Отчет о движении денежных средств в рк

Отчет о движении денежных средств: утвержденная и свободная форма

В работе предприятия постоянно проводятся денежные операции, которые отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

Для отражения данных по движениям денежных средств, составляется финансовый отчет «Отчет о движении денежных средств».

Для субъектов крупного предпринимательства, осуществляющих деятельность в соответствии с МСФО (международными стандартами финансовой отчетности), форма отчета утверждена Приказом Министра финансов РК от 28 июня 2017 года № 404.

Субъекты среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в соответствии с МСФО для малого и среднего бизнеса, составляют отчет в произвольной форме, требования к которой утверждены МСФО для МСБ.

В программе «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана» реализованы оба финансовых отчета: для субъектов крупного и малого и среднего бизнеса.

Отчет о движении денежных средств (прямой метод), составляемый субъектами крупного предпринимательства, расположен в разделе Отчеты – Регламентированные отчеты.

При открытии формы отчета указывается период, за который будут формироваться данные и задается периодичность: ежемесячно, ежеквартально, ежегодно либо за произвольный период.

В верхней части формы отчета настраивается единица вывода данных: в тенге, тысячах тенге, миллионах тенге.

Автозаполнение отчета данными, содержащимися в учетной системе, производится по кнопке Заполнить.

В табличной части строки, выделенные желтым цветом, могут быть скорректированы вручную. Для данных строк доступна возможность расшифровки.

Строки, не имеющие цветовой заливки, рассчитаются автоматически на основе данных других строк и не подлежат ручной корректировке. По строкам, не выделенным цветом, возможен просмотр детальных сведений по кнопке Расшифровка.

Заполнение отчета о движении денежных средств

Отчет формируется в разрезе видов деятельности движения денежных средств:

  • операционная;
  • инвестиционная;
  • финансовая.

Операционная деятельность — основная деятельность предприятия, направленная на извлечение выгоды, включающая текущие расходы и поступления в процессе хозяйственной деятельности. В разрезе операционной деятельности примерами выбытия и поступления денежных средств могут быть:

  • поступления от покупателей за товары, работы, услуги;
  • поступления по процентам от выданных кредитов и займов;
  • выбытие средств за оплату поставщикам и подрядчикам;
  • выбытие денежных средств за уплату процентов по полученным займам и кредитам;
  • выбытие за оплату зарплаты и налогов и т.д.

Инвестиционная деятельность — деятельность предприятия по вложению денежных средств в инвестиции и осуществление действий по извлечению прибыли.

Примеры выбытия и поступления денежных средств от инвестиционной деятельности:

  • поступление от продажи основных средств и нематериальных активов;
  • поступление средств, относящихся к долевым и долговым инструментам;
  • авансовые платежи за кредиты предоставляемые другим предприятиям;
  • выбытие средств, связанное с приобретением основных средств и нематериальных активов и т.д.

Финансовая деятельность — деятельность предприятия, которая приводит к изменениям в размере и составе капитала и заемных средств.
Примеры выбытия и поступления денежных средств в разрезе финансовой деятельности:

  • поступление денежных средств акций и других долевых инструментов, долговых ценных бумаг;
  • поступление средств от полученных займов (кредитов);
  • выбытие средств по погашению займов;
  • выбытие денежных средств по выплате акционерам и т.д.

В рамках конфигурации, формирование финансового отчета по видам деятельности производится на основании статей движения денежных средств (далее ДДС).

Статьи движения денежных средств

Список статей ДДС хранится в соответствующем справочнике, который доступен в разделе Банк и касса — Справочники и настройки — Статьи движения денежных средств.

В данном справочнике для каждого элемента содержится набор реквизитов, таких как:

  • Вид движения;
  • Разрез деятельности;
  • Наименование;
  • Движения денежных средств.

Указанный в статье ДДС вид деятельности определяет раздел отчета, в котором будут отражены данные по операциям движения средств.

В карточке элемента справочника указывается вид движения: поступление или выбытие. Необходимо учитывать, что вид движения денежного документа (например, платежного поручения или кассового ордера) и вид статьи ДДС в документе должны совпадать.

В статье ДДС указывается вид деятельности, к которой она относится: движение от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

При заполнении каждого документа, содержащего данные о ДДС, необходимо указывать вид движения, который аналогичен виду операции документа. Правильное указание выбытия / поступления денежных средств при заполнении документов позволяет формировать отчет о движении денежных средств без ошибок.

Пример

При формировании документа Платежное поручение (исходящее) для расчета с поставщиком, в поле Статья ДДС в разрезе операционной деятельности выбирается значение Расчеты с поставщиками и подрядчиками с видом движения Выбытие.

Это позволяет отнести данную сумму на вид движения Выбытие денежных средств при формировании Отчета о движении денежных средств.

Проверка данных отчета

Проверить, на основании каких данных было произведено заполнение финансового отчета, с детализацией до документа движения, можно с помощью отчета Анализ субконто (бух.). Данный отчет доступен в разделе Отчеты — Бухгалтерский учет — Анализ субконто (бух.).

При открытии отчета Анализ субконто (бух.) указываются организация и период, аналогичный периоду регламентированного отчета Отчет о движении денежных средств (прямой метод). Также выполняются необходимые настройки параметров отчета по кнопке Показать настройки.

Для быстрой проверки финансового отчета необходимо выполнить следующие настройки отчета Анализ субконто (бух.):

  • на вкладке Виды субконто по кнопке Добавить устанавливается вид субконто Статья движения денежных средств;

  • на вкладке Группировка по кнопке Добавить устанавливаются значения, аналогичные данным отчета о движении денежных средств: разрез деятельности, вид движения, движение денежных средств.

После выполнения необходимых настроек, по кнопке Сформировать формируется непосредственно сам отчет Анализ субконто (бух.). В отчете Анализ субконто (бух.) будут приведены те же данные, которые должны найти свое отражение в финансовом отчете.

В отчете Анализ субконто (бух.) при выборе строки с данными о суммах оборота, возможен переход двойным щелчком к отчету Карточка счета, где детально отражены сведения о документах, которые образовали движения по указанной статье ДДС.

Важно!

В отчете Анализ субконто (бух.) отражаются внутренние ДДС, которые в регламентированном отчете Отчет о движении денежных средств (прямой метод) не учитываются. К таким видам движений средств относятся, например, перевод средств со счета на счет предприятия или зачисление кассовой выручки на лицевой счет предприятия.

При проверке финансового отчета Отчет о движении денежных средств с помощью сведений, указанных в отчете Анализ субконто (бух.), необходимо исключить суммы по внутренним ДДС.

Бюджет движения денежных средств (БДДС), подготовленный с использованием косвенного метода, корректирует чистую прибыль для расчета денежных средств от операционной деятельности. Другими словами, изменения в счетах активов и пассивов, которые влияют на остатки денежных средств в течение года, добавляются или вычитаются из чистой прибыли на конец периода для получения операционного денежного потока.

Сравнение формирования БДДС прямым и косвенным методом

Раздел операционной деятельности бюджета — это единственное различие между БДДС прямым и косвенным методами. При прямом методе перечисляют все поступления и выплаты денежных средств из отдельных источников для расчета операционных денежных потоков. БДДС прямым методом не только сложно создать, но такой подход требует совершенно отдельной сверки (которая очень похожа на косвенный метод), чтобы доказать, что данные в разделе операционной деятельности являются точными.

Прямой метод представления бюджета о движении денежных средств представляет конкретные денежные потоки, связанные с элементами, которые влияют на денежный поток. Элементы, которые обычно включают:

  • денежные средства, полученные от клиентов;
  • проценты и полученные дивиденды;
  • денежные средства, уплаченные работникам;
  • денежные средства, уплаченные поставщикам;
  • выплаченные проценты;
  • уплаченные налоги.

Преимущество прямого метода над косвенным методом заключается в том, что он раскрывает операционные денежные поступления и платежи.

Этот метод редко используют по той простой причине, что информацию для него трудно собрать. Компании обычно не аккумулируют и не хранят информацию так, как это требуется для этого формата. Использование прямого метода может потребовать реструктуризации плана счетов для сбора различной информации. Вместо этого организации используют косвенный метод, данные по которому легче получить из существующих бухгалтерских данных.

Компании предпочитают косвенный БДДС прямому методу, потому что информация, необходимая для создания этого отчета, легко доступна в любой учетной системе. Фактически, финансовому менеджеру даже не нужно заходить в бухгалтерское программное обеспечение для создания этого отчета. Все, что ему нужно, чтобы провести косвенный анализ денежных потоков — это сравнительный отчет о прибылях и убытках. Давайте посмотрим на формат и способ подготовки бюджета о движении денежных средств – БДДС — косвенным методом.

Приглашаем на бесплатный вебинар 08 октября в 11:00 (Moskva g.) 1 час

Формат БДДС косвенным методом

Раздел операционной деятельности всегда начинается с чистой прибыли за период, затем следуют «неденежные» расходы, прибыли и убытки, которые необходимо добавить или вычесть из чистой прибыли. Эти «неденежные» операции обычно включают:

  • амортизационные отчисления;
  • прибыль или убыток от продажи активов;
  • убытки по дебиторской задолженности.

При этом, «неденежные» расходы и убытки нужно прибавить, а прибыль необходимо вычесть.

Следующий раздел, относящийся также к операционной деятельности, корректирует чистую прибыль на изменения в активах, которые влияют на денежные средства. Эти учетные записи обычно включают:

  • задолженность на счетах;
  • инвентаризация;
  • авансируемые затраты;
  • дебиторская задолженность сотрудников и владельцев.

В данном разделе нужно рассчитать, как изменения в счетах активов повлияют на денежные средства, чтобы определить, каким образом должен быть скорректирован доход. Когда актив увеличивается в течение года, наличные деньги могут использоваться для покупки нового актива. Таким образом, чистое увеличение счета актива фактически уменьшило денежные средства, поэтому нам необходимо вычесть это увеличение из чистой прибыли. Верно и обратное. Если счет актива уменьшается, нам нужно будет добавить эту сумму обратно в доход.

Вот общее правило при подготовке косвенного отчета о движении денежных средств:

  • увеличение счета актива: вычитание суммы из дохода;
  • учетная запись актива уменьшается: добавьте сумму к доходу.

Последний раздел операционной деятельности корректирует чистую прибыль на изменения в счетах обязательств, касающихся движения денежных средств в течение года.

Вот некоторые из учетных записей, которые обычно используются:

  • кредиторская задолженность;
  • начисленные расходы.

Поскольку обязательства имеют кредитовое сальдо в отличие от дебетового сальдо счетов активов, раздел обязательств работает противоположно разделу активов. Другими словами, увеличение обязательства должно быть добавлено обратно в доход. Например, если проанализировать кредиторскую задолженность к оплате, то если в течение года увеличивалась кредиторская задолженность, это означает, что мы что-то купили без использования наличных денег. Таким образом, эта сумма должна быть добавлена обратно.

Вот основной совет, который можно использовать для всех учетных записей:

  • увеличение счета обязательств: добавляется сумма из дохода;
  • списание обязательств: вычитается сумма из дохода.

Все описанные корректировки суммируются и эта сумма корректирует чистую прибыль за период в соответствии с денежными средствами, полученными от операционной деятельности.

Видеозаписи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

Косвенный БДДС – составление: БДДС косвенным методом пример расчета (руб.)

Денежные потоки от операционной деятельности
Чистая прибыль 3 000 000
Корректировки:
Износ и амортизация 125 000
Резерв на потери по дебиторской задолженности 20 000
Прибыль от продажи объекта (65 000)
80 000
Увеличение торговой дебиторской задолженности (250 000)
Уменьшение запасов 325 000
Снижение кредиторской задолженности (50 000)
25 000
Денежные средства, полученные от операций 3 105 000
Денежные потоки от инвестиционной деятельности
Приобретение основных средств (500 000)
Поступления от продажи оборудования 35 000
Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности (465 000)
Денежные потоки от финансовой деятельности
Поступления от выпуска обыкновенных акций 150 000
Поступления от выпуска долгосрочных долговых обязательств 175 000
Выплаченные дивиденды (45 000)
Чистые денежные средства, использованные в финансовой деятельности 280 000
Чистое увеличение денежных средств и их эквивалентов 2 920 000
Денежные средства и их эквиваленты на начало периода 2 080 000
Денежные средства и их эквиваленты на конец периода 5 000 000

Табл. 1 Составление косвенного БДДС пример

Как можно видеть из таблицы, при подготовке раздела операционной деятельности всегда исходят из чистой прибыли, а затем корректируют расходы, прибыли, убытки, счета активов и счета обязательств соответственно.

Таким образом, компании намного чаще используют косвенный метод, так как его легче подготовить, что делает его менее дорогостоящим и требует меньше времени на создание.

Продукт «WA: Финансист» позволяет создавать бюджеты движения денежных средств как прямым, так и косвенным методом. Кроме того, инструментарий программы позволяет строить разнообразные отчеты на основании плановых и фактических данных.

Рисунок 1. Пример формы консолидированного косвенного БДДС в «WA: Финансист: Управленческий учет (МСФО)».

Рисунок 2. Дашборд руководителя в системе «WA: Финансист».

Отчет о движении денежных средств (ДДС) является одним из основных элементов финансовой отчетности. В статье расскажем, как составлять ДДС, каких правил следует придерживаться при составлении отчета.

Кто обязан составлять отчет о движении денежных средств (ДДС)

Согласно действующему законодательству, отчет о ДДС обязаны составлять все организации, которые ведут бухучет в установленном порядке. При этом освобождаются от обязательств по заполнению отчета:

  • малые предприятия (согласно ФЗ-402 от 06.12.11);
  • организации на спецрежимах, использующие упрощенные формы учета и отчетности.

Прочие юрлица обязаны составлять и подавать отчет в общем порядке. Читайте также статью: → «Как вести бухгалтерский учет денежных средств? 7 примеров».

Нормативная база для заполнения

При заполнении отчета о ДСС следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  • ПБУ 23/2011;
  • Приказ Минфина №11н от 02.02.11.

В случае если отчет составляется для подачи учредителям, а не для проверки в контролирующие органы, то при составлении достаточно соблюсти требования ПБУ 4/99. Читайте также статью: → «Бухгалтерская отчетность организациий (ПБУ 4/99)».

Структура отчета о ДДС

Отчет разделен на три основные части:

  • разд. І – Денежные потоки от текущих операций;
  • разд. ІІ – Денежные потоки от инвестиционных операций;
  • разд. ІІІ – Денежные потоки от финансовых операций.

Под денежными потоками в данном случае подразумевают платежи, которые компания осуществляет в пользу других организаций, а также поступления денежных средств (как в наличной, так и в безналичной форме).

Порядок внесения информации в отчет следующий:

  • разделите все платежи и поступления на категории согласно разделам отчета. Если однозначно классифицировать поток нельзя, отнесите сумму в раздел І;
  • в разрезе каждой из категорий определите сумму расхода, поступления и остатка на отчетный период;
  • сопоставьте отчетные показатели (остатки) на конец года с аналогичными на начало текущего года, после чего отразите информацию в отчете.

Следует отметить, что в отчет о ДДС не вносится информация о потоках, связанных с:

  • инвестированием в денежные эквиваленты;
  • валютно-обменными операциями;
  • обменом денежных эквивалентов.

Также при отражении информации в отчете не учитывается сумма операций по внутреннему перемещению безналичных средств на счетах организации, выдача наличных со счета банка, сдача наличности в кассу банка, т.п.

Нужно ли нумеровать строки

Ответ на этот вопрос зависит от того, куда подается отчетность. Если отчет составляется для внутреннего использования (для директора, учредителя, т.п.), то нумеровать строки не обязательно. В случае если составление отчета осуществляется для подачи в контролирующие органы, то документ следует пронумеровать в соответствии с установленным порядком (Приказ Минфина №66н от 02.06.10).

Порядок формирования показателей

Для того чтобы определить показатели для внесения в отчет, используйте следующие счета:

  • 50 Касса;
  • 51 Расчетный счет;
  • 52 Валютный счет;
  • 55 Спецсчет в банке;
  • 57 Переводы в пути. Читайте также статью: → «Бухгалтерский счет 57: переводы в пути. Пример, проводки».

Расчет показателей для отражения в разделе І отчета о ДДС определяется в следующем порядке:

Пример заполнения разделов отчета о движении денежных средств

Для наглядности рассмотрим пример расчета результата движения денежных средств и отражения соответствующих показателей в отчете.

Раздел І Текущая деятельность

По итогам 2017 АО «Канцелярия» имеет следующие показатели движения денежных потоков:

№ п/п Показатель Сумма в т. ч. НДС
1 Выручка, поступившая в кассу и на расчетный счет 10.990.300 руб. 1.676.486 руб.
2 Сумма средств, перечисленная в счет оплаты за товары и материалы 4.330.520 руб. 813.131 руб.
3 Зарплата, выплаченная сотрудникам 1.740.620 руб.
4 Прочие расходы 101.700 руб.
5 Сумма перечисленного налога на прибыль 512.605 руб.
6 НДС 702.600 руб.
7 Взносы во внебюджетные фонды 703.900 руб.

Показатели для внесения в отчет рассчитаны следующим образом:

  • сумма в строке «Прочие поступления» определена как разница полученного и перечисленного НДС:

1.676.486 руб. – 813.131 руб. – 702.600 руб. = 160.755 руб.;

  • показатель в строке «Прочие платежи» рассчитан как сумма прочих расходов и страховых взносов:

101.700 руб. + 703.900 руб. = 805.600 руб.

По итогам расчета, бухгалтер АО «Канцелярия» заполнил раздел І отчета о ДДС таким образом:

Раздел ІІ Инвестиционная деятельность

В октябре 2017 АО «Кран Стандарт» приобрело здание стоимостью 5.740.900 руб. В ноябре «Кран Стандарт» предоставил заем ООО «Курс» в сумме 412.900 руб. Какие-либо поступления от инвестиционной деятельности у АО «Кран Стандарт» по итогам 2017 года отсутствуют.

Бухгалтер АО «Кран Стандарт» заполнил раздел ІІ отчета о ДДС таким образом:

Раздел ІІІ Финансовая деятельность

В 2016 году АО «Магнит» получил от ООО «Рубин» денежный заем (беспроцентный) в сумме 814.101 руб. В сентябре 2017 заем был полностью погашен. В отчете о ДДС (раздел ІІІ) бухгалтер АО «Магнит» сделал следующие отметки:

ОТЧЕТ о Всероссийском практическом семинаре-совещании

«Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд»

6 – 7 июня 2013 года в ГК Измайлово (Москва) успешно прошел Всероссийский практический семинар-совещание «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд».

Организатором семинара выступил Институт госзакупок при поддержке и участии Минэкономразвития России, ФАС России. Спонсор конференции – электронная площадка ММВБ.

Семинар был посвящен рассмотрению основных вопросов применения Закона № 44-ФЗ. Модератором пленарных заседаний семинара выступил директор Института госзакупок А.А. Храмкин.

В первый день семинара обсуждались основные элементы контрактной системы и подходы к их внедрению, вопросы перехода на контрактную систему, проблемы внедрения контрактной системы в регионах, возможные схемы централизации закупок.

Второй день семинара был посвящен разбору новых правил процедур закупок по Закону № 44-ФЗ, а также обсуждению изменений в вопросах заключения и исполнения контрактов.

Программа семинара включала в себя более 20 докладов различной тематики, связанных с актуальными вопросами применения Закона №44-ФЗ.

В пленарных заседаниях приняли участие:

  • Статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России А.Ю. Цариковский;
  • Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России К.И. Степанов;
  • Заместитель директора Департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России О.А. Лесина;
  • Генеральный директор ЗАО ММВБ-ИТ (оператор ЭТП ММВБ) Е.В. Эллинский;
  • Начальник отдела обслуживания интернет-порталов Межрегионального операционного управления Федерального казначейства М.А. Горбунцов.

Особое внимание участников конференции вызвали доклады сотрудников Института госзакупок – О.М. Воробьевой «Контрактная служба и контрактные управляющие – подходы к организации их деятельности», А.В. Ермаковой «Изменения в закупочной деятельности бюджетных учреждений с 2014 года», В.В. Кошелевой «Изменения в правилах проведения электронных аукционов», «Новые правила закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)», Ю.А. Шавылиной «Построение региональной контрактной системы закупок на примере одного из субъектов Российской Федерации», «Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта о Законе о КС», А.А. Федорова «Новые правила обеспечения заявок», «Порядок заключения и исполнения контракта по Закону о КС», А.Н. Евсташенкова «Антидемпинговые меры при проведении закупок по Закону о КС», «Запрос предложений как новый способ закупки. Проблемы организации и проведения», О.К. Лисовенко «Правила планирования закупок по Закону о контрактной системе», «Преференции отдельным категориям участников при участии в закупках» и И.А. Сургутсковой «Изменения в правилах проведения конкурсов», «Изменения в правилах проведения запросов котировок».

В докладах эксперты Института госзакупок осветили сложные вопросы по применению Закона № 44-ФЗ, предложили рекомендации по оптимизации закупочной деятельности заказчиков, совершенствования порядка планирования закупок, формирования контрактных служб, заключения и исполнения контрактов, заключаемых по итогам осуществления закупок.

Для региональных уполномоченных органов была проведена специальная сессия, посвященная порядку их взаимодействия с Минэкономразвития России по вопросам применения Закона № 44-ФЗ. Открыл сессию Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России К.И. Степанов.

Семинар-совещание завершился сессией вопросов-ответов, проведенной экспертами Института госзакупок. Модератором выступила руководитель экспертного центра Института госзакупок А.В. Ермакова.

Участниками семинара стали более 400 человек.

Среди участников семинара были представители Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства финансов Удмуртской Республики, Министерства финансов Республики Ингушетия, Комитета экономики администрации Магаданской области, Администрации города Бузулука Оренбургской области, Комитета по труду и занятости населения Московской области, Управления по размещению государственного заказа Пензенской области, Комитета государственного заказа Тульской области, Министерства экономики Республики Дагестан, Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района, ГКУ города Москвы «Мосреставрация», Департамента госзаказа ХМАО-Югры, Департамента государственного заказа Ярославской области, Администрации Губернатора Калужской области, ФГБУ «Высокогорный геофизический институт», Администрации городского поселения Селятино, ООО «Конкурентные технологии», Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, Театра имени Е.Вахтангова, ФГБУ Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственного заказа, Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, Комитета государственного заказа Вологодской области и многих других учреждений и организаций.

В ходе работы семинара были организованы телемосты с прямой трансляцией выступлений докладчиков в городах Ставрополь, Иркутск, Самара, Орел, Ижевск, Сызрань, Белгород, Курган, Нижний Новгород, Казань, Саранск, Сергиев-Посад. При этом участники семинара в регионах имели возможность не только слушать выступления докладчиков, но и задавать им вопросы. Общее количество участников телемостов составило более 1000 человек.

Институт госзакупок выражает признательность ФАС России, Минэкономразвития России за научно-методическую поддержку семинара, благодарит всех участников и докладчиков за проявленный интерес и активную работу на семинаре и приглашает всех поучаствовать в других мероприятиях Института, в том числев специализированных одно- и двухдневных семинарах и курсах повышения квалификации по вопросам контрактной системы (по Закону № 44-ФЗ).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *