Отчетность в статистику штрафы

В каком случае и за что могут оштрафовать компанию (индивидуального предпринимателя) за непредставление либо представление недостоверной информации в статистику?

Кроме бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности организации и индивидуальные предприниматели должны представлять еще и статистическую отчетность. Такая обязанность представлять первичные статистические данные органам государственной статистики предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее по тексту — Закон № 282-ФЗ).

Росстат РФ в рамках своих полномочий утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению (п.5.5 Положения о федеральной службе государственной статистики, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 420).

📌 Реклама

Где посмотреть обязанность сдачи статистической отчетности?

Выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом РФ в форме (п.1 правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 79, далее по тексту — Правила № 79):

  • ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
  • ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата РФ (п.2 Правил № 79). Важно!

Перечни компаний или индивидуальных предпринимателей, которые должны представить тот или иной статистический отчет, размещены на региональных сайтах статистики в разделе: «Отчетность» — «Статистическая отчетность» — «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов». Вот для примера в Челябинской области.

Статистическая информация должна быть предоставлена в статистику по утвержденным формам федерального статистического наблюдения на бумажном носителе (по месту нахождения респондента) или в электронном виде в установленном формате с использованием электронной подписи, не позднее сроков предоставления, указанных на бланках форм. 📌 Реклама

Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу — это суммы, которые варьируются от 200 до 150 000 рублей. Размер санкции зависит от вида нарушения (например, не сдан отчет или бухгалтерский баланс) и того, совершено оно впервые или повторно.

Забыли отправить декларацию

Если компания или предприниматель пропустила установленный срок предоставления налоговой декларации, то ее накажут. Причем вид фискального обязательства, по которому не сдан отчет, для представителей ФНС не имеет никакого значения.

Штраф за несдачу отчетности в налоговую службу равен 5 % от неуплаченной суммы фискального обязательства, которое подлежит уплате в государственный бюджет, по непредоставленной декларации. Причем 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный и неполный.

Однако максимальная сумма штрафных санкций не может превышать 30 % от суммы неуплаченного налога. Но есть и минимальные ограничения. Даже если все обязательства перед бюджетом погашены, инспекция выставит наказание в размере 1000 рублей. То есть если есть несдача налоговой отчетности, штраф 1000 рублей — это минимальное наказание.

Есть исключения! Итак, сколько придется заплатить организации или предпринимателю за несвоевременную сдачу отчетности в налоговую инспекцию. Если своевременно не сдана декларация по налогу на прибыль за отчетный период, оштрафуют на 200 рублей. Аналогичное наказание ждет за непредоставление расчета по авансовым платежам по налогу на имущество. Такие нормы закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ, Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Не сдан годовой отчет

Бухгалтерский баланс с приложениями обязаны сдавать практически все российские организации. Штраф за непредоставление бухгалтерской отчетности в налоговую службу менее жесткий. Так, экономический субъект, не предоставивший бухгалтерский баланс в ФНС, должен уплатить в бюджет всего 200 рублей. Однако 200 рублей — это наказание за каждую несданную форму.

Напомним, что годовая бухотчетность состоит из нескольких бланков:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет об изменении капитала.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Отчет о целевом использовании средств.

Причем конкретный перечень финотчетности определяется в зависимости от категории налогоплательщика. Например, субъекты малого предпринимательства могут отчитываться по упрощенным формам (баланс и отчет о финрезультатах). Для них несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию будет стоить 400 руб. (200 × 2).

Тогда как коммерческие организации и банковские учреждения обязаны отчитываться по полной. Для этих субъектов наказание будет равно 1000 руб. (200 × 5 форм).

Причем контролеры вправе наказать и ответственных должностных лиц. Так, штраф за несдачу баланса в налоговую 2019 для работника компании составит 300–500 руб.

Не отчитались по другим формам

Помимо деклараций и финотчетности, налогоплательщики предоставляют в ФНС довольно большой объем отчетной информации. За нарушение сроков сдачи предусмотрены наказания в виде штрафных санкций.

Итак, какие ждут штрафы за несданную отчетность в налоговую:

  1. Справка 2-НДФЛ. Накажут по 200 руб. за каждую опоздавшую справку.
  2. Расчет 6-НДФЛ. Оштрафуют на 1000 руб. за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Расчет по страховым взносам. Налогоплательщика ждет аналогичное наказание, как и за несданную декларацию. То есть 5 % за каждый полный и неполный месяц просрочки от суммы взносов, своевременно не уплаченных в бюджет. Минимальное наказание — 1000 руб., максимальное — 30 % от неуплаченной суммы взносов в бюджет.

Иная несдача отчетности в налоговую службу — штраф 200 руб. за каждый непредоставленный документ. Например, при камеральной (выездной) проверке не предоставлены подтверждающие документы. Оштрафуют по 200 рублей за каждый регистр или первичку.

Отчетность в ПФР и ФСС

Компанию накажут не только за несданные сведения в ИФНС. Также штрафные санкции предусмотрены за нарушение сроков сдачи отчетов в Пенсионный фонд, Соцстрах и Росстат.

На сколько оштрафуют:

  1. СЗВ-М — по 500 руб. за каждое застрахованное лицо в просроченном отчете.
  2. СЗВ-СТАЖ — по 500 руб. за каждого работника в опоздавшей отчетности.
  3. 4-ФСС — по 5 % за каждый полный и неполный месяц просрочки, от суммы страховых взносов НС и ПЗ, подлежащей к уплате по опоздавшему отчету. Не более 30 % от суммы взносов НС и ПЗ, но не более 1000 руб.

За непредоставленную статотчетность ждут самые крупные штрафы. Если нарушение допущено впервые:

  • на должностное лицо или ИП — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридическое лицо — от 20 000 до 70 000 рублей.

За повторный проступок:

  • предприниматель или должностное лицо — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юрлица — от 100 000 до 150 000 рублей.

Такие штрафные санкции предусмотрены статьей 13.19 КоАП.

Д. Ю. Гусаров

Журнал «Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2016

Ужесточена административная ответственность за непредставление первичных статистических данных в установленном порядке либо за искажение этих данных.

В СМИ часто мелькает информация о планах законодателя осуществить глобальную реформу Кодекса об административных правонарушениях. В перспективе названные планы, возможно, осуществятся, а пока в упомянутый нормативный акт вносятся, как правило, точечные поправки. Об одной из них, имеющей непосредственное отношение к финансовой службе предприятия, мы расскажем в данном материале, тем более что эта поправка, к сожалению, может обернуться для большинства хозяйствующих субъектов негативными последствиями.

Суть законодательных новаций

Законом № 442-ФЗ были заново переписаны положения ст. 13.9 КоАП РФ. Чтобы оценить характер изменений, вначале сравним прежнюю и новую редакцию данной статьи.

Понятие

Прежняя редакция

Новая редакция

Название статьи

Нарушение порядка представления статистической информации

Непредставление первичных статистических данных

Субъекты административного правонарушения

Должностное лицо, ответственное за представление статистической информации

Респонденты

Объект административного правонарушения

Статистическая информация, необходимая для проведения государственных статистических наблюдений

Первичные статистические данные

Состав административного правонарушения

Нарушение порядка представления статистической информации;

представление недостоверной такой информации

Непредставление первичных статистических данных в установленном порядке;

несвоевременное предоставление этих данных;

предоставление недостоверных данных

Размер административного штрафа

Штраф, налагаемый на должностное лицо, в размере от 3 000 до 5 000 руб.

Штрафы:

– на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

– на юридических лиц – от 20 000 до 70 000 руб.

При повторном правонарушении налагаются штрафы:

– на должностных лиц – в размере от 30 000 до 50 000 руб.;

– на юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.

Итак, мы показали характер изменений, внесенных в положения ст. 13.19 КоАП РФ. Далее поясним некоторые понятия, используемые в обозначенной норме.

Первичные статистические данные – документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пп. 7 ст. 2 Закона № 282-ФЗ).

Респондентами в силу п. 2 ст. 6 Закона № 282-ФЗ признаются:

  • созданные на территории РФ юридические лица;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций;
  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;
  • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ (то есть индивидуальные предприниматели).

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели предоставляют первичные статистические данные субъектам официального статистического учета в обязательном порядке и безвозмездно. При этом субъектам малого и среднего предпринимательства разрешено представлять эти данные в упрощенном порядке в соответствии с Законом № 209-ФЗ (п. 1, 3, 4 ст. 8 Закона № 282-ФЗ).

Касательно недостоверности первичных статистических данных необходимо пояснить следующее. В пункте 6 Положения сказано: предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

Недостоверность первичных статистических данных может вы­явить как субъект официального статистического учета (то есть орган статистики) – об этом факте он должен уведомить респондента, направив ему в течение трех дней письменное сообщение (почтовой, факсимильной, электронной связью), так и респондент – в течение трех дней со дня самостоятельного обнаружения «недостоверности» он должен представить исправленные статистические данные (аналогичный срок отводится респонденту на исправление при получении уведомления от органа статистики) (абз. 2 п. 6 Положения).

Далее предлагаем детально проанализировать, за что и при каких обстоятельствах санкция, установленная ст. 13.19 КоАП РФ, может быть применена в отношении хозяйствующих субъектов. Это важно, если учитывать размер штрафных санкций, предусмотренных обозначенной нормой.

Анализ положений статьи 13.19 КоАП РФ

Данная норма новая, поэтому вопросов по ее применению возникает много. Например, следующие.

Как узнать, какие формы статистической отчетности должен подать в орган статистики тот или иной хозяйствующий субъект?

В настоящее время утверждено большое количество форм статистической отчетности (сейчас их более 200). При этом нет ни одного нормативного или ведомственного документа, в котором бы содержались сведения о том, какие именно формы должны подавать те или иные предприятия (например, в разрезе по отраслям: перерабатывающая, пищевая, машиностроительная и т. д.).

По данному вопросу следует обратить внимание на п. 4 Положения. В нем сказано, что:

1) органы статистики бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в их отношении федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления;

2) органы статистики на своих официальных сайтах в Интернете размещают формы статистической отчетности и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении;

3) бланки утвержденных в установленном порядке форм статистической отчетности и указаний по их заполнению предоставляются органами статистики по запросу респондентов безвозмездно.

Иными словами, чтобы определить, какие именно формы статистической отчетности являются обязательными для представления тем или иным предприятием, последнему нужно направить в адрес органа статистики соответствующий запрос. Лучше направить его в письменной форме, соответственно, ответ в таком случае должен быть тоже письменным. Кстати, подобная переписка, по сути, будет служить своеобразной «охранной грамотой» для предприятия в случае возникновения претензий о неисполнении обязанности по предоставлению форм статистической отчетности.

Добавим: санкция, предусмотренная ст. 13.19 КоАП РФ, подлежит применению в отношении каждой формы. Поэтому, если респонденту вменено в обязанность представить сразу несколько форм статистической отчетности, величина штрафа за их непредставление, соответственно, может увеличиться в разы.

В какие сроки и с какой периодичностью представляются формы статистической отчетности?

Ответ на данный вопрос содержится в вышеупомянутом п. 4 Положения: формы статистической отчетности предоставляются по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

К примеру, на титульном листе формы 1-предприятие указано, что данная форма является годовой и представляется 1 апреля после отчетного года. А вот из формы ПМ следует, что малые предприятия должны представлять ее ежеквартально – 29-го числа после отчетного периода.

Добавим, что формы статистической отчетности респонденты могут подать (п. 7 Положения):

  • на бумажных носителях;
  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Какие штрафные санкции могут быть применены в отношении индивидуальных предпринимателей?

Индивидуальные предприниматели поименованы в перечне респондентов (ст. 6, 8 Закона № 282-ФЗ). В отношении них применяется санкция, предусмотренная ст. 13.19 КоАП РФ для должностных лиц. Иными словами, на основании указанной статьи они могут быть оштрафованы на 10 000 – 20 000 руб., а при повторном нарушении – на 30 000 – 50 000 руб.

Данный вывод обусловлен примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным кодексом не установлено иное.

В каких случаях административное правонарушение будет считаться повторным?

Административное правонарушение является повторным, если оно совершено в период, когда нарушитель считается подвергнутым административному наказанию за однородное административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Период административного наказания – это период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). Постановление о назначении административного наказания вступает в законную силу через 10 дней, если оно не было обжаловано (ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ). Окончанием исполнения постановления о наложении административного штрафа является его уплата, которая по общему правилу должна быть произведена лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Таким образом, если с момента окончания исполнения постановления о привлечении респондента к ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ прошло более года, то совершенное респондентом новое правонарушение не следует квалифицировать как повторное. В этом случае применяются санкции в обычном, а не увеличенном размере.

И еще. Повторность правонарушения в анализируемой ситуации не означает, что штраф в увеличенном размере будет применяться, если респондент систематически не представляет лишь одну и ту же форму статистической отчетности. В связи с тем, что критерий повторности применяется в контексте с однородным административным правонарушением, полагаем, что применение ужесточенной санкции зависит от самого факта непредставления какой-либо формы статистической отчетности, а не от ее конкретного вида.

Применяется ли данная санкция в отношении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности?

Согласно ст. 18 Закона № 402-ФЗ экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Названный экземпляр представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, она (вместе с аудиторским заключением) представляется не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Аналогичные положения содержатся в Приказе Росстата № 220.

Несмотря на то что экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке представляется в органы статистики, обозначенный документ не подпадает под понятие первичных статистических данных. Первичные статистические данные, напомним, в силу ст. 7 Закона № 282-ФЗ представляют собой информацию, документированную в специальных формах статистической отчетности, утвержденных в установленном порядке Росстатом, тогда как годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность – это документы (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним), содержащие систематизированную в соответствии с требованиями Закона № 402-ФЗ информацию о финансовом положении экономического субъекта на 31 декабря, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за год (пп. 1 ст. 3, п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

С учетом вышесказанного считаем, что применение ст. 13.19 КоАП РФ в отношении экономического субъекта, не представившего в орган статистики обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, является неправомерным.

Обратите внимание

Непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган статистики влечет ответственность, установленную ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. (см. Письмо Росстата от 16.12.2013 № 1578/ОГ, Постановление Красноярского краевого суда от 06.05.2015 по делу № 4а-200/2015).

В связи с тем, что экономическому субъекту вменена обязанность представить в орган статистики экземпляр отчетности (который состоит из нескольких форм – бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним), применение санкции, установленной ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении каждой из упомянутых форм, по мнению автора, является неправомерным.

* * *

В целях реализации задач официального статистического учета в настоящее время применяется порядка 200 форм статистической отчетности, утвержденных Росстатом в установленном порядке. При этом ни одно предприятие не освобождено полностью от обязанности представлять в органы статистики формы статистического наблюдения.

Между тем до недавнего времени некоторые предприятия не уделяли должного внимания данной обязанности. Теперь им, видимо, придется изменить свое отношение к подобному виду отчетности – и чем скорее, тем лучше. Ведь начиная с 30.12.2015 за непредставление первичных статистических данных в установленном порядке, либо несвоевременное представление этих данных, либо представление недостоверных данных ст. 13.19 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание. Для должностных лиц размер штрафа составит от 10 000 до 20 000 руб., а для юридических лиц – от 20 000 до 70 000 руб. При повторном правонарушении будут взиматься повышенные штрафы: с должностных лиц – от 30 000 до 50 000 руб., с юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 442-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.12.2015, действует с этой же даты.

Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учет, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620.

Утверждена Приказом Росстата от 15.07.2015 № 320.

Утверждена Приказом Росстата от 04.09.2014 № 547.

Порядок предоставления первичных статистических данных в форме электронного документа, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические средства, включая носители информации, каналы связи, средства защиты, а также форматы предоставления данных в электронной форме устанавливаются субъектами официального статистического учета исходя из возможности применения совместимых программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности для целей обеспечения информационного обмена.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приказ Росстата от 31.03.2014 № 220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 22 «Основные права и обязанности пользователя недр» Закона РФ «О недрах»
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» и установив, что общество является владельцем лицензий на добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения на месторождениях нефти, составными частями лицензий являются условия пользования недрами; проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения обществом законодательства о недрах, в ходе которой выявлены факты несоблюдения требований проектов водозабора (превышение уровня добычи подземных вод) и предоставления недостоверной информации при сдаче государственной статистической отчетности по форме 4-ЛС за отчетный период в нарушение условий пользования недрами, арбитражные суды правомерно отказали в отмене постановления о привлечении к административной ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, поскольку обществом не представлены доказательства отсутствия у него возможности выполнения установленного законодательством порядка пользования недрами, принятия всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных правил и норм, придя к выводу о наличии в его действиях составов административных правонарушений.

В настоящее время в территориальные управления Росстата поступают запросы о предоставлении первичных статистических данных для использования в различных целях. Причем такие письма направляют не граждане Российской Федерации, которые могут и не знать всех тонкостей законодательного регулирования официального статистического учета, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и суды. Представляется, что авторы указанных писем не вполне точно понимают основные термины законодательства о статистическом учете и по этой причине формируют заведомо неправомерные запросы в Росстат. Стоит отметить, что на подобные запросы территориальные управления Росстата отвечают мотивированным отказом.
Помощь в уяснении содержания понятий и механизма действующего правового регулирования могут оказать справочные издания, юридическая литература и комментарии законодательства. В частности, Н.А. Новиковой и М.А. Тарасовой был подготовлен «Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». Однако при подготовке указанной работы были использованы акты законодательства и нормативные правовые акты по состоянию на 25.06.2012.
В настоящей статье автором предпринята попытка прокомментировать вступившие в силу после 25.06.2012 новеллы законодательства об официальном статистическом учете с примерами из судебной практики и нормотворческой деятельности.
Основные понятия
Согласно статье 1 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее — Закон N 282-ФЗ) его целью является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. При этом действие Закона N 282-ФЗ распространяется на респондентов, субъектов официального статистического учета и пользователей официальной статистической информации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 282-ФЗ официальный статистический учет представляет собой деятельность, направленную на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемую в целях формирования официальной статистической информации.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 282-ФЗ официальная статистическая информация — это сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.
Обратим внимание, что Закон N 282-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета. Частью 1 статьи 5 Закона N 282-ФЗ определяется, что официальный статистический учет могут вести только субъекты официального статистического учета. Иные виды учета, которые ведут иные субъекты, не являются официальным статистическим учетом, а информация, полученная в результате обработки данных такого учета, не является официальной статистической информацией.
Субъекты официального статистического учета
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 282-ФЗ к субъектам официального статистического учета отнесены федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частями 5 — 6 статьи 5 Закона N 282-ФЗ определено, что официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который при этом содержит перечни субъектов официального статистического учета.
К субъектам официального статистического учета согласно Федеральному плану статистических работ, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р (далее — План), относятся только органы государственной власти Российской Федерации и федеральные государственные органы. В то же время органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не являются субъектами официального статистического учета и не могут формировать официальную статистическую информацию.
Разработка нормативных правовых актов
Иногда непонимание тонкостей Закона N 282-ФЗ приводит к досадным ошибкам при разработке нормативных правовых актов. К примеру, в одной из редакций проекта федерального закона «О проведении эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Ставропольском крае и городе федерального значения Севастополе» было установлено, что операторы курортного сбора (гостиницы, санатории) обязаны безвозмездно предоставлять субъектам Российской Федерации первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации при проведении эксперимента по форме федерального статистического наблюдения о реализации эксперимента по введению курортного сбора. Указанная формулировка представляется некорректной по следующим причинам.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 282-ФЗ в системе государственной статистики используются 3 вида документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные. При этом осуществлять федеральное статистическое наблюдение (сбор первичных статистических данных и административных данных) могут только органы, включенные в соответствующий перечень Плана.
В чем разница указанных данных?
Под первичными статистическими данными следует понимать документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемую от респондентов, или информацию, документируемую непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).
Административные данные — это используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 2 Закона N 282-ФЗ). В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона N 282-ФЗ первичные статистические данные могут быть представлены только субъектам официального статистического учета.
Согласно части 3 статьи 8 Закона N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.
Следовательно, представление первичных статистических данных в орган государственной власти субъекта Российской Федерации не будет соответствовать требованиям Закона N 282-ФЗ, поскольку орган государственной власти субъекта Российской Федерации не является субъектом официального статистического учета.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 282-ФЗ в орган государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть представлены только административные данные.
Гарантии защиты первичных статистических данных и административных данных.
Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики, согласно статье 4 Закона N 282-ФЗ, в числе прочего являются:
— обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;
— обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.
Согласно частям 10 — 11 Закона N 282-ФЗ официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информации к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения.
Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети Интернет.
Однако формируется официальная статистическая информация на основании различных данных, в том числе содержащих охраняемую законом тайну. Данный вывод подтверждает формулировка части 9 статьи 5 Закона N 282-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 282-ФЗ первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Согласно части 4 статьи 9 Закона N 282-ФЗ обработка первичных статистических данных, указанных в части 1 статьи 9 Закона N 282-ФЗ, и административных данных, доступ к которым ограничен федеральными законами, осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения, а также при условии обязательного обезличивания персональных данных субъектами официального статистического учета.
В 2015 г. статс-секретарь — заместитель руководителя Росстата А.Л. Кевеш в интервью со ссылкой на статью 9 Закона N 282-ФЗ подтвердил, что органы Росстата гарантируют полную конфиденциальность данных и защиту информации, полученной от респондентов в ходе проведения сплошного наблюдения, и подчеркнул, что «сплошное наблюдение не имеет фискальных и любых других целей, кроме составления обобщенной и максимально отражающей реальность статистической информации о состоянии сектора малого и среднего предпринимательства» .
Таким образом, конфиденциальный характер первичных статистических данных означает, что субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации целях (часть 2 статьи 9 Закона N 282-ФЗ). В свою очередь, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставления первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации целях (часть 3 статьи 9 Закона N 282-ФЗ). Примечательно, что в части 2 — 3 статьи 9 Закона N 282-ФЗ были внесены изменения статьей 1 Федерального закона от 02.07.2013 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (дата вступления в силу — 03.07.2013) (далее — Закон N 171-ФЗ).
Судебная практика
До вступления в силу статьи 1 Закона N 171-ФЗ органы государственной власти были вынуждены доказывать свое понимание положений Закона N 282-ФЗ в суде (здесь и далее при описании случаев из судебной практики используется термин «первичная статистическая информация» в соответствии с текстом соответствующих решений).
Так, например, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее — инспекция) в адрес территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (далее — Чукотстат) на основании статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в связи с проведением выездной налоговой проверки государственного предприятия «Чукотоптторг» было направлено требование о предоставлении форм федерального статистического наблюдения за 2009 и 2010 годы. Чукотстат, ссылаясь на статью 9 Закона N 282-ФЗ (в ред. от 27.10.2012), отказал инспекции в предоставлении запрашиваемых документов.
Инспекция расценила действия Чукотстата как отказ организации в предоставлении налоговому органу имеющихся у нее документов о налогоплательщике, необходимых для осуществления налогового контроля, что явилось основанием для вынесения решения от 12.08.2011 N 31/в (далее — решение инспекции) о привлечении Чукотстата к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Рассмотрев материалы дела, Президиум ВАС РФ удовлетворил заявление Чукотстата, поскольку суды, отказывая в удовлетворении требования Чукотстата, неправильно квалифицировали налоговое правонарушение, что явилось основанием для признания решения инспекции недействительным . Однако Президиум ВАС РФ отметил, что ссылки Чукотстата на невозможность предоставления первичной статистической информации как информации ограниченного доступа были отклонены судами обоснованно. Статья 9 Закона N 282-ФЗ относит первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, к категории информации ограниченного доступа, но при этом не содержит положений о недопустимости истребования указанной информации соответствующими государственными органами в рамках проводимых ими контрольных мероприятий и запрета на ее предоставление (статья 9 Закона N 282-ФЗ в ред. от 27.10.2012).
Бывают ситуации, при которых суд пытается истребовать у территориальных органов Росстата первичную статистическую информацию в качестве доказательств по рассматриваемому делу, однако получает мотивированный отказ. К примеру, территориальный орган Росстата по Красноярскому краю отказал в предоставлении статистических данных о количестве низкопродуктивной пашни (чистых паров), подготовленных СХПК «Мельничный» в 2008 году, ссылаясь на то, что истребованная арбитражным судом информация является информацией ограниченного доступа на основании части 1 статьи 9 Закона N 282-ФЗ .
В некоторых случаях даже обезличенная официальная статистическая информация становится основанием для судебных споров, а истец пытается истребовать первичную статистическую информацию в качестве доказательств правильности расчетов.
В частности, ООО «Розница К-1» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ), о признании незаконными действий территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (далее — территориальный орган Росстата), выразившихся в определении (формировании) и распространении изложенных в письме от 25.06.2015 N 03-130/261 недостоверных данных об объеме всех продовольственных товаров, реализованных за 2013 финансовый год по Междуреченскому городскому округу в размере 5 553 343 тыс. рублей, и о возложении на Территориальный орган Росстата обязанности направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее — антимонопольный орган) информацию о недостоверности указанных данных.
Кроме того, согласно позиции ООО «Розница К-1» Территориальный орган Росстата должен в соответствии со статьями 65 и 200 АПК РФ доказать соответствие своих действий нормативным документам и правильность проведенных им расчетов, представив суду для проверки 199 первичных форм федерального статистического наблюдения, которые согласно статье 68 АПК РФ не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Однако Территориальный орган Росстата во исполнение части 2 статьи 9 Закона N 282-ФЗ указал, что гарантирует отчитывающимся субъектам обеспечение конфиденциальности полученных от них данных, содержащихся в формах государственной статистической отчетности .
После вступления в силу Закона N 171-ФЗ правоприменителю необходимо руководствоваться новой редакцией Закона N 282-ФЗ, при этом ссылка на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12 по делу N А80-346/2011, будет неправомерной. В частности, арбитражный суд в порядке истребования доказательств в соответствии со статьей 66 АПК РФ запросил у территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее — Волгоградстат) сведения о видах экономической деятельности ООО «Новониколаевка» по ОКВЭД, а также отчетность должника за 2013 год.
Волгоградстат отказал в предоставлении запрашиваемых документов со ссылкой на статью 9 Закона N 282-ФЗ (в редакции Закона N 171-ФЗ). Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.07.2014 на Волгоградстат наложен штраф в размере 10 000 руб. с взысканием с Волгоградстата в доход федерального бюджета 10 000 руб. на основании части 9 статьи 66 АПК РФ. Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 указанное определение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Волгоградстат просил указанные определение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
При этом заявитель указывал, что суд в нарушение части 5 статьи 66 АПК РФ потребовал доказательства у Волгоградстата по собственной инициативе. Также заявитель считал, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применена статья 9 Закона N 282-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций, отклоняя довод Волгоградстата о невозможности предоставления первичной статистической информации как информации ограниченного доступа, исходили из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12 по делу N А80-346/2011 о том, что первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, относятся к категории информации ограниченного доступа, но при этом Закон N 282-ФЗ не содержит положений о недопустимости истребования указанной информации соответствующими органами власти и запрета на ее предоставление. При этом суды не приняли во внимание, что указанная позиция была сформулирована до внесения изменений в статью 9 Закона N 282-ФЗ Законом N 171-ФЗ. Часть 3 статьи 9 Закона N 282-ФЗ в редакции Закона N 171-ФЗ не дает права федеральным органам государственной власти, к которым в силу статей 10 — 11 Конституции РФ относятся суды Российской Федерации, требовать предоставления первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации целях .
Вывод
Первичные статистические данные являются информацией ограниченного доступа. Субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации целях (ч. 2 ст. 9 Закона N 282-ФЗ). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставления первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации целях (ч. 3 Закона N 282-ФЗ). После вступления в силу Закона N 171-ФЗ правоприменителю необходимо руководствоваться новой редакцией Закона N 282-ФЗ, при этом ссылка на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12 по делу N А80-346/2011, является неправомерной.
Литература
1. Под большим секретом. Росстат гарантирует полную конфиденциальность информации, полученной от малых и средних предприятий в ходе их обследования // Юрист спешит на помощь. 2015. N 12. С. 11 — 14.
2. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12 по делу N А80-346/2011 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.02.2017).
3. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.06.2010 по делу N А33-10575/2009 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.02.2017).
4. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.10.2016 N Ф04-4544/2016 по делу N А27-19530/2015 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.02.2017).
5. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2014 N Ф06-17641/2013 по делу N А12-14502/2014 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.02.2017).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *