Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций

Правовое регулирование некоммерческих организаций

В соответствии с российским гражданским законодательством юридические лица, создаваемые на территории Российской Федерации, подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации .

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности — коммерческие либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками — некоммерческие. Таким образом, главное их отличие друг от друга — это цель, ради которой они были созданы.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Общественный характер деятельности — главная особенность некоммерческих организаций, отличающая их от других хозяйствующих субъектов.

Правовое положение некоммерческих организаций определяют следующие основные законы:

1) Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ);

2) Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в ред. от 16.11.2011 №317-ФЗ;

3) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в ред. от 19.05.2010 №88-ФЗ .

Деятельность каждого из видов некоммерческих организаций дополнительно регулируется специальным законодательством.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Законом № 7-ФЗ определены следующие формы некоммерческих организаций:

1) общественные организации (объединения);

2) религиозные организации (объединения);

3) государственная корпорация;

4) некоммерческие партнерства;

5) учреждения;

6) автономные некоммерческие организации;

7) социальные фонды;

8) благотворительные фонды;

9) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Кроме того, федеральным законодательством могут предусматриваться иные формы некоммерческих организаций:

1) потребительские кооперативы (ГК РФ);

2) товарищества собственников жилья (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в ред. от 01.04.2012 №26-ФЗ);

3) территориальное общественное самоуправление (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. от 03.12.2011 №392 — ФЗ);

4) благотворительные организации (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в ред. от 23.12.2010 №383-ФЗ);

В течение последнего десятилетия был принят целый ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность различных некоммерческих организаций. Законодательство, регулирующее некоммерческий сектор, в основном представлено нормативными правовыми актами, содержащими нормы нескольких отраслей права (в основном гражданского и административного).

Некоммерческие организации вследствие своих уставных задач, являясь наименее активными участниками хозяйственного оборота, тем не менее, предстают наиболее значимыми субъектами административного права, что предопределяет повышенное внимание государства именно к административно-правовому статусу этих субъектов .



Ключевые слова: некоммерческая организация, НКО, третий сектор, развитие, деятельность.

В современных условиях развития нашей страны и мира в целом возрастает роль и значение некоммерческих организаций, в том числе публичные объединения, которые оказывают сильное действие не только на политику внутри государства, но и на внешнюю.

Современная социология условно делит социальные группы гражданского общества на три сектора: государственный (публичный), коммерческий (частный) и некоммерческий (НКО). Поэтому по отношению к НКО часто применяется такой термин, как «третий сектор».

Появление таких организаций началось ещё много столетий назад. По большей части это были публичные и религиозные организации, общественные движения, союзы, партии и др. НКО занимают наибольшую нишу во всех сферах развития государства, как центр экономических и социальных отношений.

НКО (некоммерческая организация) — это компания, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и не распределяет прибыль между участниками своей организации. Данные организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных и других сфер жизнедеятельности.

Также НКО имеет право заниматься предпринимательством, если данная деятельность направлена на достижение поставленной цели организации.

Самые первые некоммерческие организации появились примерно в VI-VII веках и первоначально основывались на внехозяйственном интересе. Происходило это в результате определенного момента развития общества, когда правовое регулирование отношений касалось исключительно отдельных физических лиц. Также уже в V веке были образованы гетерии — тайные сообщества единомышленников — богачей и олигархов, которые были настроены против демократического строя. В это же время в Древнем Риме частные организации были описаны как союзы с религиозными целями и профессиональный союз ремесленников.

Вместе с тем, согласно записям Гая, Законы таблиц (D. 47, 22, 4) даже разрешали союзам с религиозными целями вырабатывать внутри себя устав, не противоречащий действующим законам. Такой порядок свободного образования коллегий, который был позаимствован, со слов Гая, из законодательства Солона, то есть из греческого права, существовал до окончания республики. Согласно законам того времени юридическое лицо прекращало свою деятельность после того, как цель организации была достигнута. Согласно правилам того времени можно сказать, что союзы того времени пока еще невозможно назвать юридическими лицами, в современной интерпретации данных слов, например, юристы из Рима еще не оценивали и не знали такого понятия.

Через определенное время большое количество объединений стало появляться во времена республики. Преимущественно это были компании, которые объединяли служителей при магистрах различных родов и объединялись для взаимопомощи. Из них можно выделить, например, похоронные бюро, которые существовали в основном среди бедного населения.

В развитии НКО в России можно выделить 7 этапов:

1) Древние времена — от X-XVI века. Появлялись НКО на основе традиций племен.

2) XVI в. были приняты попытки для законодательного оформления существования некоммерческих организаций.

3) Во времена правления императрицы Екатерины II (1762–1796). Происходило выделение негосударственного раздела социальных отношений. Главным событием этого времени являлось появление негосударственных организаций, которые не входили в состав института церкви.

4) XVIII век — 1861 г. Развитие социальных объединений институционного характера, появление благотворительности как вида деятельности.

5) 1861–1917 гг. Развитие некоммерческих организаций. В Москве ближе к концу XIX века существовало примерно около пятисот частных и благотворительных организаций, но они были разделены на разные министерства и ведомства.

6) 1917–1980 гг. Этап застоя в развитии НКО в России. После 1917 г. в условиях безоговорочного преобладания государственной собственности, «третьему сектору» не было место в экономике государства.

7) 1980–1995 гг. Восстановление «настоящего» 3-го сектора. Финансовый упадок, сопровождавший развитие рыночной экономики, сделал остродефицитными способы и время, которые жители имели бы возможность отдавать третьему сектору.

8) 1995-2000 гг. Составление российской системы законодательства о некоммерческих организациях. До 1995 г. включительно на всей территории РФ действовал принятый ещё 1990 г. в СССР «Закон об общественных объединениях», вскоре на его основе был создан закон с таким же названием, вступивший в силу в РФ в 1995 г.

9) Последний этап развития включает в себя начало 2000 гг. и по настоящее время.

На сегодняшний день существуют несколько форм некоммерческих организаций:

1) Общественная и религиозная организация — участники не сохраняют свои права на переданное этим организациям собственное имущество, включая и взносы на членство.

2) Фонд — имущество, переданное фонду его учредителями, является только собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью.

3) Учреждения — имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств ответственность несет его собственник.

4) Автономная некоммерческая организация — имущество организации, переданное ей учредителями, является ее собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняя прав на её собственность.

5) Государственная корпорация — особенность в том, что в ней нет членства, создана в РФ на основе денежного или имущественного вклада (взноса), основной целью которой является осуществление управленческих, социальных, а также каких-либо полезных функций для общества.

Деятельность всех НКО находится в особом правовом поле.

Данные организации регулируются несколькими Федеральными законами, правовыми актами и другими нормативными документами, главным из которых является Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статус работы некоммерческих организаций и особенности их налогообложения определяются исходя из следующих правовых документов.

Статья 246 НК РФ: все НКО признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, поступающие некоммерческим организациям на их содержание и ведение деятельности, при определении доходов для целей исчисления налога на прибыль организаций не учитывается согласно статье 251 Налогового Кодекса РФ.

Также в Налоговом Кодексе РФ предусмотрен особый порядок при налогообложении на прибыль, в случае если НКО получает целевое финансирование в виде грантов. НКО также могут применять и УСН.

Все нормативные акты, а также разъяснения Федеральной Налоговой Службы и Министерства финансов России, размещены на сайтах.

Документы, регламентирующие деятельность НКО:

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях»

Статья 78.1 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2014)

Статья 582 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 11-рп

Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. N 243-рп

Нормативно-правовая база, устанавливающая особенности налогообложения для НКО прописана в пункте 2 статьи.

В заключении хотелось бы отметить, что на 1 января 2017 г. был начат ещё один период реформы муниципальных учреждений, которые предусматривают строгую и жесткую ориентацию порядка использования ими средств из бюджета на достижение конечного результата. Как следствие, развитие НКО и всего некоммерческого сектора в РФ проходит под управлением и влиянием национальных особенностей страны. В России существует тенденция быстрого развития и усиление влияния на развитие экономики России.

По состоянию на 1 января 2018 г. по данным Министерства юстиции РФ в нашей стране действует около 220 тысяч НКО. Их количество остается постоянным на протяжении последних нескольких лет. Сколько из них активно работают выяснить сложно, т.к. эти данные не предоставляет ни одно ведомство. Эксперты, однако, полагают, что доля действующих НКО составляет не более 15–20 % от зарегистрированных. Некоммерческий сектор сегодня тем не менее активно развивается. Все больше НКО привлекают частные пожертвования и более активно работают с гражданами.

Растет и неформальная гражданская активность. Но то, над чем точно предстоит еще много работать некоммерческому сектору, — доверие к нему со стороны граждан, потому что ожидать готовности людей работать в НКО в качестве волонтеров и жертвовать свои средства можно только тогда, когда уровень доверия будет высоким. Да, он вырос за последний год. Но нам еще есть, над чем работать. Для этого НКО должны стать более прозрачными и подотчетными. В настоящее время некоторые организации уже делают публичные отчеты, но пока этого недостаточно. НКО должны также лучше взаимодействовать друг с другом, создавать партнерства, создавать саморегулируемые организации, что позволит защитить их от мошенничества и поможет им стать более подотчетными, действовать в соответствии с высокими этическими стандартами.

Минюст России по-прежнему не вывел крупнейшие государственные корпорации из числа НКО. В его реестре в числе НКО указано более 4 тыс. политических партий (включая региональные отделения).

В плане упорядочения статистического учета третьего сектора практически ничего не изменило введение в законодательство с 2010 г. категории социально ориентированных НКО (СО НКО). Статистический учет раздела СО НКО ведет Росстат. По сведениям Росстата количество СО НКО продолжает расти: на конец 2015 г. в РФ было зарегистрировано 140 031 СО НКО, на конец 2016 г. — 143 436. Это в пределах 63 % от совместного количества зарегистрированных НКО. Впрочем, в предоставленном случае речь идет о подъеме сектора, все большее количество НКО формально относятся к категории социально нацеленных организаций — для этого в уставе НКО достаточно хотя бы единственного упоминания направления работ, признанного социально нацеленным. Так, в числе СО НКО — Аналитический центр при Правительстве РФ, Агентство стратегических инициатив, всевозможные правительственные фонды.

По данным Росстата, общий объем доходов СО НКО в 2015 г. составил 686 млрд рублей, в 2016 г. — уже 831 млрд рублей (в частности, доходы от реализации товаров и услуг составили 254 млрд рублей, поступления от российских коммерческих организаций — 174 млрд рублей). Такие астрономические цифры не согласуются с имеющимися сведениями об общем объеме экономики реального некоммерческого сектора (так, поддержка СО НКО из федерального бюджета составила в 2016 г. около 11 млрд рублей). Очевидно, что, в данном случае речь идет в том числе о различных правительственных фондах, спонсируемых из бюджета спортивных клубах и других организациях, которые лишь номинально можно отнести к некоммерческим.

Другие цифры Росстата о секторе СО НКО также вызывают вопросы.

К примеру, по данным ведомства, вся численность сотрудников СО НКО на конец 2015 г. составила 991 тыс. человек, что составляет примерно 1,3 % экономически активного населения страны. Но на конец 2016 г. данный показатель составил уже 672 тыс. человек. Не совсем понятно, каким образом численность сотрудников смогла снизиться за год более чем на 300 тысяч человек. И это на фоне того, что государство увеличивает финансовую поддержку некоммерческого сектора. В то же самое время Росстат на конец 2015 г. насчитал 2,5 млн добровольцев СО НКО, а уже в 2016 г. 3.8 млн человек. Такой стремительный рост на фоне количества постоянных сотрудников объяснить достаточно сложно.

В 2017 г. запущен общественный проект «Открытые НКО», в рамках которого агрегируются данные о грантах, субсидиях и контрактах НКО. Проект позволяет увидеть, какие именно организации стали получателями государственной поддержки.

В секторе НКО слабо развито саморегулирование, мало площадок для объединения и консолидации, сектор разобщен, что приводит к появлению разного рода мошенничества в сфере благотворительности, кроме того, много фиктивных НКО, которые создаются для реализации коммерческих проектов и получения прибыли.

Мировая практика показывает, что основным путем для повышения и увеличения доверия к НКО является его открытость и прозрачность. В идеале любой желающий может найти в открытом доступе подробные публичные отчеты об основных направлениях деятельности организации, реализованных проектах, финансовых потоках. В России пока не укоренилась практика публичной отчетности НКО, подробная отчетность есть только у нескольких десятков организаций. На конкурс отчетов НКО «Точка отсчета», который возобновил свою деятельность в 2017 г., были поданы всего 244 отчета. С одной стороны, не у всех НКО есть время и ресурсы на написание отчетов, а с другой стороны — нет никакой внешней мотивации, а внутренняя мотивация у НКО крайне низкая, даже у благотворительных фондов.

Между тем прозрачность и открытость Некоммерческих организаций нужна не только органам государственной власти, но и всему обществу. Стоит отметить, что в большинстве стран с развитым третьим сектором есть система градации НКО по уровню общественной отчетности. Доступ к программам муниципального и государственного финансирования, налоговым и другим льготам и преференция подразумевают предоставление компанией более конкретных и подробных сведений о своей работе, включая денежные потоки, другими словами, более жесткие требования к прозрачности, вследствие того, что разграничение категорий НКО подразумевает введение более гибкой и простой системы отчетности. Следует подумать о развитии стандартов отчетности для некоммерческих организаций. Данный стандарт может стать основой для коммуникации НКО с внешним миром и другими подобными организациями.

Литература:

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях».
  3. Горный М. Б. Общественное участие некоммерческих организаций // Публичная политика — 2006. Сборник статей. / Под редакцией А. Ю. Сунгурова. — СПб: Норма. – 2014.- С. 10–30.
  4. Гришаев С. П. Некоммерческие организации // правоведение. — 2013 № 10. — С.43.
  5. Кулькова В. Ю. Российские тренды развития некоммерческих организаций в международной компаративистике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 30. С. 37–46
  6. Лившин А. Я. Некоммерческий сектор в России и мире: современные проблемы экономики и управления// Вестник Московского университета.
  7. Панасенко C. B. Роль и значение некоммерческих организаций в современной экономике России // Актуальные проблемы управления 2013: Материалы международной научно-практической конференции: Вып. 4 / ГУУ. — М.- 2013. — С. 319–322.
  8. Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России. // — Свободный доступ из сети Интернет.URL: http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/research/document4693.shtm
  9. Данные Международного центра некоммерческого права в Российской Федерации. // — Свободный доступ из сети. URL: http://www.icnl.org/about/alliance/index.html

  • 4. Совместные нормативные акты (принятые совместно с государственными и негосударственными органами).
  • 5. Локальные нормативно-правовые акты (принимаемые отдельными учреждениями и организациями).

Наиболее распространенной является классификация нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы. Итак, в зависимости от их юридической силы, нормативные акты можно подразделить на две группы: законы и подзаконные акты.

Закон

Закон — это нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют основные вопросы жизни общества и государства в целом. «Законы образуют стержень правовой системы России».

Во-первых, закон принимается только высшими представительными органами государственной власти (Государственной Думой — в России, Конгрессом -в США, Парламентом — в Италии и т.д. ), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Высшая юридическая сила состоит закона в том, что:

  • — они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами
  • — законы никто не вправе отменять, кроме органа их издавшего
  • — все остальные акты должны соответствовать законам и никогда им не

противоречить.

В-третьих, закон содержит общезначимые нормы, которые должны выполняться всеми. Но бывают и случаи нарушения предписаний закона, тогда может наступить юридическая ответственность, а если нормы закона не соблюдаются судом, то это влечет большие недоразумения.

В-четвертых, закон, как источник права, представляет (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа и волю государства. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона как выразителя общей воли.

В-пятых, законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений: в них регламентируется государственное устройство, система органов власти, их компетенция, права и свободы граждан, а также перечислены деяния, которые признаются преступлениями.

В-шестых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке. В каждой стране существует свой собственный порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов. Однако, все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, принятия, одобрения и утверждения, кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.

Если закон принимается путем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговаривается в специальном законе о референдуме.

Законы классифицируются по различным основаниям. По сфере действия они подразделяются на общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), действие которых распространяется на всю территорию РФ, так как полномочия высших законодательных органов, принявших их распространяется на всю территорию нашего государства, а так же законы субъектов федерации, действующие на территории, на которую распространяются полномочия высшего законодательного органа субъекта. Основными нормативными актами на уровне субъекта регламентирующими отношения органов власти и граждан, являются уставы, выполняющие функции региональной конституции.

По общему правилу при расхождении федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие.

Конституционные законы закрепляют основы конституционного государственного строя и служат базой для текущего законодательства. Отличаются конституционные законы от текущих и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения изменений и дополнений.

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции, затем законы, с помощью которых вносятся дополнения и изменения в тексты конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой Конституцией.

Особую значимость Конституция имеет в федеративных государствах, где она является основой не только для развития текущих законов, но и Конституций субъектов Федерации. Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечивать внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

Помимо конституционных существуют текущие законы, то есть такие законы, которые базируются на предписаниях Конституций и конституционных законов и регулируют общественные отношения в различных сферах жизни: экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Текущие законы так же, как и конституционные, обладают прямым действием на территории России (ч. 1 ст.76 Конституции РФ). Принимаются они в особом законодательном порядке и действуют на всей территории РФ, причем они не должны противоречить Конституции и подлежат официальному опубликованию, без которого не действуют.

В свою очередь текущие законы можно подразделить еще по двум основаниям: по строению и по времени действия. По строению законы бывают кодифицированные и простые.

Кодифицированные или органические законы — это «единые, логически и юридически цельные, внутренне согласованные нормативные акты», состоящие из комплекса правовых норм, регулирующих конкретные сферы общественной жизни. К ним относятся кодексы и основы законодательства. Кодексы в своей структуре, как правило, имеют два элемента: общую и особенную часть. В первой — закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют содержание норм особенной части (например, общая часть Уголовного кодекса РФ содержит принципы, задачи уголовного права, общие понятия, виды преступных деяний и т.д. , которые затем подробно раскрываются в особенной части).

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальные и процессуальные.

Итак, многообразие видов закона позволяет обеспечить его верховенство во всех сферах жизни общества и предотвращает возможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

  • а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
  • б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
  • в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *