Положение по 223 ФЗ

Скачать типовое положение о закупках по 223 ФЗ с учетом последних изменений

Скачать образец стандарта закупок по 223 ФЗ на 2020 год для учреждения здравоохранения

Скачать образец положения о закупках по 223 ФЗ на 2020 год для МУП

Какие задачи решает положение

Заказчики, которые работают по 223 ФЗ, обязаны разработать положение о закупке товаров работ услуг по 223 ФЗ на 2020 год. Этот документ имеет особый характер, т. к. регламентирует всю закупочную деятельность. В документе содержится информация:

  • порядок подготовки и проведения процедур, в том числе электронных, условия их применения;
  • способы осуществления заказов по 223 ФЗ;
  • порядок заключения и исполнения договоров по результатам конкурентных процедур и договоров с единственным поставщиком;
  • иные вопросы, связанные с обеспечением закупок по нормам 223 ФЗ.

Стоит заметить, что образец положения о закупках по 44 ФЗ для бюджетных учреждений не предусмотрен, и заказчик осуществляет деятельность в рамках закона о контрактной системе без принятия каких-либо дополнительных актов.

Целесообразно принять стандарт об отделе закупок, который отражает закрепление конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, и фиксирующий сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение за определенным списком сотрудников, которые входят в отдел и выполняют службу в области заказа по 223 ФЗ.

Как утвердить и разместить

Согласно ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, заказчик утверждает стандарт в зависимости от организационно-правовой формы следующими органами управления:

  • государственная корпорация или компания — высшим органом управления (№7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • ГУП, МУП — руководителем (№161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • автономное учреждение — наблюдательным советом (№174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
  • АО — советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
  • ООО — общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • государственное или муниципальное бюджетное учреждение — учредителем (№7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • публично-правовая компания — наблюдательным советом (№236-ФЗ от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).

Стандарт закупочной деятельности и вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта. Каждый желающий вправе изучить данные документы, которые находятся в Единой информационной системе в открытом доступе. Это указано в ч. 1 ст. 4 223-ФЗ.

Учитывайте и другие сроки утверждения по 223 ФЗ:

  • Для новых бюджетных учреждений положение о закупках должно быть утверждено в срок 3 месяца. Это правило распространяется и на других новых заказчиков по 223 ФЗ. Для вновь образованных компаний срок считают с момента регистрации в ЕГРЮЛ. Для компаний, которые стали заказчиками по 223 ФЗ из-за изменения доли госучастия в уставном капитале, срок течет с момента получения уведомления об этих изменениях. Это указано в ч. 5, 6 ст. 8 223-ФЗ. Если в этот срок документ не разместить, то придется закупать товары, работы, услуги по основным правилам 44 ФЗ. Это закреплено в ч. 5.1 ст. 8 223-ФЗ;
  • Для проведения закупок по 223 ФЗ бюджетное учреждение должно утвердить и опубликовать не позже 31 декабря предыдущего года. Это урегулировано в п. 4, 5 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ. Это правило распространяется и на унитарные предприятия.

Заказчику необходимо учесть требования не только 223 ФЗ, но и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.

Заказчик обязан соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Типовое положение о закупках по 223 ФЗ содержит разделы:

  1. термины и определения;
  2. цели и принципы закупочной деятельности;
  3. утверждение стандарта и внесение изменений;
  4. формирование и корректировка плана заказов;
  5. выбор способа и формы заказа;
  6. правила подготовки и проведения;
  7. принципы формирования требований и критериев оценки;
  8. требования к описанию объекта;
  9. требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора;
  10. подготовка, согласование и утверждение закупочной документации;
  11. порядок проведения процедуры;
  12. контроль и обжалование;
  13. отчетность по закупочной деятельности;
  14. требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.

Как использовать типовые шаблоны

С 01.01.2018 изменились нормативы о типовом положении о закупках. Теперь, согласно ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое положение о закупках по 223 ФЗ с учетом последних изменений включите такие сведения:

  1. регламент подготовки и реализации госзакупок;
  2. способы определения поставщика и случаи, когда они применяются;
  3. срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.

ВАЖНО! Эти сведения нельзя изменять при разработке и утверждении бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями собственных положений о закупке.

В стандартном документе должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства №1352 от 11.12.2014.

Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней: федеральными, региональными, муниципальными. Вышестоящие органы закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ему надлежит сформировать регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в типовом положении о закупках (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ).

ВАЖНО! Новые или скорректированные типовые нормативы размещаются в 15-дневный срок с момента их утверждения контролирующими органами власти.

Где взять типовое положение

В ЕИС доступны для ознакомления типовые шаблоны. Эти документы найдете во вкладке «Планирование» на верхней панели на главной странице в ЕИС.

Конкуренция формальная и фактическая

В новой редакции Закона № 223-ФЗ повсеместно фигурирует термин «конкурентная закупка», и его необходимо грамотно отразить в новой редакции положения. Для этого нужно понимать суть термина.

В смысле Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка значит не то же самое, что в привычном нам понимании. Прежде всего, к реальной конкуренции этот термин никакого отношения не имеет. Допустим, в одну закупку пробились всего два поставщика, а в другой участвуют десять — и всё в терминах обновлённого закона, только первая будет называться «конкурентной». При этом сам Закон № 223-ФЗ проводит однозначное разграничение между неконкурентной закупкой и закупкой у единственного поставщика. А значит, соревнование между потенциальными поставщиками подразумевается и в «конкурентной», и в «неконкурентной» закупке.

При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными.

Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году

Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся — но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.

Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины. Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок. И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».

Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах. Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание». Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.

В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:

  • запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
  • запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
  • обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
  • обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.

Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.

Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам. Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка. Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ. И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.

«Конкурентные» закупки в новом смысле этого слова

Выше мы говорили по большей части о терминах. Содержательная часть норм, посвящённых классическим неторговым закупкам (теперь именуемым неконкурентными состязательными), остаётся неизменной, поскольку базируется не на изменённых частях Закона № 223-ФЗ, а прежде всего на требованиях Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите конкуренции».

Но к 1 января 2019 года заказчику необходимо дополнить своё положение о закупках и нормами о тех способах, которые теперь именуются «конкретными» — даже если на практике он ими пользоваться не собирается. Главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос котировок» и «Запрос предложений» в положении о закупках появиться обязаны.

Юридико-технически можно с равным успехом избрать один из двух следующих методов: копировать требования Закона № 223-ФЗ в каждую из этих глав или же объединить все четыре главы в раздел «Конкурентные способы закупки», в общей части которой и будут один раз указаны все эти требования. Во втором случае каждая из глав будет содержать по две-три небольших статьи с указанием минимальных сроков на сбор заявок и принцип выбора победителя (их нужно перекопировать из пунктов 16–23 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Какие общие требования к конкурентным закупкам необходимо включить в положение о закупке?

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов Посмотреть расписание

  1. Запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге (ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  2. Обязанность заказчика дать ответ на запрос разъяснений в течение трёх рабочих дней (части 2–4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  3. Требование о предельном размере обеспечения заявки (ч. 27 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  5. Требование об обязательном использовании только усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении конкурентной закупки в электронной форме (ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
  6. Требование к участнику конкурентной закупки в электронной форме направлять разными файлами первую и вторую части своей заявки, а цену указывать отдельно в интерфейсе электронной площадки (части 10 и 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ). При этом в первой части запрещено указывать сведения об участнике закупке, во второй — сведения об условиях поставки, а цену запрещено указывать в обоих частях.

Рассмотрение частей заявки при проведении конкурентной закупки в электронной форме происходит по схеме электронного аукциона из Закона № 44-ФЗ: сперва заказчик знакомится с условиями поставки, указанными в первой части заявки, затем узнаёт цену и только после этого — имя потенциального победителя. Этот порядок тоже лучше закрепить в положении о закупках. Там же стоит ввести запрет на использование таких критериев сопоставления заявок, как, например, опыт работы: ведь сопоставлять заявки закупочная комиссия имеет право лишь при рассмотрении первых частей заявок, а сведения об опыте работы имеет право получить только при рассмотрении вторых частей.

На самом деле, если заказчик назвал свою закупку конкурентной, то все эти ограничения будут действовать для заказчика автоматически в силу прямого указания Закона № 223-ФЗ. И в этом смысле копирование их в положение о закупках является бессмысленным. Но если этого не сделать, то после 1 января 2019 года можно получить обвинение в том, что корпоративное положение о закупках не приведено в соответствие с новеллами Закона № 223-ФЗ — а значит и обязанность проводить все закупки по Закону № 44-ФЗ.

Логично прописать случаи проведения каждого из способов закупки. Эти случаи можно указать как в главах, посвящённых каждому отдельному способу, так и в общей части положения о закупках. Например, «все закупки на сумму свыше 100 млн рублей проводятся с использованием конкурентных способов закупки, а в том случае, если начальная (максимальная) цена закупки превышает 500 млн рублей, то заказчик проводит такую закупку посредством конкурса или аукциона».

Раз основной формой проведения конкурентных закупок в Законе № 223-ФЗ названа электронная форма, то в новом разделе стоит прописать ситуации, при наличии которых конкурентная закупка проходит в «бумажной» форме. Это может быть список, аналогичный списку оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Кроме того, в разделе «Конкурентные закупки» необходимо прописать состав информации, включаемой заказчиком в следующие протоколы:

  • Протокол предварительного этапа многоэтапной закупки.
  • Протокол предварительного квалификационного отбора.
  • Протокол вскрытия конвертов.
  • Протокол оценки и сопоставления заявок.
  • Протокол переторжки.
  • Протокол сопоставления окончательных предложений об условиях поставки.
  • Итоговый протокол закупок.

По Закону № 223-ФЗ заказчик обязан составлять протоколы во всех перечисленных выше случаях. Однако требования к содержанию нормами самого Закона предусмотрены лишь для последнего вида в ч. 14 ст. 3.2.

Закупки с участием малого бизнеса

Если заказчик обязан оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то в его положении о закупках, скорее всего, есть отдельная глава о таких закупках. Не отменяя всех тех норм, которые включены в эту главу на основании указанного Постановления — например, нормы об ограничении предельных размеров обеспечения заявки или обеспечения контракта, нормы о сроках расчётов по договору и т.п. — заказчику необходимо в 2018 году пересмотреть регламентацию алгоритма тех закупок, которые проводятся с участием исключительно СМПС. И сделать это необходимо не 31 декабря, а к 1 октября.

Учтите, конкурентные закупки с участием исключительно МСП проводятся теперь только в электронной форме и только на площадках, указанных Правительством РФ.

При регламентации способов конкурентных закупок с участием исключительно МСП заказчик не имеет право на нормотворчество и фактически обязан просто скопировать ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Однако и это копирование нужно проводить с осмотрительностью. Например, заказчик не может изменить порядок проведения закупки, предписанного ему этой статьёй, однако может отказаться от тех её фрагментов, которые указаны в качестве факультативных. Особенно это важно при решении вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, предусмотренных ст. 3.4: например, невозможно при проведении такого двухэтапного конкурса в порядке п. 2 ч. 4 ст. 3.4 не нарушить требования ч. 22 той же статьи.

Закупки по 223-ФЗ Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

В разделе, касающемся закупок у МСП, стоит упомянуть и о спецсчетах, которые участники таких закупок обязаны использовать для обеспечения своих заявок посредством резервирования денежных средств. Однако куда важнее указать то, что при использовании такого критерия, как отсрочка платежа, не учитывается значение более 30 дней: ведь согласно Постановлению № 1352, заказчик в любом случае обязан будет рассчитаться с поставщиком из числа МСП именно за 30 календарных дней.

Вообще, чем меньше критериев оценки заказчик будет использовать при проведении такой закупки, тем лучше. Идеальный способ закупки у МСП согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ — это простейший одноэтапный аукцион, максимально приближенный к алгоритму Закона № 44-ФЗ.

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

2.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, автономного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения, осуществляющие полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации, муниципального унитарного предприятия, либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией орган вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить соответственно бюджетные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные бюджетные учреждения, автономные учреждения субъекта Российской Федерации, муниципальные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.

2.2. В типовом положении о закупке определяется в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим типовым положением.

2.3. Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

1) порядок подготовки и (или) осуществления закупки;

2) способы закупок и условия их применения;

3) срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.4. Типовое положение о закупке должно предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2.5. Типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившими его соответствующими федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.

2.6. В случае внесения изменений в типовое положение о закупке такие изменения обязательны для применения соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с типовым положением о закупке.

2.7. Изменения, внесенные в типовое положение о закупке, подлежат размещению в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в части 2.1 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения таких изменений. При размещении изменений, внесенных в типовое положение о закупке, указывается срок, в течение которого соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое положение о закупке. При этом такой срок не может составлять менее пятнадцати дней с даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в типовое положение о закупке.

3. Положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;

5) общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;

6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение;

7) наблюдательным советом публично-правовой компании в случае, если заказчиком выступает публично-правовая компания.

4. Органы управления юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, принять решение о присоединении данного юридического лица к положению о закупке, утвержденному органом управления юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 3 настоящей статьи. Такое решение размещается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

5. В случае внесения изменений в положение о закупке юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, размещение таких изменений в единой информационной системе в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, является основанием для присоединившегося юридического лица принять решение о присоединении к таким изменениям. Такое решение присоединившееся юридическое лицо принимает в течение пятнадцати дней с даты размещения юридическим лицом, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, изменений в положение о закупке и размещает в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Все компании, в уставном капитале которых есть доля государства, должны проводить закупки, руководствуясь нормами 223-ФЗ. При этом процедуры реализуются по предварительно разработанному положению. Законодательство регулирует только основные аспекты закупки. Все остальные тонкости заказчик вправе определять самостоятельно.

Как определяются сроки размещения документации в ЕИС

Согласно 223-ФЗ на заказчика возлагается обязательство выставлять извещение о проведении закупки и всю сопутствующую документацию на всеобщее обозрение. В тексте закона приведены основные сроки совершения каждой операции. Но у многих заказчиков оставались вопросы по поводу методики отсчета указанных временных промежутков. Министерство экономического развития опубликовало письмо № Д28и-474 от 29.02.2016 г., в котором были даны разъяснения.

Для исполнения рекомендаций Правительства при определении сроков публикации документации, заказчики обязаны принимать во внимание нормы Гражданского Кодекса. Согласно статьи 191, отсчет регламентированного срока ведется от следующего рабочего дня после момента наступления решающего события. Если последний день срока оказывается нерабочим, то датой наступления события признается ближайший рабочий день.

Размещение сведений о планировании закупок в ЕИС

На всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ, возложена обязанность по формированию, утверждению и публикации планов закупок. Такое правило устанавливается частью 2 части 4 указанного закона. Информация должна оказаться в свободном доступе в срок не позднее 31 декабря текущего года. План считается надлежаще опубликованным, если в ЕИС появляется машиночитаемый документ, составленный в соответствии с правилами и подписанный усиленной ЭП.

Заказчик имеет возможность при необходимости вносить в уже опубликованный план закупок корректировки. Информация об этом также должна быть выставлена на всеобщее обозрение. Это должно быть сделано не позднее, чем через 10 календарных дней с момента утверждения обновленного документа.

Регламентированные сроки

Все закупки, проводимые в рамках 223-ФЗ делятся на две категории: конкурентные (аукцион, конкурс, запрос цен и так далее) и неконкурентные (закупка у единственного поставщика). При проведении каждой процедуры заказчик публикует информацию в ЕИС. При этом он должен руководствоваться сроками, приведенными в таблице.

Размещаемый документ

Регламентированный срок

Ссылка на 223-ФЗ

Статья

Часть

Положение о реализуемых закупках

В течение 15 дней с момента визирования документа

Положение в закупке с внесенными коррективами

Не более 15 дней с даты утверждения

Извещение о проведении закупки

При реализации аукциона или конкурса срок составляет минимум 20 суток до момента финиша подачи предложений. При проведении других видов закупок срок регламентируется разработанным положением заказчика.

Извещение с внесенными в него корректировками

В течение трех суток с момента принятия решения о внесении коррективов

Документация о проводимой закупке

Размещается одновременно с извещением

Разъяснение документации

В течение трех суток с даты получения соответствующего запроса

Протоколы о завершении отдельного этапа закупки

Не позднее, чем через три дня после его визирования

Финальный протокол

В течение трех суток с даты его оформления

Заключенный договор

Не более чем трех рабочих дней с момента его подписания обеими сторонами

Сведения об изменениях, внесенных в договор

В течение 10 дней с момента принятия соответствующего решения

Отчетность по заключенному контракту

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным

Если во время публикации необходимых документов на ЕИС происходит технический сбой, который не позволяет завершить операцию, то регламентированный срок отодвигается на один рабочий день с момента устранения всех неполадок. Сведения о закупках, которые включают в себя информацию о государственной тайне, не подлежат размещению в единой информационной системе. Заказчик вправе не размещать также сведения о закупках, сумма которых не превышает 100 000 рублей.

На заказчика, который не разместил необходимую информацию в ЕИС, накладывается штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей в зависимости от степени тяжести нарушения. При этом должностное лицо уплачивает штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Ответственность заказчика за нарушение сроков размещения в сети информации колеблется в пределах от 10 до 30 тысяч рублей. Контрактный управляющий в этом случае выплачивает от 2 до 5 тысяч рублей.

Соблюдение правил и сроков опубликования информации, касающейся закупок в рамках 223-ФЗ, является обязанностью каждого заказчика. Любые нарушения в этой сфере наказываются в соответствие с действующим КоАП.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (п. 2 ст. 1 Федерального закона № 223-ФЗ ) .

Автономные учреждения, за исключением автономных учреждений, созданных муниципальными образованиями, применяют положения Федерального закона № 223-ФЗ с 1 января 2012 года.

На муниципальные автономные учреждения юридическая сила данного закона распространяется с 1 января 2014 года.

Пункт 4 ст. 8 Федерального закона № 223-ФЗ устанавливает положение о том, что если в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого закона заказчик (за исключением учреждений, со­зданных после дня вступления в силу закона) не разместил в порядке, установленном Федеральным законом № 223-ФЗ, утвержденное Положение о закупке, то он при проведении закупок руководствуется положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Учреждения (заказчики), созданные после дня вступления в силу Федерального закона № 223-ФЗ, утверждают в течение трех месяцев с даты своей регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц Положение о закупке.

Бюджетные учреждения в определенных Федеральным законом № 44-ФЗ случаях при организации торгов вправе руководствоваться положениями Федерального закона № 223-ФЗ. Так, ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением (то есть при наличии разработанного, утвержденного Положения о закупках) в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований, указанных в Федеральном законе № 223-ФЗ, и правового акта закупки:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

При этом принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в разрешенных случаях с соответствии с нормами Федерального закона № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Ниже будут представлены некоторые моменты, на которые заказчикам следует обратить внимание при разработке Положения о закупках.

Положение о закупках предусматривает заключение основного объема контрактов с использованием способа размещения заказа «у единственного поставщика». При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами (ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ):

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. ) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Несмотря на то, что Федеральный закон № 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении в Положении о закупках условий, при которых договор заключается с использованием способа «у единственного поставщика», все же не следует забывать и о других способах размещения заказа – конкурсе, аукционе. Заключение контрактов в большинстве своем с использованием способа размещения договора «у единственного поставщика» ограничивает конкуренцию участников закупки.

В качестве примера приведем выдержку из Положения о закупках, в котором заказчик предусмотрел максимально возможное количество способов размещения заказа «у единственного поставщика», минуя такие способы проведения торгов, как аукцион, конкурс.

Заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) размещается в следующих случаях:

  1. при наличии потребности в товарах, работах, услугах, отсутствие которых значительно влияет на деятельность учреждения (препятствует осуществлению деятельности учреждения), если проведение иной процедуры размещения заказа невозможно ввиду срочного характера такой потребности (срок потребности в товарах, работах, услугах равен или менее срока проведения конкурентной процедуры), при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность в товарах, работах, услугах, невозможно было предусмотреть заранее и они не являются результатом некорректного планирования закупок Заказчика;
  2. если конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров, работ, услуг и/или отсутствует равноценная альтернатива или замена;
  3. размещения заказа на участие сотрудников в конференциях, семинарах, форумах, выставках и иных мероприятиях в целях обмена опытом, ­ознакомления с новшествами в своей сфере деятельности, с работами коллег и т. д.;
  4. закупки услуг и работ, которые могут оказываться (выполняться) исключительно органами государственной власти или подведомственными им государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ;
  5. закупки услуг у субъектов естественных монополий по естественно-монопольным видам деятельности;
  6. размещения заказа на оказание услуг, выполнение работ и закупок для обеспечения эксплуатации сетей связи и/или предоставления услуг связи, обеспечивающих технологические и производственные процессы учреждения;
  7. закупки услуг по обучению и повышению квалификации работников;
  8. размещения заказа на услуги, работы по лицензированию отдельных видов деятельности и аккредитации, инспекционному контролю на право осуществления отдельных видов деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ;
  9. проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий (посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки) для работников учреждения;
  10. выполнения аварийно-восстановительных работ, закупки товаров, работ, услуг, потребность в которых возникла вследствие непреодолимой силы, в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварий, воздействия непреодолимой силы;
  11. выполнения работ, оказания услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости;
  12. закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг:
    • по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации;
    • в соответствии с требованиями ненормативных актов (предписаний, решений и т. д.) органов исполнительной власти, контрольно-ревизионных, контрольно-надзорных органов федеральной власти, власти субъекта РФ, если установленный срок исполнения таких ненормативных актов равен или меньше срока проведения конкурентных процедур;
    • в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций либо угрозы жизни и здоровью работника, в соответствии с требованиями охраны труда и производственной санитарии, в том числе проведение лабораторно-инструментальных исследований параметров вредных производственных факторов, оказание услуг по проведению профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ на объектах Заказчика, закупки лекарственных препаратов в объеме требований охраны труда;
  13. размещения заказа на аренду оборудования и иного движимого и недвижимого имущества, необходимого для осуществления деятельности учреждения, на срок не более 1 года и сумму не более 5 000 000 руб.;
  14. размещения заказа на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку (проезд, найм жилого, офисного и/или производственного помещения, транспортное обслуживание, аренда автотранспорта, обеспечение питанием, обеспечение ГСМ и др.);
  15. возникновения необходимости размещения заказа на дополнительную закупку товаров (работ, услуг), на приобретение которых у Заказчика имеется действующий договор с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и смена поставщика (исполнителя, подрядчика) нецелесообразна:
    • по экономическим соображениям или ввиду необходимости обеспечения совместимости и/или унификации с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, по цене не выше установленной действующим договором и в объеме не более 50% установленного действующим договором;
    • если такая необходимость вызвана технологическими процессами выполнения строительных, ремонтных или реконструкционных работ объектов недвижимости Заказчика, при этом размещение дополнительного заказа на выполнение работ осуществляется на основании федеральных единичных расценок и в объеме не более 50% установленного действующим договором;
  16. размещения заказа на оказание услуг, выполнение работ физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, сроком не более чем 12 месяцев на сумму не более 300 000 руб.;
  17. закупки товаров, выполнения работ и оказания услуг на общую сумму по одному договору не более 100 000 руб. (с учетом НДС);
  18. размещения заказа, бывшего предметом проведения закупки (конкурс (открытый, закрытый, двухэтапный, с предквалификацией), аукцион (открытый, закрытый), запрос предложений, запрос цен), которая была признана несостоявшейся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки либо ни одна заявка не была допущена к участию в закупке;
  19. размещения заказа на закупку топлива (бензина и дизельного топлива) с возможностью проведения одновременных транзакций по топливным картам на заправочных станциях в различных регионах РФ, при которой установление фиксированной цены единицы товара невозможно и поставка товара осуществляется по цене, действующей на момент проведения транзакции;
  20. если закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что на участие в ней поступила заявка только от одного участника закупки и он признан участником закупки (конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса цен) либо по итогам рассмотрения заявок на участие в закупке была допущена только одна заявка участника закупки.

Копирование опыта закупочной деятельности других заказчиков. Как показывает практика, часто учреждения (заказчики), пользуясь Интернетом, копируют положения о закупках у крупных коммерческих организаций и государственных компаний. Несмотря на то, что такие внутренние локальные акты, регулирующие закупочную деятельность крупных коммерческих структур, разрабатывают высококвалифицированные специалисты, они не подходят для большинства бюджетных и автономных учреждений. Разрабатывая Положение о закупках, учреждение должно учитывать особенности своей деятельности, структуры и соответствующие нормы законодательства, регулирующие закупочную деятельность.

Правила определения победителя. Согласно нормам ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе – лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Обычно Положение о закупках не содержит правила определения победителя по таким способам проведения закупок, как конкурс, аукцион. Если учреждение в своем Положении предусмотрит иные способы проведения закупок, такие как запрос цен, то ему следует прописать и правила определения победителя.

Например, в Положении о закупках может быть указано следующее.

Победителем запроса цен признается участник, допущенный до участия в запросе цен, предложивший наименьшую цену.

Протокол с результатами запроса цен составляется в двух экземплярах, подписывается членами закупочной комиссии не позднее следующего дня за днем проведения процедуры определения победителя.

Протокол с результатами запроса цен составляется в двух экземплярах, подписывается членами закупочной комиссии не позднее следующего дня за днем проведения процедуры определения победителя.

Заказчик заключает договор с победителем запроса цен на условиях, содержащихся в извещении о запросе цен и заявке победителя закупки. Договор заключается в строгом соответствии с требованиями, изложенными в главе 9 настоящего Положения.

Отсутствие порядка исполнения договора. Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ установлено, что положение о закупке должно содержать требования к исполнению договора. Очень часто в Положении о закупках такая информация отсутствует. Как может выглядеть такой раздел Положения? Приведем пример.

Исполнение договоров закупки

Заказчик обеспечивает контроль за выполнением Участником закупки, признанным победителем, обеспечительных мероприятий по исполнению договора.

Проект договора направляется Заказчиком Участнику закупки, признанному победителем, с внесенными данными о победителе закупки и условиями договора, определенными по результатам выполнения закупочных процедур. Способ направления проекта договора определяет Заказчик самостоятельно.

При заключении договора указывается, что цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, за исключением случаев изменения цены договора по соглашению сторон, если возможность таких изменений была предусмотрена документацией о закупке и проекте договора.

В договор включается обязательное условие об ответственности Заказчика и Участника закупки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.

В договор включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором, а также о порядке и сроках оформления результатов таких приемки и проверки.

Расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик подписывает договор и направляет подписанный экземпляр договора Участнику закупки.

Контроль за исполнением договора, заключенного по результатам закупки, в части соблюдения сроков оформления соответствующих документов и их опубликования в порядке, предусмотренном настоящим Положением, осуществляет подразделение, ответственное за организацию подготовки проведения закупок.

Обязательства Заказчика в части соблюдения размера оплаты, сроков и порядка расчетов, предусмотренных договором, контролирует финансовая служба.

Контроль исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по договору, а также обязательств Заказчика по приемке товара (работ, услуг) осуществляет заинтересованное структурное подразделение, указанное в закупке.

Заключенный договор в течение срока его действия и после его прекращения хранится в планово-экономическом отделе.

Для организации контроля исполнения обязательств сторон по договору закупки подразделение, ответственное за организацию подготовки к проведению закупок, формирует дело, в котором содержатся материалы, имеющие отношение к процедуре закупки.

При необходимости проведения претензионных (исковых) мероприятий заинтересованное структурное подразделение совместно с юридической службой рассматривают имеющиеся документы и материалы с учетом сложившихся обстоятельств, по возможности немедленно, с целью принятия установленных законодательством мер.

Ссылки

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Т. Обухова / эксперт журнала
«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений»/

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *