Обеспечение исполнение контракта

Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) исполнение государственного контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Обеспечение исполнения контракта – это денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком своих обязательств по заключенному контракту. Следует отметить, что выбор способа обеспечения исполнения контракта, поставщик или исполнитель выбирает самостоятельно.

Институт обеспечения исполнения контракта является своеобразным способом защиты от недобросовестных поставщиков и является для Заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту.

Рассмотрим подробнее особенности обеспечения исполнения контракта предоставлением банковской гарантии.

Прежде всего, следует отметить, что не все банки могут выдавать банковские гарантии. Актуальный перечень банков размещен на сайте Минфина России.

При этом считаем возможным привести примечательный случай того, что заказчик при заключении контракта вправе ссылаться на невозможность его заключения, если банковская гарантия представлена иной кредитной организацией, не указанной в соответствующем Перечне банковских организаций, выдающих банковские гарантии в рамках государственных и муниципальных закупок. Тогда как ссылки на этот факт непосредственно исполнителя контракта, с целью его расторжения, признаются злоупотреблением правом. В частности, в судебном деле № А55-10730/2014 суд пришел к выводу о том, что недостоверность банковской гарантии, представленной истцом, установлена после заключения государственного контракта и вызвана неисполнением им лежащей на нем обязанности и его недобросовестным поведением, то заявление истца о недействительности сделки в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ не имеет правового значения1.

Банковская гарантия должна отвечать определённым требованиям, установленным в ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Так, она должна быть безотзывной и содержать не только гарантийную сумму, подлежащую уплате заказчику, но также и следующие сведения:

• обязательства, надлежащее исполнение которых обеспечивается гарантией;

• обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

• условие, согласно которому исполнением обязательств банка по гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, указанный заказчиком;

• срок действия гарантии (когда гарантия обеспечивает исполнение контракта, срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на месяц согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе); Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ;

• отлагательное условие о том, что договор предоставления гарантии заключается по обязательствам участника конкурса, которые возникнут из контракта при его заключении (если банковская гарантия обеспечивает исполнение контракта);

• перечень документов, предоставляемых заказчиком банку вместе с требованием уплатить денежную сумму по гарантии согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Несомненно, обе формы обеспечения исполнения государственного контракт (предоставление банковской гарантии и внесение денежных средств) имеют свои преимущества и недостатки. Так, внесение денежных средств на счет Заказчика происходит значительно быстрее, отсутствует необходимость оплачивать услуги банка за выдачу банковской гарантии, но при этом ни у каждой компании на счету имеется порой достаточно крупная денежная сумма в свободном обороте. У банковской гарантии тоже имеются свои недостатки, в частности необходимость собирать определенный пакет документов для ее выдачи, необходимость траты времени и ожидания оформления и выдачи банковской гарантии, которого порой не хватает. При этом, банковская гарантия, позволяет победителю конкурентной закупки не «замораживать» собственные денежные средства на весь срок исполнения обязательств по контракту.

Тем не менее, существует проблема длительного срока согласования банковской гарантии либо выдачи их с техническими ошибками, что зачастую создает проблемы победителям, вплоть до внесения его в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП).

Представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта.

В качестве примера можно привести судебное дело, рассмотренное в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017. В рамках данного дела акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному агентству (государственный заказчик) о признании незаконным протокола о признании его (победителя закупки) уклонившимся от заключения государственного контракта. Арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций установлено, что в целях заключения государственного контракта истцом была предоставлена исполнителю безотзывная банковская гарантия, обеспечивающая исполнение данного контракта. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды отметили, что частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию банковской гарантии, а также к перечню документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием. Требования к форме банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, перечню документов, прилагаемых к ней, определены также в силу пункта 7 части 2, части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Следовательно, участник закупки имеет возможность заблаговременно проверить правильность содержания банковской гарантии, полученной от банка. Вместе с тем условия гарантии, представленной акционерным обществом, не соответствовали требованиям, установленным Законом. Неисполнение данных требований в силу части 6 статьи 45, частей 3 и 5 статьи 96 Закона № 44-ФЗ является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а участник, представивший банковскую гарантию с недостатками, считается уклонившимся от заключения контракта2.

Важно отметить, что государственными и муниципальными заказчиками в обязательном порядке должно включаться в государственный контракт обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее 1 (одного) месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. В противном случае заказчики подлежат привлечению к ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок)3. Непредставление банковской гарантии в срок также является поводом для внесения поставщика в РНП. Так, как было установлено судами, по результатам электронного аукциона, проводимого заказчиком на поставку электропогрузчика, общество признано победителем.

Приведем пример, рассмотренный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2019 № 309-ЭС19-13635 по делу № А60-41823/2018, в рамках которого заказчиком через оператора электронной площадки в адрес общества направлен на подпись проект государственного контракта, рассмотрев который обществом неоднократно в Единой информационной системе размещался протокол разногласий. Указанные обстоятельства послужили основанием для размещения заказчиком протокола отказа от заключения контракта и обращения в антимонопольный орган с заявлением о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неподписанием им в установленный срок проекта контракта. Решением антимонопольного органа сведения, представленные учреждением в отношении общества, включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Судебные инстанции, поддержав решение о включении исполнителя в РНП, исходили из того, что в установленный срок общество не подписало размещенный на электронной площадке проект контракта, не направило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта4.

Содержание

Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Согласно ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнение контракта, размер которого можно уменьшить в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7.2 и ч. 7.3 ст.96 Закона № 44-ФЗ.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Этапы уменьшения обеспечения исполнения государственного контракта следующие:

1. Заказчик размещает в реестре контрактов информацию об исполнении поставщиком обязательств по контракту и размер исполненных им обязательств.

2. Поставщик направляет Заказчику заявление об уменьшении обеспечения исполнения контракта.

3. Заказчик уменьшает размер обеспечения контракта пропорционально стоимости исполненных поставщиком обязательств и возвращает ему часть денежных средств в срок, установленный ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной максимальной цене контракта (далее – НМЦК), указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Возникает вопрос о том, как указывать условие о размере обеспечения – в процентах или твердой денежной сумме? Законодательство не конкретизирует данный вопрос, а, следовательно, полагаем, не будет нарушения, если указать точную сумму обеспечения. Основное условие состоит, чтобы она соответствовала размеру в процентном выражении, что подтверждается практикой региональных УФАС5. Не будет нарушения также в случае, если в извещении, документации о закупке, проекте контракта указать процентную долю НМЦК6.

Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязательств взамен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, приводится пример спора, в рамках которого общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Отклоняя доводы истца и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции отметил, что согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

По общему правилу кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ). Такая обязанность может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, а также вытекать из обычаев или существа обязательства. В то же время, если кредитор принял исполнение в части, то наступают последствия, связанные с частичным исполнением обязательства.

Таким образом, право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. При этом заказчик не вправе отказаться от обеспечения в новом размере.

В свою очередь, возможность исполнения обязательства по частям должна быть предусмотрена договором (статья 311 ГК РФ).

В рассмотренном деле такая возможность в контракте отсутствовала: поставка оборудования считается совершенной в момент подписания сторонами акта приема-передачи продукции. Ссылка поставщика на обстоятельство, согласно которому условиями договора предусмотрен гарантийный срок, что свидетельствует о возможности исполнения обязательств по частям: в части поставки и в части исполнения гарантийных обязательств, правомерно отклонена судом, который указал, что гарантийные обязательства поставщика являются частью обязательств по договору и договор считается исполненным в случае исполнения сторонами всех своих обязательств, в том числе гарантийных7.

Случаи неприменения положений Закона № 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта

Согласно ч. 8 ст. 96 положения Закона № 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Важно обратить внимание на то, что требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта в перечисленных выше случаях не распространяются, даже если такое требование будет установлено в документации о закупке8.

При этом, следует отметить, что с 1 июля 2019 г. на основании ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО, размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, устанавливается не от НМЦК, а от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее, чем размер аванса. При этом, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ участник закупки, являющийся СМП или СОНКО, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 в случае, если он предоставит информацию, содержащуюся в реестре контрактов и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), сумма цен которых составляет не менее НМЦК. Таким образом, если у участников закупки, являющихся СМП или СОНКО, есть за последнее 3 года до даты подачи заявки 3 исполненных контракта, суммарно равных или превышающих НМЦК закупки и по которым не было неустоек, то участник может не предоставлять обеспечение исполнения контракта.

Удержание обеспечения по государственному контракту

В соответствии с информационным письмом Минэкономразвития России от 05.03.2015 № Д28и-544, в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту денежные средства, депонированные на указанном заказчиком счете в качестве обеспечения исполнения контракта, поставщику (подрядчику, исполнителю) не возвращаются9. Таким образом, обеспечение исполнения контракта понимается как залог.

Судебная практика, напротив, считает, что денежные средства, вносимые в качестве обеспечения исполнения контракта, не могут быть предметом залога10.

Анализ содержания норм Закона № 44-ФЗ в совокупности с арбитражной практикой показал, что Закон № 44-ФЗ не содержит нормы, позволяющей заказчику удержать денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта. Статья 96 Закона № 44-ФЗ описывает величину обеспечения исполнения контракта, порядок внесения, возврата, уменьшения такого обеспечения, но только не право заказчика обратить обеспечение исполнения контракта ко взысканию в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта со стороны контрагента.

С учетом изложенного алгоритм разрешения спорной ситуации возможен следующий. В случае если ГК РФ прямо не предусматривает регулирование способа обеспечения обязательства, то такое регулирование следует искать в специальном (отраслевом) законе. В случае если такой закон не предусматривает регулирование или предусматривает неполное регулирование, то порядок действий необходимо искать в контракте. И если в контракте отсутствует условие о возможности заказчика удержать обеспечение его исполнения, то сам факт явного нарушения контрагентом обязательства по контракту не позволит заказчику удержать обеспечение. Заказчик будет обязан его возвратить добровольно или по решению суда с возмещением всех судебных расходов, издержек контрагента на восстановление его законных прав, включая проценты за пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания (ст. 395 ГК РФ).

Так, решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2016 по делу № А03-20671/2015, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, действия заказчика по удержанию суммы обеспечения исполнения контракта признаны не соответствующими законодательству (неосновательное обогащение на стороне заказчика).

Частью 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ закреплено, что в государственный контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)). В п. 6.2 государственного контракта стороны согласовали сроки возврата залога денежных средств подрядчику. В то же время в названном пункте отсутствует условие о том, что сумма обеспечения не возвращается подрядчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.

Исследовав в совокупности условия договора и представленные сторонами документы в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды правомерно установили, что поскольку основные обязательства сторон по контракту прекращены, а наличие у заказчика имущественных требований к подрядчику материалами дела не подтверждено, то правовых оснований для удержания денежных средств, внесенных подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта, не имеется, в связи с чем неправомерно удерживаемые ответчиком денежные средства в размере 7 522 978,44 руб. образуют на его стороне неосновательное обогащение и подлежат возвращению истцу в порядке ст. 1102 ГК РФ11.

Возврат обеспечения по контракту

Возврат обеспечения исполнения контракта обязателен, если подрядчик полностью выполнил условия договора по контракту и заказчик не имеет к нему претензий.

Возникает вопрос, а что делать, если подрядчик, поставщик или исполнитель не выполнил условия контракта или выполнил некачественно, как быть с обеспечительным платежом? Так, в деле № А55-4570/2017, рассмотренном в арбитражному суде, заказчик заключил контракт с организацией на выполнение работ. Организация задержала окончание работ на 27 дней. В связи с этим заказчик направил исполнителю претензию об уплате пени. Организация потребовала от заказчика возврат обеспечительного платежа за вычетом суммы пени. Заказчик отказал в возврате, поскольку считал, что обеспечительный платеж является самостоятельной мерой ответственности и удержание денежных средств, перечисленных в качестве обеспечительного платежа, производится вне зависимости от начисления неустойки. Суд указал на ошибочность позиции заказчика. Вносимые подрядчиком как обеспечительный платеж денежные средства обеспечивают в том числе исполнение денежного обязательства по уплате неустойки (п. 1 ст. 381.1 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации заказчик был вправе удержать лишь часть денежных средств, перечисленных в качестве обеспечительного платежа – в размере неустойки, подлежащей взысканию. В остальной части обеспечительный платеж подлежал возврату организации. Требование уплаты неустойки и удержание обеспечения — это две меры ответственности за одно нарушение, что недопустимо 12.

Обеспечение исполнения контракта в рамках закупок госкомпаний

Необходимость обеспечения исполнения контракта при заключении контракта по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) каждый заказчик устанавливает самостоятельно в своем собственном положении о закупке. Следует отметить, что достаточно часто заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные Законом № 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования.

В Постановлении Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 установлены преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по Закону № 223-ФЗ. Согласно данного Постановлению для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по Закону № 223-ФЗ, обеспечение исполнения контракта не может превышать 5% от НМЦК (при этом если контрактом предусмотрен аванс, размер ОИК не должен быть больше суммы аванса).

Важно отметить, что, в отличие от Закона № 44-ФЗ, непредставление обеспечения исполнения контракта не всегда будет являться основанием для включения такого поставщика в РНП, так как в силу ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Обеспечение исполнения контракта по гособоронзаказу

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) при размещении государственного оборонного заказа посредством конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если им установлены определенные Правительством Российской Федерации требования к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ в случае размещения государственного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию ВВСТ, ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов (кораблей) обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет осуществляться банковское сопровождение, не требуется.

При этом при применении ст. 6 Закона № 275-ФЗ на практике возникают некоторые трудности. Так, судебная практика позволяет сделать вывод, что согласно буквальному прочтению положений Закона № 44-ФЗ, Закона № 275-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1482 «О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта» (далее – Постановление № 1482) названными нормативными правовыми актами установлены требования к участнику размещения государственного оборонного заказа не в качестве требований, соблюдение которых позволяет участникам закупок избежать предоставления обеспечения исполнения обязательств, а в качестве дополнительных требований к участникам закупки, несоответствие которым является основанием для отклонения заявки участника закупки13.

Суд устанавливает то, что заявка на участие в закупке признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о такой закупке, в случае несоответствия ее участника требованиям, установленным согласно ч. ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ. В силу нормы ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в число требований к участникам закупки включены соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Следовательно, в силу положений ст. 31 Закона № 44-ФЗ требования Постановления № 1482 относятся к участнику закупки и подлежат рассмотрению в составе заявки на участие в закупке (при решении вопроса о соответствии участника условиям документации о закупке).

При этом Министерство экономического развития Российской Федерации делает вывод, что непредставление участником размещения государственного оборонного заказа указанных документов не может выступать в качестве основания для признания заявки на участие в закупке, не соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке., а также, что требования, указанные в ст. 6 Закона № 275-ФЗ не являются дополнительными требованиями, устанавливаемыми согласно ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а являются условиями, при которых участник закупки может не предоставлять обеспечение исполнения контракта.

Таким образом, в заключение следует отметить, что по причине отсутствия четкого и единообразного толкования обеспечения исполнения контракта, внесенного в виде денежных средств, у заказчика имеются риски, связанные с процессом реализации обеспечительных мер в ходе исполнения контракта.

________________________

1 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.06.2016 по делу № 306-ЭС16-606, А55-10730/2014.

2 Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

3 Решение ФАС России от 15.08.2019 по делу №19/44/105/2197.

4 Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2019 № 309-ЭС19-13635 по делу № А60-41823/2018.

5 Решение Владимирского УФАС от 08.02.2018 по делу № Г-84-04/2018.

6 Определение ВС РФ от 03.08.2017 № 305-КГ17-3351.

7 Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

8 Письмо Минэкономразвития России от 14.05.2014 № Д28и-801 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».

9 Письмо Минэкономразвития России от 05.03.2015 № Д28и-544 «Об обеспечении исполнения контракта банковской гарантией в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту; об установлении ответственности заказчика за превышение объема закупок, осуществленных в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае отзыва ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств».

10 Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 № 309-ЭС16-16161 по делу № А50-24894/2015.

11 Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.01.2016 по делу № А03-20671/2015.

12 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2018 № Ф06-28842/2017 по делу № А55-4570/2017.

13 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 апреля 2016 г. по делу № А40-132900/2015.

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими его сторонами взятых на себя обязательств. К обязанностям исполнителя относится поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, согласно условиям госконтракта, а заказчика – своевременная их приемка, а также оплата в полном объеме. В ходе исполнения госконтракта сторонам следует руководствоваться нормами самого контракта, 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.

Из каких стадий состоит

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания. Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К существенным условиям по контракту относят следующие:

  1. Цена.
  2. Сроки действия госконтракта.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Порядок оплаты.
  5. Предмет контракта: наименование товаров и количество.
  6. Прочие условия по 44-ФЗ.

Существенные условия исполнения обязательств, которые прописаны в госконтракте, по общим правилам не подлежат изменениям. В ст. 95 44-ФЗ прописан ограниченный перечень ситуаций, при которых вносить изменения допустимо.

В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила бюджетного финансирования (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  • при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  • если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
  • при изменении регулируемых тарифов;
  • при уменьшении размера бюджетного финансирования;
  • при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в дополнительном соглашении, подписываемом сторонами.

В процессе выполнения своих обязательств исполнитель обязан своевременно предоставлять информацию об оказанных услугах и выполненных работах, а также обо всех возникающих в процессе трудностях. Заказчик обязан сделать все зависящее от него для успешного завершения госконтракта: в частности, вовремя перечислять разрешительную документацию, своевременно принимать работу и пр.

Результатом исполнения госконтракта становится своевременная поставка товаров и оплата по нему, согласно условиям, зафиксированным при его подписании.

В стадии исполнения контракта включаются:

  1. Поставка товаров, работ и услуг.
  2. Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней экспертизой, проводимой специализированной компанией (при необходимости).
  3. Оплата товаров и услуг.
  4. Размещение отчета в ЕИС по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.

Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов. Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2018 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс. р.

Важным этапом исполнения контракта является приемка результатов работ заказчиком. Она устанавливается условиями госконтракта. В обязанности заказчика перед приемкой входит проведение экспертной оценки выполненных работ, поставленных товаров или оказанных услуг.

При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами.

По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ. Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров). В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков.

В 2017 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта. После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов. Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам малого бизнеса и социально ориентированным НКО, то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.

В случае просрочки при исполнении госконтракта по 44-ФЗ назначаются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. Размер пени может быть уменьшен на сумму исполненных в положенные сроки обязательств. Пени начисляются как для исполнителей, которые несвоевременно сдали работы, так и для заказчиков, которые их несвоевременно оплатили.

За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются штрафы.

Отображение в ЕИС

Согласно Постановлению Правительства №1093 от 2013 года, заказчик обязан подготовить отчет об исполнении контракта, подписать его с помощью ЭЦП и разместить в ЕИС. В отчетность включаются сведения:

  1. Об исполнении госконтракта. Под ним понимается успешное исполнение обязательств по контракту поставщиком, поставка товаров и услуг в определенные сроки и перечисление заказчиком оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта. Сюда включаются данные о нарушениях, допущенных при его исполнении, а также размер штрафных санкций, которые были наложены на него заказчиком.
  3. Об изменении или расторжении контракта.

Помимо отчета, к документам прилагаются результаты внешней экспертизы, если такая осуществлялась заказчиком, и документы о приемке. Отчет подлежит размещению в ЕИС в течение 7 дней после оплаты или расторжения госконтракта.

Также после исполнения контракта информация об этом включается в специальный реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ. Это необходимо сделать в течение 3 дней. В реестре должна отображаться следующая информация:

  1. Наименование компании-заказчика.
  2. Источник финансирования закупки.
  3. Способ выбора поставщика.
  4. Дата окончания процедуры отбора.
  5. Реквизиты итогового протокола.
  6. Дата подписания госконтракта и его номер.
  7. Объект госзакупки.
  8. Цена госконтракта.
  9. Величина перечисленного аванса, если такой был предусмотрен.
  10. Сведения о поставщике.
  11. Сроки гарантийных обязательств.
  12. Данные об изменении условий госконтракта.
  13. Копия подписанного договора.
  14. Данные о договорах, которые были подписаны с субподрядчиками из числа СМП и социально ориентированных НКО.
  15. Информация о согласовании с контрольным органом подписания контракта с единственным поставщиком.
  16. Данные об исполнении контракта с учетом всех нарушений и штрафов.
  17. Информация о расторжении контракта.
  18. Код закупки.
  19. Документация о приемке.

Срок исполнения контракта

Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту. Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты. Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором).

В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки.

Контракт считается исполненным после того, как стороны исполнили все обязательства по нему друг перед другом. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия. Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период. Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения в рамках госконтракта – это определенная денежная сумма или банковская гарантия, которая предоставляется победителем торгов при заключении контракта в целях покрытия потенциального ущерба заказчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств.

Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст. 96 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ, заказчик в извещении по закупке или документации о ней должен установить требование о внесении победителем обеспечения перед подписанием контракта. Исключениями являются закупки, которые перечислены в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

Запрос котировок, предложений и закупка у единственного поставщика могут осуществляться как с внесением обеспечения, так и без такового. Решение данного вопроса остается на усмотрение заказчика.

Также заказчик имеет право не устанавливать обеспечение по контрактам, если в закупочной процедуре принимали участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Если закупка предусматривает внесение обеспечения, то контракт с победителем подписывается только после того, как он внес установленную сумму и подтвердил этот факт документально.

В случае когда в установленные сроки победитель закупки не предоставил заказчику финансовые гарантии, то он считается уклонившимся от контракта. В данной ситуации сведения об участнике в обязательном порядке передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, исполнение контракта обеспечивается как денежными средствами, которые вносятся на указанный заказчиком счет, так и банковской гарантией. Гарантия может быть выдана ограниченным перечнем банковских учреждений, соответствующих требованиям ст. 45 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать поставщику на предпочтительный способ обеспечения. Участник закупки вправе сам определить его по своему усмотрению.

Если участник закупки решил внести обеспечение в виде денежных средств, то ему следует перевести всю сумму по извещению на указанный заказчиком счет. Никакие счета заказчиком не выставляются: перевести деньги надо до финальной даты подписания контракта. В качестве подтверждения факта внесения средств будет выступать платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

В случае если поставщик выбрал банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет ее оригинал. Сроки действия гарантии должны превышать сроки контракта не менее, чем на месяц.

Уже в ходе работы над госконтрактом поставщик вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ. При этом новое обеспечение может быть предоставлено в уменьшенном размере на уже исполненные обязательства. При этом способ обеспечения госконтракта может быть изменен по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Например, если участник закупки в установленные сроки не успел подготовить гарантию, то он может первоначально внести на счет денежные средства, а затем поменять их на гарантию.

При этом применение комбинированного обеспечения госконтракта недопустимо. Так, нельзя внести часть суммы деньгами, а вторую – в виде гарантии либо предоставить несколько гарантий, которые частично покрывают обязательства.

Размеры обеспечения по госконтракту могут составлять от 5 до 30% от НМЦК, которая была установлена в извещении. В случае если контракт заключается на сумму более 50 млн р., то заказчиком устанавливается требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% от НМЦК.

При превышении авансом величины 30% от НМЦК его размер приравнивается к авансу.

Когда предложенная участником закупки цена была уменьшена на 25% и более, участнику закупки нужно внести обеспечение в 1,5 раза больше, чем оно было прописано в извещении о проведении закупки, либо предоставить документальное подтверждение добросовестности поставщика. Эти меры принимаются в целях недопущения демпинга в контрактной системе.

Если обеспечение было внесено в денежной форме, то заказчик должен его вернуть. С учетом требований, которые указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт включаются условия о сроках возврата обеспечения в обязательном порядке. Обычно обеспечение возвращается поставщику после того, как он подаст на имя заказчика требование о его возврате с указанием реквизитов для перевода.

В том случае, если по каким-либо причинам сроки для подписания контракта истекли, а он так и не был завизирован заказчиком, внесенная участником обеспечительная мера должна быть возвращена победителю в течение 5 рабочих дней.

При неисполнении обязательств по контракту поставщиком заказчик может инициировать его расторжение, и в данной ситуации обеспечение не подлежит возврату.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Из статьи Вы узнаете:

1. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.

2. Как отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с обеспечением заявки в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения заявки на участие в закупке.

Многим поставщикам товаров, работ, услуг не обойтись в своей хозяйственной деятельности без участия в закупочных процедурах (электронных аукционах, запросах котировок, конкурсах и т.д.). Во-первых, участие в закупках является необходимым условием заключения договоров с определенными категориями покупателей, например, с государственными и муниципальными учреждениями, госкорпорациями, субъектами естественных монополий. А во-вторых, участие в закупках позволяет расширить рынок сбыта, привлекая новых клиентов, нарастить масштабы деятельности, заключая договоры с крупными клиентами, и, наконец, улучшить свою репутацию как надежного поставщика. Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.

Что такое обеспечение заявки на участие в закупке

Для того чтобы корректно отразить в учете операции, связанные с обеспечением заявок, бухгалтеру необходимо иметь хотя бы общее представление об этом виде обеспечения: для каких целей, какими способами и на каких условиях оно предоставляется. Подробно все изложено в законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 44). Однако, бухгалтерам и без того приходится держать в голове большие объемы информации, поэтому, чтобы упростить задачу, основная информация об обеспечении заявок представлена в виде схемы (для увеличения щелкните по рисунку).

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Средства организации на лицевом счете электронной торговой площадки учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» согласно Инструкции по применению плана счетов. К счету 55 могут быть открыты субсчета для отражения свободных средств и заблокированных. Кроме того, целесообразно открыть субсчета для каждой площадки (Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС и т.д.), поскольку на каждой электронной площадке открывается свой лицевой счет.

Обратите внимание: денежные средства, заблокированные на лицевом счете в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, должны учитываться на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отдельно по каждому обеспечению.

Бухгалтерские проводки по учету обеспечения заявки на участие в электронном аукционе:

Дебет

Кредит Дата операции
55 — св / Электронная площадка 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства оператору электронной площадки NNN для пополнения лицевого счета
55 –блок / Электронная площадка 55 — св / Электронная площадка Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе Денежные средства на лицевом счете заблокированы оператором электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (Заказчик ХХХ)
009 / Заказчик Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе Отражена сумма выданного обеспечения заявки
55 — св / Электронная площадка 55 –блок / Электронная площадка Дата разблокирования денежных средств (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) Оператором электронной площадки произведено разблокирование денежных средств на лицевом счете
009 / Заказчик Дата разблокирования денежных средств Списана сумма обеспечения
51 55 — св / Электронная площадка Дата поступления средств на расчетный счет Выведены средства с лицевого счета, открытого оператором электронной площадки, на расчетный счет по заявке организации

При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки. Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона. То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:

Дебет

Кредит Дата операции
60 55 — блок / Электронная площадка Дата заключения контракта с заказчиком Удержана сумма вознаграждения за услуги электронной площадки
91-2 60 Дата признания расходов на услуги электронной площадки в бухгалтерском учете Отражены в бухгалтерском учете расходы на услуги электронной торговой площадки

! Обратите внимание: для отражения в бухгалтерском учете расходов на услуги оператора электронной площадки, сумма таких расходов должна быть документально подтверждена. Чаще всего площадки предоставляют подтверждающие документы в электронном виде. Такие электронные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В некоторых случаях, например, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта с заказчиком (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращается, а перечисляются на счет заказчика. При этом сумма обеспечения заявки списывается на прочие расходы:

Дебет

Кредит Дата операции
91-2 55 — блок / Электронная площадка Дата признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта Денежные средства, заблокированные в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, удержаны оператором площадки и перечислены заказчику

Обеспечение заявки перечисляется на счет заказчика

При проведении конкурсов и закрытых аукционов обеспечение заявки на участие в закупке может перечисляться на специальный счет заказчика, по реквизитам, указанным в извещении. В этом случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе дебиторской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете:

Дебет

Кредит Дата операции
76 / Заказчик 51 Дата списания денежных средств с расчетного счета Перечислены денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата списания денежных средств с расчетного счета Отражена сумма выданного обеспечения заявки
51 76 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Заказчиком возвращена сумма обеспечения заявки
009 / Заказчик Дата поступления денежных средств на расчетный счет Списана сумма обеспечения

В случае если участник признан победителем закупочной процедуры, но уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения заявки ему не возвращается, а остается на счете заказчика.

Дебет

Кредит Дата операции
91-2 76 / Заказчик Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта Списана на прочие расходы сумма, перечисленная в качестве обеспечения заявки

Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с поставщиком.

В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия

При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ). В случае если участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, банк по требованию заказчика перечислит последнему сумму обеспечения заявки. Естественно, услуги банка по предоставлению банковской гарантии являются платными для участника закупки и отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91-2.

Дебет

Кредит Дата операции
91-2 76 / Банк Дата предоставления банковской гарантии Отражена сумма комиссии банка за предоставление банковской гарантии
76 / Банк 51 Дата списания денежных средств в оплату комиссии банка Погашена задолженность за услуги банка по выдаче банковской гарантии

Как говорилось ранее, могут возникнуть случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, а остается у заказчика. Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку. При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:

Дебет

Кредит Дата операции

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Банковская гарантия
  • Гарантийные обязательства по 44-ФЗ

С 1 июля 2019 года в 44-ФЗ появилось такое понятие как гарантийные обязательства. Об этом говорится в ч. 4 ст. 33, также в законе о госзакупках описаны условия при которых заказчик может установить требование о гарантийных обязательствах по контракту, их размере и сроке.

Требования о гарантийных обязательствах устанавливаются не ко всем закупкам товаров, работ и услуг, а только по необходимости. Т. е. заказчик на собственное усмотрение определяет насколько необходим этот параметр.

Если говорить простыми словами, то чаще всего требование к обеспечению гарантийных обязательств предъявляется выставляется к тем ТРУ, которые подразумевают гарантийный срок. Обращаем Ваше внимание, что при закупке машин и оборудования требование к гарантии – обязательно, поэтому в этом случае требование к обеспечению гарантийных обязательств будет обязательно.

Что включают в себя гарантийные обязательства?

Кратко говоря, согласно ч. 4 ст. 33 44-ФЗ, в гарантийные обязательства включают:

  • гарантия качества ТРУ
  • срок и объем гарантий качества ТРУ
  • гарантийное обслуживание.

Если в закупке по 44-ФЗ установлены гарантийные обязательства, то согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 в проекте контракта заказчик должен указать условия их предоставления: срок, размер и т.д. Если эта информация будет отсутствовать, то можно сделать запрос на разъяснение тендерной документации для уточнения этих данных у заказчика.

Обеспечение гарантийных обязательств

Для поставщика наличие требования об обеспечении гарантийных обязательств означает дополнительные расходы на участие в закупке. Поэтому, если Вас будут интересовать торги исключительно без гарантийных обязательств или суммой обеспечения не больше определенного лимита, то воспользуйтесь нашей поисковой системой. Она позволяет сделать выборку закупок по этому параметру. Это сэкономит Ваше время при подборе интересующих торгов.

Данный параметр характерен в госзакупках по 44-ФЗ, в закупках по 223-ФЗ или коммерческих тендерах он встречается редко. Правила, по которым устанавливаются требования к гарантийным обязательства отражены в Гражданском кодексе РФ.

Внести данное обеспечение можно как денежными средствами, так и банковской гарантией.

Важно: не путайте это понятие с обеспечением исполнения контракта.

Согласно ч. 6 ст. 96 44-ФЗ размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% от НМЦК. Его необходимо внести уже после подписания контракта, но перед тем, как стороны подпишут документы о приемке.

Получается, что данное обеспечение можно предоставить позже всех, уже непосредственно перед сдачей ТРУ. Однако, если поставщику удобнее предоставить обеспечение ГО раньше, он вправе это сделать.

Более подробную информацию о порядках и сроках его предоставления необходимо смотреть непосредственно в проекте контракта.

Способы обеспечения гарантийных обязательств

Так же как для обеспечения заявки и исполнения контракта, поставщик может использовать 2 варианта внесения обеспечения гарантийных обязательств: денежными средствами или банковской гарантии. Какой именно вариант выбрать определяется им самостоятельно.

В зависимости от того, какая сумма обеспечения установлена и на какой срок, можно выбрать наиболее выгодный вариант внесения обеспечения, т.к. есть плюсы и минусы любого из них.

Например, выгодно использовать банковскую гарантию для обеспечения гарантийных обязательств, если срок, на который требуется его внести, достаточно велик или его размер значим для поставщика. Ведь заказчик может указать в требовании о внесении обеспечения на несколько лет. В таком случае вкладывать собственные средства может быть нерационально, и банковская гарантия станет отличным решением.

С другой стороны, если сумма обеспечения небольшая, то брать банковскую гарантию может быть накладно. За выпуском БГ на гарантийные обязательства в рамках закупок по 44-ФЗ необходимо обращаться в один из банков из перечня МинФина, соответствующих п.1 ст. 45 44-ФЗ. Поэтому для подбора банка также понадобится какое-то время.

Ситуацию для каждой закупки надо рассматривать отдельно, тогда решение о способе внесения обеспечения будет более взвешенным.

Банковская гарантия

обеспечения гарантийных обязательств

Получить

Срок гарантийных обязательств

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, действие БГ должно не менее, чем на 1 месяц превышать срок исполнения обязательств по контракту. Однако, заказчик может установить требование о действии гарантии на более длительный срок.

В процессе исполнения контракта, поставщик может заменить способ обеспечения гарантийных обязательств, но при этом, в отличии от обеспечения исполнения, размер гарантийных обязательств НЕ УМЕНЬШАЕТСЯ.

В 44-ФЗ не установлено обязательство заказчика прописывать в проекте контракта сроки возврата обеспечения гарантийных обязательств (в случае внесения собственными денежными средствами). Однако, на свое усмотрение, он может их установить. Поэтому обязательно надо смотреть условия контракта, а если этой информации там нет, то запрашивать разъяснение у заказчика.

Особенности обеспечения гарантийных обязательств

Бывает так, что обеспечение гарантийных обязательств устанавливается даже тогда, когда не установлено обеспечение исполнения контракта. Это, например, может быть закупка оборудования методом запроса котировок. Получается, что оборудование попадает под обязательное условие установки гарантийных обязательств, а вот обеспечение исполнения контракта заказчик может и не ставить.

Субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации не имеют никаких преимуществ при внесении обеспечения гарантийных обязательств, для них условия такие же, как и для остальных участников.

Внимательно изучайте тендерную документацию закупки, чтобы учесть все требования заказчика. Если у Вас появятся вопросы, Вы всегда можете обратиться в нашу компанию за консультацией специалистов по номеру 8 800 700 23 26 или написав нам на почту.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *