Оэср: что это?

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) – международное экономическое объединение развитых стран. Считается, что страны, входящие в ОЭСР, производят около 60% мирового ВВП.

ОЭСР была создана в 1947 году в рамках реализации плана Маршалла по восстановлению Европы после Второй мировой войны. Первоначальное название организации – Организация европейского экономического сотрудничества. Однако уже в 1960-е годы состав участников значительно расширился и вышел за рамки

Европейского региона. Новое название, которое лучше отражало географию стран, входящих в ОЭСР, организация получила в 1961 году.

На сегодняшний день членами ОЭСР являются 34 государства, в том числе наиболее развитые США, Австралия, Канада, почти вся Западная Европа – Великобритания, Франция, Германия и т. д., некоторые бывшие социалистические страны, такие как Польша, Венгрия, Словения, а также одна страна из бывшего СССР – Эстония. На правах отдельного участника в состав ОЭСР входит Европейская комиссия как высший орган исполнительной власти Европейского союза.

В 1996 году заявку о вступлении в ОЭСР подали Россия, Латвия и Литва, но им было отказано.

В настоящее время о возможном вступлении нашей страны в эту организацию ведутся переговоры, также как и о присоединении к союзу других крупнейших развивающихся стран – Бразилии, Китая, Индии, Индонезии и Южно-Африканской Республики.

Своей миссией ОЭСР считает содействие политике, способствующей повышению экономического и социального благополучия людей во всем мире. При этом организация отстаивает принципы свободной рыночной экономики и представительной демократии.

Современная структура ОЭСР выглядит следующим образом. Высшим органом организации, принимающим решения, является совет, в который входят по одному представителю от каждой страны плюс один человек от Евросоюза.

Для подготовки решений и их дальнейшей реализации в ОЭСР действует в общей сложности около 250 комитетов, рабочих и экспертных групп. В их составе около 40 тыс. должностных лиц из правительств, администраций стран-участниц. Кроме того, для поддержки взаимосвязи между представителями постоянно действует секретариат, в котором более 2,5 тыс. сотрудников, работающих на постоянной основе.

В рамках своей деятельности ОЭСР собирает информацию об экономической ситуации не только в странах-участницах, но и во всем мире, проводит дискуссии, принимает решения и дает рекомендации в области экономики и политики. Кроме того, ОЭСР периодически публикует свои прогнозы по краткосрочному и среднесрочному развитию.

Как и ФАТФ, ОЭСР ведет черные списки неблагоприятных стран, но составляются они по принципу соблюдения государствами налоговых, а не «антиотмывочных» стандартов.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объединяет 30 наиболее развитых стран мира. Главным направлением деятельности организации является анализ их социально-экономического развития и выработка рекомендаций по повышению его устойчивости.

До последнего времени ОЭСР являлась своего рода «закрытым клубом» ограниченного числа участников. Однако, учитывая просьбы со стороны целого ряда стран, в июне 1993 года Совет ОЭСР принял принципиальное решение о развитии взаимодействия с заинтересованными государствами. Перед ними была открыта и возможность вступления в организацию при выполнении ряда условий, прежде всего, перехода к рыночной экономике и ее либерализации.

Данное решение создало предпосылки для начала переговорного процесса по подготовке Декларации о сотрудничестве России с ОЭСР, которая была подписана 8 июня 1994 года в ходе очередной сессии Совета Организации.

Подписание декларации, одновременно с которой было заключено Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации, стало базой для развития отношений между Россией и организацией, а также предоставило возможность освоения в интересах российских экономических преобразований богатого опыта ОЭСР в вопросах регулирования экономики, финансовой, денежно-кредитной, социальной политики, а также ряда других сфер.

В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ОЭСР. О стремлении России вступить в ОЭСР было впервые заявлено в июне 1995 года в рамках встречи лидеров стран «семерки» и России в Галифаксе. В мае 1996 года Россия представила заявку на вступление в ОЭСР. В декабре того же года Совет ОЭСР провозгласил вступление России в ОЭСР «целью, разделяемой организацией».

Решением Совета ОЭСР от 13 марта 2014 года процесс присоединения России к данной организации приостановлен.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №409-р от 20 марта 2014 года Минкомсвязь России является головным ведомством по взаимодействию с Комитетом ОЭСР по политике в области цифровой экономики (далее — комитет).

Работа по взаимодействию с комитетом и его рабочих групп организовывается в соответствии с задачами и подходами, излагаемыми в ежегодных Планах работы по взаимодействию России с ОЭСР, утверждаемыми Председателем Правительства Российской Федерации.

В рамках деятельности в ОЭСР Минкомсвязь России участвует в подготовке экспертных заключений по материалам ключевых пунктов повесток дня Комитета, в выработке позиции Российской Федерации по проектам Рекомендации Совета ОЭСР, изучение опыта и рекомендаций ОЭСР с целью выработки возможных предложений по гармонизации российского законодательства в установленной сфере ведения министерства.

Минкомсвязь России готовит ответы на вопросники ОЭСР с целью отражения в обзорах ОЭСР актуальной информации о политике России по нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети «Интернет»), обработки персональных данных, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Многие международные организации занимаются разработкой стандартов ответственного ведения бизнеса (далее – ОВБ). В разное время ОЭСР, ООН, МОТ, ИСО и другие организации создавали набор принципов, стандартов, которым должны были соответствовать компании при осуществлении своей деятельности. Одной из первых организаций, которая сформировала стандарты ОВБ, стала ОЭСР.

Стандарты ОВБ для компаний рассматриваются ОЭСР в качестве инструмента для улучшения инвестиционного климата в стране и, по своей сути, они представляют собой компиляцию всех наработок международных организаций и многосторонних секторальных инициатив бизнеса, направленных на соблюдение законодательства страны в области защиты прав человека и экологии, уплаты налогов, обеспечения надлежащих условий для трудящихся, поддержания условий справедливой конкуренции, борьбы с коррупцией, распространения достижений в науке и технике
и транспарентности ведения бизнеса. Для реализации таких стандартов ОЭСР рекомендует внедрять на предприятиях систему управления рисками от хозяйственной деятельности компании в вышеуказанных сферах.

В ОЭСР инициирована работа по ограничению доступа к государственным закупкам, экспортному кредитованию с государственной поддержкой для тех компаний, которые не внедрили стандарты ОВБ. ОЭСР рекомендует положения о соблюдении стандартов ОВБ включать в региональные торговые и инвестиционные соглашения. В 2018 году Лондонская биржа цветных металлов приняла правила, согласно которым компании без внедрения стандартов ОВБ не допускаются до торгов. Российские компании, не соблюдающие стандарты ОВБ, через свои зарубежные представительства могут стать объектом досудебного урегулирования споров в НКЦ любой из 47 стран, подписавшей Декларацию.

Многие страны устанавливают требование о соответствии компаний стандартам ОВБ в качестве обязательного при доступе к государственным закупкам; поддержке экспорта; управления госпредприятиями; и т.д., что делает стандарты барьером для сотрудничества с российскими компаниями. Во Франции, например, законодательно закреплено требование к компаниям соответствовать стандартам ОВБ.

Некоторые страны формируют план действий по имплементации стандартов ОВБ в работу компаний. В 2016 г. в США был принят первый национальный план по внедрению стандартов ответственного ведения бизнеса. В рамках плана предусматривается развитие международного сотрудничества (подписание совместных меморандумов со странами о приверженности стандартам ответственного ведения бизнеса, продвижение данной повестки в международных организациях и торговых соглашениях и др.), внесение изменений в национальное законодательство. Так, например, в соответствии с планом вводится запрет на ввоз товаров, которые были произведены с использованием принудительного труда.

Внедрение стандартов ОВБ становится необходимым элементом благоприятного международного инвестиционного климата. Кроме того, внедрение стандартов ОВБ в работу компаний необходимо для их встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Система ОВБ с участием правительства наиболее полно реализована в Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям с секторальными руководствами для добывающей промышленности, с/х, текстиля и обуви. Почти аналогичная инициатива для бизнеса реализуется в ООН в соответствии с Глобальным договором (без участия правительств). В настоящее время реализуется более 10 узкосекторальных инициатив бизнеса по химии, углю и пр.

По итогам проведенных Минэкономразвития России на площадке РСПП консультаций с деловыми кругами можно сделать вывод о том, что работа по внедрению стандартов ОВБ, разработанных в рамках Глобального договора ООН, проводится экспортно-ориентированными компаниями, в первую очередь относящимися к добывающей отрасли промышленности. Бизнес, чья сфера деятельности сосредоточена на внутреннем рынке, относит такие стандарты к избыточным административным барьерам.

Внедрение стандартов ОВБ в деятельность российских компаний представляется необходимым условием для сохранения российского экспорта и включения российских производителей в глобальные цепочки добавленной стоимости. В этих целях Минэкономразвития России совместно с деловыми кругами продолжит работу, направленную на внедрение стандартов ОВБ в практику их деятельности.

Задача о подготовке российских компаний к новым требованиям международной торговли и повышении их международной конкурентоспособности за счет внедрения на предприятиях системы управления рисками включена в План работы по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с ОЭСР на 2019-2020 годы (утвержден протоколом заседания подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 5 февраля 2019 г. № 1).

Презентация «Стандарты ответственного введения бизнеса ОЭСР»

RBC-for-Institutional-Investors-rus_OTR (Ответственное ведение бизнеса для институциональных инвесторов)

Guidance for Agriculture (Руководство ОЭСР-ФАО для ответственных сельскохозяйственных цепочек поставок)

RBC-for -financial-sector (Область действия и применение «деловых отношений» в финансовом секторе в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР для многонациональных предприятий)

RBC- for-Large-Sporting-Events (Предотвращение коррупции и продвижение ответственного делового поведения при организации спортивных мероприятий)

RBC and child labour 2018 (Практические меры для выявления и противодействия худшим формам эксплуатации детского труда в рамках цепочек поставок полезных ископаемых)

RBC-for-Garment-Footwear (Руководство ОЭСР по проведению юридической оценки для ответственных цепочек поставок в секторе одежды и обуви)

Guidance for Extractive Sector (Руководство ОЭСР по комплексной оценке для эффективного взаимодействия с заинтересованными сторонами в добывающем секторе)

RBC-Matters (Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий)

MNE Guidelines Russian (Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий

Организация экономического сотрудничества и развития, созданная в 1961 г., является преемницей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), которая изначально занималась вопросами координации оказания помощи европейским странам, пострадавшим в результате Второй Мировой Войны, со стороны США и Канады.

Цели ОЭСР зафиксированы в первой статье Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной 14 декабря 1960 г. Их суть сводится к проведению скоординированной политики, направленной, прежде всего, на обеспечение высокого и устойчивого экономического роста и, как следствие, повышение жизненного уровня стран-членов. Кроме того, ОЭСР в качестве приоритетных направлений своей деятельности определила продвижение разумных и апробированных экономических теорий в странах-членах Организации и в странах, не входящих в ОЭСР, но идущих по пути экономического развития, а также развитие международной торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

В упрощенном виде цели деятельности ОЭСР могут быть сформулированы следующим образом: аккумулировать, анализировать, апробировать и распространять новации и положительный опыт решения социально-экономических проблем разными странами.

В рамках ОЭСР осуществляется регулирование важнейших практических вопросов экономических обменов, определяются перспективы социально-экономического развития крупнейших стран мира, а также разрабатываются теоретические подходы к решению новых мировых экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.

В настоящее время приоритеты ОЭСР сконцентрированы на реализации масштабных горизонтальных инициатив, в работу по которым вовлечены сразу несколько Директоратов ОЭСР.

Среди них стоит отметить такие инициативы ОЭСР, как:

  • «Стратегия зеленого роста» (Инициатива реализуется с 2009 года и открыта для всех стран. Стратегия зеленого роста строится на укрепляющих друг друга аспектах экономической и экологической политики. В ней учитывается вся ценность природного капитала как фактора производства и его роль в экономическом развитии, а также делается упор на рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду, с тем чтобы повлиять на переход к новым схемам экономического роста, не переступающим через критические местные, региональные и глобальные экологические пороги возможностей).
  • «Better Life Initiative» (Реализуется с 2011 года, и к настоящему времени ее участницами являются все страны — члены ОЭСР, а также Россия, ЮАР и Бразилия. Данная инициатива является альтернативой к стандартному подходу измерения благополучия жизни человека, основанному на показателе ВВП на душу населения, который, по мнению организации, не всегда свидетельствует о «здоровом состоянии» экономики или высоком качестве жизни людей).
  • «Going Digital» (Реализуется с 2016 года. Цель проекта – помочь государственным деятелям лучше понять происходящую сегодня «цифровую перестройку» и разработать инструменты для создания такой политической среды, которая дала бы экономике и обществу возможность процветать в мире, с каждым днем все в большей мере управляемом цифровыми и информационными технологиями).
  • «NAEC» (Новые подходы к экономическим проблемам (New Approaches to Economic Challenges) — это комплексный проект, охватывающий деятельность всех структурных подразделений ОЭСР, который направлен на выработку нового подхода к изучению экономического роста. Его реализация также дает толчок и ускоряет критическое исследование аналитических структур ОЭСР, а также обновление и укрепление ее политических средств и инструментов.) и др.

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что ОЭСР является уникальным межгосударственным инновационным центром, способствующим внедрению передовых социально-экономических идей и исследующим эффективность функционирования различных секторов социально-экономического комплекса, причем о широте и разнообразии сфер интересов и приложения сил организации свидетельствует состав директоратов ОЭСР.

Россия не является членом ОЭСР, однако в условиях временной приостановки процесса присоединения России к ОЭСР взаимодействие с этой организацией продолжается на экспертном уровне. Россия является участником 26 рабочих органов ОЭСР. Обеспечение взаимодействия и субстантивного участия российских делегаций осуществляется Минэкономразвития России совместно с заинтересованными ведомствами и экспертным сообществом. Выработка позиции по ключевым вопросам сотрудничества осуществляется на площадке Рабочей группы по вопросам взаимодействия с ОЭСР при подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации в рамках подготовки к заседаниям рабочих органов ОЭСР активно привлекается экспертное сообщество – РАНХиГС, НИУ ВШЭ, ВАВТ и другие профильные научно-исследовательские учреждения.

В рамках ежегодных планов работы с ОЭСР федеральным органам исполнительной власти ставятся конкретные задачи по использованию лучших международных подходов и практик при совершенствовании российского института государственного управления, а также по обеспечению учета российских интересов при выработке международных правил регулирования.

На сегодняшний день 36 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой являются членами ОЭСР. Активные партнерские отношение ОЭСР поддерживает более чем с 70 странами, не являющимися членами Организации, из которых 24 страны регулярно участвуют в деятельности различных Комитетов ОЭСР в качестве наблюдателей. На долю стран-членов ОЭСР приходится:

  • 17,7% населения Земного шара
  • Более 60% мирового ВВП.

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

страны-члены

дата вступления

Австралия

7 июня 1971 г.

Канада

10 апреля 1961 г.

Словения

21 июля 2010 г.

Австрия

29 сентября 1961 г.

Корея

12 декабря 1996 г.

США

12 апреля 1961 г.

Бельгия

13 сентября 1961 г.

Латвия

1 июля 2016 г.

Турция

2 августа 1961 г.

Великобритания

12 апреля 1961 г.

Литва

30 мая 2018 г.

Финляндия

28 января 1969 г.

Венгрия

7 мая 1996 г.

Люксембург

7 декабря 1961 г.

Франция

7 августа 1961 г.

Германия

27 сентября 1961 г.

Италия

29 марта 1962 г.

Чехия

21 декабря 1995 г.

Греция

27 сентября 1961 г.

Мексика

18 мая 1994 г.

Чили

7 мая 2010 г.

Дания

30 мая 1961 г.

Нидерланды

13 ноября 1961 г.

Швейцария

28 сентября 1961 г.

Израиль

7 сентября 2010 г.

Новая Зеландия

29 мая 1973 г.

Швеция

28 сентября 1961 г.

Ирландия

5 июня 1961 г.

Норвегия

4 июля 1961 г.

Эстония

9 декабря 2010 г.

Исландия

5 июня 1961 г.

Польша

22 ноября 1996 г.

Япония

28 апреля 1964 г.

Испания

3 августа 1961 г.

Португалия

4 августа 1961 г.

Италия

29 марта 1962 г.

Словакия

14 декабря 2000 г.

Созданная в начале 1960-х, в начале XXI века ОЭСР столкнулась с необходимостью проведения глубокой внутренней реформы в целях адаптации к новым реалиям и условиям набирающей темпы глобализации. В связи с этим в ОЭСР развернулась широкая дискуссия о том, какой в будущем может стать ее миссия и роль в условиях новых вызовов и угроз, в частности возник вопрос о расширении ОЭСР. В результате дискуссий в 2004 была разработанаСтратегия расширения ОЭСР(Outreach Strategy). В рамках стратегии расширения специальной группой экспертов ОЭСР под руководством японского посла Сейчиро Нобору были сформулированы несколько критериев, на основании которых производится отбор потенциальных членов на вступление в ОЭСР — так называемые «критерии Нобору», к числу которых относятся:

  • Общность подходов (Like-mindedness)
  • Значимость на международной арене (Significant player)
  • Взаимовыгодность (Mutual benefit)
  • Глобальность (Global considerations)

В соответствии с решением принятым Советом ОЭСР 16 мая 2007 г., определены две основных «волны расширения»:

o В «первую волну» вошли пять стран — Россия, Чили, Эстония, Израиль и Словения — которые получили приглашение к началу переговорного процесса о вступлении (на сегодняшний день только Россия не присоединилась к Организации);

o Во «вторую волну» вошли пять стран – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия и ЮАР – с которыми ОЭСР будет расширять сотрудничество с учетом их возможного будущего членства в Организации.

Страны-члены ОЭСР и страны, входящие в Стратегию расширения и глобального партнерства

Члены ОЭСР

Страны «первой волны» расширения

Страны «второй волны» расширения

Стратегия «глобального партнерства» ОЭСР

Стратегия расширения ОЭСР (Outreach Strategy) шире, чем отношения со странами-не-членами, и в настоящее время наметился переход от понятия «расширение» (outreach) к понятиям «глобальное взаимодействие» (global relations), «глобальное партнерство» (global partnership), «расширенное участие» (enhanced engagement) . Понятие глобального взаимодействия позволяет учесть два основных измерения расширения – расширение на основе сотрудничества со странами-не-членами (reaching-in) и расширение через сотрудничество с другими международными организациями и негосударственными акторами (reaching-out). Это также придает глобальный характер деятельности ОЭСР и формирует основы для международного сотрудничества, основанного на принципах многоуровневого взаимодействия и «открытой координации». Частью стратегии «глобального партнерства» является Хайлигендаммско-Аквильский процесс.

Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП)

На саммите «Группы восьми» в июне 2007 года в немецком Хайлигендамме было принято решение, что под эгидой ОЭСР будет организован диалог между «Группой восьми» и крупнейшими развивающимися странами, входящими в так называемую «O5» (Outreach five), — Китаем, Индией, Мексикой, Бразилией, Южной Африкой. Эта инициатива получила название Хайлигендаммский процесс. Хайлигендаммский процесс охватывает четыре основных направления сотрудничества:

o Содействие трансграничным инвестициям для взаимной выгоды, включая поощрение ответственного поведения бизнеса;

o Содействие исследованиям и инновациям, включая сотрудничество в области защиты прав интеллектуальной собственности;

o Энергетика, при этом особое внимание уделяется энергоэффективности;

o Содействие развитию, прежде всего в Африке.

Эта новая роль ОЭСР закономерна, учитывая успешный опыт многолетней деятельности ОЭСР по содействию развитию, а также идущий в настоящее время процесс расширения Организации.

На саммите «Группы восьми» в июле 2009 года в итальянском городе Аквила партнеры согласились продолжить диалог под названием Хайлигендаммско-Аквильский процесс (ХАП), итоги которого будут представлены на саммите «большой восьмерки» во Франции в 2011г. Соответствующее решение закреплено в совместном заявлении участников саммита (Joint Declaration: Promoting the Global Agenda).
Возможные темы для продолжения диалога:

o Свобода взаимовыгодных инвестиций;

o Роль инноваций и технологий в процессе устойчивого социально-экономического развития;

o Стратегические подходы к вопросам развития и его социальное измерение;

o Помощь наиболее уязвимым государствам;

o Продовольственная безопасность и реформа соответствующих международных организаций;

o Энергетика;

o Другие возможные вопросы в соответствии с решениями Руководящего комитета. Интерес к некоторым вопросам уже был обозначен.

Данный процесс является политическим диалогом, целью которого заявлено укрепление взаимопонимания между странами в сферах, представляющих общий интерес. Среди них в документе названы свобода взаимовыгодных инвестиций, развитие инноваций, социальные вопросы, помощь наиболее уязвимым государствам, продовольственная безопасность и энергетика.

Сопредседателями руководства комитета ХАП является одна из стран от «Группы восьми» и одна из стран от «Группы пяти». Заседания комитета проходят поочередно в стране, входящей в «восьмерку» или в «пятерку».

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *