Партнерство ГК РФ

Хозяйственное партнёрство — это коммерческая организация, созданная двумя или более лицами, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнёрства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнёрством.

При этом участники хозяйственного партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Хозяйственное партнерство и законодательство

Правовое регулирование хозяйственного партнёрства осуществляется Гражданским кодексом РФ и федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Гражданский кодекс РФ в статье 50 закрепляет партнерство как одну из форм коммерческой организации, а в ст. 65.1 уточняет, что такого рода предприятие является корпоративным юридическим лицом.

Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах» определяет правовое положение хозяйственных партнерств, порядок их учреждения и управления, их права и обязанности, особенности реорганизации или ликвидации, а также права, обязанности и ответственность участников партнерства.

В нем прописаны нюансы по созданию и ведению учредительных документов и складочного капитала.

Когда хозяйственное партнерство считается учрежденным и созданным

Учреждение организации такой формы как хозяйственное партнерство возможно только по решению учредителей на их собрании (в полном составе). Формирование же фирмы путем реорганизации другого предприятия не представляется возможным.

В момент учреждения данного бизнеса участники хозяйственного партнерства обязаны выбрать и назначить аудитора партнерства.

Постановление об утверждении хозяйственного партнерства должно содержать результат голосования учредителей, а также информацию о принятых ими решениях (о заключении соглашения партнерства, избрании органов управления и других).

Хозяйственное партнёрство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации.

Ограничения для хозяйственного партнерства

Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены правительством РФ.

При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию.

Кроме этого законодательство устанавливает для хозяйственных партнерств дополнительный ряд ограничений, а именно:

  • хозяйственное партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

  • хозяйственное партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций;

  • хозяйственное партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности.

Участники хозяйственного партнерства

Участниками хозяйственного партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Законодательством может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.

Отметим, что хозяйственное партнерство не может быть учреждено одним лицом. Хозяйственное партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником.

Если число участников хозяйственного партнерства уменьшится до одного участника, оно подлежит реорганизации или ликвидации в судебном порядке.

Максимальное количество участников хозяйственного партнерства

Законодательство ограничило максимальное количество участников: число участников хозяйственного партнерства не должно быть более пятидесяти.

В случае, если число участников превысит установленный предел, то хозяйственное партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано. и число его участников не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке.

Органы управления хозяйственным партнерством

Хозяйственные партнерства должны в обязательном порядке избрать единоличный исполнительный орган и ревизионную комиссию. Порядок их формирования закрепляется в соглашении партнерства, кроме тех особенностей и нюансов, которые прописаны в уставе.

Единоличный исполнительный орган избирается путем выбора одного из участников партнерства на тот срок, который указан в уставе, или на бессрочный период, если данный нюанс не прописан в учредительном документе. Все сведения (включая информацию об изменениях) о единоличном исполнительном органе подлежат государственной регистрации. Единоличный исполнительный орган действует от лица партнерства (без доверенности), несет ответственность и обладает правами, прописанными в соглашении об управлении.

Он имеет право издавать указы о назначении на должность или увольнении сотрудников организации, поощрять или штрафовать работников.

Ответственность и права хозяйственного партнерства

Хозяйственное партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

Ответственность хозяйственного партнерства

Хозяйственное партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников.

Для исполнения указанных обязательств партнерства перед его кредиторами одним или несколькими из его участников требуется согласие всех участников, а в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, также согласие иных лиц.

В этом случае участники хозяйственного партнерства уведомляют в письменной форме кредитора партнерства о своем намерении исполнить от имени партнерства его обязательства перед таким кредитором не позднее трех дней до даты наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Кредитор хозяйственного партнерства не вправе отказаться от исполнения его участником или участниками обязательств хозяйственного партнерства.

Права хозяйственного партнерства

Что касается прав хозяйственного партнерства, то за хозяйственным партнерством закреплена возможность обладать всеми гражданскими правами и обязанностями, которые необходимы для осуществления любой деятельности, разрешенной законами РФ, если это не противоречит целям работы партнерства, которые указаны в Уставе и соглашении.

Обязанности и права участников хозяйственного партнерства

Участники хозяйственного партнерства имеют обязанности и права.

Обязанности участников хозяйственного партнерства

Участники партнерства обязаны:

  • вносить вклады в складочный капитал партнерства в порядке, в размерах и в сроки, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством;

  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства.

Права участников хозяйственного партнерства

Участники хозяйственного партнерства имеют право:

  • получать информацию о деятельности хозяйственного партнерства и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией;

  • участвовать в управлении деятельностью хозяйственного партнерства. Участники осуществляют управление деятельностью хозяйственного партнерства пропорционально принадлежащим им долям в его складочном капитале. Устранение всех участников от участия в управлении деятельностью хозяйственного партнерства не допускается;

  • продавать или осуществлять отчуждение иным образом своей доли в складочном капитале хозяйственного партнерства одному или нескольким его участникам либо другому лицу;

  • выйти из партнерства, заявив об отказе от участия в партнерстве, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении партнерством, или потребовать приобретения партнерством, его участниками или иными лицами принадлежащей им доли в складочном капитале в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством;

  • получать в случае ликвидации хозяйственного партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Учредительные документы хозяйственного партнерства

Учредительные документы хозяйственного партнерства — это устав предприятия и соглашение об управлении хозяйственным партнерством.

Устав хозяйственного партнерства

Устав хозяйственного партнерства должен быть подписан всеми учредителями организации, а также обязан содержать в себе информацию:

  • о фирменном наименовании организации (без сокращений);

  • об осуществляемых видах деятельности партнерства;

  • о месте нахождения хозяйственного партнерства;

  • о складочном капитале (его размерах);

  • о порядке хранения документации предприятия (сведения о номере лицензии и месте нахождения нотариуса, у которого было заверено и хранится соглашение об управлении партнерством);

  • об особенностях формирования органов управления.

Устав хозяйственного партнерства может содержать и другую информацию на усмотрение его учредителей, если она не противоречит закону. Любые изменения, вносимые в устав предприятия, должны быть приняты единогласно всеми участниками (включая тех, кто не является учредителями) и зарегистрированы. В случае если любой участник партнерства или любое заинтересованное лицо потребует предъявить устав для ознакомления, то это подлежит незамедлительному выполнению.

Соглашение об управлении хозяйственным партнерством

Соглашение об управлении хозяйственным партнерством должно быть составлено в письменном виде и нотариально закреплено. При этом все последующие изменения, которые будут внесены в него, должны также быть подтверждены нотариально.

Порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей участников хозяйственного партнерства регулируются соглашением об управлении хозяйственным партнерством, которое заключается при учреждении партнерства.

Соглашение об управлении хозяйственным партнерством может содержать любые сведения, не противоречащие законодательству по вопросам управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации.

Соглашение об управлении хозяйственным партнерством должно содержать:

  • сведения о предмете деятельности хозяйственного партнерства;

  • условия ответственности участников хозяйственного партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал хозяйственного партнерства;

  • условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками хозяйственного партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей его участников в складочном капитале;

  • порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения об управлении хозяйственным партнерством;

  • условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников хозяйственного партнерства и иных лиц в хозяйственном партнерстве, о содержании его деятельности, а также ответственность за нарушение конфиденциальности.

Кроме этого, соглашение об управлении хозяйственного партнерством может предусматривать:

  • условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых участников, а также положения об особых правах участников при выходе из партнерства в зависимости от наступления или ненаступления определенных условий;

  • порядок, сроки и условия вовлечения в деятельность партнерства других юридических и физических лиц;

  • порядок и условия осуществления участниками партнерства своих прав и исполнения своих обязанностей;

  • случаи, порядок и условия приобретения партнерством принадлежащих его участникам долей в складочном капитале партнерства;

  • случаи, порядок и условия выкупа (в том числе принудительного) принадлежащей участнику партнерства доли в складочном капитале партнерства другими участниками;

  • размер вознаграждений и (или) размер компенсации расходов членов органов управления партнерства в период исполнения ими своих обязанностей;

  • образование ревизионной комиссии или избрание ревизора партнерства;

  • сроки и условия, при которых происходит реорганизация или ликвидация партнерства в порядке, установленном законом, а также условия распределения складочного капитала партнерства между его участниками при прекращении партнерства после удовлетворения требований кредиторов;

  • случаи и порядок отчуждения партнерством принадлежащей ему доли в складочном капитале;

  • случаи и порядок приобретения партнерством доли участника партнерства по его требованию.

Итоги

Данная форма предприятия по задумке законодателя должна была стать чем-то средним между хозяйственным товариществом и хозяйственным обществом и служить идеальным вариантом для ведения инновационного бизнеса.

Таким образом, граждане РФ получили право создавать хозяйственное партнерство.

Примерами наиболее подходящих для этого отраслей являются организации, работающие над прикладными научными исследованиями, осуществляющие конструкторскую деятельность, внедряющие технические, технологические новшествами и т. д.

С 1 июля 2012 вступил в силу федеральный закон №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» утверждающий новую организационно-правовую форму юридического лица — хозяйственное партнерство, действующее на основе долевого принципа.

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Как любое другое юридическое лицо, партнерство считается созданным с момента государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом создание партнерства возможно только путем учреждения. Создавать его путем реорганизации существующего юридического лица нельзя.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам участников партнерства.

Складочный капитал хозяйственного партнерства, аналогично уставному капиталу ООО, разделен на доли. Однако, в отличие от ООО, минимальный размер складочного капитала хозяйственного партнерства законодательно не установлен.

Следует отметить явные особенности рассматриваемой организационно-правовой конструкции:

Во-первых, это касается правоспособности хозяйственного партнерства. В отличие от ООО, которое не имеет специальных ограничений в деятельности, партнерство не может заниматься эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

Во-вторых, Закон содержит запрет на рекламу партнерством своей деятельности. Возможно законодатель ставит антирекламные барьеры, чтобы новые структуры не пришли на смену кредитным потребительским кооперативам, сильно дискредитирующим себя за последние годы;

В-третьих, партнерству не разрешено учреждение юридических лиц или участие в них, за исключением союзов и ассоциаций (ч. 4, 5, 7 ст. 2 Закона).

В-четвертых, в соответствии с данным законом во внутрикорпоративную деятельность партнерства могут быть введены лица, не являющиеся участниками общества, не поименованные в ЕГРЮЛ, но являющиеся участниками соглашения об управлении партнёрством (конфиденциальные участники). При этом следует отметить, что в отношении данных участников практически нет режима законного регулирования их прав и обязанностей, их статус определяется только договорным регулированием — соглашением об управлении партнерством. При этом, даже реестр участников, который партнерство обязано вести, не содержит какой-либо информации о таких лицах.

В-пятых, введены ограничения по количеству участников. Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, партнерство подлежит либо реорганизации, либо ликвидации в порядке, установленном Законом. Особенностью реорганизации партнерства является то, что оно может быть реорганизовано только в форме преобразования в акционерное общество. Эта императивная норма закреплена в ст. 24 Закона.

Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников партнерства превысит установленный настоящей частью предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число участников партнерства не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации в порядке, установленном Законом.

В-шестых, особенностями регулирования ответственности хозяйственного партнерства, отличающего его, к примеру, от обществ с ограниченной ответственностью, являются два момента:

  • — возможность исполнения участниками партнерства обязательства перед кредиторами хозяйственного партнерства, если встает вопрос об обращении взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ч. 4 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах);
  • — возможность предусмотреть в договоре с кредиторами-предпринимателями условие о полном или частичном прекращении обязательств хозяйственного партнерства перед ними при наступлении определенных условий, указанных в таком договоре (ч. 3 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах).

Последнее правило может вступить в противоречие с принципом недопустимости ограничения ответственности по обязательствам (п. 1 ст. 400 ГК РФ). В этой норме установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи ограничения (но не исключения полностью) права на полное возмещение убытков по определенным обязательствам или возникших из определенного рода деятельности. В то же время рассматриваемая норма Закона о хозяйственных партнерствах формулирует данное правило без каких-либо ограничений по видам обязательств или деятельности.

В-седьмых, Закон о партнерствах допускает возможность исключения участника из партнерства в случае, если участник нарушает свои обязанности, возложенные на него законом или соглашением об управлении партнерством, либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет. Это положение совпадает со ст. 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Однако Закон о партнерствах допускает исключение не только в судебном, но и во внесудебном порядке по единогласному решению остальных участников партнерства только в случае, если участник партнерства не исполняет в установленный срок обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал вклада (части вклада). Решение об исключении из партнерства может быть обжаловано исключенным участником в суд.

4. Если в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения обязательств партнерства потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним участником партнерства, несколькими участниками партнерства или всеми участниками партнерства. Для исполнения указанных в настоящей части обязательств партнерства перед его кредиторами одним участником партнерства или несколькими из участников партнерства требуется согласие всех участников партнерства, а в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, также согласие иных лиц. Участники партнерства уведомляют в письменной форме кредитора партнерства о своем намерении исполнить от имени партнерства его обязательства перед таким кредитором не позднее трех дней до даты наступления срока исполнения соответствующего обязательства партнерства. Кредитор партнерства не вправе отказаться от исполнения участником партнерства, участниками партнерства обязательств партнерства в соответствии с правилами, установленными настоящей частью. Порядок и условия исполнения участниками партнерства обязательств партнерства определяются по соглашению между кредитором и осуществляющим исполнение этих обязательств от имени партнерства участником партнерства. Любая из сторон вправе передать возникшие при недостижении такого соглашения разногласия на рассмотрение суда. В этом случае порядок и условия исполнения участниками партнерства обязательств партнерства определяются в соответствии с решением суда. До вступления в законную силу решения суда об определении порядка и условий исполнения участниками партнерства обязательств партнерства взыскание на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности не обращается. В случае просрочки или уклонения кредитора от принятия установленного по соглашению или по решению суда исполнения, если оно выражается в уплате денежной суммы или в передаче ценных бумаг, участники партнерства, осуществляющие исполнение, вправе исполнить обязательство внесением долга в депозит. Участники партнерства, исполнившие в соответствии с настоящей статьей обязательства партнерства, имеют право регрессного требования к партнерству в размере удовлетворенного требования. При ликвидации партнерства, в том числе в случае банкротства, лицо или лица, осуществившие от имени партнерства исполнение указанных в настоящей части обязательств, имеют преимущественное перед иными участниками партнерства право на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности за счет имущества партнерства, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов.

Особенности подготовки, реализации и прекращения инновационного бизнес-проекта определяются специфическими требованиями, которые предъявляются к организационно-правовой форме юридического лица, используемого в качестве проектной компании участниками инновационной (в том числе венчурной Венчур — форма финансирования небольших рискованных предприятий крупными фирмами.) предпринимательской деятельности. Данные требования сформировались преимущественно на основе выработанных деловой практикой и международно-признанных условий осуществления проектов в инновационной сфере, а также под влиянием опыта правоприменительной деятельности российской венчурной индустрии. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, до принятия нового Закона в российском законодательстве отсутствовали соответствующие специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной) деятельности организационно-правовые формы юридического лица, в достаточной мере учитывающие особенности реализации венчурных бизнес-проектов, а также сложившиеся международные стандарты их осуществления. Для восполнения этого пробела и был принят новый Закон.

С 1 июля 2012 г. со вступлением в силу Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» и Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» в российском законодательстве появилась новая организационно-правовая форма юридического лица, являющегося коммерческой организацией — хозяйственное партнерство.

Хозяйственным партнерством — признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Федеральным законом от 06.12.2011 N 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах», вступившим в силу 1 июля 2012 г., внеслись изменения в ст. 50 ГК РФ. Согласно новшествам юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в форме хозяйственных партнерств.

Для всех видов деятельности фирменное наименование партнерства, помимо собственно наименования, должно содержать слова «хозяйственное партнерство».

Основными признаками хозяйственного партнерства, определяющими его специфические черты, являются:

· система управления;

· «закрытость» организационной структуры

· договорный характер взаимодействия;

· ограничение ответственности участников.

Партнерство не может быть учреждено одним лицом, в отличие от ООО и ЗАО, Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Поскольку хозяйственное партнерство предназначено для участников именно инновационной деятельности, где чрезмерный государственный контроль и административные барьеры могут принести больше вреда, чем пользы, процедура создания, реорганизации и ликвидации хозяйственного партнерства носит упрощенный характер.

Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, оно подлежит реорганизации в соответствии с Федеральный закон N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» или ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

В отличие от ОАО, для хозяйственного партнерства (так же, как и в ООО и ЗАО) установлен лимит участников — не более 50 лиц. В случае если число участников превысит установленный предел, партнерство в течение года должно реорганизоваться. В отношении реорганизации партнерства установлено ограничение — она может осуществляться только в форме преобразования в акционерное общество (при этом не указано, в какой именно тип акционерного общества — в ЗАО или ОАО). Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число его участников не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается.

Решение об учреждении партнерства принимается собранием его учредителей. В решении об учреждении партнерства должны быть отражены результаты:

· голосования учредителей партнерства и принятые ими решения по вопросам учреждения партнерства;

· заключения соглашения об управлении партнерством;

· избрания органов управления партнерства, если их образование предусмотрено соглашением об управлении партнерством или является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

При учреждении партнерства учредители утверждают его аудитора. Аудитором партнерства выступает аудиторская организация или индивидуальный аудитор в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Избрание органов управления партнерства и утверждение его аудитора осуществляются по единогласному решению всех учредителей партнерства. Устава партнерства, является учредительным документом партнерства. Устав партнерства подписывается всеми учредителями партнерства.

Изменения вносятся в устав партнерства по единогласному решению участников партнерства и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Изменения, внесенные в устав партнерства, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации.

По вопросам, связанным с изменением условий соглашения об управлении партнерством, в том числе при изменении условий соглашения об управлении партнерством в связи с приемом в него новых участников, каждый участник соглашения имеет один голос вне зависимости от размера принадлежащей ему доли в складочном капитале партнерства и условий соглашения об управлении партнерством, определяющих права участника на участие в управлении партнерством. Отчуждение прав участника партнерства, связанных с изменением условий соглашения об управлении партнерством, не допускается.

Права и обязанности, приобретенные определенным участником партнерства в соответствии с соглашением об управлении партнерством, в случае перехода его доли в складочном капитале партнерства переходят к приобретателю доли в порядке и в объеме, которые установлены соответствующим соглашением участников партнерства и приобретателя доли, являющимся неотъемлемой частью соглашения об управлении партнерством. В отношениях с третьими лицами партнерство, участники партнерства и другие участники соглашения об управлении партнерством не вправе ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, если они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.

По аналогии с хозяйственными обществами Законом предусматривается создание и функционирование единоличного исполнительного органа. Соглашением о ведении деятельности могут быть предусмотрено, среди прочего порядок одобрения действий единоличного исполнительного органа.

Система управления хозяйственным партнерством совмещает в себе черты традиционного юридического лица, с выделением органов управления, выполняющих функции волеобразования и волеизъявления. Кроме того, в управлении хозяйственным партнерством присутствуют черты хозяйственного товарищества, в части использования конструкции «ведения дел». Закон в качестве обязательного выделяет единоличный исполнительный орган партнерства. Данный орган выполняет традиционные функции: без доверенности действует от имени партнерства, заключает сделки, выдает доверенности и издает приказы о назначении на должность работников партнерства, об их переводе и увольнении, наложении взыскания. Однако основными (с точки зрения функционального предназначения) для данного органа управления выступают иные полномочия: — представление интересов партнерства, в том числе выступление от имени партнерства в соглашении об управлении партнерством; — предоставление информации о системе управления партнерством лицам, вступающим в гражданско-правовые отношения с партнерством; ведение реестра участников партнерства.

Информационно-организационная функция является определяющей для данного органа, что вытекает из нормы об ответственности единоличного исполнительного органа за убытки, причиненные партнерству, участнику партнерства или третьим лицам в связи с предоставлением им по своей вине недостоверных или неполных сведений об управлении партнерством (п. 3 ст. 19 Федерального закона «О хозяйственных партнерствах»). Основная роль в управлении партнерством ложится на лиц, заключающих соглашение об управлении партнерством.

Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом ФЗ № 129 от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».. Федеральный закон N 380-ФЗ устанавливает для партнерств ряд ограничений, а именно:

— партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций;

— партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

— партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности

Несомненным плюсом хозяйственного партнерства является отсутствие требований к минимальному размеру собственного капитала и отсутствие необходимости соблюдения целого ряда административных требований, возникающих при повышении/уменьшении капитала в иных коммерческих организациях. Снятие такого рода барьеров должно способствовать развитию венчурной деятельности в России. Однако, Правительство РФ может устанавливать нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.

Доли участников партнерства могут являться предметом сделок, в том числе залога. Порядок осуществления таких сделок определяется главным образом соглашением о ведении деятельности. Законом установлен лишь порядок осуществления партнерством и участниками преимущественного права на покупку доли участника. При этом данное право может быть отменено соглашением о ведении деятельности.

На долю участника партнерства может быть обращено взыскание в объеме действительной стоимости данной доли, рассчитываемой на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения взыскания.

Широкие дискреционные полномочия участников партнерства касательно отчуждения долей в нем должны, по мнению законодателя, облегчить иностранному инвестору участие в инвестиционных проектах, поскольку подобные следки, например с долями в уставном капитале ООО чересчур «зарегулированы» и не обеспечивают должной прозрачности свободы действий инвестору.

В качестве общего комментария к Закону необходимо выделить особый, промежуточный характер хозяйственного партнерства как связующего звена между простыми товариществами («объединениями лиц»), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» Ст.6 система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности определяются соглашением об управлении партнерством.

Соглашение об управлении партнерством может предусматривать способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из такого соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности, в том числе возмещение причиненных нарушением такого соглашения убытков, взыскание неустойки (штрафа, пеней), выплату компенсации (твердой денежной суммы или суммы, подлежащей определению в порядке, указанном в соглашении об управлении партнерством) или применение иных мер ответственности в связи с нарушением такого соглашения. Соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такие положения должны содержаться в уставе партнерства.

Соглашение об управлении партнерством должно содержать:

· — сведения о предмете деятельности партнерства;

· — условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей его участников в складочном капитале;

· — условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал партнерства;

· — условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности, а также ответственность за нарушение конфиденциальности;

· — порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения об управлении партнерством.

· Кроме того, соглашение об управлении партнерством в том числе может предусматривать:

· — права участников партнерства на не пропорциональное размеру принадлежащих им в складочном капитале долей участие в управлении партнерством, включая право вето по определенным вопросам, а также права на непропорциональное участие в распределении прибыли, покрытии расходов и различных затрат, связанных с деятельностью партнерства;

· — ограничения прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале, в том числе случаи однократного или неоднократного применения либо неприменения права преимущественной покупки;

· — условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых участников, а также положения об особых правах участников при выходе из партнерства в зависимости от наступления или ненаступления определенных условий;

· — порядок, сроки и условия вовлечения в деятельность партнерства других юридических и физических лиц;

· — обязательства, ограничивающие в течение определенного соглашением об управлении партнерством срока права участников партнерства или иных лиц на финансовое, личное трудовое или иное участие в деятельности иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, соответствующую предмету деятельности партнерства, а также меры ответственности за нарушение таких обязательств;

· — случаи, порядок и условия приобретения партнерством принадлежащих его участникам долей в складочном капитале партнерства;

· — порядок и условия осуществления участниками партнерства своих прав и исполнения своих обязанностей, в том числе связанных с участием в управлении партнерством, распоряжением долями участия в нем, включая права участников требовать продажи другими участниками своей доли в партнерстве заранее определенным его участникам или третьим лицам;

· — случаи, порядок и условия выкупа (в том числе принудительного) принадлежащей участнику партнерства доли в складочном капитале партнерства другими участниками;

· — сроки и условия, при которых происходит реорганизация или ликвидация партнерства в порядке, установленном законом, а также условия распределения складочного капитала партнерства между его участниками при прекращении партнерства после удовлетворения требований кредиторов;

· — порядок образования органов управления партнерства, создание которых не является обязательным в соответствии с Федеральным законом № 380-ФЗ (совета директоров партнерства, наблюдательного совета партнерства, правления партнерства, дирекции партнерства, комитета партнерства, президиума партнерства и др.), компетенцию, порядок осуществления и прекращения деятельности таких органов управления, включая порядок возникновения, порядок реализации и порядок прекращения полномочий их членов, порядок подготовки, созыва и проведения очередных и (или) внеочередных собраний таких органов управления, порядок принятия ими решений, в том числе путем проведения заочного голосования (опросным путем), порядок обжалования решений таких органов;

· — размер вознаграждений и (или) размер компенсации расходов членов органов управления партнерства в период исполнения ими своих обязанностей;

· — образование ревизионной комиссии или избрание ревизора партнерства;

· — случаи и порядок отчуждения партнерством принадлежащей ему доли в складочном капитале;

· — случаи и порядок приобретения партнерством доли участника партнерства по его требованию.

Одна из главных особенностей хозяйственного партнерства состоит в наделении участников значительной свободой в плане выбора способа управления, структурирования внутренних отношений между участниками, возможности устанавливать различный режим прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства. Воплощением диспозитивного регулирования деятельности хозяйственного партнерства является соглашение об управлении партнерством. Достаточно высокая степень диспозитивного регулирования должна, по логике законодателя, способствовать повышения адаптивности хозяйственного партнерства к конкретному инновационному проекту.

Законом предусматривается формирование в партнерстве складочного капитала, по аналогии с полным товариществом и товариществом на вере. Вкладом в складочный капитал могут быть вещи, деньги, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. Законом впервые устанавливается обязанность участника партнерства уплачивать проценты за просрочку внесения вклада в складочный капитал партнерства. Это позволяет обеспечить стабильность финансирования партнерства, например при реализации инвестиционного проекта. Интересным представляется ограничение на внесение в складочный капитал ценных бумаг, за исключением облигаций обществ, список которых будет определен ФСФР России. партнерство корпорация право

Наличие складочного капитала и ответственности за нарушение сроков последовательного внесения вкладов в него, таким образом, делает хозяйственное партнерство весьма привлекательной формой для реализации инновационных инвестиционных проектов с венчурным финансированием. Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

Само партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников.

Важной особенностью партнерства является то, что договоры партнерства с кредиторами — субъектами предпринимательской деятельности могут содержать условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед такими кредиторами при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли соответствующие обязательства. Например, в законодательстве об ООО такое положение не предусмотрено.

Еще одной важной особенностью является то, что, если в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения обязательств партнерства потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данные обязательства могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним, несколькими или всеми его участниками.

Для исполнения указанных обязательств партнерства перед его кредиторами одним или несколькими из его участников требуется согласие всех участников, а в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, также согласие иных лиц. В этом случае участники партнерства уведомляют в письменной форме кредитора партнерства о своем намерении исполнить от имени партнерства его обязательства перед таким кредитором не позднее трех дней до даты наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Кредитор партнерства не вправе отказаться от исполнения его участником или участниками обязательств партнерства. Порядок и условия исполнения участниками обязательств партнерства определяются по соглашению между кредитором и осуществляющим исполнение этих обязательств от имени партнерства его участником. Любая из сторон вправе передать возникшие при недостижении такого соглашения разногласия на рассмотрение суда. В этом случае порядок и условия исполнения участниками партнерства его обязательств определяются в соответствии с решением суда. До вступления в законную силу решения суда об определении порядка и условий исполнения участниками партнерства обязательств партнерства взыскание на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности не обращается.

В случае просрочки или уклонения кредитора от принятия установленного по соглашению или решению суда исполнения, если оно выражается в уплате денежной суммы или передаче ценных бумаг, участники партнерства, осуществляющие исполнение, вправе исполнить обязательство внесением долга в депозит. Участники партнерства, исполнившие указанные обязательства, имеют право регрессного требования к партнерству в размере удовлетворенного требования. При ликвидации партнерства, в том числе в случае банкротства, лицо или лица, осуществившие от имени партнерства исполнение обязательств, имеют преимущественное перед иными участниками право на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности за счет имущества партнерства, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов.

В случае если участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Федеральным законом N 380-ФЗ Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О хозяйственных партнерствах» или соглашением об управлении партнерством, либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет, участники партнерства вправе требовать исключения такого участника из партнерства в судебном порядке.

Исключение кого-либо из участников из партнерства во внесудебном порядке допускается по единогласному решению остальных участников только в случае, если участник не исполняет в установленный срок обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал вклада (части вклада). Решение об исключении из партнерства может быть обжаловано исключенным участником в суде. Для отечественной традиции эта организационно-правовая форма представляется совершенно новым образованием, не схожим с уже существующими правовыми конструкциями. И попытки определить место этого юридического лица — между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами — являются лишь способом формализации новой информации, включения появившегося «элемента» в существующую систему. Однако хозяйственное партнерство далеко не однозначно входит в традиционный алгоритм существования юридических лиц, в частности коммерческих организаций.

К числу ключевых особенностей хозяйственного партнерства можно отнести следующее:

· в отличие от ООО и ЗАО, хозяйственное партнерство не может быть создано одним лицом. Однако, в отличие от ОАО, для хозяйственного партнерства (так же, как и в ООО и ЗАО) установлен лимит участников — не более 50 лиц;

· в отличие от ООО, ЗАО и ОАО, хозяйственное партнерство не может осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

· хозяйственное партнерство ограничено в своей правоспособности в том смысле, что оно не может выступать учредителем других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций;

· в отличие от ООО, ЗАО и ОАО, не установлен минимальный размер собственного капитала хозяйственного партнерства. При этом вкладом в капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций, эмитенты которых должны быть определены Федеральной службой по финансовым рынкам;

· Закон позволяет участникам хозяйственного партнерства максимально полно регламентировать свои внутрикорпоративные отношения путем заключения соглашения об управлении партнерством. Отметим, что соглашение об управлении партнерством в силу своей гибкости значительным образом отличается от договора об учреждении общества в ООО и акционерного соглашения в ЗАО и ОАО;

· подобно регулированию перехода права участия в ООО и ЗАО, в хозяйственном партнерстве установлено преимущественное право при отчуждении доли в складочном капитале;

· по сравнению с положениями законодательства ООО, ЗАО и ОАО, Закон не устанавливает четко структуру органов управления хозяйственным партнерством, регулируя только положение единоличного исполнительного органа. В силу прямого указания Закона, структура управления конкретного хозяйственного партнерства во многом устанавливается соглашением об управлении партнерством.

Новая организационно-правовая форма — хозяйственное партнерство — не заменяет хозяйственные товарищества. Более того, она не является и логическим развитием существующей системы хозяйственных товариществ и обществ. Предоставив значительную свободу участникам партнерства, законодатель возложил надежды на внутреннюю регулирующую функцию предпринимательских отношений. Однако последние годы развития рыночных условий хозяйствования в России не позволяют сделать вывод об эффективности такого регулирования.

В правовой модели хозяйственного партнерства есть немало положительного:

— привлекательность для иностранных инвесторов, что повышает возможность выбора российской юрисдикции;

— право на закрепление какой-то уникальной, индивидуальной системы управления в партнерстве;

— преодоление требований о публичном характере деятельности хозяйственных обществ, раскрытии определенного объема информации, использующейся в недобросовестной конкурентной борьбе;

— возможность поэтапного формирования складочного капитала и пр.

Но большинство указанных положительных черт одновременно являются и негативными моментами, которые делают организационно-правовую форму хозяйственного партнерства еще более опасной, чем хозяйственные общества. Наибольшее опасение вызывает неопределенность круга лиц, имеющих легальную возможность определять действия партнерства, «уход» от традиционной модели баланса прав и обязанностей участника коммерческой корпорации от размера доли в капитале. И тем не менее все эти опасения вызваны в большей степени не отрицательными чертами новой формы юридического лица, а отсутствием готовности общества к его применению. В самом начале обсуждения проекта закона о хозяйственных партнерствах указывалось, что данная организационно-правовая форма будет использоваться для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере инноваций и венчурного предпринимательства. В законе такие ограничения области использования хозяйственного партнерства прямо не закреплены.

Хозяйственное партнерство не является «продуктом» массового использования, так как в обществе отсутствует готовность к реализации договорной свободы. Нужно признать, что мы все еще живем в условиях общества переходного периода, где многие социально-экономические институты находятся в состоянии кардинальной трансформации и социального неравенства.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *