Мониторинг цен строительных ресурсов

Ресурсный метод сметных расчетов

Ресурсный метод формирования сметной стоимости строительства – это форма расчета возведения объектов, зданий и сооружений с учетом текущих цен на строительные материалы, использование техники и труда рабочих. Сегодня в России, для расчета стоимости строительства, используются промежуточные индексы, умножаемые на цены 2001 года.

В рамках государственной реформы системы ценообразования в строительстве, по плану Минстроя России, во второй половине 2018 года будет введена ресурсная модель управления жизненным циклом строительных объектов. Для расчета строительства всех объектов, возводимых за счет государственного бюджета, станет обязательным ресурсный метод формирования сметной стоимости.

Ключевой задачей, проводимой Минстроем России реформы, является повышение прозрачности расходования бюджетных средств. В основном для этого использовались административные методы контроля. В современных условиях, интенсивное развитие информационных технологий позволяет перейти от контролирования за строительством к управлению всем жизненным циклом строительного объекта.

В данной статье мы будем публиковать новости по мере внедрения новой модели.

Информационная система ценообразования в строительстве (подробнее: ФГИС ЦС).

Для ввода ресурсного метода необходимо обеспечить всеобъемлющий мониторинг цен в строительстве. Для этого Минстроем России создана и формируется специальная информационно-аналитическая система, которая обеспечит централизованный сбор данных от производителей и импортеров строительных ресурсов. После проведения расчетов специалистами Главгосэкспертизы России (оператором ФГИС ЦС), система предоставит открытые сведения по стоимости на строительные ресурсы всем участникам строительства.

На данный момент продолжается предварительный мониторинг и формирование базы данных.

Ресурсный метод позволит:

  • определять максимально точную сметную стоимость объектов капитального строительства;
  • минимизировать риски завышения сметной стоимости, за счет достоверности предоставляемой информации;
  • учитывать точные затраты на транспортную логистику или труд рабочих в конкретном регионе;
  • выстроить современный подход к ценообразованию и повысить его качество.
  • Задачи внедрения информационных систем в строительстве:

    • обеспечить единый мониторинг цен строительных ресурсов во всех субъектах страны, с учетом региональных особенностей;
    • предоставить удобный и оперативный доступ на актуальные сметные цены по каждому конкретному региону;
    • осуществить переход на ресурсный метод сметных расчетов;
    • наладить взаимодействие профессиональных сообществ в строительной и смежных сферах.
    • Подготовка сметчиков и проектировщиков

      Составление проектной и сметной документации с помощью информационных систем предполагает переосмысление прежнего процесса работы. Увидеть все преимущества и удобства удастся только при активном участии профильных специалистов в проводимой реформе, понадобится особая подготовка. Только в 2017 году было проведено несколько десятков мероприятий, конференций и совещаний по этой теме. Интенсивность работы в данной сфере только повышается. Привыкнуть и переждать было бы опрометчиво. Призыв к совместной работе мы слышим не только от руководителей строительного комплекса, но и от опытных специалистов проектно-сметного дела.

      Компания «Элементарное решение» продолжает следить за развитием информационных систем и приглашает Вас на тренинги и семинары, организуемые нашими Партнерами. Заказать наши услуги можно по кнопке ниже.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2012 г. N 1452

О ХРАНЕНИИ, СОДЕРЖАНИИ, ОБЕСПЕЧЕНИИ

БЕЗОПАСНОЙ СТОЯНКИ И ВОЗВРАТА ЗАДЕРЖАННЫХ ИЛИ АРЕСТОВАННЫХ

СУДОВ, ВОЗМЕЩЕНИИ ВЛАДЕЛЬЦАМ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОРТОВ

РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ХРАНЕНИЕМ СУДНА И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕГО ЭКИПАЖА

В соответствии с частью 6 статьи 27.13.1 и частью 2 статьи 27.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа.

2. Министерству транспорта Российской Федерации в 3-месячный срок по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой определить:

районы якорной стоянки для задержанных или арестованных судов в морских портах Российской Федерации;

требования, предъявляемые к оказанию организациями услуг по обеспечению безопасной стоянки задержанных или арестованных судов в морских портах Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 декабря 2012 г. N 1452

ПРАВИЛА

ХРАНЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СТОЯНКИ

И ВОЗВРАТА ЗАДЕРЖАННЫХ ИЛИ АРЕСТОВАННЫХ СУДОВ, ВОЗМЕЩЕНИЯ

ВЛАДЕЛЬЦАМ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОРТОВ РАСХОДОВ,

СВЯЗАННЫХ С ХРАНЕНИЕМ СУДНА И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕГО ЭКИПАЖА

1. Настоящие Правила устанавливают порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа.

2. Хранение задержанного или арестованного судна заключается в размещении его в специально отведенном месте, обеспечении сохранности данного судна, предотвращении несанкционированного доступа к нему и недопущения несанкционированных действий с ним.

3. Содержание задержанного или арестованного судна включает снабжение его электроэнергией, топливом, водой в количестве, необходимом для обеспечения жизнедеятельности экипажа и безопасной стоянки судна.

4. Обеспечение безопасной стоянки задержанных или арестованных судов включает в себя мероприятия по обеспечению живучести судна, то есть его способности противостоять аварийным повреждениям, в том числе мероприятия по восстановлению и поддержанию судна в состоянии, пригодном для его использования.

5. Должностное лицо пограничного или таможенного органа (далее — уполномоченное должностное лицо) после принятия решения о доставлении судна в морской порт Российской Федерации (далее — порт) незамедлительно информирует об этом капитана порта, в который будет доставлено судно.

6. Доставленные в порт суда помещаются в отведенные районы якорной стоянки для задержанных или арестованных судов (далее — районы якорной стоянки), которые определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.

7. Местоположение района якорной стоянки должно обеспечивать возможность контроля за задержанными или арестованными судами.

8. О задержании иностранного судна уполномоченное должностное лицо незамедлительно информирует Министерство иностранных дел Российской Федерации.

9. Уполномоченное должностное лицо после принятия решения о задержании судна объявляет судовладельцу и (или) капитану судна об ограничении права пользования и распоряжения судном и находящимся на нем имуществом, о чем делается запись в соответствующем протоколе.

10. Пользование задержанными или арестованными судами, находящимся на них имуществом допускается для выполнения мероприятий, касающихся обеспечения жизнедеятельности экипажа, соблюдения требований в области охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения, а также требований безопасности мореплавания (включая мероприятия по обеспечению безопасной стоянки и содержанию судна).

11. Задержанные суда находятся в районах якорной стоянки, а в случаях, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, помещаются к причалу порта.

12. Арестованные суда находятся в районах якорной стоянки или у причала порта.

13. В случаях отсутствия судовладельца и капитана судна задержанное или арестованное судно передается для хранения, содержания и обеспечения безопасной стоянки организации, которая оказывает указанные услуги в соответствии с учредительными документами и с которой пограничным или таможенным органом заключается договор хранения (далее — хранитель).

В случае наличия на задержанном или арестованном судне экипажа обеспечение его жизнедеятельности осуществляется в рамках мероприятий по содержанию судна.

До передачи задержанного судна хранителю хранение указанного судна обеспечивается уполномоченным должностным лицом, принявшим решение о задержании судна.

Требования, предъявляемые к оказанию услуг по обеспечению безопасной стоянки задержанных или арестованных судов в портах, определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.

Арестованное судно возвращается судовладельцу или капитану судна после оплаты ими расходов, предусмотренных договором хранения.

14. Хранитель определяется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Документы, подтверждающие передачу (помещение) задержанного или арестованного судна на хранение, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

16. Задержанное судно помещается к причалу порта в следующих случаях:

а) техническое состояние задержанного судна и (или) численность членов экипажа, имеющих надлежащую квалификацию, не обеспечивает безопасную стоянку указанного судна и защиту морской среды в районе якорной стоянки;

б) процессуальные действия и грузовые операции, проводимые в отношении задержанного судна, требуют нахождения указанного судна у причала порта.

17. Причал порта должен соответствовать условиям, обеспечивающим безопасную стоянку задержанных или арестованных судов, в том числе в штормовую погоду, возможность проведения грузовых операций и принятия мер по охране указанных судов.

18. Возмещение владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением задержанного или арестованного судна, обеспечением жизнедеятельности его экипажа, осуществляется хранителем или иным лицом, обеспечивающим хранение задержанного или арестованного судна.

Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих.

В правила мониторинга цен строительных ресурсов наконец-то внесены изменения постановлением Правительства РФ № 604 от 15 мая 2019 г.

Документ серьёзный, полезный и важный.
Кратко:
Методика по индексам, собственно сами новые индексы и установление среднемесячных размеров оплаты труда рабочего — это действительно полезное и долгожданное.
Будут делать индексы на ценообразующие материалы и публиковать их во ФГИС ЦС (не в реестре сметных нормативов).
Добавили оптовых поставщиков, дали полномочия по мониторингу всеми возможными способами.
Существенно расширили список организаций которые могут: мониторить и передавать цены на стройматериалы, ходатайствовать о расширении номенклатуры ценообразующих материалов и индексов. Цены могут передавать не только производители, но и перекупы (в хорошем смысле), если выручка за год 50 млн.
Подробный обзор — от Павла Горячкина (Союз инженеров-сметчиков России):

Срок размещения сметных цен на материалы и машины в ФГИС ЦС перенесен с 25 мая 2019 года на 2022 год. Без этого невозможен полноценный переход к ресурсному методу. Нет никакой гарантии, что и в 2022 году сроки вновь не будут сдвинуты, или не пересмотрены основные направления самой реформы ценообразования в строительстве.

Под сметными ценами на оплату труда рабочих теперь понимается информация о среднемесячных размерах оплаты труда рабочего первого разряда для целей определения сметной стоимости строительства по субъектам Российской Федерации (частям территорий субъектов Российской Федерации). В данном контексте речь уже не идет о чистой тарифной ставке, а состав учитываемых в показателе доплат, компенсаций и выплат, в том числе учет районных коэффициентов еще предстоит определить.

Кроме того, новая редакция Положения указывает на возможность определения отдельных показателей среднемесячных размеров оплаты труда рабочих первого разряда для объектов обороны и безопасности, линейных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также в отношении иных объектов, имеющих отраслевую или иную специфику, по Российской Федерации (части территории Российской Федерации). К примеру, это позволит Минтрансу России продолжить формирование раздела «Оплата труда» в своем отраслевом Тарифном соглашении. Вероятно, такая возможность будет реализована и в отношении объектов энергетики, космической и атомной отраслях (Роскосмос и Росатом), обороны (Минобороны) и др.

Новый срок размещения — не позднее 25 апреля 2022 года.

Соответствующие расчеты и обоснования должны быть представлены за предшествующий календарный год и обосновывающие документы к такому расчету не позднее 1 августа 2019 г. (за 2018 год), далее с 2020 года ежегодно, не позднее 20 февраля текущего года.

Требования к осуществлению указанных расчетов, составу и содержанию обосновывающих документов устанавливаются методикой, которой пока нет.

Среднемесячные размеры оплаты труда рабочего первого разряда устанавливаются самими федеральными органами исполнительной власти, федеральными агентствами и службами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными госкорпорациями (с долей государства более 50 процентов) после получения уведомления о соответствии расчетов.

В сферу мониторинга цен теперь включены не только производители, но и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оптовой торговле строительными материалами при условии подтверждения прейскурантами, подписанными руководителем юридического лица и размещенными в Интернете. В данном случае под этим понимается наличие и предоставление т.н. «публичной оферты», что соответствует требованиям 44-ФЗ. Речь может идти о торговых представителях — дистрибьюторах, торговых домах, крупных дилерах и т.п.

Для включения таких организаций в ФГИС ЦС они должны иметь объем выручки за предыдущий год не менее 50 млн. рублей.

Организации, выручка которых за предшествующий календарный год составляет менее 10 млн. рублей подлежат исключению из ФГИС ЦС.

Также исключаются организации, производящие строительные ресурсы исключительно для собственных нужд или осуществляющие их реализации исключительно через оптовых поставщиков (торговых представителей, дистрибьюторов и др.).

Предложения об исключении организаций из ФГИС ЦС могут также направлять заинтересованные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом обращений самих юридических лиц.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНДЕКСАЦИИ:

  • «Прогнозные индексы изменения стоимости строительства» теперь будут называться просто «Индексы изменения сметной стоимости строительства» как показатели, которые применяются при определении сметной стоимости строительства на текущий момент (период) времени — текущий квартал

  • Индексы рассчитываются Главгосэкспертизой России согласно Методики

  • Сама Методика расчета индексов должна быть утверждена Минстроем России в течении трех месяцев (отсчет с 15 мая)
  • Индексы должны размещаться в ФГИС ЦС

  • Введение индексов органами власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти (помимо самого Минстроя России), федеральными агентствами и службами и госкорпорациями (с долей государства более 50 процентов) НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО!

  • При этом федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные агентства и службы и госкорпорации МОГУТ направлять в Главгосэкспертизу предложения о расчете индексов, информация о которых отсутствует в ФГИС ЦС, с приложением ресурсно-технологической модели, обосновывающих документов и информации о ценах на строительные ресурсы, включенные в состав данной ресурсно-технологической модели, за предыдущий квартал в соответствии с порядком и требованиями, которые установлены методикой.

  • Главгосэкспертиза России направляет в Минстрой России рассчитанные индексы изменения сметной стоимости

  • Минстрой России принимает решение о включении индексов в ФГИС ЦС или нецелесообразности включения такой информации (актуализации).

НОВОЕ — ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

Одной из самых важных новаций обновленного Порядка мониторинга цен является введение понятий:

  • «ЦЕНООБРАЗУЮЩИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» — строительные ресурсы, стоимость которых определяется по видам объектов капитального строительства и (или) по видам выполняемых при строительстве работ и составляет более 80 процентов совокупной сметной стоимости строительства;

  • «СВОДНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ» — систематизированный перечень ценообразующих строительных ресурсов, используемых при строительстве различных видов объектов капитального строительства, сформированный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства и размещенный в информационной системе;

  • «ПЕРЕЧНИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНООБРАЗУЮЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ» — систематизированные перечни ценообразующих строительных ресурсов, используемых при строительстве отдельных видов объектов капитального строительства, имеющих отраслевую или иную специфику, сформированные Министерством строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации и размещенные в информационной системе.

Идея выделения ценообразующих ресурсов, а это в первую очередь материалы, не нова и, по нашему мнению, как нельзя лучше подходит и для расчета индексов, и для контроля сметной стоимости, когда нет необходимости «разбираться» со всей многочисленной номенклатурой, т.с. «до последнего гвоздя» если из нескольких тысяч по смете, всего несколько сотен основных будут уже составлять более 80 процентов сметной стоимости.

Ранее, в советское время в части материалов существовали СНиП 5.01…. (ранее СН) Нормы расхода материалов и изделий на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ Госстроя СССР и Госплана СССР, которые учитывали укрупненный расход материалов и изделий (сталь, трубы, цемент, сборный и монолитный железобетон, раствор, кирпич, пиломатериалы и т.д.) на выполнение строительно-монтажных работ, предусмотренных типовыми проектами.

Однако номенклатура ресурсов в этих документах исчислялась всего десятками приведенных материалов и без их конкретных характеристик (марок). Это сейчас явно недостаточно.

Скорее всего в ресурсно-технологических моделях и перечнях речь может идти до нескольких сотен ресурсов.

Постановлением предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные агентства и службы будут направлять в Главгосэкспертизу России информацию о ценах на ценообразующие строительные ресурсы (в соответствии со сводной номенклатурой или перечнем) за предыдущий квартал по результатам анализа цен строительных ресурсов на основании данных из различных источников с обосновывающими документами.

Для госкорпорации (с долей участия государства более 50 процентов) — это не обязанность, а их право в случае необходимости (целесообразности).

Данные о ценах на ценообразующие ресурсы используются Главгосэкспертизой для расчета индексов.

Мы бы еще включили в перечень организаций, которые могут передавать данные о мониторинге цен, крупнейших застройщиков жилья. Под предлогом того, что они строят на деньги дольщиков, а если дольщики обмануты — то разбираться приходится государству. А если хорошо подумать, то вообще убрать препоны и предоставить право делиться ценами всем строителям которые как-то связаны с госстройками. ГГЭ и Минстрой все равно будет контролировать достоверность передаваемых данных.
Всем миром собрали бы актуальную базу и актуальные цены 🙂
Жаль, что проблема с мотивацией участников мониторинга не решена.
Мы же предлагали Минстрою аналог «Яндекс-маркета”, с распределенной ответственностью, с возможностью монетизировать мониторинг за счет поставщиков…
Но этот вопрос, как и еще три ниже — без ответа…

  1. План реформы в окончательной редакции кто-нибудь видел? Где и когда он опубликован и утвержден ли, наконец?
  2. Что с изменениями к базам? Видимо где-то в параллельной вселенной тысячи нормативов актуализированы, но у нас последнее обновление федеральной базы — от 27 сентября 2017 года. За 2018-2019 гг только на гармонизацию федеральной базы с ТСН разыграно в тендерах: 273 млн. руб! А где нормативы? В столе у Минстроя?
  3. Где обновленный Научно-экспертный совет при Минстрое? Эти 17 человек что-то утверждают, но их никто не видел.

По материалам Telegram-канала «Просто о сметах» и материалов Союза инженеров-сметчиков России. При перепечатке ссылка обязательна.

21 февраля на портале правовой информации опубликован Приказ Минстроя РФ №656/пр от 12.10.2018, которым утверждена форма и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств дольщиков и сводной накопительной ведомости.

Фото: www.buxexpert.ru

Согласно принятому порядку отчетность составляется по установленным формам, к которым должна быть приложена бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I—III кварталов и годовая — по итогам IV квартала).

Отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган только при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве (ДДУ) или у застройщика имелись неисполненные обязательства по ДДУ. В случае если застройщик привлекает денежные средства участников долевого строительства путем размещения их на счетах эскроу, отчетность в контролирующий орган им не предоставляется.

Отчетность предоставляется застройщиком не позднее 30 дней после окончания отчетного периода, установленного Законом «О бухгалтерском учете» (402-ФЗ), за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.

Застройщики могут предоставить отчетность в контролирующий орган одним из следующих способов:

1. В виде бумажного документа при личном обращении в контролирующий орган;

2. В виде бумажного документа посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении;

3. В виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в ЕИСЖС.

Как и сейчас, в случае предоставления отчетности в виде бумажного документа (включая приложения к ней), она должна быть прошита и пронумерована. Кроме того, при предоставлении отчетности при личном обращении к документу должна быть приложена доверенность, удостоверяющая полномочие представителя застройщика на предоставление отчетности. В ответ представитель застройщика получит на руки акт приемки, содержащий опись полученных документов, дату получения отчетности, а также ФИО составителя акта.

В случае направления отчетности из личного кабинета ЕИСЖС, отчетность и приложения к ней подписываются усиленной ЭЦП.

Также к отчету должны быть приложены дополнительные справки в случаях:

• При наличии неисполненных (просроченных) обязательствах по ДДУ. В справке указывается причина ненадлежащего исполнения обязательств.

• При наличии указании в отчетности суммы денежных средств участников долевого строительства, использованных застройщиком в отчетном периоде по целевому назначению. В данной справке указывается цели расходования денежных средств со ссылками на пункты ч. 1 ст. 18 Закона о долевом строительстве (214-ФЗ).

Фото: www.codexlaw.ru

Указанным приказом установлены:

• Форма отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства;

• Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Фото: www.saratov.gov.ru

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *