Международное усыновление

Международное усыновление в России не является редкостью, поскольку порядок усыновления за рубежом более трудоемкий и сложный процесс. Иностранцы все чаще приезжают на территорию РФ, чтобы взять малыша в семью.

Международное усыновление иностранными гражданами российских детей

Суть международного усыновления является в устройстве детей из РФ в семьи к иностранным гражданам, которые могут обеспечить должные условия жизни и воспитания усыновленного. Основные вопросы и их решения прописаны в Европейской Конвенции об усыновлении детей 1967 года. Но все же предпочтение в первую очередь дается российским усыновителям, только при условии того, что органы опеки попечительства представят все доказательства о невозможности усыновления на территории Российской федерации, то иностранным подданным будет дана возможность поучаствовать в программе международного усыновления.

Права и обязанности

В процессе принятия в семью ребенка иностранным гражданином, у каждого из субъектов появляются права и обязанности, которые следует соблюдать.

  1. Родители вправе менять дату рождения и фамилию имя и отчество ребенка, чтобы сохранить тайну усыновления.
  2. Приемные родители и дети получают полноправные права биологических родственников.
  3. Усыновители должны предоставить необходимые условия для жизни, развития и обучения ребенка.
  4. Усыновители несут ответственность за малыша в рамках законодательства этого государства.

Если обязанности не будут соблюдены, то усыновителя могут привлечь к административной и уголовной ответственности.

Гражданство ребенка

Чаще всего малыш, который остался без опеки родителей, приобретает двойное гражданство, поскольку в процессе усыновления он не теряет статуса гражданина РФ. Если усыновленному исполнилось 10 лет, то от него требуется согласие на принятие гражданства другого государства, до этого момента, этот вопрос полностью решают приемные родители.

Требования к усыновителю

Далеко не каждый иностранный гражданин может стать кандидатом в усыновители. К нему будет предъявлен ряд требований, которым он должен соответствовать.

  1. Усыновитель должен состоять в браке с лицом противоположного пола.
  2. Иметь достаточный доход для обеспечения приемного сына/дочери всем необходимым.
  3. Иметь приватизированное жилье, которое соответствует жилищным и санитарным нормам.
  4. Не иметь серьезных проблем со здоровьем.
  5. Не иметь судимостей.
  6. Пройти специальную подготовку кандидатов в усыновители и получить соответствующий сертификат.
  7. Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть более 16-ти лет.
  8. Не являться гражданином страны, где разрешены однополые браки.
  9. Не иметь наркотической и алкогольной зависимости.
  10. Быть полностью психически здоровым.

Также усыновление запрещено для граждан Соединенных Штатов Америки, поскольку ранее были установлены случаи жестокого обращения с детьми, которые влекли за собой тяжкие телесные повреждения, в некоторых случаях ведущие к летальному исходу.

Порядок оформления

Конечно же, усыновление достаточно сложный процесс, особенно для иностранцев, поэтому им стоит сначала разобраться в особенностях порядка оформления документом для принятия в семью ребенка оставшегося без попечения родителей.

Общие условия

Принцип оформления документов схож с подачей документов российского гражданина, но имеет ряд особенностей. К тому же, не стоит забывать, что процедура будет более длительной, поскольку в приоритете устройство малыша в семью из России. Даже если процесс оформления уже практически подойдет к концу, но вдруг появится кандидат на усыновление или даже на опеку гражданину из России, то выбор падет на него.

Куда обращаться

Для иностранцев, принявших решение взять на попечение сироту, порядок оформления усыновления русских детей является следующим:

  1. Консультация в ООП по месту жительства предполагаемого приемного сына (дочери).
  2. Сбор полного пакета документов.
  3. Подача заявления на усыновление, к которому прилагается вся необходимая документация.
  4. Проверка состояния жилищных условий представителем ООП.
  5. Ознакомление с актом проверки.
  6. Ожидание ответа в течение 2-х недель
  7. Выбор сироты для принятия в семью.
  8. Подача заявления в суд вместе с пакетом документов.
  9. Присутствие на заседании суда.
  10. Ребенок теряет статус сироты и принимается в семью.
  11. Регистрация усыновленного в Загсе.
  12. Необходимо поставить на учет усыновленного в миграционной службе.

Не стоит забывать о том, что органы опеки и попечительства должны прийти проверить условия для жизни и воспитания усыновленного/удочеренного, и как показывает практика, дополнительные проверки осуществляются на протяжении первых 3-х лет с момента усыновления.

Необходимые документы

Прежде чем подавать заявление в суд, иностранному подданному следует приготовить следующий пакет документов:

  1. Документ, удостоверяющий его личность.
  2. Заявление в органы опеки и попечительства, в котором изъявлено желание усыновить русского малыша.
  3. Анкета.
  4. Выписка из базы данных.
  5. Соглашение на наблюдение за семьей, в которой будет проживать усыновленный для проверки необходимых условий проживания.
  6. Согласие соответствующего органа на контроль усыновленного в миграционной службе РФ.
  7. Ксерокопия сертификата о прохождении курсов для приемных родителей.
  8. Акт об обследовании жилищных условий кандидата.
  9. Лицензия для компании-посредника
  10. Разрешение на въезд на территорию государства, заявленную как место проживания.

Все документы должны быть переведены на русский язык и представлены в двух экземплярах, поскольку один понадобится для подачи иска в суд, а второй — для признания кандидата.

Стоимость оформления опеки

На территории Российской Федерации оформление опеки, попечительства и процесс усыновления является абсолютно бесплатным, наоборот государство выплачивает пособия и предоставляет льготы для опекунов и усыновителей.

Сроки

В среднем, иностранным гражданам приходится ждать решения суда об усыновлении ребенка около 1,5 лет, в зависимости от обстоятельств.

Отмена усыновления

Отмена усыновления в судебном порядке производится, если были нарушены права ребенка независимо от гражданства и условий проживания усыновителя. После решения суда, все обязанности и права аннулируются для обеих сторон.

Контролирующие органы

Контроль за усыновленным из России осуществляется консульским учреждением, в котором указанный ребенок поставлен на учет.

В любом случае, процесс принятия в семью малыша из РФ требует терпения и целеустремленности для кандидатов из других государств, но как показывает практика, в большинстве случаев суды дают положительный ответ и малыш наконец-то обретает семью.

Законодательное регулирование

Термин «международное усыновление» носит в известной степени условный характер и означает усыновление, в котором усыновитель и усыновляемый имеют гражданство различных государств либо факт усыновления имел место за границей. Усыновление детей иностранны­ми гражданами — явление широко распространенное, чему способству­ет деятельность специально созданных для данных целей организаций (например, в Италии — Организация независимых посредников).

К сожалению, на практике нередко встречаются ситуации зло­употребления иностранными усыновителями своими правами в отно­шении усыновленных детей, что придает криминальный оттенок международному усыновлению в целом. Ситуация усугубляется тем, что ребенка увозят в другую страну и государство может контроли­ровать его судьбу только через его посольство и консульские учреж­дения в соответствующем государстве. Однако не обо всех случаях международного усыновления становится известно российским загранучреждениям. В целях исправления ситуации постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. утверждены Правила поста­новки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (в ред. от 10 марта 2005 г.).

В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. В Конвен­ции участвуют практически все государства (за исключением США и некоторых других), и она является самым многосторонним дого­вором в мире — 192 участника. Среди многочисленных прав ребенка, которые государства обязуются обеспечить на своей территории, Конвенция упоминает право ребенка на возможность быть усынов­ленным в своей стране в приоритетном порядке (аналогичная норма закреплена в ст. 124 СК РФ).

По итогам проверки Генеральной прокуратуры в 45 субъектах РФ, организованной в 2005 г. в связи со значительным «ростом количества иностранных усыновлений российских детей, было установлено, что в последние два года темпы роста иностранных усыновлений начали во многих субъектах превышать внутрироссийское усыновление. Прокуро­рами установлены многочисленные нарушения законов в деятельности различных органов, которые обязаны обеспечивать приоритет россий­ского усыновления, но не делают этого. В нарушение ст. 122 СК РФ информация о детях, оставшихся без попечения родителей, направляется в органы опеки и попечительства и в государственный банк данных таких детей несвоевременно. К примеру, в Свердловской области в 2005 г. несвоевременно представлены в государственный банк данных сведения о 841 таком ребенке. Аналогичные факты выявлены в Чувашской рес­публике, Костромской, Новосибирской, Томской и ряде других областей. Изучением анкет детей установлено, что в Красноярском, Приморском краях, Владимирской, Тверской, Ярославской областях в них отсутству­ют сведения о мерах, принятых к устройству детей в российскую семью. Деятельность органов опеки и попечительства по-прежнему сведена к подбору детей только тем российским гражданам, которые сами обра­тились с такой просьбой. Работа по подбору детям родителей не ведется. В г. Москве в 2005 г. иностранными гражданами усыновлено 113 россий­ских детей. При этом в Департаменте образования в отношении 106 из них отсутствуют сведения о конкретных лицах из числа российских граждан, которым эти дети предлагались для усыновления. Установлены факты внесения в анкеты сфальсифицированных сведений о мерах, принимаемых по устройству детей в российские семьи. Установлено, что в Приморском, Красноярском краях, Свердловской, Владимирской, Ивановской, Пермской, Псковской и других областях наряду с экскур­сионными турами организовывались поездки, основной целью которых являлось знакомство детей с потенциальными иностранными усынови­телями. Российские дети без какого-либо документального оформления неделями проживали в семьях иностранцев, а потом ими же усыновля­лись, что противоречит требованиям законодательства о международном усыновлении. Для устранения выявленных нарушений закона Гене­ральной прокуратурой внесено представление министру образования и науки РФ.

Согласно ст. 21 Конвенции установлено, что усыновление в дру­гой стране может рассматриваться в качестве альтернативного спо­соба ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невоз­можным. При этом государства-участники должны обеспечить, что­бы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усынов­ления внутри страны.

Россией подписана, но пока не ратифицирована Конвенция о за­щите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г.

Конвенция определяет, что усыновление может иметь место только в том случае, когда компетентными властями государства происхожде­ния: 1) установлено, что ребенок может быть усыновлен; 2) определено после надлежащего рассмотрения возможностей устройства ребенка в государстве происхождения, что межгосударственное усыновление наи­лучшим образом отвечает интересам ребенка; 3) приняты меры к обес­печению того, чтобы компетентные власти, ответственные за усыновление, дали свое согласие свободно, в надлежащей правовой форме и в пись­менном виде и такое согласие не было получено с помощью какого бы то ни было платежа или компенсации. Принимая во внимание возраст и степень зрелости ребенка, компетентные власти обязаны обеспечить надлежащее информирование ребенка о последствиях его согласия на усыновление. При этом должны быть учтены желание и мнение ребенка. Усыновление может состояться в том случае, когда властями прини­мающего государства: 1) определено, что потенциальные усыновители заслуживают доверия и обладают соответствующими качествами; 2) га­рантировано, что с потенциальными усыновителями проведены необхо­димые консультации; 3) установлено, что ребенку позволено или будет позволено постоянно проживать в данном государстве. В Конвенции определены функции центральных инспекций и уполномоченных орга­низаций, создаваемых для контроля над международным усыновлением, требования к процедуре международного усыновления, признания госу­дарствами последствий усыновления.

Семейный кодекс России ввел судебный порядок усыновления при соблюдении ряда условий: необходимость получения разре­шения на усыновление, наличие у усыновителя условий для содер­жания детей, близость языка и культуры и др. Как и ранее действо­вавший КоБС РСФСР, Семейный кодекс РФ допускает возможность усыновления детей — граждан РФ иностранцами. Иностранному усыновлению посвящена ст. 165 СК РФ, а также ряд специальных нормативных актов, среди которых постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. (в ред. от 10 марта 2005 г.) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осущест­вления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без граж­данства».

Большинство континентальных европейских государств, традици­онно открытых для иностранных усыновителей, подчиняют иност­ранное усыновление личному закону усыновителя. Логика данного подхода заключается в том, что иностранный усыновитель, как пра­вило, увозит ребенка в свою страну, поэтому необходимо соблюдение требований, прежде всего соответствующего иностранного законода­тельства. В США, напротив, применимое право к международному усыновлению — это право страны суда. Однако во всех странах законом страны суда определяются императивные требования к усыновлению: необходимость получения согласия со стороны усыновляемого, до­стигшего определенного возраста (от 10 до 21 года); особые требо­вания к возрасту усыновителей (от 18 до 50 лет); наличие разницы в возрасте между усыновляемым и усыновителем (от 10 до 30 лет); запрет на усыновление единственным усыновителем ребенка противо­положного пола; запрет усыновления лицами, уже имеющими детей, и даже признание усыновления недействительным в случае последу­ющего рождения в семье ребенка.

Россия следует подходу стран континентального права: согласно ст. 165 СК РФ усыновление в России иностранными гражданами российских детей производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Если иностранный усыновитель состоит в браке с российским гражданином, то усыновление российского ребенка производится в порядке, установленном для граждан РФ. В некоторых договорах о правовой помощи по гражданским и семейным делам усыновление может регулироваться также законодательством государства, в котором усы­новитель имеет свое постоянное местожительство.

Однако во всяком случае при международном усыновлении должны соблюдаться требования ст. 124-133 СК РФ (за искл. абз. 8 п. 1 ст. 127, абз. 5 ст. 130): 1) усыновление допускается в отношении не­совершеннолетних детей и только в их интересах; 2) усыновление братьев и сестер разными лицами допускается только в случаях, когда усыновление отвечает интересам детей; 3) усыновление детей ино­странцами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников; 4) усыновитель должен соответствовать требо­ваниям, указанным в ст. 127-128 СК РФ.

Должен быть соблюден порядок усыновления: 1) постоянно прожи­вающие за пределами РФ российские граждане, а также иностранцы, не являющиеся родственниками детей, могут усыновлять российских детей по истечении трех месяцев со дня включения сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без по­печения родителей; 2) дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновите­лей, прокурора, а также органов опеки и попечительства, которые представляют заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка.

Однако, прежде чем дело дойдет до судебного заседания об уста­новлении усыновления, иностранные кандидаты в усыновители долж­ны представить в компетентный российский орган ряд документов: заявление с просьбой о подборе ребенка на усыновление с указанием своих данных и данных о ребенке, которого они хотели бы усыно­вить; заключение компетентного органа государства своего граждан­ства об условиях их жизни и возможности быть усыновителями; письменное обязательство о постановке на учет в консульском уч­реждении РФ усыновляемого ребенка и др.

Порядок усыновления, в том числе порядок международного усы­новления, регламентируется гл. 24 ГПК РФ. В данной главе отражены некоторые особенности международного усыновления: иностранцы подают заявление об усыновлении в суд субъекта РФ (российские граждане — в районный суд). Наряду с документами, требуемыми для российских граждан, иностранные усыновители должны также представить заключение компетентного органа государства их гражданства или постоянного места жительства об условиях их жизни и о возмож­ности быть усыновителями, а также разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребен­ка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства. Документы иностранных усыновителей должны быть легализованы и переведены на русский язык (перевод должен быть нотариально удостоверен).

Практика показывает, что нарушения при международном усы­новлении достаточно часты.

Так, в 1998 г. Санкт-Петербургский городской суд вынес решение об удочерении американскими гражданами дагестанской девочки Айзанат при ее живой матери и при отсутствии ее согласия на удочерение. Мать узнала об удочерении своего ребенка только тогда, когда судья известил ее о вынесенном решении телеграммой. В данном конкретном случае не было правовых оснований еще в период внесудебной подготовки дела передавать сведения о девочке потенциальным усыновителям. Дееспо­собная мать не была лишена родительских прав, место ее нахождения всем было известно. Она имеет высшее педагогическое образование, воспитывает без мужа еще двоих детей. Третий ребенок родился вне брака. Поэтому до разрешения вопроса признания маленькой Айзанат дагестанскими родственниками мать решила временно поместить ее в Санкт-Петербургский дом ребенка, о чем и указала в своем заявлении. Суд в процессе рассмотрения дела о международном усыновлении не привлек ни мать девочки, ни других близких родственников к участию в процессе.

Посредническая деятельность по усыновлению детей запрещена. Однако такой посреднической не считается деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государ­ствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора или на основе принципа взаимности (ст. 216.1 СК РФ).

В этой связи постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. утверждено Положение «О деятельности органов и органи­заций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контролю за ее осуществлением» (действует в ред. от 10 марта 2005 г.). В соответствии с Положением деятель­ность иностранных организаций по усыновлению детей осущест­вляется на территории РФ через их представительства, решение об аккредитации которых принимает Министерство образования РФ по согласованию с рядом российских министерств.

В Положении перечислены основания для отказа в аккредитации, в том числе наличие негативной информации о деятельности иност­ранной организации или ее представительства. Представительства представляют соответствующим российским органам документы об иностранных кандидатах в усыновители для подбора ребенка на усы­новление, оказывают необходимую помощь в оформлении усыновле­ния, направляют в соответствующие российские органы отчеты об условиях жизни детей в семьях усыновителей и т.п.

Иностранцам при усыновлении ребенка, являющегося граждани­ном РФ и проживающего за пределами РФ, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление от властей того субъек­та РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории РФ.

В связи с участившимися фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами, Генеральной прокуратурой РФ в 25 субъектах РФ организованы и проведены проверки исполнения требований законов в деятельности представительств иностранных агентств, занимающихся усыновлением, и органов власти и управления России, работающих с ними. Проверками установлены многочисленные нарушения закона в этой сфере, что, в свою очередь, является условием, способствующим усыновлению детей недобросовестными иностранными гражданами. В нарушение требований гл. 19 СК РФ и изданных в его развитие постановлений Правительства РФ деятельность указанных представительств на территории России Министерством образования РФ надлежащим образом не организована и контроля за ней не осущест­вляется. В частности, по состоянию на 12 мая 2005г. на территории России в установленном порядке было аккредитовано только одно предста­вительство. У остальных 86 представительств сроки аккредитации истек­ли. Прокурорами установлены факты наделения региональных предста­вителей агентств полномочиями, выходящими за рамки действующего законодательства. В частности, сотрудникам агентства «Зе Эдопшн Рисорс сентер, инк.» (США) в нарушение закона предоставлялось право запрашивать и получать в официальных органах и организациях по каждому усыновляемому ребенку полную и подробную информацию о состоянии его здоровья, умственном и физическом развитии, условиях жизни и воспитания, производить его видео- и фотосъемку в детском учреждении. Кроме того, установлены факты совмещения руководите­лями государственных и муниципальных образовательных учреждений их должностей с работой в иностранных представительствах по усынов­лению. В некоторых личных делах усыновленных детей обнаружены документы, свидетельствующие о различного рода поборах за услуги, оказываемые усыновителям представителями агентств по усыновлению. Вопреки п. 16 постановления Правительства РФ от 28 марта 2000г. № 268 иностранные представительства несвоевременно направляют в со­ответствующие органы субъектов РФ отчеты об условиях жизни и вос­питания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.

Контрольные вопросы

1. Каков основной метод регулирования семейных отно­шений с иностранным элементом в международном частном праве?

2. Правом какого государства регулируются форма и ус­ловия заключения брака по законодательству России и зарубежных стран?

3. В суды какого государства целесообразно предъявлять иск о взыскании алиментов, если между государства­ми отсутствует договор о взаимном признании и ис­полнении судебных решений?

4. Закону какого государства подчиняется международ­ное усыновление?

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10059

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

Елена Юрьевна КАЧАЛОВА, старший преподаватель кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук (г. Краснодар) E-mail: konovalov54@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем, что достаточно обширное российское законодательство, регулирующее сферу международного усыновления, затрагивает не все его аспекты. По мнению автора, необходимо совершенствовать правовые нормы в аспекте отдельных условий и требований для иностранных граждан, желающих усыновить российских детей.

Ключевые слова: международное усыновление, иностранные граждане, семейное законодательство, государство, права ребенка.

Keywords: international adoption, foreign citizens, family law, state, child rights.

В последнее время в обществе и научных кругах активно обсуждаются проблемы усыновления и воспитания детей в приемных семьях.

Семейное законодательство России предусматривает возможность усыновления российских детей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, отдавая приоритет россиянам. Вместе с тем наряду с национальным имеет место международное усыновление.

Конвенция о правах ребенка1 закрепляет право каждого ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Конвенция предусматривает такую помощь, как передача на воспитание или усыновление в другой стране.

В последнее время участились скандалы, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами. И связано это в первую очередь с ненадлежащим выполнением иностранцами своих родительских обязанностей, проявлением жестокости, физического и сексуального насилия в отношении усыновленных ими российских детей2.

С 1 января 2013 г. в России действует запрет на усыновление детей-сирот гражданами США (Закон Димы Яковлева3). В соответствии с этим Законом не позволено усыновлять детей: гражданам США; лицам, состоящим в однополом браке; одиноким мужчинам и женщинам — гражданам стран, где разрешены однополые союзы. Другие условия одинаковы как для иностранных, так и для российских усыновителей (ст. 127 СК РФ)4.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ гарантируются покровительство и защита Российской Федерации несовершеннолетним усыновленным и находящимся за границей5.

Первой проблемой международного усыновления является несовершенный государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, которые усыновлены иностранными гражданами6.

С моральной точки зрения, каждый человек, тем более ребенок, должен быть счастливым. Дети, живущие в детских домах, очень быстро привязываются к новым людям, потенциально видя в них будущих родителей. Случается, что родные родители не всегда могут дать столько любви и заботы, сколько дают приемные. Почти всегда семья принимает ребенка, но бывают ситуации, когда ребенка возвращают обратно, при этом и обращаются с ним плохо. Причиной конфликтов в семье, усыновляющей ребенка, зачастую являются обманутые ожидания приемных родителей. Самым распространенным является ожидание того, что дети-сироты будут благодарны своим приемным родителям за их заботу или только за то, что они приняли их в свою семью7. Непослушание ребенка воспринимается как личная обида, неуважение к родителю и приводит к отсутствию взаимопонимания с ребенком.

Когда ребенок попадает в иностранную приемную семью, начинается длительный и сложный процесс адаптации в другом государстве. Это связано с незнанием культуры, языка, правил поведения. Кроме того, первоначальное воспитание, ценности, религиозные, этические, психологические убеждения ребенка значительно отличаются от ценностей, принципов и убеждений жителей страны, в которую его привезли усыновители. В результате ребенок, не знающий языка и реалий новой страны, испытывает значительный шок. Родители зачастую даже не подозревают о том, что у ребенка могут быть свои желания и возможности. Приемные родители, которые жестоко обращаются с детьми, не могут найти баланс между своими собственными желаниями и желаниями ребенка8.

По российскому законодательству родители, усыновившие ребенка, должны регулярно предоставлять отчеты. Однако если они и предоставляются, то зачастую содержат недостоверные сведения.

Второй проблемой является вопрос подготовки иностранных усыновителей к принятию в семью ребенка.

С правовой точки зрения усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является важным механизмом государственной защиты детства. Основой правового регулирования международного усыновления является то, что оно должно соответствовать одновременно требованиям российского права и права иностранного государства, гражданином которого является кандидат в усыновители или, в случае если это лицо без гражданства, на территории которого он имеет постоянное место жительства9. В связи с этим следует отметить, что Министерство юстиции РФ в ряде случаев не располагают законодательством иностранных государств и практикой его при-менения10.

В статье 127 СК РФ предусмотрено, что одним из критериев усыновителей является прохождение специальной подготовки, которая может проходить в стране, гражданами которой они являются. Минобрнауки России разработало порядок подготовки усыновителей11, включая иностранных кандидатов в приемные родители. Целесообразно включить в перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении (ст. 271 ГПК РФ), основной нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы усыновления в государстве, гражданином которого является усыновитель или, в случае если это лицо без гражданства, на территории которого он имеет постоянное место жительства12.

Еще одна проблема — установление достоверности таких документов.

Как правило, справки иностранных граждан и лиц без гражданства подписаны частнопрактикующими врачами; право собственности или пользования жилым помещением иностранные граждане и лица без гражданства подтверждают справками, выданными страховыми агентами либо служащими налоговых служб; справки об отсутствии судимости выдают помощники судей, полицейские участков, а заключения об условиях жизни и о возможности быть усыновителями оформляются агентствами по усыновлению, социальными работниками. Многочисленны факты неправильных, неточных переводов, несоответствия данных переводов и данных оригиналов документов.

Известно, что иностранные граждане усыновляют больных российских детей. Тем не менее в социально-психологических отчетах о возможности заявителей быть усыновителями ребенка компетентные органы иностранных государств в подавляющем большинстве случаев ни-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

когда не указывают на то, признаются ли иностранные граждане пригодными для международного усыновления ребенка, имеющего серьезные проблемы со здоровьем. А ведь это имеет существенное значение: одно дело — усыновление здорового ребенка, с которым меньше проблем, как материальных, так и психологических, а другое дело — больного.

Третья проблема международного усыновления —посредничество.

Статья 126.1 СК РФ запрещает посредническую деятельность по усыновлению детей. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль за осуществлением деятельности органов и организаций иностранных государств за усыновлением российских детей подразумевает мониторинг и проверку, которые систематически проводит Министерство образования и науки РФ13. Однако никаких требований к иностранным государственным органам и организациям, ограничивающих их право на получение разрешения на открытие представительства, российским законодательством не установлено, а лишь содержит исчерпывающие перечни документов, которые они должны представить в Министерство образования и науки РФ для получения соответствующих разрешений. Несмотря на получивший широкий резонанс случай с калифорнийской организацией «Юнона», которая разыскивала информацию о российских детях и продавала ее агентствам по усыновлению, в современном российском законодательстве по-прежнему нет статьи за незаконное усыновление14.

В статье 32 Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления запрет посредничества при усыновлении еще более конкретизирован: никто не должен получать неоправданную финансовую или иную выгоду от деятельности, которая касается межгосударственного усыновления15.

Четвертая проблема международного усыновления — невозможность отмены усыновления.

В случае удовлетворения судом заявления иностранных граждан об усыновлении органы ЗАГСа на основании решения суда вносят изменения в актовую запись о рождении ребенка и выдают свидетельство о рождении, в котором иностранные граждане указываются родителями ребенка, а также по просьбе усыновителей полностью изменяются фамилия и имя ребенка. После того, как ребенок выезжает с новыми родителями за пределы РФ, его судьбу сложно отследить.

Национальное законодательство некоторых иностранных государств (например, Испании) позволяет усыновителям вносить изменения в национальные актовые записи о рождении детей, в результате чего в этих записях может отсутствовать указание об усыновлении ребенка. Италия не признает отмену усыновления. Иными словами, если по каким-либо причинам решение российского суда об усыновлении будет отменено (например, в порядке надзора), то такой процедуры иностранное законодательство не признает.

Российский суд без согласия усыновителей не сможет воспользоваться такой процедурой, как отмена усыновления самим судом, вынесшим решение об усыновлении. В случае если иностранные граждане, усыновившие российского ребенка, не справятся с его воспитанием и содержанием либо по другим причинам окажутся непригодными для воспитания ребенка и не обратятся сами в суд России, ребенок остается в иностранном государстве и передается в другую семью либо социальное учреждение. А если учесть, что обязательство следить за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка не обеспечено никакими механизмами контроля и принудительного исполнения компетентного органа иностранного государства, то о действительной судьбе усыновленного ребенка можно никогда не узнать.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация на рынке международного усыновления требует немедленного реформирования подходов к усыновлению. Правовые акты и соглашения, регламентирующие международное усыновление, не являются универсальными, содержат много противоречий и не достигают главной, на наш взгляд, цели — защиты ребенка в иностранной семье.

Закон Димы Яковлева не смог заменить усыновление детей российскими семьями вместо иностранных16. Законодателю следует совершенствовать законодательство об усыновлении в

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

направлении усиления проверки иностранных кандидатов на усыновление (уделить особое внимание их медицинскому и юридическому обследованию), унификации норм в сфере международного усыновления и сотрудничества между соответствующими органами РФ и других стран, контроля за условиями проживания и социальной адаптации ребенка в зарубежных семьях.

В заключение следует подчеркнуть, что законодательство всего Евросоюза практически исключает международное усыновление. В результате многочисленных политических и общественных дебатов в Государственной Думе РФ активно обсуждают вопрос о полном запрете на иностранное усыновление российских детей.

2018 — 2027 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием детства17. Хочется верить, что принимаемые государством меры позволят детям, оставшимся без попечения родителей, жить и воспитываться в российских семьях в условиях заботы, всестороннего развития и уважения человеческого достоинства.

4 Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7 Захарова Ж.А. Предотвращение насилия в семье (опыт регионов). М.: Наука, 2005.

8 Корыткина Е.С. Обманутые ожидания усыновителей и приемных детей как одна из основных причин конфликтов при международном усыновлении // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского гос. ун-та. 2010. № 1(7). С. 35—36.

9 Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята 03.12.1986 г. Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН) // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на 41-й сессии (16 сентября — 19 декабря 1986 г.). Генеральная Ассамблея. Офиц. отчеты. 41-я сессия. Дополнение № 53 (A/41/53). Организация Объединенных Наций. С. 328—330.

10 Завражнов В. Усыновление иностранцами детей — российских граждан // Рос. юстиция. 2001. № 7. С. 32.

11 Приказ Минобрнауки России от 13.03.2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 г. № 37205) // Рос. газ. 2015. № 105.

13 Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 654 (ред. от 16.12.2014 г.) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

17 Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Условия, при которых дети – граждане Российской Федерации могут быть усыновлены иностранными гражданами

Усыновление (удочерение) детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) допускается только в случаях, если не представляется возможным передать таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданамили лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, поистечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение):

  • гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей;
  • лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Усыновление на территории России иностранными гражданами ребенка – гражданина Российской Федерации производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления обусыновлении. При этом должны быть также соблюдены соответствующие требования Семейного кодекса Российской Федерации с учетом положений международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление допускается только в интересах детей с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовноеи нравственное развитие.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключение мслучаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, усыновляют детей – граждан Российской Федерации в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В случае, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка,установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Требования к усыновителям – иностранным гражданам

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Ребенок можетбыть усыновлен как супругами, так и одним лицом, состоящим или не состоящим в браке. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того жеребенка.

Не могут быть усыновителями:

  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка.
  • Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, включает следующие заболевания:
    1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.
    2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связисо стойкой ремиссией.
    3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.
    4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.
    5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.
    6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.
  • лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лица, не имеющие постоянного места жительства
  • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование вотношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы иоскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особотяжкие преступления;
  • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке;
  • лица, не прошедшие подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенныхна них обязанностей).

Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации (далее – кандидаты в усыновители), могут представить документы о прохождении подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Кандидаты в усыновители, не прошедшие подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, в праве пройти указанную подготовку на территории Российской Федерации.

Требование обязательного прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не распространяется на следующие категории кандидатов в усыновители:

  • отчимы (мачехи) ребенка;
  • близкие родственники ребенка;
  • лица, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;
  • лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которыене были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд также вправе отступить отуказанного требования и в отношении других граждан с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств;

Порядок обращения иностранных граждан с целью получения информации о детях

Кандидаты в усыновители вправе обратиться за информацией о детях, которые могут быть усыновленыв орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, на который возложены полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее –государственный банк данных о детях), по своему выбору.

Обращение кандидатов в усыновители с целью получения информации о детях ворганизации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома и другие) не допускается.

Граждане могут обратиться:

  1. лично к региональному оператору;
  2. через представительства иностранного государственного органа или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившие соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) на территории Российской Федерации (далее — представительство иностранной организации по усыновлению).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, представляет региональному оператору документы, удостоверяющие его личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и представляет следующие документы:

  1. заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;
  2. заполненный раздел 1 анкеты гражданина;
  3. обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка;
  4. обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни ивоспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;
  5. копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;
  6. заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства — государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;
  7. обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя).
  8. обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка;
  9. документ компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители (удочерители), подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого он является, признания союза, заключенного между лицами одного пола, браком (предоставляется вслучае обращения лица, не состоящего в браке);
  10. копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах»е» — «и» настоящего пункта;
  11. копию свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), оформленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам;
  12. копию программы, утвержденной в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам, по которой проводилась подготовка кандидатов в усыновители (удочерители);
  13. документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ.

Иностранный гражданин в случае выезда на момент оформления им усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам), кроме документов, указанных в подпунктах «а» — «д», «и» и «л» — «н»,представляет следующие документы:

  • заключение о возможности быть усыновителем (удочерителем) и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства;
  • заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления (удочерения), выданные компетентным органомэтого государства;
  • копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке указанных документов.

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося его родственником, кроме необходимых документов представляет в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие факт своего родства с усыновляемым ребенком.

Все документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть удостоверенв консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах «е» — «н», то они могут рассматриваться втечение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Представление интересов усыновителей – иностранных граждан на территории Российской Федерации другими лицами или организациями

На территории Российской Федерации не допускается посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей (далее – организации по усыновлению детей), которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Организации по усыновлению не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Обязательное личное участие лиц, желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права иобязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

Представлять интересы иностранных граждан в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации могут организации по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.

Представительства организаций по усыновлению детей вправе:

  1. представлять документы кандидатов в усыновители региональному оператору государственного банка данных о детях для подбора ребенка на усыновление, атакже в суд для усыновления;
  2. получать на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке. Передача третьим лицам производной информации оребенке, полученной с целью предоставления конкретному иностранному гражданину, а также использование ее каким-либо иным способом не допускается;
  3. оформлять приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;
  4. организовывать прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывать им необходимую помощь в оформлении усыновления;
  5. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получать решения суда об усыновлении, а также оказывать содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы Российской Федерации;
  6. осуществлять на территории Российской Федерации иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители и усыновителей, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

Конфиденциальная информация о ребенке, а также направление на посещение ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется оператором государственного банка данных о детях только лично кандидатам в усыновители.

Кандидаты в усыновители также обязаны лично:

  • познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
  • ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
  • подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключениемо состоянии здоровья ребенка.

Порядок принятия решения об усыновлении ребенка иностранными гражданами

Принятие решения об усыновлении ребенка иностранными гражданами производится соответственно верховным судом республики, краевым судом, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судомавтономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка позаявлению кандидата в усыновители.

В заявлении об усыновлении должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;
  • фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка,наличии у него братьев и сестер;
  • обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;
  • просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта орождении.

К заявлению об усыновлении ребенка должны быть приложены:

  1. копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом,не состоящим в браке;
  2. копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;
  3. при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;
  4. медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);
  5. справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
  6. документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или правособственности на жилое помещение;
  7. документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;
  8. документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося безпопечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
  9. заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (государства, в котором они имеют постоянное место жительства), обусловиях их жизни и о возможности быть усыновителями;
  10. разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Суд при необходимости может затребовать и иные документы, в том числе документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые кандидаты в усыновители ссылаются в обоснование своих требований или возражений, легализованные в установленном порядке.

Если состоящие в браке кандидаты в усыновители являются гражданами государства, в котором разрешены однополые браки, или постоянно проживают в таком государстве, суд выясняет, допускает ли законодательство этого государства возможность переустройства усыновленного ребенка в его интересах в другую семью, и имеется ли вступивший в силу международный договор о сотрудничестве в области усыновлениядетей между Российской Федерацией и этим государством, предусматривающий, что решение о переустройстве ребенка в другую семью, в том числе об усыновлении его другими лицами, не может быть принято без согласия компетентного органа Российской Федерации.

Если законодательство иностранного государства допускает переустройство усыновленного ребенка, а вышеуказанный международный договор отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявления об усыновлении ребенка.

Все документы представляются в суд в двух экземплярах. Документы должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.

Решение суда об усыновлении вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Указанный срок составляет 10 дней.

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда. Усыновители обязаны лично забрать ребенка по местуего жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Расходы, связанные с усыновлением детей – граждан Российской Федерации

Процедура усыновления детей на территории Российской Федерации независимо от гражданства усыновителей является бесплатной.

Получение государственными и муниципальными служащими вознаграждения всвязи с исполнением ими служебных обязанностей (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) запрещено. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки, равно как и дача взятки, влекут за собой уголовную ответственность.

Размер стоимости услуг иностранных организаций по усыновлению детей регулируется законодательством соответствующего иностранного государства. Деятельность указанных организаций и предоставляемые ими услуги не должны способствовать получению неоправданной коммерческой выгоды.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ
Постановка усыновленных детей на консульский учет

Усыновители обязаны в трехмесячный срок со дня въезда усыновленного ребенка вгосударство их места проживания поставить ребенка на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации, находящемся в пределах консульского округа на территории этого государства, либо, при отсутствии такого учреждения, в дипломатическом представительстве Российской Федерации.

Для постановки ребенка на консульский учет усыновители представляют в консульское учреждение Российской Федерации следующие документы:

  1. заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением 2 фотографий ребенка;
  2. свидетельство об усыновлении (удочерении);
  3. документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка.

По желанию усыновителей постановку на консульский учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из России через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Контроль за постановкой ребенка на консульский учет осуществляет организация по усыновлению детей, представлявшая интересы кандидатов в усыновители на территории России, либо компетентный орган иностранного государства, давший обязательство осуществлять указанный контроль.

Указанные организация или орган не позднее чем через 1 месяц с даты постановки ребенка на консульский учет представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации справку о постановке на консульский учет или копию паспорта ребенка с отметкой о его постановке на консульский учет.

При перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания.

Представление отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей

Компетентный орган или организация иностранного государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок, давшие соответствующее обязательство, осуществляют подготовку отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей и представляют указанные отчеты в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В отчетах должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, его обучении, эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье (форма отчета прилагается). К отчетам прилагаются фотографии семьи и ребенка на момент составления отчетов.

Первое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится поистечении 2 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 4-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 5 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Пятое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

По истечении 3 лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты составления предыдущего отчета. Отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты составления предыдущего отчета.

Отчеты представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства.

Представляемые отчеты должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, а также переведены на русский язык. Перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства усыновителей либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Дополнительную информацию и разъяснения по вопросам усыновления детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами можно получить в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора государственного банка данных одетях, оставшихся без попечения родителей.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *