Негосударственное пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударствен­ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово­ров с негосударственными пенсионными фон­дами, финансируемые за счет взносов работо­дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений — совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии — показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии – это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии — изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация – денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал , сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии – ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности – в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп – на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии – передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид – человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка – увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии – ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав – это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина – это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж – наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии – показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет – назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости – назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца – назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) – это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж – один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву – в двойном размере.

Негосударственное пенсионное обеспечение

После хорошо выполненной работы каждый из нас имеет полное право на качественный отдых. Это правило справедливо для примеров любого масштаба: будь то вкусный ужин и вечер с любимой книгой после трудового дня, встреча с друзьями в конце рабочей недели, поездка на курорт с близкими после успешно реализованного проекта или жизнь без тревог и нужды на пенсии. Последнее особенно важно, хотя мы редко задумываемся, как это обеспечить. Именно для этого АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» предлагает воспользоваться программой негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).

НПО – это «копилка на старость» в дополнение к государственному обязательному пенсионному страхованию (ОПС). В отличие от ОПС, средства на именном пенсионном счёте НПО формируются не из обязательных отчислений вашего работодателя из фонда оплаты труда, а из добровольных взносов – ваших или вашего работодателя. Средства накапливаются на счёте и инвестируются негосударственным пенсионным фондом, прирастают дополнительным доходом. Сформировавшаяся на момент вашего выхода на пенсию сумма выплачивается вам параллельно с обязательной пенсией.

Обычно программы НПО выбирают для себя самые дальновидные и финансово грамотные граждане. Но значительно чаще негосударственное пенсионное обеспечение включают в социальный пакет компании, уделяющие особое внимание человеческому капиталу и ведущие конкуренцию на рынке труда за высококвалифицированных специалистов. Если ваша компания заинтересована в привлечении и удержании ценных кадров, то предложение НПО от АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» может стать подходящим для этого инструментом.

На данный момент ГАЗФОНД пенсионные накопления предлагает схему негосударственного пенсионного обеспечения со следующими параметрами:

  • Размер взносов составляет не менее 12 000 рублей в год
  • Размер и количество выплат выбирается клиентом при назначении пенсии
  • Минимальный срок выплаты пенсии – 12 месяцев
  • Изменение размера выплаты возможно раз в год

С подробным описанием схемы можно ознакомиться в Пенсионных правилах АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» (схема №3).

Образец договора НПО Анкета для заключения договора НПО

Вы можете оформить договор НПО лично в офисе Фонда или дистанционно.
При оформлении договора дистанционно:

1) Заполните Анкету для заключения договора негосударственного пенсионного обеспечения;
2) Заполненную анкету вместе с копией паспорта (разворот страниц с фотографией и разворот страниц с отметкой о регистрации по месту жительства) необходимо направить в Фонд:
− простым письмом по адресу: 123022, г. Москва, ул. Сергея Макеева, д. 13, с пометкой «Управление пенсионных программ»;
− по электронной почте на адрес: E.Rumyantseva@gazfond.ru

Фонд на основании полученной от вас информации подготовит и направит вам заказным письмом:
− 2 экземпляра договора негосударственного пенсионного обеспечения;
− согласие на обработку персональных данных;
− бланки заявлений и банковские реквизиты для перечисления пенсионных взносов.
− вам необходимо подписать и направить обратно в Фонд удобным для вас способом один экземпляр договора негосударственного пенсионного обеспечения и согласие на обработку персональных данных;
− убедитесь, пожалуйста, что подписанные вами документы поступили в Фонд и приступайте к перечислению пенсионных взносов.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации

ПФР

Тип организации

Пенсионный фонд

Руководители

Председатель Правления

Дроздов Антон Викторович

Основание

Дата основания

22 декабря 1990

Число сотрудников

109 000 (в 2018 году)

pfrf.ru

Медиафайлы на Викискладе

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведёт персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

С 2005 года наблюдается дефицит пенсионной системы, который покрывается перечислениями из бюджета. Впрочем, дефицит пенсионной системы в разы меньше, чем дефицит пенсионного фонда, из-за передачи ПФ несвязанных с выплатой пенсий социальных обязательств. По данным Никиты Кричевского, до 2005 года в пенсионном фонде России был профицит бюджета: в 2003 г. — 100 млрд, в 2004 г. — более 66 млрд рублей.

Структура ПФР

В структуре Пенсионного фонда — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР. В системе ПФР трудится более 100 000 специалистов. Высшим органом является Правление ПФР, за его исполнительные функции отвечает Исполнительная дирекция ПФР.

Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами территориальные управления Пенсионного фонда РФ являются отдельными юридическими лицами.

В мае 2019 было объявлено о планах подготовки к приданию ПФР статуса публично-правовой компании. Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление на трёхстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей. После реорганизации ПФР сможет получить дополнительную прибыль за счет инвестиций. Такую же организационно-правовую форму планируется предоставить Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС). Смена правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность для объединения, в перспективе, ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд. В результате может быть создан «мегарегулятор», который возьмёт на себя весь комплекс социального страхования в России.

Социально значимые функции ПФР

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

  • назначение и выплата пенсий;
  • учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • выплата средств материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Персонифицированный учёт в системе обязательного пенсионного страхования

Данные об уплате страхователями (работодателями) обязательных страховых взносов за работника, сведения о страховом (трудовом) стаже отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, который ведёт Пенсионный фонд РФ для каждого официально работающего гражданина России. Порядок ведения этого лицевого счета регламентируется Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Любой гражданин РФ, имеющий СНИЛС, может проверить сведения об уплате обязательных страховых взносов своим работодателем на своем индивидуальном лицевом счёте в ПФР с помощью интернет-портала «Госуслуг».

Взносы — доходы Пенсионного фонда

См. также Обязательное социальное страхование в России.

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от фонда оплаты труда организации, при этом взносы не включаются в состав зарплаты отдельных сотрудников, но учитываются пенсионным фондом при ведении их счетов. Эти отчисления разделяются на страховую пенсию и накопительную пенсию.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путём достижения гражданином установленного законодательством возраста — 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

Частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу является Фонд национального благосостояния России. На апрель 2017 года, по данным Минфина России, совокупный объем средств фонда составил 4 134,27 млрд рублей (73,33 млрд долларов США).

До передачи средств в управляющие компании и НПФ Пенсионный фонд временно размещает их в коммерческих банках. Так, по результатам 2016 года, он получил от такого инвестирования доход в размере 2,97 млрд рублей, что в составляет 10,58 % годовых.

Скандалы

В феврале 2017 года Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» обнаружил контракт, согласно которому ПФР намеревался потратить в 2017 году без торгов на командировки 27 миллионов рублей. В мае 2017 года ФАС подтвердила нарушения при трате Фондом 150 млн рублей на командировки сотрудников.

С середины 2017 года, на основании своего внутреннего письма (за подписью зам. председателя правления Лилии Ивановны Чижик), Пенсионный фонд РФ отказывает в оформлении ежемесячного дополнительного материального обеспечения (330% от размера социальной пенсии) лауреатам премий Правительства РФ, выходящим на пенсию и прекращающим работать. В результате они оказываются в намного худших материальных условиях, чем лауреаты, оформившие надбавку ранее и получающие её до сих пор. Имели место судебные процессы, инициированные пострадавшими пенсионерами-лауреатами. Большая часть из них оказалась выигранной.

В июле 2019 года правоохранительными органами, по подозрению в получении взятки в особо крупном размере, задержан заместитель председателя Пенсионного фонда России Алексей Иванов. В августе того же года он освобождён от должности премьер-министром России Дмитрием Медведевым в связи с утратой доверия.

Критика деятельности

Профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Финогенова отмечала, что на Пенсионный фонд Российской Федерации возложены крайне ограниченные обязанности по информированию его участников, к примеру, у ПФР не было обязанности информирования клиентов о возможных потерях инвестиционного дохода при смене страховщика, в результате, в некоторые годы, до 90 % переходов оказывались досрочными, а значит, убыточными. Из-за отсутствия полноценного информирования застрахованного лица о потере инвестдохода даже решившие перейти из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) «молчуны» потеряли при досрочном переходе, поскольку могли сделать это с сохранением доходов не ранее 2020 года.

В августе 2018 года, на фоне обсуждения Законопроекта о пенсионной реформе в России, предполагающего повышение пенсионного возраста, Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание, что одной из главных причин нехватки средств на выплату пенсий в России являются непомерные и бессмысленные расходы на содержание Пенсионного фонда РФ. Инфраструктуру фонда в условиях развития информационных технологий бизнес-омбудсмен счёл затратной и ненужной, а функции ПФР предложил передать Казначейству России и Многофункциональным центрам (МФЦ). В 2018 году для ведения пенсионных счетов россиян ПФР содержало более 110 тысяч чиновников, принадлежащие ему здания являются самыми роскошными во всех республиканских столицах и региональных центрах, а на обслуживание самого Пенсионного фонда РФ ежегодно тратится около 1,5% всех пенсионных накоплений россиян (это десятки миллиардов рублей). Многочисленные здания Пенсионного фонда по всей России, согласно этому плану действий, следует передать в собственность субъектов Федерации для организации центров обучения людей старшего возраста новым квалификациям. Названные меры позволили бы государству высвободить значительные резервы для выплаты пенсий без увеличения пенсионного возраста. Так как Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в настоящее время все здания ПФР принадлежат Росимуществу.

Примечания

  1. Пенсионный фонд запланировал сокращение. Ведомости (21 марта 2018). Дата обращения 24 мая 2019.
  2. Постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» Архивировано 20 января 2013 года.
  3. Пенсионный фонд Российской Федерации — В ноябре 2010 года сбоев в выплате пенсий и пособий не было
  4. 1 2 Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 N 27-ФЗ
  5. Никита Кричевский: Заявления о том, что у ПФР нет дефицита бюджета — лицемерие
  6. Персональный блог Никиты Кричевского. О Никите Исаеве и дефиците бюджета ПФР
  7. 1 2 О Пенсионном фонде
  8. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. base.garant.ru. Дата обращения 2 апреля 2016.
  9. Ю. Старостина, В. Дергачёв. Минтруд начал подготовку к реформе Пенсионного фонда. РБК (23 мая 2019). Дата обращения 24 мая 2019.
  10. Преобразование Пенсионного фонда в публично-правовую компанию могут обсудить 31 мая. ТАСС (23 мая 2019). Дата обращения 24 мая 2019.
  11. Статья 16. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета / КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения 2 апреля 2016.
  12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  13. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 27.07.10) «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
  14. «Предназначение »
  15. Фонд национального благосостояния. Статистика.
  16. По итогам 2016 года ПФР приумножил пенсионные накопления россиян на 2,97 млрд рублей. www.pfrf.ru (6 апреля 2017). Дата обращения 18 апреля 2017.
  17. Годовой отчёт ПФР за 2010 год
  18. Годовой отчёт ПФР за 2011 год
  19. Годовой отчёт ПФР за 2012 год
  20. Годовой отчёт ПФР за 2013 год
  21. Годовой отчёт ПФР за 2014 год
  22. Годовой отчёт ПФР за 2015 год
  23. Годовой отчёт ПФР за 2016 год
  24. Годовой отчёт ПФР за 2017 год
  25. Inc., TV Rain,. «Яблоко» узнало о планах Пенсионного фонда потратить 27 млн рублей на командировки сотрудников. Дата обращения 20 мая 2017.
  26. Inc., TV Rain,. ФАС нашла нарушения при трате Пенсионным фондом 150 млн рублей на командировки сотрудников. Дата обращения 20 мая 2017.
  27. «Расплата с лауреатами»//Московское городское отделение КПРФ, официальный сайт.
  28. Пенсионный фонд околпачивает лауреатов премии Правительства РФ. trv-science.ru
  29. Медведев уволил замглавы ПФР Иванова в связи с утратой доверия / РИА «Новости»
  30. Фонд с лишним Рейтинг самых результативных и неэффективных пенсионных служб
  31. О Федеральном реестре инвалидов.
  32. Портал ЕГИССО. egisso.ru. Дата обращения 12 апреля 2019.
  33. «Трудности перевода. Почему граждане теряют накопления при переходе из фонда в фонд» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 7339 (173) от 06.08.2017.
  34. «Пенсионные фонды не отпускают граждан» «Ведомости», 19 марта 2018.
  35. «Пенсии растерялись на переходе» Газета «Коммерсантъ» № 44 от 16.03.2018, стр. 1.
  36. NEWSru.com, 2 августа 2018. Бизнес-омбудсмен предложил «докупать» трудовой стаж, а за досрочный выход на пенсию — доплачивать
  37. Глава ПФР рассказал об использовании зданий фонда. РИА Новости (20180925T1319+0300Z). Дата обращения 12 апреля 2019.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *