НК РФ обособленное подразделение

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ при осуществлении организацией деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.
За несвоевременную подачу заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. на основании ст. 116 НК РФ. За уклонение организации от постановки на учет в налоговом органе ст. 117 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
За нарушение срока постановки на учет, в том числе сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от 500 до 3 тыс. руб. на основании ст. 15.3 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 84 НК РФ постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Соответствующая форма заявления N 1-2-Учет утверждена приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.
При подаче заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены:

  • учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • положение об обособленном подразделении;
  • распоряжение (приказ) о его создании.

В случае отсутствия документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения (Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденный приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов и в тот же срок выдать ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.
Форма сообщения N С-09-3 утверждена приказом ФНС РФ от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».
За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.
Одновременно на основании ст. 15.6 КоАП РФ руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме от 300 до 500 руб.
Следует учитывать, что при создании организацией обособленного подразделения в виде филиала или представительства необходимо внести соответствующие изменения в учредительные документы организации (поскольку в силу п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица). Порядок государственной регистрации изменений (дополнений), вносимых в учредительные документы юридического лица установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Статья 17 Федерального закона N 129-ФЗ определяет, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р13001 (утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439);
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Федеральным законом N 129-ФЗ установлен трехдневный срок для представления в регистрирующий орган информации об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (в том числе сведений о филиалах юридического лица). На случаи внесения изменений в учредительные документы юридического лица указанный срок не распространяется (п. 5. ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, смотрите также письмо МНС РФ от 14.08.2003 N 09-1-02/4040-АВ409 «По вопросам государственной регистрации юридических лиц»).
Порядок регистрации обособленного подразделения во внебюджетных фондах зависит от того, имеет ли обособленное подразделение отдельный баланс и собственный расчетный счет.

Содержание

Регистрация в ФСС РФ

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователи-организации в случае создания обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны зарегистрироваться по месту нахождения такого подразделения в исполнительных органах страховщика по месту нахождения подразделения не позднее 30 дней со дня его создания.
Ответственность за нарушение указанного срока установлена ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Регистрация осуществляется на основании соответствующего заявления, форма которого утверждена постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27 «Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей». Этим же документом утвержден Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений в исполнительных органах ФСС РФ (далее — Порядок).
Для регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с заявлением юридическое лицо представляет в соответствии с п. 9 и п. 11 Порядка заверенные в установленном порядке копии:

  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
  • уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном обособленном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения);
  • извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстат), содержащего сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

При наличии на момент подачи заявления банковского счета, открытого обособленному подразделению, представляется также соответствующая справка из кредитной организации.
Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию (п. 7 Порядка).

Регистрация в ПФ РФ

В соответствии с п. 6 Порядка регистрации в территориальных органах ПФ РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 19.07.2004 N 97п) регистрация в органах ПФР организаций в качестве страхователя по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется при обращении организации в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения. Организация-страхователь должна обратиться для регистрации в территориальный орган ПФ РФ по месту нахождения своего обособленного подразделения. Унифицированной формы заявления для обращения за регистрацией организации-страховщика по месту нахождения обособленного подразделения не утверждено. Регистрация осуществляется органом ПФР на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и представляемых налоговыми органами в соответствии с п. 12 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, по месту нахождения обособленного подразделения по запросу этого органа не позднее 5 дней со дня получения указанных сведений.
Ответственность за нарушение срока регистрации в территориальном органе ПФР установлена ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При регистрации по месту нахождения обособленного подразделения страхователю направляется cоответствующее извещение в 2-х экземплярах, один из которых в 10-дневный срок подлежит представлению в территориальный орган ПФ РФ по месту нахождения организации. Форма Извещения приведена в Приложении N 3 к Порядку регистрации в территориальных органах ПФ РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденному постановлением Правления ПФ РФ от 19.07.2004 N 97п.

Регистрация в ФОМС РФ

В соответствии со ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» регистрация страхователей-организаций в территориальных фондах обязательного медицинского страхования по месту нахождения их обособленных подразделений осуществляется на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.
Из данной нормы прямо не следует, что регистрации по месту нахождения обособленных подразделений организации подлежат только при наличии у этих подразделений отдельного баланса, расчетного счета и при условии самостоятельного начисления ими выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Однако с учетом положений п. 8 ст. 243 НК РФ, а также разъяснений, содержащихся в письмах Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 N 30-МЗ и Федерального ФОМС РФ от 16.05.2007 N 3354/20-2, можно говорить о том, что обязанность страхователей зарегистрироваться в территориальном органе ФОМС РФ по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в том случае, если такое подразделение имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц.
В соответствии с п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании (утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 570) для регистрации организации, имеющей обособленные подразделения, необходимо в тридцатидневный срок с даты создания обособленного подразделения представить в территориальный орган ФОМС РФ заявление по форме согласно Приложению N 1 к Правилам. Вместе с заявлением нужно представить нотариально заверенные копии:

  • документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • документов, подтверждающих исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;
  • свидетельства о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.

Ольга Иванкова, Алексей Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Иногда для ведения деятельности организации требуется создать обособленное подразделение. Они не имеют никакого отношения ни к филиалу, ни к представительству. Это может быть склад или торговая точка для реализации продукции. В действующем законодательстве нет никаких положений регламентирующих создание и работу таких подразделений.

Для создания необходимо выполнить следующие действия:

  1. Оформить решение о создании;
  2. Провести мероприятия по подготовке;
  3. Оформить постановку на учет в налоговой инспекции.

Решение о создании подразделения

В законе нет упоминания, какой орган должен принимать решение. В обычных случаях это решение принимает директор. Но учредители общества могут прописать в уставе наименование органа, которое будет принимать соответствующее решение. Например, такое решение может приниматься на общем собрании учредителей.

Пример

Решения о создании подразделения может быть принято на собрании учредителей общества.

В нем должна присутствовать следующая информация:

  1. Наименование, вид и местоположение;
  2. Функции, которые будут выполниться;
  3. Структура;
  4. Личные данные ответственного лица или руководителя подразделения;
  5. Дата открытия. Иногда налоговики могут принять за дату открытия оформленное решение о создании подразделения. Указание даты открытия может помочь при возникновении споров сналоговой службой из-за нарушений подачи уведомления.

Но можно воспользоваться другим вариантом. Сведения могут быть отражены в отдельном внутреннем документе. Это может быть положение или другой документ. Принятие должно осуществляться на общем собрании учредителей или акционеров, в зависимости от правовой формы организации.

Образцы документов для создания обособленного подразделения Вы можете увидеть в статье — Образцы документов для открытия обособленных подразделений

Совет

При создании рекомендуется уточнить, что данное подразделение не считается филиалом или представительством. Подобное упоминание позволит избежать недопонимания со стороны контрагентов или контролирующих структур.

Подготовка к работе

В первую очередь надо провести следующие мероприятия:

  1. Выбрать место, где будет осуществлять деятельность обособленное подразделение;
  2. Подготовить для сотрудников стационарные рабочие места;
  3. Нанять новых сотрудников или осуществить перевод персонала в новое подразделение.

Только при выполнении указанных действий обособленное подразделение можно считать созданным с точки зрения законодательства.

Адрес обособленного подразделения

Для организации обособленного подразделения может быть использовано арендованное помещение или объект недвижимости, принадлежащий компании. Так же это может быть движимое имущество – торговая палатка или другой объект. Правомерность использования движимого имущества разъяснено в письме УФНС России по г. Москва от 01.04.2008 года No 09-14/031347.

Но следует учитывать, что его адрес не может быть одинаковым с адресом компании. Это обязательное условие по отношению к обособленному подразделению.

Обустройство стационарных рабочих мест

В обязательном порядке, перед началом деятельности, компания обязана обеспечить сотрудников рабочими местами. В соответствии с письмом Минфина России No03-02-07/1/27605 от 05.05.2017года и No03-02-07/1/75061 от 15.12.2016 года, рабочее место можно считать стационарным, если оно создается на срок не менее месяца.

Рекомендуется зафиксировать соответствующим документом дату создания. Использование зафиксированной даты позволит избежать претензий со стороны налоговиков при возникновении претензий по срокам уведомления. Для подтверждения и фиксации даты следует издать приказ.

Вопрос: Может ли компания по адресу обособленного подразделения создать не одно, а несколько стационарных рабочих мест?

Да, может. Признаком обособленности подразделения считается наличие хотя бы одного стационарного рабочего места. Максимальное количество не регламентируется.

Сотрудники обособленного подразделения

Для работы в созданном подразделении компания может нанять новых сотрудников. Но если количества сотрудников хватает, то руководство вправе переместить работающих сотрудников на новое место. Согласия работника на перевод не требуется, если подразделение располагается в том же городе.

Если обособленное подразделение будет в другой городе или регионе, то придется оформлять с работником дополнительное соглашение.

Правила постановки на учет

Для осуществления деятельности компания должна встать на учет по адресу обособленного подразделения. Для постановки на учет необходимо послать сообщение в налоговую инспекцию осоздании обособленного подразделения. На основании полученного сообщения налоговая инспекция обязана поставить организацию на учет.

Существует утвержденная ФНС России форма сообщения. Форму и правила заполнения можно найти в приказе No ММВ-7-6/362@ от 09.06.2011 года. На подачу сообщения компании предоставляется тридцать дней с момента создания обособленного подразделения.

Вопрос: С какого момента по действующему законодательству обособленное подразделение считается созданным?

В действующем законодательстве нет точного определения или обоснования, с какой даты можно считать подразделение созданным.

Подразделение может считаться созданным, если выполнены следующие условия:

  1. Были обустроены рабочие места;
  2. Сотрудники приступили к работе;
  3. Компания осуществляет контроль над деятельностью подразделения.

Если этих условий нет, то налоговая инспекция не может считать, что было создано обособленное подразделение. Например, если компания создала рабочие места, но сотрудники не приступили к исполнению обязанностей, то это не подтверждает создание подразделения. Это касается и другой стороны. Если сотрудники были направлены к месту работы, но рабочие места не созданы, то это также нельзя считать обособленным подразделением. Учитывается еще один факт, сотрудники на новом месте должны выполнять свои обязательства не менее одного месяца.

Доказательствами создания обособленного подразделения считаются:

  1. Наличие договора аренды помещения;
  2. Трудовые договора с указанием рабочего места по адресу обособленного подразделения;
  3. Табель учета рабочего времени на сотрудников.

При этом необходимо учитывать не только наличие документов. Основную роль играет фактическое исполнение требований.

Вопрос: Компания направляет сотрудников на работу на территории заказчика. Может ли данная ситуация рассматриваться как обособленное подразделение?

Нет, не может. Тут отсутствует обустройство рабочих мест. Проживание и выполнение обязательств не доказывает существование подразделения. В данном случае даже не поможет тот факт, что сотрудники были на месте больше месяца.

Если налоговики приняли такую ситуацию, как обособленное подразделение и выписала штраф, то рекомендуется оспорить такое решение в суде.

Важная информация!

В законодательстве указан срок подачи сообщения о создании обособленного подразделения. На выполнение всех мероприятий организации отводится тридцать суток.

При нарушении сроков отправки сообщения, организации может быть выписан штраф на двести рублей за не подачу документа. Дополнительно руководство организации может быть привлечено к административной ответственности и наложен штраф в размере от трехсот до пятисот рублей.

Вопрос: Компания решила создать несколько подразделений в одном городе. Могут ли они встать на учет в одном отделении налоговой службы?

Да, могут. Если компания создала несколько подразделений, то постановку на учет можно осуществить по любому из адресов. В этом случае не имеет значения, какое подразделение открывается.

Для постановки на учет необходимо по одному из адресов подразделения направить уведомление о выборе контролирующего органа. Рекомендуется посылать уведомление вместе с сообщением осоздании обособленного подразделения.

Вопрос: Нужно ли передавать информацию о подразделениях в фонды социального и пенсионного страхования?

Нет, не нужно. Такие требования были до 2015 года. Сейчас это не обязательно.

Вопрос: Необходима ли постановка на учет обособленного подразделения в территориальных органах внебюджетных фондов?

Если обособленное подразделение использует отдельный расчетный счет, самостоятельно начисляет зарплату и выплачивает вознаграждение, то постановка на учет нужна.

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

абзац пятый утратил силу с 1 января 2007 г.;

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

абзац десятый (ранее — седьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

абзац одиннадцатый (ранее — восьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах;

лицевые счета — счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счета Федерального казначейства — счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

источник выплаты доходов налогоплательщику — организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе — документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сезонное производство — производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

абзац двадцать первый (ранее — восемнадцатый) утратил силу;

место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, — территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

коэффициент-дефлятор — коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

«Инвестиционный проект» — ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду.

3. Понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, — настоящим Кодексом.

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ».

Комментарий к Ст. 11 НК РФ

По общему правилу понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, содержащиеся в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть если определение приведено в тексте НК РФ, то на него и стоит опираться при применении налогового законодательства. Скажем, определения, что считать товарами, работами, услугами, приведены в ст. 38 НК РФ, а, скажем, определение «реклама» в Налоговом кодексе РФ отсутствует. Поэтому нужно опираться на Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

Надо сказать, что термины иногда очень важны. Приведем пример. Организации, которые работают на упрощенной системе налогообложения, не вправе создавать филиалы или представительства. Ведь в таком случае они не смогут применять этот специальный режим налогообложения. Данный запрет установлен пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Однако тут нужно обратить внимание вот на какой нюанс. В Налоговом кодексе РФ есть понятие, что считать обособленным подразделением, но отсутствуют понятия филиала и представительства.

Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительство — это обособленное подразделение организации, расположенное в другом месте. При этом оно представляет интересы компании и осуществляет их защиту. Понятие филиала несколько шире. Помимо перечисленных функций, филиал организации может осуществлять все функции предприятия. Обратите внимание: и филиал, и представительство должны быть указаны в учредительных документах организации.

В отличие от гражданского законодательства Налоговый кодекс не требует, чтобы обособленное подразделение было обязательно упомянуто в организационных документах организации. Вот и получается, что обособленное подразделение может открыть любая фирма и указывать его в распорядительных документах не обязательно. А раз так, то ни о каком филиале или представительстве говорить не приходится. Следовательно, даже при наличии подобных подразделений компания вправе применять упрощенную систему налогообложения. Именно к таким выводам приходят и чиновники в своих разъяснениях (Письмо Минфина России от 18 января 2008 г. N 03-11-02/5).

Кроме того, укажем еще на одно последствие признания созданного организацией рабочего места обособленным подразделением организации. Признание созданного организацией рабочего места обособленным подразделением организации повлечет для нее необходимость постановки на налоговый учет по месту его нахождения (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, определяемое адресом.

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Создание рабочих мест является определяющим критерием для признания подразделения обособленным.

При этом обособленное подразделение образуется и в том случае, когда по месту его нахождения оборудовано только одно рабочее место.

Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Об этом сказано в Постановлениях ФАС Московского округа от 30 июля 2004 г. N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2006 г. N Ф08-4234/2006-1814А и от 29 ноября 2006 г. N Ф08-6161/2006-2552А.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2010 г. N А75-430/2010 указывается, что для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальную обособленность и факт выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ. Об этом сказано в п. 1 ст. 83 НК РФ.

Следовательно, создание рабочего места на срок более одного месяца вне места нахождения самой организации признается обособленным подразделением, и организация обязана встать на учет по месту нахождения такого обособленного подразделения (Письмо УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. N 16-15/033302@ «Об обязательной постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего одно рабочее место»).

При этом в случае, если организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованного стационарного рабочего места, находящегося по адресу, отличному от места нахождения организации, независимо от того, находится это стационарное рабочее место в арендованном помещении или в собственности организации, указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения организации (Письмо Минфина России от 23 января 2013 г. N 03-02-07/1-15).

Также обратим внимание, что к созданию обособленного подразделения может привести и осуществление деятельности организации вне места ее нахождения вахтовым методом. Так, Минфин России в Письме от 12 октября 2012 г. N 03-02-07/1-250 указал, что если деятельность организации с использованием вахтового метода осуществляется вне места нахождения общества в срок, превышающий один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

При этом Минфин России обратил внимание, что в случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).

В частности, с учетом передвижного характера работ налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения, без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, к созданию обособленного подразделения организации вне места ее нахождения может привести заключение трудового договора с надомником.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

дата начала работы;

трудовая функция;

режим рабочего времени;

условия оплаты труда;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы.

В соответствии со ст. 310 Трудового кодекса РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.

Согласно п. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 ст. 83 НК РФ установлено, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации принимает решение исходя из представленных организацией документов, на основании которых организация осуществляет деятельность вне места ее нахождения, в том числе договора, заключенного между этой организацией и ее работником (Письмо Минфина России от 12 октября 2012 г. N 03-02-07/1-252, Письмо ФНС России от 18 января 2011 г. N ПА-4-6/449).

Хотя ранее Минфин России приходил к выводу, что если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, то обязанности по постановке на учет в налоговом органе по месту выполнения трудовых функций таким работником у данной организации не возникает (Письмо от 24 мая 2006 г. N 03-02-07/1-129).

Указанный вывод может следовать из положений Трудового кодекса РФ и Конституции РФ. Ведь в соответствии с Трудовым кодексом РФ рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Однако в силу ст. ст. 24 и 25 Конституции РФ, гарантирующих неприкосновенность жилища и невмешательство в личную жизнь, жилище надомного работника, где он осуществляет свою трудовую деятельность, не может находиться под контролем работодателя ни прямо, ни косвенно. К таким выводам приходила и судебная практика. Например, в Постановлениях ФАС Московского округа от 2 марта 2009 г. N КА-А40/817-09 и от 20 декабря 2010 г. N КА-А41/15744-10 указывается, что такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами.

Надомниками согласно ст. 310 Трудового кодекса РФ считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. В случае использования надомником своих инструментов и механизмов ему должна выплачиваться компенсация за их износ. Выплата такой компенсации, а также возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, производятся работодателем в порядке, определенном трудовым договором.

Формулировка, указанная в ст. 310 Трудового кодекса РФ, может означать следующее: если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником (то есть если надомник использует для организации работы принадлежащее ему имущество, например компьютер), то обязанности по постановке на учет в налоговом органе в связи с созданием обособленного подразделения организации по месту выполнения трудовых функций с таким работником у данной организации не возникает.

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее в настоящей главе — Закон N 94-ФЗ) п. 2 ст. 11 НК РФ был дополнен абзацем следующего содержания: «коэффициент-дефлятор — коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.»

На очередной календарный год коэффициент-дефлятор рассчитывается следующим образом:

Коэффициент- Коэффициент-дефлятор, Коэффициент, учитывающий

дефлятор К1 на применяемый в изменение потребительских цен

очередной = предшествующем x на товары (работы, услуги) в

календарный год календарном году предшествующем году

Таким образом, коэффициент-дефлятор К1 — коэффициент, который учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в году, предшествующем текущему календарному году, и устанавливается Минэкономразвития России на каждый календарный год.

На 2015 г. в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» были установлены:

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,307;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,147;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,798;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,147;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,147.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 11 НК РФ дополняется определениями новых понятий.

Так, в абз. 7 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение понятию «иностранная структура без образования юридического лица». Так, под иностранной структурой без образования юридического лица понимается организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

В абз. 8 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение понятию «иностранные финансовые посредники», под которыми понимаются иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В абз. 9 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение понятию «публичные компании». К ним относятся российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников.

Вышеуказанные изменения внесены Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *