Пояснительная записка

Минфин обязал средние и крупные компании предоставлять пояснения в ФНС. Но они могут понадобиться бухгалтерии любого предприятия для того, чтобы привлечь инвестора или избежать дополнительных налоговых проверок. Правила составления и образец документа содержатся в статье.

Какие компании обязаны предоставлять пояснения

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу — это развернутое обоснование данных, указанных в финансовой отчетности компании. Документ составляется в произвольной форме и входит в состав ежегодной бухгалтерской отчетности. Как правило, пояснения составляются и к балансу, и ко всем отчетам сразу.

Исходя из 14 статьи закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и пункта 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, налогоплательщик обязан прилагать пояснение к годовой отчетности в контролирующие органы. Освобождены от этой обязанности предприятия малого бизнеса, которые сдают отчетность в упрощенной форме, если их деятельность не подразумевает обязательный аудит.

Зачем еще нужно предоставлять пояснения

Предприятия предоставляют пояснения не только в ФНС. Копия пояснительной записки к отчетности может понадобиться учредителям, инвесторам и кредиторам, так как она дополняет и расшифровывает данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Сам формат бухгалтерского баланса и отчетности показывает состояние дел в организации, но не объясняет их.

Возможные адресаты пояснительной записки:

  • контролирующие органы (для объяснения динамики финансовых показателей организации, расшифровки статей отчетности);
  • учредители организации (для пояснения финансовых результатов деятельности);
  • инвесторы (для обоснования инвестиционной привлекательности и стабильности организации);
  • кредиторы (для обоснования кредитоспособности заемщика и его возможности выполнять кредитные обязательства).

Важно: содержание пояснительной записки для конкретного адресата должно раскрывать информацию, которая необходима или обязательна для успешного взаимодействия компании с ним. ФНС интересуют причины изменения размера налоговых отчислений плательщика. Кредиторам и инвесторам нужно объяснить, что предприятие финансово стабильно, а кредитные и инвестиционные риски минимизированы.

Как написать пояснение

Перечень дополнительных данных, которые рекомендовано раскрывать в пояснениях, содержится в разделе 6 ПБУ 4/99 приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Министерство также предлагает взять за основу формуляр, представленный в приложении № 3 к приказу от 02.07.2010 № 66н.

Однако обязательных форм и правил написания пояснительной записки к бухгалтерскому балансу нет. Каждая организация вправе внести в документ только те пояснения, которые учитывают ее особенности и сферу деятельности.

План пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.

1.Данные о предприятии.

Включают адрес организации, ее подразделений и филиалов. Пункт также содержит информацию о руководителях, учредителях и аффилированных лицах предприятия, о видах разрешенной деятельности, среднегодовой численности сотрудников и т.п.

2. Общие данные об учетной политике.

Включают сведения о методах оценки готовой продукции, запасов, амортизации, методах определения финансового результата и иных статей. Если в течение года вносились изменения в учетную политику организации, в пояснениях следует обосновать необходимость изменений и проанализировать их последствия.

3. Основные текущие финансовые показатели за отчетный период.

В этом пункте нужно пояснить размеры выручки и затрат по видам деятельности, суммы полученных государственных средств. Расшифровать крупные расходные или доходные операций за текущий год. Объяснить предпосылки и последствия проведенных и запланированных крупных сделок, если они повлияют на анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

4. Пояснения к отдельным статьям баланса или иных отчетов.

Здесь отражают сведения об изменениях в капиталах организации (уставном, резервном и т.п.). Оценивают состав и движение резервов предприятия, структуру и объем основных средств и нематериальных активов. Поясняют данные об арендованном имуществе и финансовых вложениях. Расшифровывают состав затрат на разработку и производство продукции. Анализируют зависимость объема реализации товаров и услуг по видам деятельности и рынкам сбыта.

В статьях баланса или отчетности, к которым представляются пояснения, нужно делать указания на раскрытие данных.
Пояснительная записка становится наглядной и убедительной, если бухгалтер включает в нее графики, таблицы, диаграммы или схемы.

Образец пояснительной записки можно скачать в виде документа по ссылке: https://clck.ru/FNf6m

Все крупные и средние предприниматели обязаны предоставлять пояснительную записку к бухгалтерскому балансу в составе ежегодной отчетности, представители мелкого бизнеса подают ее по желанию. Записка аргументирует цифры баланса и других отчетов, объясняет финансовое положения предприятия акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам. Грамотное пояснение поможет избежать подозрений в занижении прибыли и уклонении от уплаты налогов при снижении экономических показателей плательщика.

Пояснительная записка – это информационный текст, написанный в деловом стиле. Прилагается к отчету, научному труду, проекту и содержит базовые сведения о его назначении, актуальности, обоснование целесообразности проведенной (запланированной) работы.

Как правильно написать записку

Понимание как пишется пояснительная записка важно для тех, кто работает с документами или занимается проектной деятельностью: служащие, студенты, экономисты, юристы.

Стиль изложения информационного материала – деловой. Четко, лаконично, с использованием профессиональной терминологии, стандартных фраз и оборотов (ввиду сложившихся обстоятельств, в установленном порядке, проведенный анализ показал), стереотипных предложений, без личных местоимений. Формально и объективно, без личной оценки повествования.

Составление пояснительной записки

Содержание зависит от цели ее подготовки. Для бухгалтерской отчетности в Налоговую службу требуется описание экономической деятельности организации, доходной и расходной части, материальной и нематериальной базы, задолженностей.

Для научной работы дается актуализация проекта: цель его создания, значимость. К техническому проекту – технические характеристики, область применения.

Кроме этого, к техническому проекту в описании присутствуют данные о функциональном назначении системы, объекта. Его составляющие и устанавливаемые между ними взаимосвязи, особенности взаимодействия. Описывается процесс деятельности и технические решения, как ввести систему в эксплуатацию, особенности разработки и применения.

При подготовке записки к проекту закона, распоряжения указывается нормативно-правовая база, разделы и подразделы, целесообразность его реализации. Порядок его принятия, размещения в СМИ, сроки вступления в силу. Основные положения, принципы, на которых базируется.

Общие требования к составлению

В зависимости от сферы деятельности могут быть свои особенности. В каждом ведомстве, организации есть образцы оформления. В образовательных учреждениях разрабатываются методички, разъясняющие требования к форме и содержанию.

Стандартное оформление:

  • в печатном виде, на бумаге формата А4, книжная ориентация, с одной стороны
  • шрифт Times New Roman, размер 12, интервал полуторный
  • пункты и разделы, списки выделяются жирным шрифтом, печатаются по центру листа
  • обязательна нумерация страниц, на титульном листе не проставляется
  • выводы после каждого пункта и раздела
  • возможно приложение дополнительного материала в виде таблиц, диаграмм, схем
  • текст разбивать на абзацы (задает общую структуру и легкость чтения)

Оформление по ГОСТу

В целом форма единая. Различия касаются специфики области ее применения и отдельных требований, предъявляемых заказчиком. Некоторые пункты исключаются в зависимости от назначения.

Структура:

Подписание документа

  • титульный лист
  • введение
  • аннотация
  • сокращения и условные обозначения с их расшифровкой
  • выводы (для научных проектов)
  • библиография
  • приложение

В титульном листе указывается ФИО автора (или данные организации, от имени которой она готовится), ниже адресат (кому направляется – должностное лицо или учреждение), далее крупными буквами печатается «Пояснительная записка», название, например «Водоохранная зона», дата составления и регистрационный номер (для формальных документов), подпись и должность составителя.

Введение – это актуальность. Здесь могут быть прописаны цели, задачи, общие сведения об организации и ее деятельности (для экономистов). Соотносится с сегодняшним днем. Может быть краткое описание предшествующего опыта и историческая справка, которая подтверждает актуальность проводимого исследования, реализации задуманного проекта.

Аннотация – краткое содержание, самое основное. Указываются разделы, подразделы и пункты. Их описание. Проблематика, которая в них затрагивается, понятия.

Содержание – краткое описание основного документа, анализ изученных материалов, ожидаемые результаты. Их подтверждение или опровержение.

Пояснительная записка из рук в руки

Выводы – итоги реализации проекта, результаты проведенной работы (для отчетной документации). Для бухгалтерской отчетности может потребоваться указание расхождений в учете, их пояснение (если запрос инициирован налоговыми органами). Анализ финансовой деятельности юрлица, соответствии поставленным целям, понесенные убытки.

Сокращения и условные обозначения чаще указываются в научных работах. К примеру, дипломный проект, курсовая. Здесь указываются повторяющие фразы и слова, их сокращение и обозначение. Далее по тексту они уже применяются в сокращенном виде.

Библиография – это список источников литературы (научные труды, монографии, печатные и периодические издания, словари). К их описанию есть жесткие требования, которые устанавливаются в соответствии с общими стандартами. С ними можно ознакомиться в специальных методичках, обратившись в библиотеку заведения.

Приложение – при необходимости прикладываются схемы, графики, диаграммы, чертежи, иллюстрации. Этот пункт необязателен к исполнению. Он зависит от характера работы. Прилагаемые материалы служат для наглядности и позволяют пояснить отдельные положения в представленном материале.

Пояснительная записка в Налоговую службу

Приказ № 43н от 6 июля 1999 г. Министерства финансов Российской Федерации регламентирует порядок сдачи бухгалтерской отчетности. Согласно документу готовится пояснительная записка. В ней содержатся сведения о финансовой деятельности учреждения.

Содержание зависит от требований Налоговой службы. Цель ее подготовки – разъяснение политики юридического лица, объективной оценки его деятельности, контроль финансового положения и задолженностей перед третьими лицами.

К отчетным данным:

  • бюджет организации
  • прибыль и расходы
  • вложения
  • задолженности перед дебиторами и кредиторами
  • акции и активы

Если запрос инициирован налоговиками для уточнения данных по отчетности:

  • ИНН
  • регистрационный номер письма налогового органа
  • данные документа, по которому уточняются сведения
  • расходы и убытки на отчетный период
  • адресат (данные налоговой службы)
  • имеющиеся расхождения в данных

Содержание и форма пояснительной записки могут существенно различаться в зависимости от ее назначения и учреждения, которое ее готовит, сферы его деятельности. Этот небольшой по объему информационный материал порой ставит в тупик начинающих специалистов. Поэтому необходимо учитывать не только стандарт по ГОСТу, но и отдельные требования, которые предъявляются к документу по месту его востребования.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Пояснительная записка — это документ, который дает общие сведения о каком-либо отчете, проекте, выводе или заключении ревизионной комиссии. Пояснительная записка заполняется печатным шрифтом на листе форматом А4. Она может состоять из нескольких листов, которые обязательно нужно пронумеровать. Содержание данного пояснения напрямую зависит от документа, к которому она прилагается. Пояснительная записка обычно пишется тем структурным подразделением предприятия, которое имеет непосредственное отношение к отчету, выполненному проекту или проведенной проверке. Адресуется пояснительная записка непосредственно руководителю своего предприятия.

Как правильно составить пояснительную записку

Текст пояснительной записки должен быть написан деловым стилем, лаконично, четко и однозначно. Сама пояснительная записка должна делиться на разделы, пункты и подпункты.

Вступительная часть пояснительной записки должна содержать ссылку на документ, по которому будет предоставляться информация. Обязательно нужно указать, какой именно вопрос будет раскрыт, если их несколько, то нужно перечислить все.

После вступления идет основная часть пояснительной записки, в которой нужно понятно и четко изложить всю информацию, поясняющую суть документа. Текст пояснения должен быть структурирован и разделен на перечни и списки. Данную записку обычно пишет работник структурного подразделения, такого, например, как:

  • бухгалтерский отдел;
  • плановый отдел;
  • финансово-аналитический отдел;
  • отел логистики.

Главное — не забывать, что нужно понятно изложить специфику документа, который непосредственно имеет отношение к работе подразделения. Поэтому она должна быть конкретной и легко читаемой. При необходимости в тексте нужно сделать сравнительный анализ данных отчетного периода с предыдущими годами. Данный анализ поможет лучше проследить динамику развития предприятия, а пояснительная записка легче будет восприниматься.

В заключительной части записки нужно подвести итог, и обязательно сделать акцент на позитивные моменты описываемого документа.

Подписывает записку исполнитель подразделения, и вместе с исходным документом отдает на подпись руководителю.

Дорогие проектировщики, выкладываю вам свою наработку для оформления красивой ПЗ с использованием макросов и полей.
Данный шаблон подойдет только тем, кто немного разбирается в ворде и его особенностях (поля, разделы, колонтитулы)
Что реализовано:
1) Автоматическая верхняя нумерация (для ее корректировки просто запустите макрос правка нумерации).
2) Возможность применения Автоматического содержания.
3) Возможность автоматической вставки/удаления подписей. Также можно их спрятать/показать.
4) Автоматическая правка небольших искажений рамки.
5) Автоматическое расширение/сужение рамки под любой формат.
6) Автоматическая подгонка по фамилий, дат, и еще некоторых элементов по ширине ячеек рамки.
Ну и еще некоторые няшки.
Сразу хочу сказать, что из-за особенностей ворда, не всегда всё проходит гладко, поэтому перед применением макросов лучше сохранять документ.
И не смотрите, что ворд иногда отображает, что что-то съехало… смотрите на то как он выводит на печать.
Хорошо бы нашелся хороший программер для того, чтобы довести это до ума и оптимизировать код.
Если будут вопросы и еще что-то пишите на почту ventoli@yandex.ru

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *