Критерии малого предприятия

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 23 января 2020 г.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У). На многих малых предприятиях в 2020 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1, ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Средние и малые предприятия: критерии 2020

Критерии малых предприятий в 2020 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2020 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2020 по численности

Тип СМП Среднесписочная численность работников за 2019 год Примечание
Микропредприятие До 15 человек включительно
Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно
Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно
От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Тип СМП Предельное значение дохода за 2019 год Примечание
Микропредприятие 120 млн. рублей Доход определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам
Малое предприятие 800 млн. рублей
Среднее предприятие 2 млрд. рублей

Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Предприятия малого и среднего бизнеса: реестр

Узнать, относится ваша организация к малому или среднему бизнесу можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.

Критерии микропредприятия

Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:

  • размер доходов;

  • численность работающих;

  • доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.

Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;

  • общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;

  • годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);

  • вновь зарегистрированные ИП;

  • ИП, применяющие только ПСН.

При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

Порядок расчета выручки

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.

В чем отличие микропредприятием от малого предприятия

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников

Предельная величина дохода

Микропредприятие

До 15 человек включительно

120 млн. рублей

Малое предприятие

От 16 до 100 человек включительно

800 млн. рублей

Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

  • стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

  • у нее нет филиалов;

  • другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • положение об оплате труда;

  • графики отпусков и пр.

Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие — регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 03.07.2016 N 348-ФЗ в трудовое право введена новая гл. 48.1, устанавливающая особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.

Условия отнесения к микропредприятиям

Напомним, что субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (организации и индивидуальные предприниматели), отнесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
К субъектам малого предпринимательства ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ отнесены хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие следующим условиям:
— хозяйственные общества, хозяйственные партнерства должны выполнить хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, а именно:
а) суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью:
— Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) не превышает 25%;
— иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 49%.
Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства (49%), не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р. Юридические лица включаются в указанный Перечень в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2014 N 1335, если соответствуют одному из критериев:
— юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
— юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
— хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, соответствующие одному из указанных требований (т.е. требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ), производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели должны выполнить условия, предусмотренные п. п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ для микропредприятий:
— среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек;
— доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не превышает 120 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).
Хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

1 августа 2016 г. ФНС России совместно с Минэкономразвития России и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» был создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Создание такого реестра — системное решение, которое позволит:
— снизить затраты предпринимателей и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки;
— снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий;
— обеспечить реализацию «надзорных каникул» для малых предприятий;
— повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — единый реестр), размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (ч. 1, 2, 9 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Реестр сформирован автоматически — на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления предпринимателями налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов. При этом с 1 августа 2016 г. предпринимателям не нужно представлять документы, подтверждающие их статус как субъектов малого или среднего предпринимательства, при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Нововведения с 2017 года

Как уже было указано, с 1 января 2017 г. у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с Законом N 209-ФЗ отнесены к микропредприятиям (далее — работодатели — субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений будет осуществляться с учетом особенностей, установленных гл. 48.1 ТК РФ.
Так, согласно положениям ст. 309.2 ТК РФ работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе будет отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. К таковым отнесены правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.
При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен будет включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами.
Указанные трудовые договоры должны будут заключаться на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям».
Указанная форма предусматривает различные варианты заполнения отдельных пунктов договора, что позволит учесть особенности труда каждого работника.
Обратите внимание! Если работодатель перестанет быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре будут внесены соответствующие изменения, то не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно будет осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных гл. 48.1 ТК РФ, а именно ст. 309.2 ТК РФ (ст. 309.1 ТК РФ). Следовательно, работодатель в течение четырех месяцев с момента внесения соответствующих изменений в единый реестр обязан будет восстановить все локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *