Не использование или неиспользование?

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Изъятие участка, который не используется по целевому назначению

Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ.

Содержание

Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

Обязанность использовать участок по целевому назначению в системе прав и обязанностей землепользователя, землевладельца, собственника, арендатора

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники участков вправе:

  • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
  • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
  • проводить надлежащие мелиоративные работы.

Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

  • использовать участки согласно назначению;
  • не причинять вреда природе;
  • сохранять межевые, геодезические знаки;
  • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
  • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
  • уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
  • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

  • привлечения собственника к административной ответственности;
  • подтверждения обязательства компенсировать вред;
  • принудительного изъятия участка.

Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

Надлежащее землепользование с учетом целевого назначения и разрешенных видов использования земельных участков

По признаку целевого назначения любой участок относится к одной из шести категорий либо к землям запаса. Исключительный перечень категорий содержит ст. 7 Земельного кодекса РФ. Выделяют земли:

  • сельхозназначения;
  • поселений;
  • промышленности, обороны, транспорта и пр.;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • лесного и водного фонда.

Земли могут использоваться в соответствии с назначением, предусмотренным землеустроительной и кадастровой документацией. Таким образом, правовой режим использования участка определяется, прежде всего, исходя из его категориальной принадлежности.

Второй по значимости элемент правового режима участка — виды разрешенного использования, установленные для каждой категории земель. Их перечень, описание и коды в табличной форме содержатся в Приказе Минэкономики РФ от 01.09.14 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Из содержания ст. 7 ЗК РФ очевидно, что разрешенные виды использования связаны с зонированием территории, проводимым по правилам, оговоренным федеральным законодательством. В пределах Земельного кодекса РФ законодатель упоминает о необходимости зонирования только в отношении земель поселений (ст. 85 ЗК РФ).

О необходимости зонирования иных категорий земель речь не идет. Однако Земельный кодекс России установил обязательность определения разрешенного вида использования участка на случай предоставления под застройку. А возведение зданий, как известно, возможно и на землях категорий, не отнесенных к землям поселений.

Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования оговариваются градостроительными регламентами применительно к каждой территориальной зоне. Градостроительный кодекс РФ также содержит перечень земель:

  • на которые градостроительные регламенты не распространяются;
  • для которых они не устанавливаются.

К числу последних отнесены земли:

  • лесного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых природных территорий (исключение: земли курортов, лечебно-оздоровительных местностей);
  • сельскохозяйственные угодья;
  • покрытые поверхностными водами;
  • находящиеся в границах особых экономических зон.

Способ использование участков, на которые не распространяются или в отношении которых не приняты градостроительные регламенты, определяется органами госвласти субъектов РФ или муниципалитетами. При этом разрешенные виды использование земель в границах особых экономических зон определяется их органами управления.

В последнее десятилетие сложилась практика установления вида разрешенного использования всех земель, независимо от категории и вида. Более того, ст. 7 Федерального закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» причисляет к числу сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости сведения о разрешенных видах использования. Оговорки о том, что данное требование распространяется на участки отдельных категорий, в законе отсутствует.

Согласно ГрК РФ виды использования участков той или иной территориальной зоны делятся на:

  • основные, осуществляемые по выбору землепользователя;
  • условно разрешенные, реализация которых требует получения официального позволения от компетентного органа (предоставляется по результатам публичных слушаний);
  • вспомогательные, осуществляемые в дополнение к двум вышеназванным видам использования;
  • запрещенные, которые не характерны для участков соответствующей категории (могут осуществляться исключительно после смены категориальной принадлежности).

Итак, целевым и надлежащим использованием участка признается осуществление собственником, землевладельцем, землепользователем своих правомочностей в соответствии с целевым назначением и разрешенными видами использования.

Своевременное использование земельного участка

В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.

Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

  • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
  • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
  • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

  • проверку состояния освоения предоставленных земель;
  • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.

Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:

  • граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
  • максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
  • граничные сроки самой застройки.

Основания прекращения права собственности на земельный участок: общие правила

Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:

  • отчуждение активов;
  • отказ от права собственности;
  • гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
  • прекращение права на иных основаниях.

В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:

  • вследствие отчуждения;
  • при отказе от права собственности;
  • в результате принудительного изъятия.

Основания для принудительного изъятия земельного участка

Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).

Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

  • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
  • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Порядок принудительного прекращения права собственника на земельный участок в случае его неиспользования по целевому назначению

Законодатель предусмотрел два вида санкций за неиспользование земельного участка (штраф, принудительное изъятие). Они применяются последовательно. Процедура может разниться в зависимости от того, кто именно (собственник, арендатор, пользователь) не использует землю. Порядок действий уполномоченного органа власти:

  • Инициация проверки целевого использования земельного участка.

О грядущем мероприятии собственник уведомляется письмом. Периодичность плановых проверок может быть отображена в договоре. Это не мешает контролирующей госструктуре проводить внеплановые проверки.

  • Установление факта неиспользования/ненадлежащего использования.

Проверки проводятся комиссией. В случае неиспользования участка представители органа власти отображают в акте площадь неиспользуемой части участка, отсутствие признаков обработки почв или проведения строительных работ, запущенность участка.

В случае ненадлежащего использования указываются признаки незаконного изменения целевого использования. Среди прочего чиновники должны установить срок, на протяжении которого участок не используется или используется в непредусмотренных целей.

Собственник участка вправе присутствовать при обследовании участка (о времени и месте проведения мероприятий он узнает из уведомления), давать устные и письменные пояснения. Среди прочего он вправе ссылаться на объективные причины неиспользования участка, подтверждать свои действия, направленные на его освоение. Неявка землепользователя не препятствует составлению акта.

  • Отсылка собственнику претензии о нарушении регламента землепользования.

Правообладатель может отреагировать на такую претензию: явится в компетентный орган с доказательствами проведения работ по освоению, составить официальное обращение с объяснениями причин своего бездействия, возразить против будто бы нецелевого использования.

  • При наличии оснований составляется постановление, землепользователю вменяется штраф.

Стоит учесть, что ст. 8.8 КоАП РФ предполагает возможность применения административной ответственности только за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и участков под застройку.

  • Ответные действия правообладателя.

Постановление об административном правонарушении можно обжаловать в суд. Обжаловать претензию о нарушении регламента землепользования как отдельный документ нет смысла. Если изложенные в ней сведения соответствуют действительности, их следует выполнить. Если нет, то следует дождаться обращения компетентного органа в суд.

  • Только невыполнение собственником предписаний об устранении нарушений признается основанием для обращения госоргана в суд с иском об изъятии участка.

Факт подачи иска не означает, что участок непременно будет изъят. Судебная практика показала, что обязательным основанием изъятия участка признается именно неисполнения предписаний контролирующего органа касательно использования участка.

Суды отказывают компетентным органам в исках об изъятии в связи с неиспользованием, если выясняется, что:

  • ответчик провел или организовал проведение работ по освоению участка и понес соответствующие расходы;
  • есть объективные обстоятельства, препятствующие освоению и использованию участка (например, предыдущий землепользователь не привел участок в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению);
  • ответчик допустил неправомерное бездействие, однако впоследствии выполнил предписания контролирующего органа касательно устранения фактов неиспользования участка.

Неиспользованию участков может сопутствовать ситуация, когда собственник участка неизвестен, он отказался от права собственности. В этом случае муниципалитет не изымает участок, а ставит его на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйственного (ст. 225 ГК РФ).

Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

Это особенно актуально в отношении земель, требующих рекультивации, проведения мелиоративных мероприятий.

Ввиду наличия существенной разницы в климатических условиях и традиционных способах обработки сельскохозяйственных угодий перечень признаков неиспользования сельскохозяйственных земель по целевому назначению устанавливаются на уровне регионального законодательства.

Ввиду своих агроэкологических свойств данной категории пустовать не должны. По этой причине ст. 6 вышеназванного Закона РФ № 101-ФЗ предписывает органам, инициировавшим изъятие сельскохозяйственных земель в кратчайшие сроки организовывать их предпродажную подготовку и реализацию с публичных торгов. Начальной стоимостью лота может быть кадастровая или рыночная определенная экспертом-оценщиком стоимость участка.

Наказание за использование земельного участка не по целевому назначению

Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:

За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:

В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.

Факт взыскания штрафа не препятствует уполномоченному орган взыскивать с правонарушителя причиненные убытки в размере, рассчитанном согласно природоохранных такс, а если такие для конкретного случая не установлены, то в размере стоимости восстановительных работ.

Получить заключение эксперта по целевому назначению в два клика

Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?

Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.

Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).

Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:

  • населённых пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • промышленного назначения.

Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.

Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.

В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Как доказать факт незаконного владения ЗУ?

Доказательство использования ЗУ не по целевому назначению требуется проводить в течение трёх лет с момента получения сведений о допущенных нарушениях (ст. 196 ГК РФ).

Иначе оформление документации допускает признания опровержения, при условии, что уполномоченные инстанции знали о нарушении, но не принимали соответствующих не была осуществлена проверка использования земельных участков, попустительствуя деяниям правообладателя.

Сведения могут быть получены письменным заявлением от соседей нарушителя или обнаружены в результате административных проверок и иных фактов, сопутствующих предоставлению информации.

Пошаговая инструкция

Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

  • сведения о заявителе;
  • сведения о месте расположения участка заявителя;
  • сведения о нарушителе;
  • перечень допущенных нарушений;
  • просьба о проведении административной проверки.

Заявление о нецелевом использовании ЗУ.

Проверка

На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

Акт проверки использования ЗУ.

Нецелевое использование земельного участка: ответственность

После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

  1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.

По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

Наказание за последующее нарушение

Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

  • при повторном нарушении регламента;
  • при игнорировании предписания.

Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

Заявление об отсрочке исполнения решения.

Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

  1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
  3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

Ответственность за использование ЗУ без документов

Использование земельного участка без правоустанавливающих документов определяется как самозахват земель, которые принадлежат администрации. Кроме случаев, когда правоустанавливающие документы были утеряны владельцем.

Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

  • обращением в администрацию;
  • через суд.

Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

  1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить ), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

  • 5-10 тысяч – гражданам;
  • 20-50 тысяч – руководителям;
  • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:

В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.

Многие собственники ошибочно полагают, что имея на руках свидетельство о праве собственности на земельный участок, они могут распоряжаться им по своему усмотрению.

На самом деле это не так и за нецелевое использование участка владельца или арендатора могут привлечь к ответственности и наложить штраф.

В качестве субъектов правонарушений в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

Законодательство

Вопросы относительного целевого использования земель рассматриваются в 7 статье Земельного кодекса.

Здесь различают следующие категории участков:

  • земли резервного, водного, лесного фонда;
  • охраняемые объекты и территории;
  • участки промышленного фонда (территории, находящие свое применение в энергетике и телевидении;
  • земли оборонного и космического комплекса;
  • сельхозземли;
  • земли, принадлежащие населенным пунктам (в том числе, под ИЖС).

Помимо категорий, различают виды земель, определенные с учетом регионального зонирования.

Основные разновидности земель, которыми владеют россияне, следующие: ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество.

Целевое предназначение земель обязательно прописывается в важнейших документах: кадастровом паспорте и свидетельствах о праве собственности (выданных до 2016 года).

Уточнить разрешенное использование своей земли можно на публичной кадастровой карте.

Отдельная статья Земельного кодекса обязует всех собственников пользоваться землями только с учетом их предназначения. Самовольное изменение назначения не допускается, только по согласованию с уполномоченными инстанциями.

Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года содержит детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения. Так, например, на участке под ИЖС допускается построить дом не выше 3 этажей. При этом он должен быть предназначен для проживания, а не ведения предпринимательской деятельности (например, организации гостиницы).

Почему граждане нередко идут на нарушения целевого использования? Обычно это связано с желанием сэкономить на покупке участка и налогообложении. Так, участок под ИЖС будет дешевле аналогичного, выделенного под бизнес-цели. Нередко на таких землях организуют магазины или шиномонтажные мастерские, что позволяет собственникам снизить налогооблагаемую базу.

Между тем, это наказуемое деяние.

Другое распространенное нарушение: собственнику выделили землю под

сельское хозяйство, а он построил там жилой дом. При этом он может приложить определенные усилия и перевести категорию земель из с/х в ИЖС. Тогда собственник сможет узаконить строения.

Нарушение законодательства карается административным штрафом. Важно отметить, что это касается не только нецелевого использования, но и неиспользования земельных наделов.

Как происходит установление факта нецелевого использования участка

Земля находится под особым государственным контролем. За соблюдением законных условий использования участка следит специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация.

Установление факта нецелевого использования участка может осуществляться:

  • по поступившему заявлению от соседей или председателя СНТ (собственники соседних земель обычно заинтересованы в надлежащем использовании земель и недопущении длительного не возделывания участков);
  • по информации, поступившей от ФНС (обычно служба занимается выявлением факта незаконной предпринимательской деятельности) или органов прокуратуры;
  • в ходе внеплановой проверки уполномоченных структур пр.

Алгоритм наложения ответственности за нецелевое использование земель состоит из таких этапов:

  • При обнаружении факта нецелевого использования (неиспользования земель) собственники или уполномоченные структуры ставят в известность местное отделение Росреестра. Предварительно они обычно пытаются решить проблему мирным путем через переговоры с собственникам.
  • В ходе проверки специалисты Росреестра составляют акт обследования земельного участка и направляют собственнику требование с предусмотренным разумным сроком для устранения нарушений и выплаты компенсации (при наличии обстоятельств, указывающих на упущенную выгоду истца).
  • Если нарушение так и не было устранено, то иск о привлечении землевладельца к административной ответственности передается в суд (ст. 7.1. гл.7 КоАП). В составленном протоколе указывается на основания использование земель, местоположение участка, его категория и размер; какие нормы закона были нарушены собственником.
  • Суд принимает решение с учетом того, действительно ли было нарушено административное законодательство. По результатам рассмотрения дела суд открывает исполнительное производство для взыскание штрафных санкций/упущенной выгоды или же вовсе может изъять участок у землепользователя. При этом нельзя изъять земли, на которых пользователь начал возводить дом, посадил сад или огород.

У землевладельца будет три дня на обжалование судебного решения.

Ответственность и штрафы в 2017 году

Размер штрафных санкций за нецелевое использование земельных участков не

менялся с весны 2015 года. Именно тогда были существенно увеличены штрафы за эти правонарушения, а ряд санкций был привязан к кадастровой стоимости земель ( речь идет об отсутствии сельскохозяйственных работ на участках соответствующего назначения, строительных работ для земель под ИЖС).

Административный кодекс предусмотрел ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель (например, уничтожению сорняков и сенокошению).

Штрафы также варьируются в зависимости от категории собственника: это физлицо или организация.

Размер штрафов за нецелевое использование земель или неиспользование в 2017 году:

При заключении договора дарения дачного участка между родственниками последние освобождены от уплаты налога.
Зачем некоторые собственники квартир приходят пониманию необходимости расприватизации своей недвижимости? Узнайте об этом интересном моменте .
Рейтинг самой дорогой недвижимости в мире представлен в нашей статье.

Судебная практика

Судебная практика в делах о нецелевом использовании участков весьма противоречивая.

Дело в том, что истцам обычно очень сложно доказать факт допущенных нарушений: например, то что участок под ИЖС используется в предпринимательских целях.

Одно из судебных решений приравнивает зарастание сорной травой участка к невыполнению требований по целевому использованию участка. Так, общество обратилось в суд с целью оспорить решение администрации о привлечении его к административной ответственности в виде штрафа 40 тыс.р. Штраф был выписан из-за произрастания на участке под с/х сорной растительности. Мотивировало свое несогласие общество тем, что участок был куплен в октябре и в это время невозможно было производство с/х работ. При этом не истек двухлетний срок освоения сельхозземель по ФЗ №101.

Проанализировав материалы дела суд отказал обществу в удовлетворении искового заявления. Он посчитал, что бездействие заявителя выразилось в неисполнении требований по улучшению и охране почв и обязательных мероприятий по сохранению качественного состояния земель. При этом, приобретая участок под сельхозцели обществу было известно о необходимости несения бремени по его должному содержанию. А времени для проведения полевых работ было достаточно (с октября по май).

По поводу понятия «нецелевого использования» также не сложилось общей практики. Так, одни суды исходят из понимания целевого использования как соответствующего целям его предоставления.

Другие же суды указывают на то, что если изменения направления деятельности не выходят за рамки целевого использования, то основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.

Так, компании удалось оспорить привлечение к ответственности за то, что участок ей был выделен под строительство мотеля, но вместо этого там располагалась вышка связи с офисным зданием. Суд посчитал, что такое незначительное изменение не противоречит целям использования земель поселений (более широкой категории). Но когда речь идет о явных изменениях целей использования, суд становится на сторону Росреестра. Так, предпринимателю были выделены участки под многоэтажную застройку, вместо этого там появился объект коммерческой недвижимости. Предприниматель хотел обжаловать штрафные санкции, ссылаясь на то, что магазины являлись вспомогательными строениями для комплексной жилой застройки. Суд не счел эти доводы убедительными и оставил административные меры без изменения.

Таким образом, нецелевое использование земель в России карается штрафными

санкциями, как и неиспользование сельхозземель, непринятие мер по улучшению свойств почвы.

Максимальное наказание, которое грозит нерадивому владельцу земли, это ее изъятие в пользу государства. Надзором за использованием земель собственниками занимается региональное отделение Рореестра.

Ведомство может проводить внеплановые проверки по своей инициативе или по жалобам, поступившим от других собственников или уполномоченных органов. Размер штрафа за нецелевое использование земель или неиспользование участков привязан к кадастровой стоимости и зависит от категории участка и владельца (является ли он физическим или юридическим лицом). При отсутствии кадастровой оценки штрафы устанавливаются в фиксированном размере. После существенного роста штрафов в 2015 году их размер не претерпевал изменений.

Судебная практика по вопросам нецелевого использования земель достаточно противоречивая, судьи принимают диаметрально противоположные решения по идентичным вопросам. Своевременное изменение категории участка позволяет избежать административной ответственности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Ковровский городской суд (Владимирская область) — Гражданское Суть спора: 2.141 — Споры, связанные с землепользованием -> Иные споры, связанные с землепользованием Дело № 2-1183/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации
г.Ковров 06 июня 2017 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ю.,
при секретаре Тепловой О.А.,
с участием представителя истца Ковровского городского прокурора старшего помощника Ковровского городского прокурора Карякиной Е.А., представителя ответчика Сычевского В.А. – Щербакова А.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора — администрации Ковровского района Владимирской области Люлевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сычевскому В. А. о возложении обязанности устранить нарушения земельного законодательства при использовании земельного участка,
УСТАНОВИЛ:

Ковровский городской прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Сычевскому В. А., в котором просит запретить Сычевскому В. А. использование земельного участка с кадастровым номером , площадью находящегося по адресу: ; обязать Сычевского В. А. привести деятельность по эксплуатации земельного участка с кадастровым номером , площадью . находящегося по адресу:
В обоснование заявленных требований указал, что Ковровской городской прокуратурой совместно с Ковровским отделом Управления Росреестра по Владимирской области была проведена проверка соблюдения земельного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения в части нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , площадью . находящегося по адресу: , принадлежащем ответчику на праве собственности, размещена автостоянка, в том числе большегрузного автомобильного транспорта для посетителей придорожного кафе «Пестово» ООО «Дева». По фактам выявленных нарушений 10.10.2016 г. Сычевскому В.А. вынесено представление от 10.10.2016 г. об устранении нарушений федерального законодательства, в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотрено ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и 26.10.2016 г. виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере . По результатам рассмотрения представления ответчиком дан ответ от 09.11.2016 г., из которого следует, что им в АО «Ковровмашпроект» заказан проект на объект «Хранилище фруктов, овощей, картофеля». В настоящее время ответчик продолжает использовать земельный участок не по целевому назначению для размещения автомобильного транспорта посетителей придорожного кафе. Приблизительно в сентябре 2017 года планируется включением спорного земельного участка в границы населенного пункта «Пестово». В связи с этим истец просит запретить ответчику использовать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок в качестве стоянки для автомобильного транспорта и обязать ответчика использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
В судебном заседании представитель Ковровского городского прокурора Карякина Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Ответчик Сычевский В.А. в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью.
Представитель ответчика Сычевского В.А. по доверенности Щербаков А.А. с исковыми требованиями не согласился в полном объеме. В обоснование возражений указывает на неподведомственность рассматриваемого спора суду общей юрисдикции ввиду его экономической сущности. Сычевский В.А. осуществляет предпринимательскую деятельность при использовании спорного земельного участка. На смежном земельном участке с кадастровым номером , также принадлежащем Сычевскому В.А., расположено кафе (здание с кадастровым номером ), которое ответчик сдает в аренду ООО «Дева» по зарегистрированному в установленном порядке договору. Кафе является действующим, а оба земельных участка со зданиями образуют имущественный комплекс, которым распоряжается Сычевский В.А., имеющий статус индивидуального предпринимателя. Публичные интересы, на которые указывает в иске прокурор, находятся во взаимосвязи с предпринимательской деятельностью ответчика, виду чего спор должен был быть подведомственен арбитражному суду. Кроме того, в материалы дела не представлено относимых и допустимых доказательств того, как именно в настоящее время используется земельный участок. Акт прокурорской проверки от 10 марта 2017 года не может объективно свидетельствовать об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а органы, полномочные осуществлять надзор за состоянием земельных участков и соблюдением земельного законодательства до настоящего времени свои позиции по существу спора не представили. Так же материалами дела подтверждается, что использование земельного участка для целей ведения сельского хозяйства объективно не представляется возможным. В письме о возможности перевода земельного участка департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области от 31.03.2017 № указывает на то, что земельный участок не относится к мелиорированным землям, а также не входит в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий области, обозначенный участок нецелесообразно использовать в сельскохозяйственном производстве ввиду отдалённости и низких качественных показателей почвы. Представленные в материалы дела документы очевидно свидетельствуют о том, что существует необходимость перевода спорного земельного участка в категорию земель промышленности. Исходя из системного анализа ст. ст. 30,32,36,37 следует, что собственник земельного участка обязан использовать земельный участок в соответствии с видами разрешенного использования, установленными градостроительными регламентами, в соответствии с документами территориального планирования. Исходя из сведений, выраженных в письме Администрации Ковровского района Владимирской области от 13.02.2017 , земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: В соответствии с Правилами землепользования и застройки Новосельского сельского поселения, земельный участок, расположенный по адресу , с кадастровым номером , относится к территориальной зоне 112 — производственные зоны, основными разрешенными видами использования которой являются, в том числе, парки грузового автомобильного транспорта, таксопарки, предоставление в аренду автомобилей, авторемонтные предприятия и т.д. в связи с тем, что в настоящее время спорный земельный участок находится в производственной территориальной зоне, он должен использоваться в соответствии с видами разрешенного использования данной зоны, которые позволяют размещать на спорном земельном участке стояки автомобильного транспорта.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора — администрации Ковровского района владимирской области Люлева Е.М. не возражала против удовлетворения заявленных истцом исковых требований, указав, что собственники обязаны использовать принадлежащие им земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а так же в соответствии с градостроительными регламентами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Новосельского сельского поселения Ковровского района, утвержденных решением СНД Новосельского сельского поселения от 22.12.2009 г. земельный участок, расположенный по адресу , с кадастровым номером , относится к территориальной зоне сельскохозяйственного использования. Учитывая, что земельный участок используется ответчиком не по назначению, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора — Управления Россельхознадзора по Владимирской области, извещенного заблаговременно о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора — Управления Росреестра по Владимирской области ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, мнения по иску не представил.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п.п. 3,4 п. 5 ст. Глава 2. Кредитные истории > Статья 8. Права субъекта кредитной истории» target=»_blank»>8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения, в том числе, о категории земель, к которой отнесен земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, собственник земельного участка обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
Как установлено в судебном заседании, Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером , категория земель: находящегося по адресу:
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Сычевскому В.А., запись о регистрации права от 03.09.2013 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 61) и не оспаривается сторонами.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения размещена стоянка автомобильного транспорта.
По фактам выявленных нарушений Сычевскому В.А. вынесено представление Ковровской городской прокуратурой от 10.10.2016 г. об устранении нарушений федерального законодательства.
По результатам рассмотрения представления ответчиком дан ответ от 09.12.2016 г. исх. , из которого следует, что нарушения по спорному земельному участку находятся в стадии устранения: 03.11.2016 г. в АО «Ковровмашпроект» заказан проект на объект «Хранилище фруктов, овощей, картофеля» для использования участка по назначению, строительство которого предполагается завершить к октябрю 2017 года.
Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 26.10. 2016 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, то есть использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, Сычевский В.А. был привлечен к административной ответственности, на него наложен штраф в размере (л.д.10-13).
В акте проверки от 10.03.2017 г., подписанным представителем Ковровской городской прокуратуры, а так же представителями Управления Росреестра по Владимирской области, отражено, что спорный земельный участок по прежнему используется не по назначению – для стоянки автомобильного транспорта.
Таким образом, Сычевский В.А. допускает нецелевое использование принадлежащего ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Частью 1 статьи Глава II. Порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта > Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации» target=»_blank»>9 Конституции РФ гарантировано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Частью 2 ст. 36 Конституции РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, в том числе отношения по владению, пользованию и распоряжению таким участками, регламентированы Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 указанного закона оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Использование ответчиком принадлежащего ему земельного участка не по целевому назначению нарушает требования Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», права государства, которое на правовом уровне установило ограничения по использованию сельскохозяйственных земель, и сопряжено с нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих в Ковровском районе Владимирской области. Осуществление ответчиком деятельности по размещению автомобильной стоянки на земельном участке сельскохозяйственного назначения нарушает принципы целевого использования земель и влечет неконтролируемое истощение плодородности почв данных земель, их загрязнению, фактическому выведению из оборота земель сельскохозяйственного назначения в ущерб интересам Российской Федерации.
На основании изложенного, иск прокурора о запрете Сычевскому В.А. использовать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в качестве стоянки автомобильного транспорта подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В связи с этим требования прокурора об обязании ответчика использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением так же подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что заявленные прокурором к индивидуальному предпринимателю Сычевскому В.А. требования неподведомственны суду общей юрисдикции, подлежали рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства, суд находит несостоятельными. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Аналогичные положения содержит и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурор обратился в Ковровский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в связи с нецелевым использованием Сычевским В.А. земельного участка сельскохозяйственного назначения. В связи с этим, настоящий спор не носит экономический характер и подведомственен суду общей юрисдикции.

Довод представителя ответчика об отсутствии в материалах дела относимых и допустимых доказательств того, как именно в настоящее время используется земельный участок, суд так же полагает необоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 65 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Использование ответчиком земельного участка не по целевому назначению, а именно для размещения автостоянки очевидно подтверждается представленными в материалы дела документами: ответом на представление прокурора от 19.12.2016 г. (л.д.9), постановлением о назначении административного наказания от 269.10.2016 г. 9л.д.10-13), актом проверки от 10.03.2017 г. (л.д.14), фотоматериалами (л.д.16-23). При этом специальных познаний для определения того, что земельный участок используется под автостоянку, не требуется.
Доказательств использования земельного участка в настоящее время каким либо иным образом ответчиком в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что использование земельного участка для целей ведения сельского хозяйства не представляется возможным, ответчиком в материалы дела так же не представлено. По мнению Департамента сельского хозяйства и природопользования, изложенного в письме от 31.03.2017 спорный земельный участок нецелесообразно использовать в сельскохозяйственном производстве ввиду отдалённости от основной производственной базы СПК «Ковровский» и низких качественных показателей почвы. Между тем, данное письмо не свидетельствует о том, что данный участок невозможно использовать по целевому назначению. Заключения и письма иных органов, представленных ответчиком: Управления жизнеобеспечения гражданской обороны, строительства и архитектуры администрации Ковровского района Владимирской области от 29.07.2015 г., от 28.07.2015 г., (л.д.80, 87-88), ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Владимирской области» от 14.08.2015 г. (л.д. 83), ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Н.Новгород Федерального дорожного агентства от 21.10.2015 г. (л.д.84), Управления Росреестра по Владимирской области от 18.09.2015 г. (л.д.85-86), так же не свидетельствуют о невозможности использования земельного участка по целевому назначению, а лишь отражают мнение указанных органов о возможности перевода указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. При этом, согласно положениям ст.ст. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) > Глава 1. Общие положения > Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую» target=»_blank»>2, (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) > Глава 1. Общие положения > Статья 3. Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую» target=»_blank»>3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» вопрос о переводе земель из одной категории в другую в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения рассматривается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании ходатайства заинтересованного лица. На территории Владимирской области рассмотрение таких ходатайств и принятие по ним решений отнесено к компетенции Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (п. 8 раздела VI. Положения о департаменте, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 20.12.2005 N 739). Ходатайства Сычевского В.А. о переводе спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности неоднократно отклонялись департаментом, о чем свидетельствуют письмо и постановление департамента от 17.10.2017 г. (л.д. 68-70), письмо и постановление от 04.02.2016 г. (л.д. 71-73).
Кроме того, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, виды разрешенного использования земельных участков под сельскохозяйственное использование включают в себя осуществление различных видов хозяйственной деятельности, в том числе и не связанной с непосредственным выращиванием сельскохозяйственных культур. Например, на землях сельскохозяйственного назначения допускается размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (код 1.0). Таким образом, ответчик не лишен возможности использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с любым из видов разрешенного использования, предусмотренных для земель сельскохозяйственного назначения.
Довод ответчика о том, что Правилами землепользования и застройки Новосельского сельского поселения, спорный земельный участок, относится к территориальной зоне П2 — производственные зоны, основными разрешенными видами использования которой являются, в том числе, парки грузового автомобильного транспорта, таксопарки, предоставление в аренду автомобилей, авторемонтные предприятия и т.д., не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего спора ввиду следующего.
Действительно, согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
При этом под градостроительным регламентом согласно п.п. 9) ст. 1 ГрК РФ понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные, условно разрешенные; вспомогательные.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса, т.е. через процедуру публичных слушаний.
Между тем, согласно п.п. 3,4 п. 5 ст. Глава 2. Кредитные истории > Статья 8. Права субъекта кредитной истории» target=»_blank»>8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения, в том числе, о категории земель, к которой отнесен земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка в соответствии с регламентом территориальной зоны П 2 Правил землепользования и застройки Новосельского сельского поселения в материалы дела не представлено.
В изменении целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Сычевскому В.А. отказано уполномоченным органом.
Кроме того, согласно письму Управления жизнеобеспечения, гражданской обороны, строительства и архитектуры администрации Ковровского района Владимирской области от 25.05.2017 г. зона П2 включает, в том числе, такой вид разрешенного использования земельных участков, как сельскохозяйственные предприятия и объекты сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями ст. 94 Кодекса к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
Частью 1 статьи 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно положениям части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче искового заявления истец не понес расходов по оплате государственной пошлины, в силу чего сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ковровского городского прокурора к Сычевскому В. А. удовлетворить.
Запретить Сычевскому В. А., года рождения, использование земельного участка с кадастровым номером , площадью находящегося по адресу:
Обязать Сычевского В. А., года рождения, привести деятельность по эксплуатации земельного участка с кадастровым номером , площадью находящегося по адресу:
Взыскать Сычевского В. А., года рождения, в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере .
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Е.Ю. Кузнецова

Суд:

Ковровский городской суд (Владимирская область)

Истцы:

Ковровский городской прокурор

Ответчики:

Сычевский В.А.

Иные лица:

Щербаков А.А.

Судьи дела:

Кузнецова Елена Юрьевна (судья)

Штрафы за нецелевое использование земли Поделиться в соцсетях:

Пользование земельными наделами должно осуществляться с соблюдением основных законодательных актов – Гражданского, Земельного кодексов, Федеральных, Региональных законов, постановлений и указов. А за нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность. Так, за нецелевое использование земли граждане и организации могут не только заплатить штраф, но и потерять право пользования своей или арендованной землей.

В статье мы объясним, что значит нецелевое использование, как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении. А также расскажем о том, какой штраф предусмотрен за использование земли не по назначению и что делать, если вы получили «письмо счастья».

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе. Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Выявление нарушений

Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь https://prokadastr.com/kak-snizit-kadastrovuju-stoimost/.

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Размеры штрафов для каждой категории земель и землепользователей

В таблицах ниже представлены размеры штрафных санкций для каждой категории земли и землепользователей.

1) За неиспользование или нецелевое использование сельхоз. земель (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

2) За неиспользование или нецелевое использование сельхозземель, полученных по результатам аукциона или решению суда о его изъятии из-за неиспользования по назначению (п. 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ):

3) За неиспользование или нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество (п. ст. 8.8. КоАП РФ):

4) За неиспользование или нецелевое использование земель иной категории (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ):

При обнаружении нарушений в использовании земельного участка орган местного самоуправления, в лице инспектора по земельным делам, может наложить соответствующий штраф. А в случае неоплаты он вправе подать иск в суд с целью изъятия земли.

Что делать, если пришел штраф ?

После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.

Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».

Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.

Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2017 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен. Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку. Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Как избежать штрафа за нецелевое использование земли ?

Чтобы инспектор по земельным вопросам не выписал вам штраф, необходимо всегда соблюдать предписанные законом нормы:

  • Использовать участок по назначению или своевременно перевести его в другую категорию;
  • При эксплуатации земли не наносить вред природе и окружающей среде;
  • На сельхозземлях хотя бы раз в 3 года скашивать траву или осуществлять другую разрешенную деятельность.

Если вам нужна помощь квалифицированных инженеров, чтобы перевести ваш участок из одной категории земли в другую, решить вопросы, связанные с нецелевым использованием земли, тогда оставьте заявку на сайте Центрального кадастрового бюро. Мы свяжемся с вами в самые короткие сроки, ответим на интересующие вопросы и решим поставленные задачи.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *