Несоблюдение условий контракта

Содержание

Увольнение военнослужащего за совершение дисциплинарного проступка

Карьере военнослужащего может грозить связанное с расторжением контракта досрочное завершение из-за совершения им дисциплинарного проступка. Для принятия соответствующим командиром (или начальником) решения об увольнении офицеру (или прапорщику) достаточно совершить всего лишь один из грубых проступков (полный перечень содержится в Дисциплинарном уставе) или же иметь на момент привлечения его к ответственности за очередное нарушение дисциплины несколько действующих (неснятых) взысканий. Законодательством определено, что систематичность подобных нарушений должна быть подтверждена зафиксированными фактами совершения военнослужащим за короткий период времени нескольких проступков (трех и/или более). При этом законом не допускается привлечение гражданина, проходящего службу по контракту, к ответственности дважды за совершение одного и того же правонарушение. Таким образом, если за проступок военнослужащему уже было объявлено взыскание, то основанием для увольнения данное деяние уже быть не может.

Увольнение военнослужащего за совершение преступления или административного правонарушения

Военное право не содержит жестких требований к срокам, в пределах которых военнослужащего следует уволить со службы после совершения им административного или уголовно наказуемого деяния.

Также следует отметить, что из-за отсутствия в законодательстве четко определенного перечня административных правонарушений, за совершение которых с военнослужащим может быть расторгнут контракт досрочно, каждый случай привлечения офицера (или прапорщика) к административной ответственности должен быть рассмотрен индивидуально командиром (или начальником) части. Воинскими уставами закреплено, что любой военнослужащий обязан соблюдать требования нормативных актов Российского государства, быть дисциплинированным, вежливым, уважать интересы других людей, служить олицетворением высокой культуры и нравственности. Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.

Соответствующий командир (или начальник) вправе принять решение об увольнении офицера (или прапорщика), если он совершил такое преступление, последствия и характер которого не совместимы с продолжением военной карьеры, но предусмотренное за это деяние наказание не связано с действительным (или условным) ограничением свободы.

При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную. Так как при заключении контракта офицер (или прапорщик) дал обязательства по выполнению общих и специальных обязанностей службы, а также по выполнению обязанностей по занимаемой им должности, то в подобных случаях военнослужащего увольняют за нарушение предусмотренных контрактом условий в части следования нормам Российского права. При этом факт погашения судимости значения для принятия командиром (или начальником) такого решения не имеет.

Порядок расторжения контракта с военнослужащим, допустившим существенные нарушения его условий

Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности.

  1. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием. После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения.
  2. Увольнение по итогам проведенной аттестации. Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела.

Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика). В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон.

По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

Как уволиться из армии по собственному желанию?

Дело в том, что в нынешних реалиях, государство очень неохотно отпускает военнослужащих раньше срока окончания действующего контракта. Служба в армии в этом плане, не похожа на гражданскую работу, откуда вы в любой момент можете спокойно уйти, лишь изъявив желание. Государство вкладывает немалые силы и средства в подготовку военных специалистов и поэтому совсем не заинтересовано в их преждевременном увольнении. Если вы все-таки приняли решение уйти, нужно быть готовым к довольно сложной и хлопотливой процедуре. Как говорится, вход — рубль, а выход – два.

По действующему законодательству, одно лишь желание военнослужащего об увольнении, не является достаточным основанием для увольнения. Желание на увольнение воспринимается как просьба, а не как гарантированное право и должно быть подкреплено уважительными (объективными) причинами. В законе точно не регламентирован список всех уважительных причин, поэтому степень их уважительности и достаточности оснований для увольнения, будет рассматривать специальная аттестационная комиссия, а после выдачи заключения, окончательное решение будет приниматься командиром части. Это выглядит примерно следующим образом:

  1. Вы должны подать рапорт своему командиру с просьбой уволить вас из вооруженных сил, с указанием уважительных причин и документов подтверждающих ваши слова.
  2. После этого, исходя из действующего законодательства, ваш командир должен передать рапорт и документы на рассмотрение аттестационной комиссии, в течении 30 суток. Как правило, с передачей документов тянут до последнего и это занимает весь отведенный срок.
  3. Аттестационная комиссия рассматривает ваш рапорт и сопроводительные материалы, а также заслушивает непосредственно вас. После чего она должна принять решение о признании ваших причин уважительными и достаточными для увольнения вас из рядов вооруженных сил (положительный итог.)
  4. Затем все материалы и выводы комиссии передаются (чаще всего это тоже затягивается на месяц) командиру вашей части, который принимает окончательное решение и в случае положительного для вас исхода, подписывает представление на увольнение.

На практике этот процесс, как правило, сопряжен с целым комплексом бюрократических проволочек. Процесс увольнения часто пытаются саботировать в течении многих месяцев. Поэтому, для эффективного продвижения дела, его нужно постоянно контролировать, звонить, интересоваться, напоминать об отведенных сроках. Бывает так, что командир части отказывается вас увольнять, даже после положительного решения комиссии. В этом случае нужно подавать в суд и в большинстве случаев вы получите постановление об увольнении.

Как правильно уволиться из армии контрактнику?

Рапорт составляется в произвольной форме, в нем подробно указываются причины для увольнения, в сопровождении материалов описывающих и подтверждающих эти причины. Исходя из юридической практики подобных случаев, а также согласно нормативам статьи 51 о воинской службе, чаще всего, уважительными признаются причины связанные со следующими обстоятельствами:

  • В связи с необходимостью ухода за ближайшими родственниками (отец, мать, бабушка, дедушка, усыновитель, родной брат или сестра) обычно с инвалидностью 1 и 2 группы (но не обязательно), при условии, что за ними некому больше смотреть, либо те, кто должен за ними присматривать, не могут осуществлять присмотр.
  • В связи с необходимостью присмотра за несовершеннолетними детьми, оставшимися на вашем попечении, при условии, что второй родитель уклоняется от исполнения родительских обязанностей.
  • В связи с изменением места службы военнослужащего (щей), состоящего (щей) в браке и необходимостью переезда всей семьи в другую местность.
  • В связи с невозможностью реализации потенциала полученного высшего образования на текущей военной должности и невозможностью ее изменения.
  • В связи с невозможностью содержания семьи на оклад военнослужащего, при отсутствии материальных доходов у остальных членов семьи (оклад должен быть ниже прожиточного минимума приходящегося на каждого члена семьи)
  • В связи с ухудшением состояния здоровья и признанием военнослужащего ВВК ограниченно-годным к несению воинской службы.

Разумеется, желание уволиться из армии, не всегда сопряжено с вышеперечисленными причинами. Иногда, военнослужащие находят высокооплачиваемые вакансии в гражданской сфере, иногда не складываются отношения с начальством и сослуживцами, а порой просто надоедает служить. Но, поскольку именно этот перечень в основном рассматривается аттестационной комиссией как уважительный, то на практике, желающие уволиться по собственному желанию, часто стремятся использовать указанные обстоятельства и подтверждающие их справки в своих рапортах.

Исходя из этого, порой бывает необходимо формально развестись супругам и оставить ребенка себе, чтобы получить уважительную причину для увольнения из армии или внезапно «заболеть» на осмотре врачебной комиссии. Хотя, если оклад контрактника совсем невелик, а в семье есть дети, то зачастую достаточно предоставить справки об отсутствии доходов у остальных членов семьи (в случае работающей жены, она временно увольняется) и, сверившись с прожиточным минимумом на каждого, подать рапорт об увольнении в связи с невозможностью содержания семьи.

Согласно статье 51, также возможна подача рапорта об увольнении в связи с несоблюдением в отношении вас условий контракта, в случае если вам задерживают или не выдают заработную плату в полной мере или не предоставляют жилья или средств для наёма. Но, на практике такое бывает редко.

Лучше всего правильно уволиться из армии, ведь не стоит забывать, что увольнение по уважительной причине, позволяет сохранить множество льгот, получить разовую выплату от 2-ух до 7 окладов после увольнения и сохранить за собой право на восстановление в звании и должности в рядах вооруженных сил в будущем.

Как уволиться с армии по контракту, во время испытательного срока?

После заключения контракта о прохождении воинской службы, назначается испытательный срок продолжительностью 3 месяца. Многими новобранцами, он часто неправильно толкуется как испытательный срок для обеих сторон (мол, на меня посмотрят, и я посмотрю как в армии служится). На самом деле по закону, это армейские структуры решают, подходит ли им новобранец или нет, а решение самого новобранца о прохождении службы, считается окончательным с момента подписания контракта.

На практике же, из-за необходимости комплектации армии все большим количеством профессиональных солдат по плану принятому сверху, армия крепко держится за каждого вновь прибывшего контрактника. Поэтому, если во время испытательного срока вы решите, что армия не для вас, процедура увольнения будет точно такой же сложной как и для всех остальных военнослужащих, но, с единственным исключением — раз вы решили не строить военной карьеры и не отдали службе долгие годы, вы можете позволить себе уволиться по негативной статье.

Реалии таковы, что при написании рапорта об увольнении по собственному желанию во время испытательного срока, у вас будут пытаться его не принять. В отделе кадров будут ссылаться на занятость и кучу приказов МО о непринятии подобных рапортов, будут отправлять с наставлениями вроде «не морочь голову, а иди и служи». Но, после проявления вашей настойчивости и демонстрации готовности пойти в прокуратуру, любое руководство пойдет вам навстречу и уволит вас. С формулировкой — уволен, в связи с выявленной непригодностью к несению воинской службы, во время испытательного срока. В будущем, попасть на контрактную службу или в правоохранительные органы для вас станет очень проблематичным, однако позволит быстро уволиться и вновь стать гражданским.

Увольнение в связи с невыполнением условий контракта. Комментарий к «революционному» Постановлению Конституционного Суда РФ. Часть 3 (заключение)

Начало: Часть 1. и Часть 2.
Вводные положения из Постановления КС РФ..
Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока
Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.
Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.
По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.
И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –
Далее Конституционный суд идёт ещё дальше, и устанавливает ограничения в том, какие именно нарушения являются основанием для увольнением в связи с невыполнением условий контракта:
«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,
и раскрывает понятие невыполнение условий контракта:
«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта, в частности:
— совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
— либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.
Примечание: Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.
Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины, в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания, которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:
— проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,
— обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,
— порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,
— что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами, предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.
Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок, что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его
Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.
Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.
Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.
Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих, которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.
Далее Конституционный Суд РФ раскрывает основания, значение и последствия процедуры аттестации:
— аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.
— процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.
Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:
— предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,
— заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,
— сообщить дополнительные сведения,
— лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),
— обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,
— при этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.
Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.
Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным — оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).
Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным — учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности — продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!
Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы.
Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).
Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.
Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,
польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.
Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы
Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:
Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания, подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих, гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание. Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.
1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности»
Вывод: при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.
2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии, при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.
3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок, в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.
Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:
— на основании заключения аттестационной комиссии;
— в разумный срок.
Мнение автора.
Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.
Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.
По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.
В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.
Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.
По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.
Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы, который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.
>Как расторгнуть контракт: увольнение военнослужащего по собственному желанию

Можно ли уволиться с военной службы по контракту?

Уволиться по собственному желанию военнослужащий может. Для увольнения по данному основанию он обязан обосновать причины, послужившие принятию решения. Специальная комиссия их рассматривает и дает свое заключение по данному вопросу.

Основания увольнения с военной службы предусмотрены ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98г.

Расторжение военного контракта возможно, в том числе:

  • по окончании срока его действия;
  • в связи с наступлением возраста выхода на пенсию;
  • по собственному желанию;
  • по инициативе командования воинской части;
  • по состоянию здоровья.

По окончанию договора

Закон выделяет такое увольнение в качестве самостоятельного основания для расторжения контракта. С наступлением даты окончания контракта военнослужащий подлежит увольнению. То есть уволиться по собственному желанию, в связи с окончанием контракта, не получится.

До окончания срока действия договора

Такая возможность предусмотрена п. 6 ст. 51 вышеуказанного Закона. Для такого увольнения необходимо наличие уважительных причин. Окончательное решение принимает аттестационная комиссия и выносит свой вердикт.

Наши эксперты подготовили много публикаций на тему увольнения по собственному желанию, которые касаются не только военнослужащих, но и различных других категорий работников. Из них вы узнаете:

  • Что делать если вас принуждают уволиться по собственной инициативе, а также когда можно отозвать заявление?
  • Как уволиться, находясь на больничном и в каком порядке будет оплачиваться бюллетень после увольнения?
  • Как грамотно указать причину ухода в заявлении и всегда ли нужно отрабатывать 2 недели?

Основания уйти из армии

Справка! Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, в силу которых военнослужащий не может объективно нести службу.

Конкретный перечень причин законом не установлен. Аттестационная комиссия рассматривает каждый случай индивидуально, исходя из личности военного и жизненных обстоятельств, во которым он желает оставить службу.

Данные причины являются дополнительными по отношению к остальным, которые установлены законом для увольнения данной категории граждан.

В качестве уважительных могут быть указаны следующие причины:

  1. Материального характера. Когда денежного довольствия военнослужащего не хватает для того, чтобы обеспечивать семью. Возможно, на гражданской службе ему предложили высокооплачиваемую работу, в соответствии с квалификацией или навыками служащего.
  2. Семейные обстоятельства. Связаны с какими-либо изменениями в семье военнослужащего. Это может быть необходимость воспитания несовершеннолетних детей, когда второй родитель умер или не может воспитывать их в силу болезни. Может потребоваться уход за больным членом семьи, если нет других лиц, осуществляющих уход. Причиной может стать заболевание кого-либо из членов семьи, делающего невозможным проживание в той местности, где служит военнослужащий.
  3. Религиозные убеждения. Возможны случаи, когда военнослужащий сменил вероисповедание, не позволяющее нести воинскую службу.
  4. Если лицо, проходящее воинскую службу, не может использовать на той должности, которую он занимает свой потенциал и уровень знаний, а назначение на вышестоящую должность невозможно.
  5. Если близкие родственники переезжают на постоянное место жительства в другую местность или за пределы РФ.

Далее информативное видео про основания для увольнения военнослужащего раньше срока:

Как уйти с контрактной службы в ВС РФ офицеру или солдату по объективным причинам?

Если имеются объективные причины для увольнения по собственному желанию, увольнение военнослужащего будет происходить в следующем порядке:

  • составление рапорта;
  • его рассмотрение аттестационной комиссией;
  • принятие решения командиром;
  • составление приказа об увольнении и оформление документов по кадрам;
  • получение расчета и документов о службе.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Просьба об уходе

О своем намерении оставить военную службу военнослужащий обязан сообщить в письменном виде. Этот документ называется рапортом.

Рапорт составляется на имя командира воинской части, в которой проходит службу военный. Законом не предусматривается типовая форма для рапорта. Он составляется в произвольной форме.

В нем указываются:

  1. Личные данные командира, на имя которого подается. Его полное воинское звание, номер части, ФИО.
  2. Личные данные самого военнослужащего.
  3. В тексте рапорта прописывается намерение о прекращении военной службы, и подробно расписываются причины, являющиеся уважительными.
  4. В конце документ ставится подпись и дата написания.
  • Внимание! Рапорт подается за 30 дней до предполагаемой даты увольнения. Рапорт составляется в двух экземплярах, которые регистрируются в воинской части. Один отдается командиру для рассмотрения. Другой с отметкой о регистрации остается у военнослужащего.

    Рассмотрение документа специальной комиссией

    Послу получения рапорта командир воинской части передает его на рассмотрение специальной комиссии. Данная комиссия называется аттестационной. В ее полномочия входит рассмотрение просьбы об увольнении и оценка тех причин, которые военнослужащий привел в качестве уважительных.

    Аттестационная комиссия подотчетна командиру части, в которой она создана. В ее состав входят председатель комиссии, члены комиссии (заместители командира, представители кадрового и юридического органов), секретарь комиссии.

    По результатам рассмотрения рапорта составляется протокол, который передается командиру.

    Решение командира, который отвечает за личный состав части

    Решение аттестационной комиссии носит рекомендательный характер. Окончательное решение об увольнении военнослужащего принимает командир части, в полномочия которого входит принятие решений по личном составу. Оно может быть положительным или отрицательным. Срок принятия решения не должен превышать общего срока в тридцать дней, предусмотренного для предупреждения о предстоящем увольнении.

    Составление приказа и заполнение кадровых бумаг

    В случае принятия решения об увольнении со службы по собственному желанию составляется соответствующий приказ. Военный контракт прекращает свое действие с указанной в нем даты. Приказ составляется на основании следующих документов:

    • протокола аттестационной комиссии;
    • листа беседы командира части с военнослужащим;
    • рапорта.

    О прекращении действия военного контракта, основаниях его расторжения производится запись. Запись содержит дату и причины прекращения. Она производится в первом экземпляре контракта, который находится в личном деле военнослужащего. Скрепляется печатью командира воинской части. По желанию военнослужащего такая же запись может быть произведена во втором экземпляре контракта, который находится у него.

    Получение расчета и документов на руки

    После оформления записи об увольнении военнослужащему выдается трудовая книжка с записью о сроках службы, военный билет и производится расчет. Он производится исходя из оклада денежного содержания, пропорционально отработанному времени в месяц увольнения, и выплат.

    О том, какие документы должны быть подписаны и выданы на руки при стандартном увольнении сотрудника по его инициативе, мы рассказывали , а из этого материала вы узнаете, какие выплаты положенны гражданским лицам при увольнении.

    Какие полагаются выплаты и сколько они составляют?

    Вопрос выплат военнослужащим регулируется Приказом Минобороны №2700 от 30.12.2011г. Им устанавливаются размеры и основания начисления выплат. Военнослужащему, при увольнении по собственному желанию выплачиваются:

    1. единовременное пособие;
    2. премия;
    3. материальная помощь.

    Их размер зависит от оклада денежного содержания военного и сроков его службы.

    Единовременное пособие

    Его размер зависит от продолжительности службы. Если срок службы составляет менее 20 лет, выплачивается два должностных оклада. При сроке службы более 20 лет – выплачивается семь окладов. Военнослужащий, получивший государственные награды в период действия контракта, может рассчитывать еще на один оклад денежного содержания контрактников.

    Основанием для выплаты пособия является приказ, который издается командиром части. В нем указываются основания увольнения, полные годы выслуги, за которые выплачивается пособие, государственные награды, его размер в окладах.

    Премия

    За эффективное и добросовестное выполнение возложенных на него обязанностей военнослужащий может быть поощрен премией. Ее размер может достигать 25 процентов от оклада служащего.

    Материальная помощь

    Выплата является ежегодной. Если военнослужащий не получил ее ранее, выплачивается в размере одного денежного оклада.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *