Пересмотр кадастровой стоимости

Содержание

Как рассчитать налог на землю: налоговая база

Налоговой базой выступает кадастровая стоимость объекта (КС) самого земельного участка, установленная на момент начала налогового периода. В соответствии со ст 391 НК РФ, налоговый период начинается с первого января. Соответственно, именно с этой даты и происходит расчет земельного налога на конкретный ЗУ. Стоит отметить, что оценка кадастровой стоимости происходит с учетом износа объекта и динамики цен.

Новый участок — это земельный участок, который был образован в течение налогового периода. Налоговой базой для таких ЗУ служит кадастровая стоимость, определенная на момент регистрации в ЕГРН.

Для участков, находящихся на территории различных МО, налог рассчитывается по каждой доле отдельно. Чтобы определить налоговую базу доли, понадобится умножить кадастровую стоимость всего земельного участка на отношение площади отдельной доли к общей площади ЗУ.

Если у земли есть несколько собственников или участок разделен на несколько долей с различной налоговой ставкой по ним, НС для каждой доли определяется отдельно.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

  • Юридические лица (организации) самостоятельно рассчитывают налог в соответствии с данными из ЕГРН. После чего уплачивают его по результатам каждого налогового и отчетного периода;
  • Физические лица получают расчеты от налоговых органов в виде уведомления, после получения которого, оплачивают его. НБ рассчитывается налоговыми органами в соответствии с данными, полученными из ЕГРН.

Что такое отчетный и налоговый периоды

В соответствии со ст 393 НК РФ, налоговый период приравнивается к одному календарному году, начиная с первого января.

Отчетный период — это кварталы года (первый, второй и третий). Однако, по решению властей, установка таких периодов не является обязательной.

Ставка налога на землю

  • Земельные сельхозназначения, жилые фонды, структуры ЖКХ, личные подсобные и дачные хозяйства, СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) и ОНТ (огородническое некоммерческое товарищество), ЗУ используемые для обороны и безопасности (в т.ч. в пограничных и таможенных зонах) облагаются налогом по ставке 0,3% от КС земли;
  • Для всех остальных категорий земельных участков ставка составляет 1,5% от КС земли.

Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода: в каких случаях это возможно

  • Если при расчете кадастровой стоимости в начале периода были допущены ошибки;
  • Если суд или комиссия вынесли соответствующее решение в отношении спора о размере КС;
  • Если произошел перехода участка из одной категории в другую.

В прочих случаях, изменить КС для определения другой налоговой базы, в течение всего налогового периода, невозможно.

Льготы для налогоплательщиков

  • В соответствии с п.5 ст 391 НК РФ, налоговый вычет в размере КС 600 квадратных метров от общей площади ЗУ, могут получить следующие группы граждан:

    Герои Российской Федерации и СССР;

  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Дети-инвалиды;
  • Инвалиды с детства;
  • Ветераны ВОВ и боевых действий, а также, лица получившие инвалидность в ходе этих событий;
  • Лица, пострадавшие в результате катастроф на ЧАЭС и ПО «Маяк» и попавшие под действие программ соц. защиты;
  • Лицам, осуществлявшим трудовую деятельность, связанную с особым риском. В их числе: испытания атомного оружия и устранение последствий ядерных аварий на военных объектах;
  • Лица, ставшие инвалидами или получившие лучевую болезнь в ходе испытаний ядерного оружия или космических аппаратов;
  • Лица пенсионного возраста.

Обратите внимание, что налоговый вычет применяется только к одному участку, принадлежащему налогоплательщику (а также находящемуся в бессрочном владении или пользовании). Соответственно, если гражданин обладает двумя и более земельными участками, ему предстоит самостоятельно выбрать тот, по которому будут начислены льготы. О своем решении необходимо известить налоговые органы. Но, не позднее 1 ноября.

Только после этого появится не облагаемая налогом сумма, уменьшающая земельный налог. Если размер налогового вычета превышает налоговую базу, то она будет считаться равной 0.

Полное освобождение от уплаты

В соответствии со ст 395 НК РФ, от уплаты земельного налога могут быть освобождены следующие юридические и физические лица:

  • Учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • Организации, которые занимаются обслуживанием дорог государственного значения;
  • Всероссийские общественные организации инвалидов. Ограничения: для участков, на которых происходит производство и (или) реализация товаров, число работников с инвалидностью должно быть не меньше, чем 50% от общего числа рабочих. На оплату их труда должно уходить не меньше, чем 25% от общего зарплатного фонда. Подакцизные участки в эту категорию не входят. Освобождение от налога действует для участков, используемых организацией в целях реабилитации, информирования, отдыха, адаптации, проведения лечебных, оздоровительных, спортивных и других мероприятий для инвалидов;
  • Религиозные организации;
  • Организации, занимающиеся художественным промыслом, на земле исторического пребывания;
  • Физические лица и их объединения, входящие в группы малых северных, сибирских и дальневосточных народностей;
  • Организации, занимающиеся судостроением на территории промышленных особых экономических зон (ОЭЗ). Находящихся на территории пребывания в качестве резидента на срок не более десяти лет;
  • Прочие категории организаций, занимающие территорию ОЭЗ в качестве резидента на срок не более 5 лет;
  • Организации, которые являются участниками свободных экономических зон (СЭЗ), в соответствии с договором об экономической деятельности на этих территориях, сроком не более трех лет с момента регистрации прав на ЗУ;
  • Управляющие компании, являющиеся резидентами инновационного центра «Сколково» (в соответствии с ФЗ «Об ИЦ «Сколково»).

Начисление льгот, в отношение организаций, находящихся на территоряих ОЭЗ и СЭЗ прекращаются в случае раздела или объединения ЗУ. В этом случае, налоговая база пересчитывается с учетом реорганизации и применяется к сформированным, в результате вышеописанных процессов, участкам.

Как рассчитать земельный налог в 2020 году

Расчет земельного налога происходит исходя из кадастровой стоимости участка. Эта стоимость устанавливается в начале налогового периода — 1 января. КС и ставку определяют государственные или муниципальные органы.

Существует специальная формула расчета земельного налога:

Сн = KС x Нст, где:

  • Сн — сумма налогообложения;
  • КС — кадастровая стоимость ЗУ;
  • Нст — налоговая ставка на конкретной территории в отношении конкретной категории земельного участка.

Чтобы определить величину земельного налога в 2020 году, потребуется узнать КС земельного участка на 01.01. 2020 года. Эту цифру (КС) понадобится умножить на налоговую ставку. Обратите внимание, что изменение ставки возможно при переводе земли в другую категорию по решению властей.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Для расчета земельного налога по кадастровой стоимости существует отдельный калькулятор. Он представляет собой карту, на которой необходимо найти свой ЗУ (по адресу) и нажать на него. Программа покажет и стоимость участка, и налоговую ставку по его категории.

Кроме онлайн-расчетов, есть и другие способы узнать КС:

  • Через выписку, заказав соответствующий документ в ЕГРН;
  • Через кадастровый паспорт. Такой документ может быть «на руках» у землевладельца, однако, не стоит забывать, что сведения быстро устаревают, а значит, и КС указанная в нем, может быть неактуальной.

Налог на землю для физических лиц

Физические лица хоть и могут самостоятельно рассчитать сумму налога, делать это совсем не обязательно. Расчетом земельного налога, в отношении физических лиц, занимаются налоговые органы. По результатам их работы, формируется документ, содержащий в себе информацию о кадастровой стоимости участка и о налоговой ставке по нему. Далее, эта бумага посылается на адрес собственника ЗУ. Самостоятельный расчет поможет в случае возникновения сомнений в правильности квитанции. В случае, если у гражданина появились основания для предоставления ему льгот, он должен лично сообщить об этом в налоговые органы, для пересчета земельного налога.

Как начисляется налог на земельный участок

Ст 396 НК РФ определяет ряд факторов, влияющих на сумму земельного налога. Сюда входят:

  • Период владения участком составил неполный налоговый год (менее 12 месяцев);
  • Изменение кадастровой стоимости в течение последних 12 месяцев;
    Реорганизация участка, повлекшая изменение его площади, включая раздел или объединение;
  • Владельцу ЗУ был предоставлено право на налоговый вычет.

В этих случаях, расчетная сумма будет исчисляться за отдельные периоды, в течение которых действовали различные условия налогообложения.

Как рассчитать земельный налог за период владения

Потребность расчета налога за определенный период появлятся в случае, если участок был получен в собственность (бессрочное пользование) в течение всего налогового периода. То есть, в любое время, в течение 12 месяцев календарного года. В этом случае налог исчисляется не с момента начала НП, а с момента получения гражданином прав на ЗУ. Для таких случаев существует отдельная формула для расчета ЗН:

Сн = KС x Нст. х Квл, где:

  • КС — кадастровая стоимость;
  • Квл. — коэффициент периода владения;
  • Мвл./12 — отношение количества полных месяцев владения к 12 календарным месяцам.

Чтобы определить земельный налог за период владения,, надо сумму налога за полный налоговый период умножить на коэффициент периода владения.

Как рассчитать земельный налог при изменении кадастровой стоимости

В случае, если КС была изменена, ЗН можно рассчитать по формуле, включающей коэффициент периода владения и 2 значения КС: за период владения до изменений и после него. Сама формула выглядит следующим образом:

    • Сн — сумма налога;
    • Нст. — налоговая ставка;
    • КС1 — кадастровая стоимость до ее изменения;
    • КС2 — кадастровая стоимость после изменения;
    • Мвл.1 — период владения участком до изменения КС (в месяцах);
    • Мвл. 2 — период владения участком после изменения КС.

Таким образом, чтобы рассчитать сумму выплат, при том, что КС была изменена в течение налогового периода, понадобиться сложить размеры старой и новой КС и умножить это число на размер налоговой ставки и на коэффициенты за оба периода владения.

Сколько стоит налог на землю за сотку: пример расчета

  1. Представим, что гражданин Иванов купил земельный участок размером 10 соток для ИСЖ в середине марта 2020 года.
  2. На 1 января 2020 года кадастровая стоимость его земли оценивалась в 500 тыс. рублей.
  3. Налоговая ставка на категорию его участка — 1.5%.
  4. В начале сентября того же года, случилось Чп, в результате которого гражданин Иванов получил вторую группу инвалидности. Соответственно, он получил право на налоговый вычет.

Чтобы узнать, сколько заплатит Иванов в начале НП, важна следующая информация:

  • Общее время владения. У Иванова оно составило 9 месяцев;
  • Изменение кадастровой стоимости. За это время 5 месяцев расчет шел на общих основаниях и 4 на льготных. Получается, что: КС2 = КС1 х S2/S1= 500 000×400/1000 = 200 000 руб., где S2 — площадь участка, подлежащая налогообложению после применения льгот (1000 — 600).

Чтобы посчитать, сколько же гражданин Иванов все-таки должен будет заплатить, воспользуемся следующей формулой:

Сн. = 1,5/100 х (500 000×5/12 + 200 000×4/12) = 0.015 х (208 333 + 66 667) = 4124 руб.

Повышательный коэффициент

Земельный налог на участок, на котором проводиться стройка жилых домов (не ИСЖ), рассчитывается с повысительным коэффициентом 2 на протяжении 3 лет, пока идут строительные работы. Если стройка завершилась раньше этого срока — переплата возвращается. А вот если процесс затянулся дольше 3-х лет, то коэффициент измениться до 4х.

Сроки уплаты земельного налога

  • В соответствии со ст. 398 НК РФ, декларация о налогах может быть подана не позднее 1 февраля того года, который следует за истекшим периодом.
  • Налоги уплачиваются в срок, установленный органами местной власти. Но происходит это не раньше, чем наступит срок подачи декларации.
  • Для физических лиц крайний срок уплаты наступает 1 декабря.
  • Для юридических лиц, в соответствии с п. 2 ст. 397 НК РФ, налоговые выплаты осуществляются авансовыми платежами (если в НПА не предусмотрено другое). Налоги уплачиваются за 3 квартала. Итог налогового периода — разница между годовой выплатой и авансовыми платежами (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Расчет земельного налога 2020 для юридических лиц

Каждый авансовый платеж — это четверть от налога за весь расчетный период. Уплачиваются они за первый, второй и третий кварталы, по их итогам. Пример такого расчета:

  • Организация получила в собственность ЗУ с кадастровой стоимостью 1 200 000 рублей. Права на собственность были зарегистрированы в середине марта 2020 года.
  • Ставка по налогу, на приобретенную землю, составила 1,5%.

Чтобы рассчитать необходимую для оплаты сумму важно учесть, что март, в данном случае, считается как полный месяц. Несмотря на то, что регистрация произошла только в середине этого месяца. А это значит, что коэффициент периода владения — 10\12. Отсюда:

  • Налогообложение за весь налоговый период КС х Нст. = 1 200 000×1,5% = 18 000 руб.
  • Расчетная сумма за 2020 г. равна Сн. = 1 200 000×1,5/100×10/12 = 14 994 руб.
  • Авансовый платеж за 1-й квартал (учитывая, что организация владела землей всего один месяц первого квартала, коэффициент периода владения в этом расчете равен ⅓): Сав.1 = ¼×1 200 000×1,5/100 х ⅓ = 1500 руб.
  • Авансовый платеж за второй и третий кварталы, соответственно: Сав.2 и Сав.3 составит ¼×1 200 000×1,5/100 = 4500 руб.
  • До 01.02.2020 года, организации останется заплатить остаток налога: Сост. = 14 994 — 1500 — 4500 — 4500 = 4494 руб.

Можно ли рассчитать земельный налог онлайн?

Можно. Причем, подобные услуги предлагают многие сайты. В том числе и официальный сайт ФНС. Однако, обращаясь к онлайн-калькуляторам стоит учитывать, что они работают только с простыми расчетами. Например, если в течении года изменилась КС, появились основания для вычета или произошла реструктуризация, подобные программы не смогут обработать запрос.

Для произведения расчета по более сложным формулам, юристы рекомендуют использовать таблицы Exel. это займет некоторое время на освоение программы, зато, чтобы узнать размер налоговых выплат, будет достаточно ввести формулу и указать значения, а все расчеты производятся программой автоматически.

Подводя итог важно отметить, что налог на землю регулируется ст. 387-398 НК РФ. Поэтому, чтобы правильно произвести расчеты, полезно ознакомиться с их содержанием, в первую очередь. Также поможет изучение местных нормативно-правовых актов. Ведь, в них присутствуют положения о льготах, ставке и основных датах, важных в данном вопросе. Для того, чтобы определить сумму земельного налога, надо знать кадастровою стоимость земли, категорию участка, а, соответственно, и ставку, а также, учитывать коэффициент владения, изменения стоимости, наличие права на вычет.

На примере судебной практики Наталья Егоршина, ведущий экономист-консультант, рассказала, как быть бухгалтеру, если налогоплательщик оспорил кадастровую стоимость здания, грозят ли компании штрафы и в каком налоговом периоде учитывать изменение налога на имущество.

Кадастровая стоимость зданий, которые являются объектом налогообложения по налогу на имущество, зачастую завышена налоговыми органами. Нередко на практике налогоплательщики пользуются правом оспорить кадастровую стоимость объекта, тем самым уменьшить налоговую нагрузку. Сначала налогоплательщик обращается в комиссию с заявлением об изменении кадастровой стоимости здания, далее в зависимости от решения комиссии налогоплательщик может в судебном порядке оспорить кадастровую стоимость здания.

Рассмотрим следующую ситуацию. Компания оспорила через суд кадастровую стоимость здания и подала уточнённые декларации по налогу на имущество. Соответственно, уменьшение налога на имущество привело к увеличению прибыли. Обязана ли организация подать уточнённые декларации по налогу на прибыль? Возникает ли необходимость доплатить налог на прибыль и уплатить пени? В каком налоговом периоде организация имеет право учесть изменение налога на имущество?

Действительно, при выявлении переплаты по налогу на имущество организации следует сдать уточнённый расчёт (декларацию) по этому налогу. Для целей налогообложения прибыли уменьшение суммы налога на имущество приводит к возникновению внереализационного дохода в периоде корректировки. Поэтому доначисление налога на прибыль и штраф организации не грозят. Рассмотрим данную ситуацию подробнее, с учётом судебной практики и разъяснений контролирующих органов.

  1. Каким образом следует отражать уменьшение суммы налога на имущество, учтённого в составе расходов по налогу на прибыль?

Первоначально исчисленная сумма налога на имущество, учтённая в расходах, до изменения кадастровой стоимости, по мнению Минфина, не может рассматриваться как ошибка. В связи с подачей в налоговый орган уточнёнок по налогу на имущество, так как первоначальная кадастровая стоимость завышала налог на имущество и привела к излишней уплате этого налога в бюджет, данная сиитуация рассматривается в целях налога на прибыль как вновь возникшее обстоятельство, которое приводит к возникновению внереализационного дохода именно в текущем периоде (об этом речь в Письме от 23.08.2017 № 03-03-06/2/53941, от 15.10.2015 № 03-03-06/4/59102).

Арбитраж, в данной ситуации согласен с Министерством, в Определении ВС РФ от 08.11.2016 № 308-КГ16-8442 по делу № А25-269/2015 изложена следующая позиция: если налог, учтённый в налогооблагаемой прибыли в составе расхода, перечислен в бюджет в излишнем размере, а позднее скорректирован, то излишне переплаченная сумма должна быть включена во внереализационные доходы в том периоде, в котором произошла данная корректировка.

  1. Нужно ли сдавать уточнённые декларации по итогам отчётных периодов?

В рассматриваемой ситуации корректировка налоговой базы по налогу на имущество организаций должна рассматриваться как «новое обстоятельство» по смыслу Постановления ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11. Представлять уточнённые декларации по налогу на прибыль организаций, равно как и доплачивать этот налог и пени за указанный период, в такой ситуации не нужно.

Начисленный налог на имущество включается в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Обычно у торговых или производственных организаций налог на имущество – косвенный расход и входит в базу по прибыли в периоде начисления. Если уменьшен налог на имущество по причине подачи уточнённой декларации, то это приводит к отражению внереализационного дохода в периоде корректировки. В связи с изложенным, доначисление налога на прибыль и штрафы организации не грозят. Данные выводы основаны на Письме Министерства финансов РФ от 23.08.2017 № 03-03-06/2/53941.

Из текста письма не следует, что позиция из Постановления не применяется, когда корректировки налоговых баз являются следствием ошибки организации.

Используя разъяснения Минфина и преобладающей арбитражной практики, мы полагаем, что в данной ситуации корректировка базы – это новое обстоятельство по смыслу Постановления, а излишне исчисленный налог на имущество учитывается как внереализационный доход.

  1. Если сдавать уточнённые декларации не нужно и организации следует отразить доход, то в каком периоде?

Вопрос, связанный с моментом учёта внереализационного дохода, в настоящее время не урегулирован. Минфин России в Письме от 13.04.2016 № 03-11-06/2/21006 считает такие доходы доходами прошлых лет, которые выявлены в отчётном (налоговом) периоде (п. 10 ст. 251 НК РФ).

Датой получения таких доходов для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, признаётся дата выявления дохода (получения и (или) обнаружения документов, подтверждающих наличие дохода).

Перечень внереализационных доходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, не является исчерпывающим, на что и ссылается ВАС РФ в Постановлении.

По нашему мнению, датой получения дохода в виде излишне уплаченного налога на имущество организаций должна признаваться дата получения от налоговой сообщения о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченного налога (п. 9 ст. 78 НК РФ). До этого момента, ввиду отсутствия определённости в том, какое решение будет принято налоговым органом, у организации не возникает экономической выгоды, приводящей к образованию налогооблагаемого дохода (п. 1 ст. 41 НК РФ). Такой вывод можно сделать и из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2012 г. № 10077/11, поскольку в нём ВАС РФ поддержал налогоплательщика, который учёл излишне уплаченную сумму налога после признания инспекцией факта излишней уплаты налога.

Правомерность указанной позиции усматривается и в других судебных решениях (смотрите, например, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 № 06АП-7127/14, ФАС Московского округа от 07.03.2013 № Ф05-1017/13 по делу № А40-56201/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 № 09АП-33404/12).

  1. Нужно ли доплатить налог на прибыль и пени за каждый период?

Основываясь на разъяснениях Минфина России и преобладающей арбитражной практики, мы придерживаемся позиции, что корректировка налоговой базы по налогу на имущество всё же рассматривается как «новое обстоятельство» по смыслу Постановления, а излишне исчисленная сумма налога на имущество организаций подлежит учёту в составе внереализационных доходов. Соответственно, представлять уточнёнки по налогу на прибыль организаций, равно как и доплачивать этот налог и пени за указанный период, в такой ситуации не нужно.

  1. Интересная ситуация. Компания обратилась в комиссию с заявлением об изменении кадастровой стоимости здания в 2017 году. Комиссия отказала. В 2018 году компания обратилась с иском в суд и выиграла. Вопрос: с какого периода применяется новая утверждённая судом кадастровая стоимость здания (с даты заявления в комиссию или с даты обращения в суд)?

Сложность заключается в том, что в п. 15 ст. 378.2 НК сказано: если изменена кадастровая стоимость по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, нужно учитывать при определении базы начиная с периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре стоимости, но не ранее даты внесения в госкадастр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. В норме НК указано, что налог пересчитывают с начала года, в котором подали заявление о пересмотре кадастровой стоимости, не уточняя, куда именно его подавали – в суд или в комиссию.

Для компаний обращение в комиссию является обязательным – иск в суд принят не будет при отсутствии решения комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо при отсутствии документов, подтверждающих факт обращения в комиссию и отказ рассмотреть ею заявление в установленный законом срок. В связи с этим для целей применения положений п. 15 ст. 378.2 кодекса датой подачи заявления для юрлиц является дата обращения в комиссию.

По общему правилу изменение кадастровой стоимости недвижимости в течение года не учитывается при расчёте налога в этом и предыдущих годах. Однако это правило не применяется, если кадастровая стоимость изменяется на основании судебного решения.

Пересмотренная по решению суда кадастровая стоимость недвижимости будет учитываться при расчёте налога с того года, в котором подано заявление о её пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В то же время ФНС сообщила, что при камеральной проверке декларации инспектор может учесть документы об изменённой кадастровой стоимости объекта, представленные проверяемой компанией и подтверждённые официальными сведениями с сайта суда, если решение суда вступило в силу. Причём использование проверяющими таких сведений не зависит от даты их внесения в ЕГРН.

Использование налоговыми органами сведений об оспоренной кадастровой стоимости (налоговой базе) не зависит от даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (Письмо ФНС России от 26.12.2016 № БС-4-21/25054).

Мы придерживаемся следующей позиции: если вы оспаривали в суде решение комиссии, то новая утверждённая судом кадастровая стоимость здания применяется с периода обращения в комиссию, независимо от того, что позднее вы обратились в суд, чтобы оспорить решение комиссии.

Итак, в случае, если налогоплательщик оспорил кадастровую стоимость здания, которая зачастую завышена, в соответствии с имеющейся практикой при корректировке налоговой базы по прибыли, это рассматривается как новое обстоятельство. Излишне исчисленная сумма налога на имущество организаций подлежит учёту в составе внереализационных доходов в периоде получения от налогового органа сообщения о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченного налога. До этого момента налогооблагаемого дохода у организации не возникает. Представлять уточнённые декларации по налогу на прибыль организаций, равно как и доплачивать этот налог и пени за указанный период, в такой ситуации не нужно.

Если изменена кадастровая стоимость по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, нужно учитывать при определении базы начиная с периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре стоимости, но не ранее даты внесения в госкадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания.

Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 ноября 2017 года N 620

Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Министр

М.С.Орешкин

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

19 апреля 2018 года,

регистрационный N 50827

Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

УТВЕРЖДЕН

приказом Минэкономразвития России

от 17 ноября 2017 года N 620

1. Настоящий Порядок определяет правила работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия).

2. На заседании комиссии рассматриваются поступившие заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее — заявление об оспаривании), в срок, установленный частью 14 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.4170; 2017, N 31, ст.4823) (далее — Закон о государственной кадастровой оценке).

О дате, времени и месте заседания комиссии члены комиссии извещаются не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии.

По каждому планируемому к рассмотрению на заседании комиссии заявлению об оспаривании на официальном сайте исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 1 статьи 6 Закона о государственной кадастровой оценке (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») комиссия обеспечивает размещение не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии следующую информацию:

дата, время и место проведения заседания комиссии;

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя (в случае, если заявление об оспаривании подано физическим лицом);

наименование юридического лица, его место нахождения и основной государственный регистрационный номер (в случае если заявление об оспаривании подано юридическим лицом);

наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, его место нахождения (в случае если заявление об оспаривании подано указанными органами);

кадастровый номер объекта (кадастровые номера объектов) недвижимости, в отношении которого (которых) подано заявление об оспаривании, место (места) нахождения указанного объекта (указанных объектов) недвижимости.

3. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

Заседание комиссии является открытым.

4. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие — заместитель председателя комиссии (далее также — председательствующий на заседании).

5. Голосование по всем вопросам проводится открыто в присутствии лиц, принимавших участие в заседании комиссии.

При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решение комиссии считается принятым в пользу заявителя.

Голосование проводится (решение принимается) по каждому объекту недвижимости отдельно.

Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.

6. До голосования член комиссии обязан заявить самоотвод, если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе голосования и информировать о наличии таких обстоятельств секретаря комиссии, а в его отсутствие — лицо, исполняющее его обязанности (далее — секретарь комиссии). При поступлении такой информации секретарь комиссии обязан известить о ней лиц, присутствующих на заседании.

В случае если член комиссии не заявляет самоотвода в связи с наличием обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, то заявитель либо любой из членов комиссии вправе заявить об отводе члена комиссии. В этом случае решение об отводе члена комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.

7. Комиссия рассматривает заявления об оспаривании в отношении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, а также прилагаемые к заявлению об оспаривании документы, предусмотренные статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке.

8. Днем подачи заявления об оспаривании в комиссию в соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке считается день его представления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

9. При поступлении заявления об оспаривании секретарь комиссии проверяет приложенные к заявлению об оспаривании документы на предмет соблюдения требований части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.

Заявление об оспаривании не принимается к рассмотрению без приложения указанных в части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке документов в соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.

В случае выявленного несоответствия заявления об оспаривании части 9 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке комиссия в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании информирует заявителя письмом с мотивированным обоснованием непринятия такого заявления за подписью председателя комиссии или заместителя председателя комиссии.

10. В соответствии с частью 15 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке комиссия вправе принять:

1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

2) решение об отклонении заявления об оспаривании.

11. В случае принятия заявления об оспаривании к рассмотрению комиссия в соответствии с частью 11 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке в течение трех рабочих дней со дня принятия такого заявления направляет отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее — бюджетное учреждение).

12. Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

13. Комиссия в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает бюджетное учреждение, проводившее государственную кадастровую оценку, результаты определения которой оспариваются, о дате, месте и времени рассмотрения заявления об оспаривании с приглашением представителей такого бюджетного учреждения на заседание комиссии.

14. Решение об отклонении заявления об оспаривании комиссия принимает в случаях, если содержание отчета об оценке рыночной стоимости, приложенного к такому заявлению, не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 46, ст.4537; 2006, N 31, ст.3456; 2011, N 1, ст.43; 2014, N 11, ст.1098; N 30, ст.4226; 2016, N 27, ст.4293) (далее — Закон об оценочной деятельности) и (или) если такой отчет об оценке не соответствует требованиям к составлению и (или) содержанию отчета об оценке и (или) требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, и (или) требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки.

15. В случае если содержание отчета об оценке рыночной стоимости, приложенного к заявлению об оспаривании, соответствует требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, и соответствует требованиям к составлению и содержанию отчета об оценке, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

16. По итогам заседания комиссии секретарем комиссии составляются проект протокола заседания комиссии и проект решения комиссии.

По каждому объекту недвижимости, в отношении которого заявление об оспаривании рассмотрено на заседании комиссии, оформляется отдельное решение комиссии.

17. В решении комиссии указываются:

дата и место проведения заседания комиссии;

фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии) членов, секретаря комиссии;

фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии), места работы, должности иных лиц, присутствующих на заседании комиссии, дававших пояснения (при наличии);

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя (в случае если заявление об оспаривании подано физическим лицом);

наименование юридического лица, его место нахождения и основной государственный регистрационный номер (в случае если заявление об оспаривании подано юридическим лицом);

наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, его место нахождения (в случае если заявление об оспаривании подано указанными органами);

кадастровый номер объекта недвижимости, его место нахождения и адрес (последнее — при наличии);

основание подачи заявления об оспаривании;

решение, принятое комиссией;

результаты голосования с указанием фамилий, имен и отчеств (последнее — при наличии) членов комиссии, принявших участие в голосовании;

информация о самоотводе или отводе члена комиссии при голосовании (причины, решение об отводе члена комиссии (результаты голосования об отводе члена комиссии) (в случае если было принято решение о самоотводе или об отводе члена комиссии);

выявленные комиссией нарушения требований статьи 11 Закона об оценочной деятельности и (или) требований к составлению и (или) к содержанию отчета об оценке и (или) требований к информации, используемой в отчете об оценке, а также требований к проведению оценки недвижимости, установленных федеральными стандартами оценки, с указанием номеров страниц отчета об оценке рыночной стоимости, к которым имеются замечания (в случае принятия комиссией решения об отклонении заявления об оспаривании).

Решение комиссии подписывается председательствующим на заседании не позднее трех рабочих дней с даты проведения заседания комиссии.

18. В протоколе заседания комиссии указываются:

дата и место проведения заседания комиссии;

фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии) членов, секретаря комиссии;

фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии), места работы, должности иных лиц, присутствующих на заседании комиссии, дававших пояснения, с указанием объекта недвижимости в отношении которого дано пояснение (при наличии).

В протоколе заседания комиссии по каждому объекту недвижимости, в отношении которого заявление об оспаривании рассмотрено комиссией, дополнительно указываются (содержатся):

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) заявителя (в случае если заявление об оспаривании подано физическим лицом);

наименование юридического лица, его место нахождения и основной государственный регистрационный номер (в случае если заявление об оспаривании подано юридическим лицом);

наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, его место нахождения (в случае если заявление об оспаривании подано указанными органами);

кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого принято решение, его место нахождения и адрес (последнее — при наличии);

основание подачи заявления об оспаривании;

пояснения, данные лицами, присутствующими на заседании (при наличии);

пояснения бюджетного учреждения, проводившего государственную кадастровую оценку, результаты определения которой оспариваются, по вопросам, касающимся определения кадастровой стоимости объекта оценки, и (или) пояснения иных лиц, представленные к заседанию комиссии в письменном виде (при наличии);

решение, принятое членами комиссии;

результаты голосования с указанием фамилий, имен и отчеств (последнее — при наличии) членов комиссии, принявших участие в голосовании;

информация о самоотводе или отводе члена комиссии при голосовании (причины, решение об отводе члена комиссии (результаты голосования об отводе члена комиссии) (в случае если было принято решение о самоотводе или отводе члена комиссии).

Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании не позднее трех рабочих дней с даты проведения заседания комиссии.

19. Протокол заседания комиссии, решение комиссии, заявление об оспаривании, а также документы, приложенные к заявлению об оспаривании, подлежат хранению в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации в течение пяти лет с даты проведения заседания комиссии.

20. Комиссия в соответствии с частью 19 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке в течение пяти рабочих дней со дня:

принятия решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее — орган регистрации прав), и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость;

принятия решения об отклонении заявления об оспаривании направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения.

21. В случае принятия решения об отклонении заявления об оспаривании комиссия в течение пяти рабочих дней направляет в саморегулируемые организации оценщиков, членами которых являются оценщики, составившие отчет об оценке, копии решения комиссии и протокола заседания комиссии.

22. Решения комиссии и протоколы заседаний комиссии оформляются на бланке уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

23. В целях обеспечения открытости работы комиссии информация о работе комиссии, в том числе протоколы заседания комиссии и принятые решения без указания персональных данных заявителей, размещается на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее пяти рабочих дней с даты проведения соответствующего заседания.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

Кадастровая стоимость как объект налогообложения

В настоящий момент кадастровая стоимость рассматривается в качестве объекта налогообложения по следующим налогам:

№ п/п

Налог

Норма НК РФ

Налог на имущество организаций

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ)

Земельный налог

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п. 1 ст. 390 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 НК РФ)

В отдельных случаях кадастровая стоимость земельного участка применяется также для расчета арендной платы за пользование этим участком. Об этом говорится в п. 5 ст. 65 ЗК РФ, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Оспорить кадастровую стоимость может заинтересованное лицо. Таковым признается собственник имущества, а также стороны договора аренды в том случае, если арендная плата установлена с использованием кадастровой стоимости.

В связи с изложенным вопросы оспаривания кадастровой стоимости приобретают особую актуальность в тех случаях, когда кадастровая стоимость завышена.

Процедура оспаривания

В настоящий момент процедура оспаривания включает в себя досудебный и судебный этап.

При этом физические лица не обязаны разрешать спор о кадастровой оценке в досудебном порядке, они вправе сразу обратиться в суд, а для организаций порядок досудебного обжалования, напротив, является обязательным.

Однако, в любом случае, в первую очередь следует обратиться к оценщику. Для того, чтобы приступить к оспариванию, нужно иметь на руках основное доказательство несоответствия кадастровой цены рыночной цене, отчет оценщика, а также положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.

Досудебное оспаривание

Лицо, чьи права нарушены кадастровой оценкой, имеет право обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Комиссия создана и работает на основе Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263 (далее – Порядок).

Кадастровая стоимость, согласно ч. 10 ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (далее – Закона № 135-ФЗ), может быть оспорена в течение 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее момента определения новой кадастровой стоимости.

Основанием для подачи заявления, согласно ч.. 11 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, являются:

  • недостоверность исходных сведений об объекте недвижимости, использованных оценщиком при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Лицо, обращающееся в Комиссию, должно представить Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, в котором должны быть указаны причины, по которым кадастровая стоимость является неверной. Документы, прилагаемые к Заявлению, перечислены в ч. 16, 18 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ и п. 13 Порядка:

  1. кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, либо кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  2. нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление подает гражданин, обладающий правом на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  3. документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, если заявление подается по основанию ошибочности указанных сведений;
  4. отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости на бумажном носителе и в форме электронного документа, если заявление подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  5. положительное экспертное заключение СРО оценщиков в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, членом которой является оценщик, составивший отчет, на бумажном носителе и в форме электронного документа;
  6. иные необходимые документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом (?). О своем решении комиссия в течение пяти рабочих дней уведомляет заявителя, а также орган местного самоуправления (ч. 26 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ). Копию решения комиссия направляет в отделение Росреестра и кадастровую палату (ч. 30

ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

В том случае, если заявителя не устраивает результат рассмотрения спора в Комиссии, она может обжаловать его в судебном порядке.

Судебный порядок рассмотрения спора

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости следует обращаться в суд общей юрисдикции: Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее ‒ Закон о кадастре), статья 24.12 Закона об оценочной деятельности, глава 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее ‒ КАС РФ), статья 1 Федерального закона от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее ‒ заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

После введения в действие КАС РФ данные дела разрешаются в сроки, установленные статьей 141 КАС РФ (а именно в течение 2 месяцев), в соответствии с правилами главы 25 КАС РФ «Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости».

Согласно ст. 246 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 КАС РФ. Помимо документов, указанных в статье 126 КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются:

  1. кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  2. нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  3. документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  4. отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  5. положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;
  6. документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином.

Практика рассмотрения дел

Основные сложности, с которыми может столкнуться заявитель, а теперь уже административный истец, это сложности с доказыванием факта завышения кадастровой стоимости. Здесь на первый план выходит качество отчета оценщика. Зачастую суды отказывают в удовлетворении заявленных требований по причине несоответствия отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности, в частности Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 256. Им, в частности, предусмотрено, что оценщик должен использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке.

Суд в одном из решений, имеющихся в нашем распоряжении, отказывая в удовлетворении требований, указал, что оценщик применил только сравнительный метод, в рамках которого ограничился использованием метода прямого сравнения продаж. Также судом были предъявлены претензии, связанные с выбором объектов-аналогов для оценки, кроме того, были выявлены и другие методологические недочеты в отношении отчета оценщика. В итоге судом в решении был сделан вывод о том, что отчет оценщика является недопустимым доказательством, т.к. отчет составлен с нарушениями законодательства об оценочной деятельности и была нарушена методология оценки рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с законом № 135-ФЗ кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной стоимости, если достоверность отчета оценщика подтверждена судом. В итоге в рассматриваемой ситуации клиенту пришлось повторно обращаться теперь уже к другому оценщику с тем, чтобы снова оспаривать кадастровую стоимость.

Результаты оспаривания претворяем в жизнь

Согласно ч. 5 ст. 24.20. Закона № 135-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 этого закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 г. и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 г., то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015. Рекомендуем самостоятельно сообщить в налоговый орган об изменении кадастровой стоимости и представить подтверждающие документы.

Оспаривание кадастровой стоимости позволяет сократить налоговую базу по налогу в среднем на 30-40%, хотя в некоторых случаях кадастровая стоимость бывает завышена и в два раза. В связи с чем обращение за оспариванием кадастровой стоимости является достаточно выгодным для заказчика этой услуги, желающего снизить свою налоговую нагрузку по налогу на имущество или по земельному налогу.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *