может направлять заказчику какие-либо запросы, поэтому все его наблюдения базируются только на сведениях, находящихся в открытом доступе.

Читайте также: «Обеспечение заявки по 44-ФЗ: виды и нюансы процедуры»

При осуществлении подобной проверки можно запросить необходимые документы у организатора торгов. Но в таком случае есть один юридический нюанс: по закону 212-ФЗ в роли инициатора проверки может выступать ограниченный круг лиц, в том числе Общественная палата РФ. При этом проводить проверку такие лица уполномочены лишь в ситуациях, зафиксированных на законодательном уровне. То есть общественная организация не может стать инициатором мероприятий по контролю действий заказчика.

Нюансы осуществления внутреннего контроля в сфере госзакупок

Статья 101 закона 44-ФЗ требует от заказчика контролировать процесс исполнения поставщиком условий соглашения. Если последний не выполняет работы своими силами, а пользуется услугами подрядных организаций, заказчик также обязан следить за их работой.

Сразу скажем, что 44-ФЗ не поясняет, каким образом заказчик осуществляет контроль над привлечением субподряда. Поэтому покупателю рекомендуется отталкиваться от разъяснений Минэкономразвития РФ по данному вопросу. Согласно позиции МЭР, подтвердить факт привлечения субподрядчика могут любые документы, имеющие отношение к выполнению работ, запланированных условиями контракта. Это могут быть договоры, акты, платежные поручения.

Часть 15 ст. 95 закона 44-ФЗ устанавливает, что заказчик должен разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик отказался выполнять обязательное условие о привлечении субъектов СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Поясним, что данное нарушение приравнивается к несоответствию требованиям документации, подаче ложной информации.

В процессе подготовки к закупкам используются известные контрольные процедуры, призванные обеспечить прозрачность процесса и положительно повлиять на уровень эффективности закупок.

Если говорить точнее, то такие мероприятия:

  • Позволяют оценить, насколько потенциальные исполнители способны поставить продукцию, соответствующую нормативным требованиям. Не менее важно, чтобы они осуществили работу в установленные сроки и при оптимальных затратах.
  • Дают возможность довести до продавцов корректные требования к товарам.
  • Обеспечивают поставки продукции на оптимальных условиях, при этом учитываются такие характеристики, как цена, сроки, качество.
  • Формируют условия для достижения прозрачности при выборе победителей торгов.

Для этого используются следующие способы контроля:

  • оценка обоснованности закупки ТМЦ;
  • проверка качества подготовки документации по торгам;
  • оценка способа формирования лотов (в том числе укрупнение предмета закупки);
  • анализ наличия дискриминационных условий в процессе выбора исполнителей;
  • рассмотрение проведения закупки, а именно таких этапов, как оповещение, принятие к рассмотрению, оценка, выбор;
  • анализ соответствия подписанного с поставщиком соглашения документации и решениям, принятым в процессе закупки.

Однако проверка результатов закупок многих организаций ставит под сомнение эффективность используемых на данный момент контрольных мероприятий. Особенно это заметно, когда компании проводят торги на базе закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и закона 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данная особенность объясняется тем, что результаты таких закупок можно посмотреть в открытых источниках.

Больше всего результаты анализа настораживают, когда речь идет о компаниях, известных своей развитой контрольной средой.

Нужно понимать, что на данный момент установленные законом контрольные процедуры выполняются, но не соответствуют сложности процесса закупок. Есть вероятность, что во время их разработки были учтены далеко не все тонкости проведения торгов.

Аудит позволяет выявить слабые стороны контрольных мероприятий, далее в них вносятся поправки, позволяющие повысить уровень контроля над закупками и эффективность самих торгов. Если процесс приносит желаемые плоды, можно утверждать, что удалось создать зрелую контрольную среду.

Но пока складывается обратная ситуация – используемые виды контроля в сфере госзакупок не позволяют добиться высокой эффективности торгов.

Здесь мы не стремимся очернить систему внутреннего аудита и контроля, не подозреваем исполнителей контрольных мероприятий в сговоре с заказчиками закупок. По нашему мнению, все недостатки связаны с отсутствием необходимой настройки такого рода процедур, требующих глубокого погружения в процесс.

По результатам аудита формируется заключение о наличии и качестве контрольных процедур. Данный документ внутренние аудиторы составляют, исходя из собственных знаний и опыта, при этом не всегда учитываются тонкости, известные специалистам по закупкам.

Далее рассмотрим примеры из практики закупок отдельных компаний, которые ярко иллюстрируют возможность совершенствования используемых ими контрольных процедур.

Все приведенные далее ситуации сделали потенциально возможной поставку фальсифицированных либо контрафактных товаров, а также спровоцировали риск значительного завышения стоимости работ.

Поясним, что закупки производятся через подрядчиков. Последние закупают ТРУ без конкурсных мероприятий, нередко отдавая предпочтение сомнительным товарам. Далее такая продукция, попадая к заказчику, не проверяется должным образом.

Пример № 1. Крупное химическое предприятие в 2018 г. организовало тендер на проведение монтажных работ, по результатам которого была закуплена крупная партия контрафактной кабельной продукции. При этом к товару прилагался поддельный сертификат качества производителя.

В данном случае проблема была в том, что при объявлении закупки на проведение работ не были зафиксированы необходимые показатели товаров.

Пример № 2. В документации к закупке указаны наименования товарно-материальных ценностей без ссылки на нормативные документы. В качестве последних должны использоваться технические регламенты, ГОСТ, ТУ либо требования к характеристикам товаров.

Таким образом, заказчик допустил поставки товара, не отвечающего нормативным требованиям. Победителем в данной закупке стала компания, которая смогла предложить самую низкую цену и в результате продала заказчику фальсификат.

Читайте также: «Когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ: нюансы, о которых следует знать»

Пример № 3. Добывающее предприятие организует закрытые торги, указывая конкретного производителя. Сумма закупок установлена в пределах 1 миллиарда рублей в год. В итоге цена ТРУ по договору отличается от рыночной в среднем на 10 %.

Пример № 4. Энергосетевая компания прописала в документации по закупке такое требование: оболочка поставляемых проводов должна обладать повышенной стойкостью к солнечному излучению. В торгах принял участие один поставщик, который представил декларацию соответствия на продукцию. В результате стоимость поставленного им провода превысила зафиксированную ГОСТом цену на 80 %, а именно более чем на 30 миллионов рублей.

Нужно понимать, что действующие технические регламенты и ГОСТ устанавливают для любой продукции требования по сроку службы. Кроме того, в нормативных документах, допустим в ГОСТе 20.57.406-81, зафиксированы типовые способы испытаний, позволяющие убедиться, что товар соответствует всем предъявляемым требованиям и выдерживает климатические воздействия. К последним в том числе относится и солнечное излучение.

Победитель упомянутых выше торгов представил только декларацию без сертификата соответствия требованиям заказчика. Также сложно сказать, имели ли место испытания на соответствие требованиям, если ГОСТ не устанавливает способы их проведения. Тем не менее, требуемая сумма была передана заказчиком поставщику.

Подводя итог, стоит сказать, что контроль представляет собой важную составляющую государственных закупок. Только за счет выполнения всех установленных правил возможно добиться грамотного расходования бюджетных средств и честности при определении победителей торгов.

Правоотношения в области государственных и муниципальных закупок регулируются федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В данном нормативном акте есть целая глава, посвященная контролю в сфере закупок — это глава №5.

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

Согласно статье 99 федерального закона 44-ФЗ, контролем процедуры закупок на государственном, региональном и муниципальном уровнях занимаются следующие органы:

  1. Исполнительный орган федерального уровня, имеющий полномочия на осуществление контроля в области закупок.
  2. Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа.
  3. Исполнительные органы субъектов РФ.
  4. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, обладающие правами на осуществление контроля в области закупок.
  5. Исполнительный орган федерального уровня, реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.
  6. Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.
  7. Органы управления федеральными внебюджетными фондами.
  8. Органы внутреннего финансового контроля, управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.

Подконтрольными лицами в данной правовой области являются следующие субъекты:

  • заказчики;
  • контрактные службы;
  • контрактные управляющие;
  • комиссии по закупкам и их члены;
  • уполномоченные органы;
  • уполномоченные учреждения;
  • специализированные организации;
  • операторы федеральных электронных и электронных площадок.

Всего выделяют пять основных видов контроля в сфере закупок:

  1. Государственный и муниципальный контроль.
  2. Контроль, осуществляемый заказчиком.
  3. Общественный контроль.
  4. Ведомственный контроль.
  5. Казначейский контроль.

Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.

Государственный и муниципальный контроль

К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

Федеральные и муниципальные исполнительные органы имеют право проводить контроль закупок, за исключением области оборонного заказа и вопросов, относящихся к финансовому и казначейскому контролю.

Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

Федеральными и муниципальными исполнительными органами, а также учреждениями Рособоронзаказа осуществляется контроль операторов электронных площадок, порядка проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

  • информации финансового обеспечения;
  • информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, в документации и информации в планах-графиках;
  • проектов контрактов с участниками закупок и информации в протоколах определения исполнителей.

Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

  • требований к обоснованию и обоснованности закупок;
  • нормирования;
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • применения ответственности при нарушениях;
  • соответствия результата закупки его описанию в контракте;
  • надлежащего учета товара, работы или услуги;
  • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

Ведомственный контроль

Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

Внутренний контроль

Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

  • исполнения условий контракта исполнителем;
  • привлечения субподрядчиков от субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Данный вид контроля направлен не только на фиксацию нарушений, но и на их профилактику, так как в процессе закупки заказчик и исполнитель обязаны тесно сотрудничать.

Общественный контроль

В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

  • подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;
  • запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;
  • осуществлять общественный мониторинг закупок для проверки их эффективности через ЕИС и общественную экспертизу закупок, результатов закупки;
  • обращаться в контрольные органы с запросом проверки действий (бездействия) заказчиков, а также в правоохранительные органы и суды.

Одним из важнейших элементом общественного контроля является обязательное общественное обсуждение закупок.

Существует большое количество контролирующих инстанций в области осуществления закупок, при этом немаловажное значение имеет общественный надзор за закупочной деятельностью, что позволяет минимизировать злоупотребления и нарушения процедур, установленных законом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

1-е изменение: с 01 января 2020 года установлено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль закупок осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения в статью 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, направление приведение его положений в части внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля закупок в соответствии с положениями бюджетного законодательства РФ.

Среди указанных изменений можно отметить следующие:

  1. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль закупок осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения(см. новую редакцию части 9 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).

Это означает, что в рамках такого контроля, проводимого в отношении закупок по 44-ФЗ теперь применяются в том числе положения Бюджетного кодекса РФ:

— об объектах государственного (муниципального) финансового контроля (статья 266.1 Бюджетного кодекса РФ);

— о методах осуществления государственного (муниципального) финансового контроля (статья 267.1 Бюджетного кодекса РФ);

— о полномочиях органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (статья 269.2 Бюджетного кодекса РФ);

— о представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля (статья 270.2 Бюджетного кодекса РФ).

  1. При осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля закупок осуществляет проверка в том числе соблюдения предусмотренных Законом № 44-ФЗ о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта (см. новую редакцию пункта 5 части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).

Однако, исключена обязанность при осуществлении такого контроля осуществлять проверку своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги (пункт 6 части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, ранее устанавливавший такую обязанность органов финконтроля, утратил силу).

  1. Заказчикам запрещается заключать контракты до исполненияне только предписаний, но и представлений органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (см. новую редакцию части 23 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).

Вышеуказанные нововведения внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля закупок действуют с 01.01.2020 года.

2-е изменение: с 01 и 03 января 2020 года существенно расширены полномочия Федерального казначейства по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере

Суть изменений:

Так, постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1795 внесены изменения в Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, согласно которым Федеральное казначейство в том числе осуществляет:

— назначение (организацию) проведения экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;

— получение необходимого для осуществления внутреннего государственного финансового контроля постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Объектами контроля в финансово-бюджетной сфере, осуществляемого Федеральным казначейством, становятся также:

— юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из федерального бюджета на основании государственных контрактов;

— исполнители (поставщики, подрядчики) по государственным контрактам, которым открыты лицевые счета в Федеральном казначействе.

Эти изменения в полномочиях Федерального казначейства по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1795, вступили в силу с 03.01.2020 г.

Кроме того, Федеральное казначейство с 01.01.2020 г. получило также полномочия на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, финансирование которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета (см. новую редакцию пункта 1 части 9 статьи 99 Закона № 44-ФЗ).

Дело в том, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году устанавливается специальный механизм уменьшения размера субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, субъекту РФ:

Поэтому субъекты РФ с 01.01.2020 года обязаны отчитываться о такой полученной экономии по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов, софинансируемых из федерального бюджета, в Минфин России не реже, чем 1 раз в квартал. В связи с этим Федеральное казначейство получает дополнительные полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю таких закупок, финансируемых за счёт субсидий из федерального бюджета.

3-е изменение: 30 декабря 2019 года внесены изменения в Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Суть изменений:

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 внесены 2-ва изменения Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённые постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. № 1062:

  1. ФАС России и её территориальные управления обязаны в течение 3-х рабочих дней с даты вынесения направлять копию решения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков или об отказе в таком включении в адрес заказчика и лица, в отношении которого принималось такое решение (см. абзац 2 пункта 12 Правил).
  1. Конкретизировано, что основанием для досрочного исключения информации из Реестра недобросовестных поставщиков теперь является решение суда о признании незаконным или недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и (или)недействительным решения ФАС России о включении информации в Реестр

Эти изменения вступили в силу с 30.12.2019 г.

7-й блок изменения: изменения правил закупок в сфере строительства

1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

Суть изменений:

Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

Суть изменений:

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта».

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта».

Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

Суть изменений:

Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:

…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также — инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации»).

В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ — с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

  1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 — 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

  1. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:

«…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание для заключения контрактов «под ключ».

  1. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).
  1. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:

1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;

2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;

3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

  1. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системепредусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 % включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Информационный портал www.zakupki-portal.ru

Как проверить поставщиков по открытым источникам

По закону оператор электронной торговой площадки в течение часа после получения заявки проводит проверку по следующим пунктам:
— наличие электронной подписи на документах;
— истечение срока регистрации в ЕИС и аккредитации на электронной площадке;
— наличие участника в реестре недобросовестных поставщиков.

Об этих моментах заказчик может не беспокоиться. Но вот соответствие прочим единым и дополнительным требованиям придется проверить закупочной комиссии:
— подлинность представленных документов (например, сертификата СТ-1 или сертификата соответствия на товар);
— наличие долгов по налогам;
— наличие судимости за экономические преступления;
— участие в нескольких юрлицах, дисквалификацию и регистрацию по массовому адресу;
— присутствие в реестре СМП.

Сведения об участнике проверяет Федеральное казначейство на этапе внесения в единый реестр участников закупок. Однако заказчику лучше перестраховаться и повторно проверить бумаги и сведения. Ведь в случае, если будут обнаружены нарушения, убытки понесет именно он. Как это сделать — расскажем дальше.

Как проверить судимость

У физических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП), а также руководителей юрлиц, участвующих в закупках, не должно быть судимости по статьям 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.1 УК (посредничество при взяточничестве). То, что участник отвечает этому требованию, подтверждается декларированием. Если судимость погашена или снята, участник может быть допущен к закупкам. Заказчик вправе проверить наличие судимости в открытых источниках. Существуют три несложных способа.

1-й способ проверки — «Госуслуги»

На главной странице сайта «Госуслуги» в поисковом окне введите услугу «получение справки о наличии судимости».
Справку можно получить бесплатно. Максимальный срок оказания услуги — 30 календарных дней. Чтобы проверить поставщика, загрузите скан паспорта, отправьте заявление и дождитесь результатов проверки. Выберите, в каком виде хотите получить справку — электронном или бумажном. Электронная справка, заверенная электронной подписью сотрудника МВД России, придет в ваш личный кабинет. Она приравнивается к официальному документу на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

2-й способ проверки — электронное правосудие

Это сайт, на котором собрана судебная практика арбитражных судов — ras.arbitr.ru. Поиск доступен по фамилии человека, названию юрлица, ИНН, ОГРН. Можно также ввести фамилию в самое первое окно. Вам откроются дела, в которых фигурировал человек. Правда, просматривать их придется вручную, что не очень удобно.

3-й способ проверки — сайт прокуратуры

Проверка доступна на сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Перейдите в раздел «Противодействие коррупции». Откройте реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение. Информация представлена по годам, начиная с 2014 года. Это юрлица, которых привлекли к ответственности по статье 19.28 КоАП. Напомним, что участник закупок в течение двух лет до момента подачи заявки не должен быть привлечен по этой статье.

Если судимость есть, заявку поставщика следует отклонить. Что делать, если судимость обнаружена уже на этапе исполнения контракта? В этом случае необходимо расторгнуть договор в связи с несоответствием поставщика единым требованиям, оформив односторонний отказ.

Как проверить на участие в нескольких юрлицах, дисквалификацию и адрес регистрации

Проверка участников доступна по сервису «Прозрачный бизнес» — pb.nalog.ru. Можно посмотреть сведения об организации, проверить руководителя на предмет участия в нескольких юрлицах. Также доступны данные о дисквалификации, массовых адресах юрлица, ограничениях участия в юрлицах.

Используя сервис, пользователь может оперативно получить сведения из:
— реестра юридических лиц;
— реестра дисквалифицированных лиц;
— реестра СМП;
— реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
— реестра налогоплательщиков (об иностранных организациях);
— журнала «Вестник государственной регистрации».

Чтобы провести проверку, потребуется ввести Ф. И. О. руководителей, наименование юрлица, юридический адрес, ИНН, ОГРН. На этом портале сейчас можно узнать:
— о полном и сокращенном наименовании организации;
— о дате госрегистрации;
— об учете в налоговом органе;
— о состоянии юрлица;
— об адресе (в том числе о ложном адресе и о многократном использовании адреса другими компаниями);
— об основном виде деятельности (ОКВЭД);
— о размере уставного капитала;
— о недостоверности данных о руководителе;
— о многократном участии в других юрлицах;
— о категории СМП.
На сайте ФНС также можно проверить компанию в ЕГРЮЛ, для этого следует зайти на вкладку «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» (egrul.nalog.ru/index.html).

Как проверить участника на долги

На сайте судебных приставов (fssprus.ru) работает сервис «Узнай о своих долгах». Достаточно ввести наименование юрлица или Ф. И. О. ИП, адрес и выбрать из списка регион. Откроется банк данных исполнительных производств. В выдаче представлена информация по заданной компании:
— наименование, юрадрес или Ф. И. О. ИП;
— исполнительное производство (номер, дата возбуждения);
— реквизиты исполнительного документа (вид, дата принятия, номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ);
— дата и причина окончания или прекращения ИП (статья, часть, пункт основания);
— сумма непогашенной задолженности;
— отдел судебных приставов, который занимается делом.

Если задолженность по налогам больше 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки, он считается не соответствующим требованиям. В этом случае его отстраняют от закупки или расторгают уже заключенный контракт в одностороннем порядке. Если задолженность ниже установленного порога, участник может продолжать участие в закупке.

Как проверить наличие сертификата СТ-1

Если проводите закупку по правилам допуска иностранных товаров в рамках национального режима, поставщик должен подтвердить страну происхождения одним из этих документов:
— копия специального инвестконтракта;
— акт экспертизы Торгово-промышленной палаты (ТПП);
— заключение Минпромторга;
— декларация;
-сертификат о происхождении товара.

Недобросовестный поставщик может предоставить поддельный сертификат СТ-1. Чтобы этого избежать, проверьте документ на сайте ТПП — verification.tpprf.ru/search/st1. Возьмите бланк, который участник прикрепил к заявке, и запишите указанные на нем данные: номера сертификата, бланка и дату выдачи. Введите их в форму на сайте. Система покажет, действительный сертификат или нет.

Проверка в реестре СМП

С вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ законодатели закрепили правило о том, что для участия в закупках и получения преимуществ малые предприятия должны входить в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ниже расскажем, как проверить, есть ли компания или ИП в этом перечне. Реестр находится на сайте налоговой службы (nalog.ru),

Чтобы найти ИП или компанию, введите индивидуальный номер налогоплательщика в поисковую строку. Также можно искать по названию или ОГРН (в случае с ИП — Ф. И. О. и ОГРНИП). В выдаче вы увидите название компании, ОГРН, ИНН, категорию, дату внесения в реестр и субъект РФ. Сведения можно экспортировать в формате Excel.
Чтобы получить подробную информацию об организации из реестра СМП, кликните на название в поисковой выдаче. Карточка члена реестра выглядит.

Как проверить продукцию по реестру отечественного ПО

Закупки программного обеспечения подпадают под ограничения в рамках нацрежима. Заказчикам запрещено закупать иностранное ПО (за исключением произведенного в странах ЕАЭС), если аналогичное есть в реестре отечественных программ. Список размещен на сайте Минсвязи (reestr.minsvyaz.ru). Искать ПО в реестре можно по следующей информации:
— класс программного обеспечения;
— название или его часть;
— правообладатель;
— наименование правообладателя.

В результатах поиска вы увидите карточку организации. Вот пример из реестра, что содержится в карточке:
— название ПО — Система управления базами данных «Ред База Данных»;
— название организации — Общество с ограниченной ответственностью Ред Софт;
— ИНН 9705000373;
— сведения об исключительном праве — приобретение исключительного права;
— класс ПО — Системы управления базами данных;
— сайт производителя — reddatabase.ru/documentation;
— дата регистрации — 29 января 2016;
— решение уполномоченного органа — приказ Минкомсвязи России от 29.01.2016 № 19.

Как проверить сертификат соответствия на товар

В нашей стране существует отдельный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (постановление Правительства от 01.12.2009 № 982). Заказчик может проверить, действительный ли документ предоставил ему участник, на сайте Росаккредитации — 188.254.71.82/rss_rf_pub. Чтобы искать по единому реестру сертификатов соответствия, введите следующие данные:
— номер сертификата;
— дату выдачи или диапазон;
— срок действия;
— название предприятия-заявителя;
— изготовителя;
— наименование продукции.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *