Платная услуга

Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, а именно такой тип образовательных организаций по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ или Закон) охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.

Конечно, наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нем содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счет средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров все-таки существенно отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счет бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения и после принятия нового Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг – это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей”».

Актуальной остается и позиция Президиума Верховного Суда РФ, что «указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие главы III Закона «О защите прав потребителей”». Поэтому в силу ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» последствия нарушения условий договора оказания платных образовательных услуг определяются и Федеральным законом № 273-ФЗ, и общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Заключению договора оказания платных образовательных услуг предшествует информирование потребителя таких услуг об их существенных свойствах. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителя» и конкретизирована в пока еще действующих Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями; далее – Правила).

Согласно п. 7 и 8 Правил до заключения договора школа предоставляет потребителю (его законным представителям) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, к числу которой относится:

  • наименование и место нахождения (адрес) образовательной организации, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

  • перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

  • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

  • порядок приема и требования к поступающим;

  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Данная информация доводится в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте в школе. Федеральный закон № 273-ФЗ модернизирует способ ознакомления потребителя с указанной информацией в соответствии с современным развитием информационных технологий. Согласно ст. 29 Закона на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», во-первых, размещается общая информация о нем (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации), а во-вторых, документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. Таким образом, очевидно, что размещение информации на сайте школы о платных образовательных услугах, включая дополнительные, должно предшествовать заключению соответствующих договоров, а, следовательно, является обязательным условием платной образовательной деятельности.

При этом новый Закон требует, чтобы при непосредственном заключении договора оказания платных образовательных услуг сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, соответствовали информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора (ч. 4 ст. 54). Таким образом, недопустима ситуация, когда обучающийся или его родители (законные представители) видят на сайте школы одну информацию, например, о стоимости обучения, а, непосредственно при заключении договора оказывается, что эта информация давно «устарела».

Предмет договора

Гражданский кодекс РФ осуществляет общее регулирования заключения, изменения, расторжения, исполнения договора, под которым понимается «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 ГК РФ).

Согласно общим правилам Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора признаются все условия договора, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон, поскольку в противном случае договор признается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Перечисление существенных условий договора сделано в п. 2 ст. 432 ГК РФ. Существенными условиями являются:

  • условия о предмете договора;

  • условия, прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предметом договора является совокупность действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны. Характеристика предмета договора возмездного оказания услуг дана в п. 1 ст. 779 ГК РФ:

«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Таким образом, существенным условием договора возмездного оказания услуг является, во-первых, характеристика самих оказываемых исполнителем по договору услуг, а во-вторых, наличие встречного предоставления в виде платы со стороны заказчика.

К условиям, прямо названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договора возмездного оказания образовательных услуг, прежде всего, относятся условия, перечисленные в ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что указанные Правила продолжат действовать и после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ в части, не противоречащей данному Федерального закону или иным издаваемым в соответствии с ним нормативным правовым актам Российской Федерации (ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ), если на 1 сентября 2013 года Правительством РФ не будут утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг в соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона.

В Федеральном законе № 273-ФЗ содержится формулировка, характеризующая предмет оказываемой услуги. Это основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). Отметим, что предмет обязательств по договору со стороны образовательной организации не зависит от возмездности договора для обучающегося и (или) иного заказчика

Применительно к школе можно выделить два вида предмета договора оказания платных образовательных услуг:

1) договор, предусматривающий реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

2) договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения (те образовательные услуги, которые принято называть платными дополнительными образовательными услугами).

Исходя из ч. 3 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность за бюджетный счет, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц только образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат. Таким образом, исполнителем по договору, предусматривающему реализацию образовательных услуг по основным программам, может быть частная образовательная организация, не получающая возмещение затрат на реализацию указанных программ за счет средств бюджета, либо индивидуальный предприниматель.

В предмет такого договора оказания платных образовательных услуг по основной общеобразовательной программе включаются:

  1. вид образовательной программы: основная общеобразовательная образовательная программа

  2. уровень основной общеобразовательной программы: начальное общее, основное общее или среднее общее образование;

  3. форма обучения: очная, очно-заочная, заочная (очевидно, что в абсолютном большинстве случаев речь идет об очной форме обучения);

  4. срок освоения образовательной программы указывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС): для начального общего – 4 года, для основного общего – 5 лет, для среднего полного – 2 года).

Представляется важным указание в договоре, что обучение идет по ФГОС (с указанием реквизитов приказа Минобрнауки России, которым стандарт утвержден).

Договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, является договором оказания платных дополнительных образовательных услуг в терминологии старого Закона РФ «Об образовании». Опять же, если школа либо организация дополнительного образования имеет государственное (муниципальное) задание на оказание таких услуг, то заключать договор оказания платных образовательных услуг и брать дополнительно к бюджетному финансированию плату с обучающихся (их родителей (законных представителей)) нельзя. В противном случае полученные средства возвращаются оплатившим эти услуги лицам (ч. 2 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ).

Основными характеристиками образования, включающиеся в предмет договора оказания платных образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам, являются:

  1. вид дополнительной общеобразовательной программы: дополнительная общеразвивающая программа;

  2. направленность образовательной программы в соответствии с уставом и лицензией на осуществление образовательной деятельности, например, военно-патриотическая направленность;

  3. конкретное наименование образовательной программы, например, «Моделирование макетов военных самолетов»;

  4. форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

  5. продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, один год.

При реализации школой профессионального обучения основными характеристиками образования, включающимися в предмет договора оказания платных образовательных услуг, являются:

  1. вид основной программы профессионального обучения: программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

  2. профессия рабочего, должность служащего, по которой осуществляется обучение, например, швея;

  3. форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

  4. продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, 6 месяцев.

Стоимость платных образовательных услуг

Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ к существенным условиям договора оказания платных образовательных услуг относится цена договора: полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

По общему правилу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Согласно ст. 709 ГК РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг на основании ст. 783 ГК РФ, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Таким образом, в договоре оказания платных образовательных услуг цена определяется по соглашению сторон и включает в себя издержки исполнителя и его вознаграждение.

Федеральный закон № 273-ФЗ вводит новую норму, ограничивающую изменение стоимости оказания платных образовательных услуг (ч. 3 ст. 54): увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» он не должен превышать 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года). Очевидно, такая возможность увеличения касается только случаев заключения договора оказания платных образовательных услуг на срок более года и характерна для реализации основных общеобразовательных программ частными школами.

Федеральный закон № 273-ФЗ запрещает увеличивать стоимость образовательных услуг по договору сверх уровня инфляции, однако предусматривает возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся, например для обучающихся, показавших хорошие или отличные результаты освоения образовательных программ. Согласно ч. 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

При этом указанная норма Федерального закона № 273-ФЗ, на наш взгляд, противоречит другой норме того же Закона – ч. 3 ст. 101, согласно которой организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Федеральный закон № 273-ФЗ фактически говорит о том, что платные дополнительные образовательные услуги могут оказываться образовательными организациями, получающими финансирование из соответствующего бюджета, только на одинаковых для всех условиях, а следовательно, установление локальным нормативным правовым актом школы льгот (снижения стоимости) в отношении таких услуг не допускается. А рассмотренный выше режим установления льгот возможен только в частных школах, не получающих бюджетного финансирования.

Изменение и расторжение договора

По общему правилу договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Соглашение об изменении или о расторжении договора оказания платных образовательных услуг совершается, так же как и сам договор, в письменной форме (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Как указывалось выше, принцип свободы договора оказания платных образовательных услуг ограничивается императивной нормой о недопустимости увеличения цены по договору, даже если заказчик и «согласен» с увеличением стоимости образовательных услуг.

По общим правилам ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда:

а) при существенных нарушениях договора другой стороной;

б) в иных случаях, предусмотренных законом.

Для договора оказания платных образовательных услуг такие специальные случаи расторжения договора в одностороннем порядке предусмотрены Федеральным законом № 273-ФЗ со стороны исполнителя – образовательной организации:

1) в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг (ч. 7 ст. 54);

2) в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54);

3) в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);

4) в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).

Рассмотрим эти основания подробнее.

Просрочка оплаты платных образовательных услуг выражается в неоплате как ранее оказанных услуг, так и отсутствии предоплаты за услуги, подлежащие оказанию, при условии, что в договоре предусмотрен такой порядок оплаты (что наиболее распространено на практике).

Основание расторжения договора, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося, может возникнуть в разных ситуациях, начиная от банального непосещения занятий, заканчивая недопустимым поведением на занятиях, делающим невозможным фактическое оказание услуг. В принципе данное основание близко и к основанию, связанному с отчислением обучающегося как меры дисциплинарной ответственности, с той лишь разницей, что может быть применено по отношению к договору, предусматривающему обучению любого обучающегося, в том числе не достигшего возраста пятнадцати лет. Очевидно, что факты, подтверждающие действия (бездействия) обучающегося должны быть документально закреплены администрацией школы.

Отчисление как мера дисциплинарной ответственности применяется в соответствии с частями 3 – 12 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

Невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана может применяться только к обучающимся школы по программам профессионального обучения, но не по основным и дополнительным общеобразовательным программам (п. 2 ч. 2 ст. 61). Подтверждением невыполнения данной обязанности должны быть результаты текущего контроля и (или) промежуточной аттестации, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами школы.

Со стороны потребителя (обучающегося, его родителей, законных представителей) Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность прекращения образовательных отношений и расторжение договора по его (их) инициативе, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Согласно ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны в договоре. Очевидно, сделано это для должного информирования обучающегося, его родителей (законных представителей) об этих основаниях.

Следует отметить, что расторжение договора в указанных выше случаях согласно общей норме ГК РФ допускается по решению суда, что несколько затрудняет практическое применение указанных норм. Однако п. 3 ст. 450 ГК РФ предусматриваются еще дополнительные основания, при которых договор считается расторгнутым, это случаи одностороннего отказа от его исполнения, когда такие случаи допускаются законом или соглашением сторон, т.е. самим договором.

Такие случаи предусматриваются общими нормами Гражданского кодекса РФ, регламентирующими исполнение договоров и договор возмездного оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Фактически, как отмечено выше, данная норма только несколько в иных выражениях закрепляется как основание расторжения договора в Федеральном законе № 273-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Что касается предусмотренного Гражданским кодексом РФ условия об оплате фактически понесенных расходов, то при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора такие расходы могут быть связаны с организацией и подготовкой оказания услуг, но на практике в большинстве случаев ограничиваются суммой произведенной заказчиком предоплаты. Это объясняется тем, что истребовать дополнительную оплату за произведенные фактические расходы сверх предоплаты возможно только в судебном порядке, что сопряжено с различными процедурными сложностями и временными затратами, кроме того, необходимо доказать, что такие расходы, во-первых, были произведены фактически до отказа заказчика, а во-вторых, были связаны с оказанием услуг именно в отношении этого заказчика.

Отказ со стороны исполнителя – образовательной организации предусматривается п. 2 ст. 782 ГК РФ. По общим правилам гражданского законодательства такой отказ возможен в любое время при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако представляется, что данная норма Гражданского кодекса РФ не согласуется с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу», т.е. обязан исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. По нашему мнению, несмотря на формальную императивность нормы п. 2 ст. 782 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или существом обязательства, отказ со стороны исполнителя правомерен только при фактической невозможности оказать услугу, например, при приостановлении или лишении лицензии.

Еще одним основанием для одностороннего отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг является просрочка оплаты (неоплата) стоимости платных образовательных услуг заказчиком в случае, если договором предусматривается предварительная оплата услуг. Согласно ст. 328 и ст. 716 ГК РФ (последняя применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ) исполнитель при отсутствии предусмотренной договором предоплаты вправе отказаться от исполнения обязательства и потребовать возмещения убытков.

Таким образом, закон предусматривает три основания для отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг: со стороны заказчика – в любое время без необходимости какой-либо аргументации, со стороны исполнителя: при невозможности оказать услугу и при отсутствии предоплаты услуг в соответствии с условиями договора оказания платных образовательных услуг.

При этом, как отмечалось выше, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств могут предусматриваться не только законом, но и соглашением сторон, т.е. договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ). В связи с этим представляется, что в договоре оказания платных образовательных услуг следует указать не только основания расторжения договора в одностороннем порядке, как это предусматривается ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, но и основания для одностороннего отказа от его исполнения (они могут быть такими же, как основания расторжения договора).

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2002 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10 июля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 11.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания платных образовательных услуг.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 3016);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 181 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1281);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 815 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 156);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 682 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 38, ст. 4317).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2013 г. N 706

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок оказания платных образовательных услуг.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах:

«заказчик» — физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора;

«исполнитель» — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность);

«недостаток платных образовательных услуг» — несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы);

«обучающийся» — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

«платные образовательные услуги» — осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее — договор);

«существенный недостаток платных образовательных услуг» — неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

5. Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг.

6. Исполнитель обязан обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.

7. Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

8. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

II. Информация о платных образовательных услугах, порядок заключения договоров

9. Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

10. Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

11. Информация, предусмотренная пунктами 9 и 10 настоящих Правил, предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

12. Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

13. Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

14. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

Примерные формы договоров об образовании по образовательным программам высшего образования утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

Примерные формы договоров об образовании по дополнительным профессиональным программам утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439)

15. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.

III. Ответственность исполнителя и заказчика

16. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

17. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

18. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

19. Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

20. Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

21. По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Задание. Ответы на вопросы. Полный и правильный ответ на вопрос задания оценивается — 1 балл. Всего 15 б.

1.Какие виды приносящей доход деятельности могут быть реализованы образовательной организацией?

Основным видом приносящей доход деятельности образовательной организации является оказание платных образовательных услуг.

Кроме образовательных, в качестве услуг, которые чаще всего оказываются образовательными организациями в качестве приносящей доход деятельности, можно выделить:

— присмотр и уход;

— организация досуга;

— организация профилактических и спортивных мероприятий;

— улучшение условий пребывания и питания;

— реализация товаров, работ и услуг, которые входят в предмет обучения по профессиональным образовательным программам.

Сдача в аренду имущества в соответствии с ГК РФ также относится к приносящей доход деятельности образовательной организации.

Пожертвования, получаемые образовательной организацией от физических и (или) юридических лиц, а также благотворительная деятельность в отношении образовательной организации не является приносящей доход деятельностью образовательной организации, а являются источниками формирования имущества.

В отношении использования учреждением средств, полученных от ведения приносящей доход деятельности, для государственных (муниципальных) образовательных организаций различного типа статьей 298 ГК РФ установлены различные условия.

Доходы, полученные от указанной деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Расходование любых средств таким учреждением будет осуществляться в рамках бюджетной сметы под контролем учредителя.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности автономного или бюджетного учреждения поступают в их самостоятельное распоряжение, в связи с чем для таких учреждений ведение приносящей доход деятельности является серьезным экономическим подспорьем.

2.Как оформить отношения с педагогом в том случае, если он оказывает платные дополнительные образовательные услуги?

Работодатель вправе оформить с работниками как дополнительное соглашение о расширении зоны обслуживания, увеличения объема работ, так и трудовые договоры о совместительстве.

3.Следует ли образовательной организации оформлять дополнительную лицензию в случае оказания платных образовательных услуг?

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796. Государственные и муниципальные образовательные учреждения общего образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности, могут осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных дополнительных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, без получения дополнительных лицензий. Таким образом, деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию. Если оказание платных образовательных услуг осуществляется общественным благотворительным фондом поддержки образовательного учреждения, имеющего юридическое лицо, наличие лицензии обязательно.

4.Следует ли оформлять лицензию АНО если она оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста?

Вы имеете право работать без лицензии и в нежилом помещении. Например, если у вас есть четырехчасовой минисад, он вполне укладывается в формулировку «присмотр и уход». Как и детский сад полного дня. Вы должны получать лицензию только в том случае, если реализуете дошкольные образовательные программы. в законе об образовании написано, что образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания. То есть, если ваш процесс не целенаправленный, то это уже и не образование. Получается также, что помимо ухода и присмотра можно осуществлять воспитание, но без обучения.

Следите за тем, чтобы в бумагах нигде не было планов курсов, программ, расписаний, а иначе процесс получается целенаправленный.

5.Следует ли оформлять лицензию АНО если она оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми 7-10 лет?

Не нужно, если деятельность направлена только на присмотр за детьми.

Регистрировать ИП по числу педагогов – это сложно и, наверное, не нужно. Для подготовки к школе – да. Остальная деятельность, как я говорила, вполне укладывается в понятие «присмотр и уход».

Если проводится несколько образовательнх курсов- «Подготовка к школе», Английский язык», то педагог может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), ведущего репетиторскую деятельность. Он имеет право проводить образовательные занятия, не имея лицензии.

6. Как устанавливается оплата труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платных образовательных услуг.

Данное Положение определяет порядок и условия оплаты труда работников

(далее Школа), привлечённых на договорной основе к выполнению работ по предоставлению платных образовательных услуг (ПОУ), источники формирования фонда оплаты труда, структуру заработной платы и направлено на усиление материальной заинтересованности работников в повышении качества предоставляемых образовательных услуг, повышении эффективности и результативности труда при оказании платных образовательных услуг.

1.3. Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени производится пропорционально отработанному времени.

1.4. Школа самостоятельно в соответствии с уставом определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д.платной услуги?

7.Должны ли родители детей, обучающихся по платным образовательным программам, за свой счет приобретать учебные пособия (материалы) для занятий?

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном образовательной организацией (далее – ОО).

Существенные условия договора об оказании платных образовательных услуг предусмотрены ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ. Так в договоре об оказании платных образовательных услуг указывается полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты (ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ). Кроме того, к договорам об оказании платных образовательных услугах применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ).

В соответствии со ст. 704 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, ОО выполняет свои обязательства по договору своими силами и средствами. Т. е. стоимость учебно-методических материалов и средств обучения и воспитания (далее – средства обучения) должна быть отдельно оговорена в договоре либо включена в стоимость обучения при формировании ценовой политики и определении стоимости оказания конкретной образовательной услуги. Если стоимость средств обучения не определена договором и не включена в стоимость платной образовательной услуги, ОО не вправе требовать от родителей (законных представителей) дополнительных финансовых вложений для получения образовательной услуги.

8.Можно ли направить средства материнского капитала на оплату образовательных услуг?

Направить материнский капитал на образование любого из детей можно, когда второму, третьему ребенку или последующим детям исполнится три года. Исключение составляет дошкольное образование – по этому направлению материнским капиталом можно распорядиться сразу после рождения ребенка, который дает право на сертификат.

На дату начала обучения ребенок должен быть не старше 25 лет. Организация должна находиться на территории России и иметь лицензию на оказание образовательных услуг.

9.Как должен осуществляться в образовательной организации учет спонсорской помощи и безвозмездно полученного имущества?

Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.

Пункт 1 ст. 582 ГК РФ определяет, что пожертвование – дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться образовательным организациям.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 135ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях содействия деятельности в сферах образования, просвещения, духовному развитию личности.

В рассматриваемой ситуации дарение совершено образовательному учреждению на осуществление образовательной деятельности, то есть в общеполезных целях, поэтому признается пожертвованием.

10. Как оформить доходы от пожертвований и благотворительной деятельности?

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные согласно законодательству РФ о некоммерческих организациях пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В Письме УФНС по г. Москве от 19.10.2011 № 1615/101183@ сделан вывод: если пожертвования физических лиц, произведенные в пользу государственного образовательного учреждения, отвечают требованиям ГК РФ и Федерального закона № 135ФЗ, то доход в виде указанного пожертвования не учитывается учреждением на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при условии, что полученные пожертвования использованы в соответствии с их целевым назначением, которое определяет жертвователь, а также при условии ведения раздельного учета таких доходов и их расходования.

11.Назовите типовые нарушения образовательного законодательства при оказании платных образовательных услуг (по результатам контрольно-надзорных проверок).

Перечень типичных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, выявленных в деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2018 году: − неисполнение полномочий по учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе детей-инвалидов (статья 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); − отсутствие регламентации полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (статья 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); − нарушение порядка проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников (статья 72 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); − нарушение требований законодательства при организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, созданных в муниципальных образованиях (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»); − отсутствие проведения оценки последствий заключения муниципальной образовательной организацией договора аренды/договора безвозмездного пользования закрепленных за организацией объектов (часть 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

12.Разъясните условия оказания репетиторских услуг.

Репетиторство как вид образовательной деятельности относится в общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) к группе «Прочие услуги в системе образования».
Организация оказания репетиторских услуг учреждением позволяет расширить спектр платных услуг, получить дополнительные доходы, что особенно важно для финансовой стабильности учреждения в текущих экономических условиях. Выступая на рынке репетиторских услуг, образовательное учреждение может составить сильную конкуренцию преподавателям, занимающимся с учениками частным образом, за счет имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов, а также репутации учреждения.
Руководителям государственного (муниципального) образовательного учреждения и финансовой службы важно правильно организовать данную деятельность, чтобы соблюсти все требования законодательства.
Так, согласно ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), образовательные учреждения вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется учреждениями в соответствии с уставными целями.
Таким образом, при оказании репетиторских услуг между образовательным учреждением и заказчиком обязательно должен заключаться письменный договор.

13.Раскройте смысл понятия «себестоимость продукции».

Себестоимость образовательных услуг — это финансовые затраты образовательного учреждения, направленные на обслуживание статей расходов по подготовке и реализации конкретной образовательной программы из расчета на одного обучающегося. Себестоимость включает в себя издержки на материалы необходимые в процессе обучения,

накладные расходы,

энергию,

трудозатраты, т.е. расходы на заработную плату,

амортизацию и прочие.

Также в себестоимость образовательных услуг включены непроизводительные расходы -группа затрат, в которую входят расходы на оплату несовершенств и упущений, допущенных в процессе разработки и реализации образовательной услуги, а именно расходы на выплату пени и штрафов, и прочих расходов, относящихся к этой категории. Непроизводительные расходы фиксируются и включаются в себестоимость услуги. Исключение данного фактора позволяет уменьшить себестоимость и общую цену услуги.

14.Приведите пример расчета себестоимости платной дополнительной образовательной услуги

Цена образовательной услуги есть ключевой момент в обеспечении рыночного финансирования образовательной организации.

Именно уровень этой цены обеспечивает (при прочих равных условиях бюджетного финансирования):

самоокупаемость организации, т.е. компенсацию расходов образовательной организации

возможность получения чистого дохода

собственные возможности для расширения образовательной деятельности, не взирая на возможности государственного бюджета для этих целей

Специфика цены (тарифа) на образовательные услуги коренится в самом объекте измерения.

Услуга не есть вещь, а есть полезная деятельность (полезный труд), или деятельность, заканчивающаяся полезным эффектом.

Таким образом, оплачивается именно самая эта деятельность, а не ее тот или иной желаемый результат, который даже не всегда предсказуем, а потому даже не может рассматриваться в качестве предмета покупки

15. Приведите пример расчета себестоимости продукции учебно-производственного комбината (подразделения ОО).

В экономической теории существует понятие «экономические издержки», в составе которых выделяют внутренние (неявные, имплицитные) и внешние (бухгалтерские) издержки. Внешние (бухгалтерские) издержки практически идентичны понятию » себестоимость продукции», поэтому в экономической литературе часто употребляют как понятия «себестоимость» и «издержки производства». Себестоимость продукции как экономическая категория выполняет следующие функции : — учетную — учет и контроль потребления ресурсов в производственном процессе и реализации продукции ; — расчетную — формирование на предприятии цены на продукцию ; — аналитическую — использование при анализе и расчете прибыли, маржинального дохода , рентабельности и др.

Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

— оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

— определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

— осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;

— выявления снижения резервов себестоимости продукции;

— определения цен на продукцию;

— экономический расчет эффективности внедрения новой техники, технологий;

— обоснования в производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и т.д.

Себестоимость включает в себя различные виды затрат на продукцию, зависящих и не зависящих от работы предприятия, вытекающих из данного характера производства и не непосредственно.

С 1 января 2020 года вступил в силу ФСБУ «Долгосрочные договоры», утвержденный приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н (далее – стандарт «Долгосрочные договоры»). В образовательных учреждениях заключается несколько разновидностей долгосрочных договоров, которые могут подпадать под действие указанного стандарта, – договоры на обучение по основным и дополнительным образовательным программам, договоры на присмотр и уход за детьми и т.д. В зависимости от условий этих договоров осуществляется учет платы.

Платные услуги и договор

Платными образовательными услугами является осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, далее – Правил № 706). При этом одной стороной договора является исполнитель – организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся, а второй – заказчик – физическое и юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора. Заказчик и обучающийся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу) могут быть как одним, так и разными лицами.

В пункте 12 Правил № 706 перечислены сведения, которые в обязательном порядке включаются в договор об оказании платных образовательных услуг, заключаемый в простой письменной форме. К ним в том числе относятся:

  • вид, уровень и направленность образовательной программы;
  • полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
  • сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
  • порядок изменения и расторжения договора.

На платной основе может осуществляться образовательная деятельность по программам высшего и среднего профессионального образования, репетиторская деятельность, платные кружки и дополнительные занятия, спортивные секции, подготовка дошкольников к школе и т.д.

В детских садах может заключаться платный договор на присмотр и уход за детьми. Школы также вправе заключать аналогичные договоры в рамках деятельности групп продленного дня.

Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон № 273-ФЗ). За присмотр и уход за ребенком учредитель образовательного учреждения вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

При введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или вовсе не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Также установлено, что родительская плата не взимается и не может быть установлена за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных детских садах (ч. 3 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

Стандарт «Долгосрочные договоры»

Стандарт «Долгосрочные договоры» применяется с 1 января 2020 года при отражении в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год (долгосрочные договоры).

Согласно пункту 4 стандарта «Долгосрочные договоры» он не применяется при отражении в бухгалтерском учете результатов следующих договоров:

  • на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • цена которых определяется для отдельного отчетного периода исходя из фиксированной стоимости единицы работы (услуги), при условии, что общий объем работ (услуг) по таким договорам не определен.

Пример 1

Государственное образовательное учреждение вуз оказывает платные репетиторские услуги. Стоимость услуг – 300 руб./час. С родителями обучающегося заключается договор сроком на 4 года, занятия с репетитором проходят по записи, по мере необходимости. Оплата осуществляется по окончании месяца согласно фактическому количеству состоявшихся занятий. На такой договор стандарт «Долгосрочные договоры» не распространяется.

Согласно пункту 5 стандарта «Долгосрочные договоры» он может применяться для учета результата договоров возмездного оказания услуг, срок действия которых не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды. Такое решение должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

Пример 2

Муниципальная школа (бюджетное учреждение) заключает договор с родителем на оказание услуг по дополнительному образованию детей (платный кружок музыки) сроком на один год. «Родительская» плата устанавливается приказом учредителя и составляет 250 рублей в месяц независимо от посещения занятий учащимся. К такому договору стандарт «Долгосрочные договоры» применяется только при одновременном выполнении двух условий:

  • если даты начала и конца исполнения договора относятся к разным годам;
  • если учреждение решит применять к таким договорам стандарт «Долгосрочные договоры» в рамках своей учетной политики.

При учете доходов по долгосрочным договорам стандарт «Долгосрочные договоры» применяется совместно со стандартом «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – стандарт «Доходы»), который действует с 1 января 2019 года.

Согласно пункту 11 стандарта «Долгосрочные договоры» по факту подписания долгосрочного договора платных образовательных услуг, но не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен, образовательное учреждение отражает расчеты с дебиторами по доходам от реализации за весь срок действия долгосрочного договора в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов.

Доходы по долгосрочному договору на оказание платных образовательных услуг признаются в составе доходов от реализации текущего периода равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия долгосрочного договора с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов.

Если выполнение работ (оказание услуг) по долгосрочному договору осуществляется неравномерно, субъект учета вправе применить иной порядок расчета доходов от реализации, предусмотренный учетной политикой субъекта учета (п. 11 стандарта «Долгосрочные договоры»).

Поступление денежных средств и их эквивалентов по иному долгосрочному договору отражается как уменьшение расчетов с дебиторами по доходам от реализации в корреспонденции с балансовыми счетами учета денежных средств и их эквивалентов.

Расходы учреждения, понесенные в связи с выполненными работами (оказанными услугами), формируют себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору за отчетный период, относимую на финансовый результат отчетного периода (п. 12 стандарта «Долгосрочные договоры»).

Таким образом, в учетной политике с 2020 года необходимо отразить принятые решения относительно начисления доходов по долгосрочным договорам.

Пример 3

Выдержка из учетной политики образовательного учреждения по вопросу учета долгосрочных договоров

Отражение в бухгалтерском учете доходов, возникающих в результате заключения и исполнения учреждением договоров подряда (кроме строительного подряда), возмездного оказания услуг, срок действия которых не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды, осуществляется (выбрать нужное):

  • с применением положений ФСБУ «Долгосрочные договоры», утвержденного приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н (далее – Стандарт «Долгосрочные договоры»);
  • без применения положений Стандарта «Долгосрочные договоры».

Если стандарт применяется, доходы по таким договорам отражаются в составе доходов текущего периода:

  • равномерно в течение года;
  • неравномерно (указать способ. Например, начисление доходов по платным образовательным услугам осуществляется в течение учебного года, с сентября по май).

Основание; пункты 5, 11 Стандарта «Долгосрочные договоры».

Стандарт «Доходы»

К тем договорам, к которым не применяется стандарт «Долгосрочные договоры», применяется только стандарт «Доходы», согласно пункту 7 которого доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных операций или необменных операций) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.

Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.

Согласно пункту 301 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н) счет 0 40140 000 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета таких доходов:

  • доходов, начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
  • доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам;
  • доходов по соглашениям о предоставлении в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) безвозмездных перечислений на условиях предоставления активов: межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам;
  • доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • иных аналогичных доходов.

Таким образом, при начислении платы по договорам, на которые не распространяется стандарт «Долгосрочные договоры», доходы могут признаваться доходами текущего отчетного периода или будущего отчетного периода.

Учет доходов от платных услуг в образовательном учреждении («родительской платы») зависит от того, можно ли надежно оценить величину будущих доходов или она определяется только за текущий период исходя из фактически оказанных услуг.

Например, плата за обучение в вузе не зависит от посещаемости студента в течение месяца или семестра, поэтому общая сумма дохода учреждения известна в момент подписания договора.

Иначе обстоит дело в детских садах, школьных кружках и т.д. Родительская плата начисляется по итогам расчетного месяца. В детских садах для этого используется Табель учета посещаемости детей (ф. 0504608), форма которого утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н о первичных учетных документах, далее – Приказ № 52н.

Согласно Методическим указаниям по применению и заполнению форм первичных учетных документов (часть 2 приложения № 5 к Приказу № 52н) Табель (ф. 0504608) служит для учета посещаемости детей в учреждениях, в том числе в целях последующего начисления сумм, причитающихся к уплате родителями за содержание детей в этих учреждениях. Табель (ф. 0504608) заполняется на каждую группу отдельно. Дни посещения ребенком учреждения в табеле не отмечаются, дни непосещения отмечаются в соответствующей графе буквой «Н», выходные дни – буквой «В».

Табель (ф. 0504608) подписывается ответственным лицом, назначенным руководителем учреждения (воспитателем), и руководителем учреждения.

Таким образом, если доход зависит от посещения ребенка и определяется по Табелю (ф. 0504608) по итогам месяца, следовательно, его размер не может быть надежно определен в момент заключения договора и не может быть признан доходами будущих периодов. Это верно даже в том случае, если учреждение заключает долгосрочный договор на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, дополнительное образование детей и другие услуги.

Пример 4

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) заключает договор с родителем на оказание услуг по присмотру и уходу за ребенком на бесплатной основе сроком на 3–4 года. «Родительская» плата взимается только за питание. Она устанавливается приказом управления образования (учредителем) и составляет 90 рублей в день. Плата вносится авансом до наступления месяца оказания услуги. За дни болезни ребенка плата не взимается. Ежемесячно осуществляется расчет платы в зависимости от количества дней посещения. В данном случае стандарт «Долгосрочные договоры» применить невозможно, так как неизвестна сумма дохода за весь период пребывания ребенка. Для учета таких доходов применяется стандарт «Доходы», согласно п. 7 которого родительская плата за питание не является доходом будущих периодов, так как ее невозможно достоверно оценить до окончания месяца. Плата в момент внесения признается авансом, а после окончания месяца – доходом текущего отчетного периода.

Пример 5

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) заключает договор с родителем на оказание услуг по проведению занятий в кружке на платной основе сроком на один учебный год. Плата вносится ежемесячно. За дни болезни ребенка плата не взимается. Ежемесячно осуществляется расчет платы в зависимости от количества дней посещения. В данном случае стандарт «Долгосрочные договоры» может применяться согласно учетной политике учреждения. Если он не применяется, то применяется только стандарт «Доходы», согласно п. 7 которого родительская плата за кружок не является доходом будущих периодов, так как ее невозможно достоверно оценить до окончания месяца. Плата является доходом текущего месяца.

Согласно пункту 53 стандарта «Доходы» доходы от оказания услуг (выполнения работ) признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода на дату возникновения права на их получение в сумме, равной величине ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе.

Дата возникновения права на получение дохода определяется согласно договору. Если в договоре такая дата четко не указана, ее необходимо отразить в учетной политике. Например, это может быть ежемесячное начисление. В частности, в примерах 3 и 4 наиболее целесообразно отражать доход ежемесячно.

Если учреждение предоставляет рассрочку по оплате образовательных услуг (поступление денежных средств предполагается в течение срока, превышающего 12 месяцев с даты признания дохода), необходимо корректировать доход с учетом ставки дисконтирования (п. 12 стандарта «Доходы»).

Бюджетная классификация

В соответствии с пунктом 9.3.1 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления (утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н) доходы учреждения, полученные от оказания платных услуг и выполнения работ, относятся на подстатью 131 КОСГУ «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

В соответствии с пунктом 12.1.3 Порядка формирования и применения КБК (утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н) доходы от оказания платных услуг относятся на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерские записи по оказанию платных образовательных услуг по долгосрочным договорам с 2020 года должны отражаться учреждениями следующим образом.

Дебет счета 2(1) 20531 56х «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 2(1) 40140 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)»

– начислена дебиторская задолженность за платные услуги по долгосрочному договору по факту подписания договора, но не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен.

Аналогичной записью отражается доход, если договор не подпадает под действие стандарта «Долгосрочные договоры», но относится к доходам будущих периодов.

Бухгалтерская запись делается на полную стоимость обучения.

Согласно пп. «а» п. 12 стандарта «Доходы» доход оценивается субъектом учета в полной сумме ожидаемого поступления экономических выгод. В целях определения величины дохода осуществляется корректировка на сумму предоставляемых скидок или льгот. Таким образом, если в договоре указана стоимость образовательных услуг со скидкой, то данную сумму и нужно признать доходом.

Дебет счета 2(1) 40140 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)»

Кредит счета 2(1) 40110 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

– доходы будущих периодов от исполнения долгосрочного договора признаны доходами текущего финансового периода. Запись делается ежемесячно или с иной периодичностью, предусмотренной учетной политикой учреждения.

Если учреждением заключен договор, который не подпадает под действие стандарта «Долгосрочные договоры», доход по нему отражается так:

Дебет счета 2(1) 20531 56х «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 2(1) 40110 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

– начислен доход текущего отчетного периода по договору согласно стандарту «Доходы».

В случае досрочного расторжения договора, заключения дополнительного соглашения к договору, согласно которому уменьшается его цена, необходимо уменьшить ранее признанный доход.

По мнению автора, это можно делать записью методом «красное сторно»:

Дебет счета 2(1) 20531 56х «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 2(1) 40140 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг (работ)»

– отражено уменьшение доходов по договору, подпадающему под действие стандарта «Долгосрочные договоры»;

Дебет счета 2(1) 20134 510 «Поступления средств в кассу учреждения»

Кредит счета 2(1) 20531 66х «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

– поступила плата наличными за платные образовательные услуги от заказчика.

Одновременно:

Увеличение забалансового счета 17 «Поступления денежных средств» 130 АнГПД, 131 КОСГУ;

Дебет счета 2 20111 510 «Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» (для бюджетных и автономных учреждений),

Дебет счета 2 20121 510 «Поступление денежных средств учреждения на счета в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации),

Дебет счета 1 21002 131 «Расчеты по поступившим доходам от оказания платных услуг (работ)» (для казенных учреждений – администраторов доходов)

Кредит счета 2(1) 20531 66х «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»

– поступила оплата банковским переводом от заказчика за платные образовательные услуги.

Одновременно:

Увеличение забалансового счета 17 «Поступления денежных средств» 130 АнГПД, 131 КОСГУ.

При оплате через банковский платежный терминал делаются записи:

Дебет счета 2(1) 20123 510 «Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

Кредит счета 2(1) 20531 66х «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»

– отражено поступление денежных средств от заказчика.

Одновременно:

Увеличение забалансового счета 17 «Поступления денежных средств» 130 АнГПД, 131 КОСГУ;

Дебет счета 1 21002 131 «Расчеты по поступившим доходам от оказания платных услуг (работ)» (для казенных учреждений – администраторов доходов),

или Дебет счета 2 20111 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» (для бюджетных и автономных учреждений),

или Дебет счета 2 20121 510 «Поступление денежных средств учреждения на счета в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации)

Кредит счета 2(1) 20123 610 «Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»

– отражено зачисление оплаты через платежный терминал на лицевой (расчетный) счет учреждения на основании выписки с лицевого (расчетного) счета.

Одновременно:

Увеличение забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств» и увеличение забалансового счета 17 «Поступления денежных средств» (только для бюджетных и автономных учреждений).

Если доходы от оказания платных услуг (работ) получает казенное учреждение, не имеющее полномочий администратора доходов, такой доход является доходом бюджета.

В учете учреждения это отражается так:

Дебет счета 1 30404 131 «Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)»

Кредит счета 1 30305 731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

– отражена информация о начислении дохода бюджета на основании Извещения (ф. 0504805), оформленного учреждением.

При этом плата может поступать непосредственно администратору дохода. В учете учреждения – получателя бюджетных средств поступление в бюджет дохода от оказания им платных услуг отражается так:

Дебет счета 1 30305 831 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит счета 1 20531 66х «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»

– на основании Извещения (ф. 0504805), полученного от администратора дохода бюджета, отражено зачисление дохода в бюджет.

Пример 6

Муниципальное бюджетное учреждение (школа) заключает с родителями договоры на посещение детьми платных дополнительных занятий. Длительность договора составляет 2 года. Стоимость дополнительных занятий составляет 1000 рублей в месяц, плата начисляется независимо от фактического посещения.

В 2020 году договор на посещение платных занятий заключили 17 человек. Стоимость посещения по договору составила 1000 руб. х 24 мес = 24 000 рублей в год. Общая сумма дохода по 17 заключенным договорам составила 24 000 х 17 = 408 000 рублей.

Согласно договорам плата должна вноситься родителями не позднее окончания текущего месяца.

В январе 2020 года поступила плата от родителей, заключивших договор, в сумме 22 000 рублей (некоторые родители оплатили занятия авансом).

В феврале 2020 года один из родителей расторг договор. Занятия января при этом были им оплачены в полном объеме.

В учете учреждения были сделаны следующие записи:

№ п/п

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

Форма квитанции (ф. 0504510) утверждена приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н В»Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применениюВ».

Применение приходного кассового ордера предусмотрено пунктом 3.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П). Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.

📌 Реклама

При поступлении денежных средств в учете составляются бухгалтерские записи с использованием счетов 201 01 «Денежные средства учреждения на счетах» в журнале операций с безналичными денежными средствами или 201 34 «Касса» в журнале операций с безналичными денежными средствами.

Налогообложение платных услуг

Рассмотрим порядок налогообложения средств от оказания платных образовательных услуг.

Налог на добавленную стоимость

Этим налогом не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных (основных и дополнительных программ), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных, а также услуг по сдаче в аренду помещений. 📌 Реклама

Такая льгота прописана в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

При этом, по мнению автора, платный отбор детей для поступления в школу или кружок вряд ли является предметом реализации образовательных программ в учреждении, указанном в лицензии. Поэтому с данной суммы необходимо начислить и уплатить НДС во избежание разногласий с налоговыми органами.

Налог на прибыль

Доходы, полученные образовательным учреждением от оказания платных услуг, включаются в состав налогооблагаемого дохода в соответствии с установленным методом признания выручки для целей налогового учета (кассовый или метод начисления). При этом следует помнить, что кассовый метод для целей налогового учета могут применять только те учреждения, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *