Основания для отзыва депутата местного самоуправления

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления — это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Значимые правовые позиции по вопросу отзыва выборных лиц местного самоуправления были высказаны Конституционным Судом Российской Федерации. Так, очень важным является сформулированное Конституционным Судом положение о недопустимости введения облегченной процедуры отзыва. Конституционным Судом затрагиваются и весьма важные вопросы, связанные с основаниями отзыва. В силу особенностей местного самоуправления как публичной власти, наиболее тесно связанной с населением, которыми предопределяется роль отзыва в механизме местного самоуправления, то или иное решение либо действие (бездействие) выборного должностного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения и является согласно уставу муниципального образования основанием для отзыва, может стать известным избирателям без его предварительного юрисдикционного подтверждения. Тем большее значение при отзыве приобретает судебная защита, предполагающая, в частности, возможность установления судом по инициативе отзываемого лица или другого надлежащего заявителя, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица не имело места или что от его воли не зависело наступление тех последствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему доверия, и потому дальнейшее осуществление процедуры отзыва исключается.

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

На основании ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. В ч. 3 ст. 45 дополнительно предусматривается, что основание отзыва выборного лица может быть нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.

В ч. 7.2 ст. 19 Федерального закона № 184-ФЗ указываются следующие основания отзыва выборного должностного лица:

  • – нарушение высшим должностным лицом субъекта РФ законодательства РФ и (или) законодательства субъекта РФ, факт совершения которого установлен соответствующим судом;
  • – неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей, установленное соответствующим судом.

Основания отзыва неоднократно исследовались судами разной юрисдикции, в том числе Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ. По мнению судов:

  • – основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п.;
  • – недопустима субъективная оценка деятельности отзываемого лица, общая негативная оценка деятельности должностного лица без ее обоснования подлежащими проверке фактами;
  • – недопустимо применение отзыва вне связи с конкретными решениями или действиями (бездействием), которые могут быть подтверждены или опровергнуты в судебном порядке;
  • – основанием для отзыва может служить лишь его неправомерная деятельность, т.е. конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке.

Пример

Согласно ч. 3 ст. 18 устава муниципального образования «Город Мончегорск» с подведомственной территорией от 28 октября 2010 г. № 81 основаниями отзыва являются:

  • 1) нарушение законодательства РФ, законодательства Мурманской области, муниципальных правовых актов;
  • 2) невыполнение полномочий, возложенных законодательством на депутата.

Под невыполнением полномочий, возложенных законодательством на депутата Совета, как основанием отзыва понимается систематическое, без уважительных причин и умышленное уклонение депутата от осуществления своих прав и обязанностей, установленных законодательством. Основаниями для отзыва депутата Совета могут служить только его конкретные противоправные действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 14 устава городского округа «Город ЮжноСахалинск» от 22 февраля 2006 г. № 180/13-06-3 основаниями отзыва являются:

  • 1) нарушение законодательства РФ и (или) законодательства Сахалинской области;
  • 2) невыполнение своих полномочий.

Отзыв депутата городского Собрания и мэра города по иным основаниям, кроме вышеуказанных, запрещается. Под нарушением законодательства РФ, Сахалинской области, настоящего устава и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, являющимся основанием для отзыва выборного должностного лица, понимается однократное грубое нарушение либо систематическое нарушение депутатом городского Собрания, мэром города ЮжноСахалинска требований этих актов. Факты нарушения выборными должностными лицами требований этих актов должны быть установлены в судебном порядке.

Как уже говорилось ранее, наличие или отсутствие основания должно быть подтверждено судебным решением, суд становится непременным участником процедур отзыва. Однако из текста Федерального закона № 131-ФЗ не совсем понятно, должен ли инициатор отзыва обращаться в суд для получения необходимого решения либо инициатор может использовать любое «чужое решение».

Ст.24 ФЗ #131.

Отзыв — форма ответственности выборных лиц МСУ перед избирателями, выражающаяся в досрочном прекращении властных полномочий по решению избирателей на основе прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании.

«Выборное учреждение только тогда может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа, когда у избирателей есть право отзыва своих представителей» (В.И.Ленин. 1917 год. Декрет ЦИКа «О праве отзыва делегатов»).

Конституции 1918, 1925 годов было закреплено право избирателей в любое время отозвать делегатов и провести новые выборы. Конституция 1937 — механизм отзыва (по решению большинства). 1933 год — отозвано более 13000 депутатов местных советов. Закон СССР «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» 1959 года (2 основания: утрата деверия избирателей; совершение действия, недостойного высокого звания депутата). Депутат считался отозванным, если «за» проголосовало большинство. 1959-1991 годы — отозвано 13 депутатов Верховного Совета; 140 депутатов Верховных Советов союзных республик; 2500 депутатов местных советов.

1 критерий — обязательность. Институт отзыва не обязателен (если предусмотра мкена законом субъекта или уставом МО) Обязательный институт. Он должен закрепляться в уставе
2 критерий — основание отзыва. Утрата доверия избирателей. Противоправные деяния, установленные судом.
3 критерий — практика. 1996-1998 — отзыв выборных лиц иницировался в 20 субъектах; отзыв депутата — 8 голосований; состоялось 2 отзыва; по отзыву главы МО — проведено 24 голосования; состоялось 13 отзывов. Как правило, голосований по отзыву не проводятся; как правило, 0 отзывов.
4 критерий — подведение итогов голосования. Как правило, большинство от пришедших. Большинство от зарегистрированных избирателей в данном МО или в данном избирательном округе.

Проблемы:

1) большинство от зарегистрированных. Позиция КС РФ 2002 год: «за отзыв должно проголосовать по крайней мере не меньшее число граждан, чем то число, которым отзываемое лицо когда-то было избрано»; «вместе с тем данная процедура не д.б. облегчённой, чтобы не приводить к злоупотреблению ею, а также с точки зрения необходимости обеспечения непрерывности осуществления функций публичной власти». Всё предыдущее законодательство об отзыве — также содержало норму о большинстве избирателей, пришедших на участок. Модельный закон «О порядке отзыва депутата МСУ» 1998 года: «депутат считается отозванным, если за его отзыв подано более половины голосов участников и при условии, что это число не меньше числа голосов, поданных когда-то за его избрание».

2) если депутатские мандаты в представительном органе замещаются депутатами, выдвинутыми полит. партиями, то отзыв к этим депутатам не применяется. В большинстве своём применение отзыва исключается на уровне муниципального района и городского округа, т.к. они выбирают избирательную пропорциональную систему для выборов депутатов представительных органов.

3) основания отзыва. Позиция КС РФ 2002 год. Кто должен инициировать разбирательство? Если депутат голосует систематически вопреки воле избирателя, его отозвать невозможно, то он утрачивает статус нашего представителя. Закон #131 содержит след. норму: «…, основания и порядок отзыва предусматриваются в уставах МО». Анализ уставов позволяет сделать след. выводы:

— большинство уставов просто дублирует положения ФЗ #131

— многие же уставы наоборот подробно расскрывают содержание противоправных деяний (например, совершение двух и более нарушений, повлёкших нарушение прав и свобод граждан; неисполнение полномочий по занимаемой должности; совершение противоправных поступков, порочащих статус депутатов и умаляющих авторитет власти; возникновение обстоятельств о противоправной деятельности депутата, открывшихся после его избрания, если данные обстоятельства м.б. существенными или решающими при определении выбора избирателей.

— многие уставы до сих пор содержат формулу утраты доверия избирателей в качестве основания отзыва (Устав МО «Город Архангельск»: «неудовлетворённость избирателей деятельностью депутата (мэра), связанная совокупно или по отдельности с такими причинами, как невыполнение ими предвыборной программы, отказ от встреч с избирателями, от проведения приёма, от рассмотрения жалоб, совершение поступков, грубо нарушающих нормы морали, и вызвавших негативный общественный резонанс у избирателей «), однако КС РФ признал эту формулу не соответствующей Конституции РФ применительно к закону субъекта РФ. Учёные (Авакьян, Краснов) пишут о том, что именно формула «утрата доверия» в большей степени отражает взаимосвязь избирателей и выборных лиц. Формула «утрата доверия» позволяет отграничить ответственность перед населением от ответственности перед государством.

— многие уставы содержат одинаковые основания отзыва и для глав, и для депутатов, а некоторые уставы разделяют их.

— систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, связанных с участием в заседании представительного органа. Как жители могут доказать неучастие депутата в заседании?! (в некоторых уставах данное основание является единственным).

Порядок отзыва:

— инициатива от граждан

— регистрация инициативной группы в избирательной комиссии

— сбор подписей в поддержку

— проверка подписей

— назначение голосования представительным органом по отзыву

— агитация

«Сейчас на улицах Борисова и других городов собирают подписи за отзыв депутатов. Возможно ли это вообще? Как это правильно оформить?» — интересуется читатель EX-PRESS.BY.

На вопрос отвечает юрист и правозащитник Олег Мацкевич:

— Процедура отзыва депутата Палаты представителей (далее — ПП), депутата местного Совета депутатов прописана в Избирательном кодексе Республики Беларусь (далее – ИК), она является достаточно сложной и включает несколько основных этапов.

1. Инициирование вопроса об отзыве депутата

Для начала необходимо собрать подписи избирателей, проживающих на территории округа, от которого избран депутат, в количестве не менее 150 (по вопросу об отзыве депутата ПП), или 50 (по вопросу об отзыве депутата областного, Минского городского Совета депутатов), или 40 (по вопросу об отзыве депутата районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов), или 15 (по вопросу об отзыве депутата городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов) с целью проведения собрания.

Собрания избирателей могут проводиться как по месту их жительства, так и в организациях, расположенных в пределах округа.

Инициаторы обращаются к председателю местного Совета депутатов с письменным заявлением о созыве собрания по месту их жительства, а о созыве собрания избирателей в организации — к ее администрации.

В заявлении о проведении собрания избирателей должны быть указаны мотивы, послужившие основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата, а также фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства каждого инициатора проведения собрания избирателей.

Вопрос о созыве собрания избирателей рассматривает председатель или президиум местного Совета депутатов, администрация организации. В десятидневный срок принимается решение, о чем сообщается инициаторам созыва собрания. При принятии предложения инициаторов созыва собрания избирателей устанавливаются дата, время и место его проведения, о чем в течение трех дней сообщается избирателям.

В случае отклонения предложения о проведении собрания избирателей его инициаторам выдается копия мотивированного решения. Это решение может быть в трехдневный срок обжаловано инициаторами созыва собрания в районный, городской суд (жалоба должна быть подписана большинством инициаторов созыва собрания). Решение суда является окончательным.

2. Проведение собрания избирателей

Собрание избирателей по месту жительства при возбуждении вопроса об отзыве депутата правомочно, если в нем принимают участие проживающие на территории округа избиратели в количестве не менее:

300 избирателей — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП;

150 избирателей — при возбуждении вопроса об отзыве депутата областного, Минского городского Совета депутатов;

75 избирателей — при возбуждении вопроса об отзыве депутата районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов;

20 избирателей — при возбуждении вопроса об отзыве депутата городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов.

Собрание избирателей в трудовом коллективе организации, являющейся юридическим лицом, насчитывающей не менее 300 человек, при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП правомочно, если в нем принимает участие более половины состава коллектива.

Инициаторы созыва собрания не позднее 10 дней до проведения собрания избирателей обязаны письменно уведомить депутата, в отношении которого они намерены возбудить вопрос об отзыве, а также сообщить соответственно в ПП или местный Совет депутатов, из состава которого предлагается отозвать депутата, о дате, месте проведения собрания избирателей и мотивах, послуживших основанием для возбуждения вопроса об отзыве депутата.

Перед началом собрания избирателей проводится регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства. Каждый участник собрания собственноручно расписывается в списке избирателей, принимающих участие в собрании.

На собрании избирателей избирается президиум в составе председателя, секретаря и членов и при необходимости — счетная комиссия, рассматриваются предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, о проведении сбора подписей избирателей округа в поддержку этого предложения и об образовании инициативной группы (далее — ИГ) по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата и проведении агитации. ИГ образуется в количестве не менее пяти человек. На собрании избирается руководитель ИГ. Решение собрания принимается большинством голосов.

Количество проведенных в округе собраний избирателей, на которых может быть возбужден вопрос об отзыве депутата и образованы ИГ, не ограничивается, но они должны проводиться в течение тридцатидневного срока со дня регистрации первой ИГ.

О проведении собрания избирателей составляется протокол. В протоколе указываются дата и место его проведения, число участников собрания, существо рассматриваемых вопросов, результаты голосования и принятые решения, состав образованной ИГ с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства каждого из ее членов и руководителя ИГ.

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и с приложенными к нему списками участников собрания и состава ИГ не позднее чем в пятидневный срок представляется в:

Центральную комиссию (далее — ЦК) — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП; областную, Минскую городскую, районную, городскую, поселковую, сельскую территориальную избирательную комиссию — при возбуждении вопроса об отзыве депутата соответствующего местного Совета депутатов.

3. Регистрация инициативной группы

ИГ, образованная на собрании избирателей при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП, регистрируется ЦК, а при возбуждении вопроса об отзыве депутата местного Совета депутатов — соответствующей территориальной избирательной комиссией.

Для регистрации ИГ в ЦК, соответствующую территориальную избирательную комиссию представляются протокол собрания избирателей, список участников собрания, список состава ИГ с указанием ее руководителя, копия письменного уведомления депутата о проведении собрания избирателей и документ, подтверждающий направление уведомления депутату.

ЦК, соответствующая территориальная избирательная комиссия в пятнадцатидневный срок после поступления необходимых документов регистрирует ИГ или может принять решение об отказе в ее регистрации, если при возбуждении вопроса об отзыве депутата не был соблюден порядок, установленный ИК.

Отказ в регистрации ИГ по отзыву депутата ПП может быть обжалован в трехдневный срок со дня принятия решения об отказе руководителем ИГ в Верховный Суд Республики Беларусь, а по отзыву депутата областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов — в тот же срок соответственно в областной, Минский городской, районный, городской суд.

После регистрации ИГ ее представителю в трехдневный срок выдаются свидетельство о регистрации ИГ, удостоверения членов группы и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата.

4. Сбор подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата

Предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принятое на собрании избирателей, должны поддержать не менее 20 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории соответствующего округа.

Срок сбора подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата — 45 дней со дня получения свидетельства о регистрации ИГ. Если в округе образовано и зарегистрировано несколько ИГ, срок сбора подписей для каждой из них независимо от даты их регистрации ограничивается 45 днями со дня регистрации первой ИГ.

В случае, если в течение 45 дней не было собрано необходимое число подписей, дальнейший сбор подписей избирателей прекращается.

5. Представление подписных листов в местные Советы депутатов. Определение результатов сбора подписей избирателей

Заполненные подписные листы представляются:

председателю Минского городского Совета депутатов — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП, депутата Минского городского Совета депутатов;

председателю соответствующего областного Совета депутатов — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП, депутата областного Совета депутатов;

председателю районного, городского (города областного и районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов – при возбуждении вопроса об отзыве депутата районного, городского, поселкового, сельского Совета депутатов.

Председатель соответствующего местного Совета депутатов организует проверку достоверности подписей избирателей в подписных листах, в которой могут участвовать депутаты и другие привлеченные председателем местного Совета депутатов лица. Проверка проводится не позднее чем в месячный срок после представления подписных листов.

По окончании проверки подписных листов председателем соответствующего местного Совета депутатов составляется протокол о результатах сбора подписей, в котором указываются общее количество подписей в подписных листах, принятых от ИГ, количество подписей, достоверность которых проверялась, количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными. Протокол подписывается председателем местного Совета депутатов.

Протокол о результатах сбора подписей не позднее чем в трехдневный срок передается в:

ЦК — при возбуждении вопроса об отзыве депутата ПП;

соответствующую территориальную избирательную комиссию — при возбуждении вопроса об отзыве депутата местного Совета депутатов.

6. Принятие решения о назначении голосования об отзыве депутата

ЦК, соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления необходимых документов вправе провести выборочную или полную проверку соблюдения требований ИК при возбуждении вопроса об отзыве депутата.

При установлении, что сбор необходимого количества подписей избирателей и другие мероприятия проведены в соответствии с требованиями ИК, ЦК принимает решение о назначении голосования об отзыве депутата ПП, а соответствующая территориальная избирательная комиссия — о назначении голосования об отзыве депутата местного Совета депутатов.

Голосование назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.

Если при возбуждении вопроса об отзыве депутата и сборе подписей избирателей имели место существенные нарушения требований ИК или не было собрано необходимого числа подписей избирателей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принимается решение об отказе в назначении голосования об отзыве депутата.

Решение ЦК об отказе в назначении голосования об отзыве депутата в трехдневный срок со дня принятия решения может быть обжаловано руководителем ИГ в Верховный Суд Республики Беларусь, а решение областной, Минской городской, районной, городской, поселковой, сельской территориальной избирательной комиссии в тот же срок — соответственно в областной, Минский городской, районный, городской суд.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *