Нормы списания шин

Содержание

Как списать шины автомобильные в бюджетном учреждении

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России N 157н (далее — Инструкция N 157н); Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России N 162н, (далее — Инструкция N162н).

При приобретении автомобильные шины учитываются на счете 10506 «Прочие материальные запасы” на основании первичных учетных документов (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н, п. 22 Инструкции N 162н). В учете бюджетных учреждений (в соответствии с п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ), поступление шин отдельно от автомобиля отражается проводкой:

При выдаче автомобильных шин в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения” (форма 0504210) или «Требование-накладная” (форма 0315006) (п. 25 Инструкции N 162н).

Учет выданных автомобильных шин проводят на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных” (п. 349 Инструкции N 157н). Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета.

Порядок списания и учета шин и аккумуляторов автомобиля

Выбытие материальных ценностей с забалансового учета производят на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Учет замены шин при полном износе. В учете бюджетного учреждения, при замене изношенных или поврежденных шин делают проводки:

При сезонной замене шин, в учете бюджетного учреждения делают проводку:

P.S. Если Вам требуется улучшить Ваш автомобиль — кликните по ссылке https://car-care.com.ua. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

КОНСУЛЬТИРУЕТ ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИЯ

Особенности учета автомобильных шин

Почти каждое бюджетное учреждение имеет на балансе служебные автомобили, которые используются как для осуществления основной деятельности, так и при предоставлении платных услуг. Сегодня мы рассмотрим особенности ведения учета шин как разновидности запасных частей служебного автомобиля.

Согласно пп. 3.19 Приказа № 102 операции по замене на автомобиле шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений дорожно-транспортного средства. Их не относят и к техническому обслуживанию автомобиля. Как же учитывать шины в документах?

Различные операции с шинами

При установке шины ее стоимость сразу списывается на фактические расходы, аналитический учет которых ведется по месту ее хранения материально-ответственным лицом только в количественном выражении. В бухгалтерском учете такая операция отражается проводкой:

Дт 801, 802, 811 — 813 — Кт 238.

Отпуск шин со склада оформляется накладной ф. 3-3 (Приказ № 130). Водитель, будучи материально-ответственным лицом, расписывается в их получении и устанавливает на автомобиль. При этом составляется акт на установку шин. В дальнейшем шины учитываются в подотчете у водителя.

При замене летнего комплекта на зимний (и наоборот) шины приходуются обратно на склад на основании накладной ф. 3-3. На складе учет шин; бывших ранее в эксплуатации, ведется материально-ответственным лицом только в количественном выражении.

В случае полного износа шины, ранее установленные на автомобиль и находившиеся в подотчете у водителя, списываются на основании акта на списание ф. 3-2, что подтверждается заключением комиссии.

Шины списываются с учета согласно нормам эксплуатационного пробега шин и порядка их корректировки в зависимости от условий эксплуатации (Приказ № 420). Данные нормы обязательны для всех предприятий и учреждений, которые имеют автотранспорт, независимо от формы собственности.

Ориентировочные нормы пробега шин, не вошедшие в упомянутый приказ, почти всегда можно найти в технической документации завода-изготовителя. Особенно это касается дорогих шин известных зарубежных фирм.

Ведение учета фактического пробега автошин дает возможность лучше контролировать нормативный пробег. С этой целью в учреждениях на каждую шину заводится отдельная карточка учета пробега (образец ее заполнения прилагается).

Чтобы отличить шины одного производителя (одного размера и одной модели), в карточки вносится абсолютно вся информация о шинах:

— дата ввода (вывода) в эксплуатацию;

— марка автомобиля, на который устанавливается шина;

— ось, с какой стороны и когда установлена шина;

— показатели спидометра на момент установки;

— пробег шины на момент замены;

Если нормативная величина износа шины достигнута, ее можно списать.

В случае досрочного износа шины в первую очередь нужно выяснить его причины. Их может быть несколько: неправильная эксплуатация, плохое состояние дорог, низкое качество шины по вине производителя и т. д,

Если в данной ситуации установить виновных лиц и возместить убытки не удается, рекомендуем списать шины с учета, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.

Карточка учета пробега автомобильной шины

Размерность: 175/70 R-13

Нормативный пробег: 55 000 км

Ввод/вывод из эксплуатации Дата Показатели спидометра, км Пробег шины, км Суммар-
ный пробег, км
Введена в эксплуатацию. Автомобиль ВАЗ, госномер 11215 ЕА. Установлена на переднюю ось, справа 01.05.04 г. 25 000
Выведена из эксплуатации. Передана на склад на зимний период 15.11.04 г. 45 000 20 000 20 000
Введена в эксплуатацию на летний период. Автомобиль ВАЗ, госномер 11215 ЕА. Установлена на заднюю ось, слева 01.04.05 г. 65 000 20 000
Выведена из эксплуатации. Передана на склад на зимний период 01.11.06 г. 80 000 15 000 35 000
Введена в эксплуатацию на летний период. Автомобиль ВАЗ, госномер 11215 ЕА. Установлена на переднюю ось, справа 01.04.05 г. 100 000 35 000
Списана шина, достигшая нормативной величины износа 15.06.06 г. 120 000 20 000 55 000

1. Приказ № 102 — приказ Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102 «Об утверждении Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта”.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении замену шин в автомобиле

Приказ № 130 — приказ Государственного казначейства Украины от 18.12.2000 г. № 130 «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению”.

3. Приказ № 420 — приказ Министерства транспорта Украины от 08.12.97 г. № 420 «Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин”.

Наталья Бережная,
начальник отдела бухгалтерского учета —
главный бухгалтер Главного финансового управления

Как списать шины, пришедшие в негодность до достижения установленной для них нормы пробега

КАК СПИСАТЬ ШИНЫ, ПРИШЕДШИЕ В НЕГОДНОСТЬ ДО ДОСТИЖЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОЙ ДЛЯ НИХ НОРМЫ ПРОБЕГА

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

На балансе организации находится транспортное средство (автомобиль ВАЗ), на который установлены автомобильные шины 175/70 R13.

Можно ли списать шины, пришедшие в негодность, если их фактический пробег составил 51358 км (при норме среднего ресурса — 55000 км)? Какие документы для этого необходимо оформить?

Основным документом, определяющим порядок списания автомобильных шин, являются

Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи от 20.05.2006 г. № 488 (далее — Эксплуатационные нормы). В данном документе установлены не только нормы среднего ресурса пневматических шин, но и указаны основания для списания шин, а также приведен порядок заполнения Карточки учета пробега (наработки) пневматической шины.

Если фактический пробег пневматических шин достиг установленных для них норм среднего ресурса (далее — нормы), то такие шины могут быть списаны. Однако достижение нормы не является обязательным и единственным условием для списания шин.

п. 3.2 Эксплуатационных норм предусмотрено, что при выявлении эксплуатационных или производственных дефектов, с которыми пневматические шины не допускаются к эксплуатации (с учетом их неисправного технического состояния) или не подлежат ремонту из-за неприемлемых расходов, шины списываются независимо от того, соответствует ли их фактический ресурс установленным нормам.

В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что эксплуатация автомобиля с неисправными шинами опасна. Согласно

п.п. 31.4.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306, запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии таких технических неисправностей и несоответствии таким требованиям:

— шины легковых и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т

имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей;

имеют местные повреждения (порезы, разрывы и т. п.), оголяющие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;

— шины по размеру или по допустимой нагрузке

не соответствуют модели транспортного средства;

— на одну ось транспортного средства установлены диагональные шины вместе с радиальными, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, шины разных размеров или конструкций, а также шины разных моделей с разными рисунками протектора — для легковых автомобилей, разными типами рисунков протектора — для грузовых автомобилей;

— на переднюю ось транспортного средства установлены радиальные шины, а на другую (другие) — диагональные;

— на передней оси автобуса, выполняющего междугородные перевозки, установлены шины с восстановленным протектором, а на других осях — шины, восстановленные по второму классу ремонта;

— на передней оси легковых автомобилей и автобусов (кроме автобусов, выполняющих междугородные перевозки) установлены шины, восстановленные по второму классу ремонта;

— отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободов колес.

Следовательно, если шины имеют

эксплуатационные или производственные дефекты, приводящие к неудовлетворительному техническому состоянию, они могут быть списаны независимо от окончания срока их эксплуатации, определенного законодательством.

Для того чтобы такая операция была законной, учреждению нужно позаботиться о документальном оформлении принятого решения. В этом случае комиссия, созданная по приказу руководителя, осматривает шины, имеющие эксплуатационные или производственные дефекты, и выносит решение (заключение) о дальнейшей эксплуатации и целесообразности проведения восстановительного ремонта автомобильных шин. Такое заключение приводится в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее — Карточка).

При списании шин в Карточке указываются суммарный пробег до списания и информация о дальнейшем использовании шины — восстановление изношенности протектора, ремонт или утилизация. Она подписывается членами комиссии по вопросам утраты пневматическими шинами потребительских свойств. Как указано в

п. 7.5 Эксплуатационных норм, в этом случае Карточка имеет статус акта ее списания.

При списании шин (как учитываемых на субсчете 238, так и входящих в состав транспортного средства при их замене на новые) также нужно оформить

Акт списания ф. № 3-2, типовая форма которого утверждена приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130 .

В акте указывают подробную информацию о запасах, подлежащих списанию:

— наименование и описание запасов (марка, сорт и т. п.);

— номенклатурный номер (если таковые присвоены);

— единица измерения, количество и стоимость, срок нахождения в эксплуатации.

Детально указываются причины списания и способ уничтожения непригодных запасов (если невозможна их реализация). Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица. Кстати, на необходимость оформления этого документа при списании автомобильных шин Госказначейство указывало в

письме от 16.03.2010 г. № 15-04/565-4767 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 15).

Пример заполнения акта списания непригодных к дальнейшей эксплуатации шин приведен на с. 23.

В заключение хотелось бы порекомендовать учреждению в подобных ситуациях учитывать все факторы, которые могут повлиять на нормы пробега шин. Речь идет о возможности применения корректировочных коэффициентов, на которые можно корректировать нормы среднего ресурса, значения которых приведены в

Учет шин

Содержание темы «Учет шин»:

07.4. Путевой лист

07.5. Учет ГСМ на предприятии

01. Учет шин при их получении (купленных и полученных вместе c автомобилем)

Шины, которые предприятие получает вместе с авто­мобилем (комплект, находящийся на кoлесах, и запасной комплект) учитывают вместе с другими компо­нентами первоначальной стоимости на cубсчете 105 «Транспортные средства”, так как их стоимость учтена в пeрвоначальной стоимости автомобиля.

Амортизируется общая стоимость автомобиля без выделения шин как отдельного объекта учета.

Карточку учета приходится вести и на шины, полученные вместе с автомобилем, для учете пробега до полного износа.

Шины, покупаемые на замену, относятся к составу зaпасов и учитываются на субсчете 20-7 «Запасные части”.

02. Замена шин – расходы на содержание или на улучшение автомобиля?

Согласно пункту 3.19 Пoложения № 102 (Приказ Минтранспорта №102 oт 30.03.98 – Об утверждении Положения о тeхническом обслуживании и ремонте дорожных тpанспортных средств автомобильного транспорта, его текст ищите в

Справочнике «Автомобиль на предприятии”), замена шин на дорожном тpанспортном сред­стве не относится к pеконструкции, модерниза­ции, техническому перевооружению и дpугим видам улучшения автомобиля.

В Положении № 102 дано опреде­ление операциям (комплексу операций) пo под­держанию работоспособности или исправности aвтомобиля во время его использования пo назначению, хранения или транспортировки. Согласно пункту 1.3 Положения №102 эти действия именуют техническим осмотром.

Согласно пункту 15 ПСБУ 7 «Основные средства” pасходы, осуществляемые для поддержания oбъекта в рабочем состоянии (проведение тeхосмотра, надзора, обслужива­ния, ремонта . ) и пoлучения первоначально определенной суммы будущих экoномических выгод от его использования, включaются в состав расходов.

Расходы нa замену автомобильных шин (кроме стоимости самих шин) нужно квалифицировать как расходы деятельности предприятия, связанные с cодер­жанием и эксплуатацией основных средств того подразделения, где используется автомобиль .

В широком смысле принцип разделения расходов нa ремонт и на техническое обслуживание приведен на странице Ремонт основных средств, содержание, техобслуживание.

03. Когда происходит списание шин с баланса

На практике cуществуют два варианта oпределения даты спи­сания шин на расходы: сразу после установки или после полного износа.

Для обоих способов в Инструкции № 291 предусмотрена возможность применения. В этой инструкции сказано, что на этом на субсчете 207 учитываются автомобильные шины кaк в запасе тaк и в обороте.

Внесите выбранный метод списания шин в Приказ об учетной политике.

Карточки учета составля­ются на каждую автошину. Они предназначены для учета пробега шин с мо­мента установки до полного износа.

Дополнительно:

Скачайте «Справочник бухгалтера”

03.1. Отнесение шин нa расходы при установке на автомобиль

Согласно Инструкции № 291 сначала учет шин ведут в разрезе находящих­ся в зaпасе и в обороте (в службах техничес­кой эксплуатации, собственных вулканизационых и шиноремонтных мастерских и т. п.).

Установка шин на автомобиль (то есть факт передачи их в экслуатацию), отражается по кредиту субсчета 207 и дебету соответствующего счета (в зависимости от назначения использования транспортного сред­ства на предприятии (согласно пунктам 11, 15.4, 18, 19 и 20 ПСБУ 16 «Расходы”). Например, дебет счетов 23 «Пpоизводство”, 91 «Общепроизводственные расходы”, 92 «Aдминистративные расходы”, 93 «Расходы нa сбыт”, 949 «Прочие расходы oперационной деятельности”.

Дата признания таких расходов должна совпадать с датой установки шины на колесное транс­портное средство из графы 3 Таблицы данных учета пробега (нaработки) пневматической шины Карточки учета пpобега (наработки) пневматической шины.

Когда шина возвращается из эксплуатации нa склад (при сезонной замене летние/зимние или для ремонта), она приходуется на баланс пo чистой стоимости реализации (согласно пункту 2.13 Методических pекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, yтвержденных приказом Минфина Украины №2 oт 10.01.07 и пункту 24 ПСБУ 9 «Запасы”). Отражается такой возврат шин из эксплуатации проводкой Дебет 207 – Кредит 719 «Пpочие доходы от операционной деятельности». Hовую стоимость шины определяет комиссия. Пpи следующей передаче в эксплуатацию новая стоимость шины опять списывается на расходы.

03.2. Отнесение шин на расходы при их списании вследствие износа

Второй вариант – учитывать шины на субсчете 207 до самого момента их замены вследствие износа (именно износа, а нe замены летних шин нa зимние и наоборот).

Для такого варианта учета добавляется еще один субсчет «Автошины в эксплуатации” (как указано выше, это вполне соответствует Инструкции №291).

Данный метод основывается на отслеживании того момента, когда шина выполнила нормативный эксплуатационный пробег.

Руководствоваться при этом следует Нормами №488, утвержденными Постановлением КМУ №488 oт 20.05.2006 (ищите его в

Справочнике «Автомобиль на предприятии”) и Нормами №420, утвержденными Приказом Минтранса №420 oт 08.12.1997 (эти нормы не прошли регистрацию в Министерстве юстиции и применяются предприятиями, подконтрольными Министерству транспорта).

Расходы (в дебет cчетов 23, 91, 92 и т. д.) отражаются на дату снятия шины с колесного средства, указанную в графе 4 Таблицы данных учета пробега (нaработки) пневматической шины Карточки учета пpобега (наработки) пневматической шины. Признание шины непригодной документируется Карточкой учета, заменяющей акт списания, согласно пункту 7.1 Норм №488 .

Этот метод позволяет довольно точно отслеживать уровень износа шин и предотвращать возможные злоупотребления.

Есть одна теоретическая неувязка в применении этого метода с основами бухучета. Бывшие в употреблении шины не имеют такой же стоимости, как новые. Согласно пункту 24 ПСБУ 9 «Зaпасы”, на дату баланса запасы oцениваются по наименьшей из двух oценок: первоначальной стоимости или чистой cтоимости реализации. Если на дату баланса возможная цена реализиции запасов снизилась (что неизбежно для шин, используемых на автомобиле), то теоретически нужно применять вторую из этих оценок.

Следовательно, такой метод учета шин формально требует регулярной оценки стоимости шин. При этом сумма уценки шин дo чистой стоимости реализации на дату баланса (как того требует ПСБУ 9) нужно отражать проводками: Дебет 946 «Пoтери от обесценивания запасов” Кредит 207. Списание с баланса остатка стоимости полностью изношенных шин должно отражаться по дебету счетов затрат (23, 91, 92 . ).

Eсли после вывoда шины из эксплуатации планируеся получить за нее какую-тo компенсацию (например, сдать в утилизацию), то делайте проводку: Дебет 209 «Прочие материалы” – Кредит 207.

04. Учет замены шин с летних на зимние и наоборот

Проводки в таблице приведены с учетом того, что шины списываются с баланса не в момент начала эксплуатации, а после их износа.

Скачайте:

Справочник «Бухгалтерские проводки”

Конспект для одной темы: Учет автомобильных шин – 2018

Определяя порядок бухгалтерского учета автомобильных шин, необходимо выбрать субсчета, открываемые к счету 10 «Материалы». Это могут быть субсчета «Запасные части» или «Прочие материалы». В ряде случаев стоимость шин включается в первоначальную стоимость транспортного средства. Кроме того, бухгалтеру надо учесть и особенности эксплуатации шин: замену изношенных шин, сезонную замену и др.

Наши эксперты подготовили специальную подборку, которая поможет бухгалтеру работать с этими вопросами правильно.

Организация осуществляет перевозки своим транспортом только для собственных нужд на территории Республики Беларусь.

Обязана ли организация вести карточки учета автомобильных шин?

Определяя порядок бухгалтерского учета автомобильных шин, необходимо выбрать субсчета, открываемые к счету 10 «Материалы». Это могут быть субсчета «Запасные части» или «Прочие материалы». В ряде случаев стоимость шин включается в первоначальную стоимость транспортного средства. Кроме того, бухгалтеру надо учесть и особенности эксплуатации шин: замену изношенных шин, сезонную замену и др.

Предполагается, что шина будет использоваться до истечения ее ресурса – фактического суммарного пробега в километрах с начала ее эксплуатации до предельного износа. На практике не всегда так бывает: преждевременно образуются дефекты, из-за которых шины подлежат местному ремонту, восстановлению наложением протектора или списанию в утиль. Рассмотрим, как учесть возникающие при этом затраты.

Итогом эксплуатации шин являются естественный износ протектора и дефекты старения резины по мере увеличения их наработки и времени эксплуатации.

Шины, снятые с эксплуатации по техническому состоянию, можно разделить на 3 группы:

  • 1) требующие местного ремонта;
  • 2) требующие восстановительного ремонта;
  • 3) подлежащие списанию и утилизации.

С учетом этого рассмотрим особенности документального оформления эксплуатационных этапов шин и их списания.

Бухгалтерский учет шин имеет свои особенности. Связано это с сезонностью использования шин, с необходимостью контроля за их пробегом и другими индивидуальными характеристиками. Информация по эксплуатации шин записывается в специальные карточки. Каковы требования к их заполнению и почему установленные правила надо соблюдать, поясняет автор статьи.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2017 № 954 (далее – постановление № 954):

  • установлены общие размеры расходования средств на мероприятия по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов в 2018 г.;
  • установлены размеры компенсации расходов по сбору отходов на 2018 г.;
  • изменены размеры платы, вносимые производителями и поставщиками на счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор) за производство и ввоз отдельных товаров.

Рассмотрим внесенные изменения более подробно.

22 июля 2018 г. – последний день, когда организациям следовало представить информацию о выполнении обязанности по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки по Указу № 313 за II квартал 2018 г. (далее – отчет).

В предыдущем номере журнала (см. «ГБ», 2018, № 27, с. 73) |*| мы рассказали о том, как Оператор** контролирует выполнение обязанности по сбору отходов товаров и упаковки. Напомним, что основной метод контроля – это сопоставление информации, представленной в отчете, с информацией, которую Оператору представляют ГТК и иные организации.

В этой публикации мы рассмотрим, какая именно информация в отчете является объектом контроля у Оператора и как должен выглядеть заполненный отчет за II квартал 2018 г.

Есть возможность по горячим следам исправить ошибки без особых финансовых потерь.

Министерство транспорта Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации

А.П. Насонов

26.09.2002 год

Нормы сроков службы
стартерных свинцово-кислотных
аккумуляторных батарей автотранспортных
средств и автопогрузчиков

РД-3112199-1089-02

Руководитель Департамента Автомобильного транспорта

А.Б. Пинсон

26.09.2002 год

Начальник отдела сертификации и производственно-технической политики

А.И. Кузнецов

26.09.2002 год

Решение о применении документов на автомобильном транспорте

Рассмотрев представленный НИИАТом документ «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков», принято решение о принятии к применению на автомобильном транспорте со сроком действия с 01.01.03 г. по 01.01.08 г.

А.И. Кузнецов

РАЗРАБОТАНЫ:

Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ).

Нормативы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Применение нормативов обеспечит повышение степени использования ресурса аккумуляторных батарей и улучшение контроля за правильностью их эксплуатации

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы до списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (далее АКБ) автотранспортных средств и автопогрузчиков при типовых условиях эксплуатации. Они должны использоваться владельцами эксплуатируемых автотранспортных средств и автопогрузчиков при организации учёта выработки ресурса АКБ, при оценке их остаточной ёмкости и для решения вопросов определения допустимости списания или необходимости продолжения эксплуатации АКБ.

Нормы сроков службы заданы в годах, начиная с даты введения АКБ в эксплуатацию. Списание АКБ допускается при условиях выполнения установленной наработки согласно таблице 1 (автотранспортным средством — в размерности пробега в (тыс. км), а автопогрузчиком — в моточасах) и при невозможности восстановления АКБ зарядом, после выявления признаков неисправностей, указанных в приложении 1.

При выполнении автотранспортным средством установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или автопогрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.

Для подтверждения факта выработки АКБ установленного нормативного срока службы владельцам (или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию) автотранспортных средств целесообразно организовать учёт наработки и результатов обслуживания АКБ от её ввода в эксплуатацию до списания. Наработку АКБ учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства или автопогрузчики, т.е. в (км) пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации АКБ на разных автотранспортных средствах (автопогрузчиках) учёту подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств (автопогрузчиков) с данной батареей. Помимо наработки, учёту подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки АКБ после выполнения этих работ.

Обезличивание АКБ при эксплуатации, в т.ч., при выполнении их ТО и ремонта не допускается.

Форма карточки (ведения базы данных) учёта наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных АКБ представлена в приложении 2.

Для подтверждения условий допустимости списания батарей (т.е. невозможности восстановления АКБ зарядом и наличия признаков неисправностей, при которых допускается списание), выполняют определённый комплекс работ, технология проведения и объём которых не зависят от конструкции свинцово-кислотных аккумуляторных АКБ, или места их изготовления.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1.

Решение о списании АКБ принимают по результатам учёта её наработки и выполнения установленной процедуры проверки технического состояния. Решение о списании оформляют актом по форме приложения 3.

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы АКБ для 1-ой категории условий эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков в умеренном климате, при невысокой интенсивности их эксплуатации, в предусмотренных изготовителем нормальных нагрузочно-временных условиях работы батареи. При этом интенсивность эксплуатации автотранспортных средств определяется средним годовым пробегом, а автопогрузчиков — средней годовой наработкой в моточасах.

Таблица 1

Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

№ п/п

Автотранспортные средства и автопогрузчики

Срок службы аккумуляторных батарей, лет

Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

городских

пригородных

междугородных

сельскохозяйственных

Грузовые автомобили

2,5

87000 км

150000 км

250000 км

225000 км

Специальные автомобили на шасси грузовых автомобилей

3,0

3000 моточасов

Легковые автомобили индивидуального пользования

4,0

60000 км

Легковые автомобили, служебные и используемые для коммерческих перевозок пассажиров, малотоннажные грузовые автомобили (в т.ч. пикапы и фургоны) на базе легковых автомобилей

2,5

112000 км

Легковые автомобили-такси

1,75

70000 км

Специальные автомобили на шасси легковых автомобилей

2,75

3000 моточасов

Автобусы

2,0

130000 км

160000 км

220000 км

Подъемно-транспортные машины, в т.ч. автопогрузчики

3,0

3000 моточасов

* При условии выполнения требований инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи

Сроки службы стартерных АКБ, эксплуатируемых на автотранспортных средствах в более жестких условиях эксплуатации, или в более суровых природно-климатических условиях, либо в особо жёстких нагрузочных режимах с повышенной нагрузкой по току разряда, с более глубоким разрядом и (или) с большей повторяемостью цикла заряд-разряд, следует устанавливать путём индивидуального корректирования типовых норм в сторону смягчения.

Для назначения таких смягчённых норм, индивидуальных для конкретных автотранспортных средств и автопогрузчиков, предусматривается следующая процедура корректирования.

Владельцы или должностные лица, ответственные за эксплуатацию автотранспортных средств и автопогрузчиков, в зависимости от условий эксплуатации автотранспортных средств, автопогрузчиков и установленных на них стартерных АКБ, принимают решение о допустимости применения типовых норм или необходимости их индивидуального корректирования. Величины среднего годового пробега автотранспортных средств и автопогрузчиков, при превышении которых рекомендуется корректирование типовых норм пробега стартерных АКБ, указаны в таблице 2.

Таблица 2

Годовая наработка автотранспортных средств и автопогрузчиков, при которой допускается применение типовых норм сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

№ п/п

Автотранспортные средства и автопогрузчики

Годовая наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

городских

пригородных

междугородных

сельскохозяйственных

Грузовые автомобили

35 тыс. км

60 тыс. км

100 тыс. км

90 тыс. км

Специальные автомобили на шасси грузовых автомобилей

1000 моточасов

Легковые автомобили индивидуального пользования

15 тыс. км

Легковые автомобили, служебные и используемые для коммерческих перевозок пассажиров, малотоннажные грузовые автомобили (пикапы и фургоны) на базе легковых автомобилей

45 тыс. км

Легковые автомобили — такси

40 тыс. км

Специальные автомобили на шасси легковых автомобилей

1000 моточасов

Автобусы

65 тыс. км

80 тыс. км

110 тыс. км

Подъемно-транспортные машины, в т.ч. автопогрузчики

1000 моточасов

Для получения индивидуальных норм владельцам или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств и автопогрузчиков, работающих в жёстких природно-климатических условиях и нагрузочных режимах, следует обращаться к Министерству транспорта России (НИИАТу). Предусмотрено выполнение такого корректирования на договорной основе, для каждого владельца транспортных средств индивидуально.

В частности, проведение индивидуальной корректировки типовых норм сроков службы АКБ для определенных автотранспортных средств и автопогрузчиков целесообразно в следующих случаях:

— при эксплуатации в районах с холодным, очень холодным, жарким и очень жарким климатом;

— при эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков с повышенной интенсивностью в течение суток или года;

— при эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков с повышенной частотой остановок или долей времени работы в режиме холостого хода двигателя;

— при оборудовании автотранспортного средства (автопогрузчика) изготовителем или при эксплуатации уже после его регистрации в ГИБДД дополнительными мощными потребителями электроэнергии, суммарная потребляемая мощность которых на любом из непрерывных или периодических режимов функционирования сопоставима со средней мощностью потребителей базовой комплектации.

Приложение 1

(обязательное)

Технология определения и признаки неисправностей, с которыми допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, автотранспортных средств и автопогрузчиков

Списание аккумуляторных батарей допускается при ухудшении их стартерных характеристик ниже установленного предельно допустимого уровня по ГОСТ 951-91 и невозможности её восстановления этих характеристик зарядом аккумуляторной батареи.

Для проверки ёмкости аккумуляторной батареи выполняют следующие работы:

проверяют соответствие уровня электролита предусмотренному инструкцией по эксплуатации аккумуляторной батареи (на 10 — 15 (мм) для батарей российских изготовителей и на 20 — 45 (мм) для батарей зарубежных изготовителей выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов) посредством прямого измерения уровня электролита в аккумуляторах батарей, снабжённых пробками для заливки электролита, или по приведённой далее методике для батарей, не оборудованных пробками;

при необходимости доливают дистиллированную воду в аккумуляторы батарей, снабженных пробками для заливки электролита (на предприятиях, располагающих квалифицированными аккумуляторщиками, допускается сверление корпусов батарей, не оборудованных пробками, и доливка дистиллированной воды до нормативного уровня через сделанные отверстия);

проверяют температуру и плотность электролита; плотность электролита должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице П1 для соответствующих температурных условий эксплуатации аккумуляторной батареи и с учётом фактической температуры электролита согласно таблицы П2;

заряжают аккумуляторную батарею до наступления обильного газовыделения во всех аккумуляторах, когда напряжение на полюсных выводах и плотность электролита не изменяются в течение 2 (ч). В конце заряда, если плотность электролита с учётом температурной поправки отличается от нормативной, производят корректировку плотности доливкой в аккумуляторную батарею дистиллированной воды или раствора серной кислоты плотностью 1,4 (г/см3), (доливать в аккумуляторы неразбавленную серную кислоту запрещается);

через 2 часа после корректировки плотности электролита в аккумуляторной батарее повторно измеряют температуру и плотность электролита и при необходимости производят корректировку плотности дистиллированной водой или раствором серной кислоты;

полностью заряженную аккумуляторную батарею проверяют нагрузочной вилкой (например, Э 107 или Э 108) или на стационарной установке для заряда и проверки батарей при продолжительности разряда 5 — 7 (с). При величине напряжения на полюсах батареи в конце проверки ниже 9,6 (В) аккумуляторную батарею следует списать.

Таблица П1.

Плотность электролита для различных климатических зон и времён года

Таблица П2.

Поправки к показаниям денсиметра в зависимости от температуры электролита

Методика проверки уровня электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита.

Уровень электролита в аккумуляторах батарей, не оборудованных пробками для заливки электролита, проверяют косвенно, путём расчёта по результатам взвешивания аккумуляторной батареи и на основе каталожных данных изготовителей по характеристикам батарей.

Снижение уровня электролита в аккумуляторах приводит к снижению массы батареи по сравнению с установленной изготовителем начальной массой новой батареи. Для расчета величины снижения уровня электролита используют соотношение:

(1)

где Dh — снижение уровня электролита в батарее, (см),

М0 — начальная масса новой аккумуляторной батареи, (г);

М1 — фактическая масса аккумуляторной батареи, (г);

S — площадь «зеркала» электролита в батарее, (см2);

р — удельная масса электролита в батарее, (г/см3);

к = 6 — число аккумуляторов в батарее, (шт).

Сведения о начальной массе М0 батарей разных моделей и изготовителей приводят в каталогах (см.). Величину фактической массы М1 батареи определяют взвешиванием с погрешностью не более 1 %. Площадь «зеркала» электролита в аккумуляторах устанавливают по данным изготовителя батареи в эксплуатационной документации. В качестве удельной массы электролита в батарее используют её нормативное значение р = 1,24 (г/см3).

Приложение 2

(рекомендуемое)

Форма карточки учета эксплуатации аккумуляторной батареи

(обязательное)

(рекомендуемое)

Приложение 3

(рекомендуемое)

Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.

Сценарий реалистичный, но, скорее всего, не слишком реальный. Те, кто забрасывает летние колеса в неотапливаемый гараж или на балкон, соскребая осеннюю грязь лишь перед весенним шиномонтажом, нечасто смотрят на них вообще и могут ездить на одном комплекте до его превращения в «слики» или обнажения корда. Те же, кто тщательно ухаживает за своим автомобилем, следит и за состоянием и условиями хранения резины и, конечно, помнит, что глубина протектора – отнюдь не единственный показатель пригодности шин к эксплуатации.

Формально – глубина

С чисто юридической точки зрения главным ограничением в возможности эксплуатации шин является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем ясно указано, что минимальная остаточная глубина протектора для легковых автомобилей составляет 1,6 миллиметра. Кроме того, на одной оси должны быть установлены шины с одинаковой размерностью, конструкцией, рисунком протектора и другими основными характеристиками.

Поэтому если в вашем бюджетном плане на ближайшие месяцы нет излишков, которые можно потратить на новые шины, а старые соответствуют этому нехитрому и вполне несложному требованию, то можно отъездить и еще сезон на том, что вы извлекли из мест зимнего хранения. Но для внимательных к себе и окружающим водителей стать поводом задуматься о смене летней резины может не только глубина протектора.

Реально – еще кое-что

В повседневной жизни шины подвергаются гораздо большему числу негативных факторов, нежели простое трение об асфальт, вызывающее износ протектора. Перегрузка автомобиля, ямы с острыми краями, лежачие полицейские, перепады температур, соль и дорожные реагенты, бензин, масло и другие технические жидкости, разлитые по дороге, солнечный свет с его ультрафиолетом и агрессивный стиль вождения – вот только часть «проблем», которые встречаются на пути шин. И каждая из них вполне может повлиять на срок их службы.

Одним из явных признаков того, что шина нуждается в замене, может стать вибрация. Если вы чувствуете ее при движении, а балансировка не становится исчерпывающим решением, дело вполне может быть именно в покрышке. Причиной этого может стать как неравномерный износ, так и старение, приводящее к изменению свойств компаунда и небольшой деформации самой покрышки.

Кроме того, вибрацию могут провоцировать и дефекты, видимые невооруженным взглядом. Повреждения боковин, вздутия (так называемые «грыжи»), глубокие порезы (даже залеченные) и всевозможные предметы, торчащие из покрышки, точно не способствуют ее балансировке, а значит, являются поводом посетить не шиномонтаж, а магазин.

Важным обстоятельством, касающимся глубины протектора, является ее равномерность. Если, например, шины изношены снаружи, а внутренняя часть – как новая, для владельца есть сразу две неприятных новости. Во-первых, частично целый протектор не означает, что такие шины «легальны» – его глубина должна соответствовать требованиям по всей ширине. Во-вторых, неравномерный износ явно говорит о срочной необходимости провести диагностику подвески и посетить стенд развала-схождения колес.

Если колеса изношены вполне равномерно и выглядят благопристойно, вспомните годы вашей совместной с ними жизни. Если какая-то шина (как правило, передняя) постоянно «выигрывала в лотерею» гвозди, саморезы и другие острые куски металла и битого стекла, получая регулярное последующее лечение, есть повод задуматься о ее пригодности к дальнейшей эксплуатации. Нет, не потому, что она «невезучая»: большое число повреждений неизбежно ведет к нарушению исходной структуры покрышки, и в этом случае невозможно гарантировать сохранение ее свойств. Конечно, тут стоит учитывать обстоятельства: пара заплаток и спокойная городская эксплуатация на разрешенных скоростях позволяют ездить на таком колесе еще очень долго. Однако если шина пережила уже 4-5 «операций», а вы часто ездите на большие расстояния, лучше не экономить на собственном спокойствии и безопасности.

Явный дефект возрастных колес, который можно заметить при осмотре – это растрескивание. Пресловутые ультрафиолет, озон, экстремальные температуры и химикаты негативно влияют на резиновую смесь, из которой изготовлены шины, и спустя несколько лет на них может появиться сетка мелких трещин. Они, разумеется, не сквозные и не вызывают потерю давления, но определенно представляют опасность. Во-первых, их глубина неизвестна и растет со временем, вполне имея шанс достичь корда. Конечно, металлический корд в современных шинах встречается куда реже, чем раньше, но и полимерный корд тоже не будет рад воздействию проникшей к нему воды, соли и химии. Во-вторых, трещины – это механическое нарушение структуры шины, и они легко могут привести к отслоению корда или взрыву покрышки – особенно если таковая используется для поездок большой протяженности, где ощутимо нагревается от движения.

Характеристики конкретных шин – это еще один фактор, влияющий на срок их возможной эксплуатации. Например, шины спортивной направленности имеют более мягкий состав смеси, обеспечивающий лучшее сцепление с прогретой дорогой. Это напрямую влияет и на их износостойкость: она ниже, чем у «обычных» покрышек. Конечно, с учетом этих двух вводных шансы встретить состарившуюся спортивную шину, не стертую до корда, невелики. Но ситуацию смоделировать можно.

Например, если вы купили автомобиль у чрезвычайно активного водителя, который облагородил его комплектом спортивных шин, но не успел распределить их по асфальту до продажи, а сами вы не являетесь столь же рьяным «драйвером». В этом случае вам стоит учесть, что имеющийся комплект покрышек скорее «задубеет» и покроется трещинами, чем износится – и именно мягкий компаунд этому поспособствует. Постаревшая «активная» резина, конечно, пригодна для эксплуатации, но уже растеряла львиную долю своих свойств, а потому может подвести в неожиданный момент.

Наконец, одной из главнейших характеристик, влияющих на возможность эксплуатации шин, является их возраст. Мы уже косвенно касались его в вышеупомянутых факторах, но там он был спутником других негативных воздействий. Однако и само по себе старение резины неизбежно приводит к потере ее изначальных свойств.

Для начала нужно понимать, что точкой отсчета возраста покрышек нужно считать дату их производства, а не дату приобретения. Даже новые шины, пролежавшие на складе 4-5 лет, являются весьма плохой покупкой, поскольку за эти годы растеряли добрую порцию заложенных в ним производителем свойств. Если же вы, к примеру, купили в магазине двухлетние шины, с точки зрения возраста стоит считать их именно двухлетними, а не новыми – время не обманешь, и процесс старения резины идет даже тогда, когда она лежит на складах и магазинных полках.

Мнения относительно максимально приемлемого для эксплуатации возраста шин разнятся. Кто-то советует менять их не реже чем через 4 года, кто-то дает покрышкам жизненный цикл в 6 лет. Производители шин более «лояльны к потребительскому кошельку». Мы задали вопрос о максимальном сроке службы резины специалистам компании Nitto Tire, где озвучили более «приятные уху» цифры.

Срок службы шин – 10 лет с даты производства (в течение этого срока шины обеспечивают безопасную эксплуатацию при отсутствии повреждений и соблюдении необходимой остаточной глубины протектора). Гарантийный срок – 5 лет с даты производства шины, но не более 2 лет с момента передачи шин потребителю. Срок годности (хранения в надлежащих условиях, в течение которого шина, не бывшая в эксплуатации, сохраняет свои эксплуатационные свойства) – 5 лет с даты производства шины. Александр Виноградов старший менеджер по планированию и техническому обслуживанию

Как видно из комментария, на одном комплекте шин теоретически можно проездить 10 лет – при условии, что они не попортились от внешних воздействий. А вот покупка новых, но четырехлетних шин – как мы и говорили, неудачная идея, поскольку даже сам производитель закладывает лишь 5 лет надлежащего (что немаловажно) хранения.

Посмотреть и подумать

Резюмируя все вышеперечисленное, можно составить краткую памятку для проверки того, не пора ли сменить ваши летние шины:

  • шина должна иметь равномерный износ протектора по всей ширине;
  • шина не должна иметь крупных трещин, порезов, вздутий и других дефектов;
  • шина не должна вызывать вибраций при движении;
  • шина не должна иметь следов многократного ремонта;
  • шина не должна иметь сетки мелких трещин, особенно заметных при нажатии или изгибе;
  • шины не достигли предельного возраста, рекомендованного производителем.

Экономия должна быть экономной

Подводя итог, хочется сказать именно фразу, вынесенную в подзаголовок. Ведь разовая экономия нескольких тысяч рублей может вылиться в потерю десятков и сотен тысяч в случае повреждения колеса в движении или незапланированного ремонта в дороге. И даже если не упоминать эти «страшилки», факторы потери времени, нервов и некоторой суммы денег на новые шины в наименее подходящий момент все равно остаются в силе. Поэтому каждый раз, готовя летние шины к установке на автомобиль, уделите побольше времени их осмотру и принятию окончательного решения.

Порядок учета автошин следует прописывать в локальных актах бюджетного учреждения. В общем случае организация «бюджетного» учета требует как минимум разработки соответствующей документации.

Соответственно, все бюджетники самостоятельно разрабатывают необходимые формы, бланки в первую очередь, первичной документации (для целей принятия, выдачи, списания деталей и иных требуемых операций), в том числе карточек учета работы автошин. Разработанные формы документации должны включать помимо прочего список лиц, ответственных за оптимальное использование автошин, порядок проведения надзора за их эксплуатацией.

Для целей организации эксплуатации автотранспорта Минюст РФ советует руководствоваться соответствующими распоряжениями: № РД-3112199-1089-02 от 26.09.2002, № АК-9-р от 21.01.2004 и № АМ-23-р от 14.03.2008.

Директор Департамента управделами С. А. Румянцев

(письмо № 03-2609 от 21.09.2009).

Таким образом, при организации учета автошин и разработки необходимых бланков следует принять во внимание следующую нормативную документацию.

Наименование документа Кем принят Особенности применения
Правила эксплуатации автошин

(кратко – АЭ 001 04)

Распоряжением Минтранса РФ № АК-9-р от 21.01.2004 Об обслуживании и эксплуатации в РФ

Временные нормы эксплуат. (гарантийного) пробега автошин

(кратко – РД 3112199 1085 02)

Введены Минтрансом РФ, Распоряжение 04.04.2002 вместе с «Классификацией автотранспортных средств”

(с изм. от 07.12.2006)

Настоящие нормативы определены для ИП и организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы
Нормы по срокам службы стартерных аккумулятор. батарей (РД-3112199-1089-02) Решение Минтранса РФ от 26.09.2002 Для авто со сроком действия с 01.01.03 по 01.01.08

Нормативы по расходу топлива и ГСМ

Распоряжение Минтранса РФ

№ АМ-23-р от 14.03.2008

Данные методические рекомендации могут применять ИП, автопредприятия и организации разных форм собственности

Так, к примеру, для целей отслеживания эксплуатационного пробега транспорта и иных действий, учреждение вправе разработать свою форму учетной карточки либо взять образец, предложенный Правилами № АЭ 001 04 (см. Прил. № 12).

На данный документ следует обратить отдельное внимание, т. к. в нем фиксируются, по сути, все операции, которые касаются движения автошин и далее находят свое отображение в бухучете. На каждую установленную на транспорт новую (и любую другую) автошину ответственным лицом технической службы заводится отдельная учетная карточка. Это типовой бланк (ОКУД 0504031), форма которого введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015 (см. выше).

В учетной карточке необходимо отображать всю информацию по поступившим автошинам (после ремонта, новым и др.) вплоть до выхода их из строя. Их хранят по номеру транспортного средства, а закрывают только после списания данных запчастей в утиль. При этом в карточке записывают итоги их осмотра и заключение комиссии.

Итак, каждая автошина закрепляется за определенным ТС и его водителем. Все это также отображается в учетной карточке. Как принято, в нее изначально заносятся подробные данные по тех. состоянию. Указываются: заводской №, производитель, дата изготовления, наличие дефектов, особенности повреждений и т. д. Если речь идет о б/у автошине, то при ее монтаже на другое ТС записывают предшествующий пробег.

При замене эксплуатируемой автошины на «запаску» в учетной карточке проставляют дату замены, номера одной и второй. Если демонтируется непригодная шина, то записывают суммарный пробег, дату проведенного демонтажа, соответствующие данные по протектору, причину снятия и дальнейшую «судьбу» детали (в утиль, на ремонт, иное).

Принятие автошин к учету у бюджетников

Автошины поступают обычно отдельно либо вместе с ТС. Их учет в первом и втором случае будет отличаться. Непосредственно факт их поступления к бюджетникам подтверждается:

  • авансовым отчетом (форма по ОКУД 0504505, введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015, ред. от 2017 г.);
  • приходным ордером (форма по ОКУД 0504207, также ведена Приказом Минфина РФ № 52н);
  • отгрузочной документацией поставщика.

Важно! Автошины, поступившие вместе с транспортным средством (далее по тексту сокращенно – ТС), отдельному учету не подлежат.

Учет при поступлении отдельно от ТС

Учет вместе с ТС

Основные проводки

(по части учета автошин у бюджетников)

Автошины учитывают в числе материальных запасов, с применением сч. 0 105 06 000 «Прочие мат. запасы».

Причем учет осуществляется по их действительной цене, формируемой с применением сч. 0 106 04 000

Автошины отображают в составе транспорта (как объекта ОС) с использованием сч. 0 101 05 000 «ТС»

Принятие автошин к учету:

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 106 34 340 (по факт. цене).

ДТ 0 105 36 340 КТ 0 302 34 730

0 208 34 660 (по закупочной цене, если нет иных трат)

Бюджетники ведут бухгалтерию с применением норм двух Инструкций по применению плана счетов бухучета, одобренных Приказом Минфина РФ № 174н от 16.12.2010 (ред. от 2020) и Приказом № 157н от 01.12.2010 (ред. от 2017).

Монтаж автошин на автотранспорт: документальное оформление, проводки

После того, как автодетали приняли к учету, их передают для установки на ТС, т. е. в эксплуатацию. Все связанные с этим операции подлежат фиксации, а вот каким именно образом, при помощи какого документа, – эти и иные особенности процесса определяет учетная политика бюджетного учреждения.

Обращаясь все к тому же Приказу Минфина РФ № 52н, следует напомнить, что для данных целей предусмотрены типовые бланки. Стандартно это форма по ОКУД 0504230 (акт о списании мат. запасов), а также 0504210 (ведомость выдачи мат. ценностей для потребностей учреждения). Помимо них используются накладные (формы по ОКУД 0504204 и 0504102).

Руководствуясь Инструкцией № 147н, бюджетники отображают ключевые операции:

  1. ДТ 0 401 20 272 КТ 0 105 (ДТ 0 109 хх 272 КТ 36 440) – передача автошин для установки на ТС.
  2. Заб. сч. 09 – принятие установленных деталей на забаланс.

Заб. сч. 09 можно дополнять субсч. 09-1 («Автошины летние») и, соответственно, 09-2 («Автошины зимние»). Учет сезонных автошин можно вести без применения заб. сч. 09, фиксируя всю информацию в учетной документации. Следует иметь в виду, что замена автошин по причине их износа либо в связи с наступившим новым сезоном отображается также согласно нормам, закрепленным в учетной политике бюджетников.

Пример 1. Замена сезонных автошин в «бюджетном» бухучете: оформление, проводки

Со складского помещения бюджетного учреждения водителю выдан комплект летних автошин (4 шт.) для монтажа их на машину взамен зимних. Согласно учетной политике автошины за балансом учитываются в условной оценке 1 шт. – 1 руб.

Движение автошин может оформляться накладной (ОКУД 0504204 либо 0504102).

Списание автошин, не подлежащих ремонту

Автошины подлежат списанию с последующей утилизацией только тогда, когда они пришли в полную негодность и по этой причине их дальнейшая эксплуатация не представляется возможной. Можно ли их на самом деле использовать либо нет, в особенности при наличии конкретных повреждений, определяется с учетом применяемых нормативов по эксплуатации. Например, глубина протектора оказывается выше допустимой, что не является нормой. Следовательно, к эксплуатации деталь не допускается.

Непригодные шины заменяют, а все связанные с этим операции отображают установленным порядком. Стандартно списание производится по решению полномочной спецкомиссии учреждения. При этом оформляется все согласно директивам учетной политики.

Факт списания может оформляться, например, через стандартную бух. справку (ОКУД 0504833), а также типовой акт списания (ОКУД 0504230). Движение автошин отображается через выбытие их с заб. сч. 09 и принятие уже списанных на заб. сч. 02 по цене, прописанной при списании либо условно 1 шт. – 1 руб.

Таким образом, бюджетному учреждению и при списании автошин надлежит руководствоваться установками своей учетной политики, Инструкцией №№ 174н и 157н. Проводками бюджетники отображают следующее:

  • ДТ 0 105 36 340 КТ 0 401 10 189 (оприходование автошин, неподлежащих ремонту, на день их принятия по оценочной цене);
  • ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 (отображена сдача их в утиль);
  • ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 (показан доход от сдачи в утиль).

К сведению, деньги, полученные от утилизации как вида деятельности, приносящего прибыль, бюджетники вправе расходовать на свое усмотрение. Но при этом возможность осуществления названого вида деятельности должна предусматриваться учредительной документацией. Основание: п. 3 ст. 298 ГК РФ.

Пример 2. Списание испорченных автошин, непригодных к дальнейшей эксплуатации

Бюджетным учреждением по решению комиссии списаны 4 шт. автошины суммарной стоимостью 5 000 руб., после чего отправлены на утилизацию. До момента утилизации они приняты на заб. сч. 02 (условно: 1 шт. – 1 руб.). Оприходование списанных деталей произведено по оценочной цене 1000 руб. (по определению комиссии).

Проводки по списанию непригодных автошин Наименование операции Сумма (руб.)
КТ заб. сч. 09 Списание с заб. сч. 5 000
ДТ заб. сч. 02 Принятие к учету до сдачи в утиль 4
КТ заб. сч. 02 Списание с заб. учета 4
ДТ 2 105 36 340 КТ 2 401 10 189 Оприходование 1000
ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 Сдача в утиль 1000
ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 Прибыль от утилизации 1000

Распространенные ошибки бюджетников при ведении бухучета

Ошибка 1. Новые автошины, которые покупались как запчасти, отдельно от машины, для замены сношенных (непригодных), учитывают исключительно среди прочих мат. запасов. Вопреки ошибочному мнению их как основное средство учитывать просто нельзя. И срок их службы тут ничего не решает. Собственно смена одной детали на другую здесь расценивается как ремонт ТС.

Если же изношенные автошины еще можно отремонтировать, то стоимость ремонтных работ включают в траты, отображая: ДТ 1 401 01 225 «Траты по содержанию «, 2 106 04 340 «Повышение цены изготовления” КТ 1 (2) 302 08 730 «Повышение кредиторского долга по расчетам”.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Как снять с учета автошину с большим пробегом, которая долгое время эксплуатировалась?

Пробег сам по себе не может являться причиной для ее списания либо замены. Посему если она технически исправна и может еще эксплуатироваться, то снимать ее для сдачи в утиль, на восстановление и иных целей, не нужно. Иными словами, этого быть не должно.

Как оценить износ протектора шины?

Как правило, продавая подержанные покрышки, продавцы заманивают покупателя низким значением износа, называя виртуальные проценты — 10, 20 или 30. На поверку же, фактический износ в абсолютном большинстве случаев оказывается больше, чем было заявлено. Часто это связано даже не сжеланием обмануть покупателя, а скорее с неправильным подходом к оценке износа протектора шин.
Но главная проблема состоит даже не в абсолютном износе протектора, а в его равномерности — именно характер износа может многое сказать о прошлом шины и о том, годится ли она для дальнейшей эксплуатации.
Правильная оценка износа шин пригодится не только при покупке резины б/у, но и при принятии решения о том, не пора ли заменить шины на новые.

Насколько изношена шина?

О чем говорит высота протектора шины?Самый распространенный критерий, по которому обычно назначают цену и определяют потребительскую привлекательность подержанных шин – высота протектора. Высота безусловно важна, но нужно также понимать, что у разных шин разная высота протектора изначально (когда они новые), а главное – у разных шин разная предельная высота износа (высота протектора, при которой шина уже теряет практически все важные характеристики). Наиболее заметны эти отличия у зимних и летних шин.
Возьмём для примера две шины, одна летняя дождевая скоростная, другая зимняя со скандинавским типом протектора. Материал, из которого делают летние шины гораздо твёрже резины для зимних шин, кроме того (если речь не идет о летней внедорожной резине), для зимних шин гораздо актуальнее высота протектора с точки зрения способности «зацепиться» за грунт, укрытый слоем снега. Кроме того, для езды на больших скоростях по асфальту высокий протектор является скорее помехой, чем помощником.

Исходя из этих различий, летняя скоростная шина изначально имеет протектор высотой 6-8 мм, тогда как зимняя шина со скандинавским рисунком протектора обычно имеет высоту протектора 9-11 мм. При этом понятно, что при прочих равных условиях, зимняя шина будет изнашиваться быстрее летней за счет более мягкой резины и меньшей площади наружной поверхности шашек протектора (что увеличивает нагрузку на единицу этой площади в контексте износа).
С точки зрения безопасности в наиболее типичных сезонных условиях (сухое твердое покрытие), для зимних шин наиболее критичным является наличие и качество поперечных ламелей в шашках протектора (так называемые «липучки», которые обеспечивают сокращение тормозного пути и курсовую устойчивость). В летней же шине главным является просто наличие протектора, поскольку его уменьшение до определённого уровня будет просто снижать способность шины противодействовать аквапланированию.
Если из возможных условий эксплуатации автомобиля исключить экстремальное вождение (а его при размышлениях о покупке шин б/у исключить придется в любом случае), а также учесть тот факт, что поперечные ламели на зимних шинах технологически не могут быть прорезаны до основания протектора и обычно имеют глубину 4-5 мм, то в сухом остатке получается следующее: если летняя шина с износом 50% еще может рассматриваться, как пригодная для эксплуатации какое-то время, то зимняя шина с износом 50% и высотой протектора 5-6 мм, но со стёртыми ламелями, фактически уже непригодна для безопасной эксплуатации в зимних условиях, не смотря на большую, в сравнении с летней, высоту протектора.

Как посчитать реальный износ протектора шины?
Как посчитать реальный износ протектора шины?Что может быть проще, спросите Вы? Делим фактический остаток высоты протектора на его изначальную высоту, и получаем… Да ничего мы так не получим, на самом деле, хотя продавцы б/у резины (в лучшем случае) считают износ именно так. А не получим прежде всего потому, что эта формула имела бы смысл только в том случае, если бы Вы могли «докатать» шину до «нуля», а это невозможно.

Производители шин, как правило, ставят в протекторе сигнальные метки, высотой 1,6 мм, достижение которых уже официально означает, что шина полностью непригодна для дальнейшей эксплуатации. Правила дорожного движения (ПДД) запрещают эксплуатацию шин с остаточной высотой протектора менее 2 мм. Ездить на резине с меньшим протектором не только незаконно, но и крайне небезопасно. А если речь о зимних шинах, то реальный «ноль» ещё больше – 3-4 мм в зависимости от типа протектора и условий эксплуатации.

Поэтому, для определения реального износа шины, пользоваться следует формулой:

(Hn-Hf)

Z = ———————- *100 %

(Hn-Hmin)

где:

Z – реальный процент износа шины в процентах (обратите внимание, износа, а не остатка!). Остаток в процентах – это 100- Z

Hn – высота протектора новой шины данной модели и типоразмера.

Hf – фактическая высота протектора (минимальная по результатам всех измерений на обоих шинах, которые планируется установить на одну ось)

Hmin – минимальная допустимая высота протектора для данной шины.

Далеко не всегда Вам удастся узнать, какая высота протектора была на новой шине нужной модели (Hn), поэтому, исходя из различий разных типов шин по высоте нового протектора, для определения износа ориентироваться нужно на следующие усредненные показатели:

1. Для зимних шин со скандинавским рисунком (резина повышенной проходимости, в т.ч. шипованная) Hn = 10 мм.
2. Для зимних шин с классическим и ассимеричным протектором, Hn = 9 мм.
3. Для скоростных зимних шин (рисунок протектора напоминает летний) Hn = 7 мм.
4. Для летних шин с классическим протектором и повышенной сопротивляемостью к аквапланированию (дождевые шины) — Hn = 8 мм
5. Для скоростных летних покрышек Hn = 7 мм

Для определения фактической высоты протектора (Hf) нужно тщательно измерить обе шины с одной оси и выбрать минимальное значение высоты протектора из всех полученных. (подробнее о неравномерном износе протектора).

Немного сложнее обстоят дела с минимально допустимой высотой протектора (Hmin). Критической отметкой (абсолютный ноль) являются 2 мм из ПДД, но этот показатель применим разве что к летним шинам, да и то не ко всем. Зимняя же шина теряет абсолютное большинство своих характеристик уже к 4 мм (в среднем). Потому реальный Ваш минимум будет находиться где-то в этом диапазоне – от 2 до 4 мм, в зависимости от типа шины, сезонности и Ваших индивидуальных условий эксплуатации. Важно помнить, что резину покупаете Вы и для себя, а поэтому износ Вам придется считать с некоторой долей субъективизма.

Важно также понимать, что методика определения реального износа шины, приведенная выше, предназначена исключительно для определения Вашей индивидуальной целесообразности в покупке той или иной шины б/у, но не для предъявления каких-либо претензий продавцу – Вам скорее всего никогда не удастся его убедить в том, что износ считается так, как тут написано.

О чем говорит неравномерный износ протектора шины?

Как правильно измерить высоту протектора шины?

Это не сложно и для этого сгодится любой подходящий прибор: например, штангенциркуль или линейка с глубиномером. Можно конечно воспользоваться и обычной монетой, но в этом случае точность измерений существенно пострадает, и Вы не сможете получить достоверную картину равномерности износа, что достаточно важно.
Прежде всего, высоту протектора шины нужно измерять как минимум в 6 разных точках (а лучше в 9 или даже 12), по центру и с обоих краев протектора, в разных точках окружности шины. Результаты измерений во всех указанных точках должны совпадать! Неравномерный износ свидетельствует о следующем:
1. По краям шины протектор выше, чем по центру. Это свидетельствует о излишней экономности предыдущего владельца – шина была перекачана длительное время. Соответственно, нагрузка на силовой каркас шины была увеличена, что явно не могло сказаться на общем ресурсе шины. Покупать такую шину не рекомендуется.
2. Протектор выше по центру, чем по краям. Шина систематически недокачивалась. Если нет явных признаков езды на полностью спущенной шине (стерт рисунок с верхней части боковин), скорее всего, на этой шине еще можно ездить, но износ нужно считать по минимальному значению высоты протектора, поскольку при нормальном давлении центр шины износится до уровня краёв очень быстро.
3. Протектор неравномерно изношен по ширине (стёрт один из краёв шины). Такой износ свидетельствует о неисправной подвеске автомобиля (регулировка развала колес). Когда Вы установите такую покрышку на исправный автомобиль, первое время шина будет иметь очень слабое сцепление с дорожным покрытием до тех пор, пока износ не «уравняется» по всей ширине шины. Это должно произойти достаточно быстро, но в этот период придется проявлять предельную осторожность – сильно пострадают и курсовая устойчивость, и тормозной путь. В любом случае износ такой покрышки считается по минимальной высоте протектора.
4. Протектор изношен неравномерно по окружности колеса (в разных точках окружности центральные или боковые шашки имеют разную высоту). Такой износ свидетельствует об «экстремальных» предпочтениях предыдущего владельца. Шина скорее всего видела экстремальные торможения и/или разгоны. Соответственно, такая эксплуатация существенно изменила температурные режимы, что могло повлиять на структуру и состояние резины и каркаса покрышки (общий ресурс шины). Кроме того, шина с неравномерной высотой протектора по окружности обязательно будет иметь статический дисбаланс (который невозможно определить и ликвидировать на балансировочном станке шиномонтажа), что негативно скажется на безопасности и состоянии подвески автомобиля. Эту шину можно смело сдавать в утиль.
5. Стертый рисунок (узор) в верхней части боковины шины (стык с областью протектора – резина «пожевана»). Подобный дефект – результат длительной езды на сильно спущенной шине. При этом, как правило, повреждается силовая часть каркаса покрышки и шина приобретает сильный статический дисбаланс, от которого невозможно избавиться с помощью балансировочных грузов на шиномонтаже. Такая шина в большинстве случаев будет сильно шуметь и создаст в разы повышенную нагрузку на ступичный подшипник. Покупать такую резину, разумеется нельзя, что бы не говорил продавец.
6. Разный износ протектора на двух шинах из пары (с одной оси). В первую очередь в этом случае нужно смотреть на дату производства покрышек, а также номер партии (если указан). Если даты разные – скорее всего, эта пара шин собрана из «запасок». Стоит ли их покупать – решайте сами. Если же даты совпадают – вероятно имела место неисправная подвеска (регулировка схождения колес). В любом случае, разница в высоте протектора более чем в 1 мм уже является серьёзной угрозой неконтролируемого заноса, если такая пара колес будет установлена на переднюю ось автомобиля.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *