Обязанности руководителя

  • 0shares
  • Odnoklassniki
  • Twitter

Ещё несколько десятилетий назад руководитель предприятия выполнял в основном хозяйственные задачи: обеспечение, координация процессов, словом, занимался решением насущных проблем. Со временем повышающийся уровень образования наёмных работников, научно-технические нововведения, социальные процессы изменили взаимоотношения между руководством и коллективом. Основные функции руководителя современной компании тоже подверглись пересмотру. На сегодняшний день технологические процессы настолько усложнились, что руководитель просто не может обладать достаточной подготовкой, чтобы единолично управлять и контролировать деятельность многих квалифицированных специалистов.

Если собственник бизнеса попытается вникать во все нюансы бизнес-процессов, он просто надорвётся морально и физически, как это случилось, например, с Александром Змановским, запустившим несколько прибыльных бизнес-проектов. Некоторые предприниматели, справедливо полагая, что владелец бизнеса вовсе не обязан разбираться в тонкостях работы каждого подчинённого, впадают в противоположное заблуждение.

«Большинство руководителей не понимают, в чём заключается их работа, как она должна выглядеть. Как выглядит работа врача — ясно всем. А менеджера? Многие думают, что лучший показатель профессионализма управленца — когда ничего не делаешь, а «оно всё само работает». Но как тогда люди будут воспринимать руководителя? Как бездельника”.
А. Высоцкий, бизнес-лектор, предприниматель

Так чем должен заниматься владелец успешного предприятия? Давайте разбираться. Роли, исполняемые руководителем, принято разделять на три большие группы:

  • межличностные роли, касающиеся в основном представительских функций;
  • информационные: в зависимости от уровня роли управленец исполняет разные функции — выступает лицом организации, доносит информацию до подчинённых;
  • решающие роли — руководитель реализует свою власть, распределяя ресурсы, корректируя ход дел, выступает посредником в различных спорах.

Основная функция руководителя — разработка стратегии

Современного владельца бизнеса можно назвать профессиональным разработчиком стратегических планов и решений, наделённым властью для их внедрения. Реализация функций стратегического управления выявляет творческий потенциал менеджера, его лидерские качества, способность к аналитике и прогнозированию.

Выбор целей

Формулировка миссии и целей организации является ключевым этапом в процессе стратегического управления. Корпоративная философия определяет основные ориентиры развития компании, с помощью выработки единой позиции способствует сплочению коллектива, формирует имидж и внутрифирменную этику. Считается, что грамотно сформулированная миссия должна иметь интонационный оттенок «брошенного вызова» — тогда она будет побуждать коллектив к серьёзной работе. Лаконичное выражение миссии должно озвучивать несколько факторов:

  • историю становления, профиль деятельности, стиль поведения компании (социально-экономические ценности руководства);
  • состояние рыночной среды и место предприятия на рынке;
  • ресурсы (продукты), с помощью которых организация может достичь поставленных целей.

Важность постановки чётких, ясных и достижимых целей трудно переоценить. Стратегические цели ложатся в основу планирования, определяют основные направления деятельности, выделяют ключевые подразделения или процессы, которые будут финансироваться в первую очередь. Формулировка, планирование процесса достижения, контроль за достижением целей являются основными функциями руководителя, которые нельзя делегировать команде наёмных менеджеров: цели и миссия в буквальном смысле создают облик и суть компании, отражают мировоззрение её собственника.

Задачи и их достижение

Задачи развития нередко путают с целями компании, поэтому поясним, что цели — это несколько умозрительное выражение желаемого состояния компании. А задачи имеют более низкий уровень исполнения: они относятся к деятельности конкретных подразделений, дивизионов, филиалов организации. Как правило, задачи носят текущий, краткосрочный (периодом до года-двух) характер. Комплекс путей достижения задач различных уровней и подразделений формирует краткосрочную (текущую) деятельность и относится скорее к тактике, чем к стратегии. Поэтому процесс достижения задач не входит в непосредственную сферу управления высшего руководства: собственник может без малейшего ущерба для фирмы передоверить оперативную работу своей команде, оставив за собой функцию контроля.

Планирование

Стратегическое планирование — это инструмент для прогнозирования будущего и формирования состояния компании к концу запланированного периода. Стратегическое планирование обычно охватывает период от трёх до семи лет и отвечает на вопросы:

  • где мы сейчас находимся (проводится анализ внешней и внутренней среды компании; определяются её слабые и сильные стороны; даётся оценка трудовым, финансовым и иным резервам);
  • куда мы хотим попасть (формулировка миссии, например, «обеспечить магазины юга России качественным и доступным холодильным оборудованием»; формирование стратегических целей, например, «увеличить производство на 40%»);
  • как мы это сделаем (определение ключевых для достижения цели подразделений, перераспределение финансирования, разработка системы контрольных показателей).

При этом разработчик стратегии должен обладать определённой гибкостью мышления, поскольку на практике не всегда удаётся осуществить академический жизненный цикл управленческого решения: постановка задачи, разработка решения, утверждение, исполнение. При внедрении менеджеры чаще встречаются с необходимостью вернуться назад, скорректировать цепочку действий, отказаться от части плана.

Административные функции

Администрирование является одной из важнейших направлений деятельности высшего руководства организации («администратор» и переводится с латинского как «управляющий»). Административные функции руководителя в организации можно разделить на несколько взаимосвязанных направлений.

Организационная функция

Организационная функция менеджера состоит объединении бизнес-элементов (кадров, идей, процессов) в жизнеспособную, эффективную систему, направленную на достижение стратегических целей компании. Организационную деятельность руководителя можно разбить на несколько этапов:

  • определение целей и задач деятельности предприятия, подразделения или группы;
  • выявление особенностей взаимодействия входящих в группу сотрудников;
  • расчёт потребности в ресурсах, необходимых для перебойной работы подразделения;
  • распределение полномочий, определение порядка действий, построение иерархии (системы подчинения) внутри группы;
  • поддержание должного уровня мотивации у сотрудников;
  • осуществление направляющей функции (координации подчинённых);
  • контроль за деятельностью подразделения.

Кадровая функция

Особая роль, специфичность, предмет воздействия (персонал) кадровой функции привели к тому, что эта область деятельности руководителя выделилась в отдельную, самостоятельную управленческую практику. Основные направления кадровой работы:

  • формирование кадровой политики обеспечивает реализацию стратегических задач предприятия; положения кадровой политики зависят от состояния рынка труда (наличия необходимых специалистов) и предполагаемой кадровой потребности в процессе развития компании; политика определяет общие моменты: роль персонала, стиль решений кадровых вопросов, основные приоритеты в работе с персоналом;
  • кадровое планирование включает три этапа: оценка существующих ресурсов; анализ прогнозируемых потребностей по качеству и количеству персонала; выработка графика (программы) действий по привлечению (обучению) необходимых специалистов;
  • набор и отбор персонала путём выбора кандидатов, чьи профессиональные и личные качества максимально отвечают квалификационным требованиям предприятия;
  • разработка системы заработной платы и иных методов стимулирования сотрудников.

Стимулирующая (мотивационная) функция руководства

Мотивация персонала как инструмент базируется на двух «китах»: системе поощрений и системе наказаний. Теории менеджмента ХХ века сходятся в убеждении, что положительное стимулирование должно занимать около 80% от общей структуры мотивации: положительные подкрепления эффективнее формируют необходимые для производства модели поведения сотрудников. Многие современные руководители совершают психологический просчёт, отождествляя собственный уровень мотивации и уровень своих подчинённых.

Для собственника, который воспринимает компанию как одно целое, результат, продукт его труда понятен и является достаточным мотиватором. Для члена коллектива, который выполняет только часть работы, достижение целей компании и связанные с этим событием блага превращаются в абстрактное понятие. Это психологическое явление принимает ещё более выраженное состояние, когда работник не видит материального выражения результатов своей работы (как, например, столяр видит изготовленный его руками комод). Для решения этой проблемы многие руководители применяют (там, где это возможно) принцип сдельной оплаты труда: прозрачная, чёткая система позволяет работнику точно подсчитать, сколько он заработал сегодня (за неделю, месяц), качественно исполняя те или иные обязанности.

«Производительность труда зависит от желания людей работать, от их заинтересованности в результате. А желание и мотивация персонала, в свою очередь, зависят от руководителя. Сегодня побеждает не капитал, не станки, не ноу-хау. Сегодня побеждает команда управленцев. Хорошая новость в том, что руководителями не рождаются: 80% этого искусства — приобретённые навыки”.
А. Высоцкий, бизнес-лектор, предприниматель

Кроме денежных поощрений и компенсаций, стимулирующих производительность, руководству необходимо учитывать и другие методы мотивации, которые основаны на различных уровнях стимулов:

  • материальные неденежные поощрения, которые принято называть необязательными (с точки зрения закона) компонентами «социального пакета»;
  • нематериальные стимулы: признание заслуг, личные льготы вроде свободы планирования графика, улучшение культуры и норм взаимодействия между сотрудниками.

Базовые принципы мотивации гласят, что вознаграждение любого рода должно быть конкретным, безотлагательным и достижимым (за любые успехи, а не только сверхзначительные).

Коммуникативно-регулирующая деятельность

Суть коммуникативно-регулирующей работы заключается в установлении эффективных межличностных отношений, этот вопрос тоже входит в круг функций и задач руководителя. Проблему взаимодействия сотрудников с руководством различного уровня можно наблюдать на многих предприятиях. Причина отсутствия понимания обычно заключается в том, что участники общения находятся, так сказать, в разных плоскостях:

  • персонал не понимает интересов и степени ответственности начальника;
  • руководитель занимает роль контролёра, в которой велика вероятность ошибочного объяснения неудач не обстоятельствами, а ленью, некомпетентностью, глупостью подчинённого.

На самом деле статистика гласит, что всего лишь около 30% сбоев в работе объясняются человеческим фактором, а остальные происходят в силу обстоятельств или просчётов со стороны руководителя:

  • недостаток у исполнителя информации, времени, материалов;
  • задание было возложено на сотрудников, не обладающих достаточной квалификацией;
  • начальник не учёл, что он сам обладает правом отдавать распоряжения, а ответственный за работу сотрудник может только уговаривать коллег.

Во избежание подобных ошибок управления были разработаны общие принципы взаимодействия с подчинёнными:

  • управление людьми должно строиться на выявлении их положительных качеств: определяйте сильные стороны ваших сотрудников и соответственно используйте эти знания при распределении обязанностей;
  • не забывайте хвалить личные и профессиональные качества работника, полезные для бизнес-процесса;
  • прежде чем отчитывать сотрудника, обсуждая его личные качества, разберите с ним обстоятельства неудачи: возможно, он сам признает, что в данных условиях мог бы сработать качественнее;
  • прибегайте к компромиссам: при твёрдом управлении и наличии определённых принципов коллектив не будет воспринимать уступки как слабость начальника.

Будьте терпимы к индивидуальным особенностям: кто-то долго вникает в поставленную задачу, кто-то любит поспорить ради уточнения, а не самоутверждения и т. п.

Контролирующая функция руководителя

Контроль — обязательный компонент руководства любого уровня, направленный на повышение эффективности деятельности компании. Грамотный процесс контроля предполагает несколько этапов:

  • установление норм и стандартов выполнения работ;
  • определение круга контрольных показателей, по которым можно объективно оценивать результаты работы отдельных сотрудников, ответственных групп или подразделений;
  • оценка результатов;
  • выявление причин расхождений между заданными и фактическими показателями;
  • принятие управленческих решений на основе полученной информации.

Отсутствие стандартов приводит к размытию границ функционала сотрудника, отсутствию понятия о необходимом уровне качества исполнения. В итоге любые нарекания руководства будут восприниматься работником как придирки, поскольку он выполняет работу без чётких ориентиров, на уровне своего понимания и считает исполнение достаточно эффективным.

Экспертно-инновационные функции собственника бизнеса

Роль эксперта в руководстве тесно связана с функцией выработки стратегии, она представляет собой внедрение различных новшеств на разных уровнях:

  • макроуровень — изменение стандартов, освоение нового оборудования, выпуск новой продукции, внедрение новой программы или стратегии;
  • микроуровень — привлечение новых специалистов, учреждение новых должностей, организация проектов.

Функции руководителя проекта включают в себя работу с такими психологическими факторами, как, например, сопротивление переменам. Это основная проблема, мешающая развитию компании, влиянию которой нередко подвержены даже менеджеры высшего звена. Реформатор должен учитывать и разрабатывать планы борьбы с такими факторами, как:

  • опасения по поводу увеличения объёмов работ;
  • непонимание причин изменений;
  • объективный страх перед чем-то новым;
  • излишняя самоуверенность или императивная манера продвижения новой стратегии у начальников среднего звена.

Лучшей профилактикой сопротивления переменам служит отлаженная и эффективная система обратной связи от линейного персонала к руководителю.

Круг социальных обязанностей

Традиционные школы управления обычно рассматривают обязанности руководителя в качестве организационного и технического функционала, между тем традиции современного рынка наделяют первое лицо рядом представительских и социальных обязанностей.

  1. PR и отношения с потребителями. В деле реализации продукта трудно переоценить роль имиджа, создаваемого компанией, и степень лояльности клиентов по отношению к ней. Работа с потребителем не должна строиться по принципу обороны, когда предприятие работает в основном с претензиями. Успешные предприятия прилагают большие усилия, чтобы покупатель был как можно полнее осведомлён о качествах продукта к моменту предполагаемой покупки, а также изучают особенности спроса на свой продукт в различных регионах, социальных слоях, возрастных группах.
  2. Партнёрские отношения. Большинство серьёзных проектов сегодня осуществляются на основе сотрудничества нескольких участников. Основной принцип партнёрства — это постулат, что сотрудничество эффективнее конкурентной борьбы. Заключая соглашение, компании обязуются проявлять честность, доверие и уважение по отношению друг к другу, а задача руководителя — внушить потенциальным партнёрам уверенность в своей организации и обеспечить соблюдение принятых финансовых, технических и моральных обязательств.
  3. Отношения с органами местной власти. Многочисленные проверки со стороны различных структур являются большой помехой российскому бизнесу, поскольку система проверок выстроена так, чтобы находить нарушения и наказывать за них, а не оказывать методическую или консультативную помощь в их устранении. Представители органов исполнительной власти часто толкуют сомнения в свою пользу, трактуя рекомендательные положения как императивные, исключая из обсуждения «неудобные» нормативные акты и т. д. Задача руководителя — минимизировать последствия визитов контролирующих органов. Если не брать в расчёт противоправный метод взяточничества, то у владельца остаётся два инструмента: наличие в штате юриста соответствующего профиля и работа по обеспечению максимально возможного уровня по исполнению предписаний.

Заключение

Итак, мы рассмотрели, какие функции выполняет руководитель в организации, а в заключение отметим личные качества, которые необходимо развивать каждому менеджеру. Эффективный руководитель обладает достаточной твёрдостью в реализации принятых решений, несмотря на недовольство и возражения персонала. Здесь уместно вспомнить военное правило: вред от ошибочного приказа командира однозначно меньше, чем вред от анархии и брожения умов. При этом «хороший» начальник всегда несёт ответственность за свои действия, подавая пример подчинённым. Грамотный руководитель не стремится к тотальному контролю всех процессов вплоть до мелочей — он умеет делегировать полномочия, освобождая своё время для решения стратегических вопросов. Сегодня выигрывает тот руководитель, который умеет ценить профессионалов и понимает, что стратегический менеджмент рассматривает людей как самый ценный ресурс развития. Таков приблизительный портрет современного руководителя, который стремится обеспечить оптимальный подход к развитию своего бизнеса.

Скачать образец должностной инструкции генерального директора

Кто такой генеральный директор

Руководитель компании является избираемой должностью и назначается общим собранием работников предприятия либо на совете директоров. Рассматривая должностные обязанности генерального директора ООО, отметим, что его полномочия и условия работы обязательно фиксируются в трудовом договоре на определенный срок, на который руководитель избирается. По окончании срока действия договора контракт либо продлевается, либо на эту должность избирается новый руководитель, который вступает в свою должность только после заключения договора.

Менеджер такого уровня отвечает за все принимаемые решения, которые должны направляться на повышение эффективности работы предприятия. Должность очень ответственна из-за того, что обязанности гендиректора совмещают в себе сразу несколько стратегических задач:

  • руководство;
  • организация;
  • планирование;
  • координация;
  • контроль.

Общие требования

На топ-менеджеров не учат ни в одном институте, университете или прочих учебных заведениях. Но при приеме на работу обычно требуется наличие высшего образования в области экономики, юриспруденции или по профилю деятельности организации. Обязательное условие — наличие опыта руководящей работы с требованием к стажу не менее двух лет. Претендент должен:

  • знать законодательство РФ, нормативные и законодательные акты;
  • владеть компьютером и прочими профессиональными программами;
  • разбираться в специфике состояния рынка;
  • уметь составлять бизнес-планы и иметь опыт согласования проектов.

Поскольку должностные обязанности директора предприятия сложны и ответственны, претенденту необходимо обладать определенными личными качествами:

  • лидерство и уверенность в себе;
  • ответственность и стрессоустойчивость;
  • организованность и коммуникабельность;
  • выносливость и умение распределять приоритеты;
  • обладание стратегическим мышлением и целеустремленность.

Подробный перечень того, что входит в основные обязанности директора, излагается в должностной инструкции, которая разрабатывается на предприятии с учетом специфики сферы деятельности (статья 40 ФЗ № 14 от 08.02.1998 «Единоличный исполнительный орган общества», Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ).

Функции

Рабочие функции и обязанности директора сводятся к задачам, которые ставятся непосредственно перед работником:

  • организация эффективного взаимодействия всех подразделений и структур вверенного предприятия и координация их;
  • представление интересов предприятия, заключение договоров и проставление подписи на соответствующих документах;
  • планирование деятельности предприятия для повышения прибыли, совершенствования развития бизнеса, увеличения объемов производства и улучшения качества работы;
  • правильное распределение должностных обязанностей между заместителями и подчиненными, контроль за выполнением работ.

Функциональные обязанности генерального директора в ООО заключаются в руководстве компанией с безусловным соблюдением всех законов РФ в процессе рабочей деятельности.

Права

Чтобы качественно и своевременно выполнять обязанности директора компании, необходим определенный набор возможностей. Руководитель имеет право на:

  • принятие решений в рамках своей компетенции;
  • привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности сотрудников;
  • выдвижение вопросов на общее собрание или совет директоров;
  • увольнение и принятие на работу работников;
  • материальное поощрение сотрудников;
  • представление интересов организации;
  • распоряжение имуществом предприятия в рамках соглашения;
  • оформление и подписание документов в пределах своей компетенции.

Обязанности

В должностной инструкции четко указывается, что входит в обязанности генерального директора ООО, она составляется на основании закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ст. 21, 35, 37, 40, 44, 47), Трудового кодекса РФ (гл. 43) и Гражданского кодекса РФ (ст. 53, 53.1). Сферы деятельности, где требуется топ-менеджер, различны, поэтому совет директоров имеет возможность самостоятельно разработать должностную инструкцию с учетом специфики предприятия и устава компании. Если рассмотреть обязанности директора кратко, то необходимо упомянуть о:

  • действиях в интересах компании и от ее имени;
  • работе по управлению сотрудниками, правильном распределении обязанностей, издании приказов о принятии на работу либо увольнениях;
  • представлении компании в госорганах, судах, налоговых органах;
  • контроле за соблюдением законности во всех сферах деятельности;
  • изучении, разработке и внедрении прогрессивных методов управления компанией и новых технологий.

Ответственность

Если обязанности директора организации выполняются недобросовестно, работник несет административную (по Кодексу РФ об административных правонарушениях), полную материальную (по ст. 277 Трудового кодекса РФ), гражданскую и правовую (по ст. 44 закона № 14-ФЗ, ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ), уголовную ответственность (по Уголовному кодексу РФ) за:

  • надлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей;
  • причинение вреда и нанесение ущерба предприятию;
  • нарушение правил техники безопасности и трудовой дисциплины;
  • разглашение коммерческой и служебной тайны.

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ — физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

В соответствии со ст. 53 ГК РФ Р. о. являются лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуют от его имени гражданские права и обязанности.

ТК РФ закрепил 2 критерия, характеризующих правовое положение Р. о.:

является работником, выполняющим особую трудовую функцию согласно заключенному с ним трудовому договору;

реализует компетенции юридического лица в гражданском обороте, т. е. осуществляет деятельность, которая регулируется нормами не только трудового, но и гражданского права.

Положения гл. 43 ТК РФ распространяются на руководителей всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

Р. о. является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

управление организацией осуществляется по договору с др. организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Права и обязанности Р. о. в области трудовых отношений определяются ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, трудовым договором (ст. 274 ТК РФ).

Трудовой договор с Р. о. заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. Как правило, в трудовых договорах с Р. о. закрепляется принцип единоначалия.

Р. о. имеет право:

самостоятельно решать вопросы, касающиеся деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством к ведению иных органов;

организовывать работу;

действовать без доверенности от имени организации;

представлять интересы организации на территории РФ и за ее пределами;

распоряжаться имуществом организации;

заключать договоры, в т. ч. трудовые;

выдавать доверенности;

совершать иные юридические действия;

открывать в банках расчетные и др. счета;

утверждать штатное расписание и иные локальные акты.

Р. о. делегирует часть своих прав заместителям, издает приказы, выносит дисциплинарные взыскания, утверждает положения о представительствах и филиалах и т. д. В трудовой договор с Р. о. могут быть включены и др. полномочия и обязанности, основанные на учредительных документах и соответствующие трудовому законодательству. Р. о. может занимать оплачиваемые должности в др. организациях (работать по совместительству) только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Р. о. не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации (ст. 276 ТК РФ).

Трудовой договор с Р. о. может быть расторгнут по следующим основаниям:

в связи с отстранением от должности Р. о. в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо лицом (органом), уполномоченным собственником, решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством РФ;

по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 279 ТК РФ).

Р. о. имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за 1 месяц (ст. 280 ТК РФ).

Приказ о распределении обязанностей между руководством в организации – важный элемент документооборота, закрепляющий распределение ответственности заместителей руководителя, иных работников АУП.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о распределении обязанностей между руководством .docСкачать образец приказа о распределении обязанностей между руководством .doc

Распределение труда АУП

Распределяющий обязанности руководства документ — конечный этап работы по оптимизации труда в управленческой структуре.

На начальной стадии такой работы пересматриваются, а при их отсутствии — разрабатываются и утверждаются должностные инструкции руководителей организации. Единой нормативной базы по написанию подобных документов в России нет. С одной стороны, это позволяет учесть специфику работы объекта руководства, а с другой – усложняет процесс написания, при фактическом отсутствии инструкционного, рекомендательного материала. Единственный документ, на который обычно опирается руководитель при разработке инструкций для подчиняющихся ему управленцев, – Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД).

Используются методики современных специалистов по управлению кадрами, учитываются базовые цели руководства структурными подразделениями. Определяющее значение имеют личностные особенности управленца. Они выявляются с помощью:

  • индивидуальных собеседований;
  • наблюдений;
  • собранного фактического материала о стиле руководства и результатах работы.

Кстати говоря! Делегирование ответственности, как правило, осуществляется по двум моделям, условно называемым «елочка» и «матрешка». В первом случае высший руководитель использует лишь часть прав и полномочий заместителя, а во втором имеет место множественное подчинение и полное поглощение прав руководителя низшего ранга. Выбранная модель берется за основу ЛНА.

В должностной инструкции рекомендуется разделять ответственность руководителя и вмененные в обязанность ему управленческие действия.

Грамотное распределение ответственности между руководителями невозможно без локального НА – Положения о подразделениях. В этом документе прописываются цели, задачи, объем выполняемых функций подразделения, ответственность и ФИО ответственных лиц. Четкое распределение управленческих задач и ответственности на практике позволяет избежать накладок, дублирования. Итогом проведенной работы является приказ о распределении обязанностей между руководителями.

Приказ и особенности документооборота

Отсутствие единой нормативной базы приводит к необходимости разрабатывать приказы о распределении обязанностей самостоятельно. Обычно такой документ содержит:

  • перечень исключительных прав высшего руководства;
  • полномочия заместителей, с указанием на право подписи тех или иных документов;
  • структурные подразделения, которыми руководят заместители, иные, подчиненные высшему руководству, управленцы;
  • порядок временного исполнения обязанностей руководителя в период его отсутствия.

Временное исполнение может быть прописано в тексте приказа либо в приложении к нему. Если указанный пункт в первоначальном приказе и приложениях к нему отсутствует, издается отдельный приказ всякий раз при уходе руководителя в отпуск, отсутствии по причине болезни, отъезде в командировку. Одним из важных элементов такого временного делегирования обязанностей является право подписи.

Как временное, так и постоянное распределение обязанностей, отраженное в приказе, должно быть доведено до сведения ответственных работников. В подтверждение того что с приказом они ознакомлены, руководители ставят личные подписи под документом.

Образец приказа

В качестве примера приведем образец приказа о распределении обязанностей между руководителями коммерческой фирмы.

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»
(ООО «Ромашка»)

ПРИКАЗ №89

«18» июля 2019 года г. Москва

О распределении обязанностей между руководителями

В целях совершенствования работы ООО «Ромашка», рациональной организации труда в структурных подразделениях и повышения его эффективности
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить следующее распределение обязанностей:

Директор Оленев И.К. – общее непосредственное руководство деятельностью Общества, контроль исполнения задач, контроль работы заместителей.

Заместитель директора по коммерческим вопросам Петровский А.А. – заключение договоров, работа с контрагентами, контроль работы коммерческого отдела. На время отсутствия директора имеет право подписи за директора и принятия управленческих решений в интересах Общества.

Руководитель кадровой службы Кременчук Н.С. – принятие кадровых решений, касающихся численности и штатной структуры, издание приказов о приеме, увольнении, переводе, перемещении, дисциплинарных взысканиях и поощрениях, контроль работы кадровой службы.

Руководитель финансово-юридической службы Васильева С.А. – контроль показателей экономической деятельности, долгосрочное и краткосрочное планирование, разработка договоров и контроль их исполнения, контроль работы финансово-юридической службы.

2. Руководителям АУП разработать управленческую документацию, регламентирующую работу подразделений в срок до 18.08.19 г.
3. Приказ вступает в силу с момента подписания. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Директор Оленев И.К. (подпись)

С приказом ознакомлены:

Петровский А.А. (подпись)
Кременчук Н.С. (подпись)
Васильева С.А. (подпись)

Если требуется детальная разработка прав и обязанностей каждого руководителя или речь идет о крупной фирме, с разветвленной структурой руководства, сведения могут фиксироваться в отдельном приложении к приказу. В тексте приказа указывается: «Утвердить распределение обязанностей между руководителями согласно Приложению №…»

Тезисно

  1. Приказ о распределении обязанностей между руководителями издается после разработки и принятия должностных управленческих инструкций, Положения о подразделениях, при необходимости – иных ЛНА.
  2. Приказ отражает специфику работы организации, ее структурных подразделений и руководства.
  3. Полномочия руководителей прописываются в тексте приказ, либо в приложениях к нему.
  4. Руководители, упомянутые в приказе, должны быть с ним ознакомлены под подпись.
  5. Контроль исполнения приказа, как правило, берет на себя руководитель организации.

Проведение служебных совещаний. Служебные совещания – ответственный вид работы руководителя и важный фактор организации деятельности всего органа управления. Совещания необходимы для ускорения процесса принятия решений и повышения их обоснованности. Они являются также эффективной формой обмена информацией и опытом работы. Однако, служебные совещания – это трудоёмкое мероприятие, требующее тщательной подготовки, и проводиться должно лишь в тех случаях, когда есть соответствующая необходимость.

При подготовке совещания руководителю с привлечением помощников из числа подчиненных необходимо: заранее определить и четко сформулировать повестку дня; ограничить круг участников совещания теми работниками, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам; заблаговременно ознакомить всех участников с повесткой дня, временем и местом проведения совещания и со всеми материалами, имеющими отношение к обсуждаемым вопросам; предварительно попросить либо всех участников совещания, либо кого-то персонально быть готовым высказать свое мнение или ответить на те или иные вопросы; обеспечить подготовку помещения и оргтехники.

Руководитель открывает совещание кратким вступительным словом, в котором четко формирует его цель, предлагает регламент выступлений, определяет общую продолжительность совещания и предоставляет слово выступающим. Он следит за строгим соблюдением регламента работы и дает определенное направление обмену мнениями по обсуждаемым вопросам. В заключение совещания руководителю необходимо обязательно подвести его итоги и конкретизировать результаты.

Публичные выступления. В работе руководителя важное место занимают публичные выступления в различных ситуациях: на совещаниях, собраниях, митингах, брифингах, презентациях, пресс-конференциях. Поэтому руководителю необходимо овладевать основами ораторского искусства.

В работе над речью надо уделять внимание таким моментам: выбор темы, определение цели выступления, составление конспекта и плана, обработка выступления, работа над языком речи, вспомогательные материалы, манеры, жесты, голос, методы контроля за реакцией аудитории.

Приёмы посетителей и беседы. Значительную часть личных контактов с подчиненными руководитель осуществляет в ходе служебных приёмов, которые проходят в форме бесед. Эти приёмы можно подразделить на два вида: осуществляемые по инициативе (вызову) руководителя и по инициативе (просьбе) подчиненных.

Для рационализации организации приема посетителей руководителю необходимо, во-первых, установить определённый перечень служебных вопросов и категорий работников, которых принимает непосредственно он сам, во-вторых, чётко определить время приёма по неотложным вопросам.

Приём подчиненных по личным вопросам следует осуществлять в строго определенные и заранее объявленные для этого дни и часы.

Делегирование полномочий. Объём и разнообразие видов деятельности руководителя возрастают по мере роста масштабов возглавляемого коллектива. В результате возникает объективная необходимость разделения труда руководителя и делегирования части его полномочий подчинённым. Возможны два варианта такого делегирования: отдельные вопросы или направления руководящей деятельности передаются заместителям; рутинные виды работы перекладываются на подчиненных.

В случае разделения полномочий с заместителем за руководителем сохраняется принятие стратегических решений и общий контроль за состоянием дел по вопросам, делегированным заместителю, который осуществляет решение текущих вопросов и конкретное оперативное руководство на определённом ему направлении.

Организация личной работы руководителя, как правило, требует взаимодействия с помощником или секретарем, которому можно делегировать не только выполнение рутинных работ, но и принятие решений программируемого характера, что избавляет руководителя от перегрузки ради рассмотрения второстепенных вопросов. Секретарь – это, прежде всего доверенное лицо, функции которого как по содержанию, так и по сложности весьма разнообразны. Секретарю надлежит хорошо знать сферу деятельности руководителя, важнейшие задачи и цели, намеченные на определенный период времени. Начальник должен держать своего секретаря в курсе всех дел и по возможности приглашать его на все практические мероприятия, где будет идти речь о содержании работы начальника.

Приёмы личной работы. В целях повышения эффективности индивидуальной работы руководителю полезно овладеть прогрессивными приемами выполнения отдельных операций и процедур. В первую очередь это относится к овладению приемами эффективного чтения (скорочтения). Чтение и анализ документов, наложение резолюций, подписание документов требуют от руководителя владения определенными навыками. Такие же навыки необходимы и для деловых разговоров по телефону.

Эффективность личного труда руководителя в значительной степени зависит и от использования современных средств оргтехники. Поэтому рабочее место руководителя должно быть обеспечено всеми необходимыми материально-техническими средствами, а сам руководитель должен в совершенстве владеть навыками использования этих средств.

Искусство расслабления (релаксация).В связи с ненормированным характером труда руководителя, как правило, наблюдается феномен совмещения свободного времени с решением служебных вопросов и обдумыванием служебных проблем. Поэтому важную роль в жизни руководителя играет научная организация труда не только в служебное время, но и рациональная организация и использование свободного времени. Различные увлечения, занятия физкультурой и спортом, работа со средствами массовой информации обеспечивают гармонизацию образа жизни руководителя и компенсацию стрессовых перегрузок, которые обычно характерны для труда руководителя. Всё это в совокупности должно обеспечить эффективную рекреацию (восстановление работоспособности) руководителя.

К особенностям не только организации труда, но и всего образа жизни следует отнести поведение тех руководителей, которые в силу своего положения вынуждены постоянно взаимодействовать с персональной охраной, что требует от них соблюдения соответствующих норм и правил.

Лекция 20. Специфика управления в системе государственной службы

ГОСУДАРСТВО — способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — государственный механизм, государственный аппарат.

В конституционном праве под понятием государства подразумеваются все официальные властные органы власти (правительство, парламент, суды), действующие в масштабе страны или территориально-политической единицы с местными представителями властных органов.

Сущность госуправления подразумевает ряд конкретных действий, которые необходимы для достижения определенных целей с исполь­зованием всех ресурсов: материальных, фи­нансовых, информационных, кадровых и других механизмов воздействия на объект со стороны управляющего субъекта. Госуправление яв­ляется разновидностью социального управления обществом для упорядочения возникающих от­ношений. Природа госуправления основывается на исполнительно-распорядительной и подза­конной деятельности, которая осуществляется во всех сферах: социально-культурной, внешней и внутренней экономической, административ­но-политической и др.

Государственное управление понимается как совокупность определенных мероприятий, проводимых с целью руководства и контроля объектов. Для руководства используются все необходимые ресурсы: материальные, финансо­вые, кадровые, информационные и др. Методо­логия государственного управления определяет­ся с помощью различных методов, механизмов и средств. Методы государственного управления представляют собой способы, которые необхо­димы для осуществления функций государствен­ного управления.

Функции государства делятся на внутрен­ние и внешние.Функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, которая осуществляется на основании закона или иного правового акта органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.

Функции исполнительной власти являются относительно самостоятельными и универсальными. Существуют различные подходы относительно их классификации. Их делят на политические и технические функции, или функции общего управления и специализированные функции, функции осуществления суверенитета (внешнего и внутреннего), экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.

Общие функции государственного управления — прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль.Они оказывают объективно необходимое влияние на определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической, социально-культурной и иных сферах.Эти функции являются основными, присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются.

Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта или объекта управления. К основным специальным функциям государственного управления, которые осуществляются на высшем уровне высшим органом в системе органов исполнительной власти, относятся:

обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности, осуществление внутренней и внешней политики государства;

разработка проекта Закона о Государственном бюджете и обеспечение его выполнения;

разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства и др.

Государственный аппарат представляет со­бой совокупность должностных лиц, государ­ственных органов и организаций, являющихся субъектами государственной власти и выполняю­щих функции государства.

Структура государственного аппарата включает в себя:

1) государственные органы, взаимодействующие между собой в процессе осуществления своих функций. Они наделены государственно-власт­ными полномочиями, средствами, ресурсами, возможностями принятия решений. К государ­ственным органам относят парламент, пре­зидента, министерства, ведомства, комитеты и администрации разного уровня;

2) государственные организации, которые вы­полняют охранные функции государства: службы государственной безопасности, во­оруженные силы, отделы внутренних дел и т.д. Государственные организации не обладают властными полномочиями, они занимаются практическим выполнением функций государства во всех сферах: научной, культурной, социальной и др.;

3) государственные предприятия, которые не обладают властными полномочиями, а зани­маются хозяйственно-экономической дея­тельностью: организовывают и контролируют производственную деятельность с целью удов­летворения потребностей населения государ­ства;

4) выборные государственные лица и государственные служащие — должностные лица, выполняющие полномочия государ­ственного органа (министры, депутаты, пре­зидент). Также к государственным служащим относятся должностные лица, обеспечиваю­щие работу вышеназванных должностных лиц (советники, консультанты). Должностные лица, обеспечивающие поддержку лицам, выполняющим полномочия государственно­го аппарата (специалисты, референты, др.).

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы.

Персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Законодательством о гражданской службе предусмотрены некоторые особые:

· ограничения, связанные с гражданской службой;

· запреты, связанные с гражданской службой;

· требования к служебному поведению гражданского служащего;

· правила урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;

· требования представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

· государственные гарантии на гражданской службе.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *