Лицензирование туроператорской деятельности

РЕФЕРАТ

На тему:

«Лицензирование в туризме»

Волгоград 2010

Введение

В настоящее время в России туризм признан одним из приоритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного управления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития России, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

· экологический туризм. Нужно отметить, что ООН официально объявила 2002 г. годом экологического туризма;

· культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

· специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;

· круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн. человек. Следует учитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, являются:

· образ России как страны, небезопасной для туризма, создаваемый зарубежными и отдельными отечественными средствами массовой информации;

· отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;

· неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;

· неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);

· отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

· невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

· несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путем качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.

1. Лицензирование туристской деятельности

В целях защиты прав и интересов туристов до 01.01.2007 г. в Российской Федерации подлежали лицензированию, стандартизации туроператорской и турагентской деятельности, а также объекты туристской индустрии.

Лицензия — это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление туристской (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливались законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносились в федеральный реестр туроператоров и турагентов.

Порядок лицензирования турагентской и туроператорской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, до 01.01.2007 г. регулировался следующими нормативно-правовыми актами:

— Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ;

— «Положением о лицензировании турагентской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95);

— «Положением о лицензировании туроператорской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95).

Данные нормативные акты определяли основные условия и требования, выполнение которых было необходимо для получения той или иной туристической лицензии.

Само понятие туристская деятельность подразумевает под собой туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.

Различия между турагентской и туроператорской деятельностью заключаются в том, что турагент осуществляет деятельность по продвижению (т.е. полному и широкому освещению возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам и т.п.) и реализации туристского продукта, а туроператор, помимо указанного выше, еще и формирует туристский продукт, т.е. занимается размещением, транспортировкой туристов и осуществляет другие услуги, не связанная с первыми двумя.

Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были определены органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности. В сфере туризма таким органом до 2005 г. являлся Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, который осуществлял лицензирование туристской деятельности и делегировал на договорной основе функции по выдаче лицензий отечественным туристским фирмам региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. После 2005 г. данный орган переименован в Федеральное агентство по туризму.

Туристские предприятия, получившие государственную лицензию на туристскую деятельность, заносились в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, мог прекратить ее действие из-за несоблюдения турфирмой лицензионных требований.

Для получения лицензии заявитель представлял в уполномоченный орган:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц — наименования и организационно-правовой формы заявителя, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка; для физических лиц — фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серии, номера, когда и кем выдан) и местожительства. Также указывается вид деятельности и срок действия лицензии. Форма заявления утверждается органом, уполномоченным лицензировать виды деятельности;

2) нотариально заверенные копии учредительных документов (при отсутствии нотариального заверения необходимо предъявить оригиналы);

3) копию свидетельства о государственной регистрации;

4) документ (квитанция), подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

5) документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрировались органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществлялись на платной основе. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принималось в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Бланки лицензий имели степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляли уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности.

Условиями действия лицензии являлись: доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

— наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;

— наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;

— оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг;

— представление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

В случае отказа в выдаче лицензии заявителю направлялось уведомление в письменной форме в 3-дневный срок после принятия решения с указанием причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являлись:

— отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристской деятельности и условиям безопасности. Лицензия выдается на 3 года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением.

2. Финансовые гарантии как инструмент регулирования после отмены лицензирования

Отмена с 01.01.2007 года лицензирования деятельности профессиональных участников рынка туристических услуг внесла некоторую нестабильность в данной сфере. На самом деле, в отличие от других сфер лицензирования, ситуация была и есть достаточно понятна и адекватна.

Туристская индустрия в РФ является активно развивающейся отраслью экономики, в связи с чем защита прав потребителей в данной области всегда была актуальной в силу ее социальной значимости, а отмена с 1 января 2007 года института лицензирования туроператорской и турагентской деятельности и введение обязательной финансовой ответственности туроператоров в виде договора страхования гражданской ответственности, объективно требует усиления контроля и надзора в данной сфере.

В принципе, все участники правоотношений заинтересованы в построении цивилизованного рынка оказания туристических услуг. Требования к турагентам снизились, это очевидно. Но с другой стороны увеличились требования к туроператорам. Но в том и заключается позиция государства, чтоб в результате форс-мажора, либо недобросовестности оператора, интересы потребителя, как наименее защищенного участника отношений, не были нарушены. Отсюда следует, что при любом нарушении интересов Клиента, ответственность несет оператор, который в свою очередь волен работать и привлекать агентов по своему усмотрению. Это закреплено законодательно.

Договор между оператором и клиентом должен включать:

— информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

— информацию о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение».

Таким образом, достигнута одна из задач поставленных законодателем: дисциплинировать основных участников данного сегмента бизнеса. Недобросовестному либо некомпетентному агенту экономически невыгодно выходить на рынок услуг.

Новое регламентирование призвано, также, защитить интересы оператора, т.к. во всем мире уже давно практикуется схема финансового обеспечения в виде страхования ответственности. Если Вы не первый день в этом бизнесе, вам наверняка знакомы издержки, которое вынуждена нести организация в разных конфликтных ситуациях. По действующему законодательству у оператора есть выбор между двумя видами финансового обеспечения: банковская гарантия или договор страхования. В любом случае, финансовое обеспечение должно обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами. На данный момент размер финансового обеспечения не может быть менее:

1) пяти миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;

2) 500 тысяч рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

3) пяти миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

С 01 июня 2008 года размер финансового обеспечения увеличился до:

не менее:

10 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;

500 тысяч рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским Кодексом РФ, Федеральными Законами РФ «О защите прав потребителей», «Об основах туристской деятельности в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными Постановлением Правительства РФ.

Договор оказания услуг по туристическому обслуживанию отнесен к договорам возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договор о предоставлении туристских услуг заключается в письменной форме.

Отсутствие в договоре подписи указанных лиц лишает права туроператора и турагента ссылаться на факт ознакомления потребителя с условиями договора. Положениями Закона РФ «Об основах туристской деятельности определены существенные условия договора. При этом заключаемый туроператором (турагентом) договор должен среди прочего соответствовать законодательству о защите прав потребителей. Отсутствие письменного договора или хотя бы одного из существенных (обязательных) условий договора должно рассматриваться как нарушение прав потребителей на информацию.

Существенное значение для защиты прав потребителей имеют особенности объема прав и обязанностей турагентов. Претензии туристов по договору о реализации туристского продукта могут предъявляться и туроператору и турагенту. Кроме того, в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, устанавливается ответственность каждого из них перед туристом за непредставление или предоставление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Эти требования обязательны к исполнению и туроператорами и турагентами.

К особенностям оказания туристских услуг относится право обеих сторон договора на односторонний отказ от его исполнения. При этом потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Еще одной новеллой новой редакции Закона РФ «Об основах туристской деятельности» является дополнительная финансовая ответственность туроператоров в форме финансового обеспечения и внесения их в Единый Федеральный реестр туроператов (далее — Реестр).

Согласно положениям настоящего закона, туроператорская деятельность на территории РФ допускается исключительно при наличии финансового обеспечения в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по говору о реализации туристского продукта, либо банковской гарантии.

Полномочия по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по туризму.

3. Основные направления государственной политики в Российской Федерации по регулированию и развитию правоотношений в сфере туризма

Наиболее подробно вопросы развития туризма в стране регламентированы нормами Федерального закона от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», последние изменения в который были внесены 30.07.2010. Федеральный закон определяет цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности в стране; регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; их защите, обеспечении безопасности; регламентирует вопросы международного сотрудничества в указанной сфере; устанавливает, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, а также обеспечение соблюдения прав и свобод российских граждан при посещении иностранных государств.

Несмотря на то, что вопросы реализации государственной политики в области туризма подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании.

Развитие сферы туризма в России во многом определяется государственной политикой. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года и других политико-правовых документах.

Целями государственной политики в сфере туризма являются:

— развитие туризма как необходимого условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора нового качества жизни в современном обществе;

— защита прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, обеспечение безопасности туризма;

— формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации;

— развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия;

— формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма.

В настоящий момент функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере туризма осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России). В Минспорттуризме России существует отраслевой Департамент, который занимается данными вопросами.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма. Руководство деятельностью Ростуризма осуществляет Минспорттуризм России.

Реализацию государственной политики в сфере туризма в субъектах Российской Федерации осуществляют региональные органы управления туризмом. О важном значении туризма для социально-экономического, культурного, экологического развития регионов России свидетельствует активно формирующееся законодательство субъектов Российской Федерации о туристской деятельности.

Среди приоритетных задач государственной политики в сфере туризма на ближайшую перспективу выделяются задачи в области правового регулирования туризма. В частности, к таким задачам относятся:

— совершенствование механизма финансового обеспечения ответственности туроператоров, в том числе в части увеличения размера финансового обеспечения, согласования отдельных положений Закона о туристской деятельности с нормами страхового права и др.;

— ужесточение юридической ответственности туроператоров за причинение вреда жизни и здоровью туристов, нарушение иных норм законодательства в области безопасности туризма, установление дополнительных оснований для исключения сведений о туроператорах из реестра и др.;

— введение обязательной аттестации инструкторов-проводников, экскурсоводов, гидов-переводчиков;

— внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по развитию туризма);

— установление особенностей правового регулирования путешествий несовершеннолетних туристов, включая повышенную ответственность туроператоров и турагентов за качество и безопасность предоставляемых услуг, определение квалификационных требований к руководителям турфирм, организующих путешествия групп несовершеннолетних туристов, а также квалификационных требований к руководителям таких групп;

— наделение федерального органа исполнительной власти в сфере туризма полномочиями по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере туризма; формирования правовых основ функционирования единой автоматизированной информационной системы учета реализации туристского продукта на территории Российской Федерации;

— совершенствование нормативной правовой базы для развития культурно-познавательного туризма;

— введение обязательного страхования расходов туристов, выезжающих за рубеж, а также обязательного страхования туристских маршрутов повышенной опасности (экстремальный туризм) в пределах России, с установлением минимального размера страховой суммы и минимального набора страхуемых рисков, оказываемых страховых услуг;

— подготовка проекта нового федерального закона «О туризме»;

— создание условий для расширения туристической и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах городов и других территорий Российской Федерации, развития сельского туризма;

— создание налогового инструмента поддержки социального туризма (детей, молодежи, пожилых людей и др.) путем внедрения в практику туристской деятельности социального налогового вычета по налогу на доходы с физических лиц при оплате расходов на путешествия в пределах территории Российской Федерации;

— существенное увеличение бюджетных ассигнований на продвижение внутреннего и въездного туризма в России и за рубежом;

— создание полиязычного государственного информационного портала «Туризм России»;

— создание сети представительств Ростуризма за рубежом с целью продвижения туризма и содействие в обеспечении безопасности российских туристов, находящихся за пределами Российской Федерации.

Что касается современного состояния законодательства о туризме в целом, то оно характеризуется следующими основными тенденциями:

— развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

— усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие — повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

— появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);

— развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;

— формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

— комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства;

— развитием регионального и местного правотворчества в сфере туризма и его унификацией;

— гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.

Таким образом, в результате правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка.

В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств. В последние несколько лет в сфере государственного регулирования туризма в России, действительно, произошли серьезные изменения. Эти изменения затронули не только законодательство о туристской деятельности, но и всю правовую сферу.

Прежде всего, речь идет о Федеральном законе от 5 февраля 2007 года №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Впервые в России этим законом введена система финансового обеспечения ответственности туристских организаций перед потребителями в форме банковской гарантии и договора страхования договорной ответственности туроператора, а также единый федеральный реестр туроператоров.

Реестр туроператоров и финансовое обеспечение — это новый способ государственного регулирования предпринимательской деятельности, связанный с устранением избыточных административных барьеров, переходом от разрешительной системы начала осуществления предпринимательской деятельности к преимущественно уведомительной. Данный способ пришел на смену лицензированию туристской деятельности.

Заключение

В настоящее время туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, международных отношений, гостиничного бизнеса и др. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества.

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое — огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах — нетронутая, дикая природа.

Только грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать туризм одной из наиболее доходных составляющих экономики России.

Но все усилия, в том числе и маркетинговые, будут тщетны, если туристам не будет обеспечен соответствующий мировым стандартам уровень оказываемых услуг. Именно поэтому для государства особенно важен грамотный и комплексный подход к регулированию туристской деятельности.

После отмены лицензирования складывается следующая ситуация: страховые компании исправно платят в самых различных случаях: от фактического исчезновения туроператоров до вариантов, связанных с финансовой неустойчивостью, несостоятельностью турфирм, существенно растет число случаев досудебного урегулирования имущественных споров между туроператорами (турагентами) и туристами. Значит достигнута главная цель введения финансовых гарантий — обеспечить добросовестное исполнение туроператорами своих обязательств перед туристами, повысить качество обслуживания и в то же время защитить туристов от системной проблемы — неплатежеспособности туроператора.

Реестр туроператоров находится в открытом доступе и еженедельно актуализируется. По состоянию на конец 2009 года в Единый федеральный реестр туроператоров внесены сведения о 5299 туроператорах, в том числе о 3231 туроператоре, имеющем право заниматься международным туризмом и 2058 по внутреннему туризму. Договор страхования гражданской ответственности заключили 5070 туроператоров, а банковские гарантии получили 159 компаний.

Финансовые гарантии позволяют также более эффективно бороться с незаконной туристской деятельностью, а также с недобросовестными предпринимателями, в отношении которых возбуждаются административные и уголовные дела. В этой работе, а также в целях обеспечения безопасности туризма Ростуризм тесно сотрудничает с МВД России, Роспотребнадзором и его территориальными органами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 года №156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Справочная система Консультант-ПЛЮС.

4. Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. №1663-р. «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.». Справочно-информационная система Консультант-ПЛЮС.

12.3. Лицензирование туристической деятельности.

В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются стандартизация, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, а также организаций туристической индустрии, сертификация услуг туроператоров, турагентов и иных услуг, предоставляемых туристам. Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристической деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Данные о туроператорах и турагентах, других организациях туристической индустрии, получивших лицензии на осуществление туристической деятельности, вносятся в Государственный реестр. Лицензирование международной туристической (гостиничной) деятельности является одним из видов правового досудебного механизма государственного ее регулирования.

Лицензия – это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление международной туристической (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены органы, уполномоченные на ведение лицензионное деятельности. В сфере туризма таким органом является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, который осуществляет лицензирование туристической деятельности и делегирует на договорной основе функции по выдаче лицензий отечественным туристическим фирмам региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Туристические предприятия, получившие государственную лицензию на туристическую деятельность, заносятся в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, может прекратить ее действие из-за несоблюдения туристической фирмой условий лицензионных требований.

Для получения лицензии заявитель представляет в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц – наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка; для физических лиц – фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серии, номера, когда и кем выдан) и местожительства. Также указывается вид деятельности и срок действия лицензии. Форма заявления утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму;

2) нотариально заверенные копии учредительных документов (при отсутствии нотариального заверения необходимо предъявить оригиналы);

3) копию свидетельства о государственной регистрации;

4) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

5) документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

Руководители юридических лиц и физические лица – предприниматели несут ответственность за достоверность представляемых сведений, установленную законодательством Российской Федерации.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляют Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Условиями действия лицензии являются:

1) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

2) наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;

3) наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;

4) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг;

5) представление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.

В случае отказа в выдаче лицензии заявителю направляется уведомление в письменной форме в 3-дневный срок после принятия решения с указанием причины отказа. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

1) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

2) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристической деятельности, и условиям безопасности.

Лицензия выдается сроком на 3 года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Передача лицензии другим юридическим и физическим лицам запрещается. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется лицензиатом на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная ему лицензия теряет юридическую силу и подлежит возврату органу, уполномоченному на лицензирование международной туристической деятельности.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, его юридического адреса, изменения паспортных данных или местожительства физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, в случае ее утраты – на основании временного разрешения, выдаваемого Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия по лицензированию международной туристической деятельности.

Приостановление действия лицензии или ее аннулирование может наступить в случаях:

1) представления лицензиатом соответствующего заявления;

Обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

2) невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) нарушения лицензиатом законодательства Российской Федерации, регулирующего въезд и пребывание иностранных туристов и выезд российских туристов за рубеж, таможенных правил, правил охраны природы, памятников истории и культуры, о защите прав потребителей;

4) нарушения лицензиатом условий действия лицензии.

Лицензирование гостиничной деятельности требует наличия сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации. Осуществление данной деятельности без лицензии является незаконной.

  • Лицензия на туроператорскую деятельность
  • Лицензия на турагентскую деятельность

Турагентская деятельность – один из видов туристической деятельности. В деятельность этих физических и юридических лиц входит формирование конкретного тура и его дальнейшая реализация, в цену которого заложено агентское вознаграждение.

Свидетельство о внесении информации об организации в Единый Федеральный реестр туроператоров выдает Федеральное агентство по туризму Министерства культуры Российской Федерации согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» и Приказу Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ № 1117 от 26.09.2011 г.

«Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого реестра туроператоров». Данные о турагентах и туроператорах, которые получили данное свидетельство, регистрируются Едином Федеральном реестре туроператоров.

Однако выдавший свидетельство государственный орган может прекратить её действие из-за несоблюдения лицензионных требований. Территорией действия свидетельства является вся Российская Федерация, срок действия – 3 года (три года – это срок действия лицензии, по истечении которого ее необходимо продлевать, её могут выдать и на меньший срок по желанию заявителя), государственная пошлина не взимается.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма. Руководство деятельностью Федерального агентства по туризму осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.

Обязательна ли лицензия на турагентскую деятельность тд для турагентство

Условием ее выдачи будет неукоснительное соблюдение лицензионных требований, а также обеспечение условий, указанных в законодательных актах.

Лицензирование предпринимательства в РФ осуществляется в соответствии с целым рядом законов о лицензировании отдельных видов деятельности, последний из которых был принят в 2011 г.

Кроме того существует несколько подзаконных актов, например, постановлений Правительства РФ и специальных положений, раскрывающих суть законов.Виды деятельности, которые не содержатся в правовых документах РФ, в лицензии не нуждаются.

Главный закон, в соответствии с которым осуществляется лицензирование в туризме, ФЗ №128, принятый в 2001 г. Также к этой базе присоединяется ФЗ № 132 «Основы тур.

деятельности в Помимо этого, процесс находится под компетентным регулированием Положения «Лицензирование деятельности» под №95, принятого 11.02.2002 г. Внимание Данный нормативный акт способствует предопределению базовых требований и условий, которые должны быть выполнены в целях получения этой бумаги.

Важно Страхование деятельности и ответственности туроператора Страхование деятельности туроператора — обязательная процедура Совершение туристических поездок в большинстве случаев связано с наличием имущественных рисков – аварийная ситуация при полете, кража багажа в аэропорту, воровство имущества в отеле, заражение опасным заболеванием в экзотической стране. В связи с этим важную роль играет не только лицензия туроператора, но и страхование его деятельности, ответственности.

Оно представляет собой обязательную процедуру, которая заменила лицензирование.

Операция включает в себя не только гарантирование оказания услуг, но и финансовое обеспечение страхователя в ряде случаев. Так, к основной задаче страховщика относится обязательное покрытие ущерба, нанесенного путешественнику во время туристической поездки.

В качестве страхователя может выступать как агентская сторона, так и оператор, при этом форма собственности не играет роли.

Традиционно объектами страхового процесса являются персональные интересы туристического агента, оператора, связанные с компенсацией нанесенного вреда.

Стоимость страховой работы зависит от суммы и ключевой ставки страховщика. Приблизительная цена – 0,5-10% от этого параметра. На что дает право лицензия туроператора Согласно законодательству, в частности – ФЗ№132 «Об основах туристской работы», получение данного разрешения дает возможность выступления в роли оператора и агента в процессе организации туров и путешествий в РФ и за рубежом.

Доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

Оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации; Предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности. Передавать лицензию запрещено законом.

Лицензия на турагентскую деятельность – это такой вид ограниченного по времени разрешительного документа, который выдается как физическим, так и юридическим лицам на ведение гостиничной или туристической деятельности на территории РФ и представляет собой свидетельство о внесении информации об организации в Единый Федеральный реестр туроператоров. Лицензирование туристической деятельности регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128 «

Документы для получения туристической лицензии

  • Заявление
  • Копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя туристической лицензии в качестве юридического лица — для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
  • Копия свидетельства о постановке соискателя туристической лицензии на учет в налоговом органе;
  • Копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии — юридического лица (копия трудовой книжки руководителя с необходимым опытом работы в области туризма, копия диплома об образовании руководителя, копии дипломов 30% сотрудников (для туроператорской деятельности) с образованием в области туризма или их трудовых книжек с необходимым опытом работы в области туризма;
  • Необходимо знать номер лицензии с предыдущего места работы сотрудников, имеющих опыт работы в области туризма;
  • Информация о наличии у соискателя туристической лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туроператорской деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует (ксерокопия договора аренды или свидетельства о собственности).

Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. Образование подтверждается нотариально заверенной копией диплома. Трудовой стаж подтверждается трудовой книжкой.

  • Наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет;
  • Наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
  • Повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента — индивидуального предпринимателя;
  • Доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
  • Оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;
  • Предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.

Передавать лицензию запрещено законом. В случае, если вы являетесь владельцем сети турагентств в разных городах, то вам выдадут заверенные нотариусом копии лицензии с обязательным с указанием адреса каждого из филиалов фирмы.

В случае, если вы будете ликвидировать предприятие, или истекает срок действия свидетельства о вашей регистрации как предпринимателя в ИФНС, лицензия теряет свои качества и должна быть в обязательном порядке возвращена в Федеральное агентство по туризму.

Деятельность Туристических Агентств Лицензирование 2019

Стоит обратить более пристальное внимание на туроператоров, которые имеют представительство в вашем городе. Эту существенно облегчит вашу работу по оформлению документов: не надо будет отправлять необходимые бумаги в другой город. Всё можно будет сделать прямо на месте.

Преимуществом является и то, что сверка документов на визу, а также их последующая отправка также проходят в офисе субподрядного туристического агентства.

Если оператор находится в вашем городе, то вы и сами можете это сделать.

Но если документы стоит отправлять в другой город, заплатив при этом ещё и за курьерские услуги, то вряд ли это выглядит целесообразно. Лучше поручить это компании-посреднику.

  • Регистрации компании или индивидуального предпринимателя при постановке на учет в ИФНС
  • Добавления нового вида деятельности в ЕГРЮЛ и ЕГРЮЛ для юрлиц и ИП
  • Лицензирования (без некоторых кодов нельзя, например, продавать алкоголь)
  • Определения льгот при уплате налогов
  • Установления тарифа по взносам на травматизм и льгот по пенсионным взносам (только при наличии определенных видов деятельности можно рассчитывать на льготу при выполнении иных условий)
  • Установления принадлежности к отрасли, что влияет на получение кредитов, льгот и др.
  • Заполнения налоговых деклараций и другой документации, требующей указания вида экономической деятельности компании или индивидуального предпринимателя
  1. 43.31 «Производство штукатурных работ»
  2. 43.32 «Работы столярные и плотничные»
  3. 43.32.1 «Установка дверей (кроме автоматических и вращающихся), окон, дверных и оконных рам из дерева или прочих материалов»
  4. 43.32.2 «Работы по установке внутренних лестниц, встроенных шкафов, встроенного кухонного оборудования
  5. 43.32.3 «Производство работ по внутренней отделке зданий (включая потолки, раздвижные и съемные перегородки и т.д.)»

Новый закон, прежде всего, коснется фирм, работающих на продажу путевок за границу. Но учитывая тот факт, что в последнее годы увеличился поток туристов на отечественные туры, закон следует слегка доработать, чтобы защита распространилась и на туристов, предпочитающих отдыхать в пределах родины.

Еще два года назад, а именно в 2015 году Владимир Путин подписал ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристическую деятельность”. Главной целью такой инициативы было устранение фирм-однодневок, которые не влияли на наполняемость бюджета страны.

Решение о приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии или направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Закона.

Такая мера, по его мнению, позволит устранить «бессмысленную норму, не осуществляющую сейчас принцип гарантии и защиты граждан от нечистых фирм”.

Вместе с тем, подчеркнул он, «отмена лицензирования должна проходить неодномоментно, а постепенно, чтобы не разрушить туристический рынок”.

В настоящее время, считает Алешин, «недобросовестных туристических организаций развелось огромное множество”. И способствовало этому, в том числе, и «простой порядок выдачи лицензий”.

Рекомендуем прочесть: 2019 Код Оквэд Торговля Ювелирными Изделиями

ОКВЭД-2 состоит из 21 раздела, имеющих буквенное обозначение латинского алфавита. Каждый раздел подразделяется на класс, подкласс, группу, подгруппу и вид. В заявлении на регистрацию ИП цифровой код по ОКВЭД должен быть четырех-, пяти- или шестизначным. Рассмотрим на примере, как выбирать ИП вид деятельности.

При регистрации ИП виды деятельности, которые вносятся в заявление Р21001, не ограничены. На листе «А» умещается 57 кодов, но если этого для вас мало, то можно заполнить второй и третий лист «А». Обычно заявители указывают 10-20 кодов для описания связанных между собой направлений бизнеса.

Для открытия турагентства не требуется значительных инвестиций. Поэтому в докризисный период фирмы, занимающиеся выездным и внутренним туризмом, появлялись как грибы после дождя. Кризис пережили не все игроки, зато прошлый год для отечественной туристической сферы ознаменовался ростом спроса и, соответственно, появлением на рынке новых игроков.

C 01.01.2019 г. вступили в силу изменения в Законе Украины «О лицензировании» согласно, которым Лицензия — это исключительно электронная запись в ЕГР физических и юридических лиц предпринимателей, подтверждающая решение лицензионного органа о предоставлении права на ведение той или иной хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию.

Игроки российского рынка туристических услуг обеспокоены ситуацией с постоянным увеличением количества туристических агентств – среди вновь открывающихся агентств все чаще встречаются непрофессиональные компании, действия которых отрицательно сказываются на отдыхе туристов и на рынке в целом.

«Это может быть обязательное членство в какой-либо профессиональной организации, фингарантии, депозиты, которые агентства выплачивают туроператору, или страховые взносы.

Но наиболее действенным инструментом было бы лицензирование туристического бизнеса, которое сегодня, к сожалению, отменено», – отметила она.

Также Ольга Гуляр считает, что идею РОСТа должна поддержать Уральская ассоциация туризма.

Туроператор несет предусмотренную законами Республики Казахстан ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на туристское обслуживание (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Классификация и оценка туристских ресурсов Республики Казахстан, режим их охраны, порядок использования с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду и сохранения целостности туристских ресурсов Республики Казахстан, меры по их восстановлению определяются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Такие же действия коллекторы могут проводить в отношении представителя заемщика, но проверив перед беседой или звонком соответствующие документы, подтверждаемые законное представительство данного лица и согласие должника. Кстати, согласие третьего лица – представителя — коллектор также должен попросить (ст.9 ФЗ №152).

Граждане, проживающие в районах Севера, Крайнего Севера или приравненных к нему местностях, могут рассчитывать на получение северных пенсионных выплат.

Государство гарантирует досрочный порядок оформления пенсий, а также возможность получения повышенных пособий.

Так, организацию, не исполняющую своих обязательств, можно будет исключить из реестра туристических фирм. Кроме того, будет развиваться такой инструмент контроля за качеством предоставляемых компаниями туруслуг, как сертификация. «Причем тем фирмам, которые добровольно пройдут эту процедуру, будут предоставляться определенные льготы», — отметил заместитель Министра.

«Наша главная задача — следить за качеством туристических услуг. Турист должен получать качественные услуги, должен быть максимально обезопасен», — подчеркнул Чеслав Шульга.

В частности, обсуждается возможность введениях страховой защиты туриста.

В этом случае страховаться будет турпродукт, и, если возникнет какая-то непредвиденная ситуация, турист сможет без каких-либо проблем вернуть свои деньги.

08 Фев 2019 juristsib 179

  • подача документов в орган лицензирования
  • получение лицензии

10 раб.дней Лицензия на туристическую деятельность предоставляется Государственным агентством по туризму и курортам. Документы, которые необходимо предоставить в лицензионный орган:

  • заявление установленной формы;
  • гарантия банка (либо другого кредитного учреждения) о финансовом обеспечении ответственности заявителя (нотариально удостоверенная копия);
  • договор об обязательном медицинском страховании и страховании от несчастного случая туристов (копия, каждая страница которой заверяется подписью руководителя);
  • необходимые сведения о помещении (собственном либо арендованном);
  • опись пакета документов.

Законодательством предусмотрена необходимость обязательного беспрерывного обеспечения гражданской финансовой ответственности туроператора и турагента.

Заказать Нормативно-правовые акты по получению свидетельства: Преимущества сторонних юридических услуг при включении в реестр туроператоров: Вы можете поставить задачу по включению в реестр туроператоров юристу, который работает в Вашей организации, но зачастую юрист, работающийе в штате компаний, чья основная деятельность не является юридической, является слишком универсальным специалистом и обладает лишь поверхностными знаниями в данной области, в связи с этим, для того, чтобы они смогли получить для Вас свидетельство им будет необходимо углубиться в изучение законодательства в данной области, это займет у них значительную часть времени, в течение которого, они не смогут выполнять свою основную ежедневную работу, по юридическому обслуживанию компании.

Лицензия туроператора: как получить разрешение на туристическую деятельность

  • Консультации наших специалистов,
  • Полный пакет услуг для формирования пакета документов в лицензирующий орган,
  • Помощь в оформлении страховки.

Туристическая деятельность на просторах постсоветского пространства получила масштабное развитие, что дало возможность нашим соотечественникам отправляться на лучшие курорты мира и не беспокоиться об организационных моментах. Особое значение имеет лицензирование туристической деятельности.

Оно необходимо для того, чтобы защитить интересы и права туристов, а также сформировать безопасность для объектов этой индустрии. Понятие включает в себя два ключевых направления – турагентскую и туроператорскую работу, а также прочие явления, имеющие связь с организацией путешествий для групп и отдельных граждан.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Лицензирование в туризме осуществляется, в соответствии с нормативно-правовыми актами

Рассматривая этот документ, можно отметить, что он представляет собой специальное разрешение на ведение туристической работы, выдаваемое на условиях, установленных в законодательном порядке. Выдача бумаги может потребоваться физическому или юридическому лицу.

Главный закон, в соответствии с которым осуществляется лицензирование в туризме, ФЗ №128, принятый в 2001 г. Также к этой базе присоединяется ФЗ № 132 «Основы тур. деятельности в РФ». В рамках действующего закона предусмотрена очередность выдачи этой бумаги, а также основные условия, регулирующие эту работу.

Помимо этого, процесс находится под компетентным регулированием Положения «Лицензирование деятельности» под №95, принятого 11.02.2002 г.

Данный нормативный акт способствует предопределению базовых требований и условий, которые должны быть выполнены в целях получения этой бумаги.

Сведения об операторах, агентах, получивших право на лицензирование деятельности, подлежат регистрационной процедуре в рамках официального реестра.

Важно! Агентская деятельность отличается от операторского направления в том, что в первом случае производится предоставление информации. Что касается оператора, то он занимается еще и формированием продукта, включающего транспорт, трансфер, размещение, поездки.

С 2005 г. данная организация получила наименование Федерального агентства по туризму. Фирмы, которым удалось получить разрешение, подлежат занесению в гос. реестр.

Страхование деятельности туроператора — обязательная процедура

Совершение туристических поездок в большинстве случаев связано с наличием имущественных рисков – аварийная ситуация при полете, кража багажа в аэропорту, воровство имущества в отеле, заражение опасным заболеванием в экзотической стране. В связи с этим важную роль играет не только лицензия туроператора, но и страхование его деятельности, ответственности.

Оно представляет собой обязательную процедуру, которая заменила лицензирование. Операция включает в себя не только гарантирование оказания услуг, но и финансовое обеспечение страхователя в ряде случаев. Так, к основной задаче страховщика относится обязательное покрытие ущерба, нанесенного путешественнику во время туристической поездки.

Стоимость страховой работы зависит от суммы и ключевой ставки страховщика. Приблизительная цена – 0,5-10% от этого параметра.

Согласно законодательству, в частности – ФЗ№132 «Об основах туристской работы», получение данного разрешения дает возможность выступления в роли оператора и агента в процессе организации туров и путешествий в РФ и за рубежом. Организация, у которой есть лицензия на туроператорскую деятельность, может рассчитывать на следующие работы:

  • консультирование клиентов по направленностям туризма;
  • подбор оптимальных туров в соответствии с их пожеланиями и личными возможностями;
  • страхование клиентских сторон от всевозможных несчастных случаев;
  • принятие на работу квалифицированных специалистов;
  • создание новых направлений путешествий;
  • ведение деловых переговоров с потенциальными партнерами – перевозчиками, объектами размещения, экскурсионными бюро.

Как можно заметить, обзаведясь этим важным документом, есть возможность заниматься полноценным ведением деятельности и осуществлять все операции, которые она в себя включает.

Несмотря на простые требования, которые подразумевает лицензия турагентства, она не может быть выдана всем без исключения. Тем не менее, необходимо обеспечить соблюдение целого перечня условий, которые будут рассмотрены далее в материале.

Чтобы получить лицензию, нужно собрать пакет документов и обратиться в уполномоченную организацию

Порядок проведения этого мероприятия прост.

Нужно просто собрать документы, обратиться в уполномоченную организацию, при необходимости ответить на ряд вопросов, выждать время, которое уйдет на подготовку, и забрать разрешение.

На принятие решения уходит 30 дней с момента, когда впервые был подан пакет бумаг.

Учтите, что оформление заявки происходит в строго установленной форме, иначе документы могут быть отправлены на переоформление, что потребует от вас дополнительного времени. Если заявка или другие бумаги содержат ложную, недостоверную информацию, это может повлечь за собой отказ.

Есть несколько условий, которые должно выполнить лицо, обратившееся за документом, чтобы он был выдан на руки без особых проблем:

  • открытое юридическое лицо (если его нет, это может быть уполномоченный ИП или рядовой гражданин);
  • присутствие на руках договора, связанного со страхованием ответственности;
  • сумма уставного капитала также соблюдена.

Особого внимания заслуживает последний пункт, в рамках которого предполагается прописывание размера финансового обеспечения в рамках заключенного соглашения. Законодательство Российской Федерации само установило минимальные суммы капитала:

  • 500 000 р. для структур, которые осуществляют свою деятельность в области внутреннего туризма;
  • 50 000 000 р. для фирм, которые предлагают услуги по формированию зарубежных туров.

В качестве исключений из данного правила выступают фирмы, занимающиеся обслуживанием поездок менее суток, а также предприятия муниципального типа. Они ведут деятельность без начального капитала. Помимо этого, объект, рассчитывающий на получение лицензии, должен соответствовать еще кое-каким требованиям:

  1. Офис. Расположение его должно быть строго в служебном помещении, а не в объекте жилого фонда. Важно, чтобы он имел вывеску и информативную наружную рекламу, в которой указано название, согласно уставным бумагам.
  2. Персонал. Обязательно присутствие высшего образования и рабочего стажа в туристической сфере от 3 лет. Из таких сотрудников должна состоять большая половина штата предприятия.
  3. Финансовое обеспечение в плане ответственности. Важно заручиться банковской гарантией или получить ее от другого кредитного учреждения. Сумма финансового обеспечения должна быть не меньше определенных величин – минимум – 20 000 евро.

Нужно оплатить госпошлину

Лицензия на туристическую деятельность, нужна ли она? Да, но для ее получения требуется предъявление заявителем ряда бумаг:

  • заявительная бумага, составленная по указанному образцу;
  • отксерокопированные вариации всех учредительных типов документации, прошедшие нотариальное заверение;
  • копии свидетельств о государственном регистрационном процессе;
  • бумаги, доказывающие постановку на учет в налоговых структурах, обязательно содержание штампа;
  • квитанция, предполагающая оплату госпошлины.

Все документы подлежат лицензированию специальным органом, аккредитованным на ведение этой работы.

В предоставлении лицензионного разрешения на туроператорскую деятельность может быть отказано по причинам:

  • наличие в документах недостоверной информации;
  • несоответствие предоставленных бумаг нормам законодательства (ненадлежащее оформление);
  • системные ошибки и помарки, допущенные уполномоченной службой;
  • несоответствие требованиям закона объекта лицензирования;
  • возникновение сомнений у компетентного лица в плане правдивости данных.

Когда ответственный орган принял решение об отказе, он в течение 3-х дней направляет соответствующее извещение заявителю. Отказ по прочим основаниям невозможен и недопустим.

Если вы столкнулись с отказом, есть возможность его обжалования в вышестоящих инстанциях. Для этого нужно подать заявление в суд, описав сложившуюся ситуацию. В процессе повторного рассмотрения заявления компетентный орган не вправе отказать в выдаче по новым основаниям, которые ранее не были отмечены.

Для обжалования отказа, нужно подать заявление в суд

У юридического лица, осуществляющего данный вид деятельности, могут отозвать лицензию по следующим причинам:

  • нарушение правил и норм действующего законодательства;
  • жалобы со стороны клиентов на неоказание или неподобающее оказание услуг;
  • неправильное оформление документов и допущение ошибок;
  • игнорирование нововведений со стороны закона и неисполнение обязанностей в этом отношении.

Внимание! Лишение турагентства лицензии может быть временным или окончательным в зависимости от причины и степени нарушения закона.

Заключение

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *