Предпроверочный анализ

Выездная налоговая проверка вряд ли может кого-то обрадовать: по данным статистики, в 98% случаев она заканчивается доначислением налогов и значительными штрафами. Чем крупнее бизнес, тем больше суммы доначислений. Поэтому неудивительно, что предприниматели всеми силами стараются защитить свою организацию от визита представителей фискальной службы. Но не все знают, что для отбора «жертв» налоговики проводят предпроверочный анализ. Как известно, предупрежден — значит вооружен: владея точной информацией, проще обезопасить свой бизнес от штрафов. В этой статье расскажем об особенностях предпроверочного анализа налоговой и о том, как можно использовать эти сведения для защиты от незваных гостей.

Что такое предпроверочный анализ и кто его проводит

По данным налогового органа, опубликованным 20 февраля 2020 года на сайте nalog.ru, количество выездных проверок в 2019 году снизилось на 34%, а за последние пять лет — в 3,3 раза. Сегодня проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из тысячи (или 0,14%). О чем могут говорить эти факты?

О том, что налоговики стали работать намного эффективнее. Они постоянно совершенствуют механизмы отбора, и теперь им все реже приходится проверять компании «впустую». К проведению выездных проверок ФНС подходит весьма избирательно: инспекторы посещают преимущественно те организации, где наиболее высока вероятность налоговых нарушений. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев визит представителей фискальных органов заканчивается доначислениями.

Такая точность достигается благодаря тщательным подготовительным мероприятиям. Предпроверочный анализ представляет собой сбор и исследование информации о юридическом лице. По итогам изучения данных ФНС принимает решение о том, имеет ли смысл проводить выездную проверку в отношении конкретной организации.

Таким образом, основная часть сведений о компании будет известна налоговикам еще до того, как они ее посетят. Если предприятие получило уведомление о выездной проверке, значит, нарушения уже найдены в ходе предпроверочного анализа, осталась лишь сущая формальность — зафиксировать их документально и составить акт.

Итак, от результатов предпроверочного анализа зависит, попадет ли компания в число кандидатов на выездную проверку, то есть грозят ли ей штрафы. Узнаем, каким образом ФНС проводит сбор и изучение информации о налогоплательщиках.

На заметку

Характерно, что в процессе проведения предпроверочного анализа налоговиков интересует не только сам факт нарушений, но и реальная возможность взыскания денежных средств. Если с компании попросту нечего взять, проверку, скорее всего, отложат, ведь в этом случае государственным органам будет невыгодно тратить на нее временные и материальные ресурсы. Поэтому в ходе предпроверочного анализа большое внимание уделяется оценке реального экономического положения организации и ее руководителей.

Как работает отбор

Эффективность налогового контроля возросла во многом благодаря развитию информационных технологий. В XXI веке сотрудникам ФНС уже не обязательно вручную анализировать огромные объемы документов — на помощь приходят технические средства автоматизации. Значительная часть предварительного анализа осуществляется посредством компьютерных программ.

Вся нужная для исследования информация о компаниях уже присутствует в фискальных органах, ведь каждое юридическое лицо регулярно предоставляет в ФНС налоговую и бухгалтерскую отчетность. Достаточно загрузить данные в программу, и она, произведя необходимые вычисления, выдаст результат. Какие же приложения чаще всего использует отдел предпроверочного анализа и как они работают? В общей сложности существует около 20 информационных систем. Мы расскажем об основных.

Программно-информационный комплекс «ВНП Отбор» — самый первый фильтр, через который проходят компании. На основании данных бухгалтерской и налоговой отчетности организации оцениваются по 43 параметрам. Также сравниваются между собой юридические лица с одним и тем же видом экономической деятельности (например, для определения среднего уровня налоговой нагрузки по конкретной отрасли). При выявлении нарушений по тем или иным признакам начисляются баллы. Их максимальное количество — 68,3. Чем больше баллов наберет компания, тем выше вероятность того, что она будет отобрана в предварительный список объектов для проверки.

«ВНП Отбор» начисляет баллы, в частности, в таких случаях:

  • по данным за несколько налоговых периодов в отчетности отслеживаются убытки;
  • расходы, не связанные с производством и реализацией продукции, по документам намного превышают прибыль;
  • выручка компании растет, а налоговая нагрузка остается прежней или уменьшается;
  • имеются расхождения между данными в бухгалтерской отчетности и декларации;
  • налоговая нагрузка организации ниже, чем в среднем по отрасли.

АСК НДС (самая современная версия — АСК НДС-3) — еще один комплекс программ, широко используемый для предварительного отбора кандидатов на проверку. Автоматическая система контроля отслеживает движение средств между счетами разных организаций с целью выявить факты ухода от уплаты НДС. Информация по сделкам компании сверяется с данными по тем же операциям, поступившими от контрагентов. С помощью АСК НДС-3 можно обнаружить разные схемы незаконной «оптимизации» — дробление бизнеса, использование цепочек посредников, создание фирм-однодневок.

Дополнение к программе — СУР АСК НДС — автоматически распределяет организации по степени риска неуплаты НДС. Компании делятся на три категории:

  • высокая степень риска — фирма не платит НДС, не располагает средствами для ведения реальной деятельности либо замечена в связях с подозрительными юридическими лицами;
  • низкая степень риска — компания исправно платит НДС в нужном объеме, имеет достаточное количество ресурсов, среди контрагентов нет однодневок и других сомнительных организаций;
  • средняя степень риска — фирма не попадает ни в одну из названных категорий.

Итак, предположим худший вариант: ПИК «ВНП Отбор» начислил вашей компании большое количество баллов, а СУР АСК НДС присвоила ей высокую или среднюю категорию риска. В этом случае начинается следующий этап своеобразного «антиконкурса». В дело вступают аналитики, которые исследуют досье каждой компании из предварительного списка. Данную стадию предпроверочного анализа налоговой проверки часто называют ручным отбором, хотя это не совсем верно — специалисты также пользуются различными средствами автоматизации.

Информационная система «Налог-3» содержит сведения о каждом предприятии. Из базы данных можно узнать, кто является руководителем, собственником юрлица, сколько денег находится на его счетах, каким имуществом оно располагает. Зачем налоговым аналитикам нужна эта информация? Прежде всего для того, чтобы оценить перспективы взыскания доначислений. Если организация ведет реальную деятельность, обладает денежными ресурсами, значит, в проведении выездной проверки есть смысл. Причем аналитиков заинтересует не только имущество юрлица, но и личные средства его учредителей, руководителей, участников.

ПИК «Однодневка» — еще один инструмент в помощь налоговой службе. Уже из названия понятно, что эта программа находит анонимные структуры. Аналитик определяет, есть ли в реестре потенциальных фирм-однодневок контрагенты проверяемой организации. Если таковые находятся, это служит поводом заподозрить попытки получить необоснованную налоговую выгоду.

Но не все действия в рамках предпроверочного анализа можно выполнить автоматически — часть операций по-прежнему приходится осуществлять вручную. Так, аналитики запрашивают в банке выписки из расчетных счетов организации. Следующие факты явно свидетельствуют не в пользу налогоплательщика:

  • компания не проводит операции, которые подтверждали бы реальную деятельность: не платит за аренду, за коммунальные услуги, не перечисляет зарплату сотрудникам;
  • между проверяемой организацией и потенциально взаимозависимыми лицами регулярно проходят платежи;
  • компания перечисляет деньги на счет ИП, с которого они сразу переводятся на физлицо;
  • операции по счетам разных контрагентов осуществляются с одного IP-адреса.

Также аналитики могут запросить информацию о налогоплательщике в государственных службах, например в Росреестре недвижимости. Если окажется, что собственник предприятия владеет имуществом, несоизмеримым по стоимости с официальными доходами, налицо будет факт вывода средств из организации, следовательно, повод для налоговых доначислений.

Результаты: быть или не быть проверке

Итоги предпроверочного анализа оформляются документально: аналитики составляют официальное заключение. В нем содержится следующая информация:

  • Сведения о проверяемой фирме: название и реквизиты, данные о собственниках и руководителях, об имуществе компании и контролирующих лиц, о доходах, о взаимозависимых и подконтрольных организациях.
  • Характеристика финансовой деятельности предприятия, составленная на основе анализа отчетности: данные по динамике показателей, расходам, налогам.
  • Оценка степени риска по критериям, обозначенным в Приказе ФНС «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Среди них, например:
    • низкая налоговая нагрузка относительно средних значений по данной отрасли;
    • быстрый рост расходов по сравнению с темпами увеличения прибыли от реализации продукции;
    • данные об убытках, содержащиеся в отчетности предприятия на протяжении длительного периода времени;
    • большие суммы налоговых вычетов;
    • незначительная разница между расходами и доходами за календарный год;
    • низкая заработная плата сотрудников в сравнении с другими субъектами бизнеса, работающими в той же отрасли по ОКВЭД; и другие — в общей сложности 12 признаков высокого налогового риска.
  • Информация, полученная об организации в ходе предпроверочного анализа — при использовании автоматизированных систем, изучении запрошенных документов, исследовании открытых источников.
  • Данные о результатах мер налогового контроля, применявшихся ранее. В этот раздел включены сведения о предыдущих камеральных, выездных и встречных проверках, а также информация о состоянии банковских счетов предприятия.
  • Итоги. Главная часть документа, где аналитик формулирует заключение о целесообразности выездной проверки и о порядке ее проведения. В этом разделе даются рекомендации по мероприятиям, составу проверяющих, обозначается предполагаемая сумма доначислений.

Любого налогоплательщика в связи со всем этим интересует одно: реально ли спрогнозировать результат предпроверочного анализа, а в идеале — предотвратить выездную проверку? Да, такое возможно, если обратиться за помощью к специалистам по налоговому консалтингу. Они проведут независимую проверку компании, выявят все возможные факторы риска и дадут советы по их устранению. Последовав рекомендациям экспертов, можно быть уверенным в том, что больше опасаться нечего: организация чиста перед ФНС и в ходе предпроверочного контроля налоговики не найдут нарушений. А это значит, что можно спокойно продолжать вести бизнес, не боясь проверок и штрафов.

Предпроверочный анализ — это, по сути, и есть проверка. Если в процессе изучения сведений о компании сотрудники ФНС обнаружат необоснованную налоговую выгоду или другие нарушения, скорее всего, доначислений и штрафов не миновать. Хорошая новость заключается в том, что можно обратиться к специалистам, чтобы они выполнили независимую оценку налоговых рисков.

Как можно защитить свой бизнес

Мы спросили об этом у Дмитрия Сидоренко, генерального директора Fomix Consulting Group:

«В современных экономических условиях невозможно вести бизнес, не зная налогового права: это грозит как минимум штрафами, как максимум — принудительной ликвидацией и даже уголовной ответственностью. Но нормативных документов множество, разобраться в них без соответствующего образования и опыта сложно, к тому же требования постоянно меняются. Поэтому совершенно очевидно, что для успешного и безопасного ведения предпринимательской деятельности необходима помощь консультантов по налоговому законодательству.

Специалисты Fomix Consulting Group помогают защитить бизнес от проблем с налогами. Мы проанализируем документы организации клиента, выявим возможные риски и подскажем, как их устранить. При поддержке наших консультантов можно выстроить грамотную и эффективную налоговую политику, оптимизировать систему налогообложения и сократить расходы.

Мы работаем с любыми, в том числе нестандартными, ситуациями и соблюдаем принцип индивидуального подхода к каждому клиенту».

P. S. Fomix Consulting Group специализируется на юридической защите бизнеса: оказывает бухгалтерские услуги, решает корпоративные споры, консультирует по налоговым вопросам, помогает при регистрации и ликвидации юридических лиц.

2) методологическое и организационное обеспечение соблюдения подведомственными налоговыми органами утвержденных в установленном законодательством порядке процедур планирования выездных налоговых проверок, порядка и критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, определения приоритетности категорий налогоплательщиков для включения в планы проведения выездных налоговых проверок;

3) ежеквартальная подготовка и передача на утверждение руководителю УФНС России по Ставропольскому краю планов проведения выездных налоговых проверок;

4) контроль за полнотой и качеством проводимого подведомственными инспекциями ФНС России предпроверочного анализа налогоплательщиков;

5) мониторинг качества проведенных территориальными налоговыми органами выездных налоговых проверок с учетом результатов предпроверочного анализа, в том числе оценка достаточности проведенных мероприятий налогового контроля с целью доведения налоговой нагрузки налогоплательщика до максимальной по виду экономической деятельности. Обобщение и анализ результатов контрольной работы;

6) обеспечение своевременного выявления налогоплательщиков, а также Групп налогоплательщиков, деятельность которых, подлежит налоговой проверке;

7) получение максимально полной и объективной информации о налогоплательщике в целях определения целесообразности проведения в отношении него выездной налоговой проверки;

8) обеспечение проведения налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов, выявление аналогичных нарушений (зон риска) у запланированного к проверке налогоплательщика исходя из показателей по аналогичным налогоплательщикам;

9) обеспечение максимально эффективного проведения планируемой выездной налоговой проверки за счет качественного предпроверочного анализа, выявления круга взаимозависимых лиц, и за счет разработки оптимальной стратегии проверки;

10) контроль за администрированием территориальными налоговыми органами налогоплательщиков, подпадающих под критерии отнесения к категориям крупнейших и основных налогоплательщиков;

11) мониторинг прекращения осуществления деятельности организациями путем ликвидации либо реорганизации. Обеспечение контроля за своевременным назначением выездных налоговых проверок в отношении данной категории организаций территориальными налоговыми органами Ставропольского края, при наличии целесообразности проведения выездной налоговой проверки;

12) мониторинг деятельности организаций имеющих признаки подконтрольных. Контроль за своевременным проведением территориальными налоговыми органами Ставропольского края мероприятий налогового контроля в отношении указанных организаций, а также выявлением непосредственных заказчиков деятельности подконтрольных организаций с целью проведения в отношении данных налогоплательщиков выездных налоговых проверок. Организация взаимодействия с управлениями федеральной налоговой службы других субъектов федерации и территориальных налоговых органов при постановке на налоговый учет подконтрольных организаций и непосредственных заказчиков их деятельности на территоририи Ставропольского края и иных регионов Российской Федерации;

13) выявление холдинговых структур, координация контрольных мероприятий проводимых территориальными налоговыми органами Ставропольского края в отношении участников таких структур. Организация взаимодействия с налоговыми органами иных регионов Российской Федерации по вопросам администрирования налогоплательщиков входящих в холдинговую структуру.

III. Основные функции отдела

6. Отдел, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет следующие основные функции:

1) осуществляет методологическое обеспечение и контроль соблюдения подведомственными налоговыми органами утвержденных в установленном законодательством порядке процедур планирования выездных налоговых проверок, порядка и критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, определения приоритетности категорий налогоплательщиков для включения в планы проведения выездных налоговых проверок. Контролирует своевременность, полноту и качество мероприятий налогового контроля в рамках проводимых подведомственными инспекциями ФНС России выездных налоговых проверок;

2) ежеквартально подготавливает и передает на утверждение руководителю УФНС России по Ставропольскому краю планы проведения выездных налоговых проверок;

3) осуществляет мониторинг качества проведенных территориальными налоговыми органами выездных налоговых проверок с учетом результатов предпроверочного анализа, в том числе оценку достаточности проведенных мероприятий налогового контроля. Проводит анализ доведения налоговой нагрузки налогоплательщика до максимальной по виду экономической деятельности, либо выявление обоснованных факторов низкой налоговой нагрузки;

4) проводит оценку эффективности выездного контроля территориальных налоговых органов с целью выявления приоритетных направлений для выбора объектов выездного контроля;

5) осуществляет контроль за исполнением территориальными налоговыми органами утвержденных планов выездных налоговых проверок на соответствующий квартал;

6) осуществляет методологическое обеспечение, анализ и контроль соблюдения территориальными налоговыми органами утвержденных в установленном законодательством порядке процедур планирования выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков и осуществление контроля за их исполнением;

7) организует взаимодействие с управлениями федеральной налоговой службы других субъектов федерации и территориальных налоговых органов по вопросу целесообразности (нецелесообразности) включения в планы выездных налоговых проверок филиалов, представительств, зависимых обществ и контрагентов крупнейших налогоплательщиков;

8) организует взаимодействие с управлениями федеральной налоговой службы других субъектов федерации и территориальных налоговых органов по вопросу целесообразности (нецелесообразности) включения в планы выездных налоговых проверок филиалов, представительств налогоплательщиков, не относящихся к категории крупнейших;

9) осуществляет контроль за администрированием территориальными налоговыми органами налогоплательщиков, подпадающих под критерии отнесения к категории крупнейших налогоплательщиков. Осуществляет сбор, обобщение и анализ информации в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, а также подготовку предложений по совершенствованию контрольной работы в отношении данной категории налогоплательщиков;

10) осуществляет мониторинг прекращения осуществления деятельности организациями путем ликвидации либо реорганизации., а также при смене адреса местонахождения организации. Обеспечивает контроль за своевременным назначением выездных налоговых проверок в отношении данной категории организаций территориальными налоговыми органами Ставропольского края, при наличии целесообразности проведения выездной налоговой проверки;

11) осуществляет мониторинг деятельности организаций имеющих признаки подконтрольных. Контролирует своевременное проведение территориальными налоговыми органами Ставропольского края мероприятий налогового контроля в отношении указанных организаций, а также выявление непосредственных заказчиков деятельности подконтрольных организаций с целью проведения в отношении данных налогоплательщиков выездных налоговых проверок. Организует взаимодействие с управлениями федеральной налоговой службы других субъектов федерации и территориальных налоговых органов при постановке на налоговый учет подконтрольных организаций и непосредственных заказчиков их деятельности на территоририи Ставропольского края и иных регионов Российской Федерации;

12) анализирует и обобщает результаты деятельности территориальных налоговых органов по направлениям, отнесенным к компетенции отдела, и на этой основе разрабатывает предложения по совершенствованию и повышению эффективности их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;

13) обеспечивает методическое руководство работы территориальных налоговых органов по составлению статистической налоговой отчетности по направлениям деятельности, отнесенным компетенции Отдела;

14) осуществляет подготовку и направление в отдел работы с налогоплательщиками Управления информационных материалов в целях проведения информирования налогоплательщиков по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела, в установленном порядке;

15) формирует установленную ФНС России отчетность по предмету деятельности Отдела;

16) осуществляет взаимодействие с Межрегиональными по крупнейшим налогоплательщикам по вопросам проведения контрольных мероприятий в отношении крупнейших налогоплательщиков;

17) существляет мониторинг и системный анализ применяемых налогоплательщиками (налоговыми агентами) форм и способов уклонения от налогообложения, обобщение материалов, доведение до территориальных налоговых органов, а также их использование;

18) принимает участие при необходимости в судебных разбирательствах по искам, предъявленным налогоплательщиками, и по искам налоговых органов, предъявленным налогоплательщикам;

19) участвует в работе с правоохранительными, таможенными и иными контролирующими органами по вопросам взаимного обмена информацией, проведения скоординированных контрольных мероприятий и другим вопросам взаимодействия в сфере деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений, организует и координирует взаимодействие территориальных налоговых органов с указанными структурами;

20) обеспечивает контроль за деятельностью территориальных налоговых органов в части своевременности и полноты заполнения информационных ресурсов отнесенных к деятельности отдела;

21) осуществляет рассмотрение и подготовку заключений по налоговым спорам между территориальными налоговыми органами и налогоплательщиками (налоговыми агентами) на акты ненормативного характера территориальных налоговых органов, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (рассмотрение налоговых споров во внесудебном порядке) по вопросам отнесящимся к компетенции отдела;

22) формирует и направляет обзоры наиболее характерных нарушений налогоплательщиков и недостатков в работе территориальных налоговых органов для устранения недостатков и для своевременного применения мер;

23) организует и осуществляет администрирование участников консолидированных групп налогоплательщиков по предмету деятельности отдела;

24) участвует в аудиторских проверках внутреннего аудита территориальных налоговых органов по предмету деятельности Отдела;

25) участвует в обучении работников территориальных налоговых органов, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

26) осуществляет организационно-методическое руководство и оказание практической помощи территориальным налоговым органам по предмету деятельности Отдела;

27) осуществляет мониторинг закреплённых за Отделом информационных ресурсов. Анализирует и контролирует актуальность и достоверность заполнения данных информационных ресурсов территориальными налоговыми органами;

28) принимает участие в установленном порядке в разработке предложений в «Перечень работ по информатизации Федеральной налоговой службы» по тематике и содержанию работ Отдела. Представляет предложения по запросу ФНС России в профильное подразделение центрального аппарата;

29) участвует в работах на стадии опытной эксплуатации программного обеспечения, в разработках (доработках) документов (приказы, планы, отчёты);

30) осуществляет контроль за исполнением территориальными налоговыми органами Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков в части, закрепленной за Отделом;

31) подготавливает приказы и распоряжения по основной деятельности, относящиеся к компетенции Отдела;

32) ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Отдела, осуществляет их передачу на архивное хранение;

33) осуществляет иные функции по поручению руководителя Управления;

34) обеспечивает в пределах компетенции Отдела защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну.

IV. Обеспечение деятельности Отдела

7. Отдел для решения возложенных на него задач и функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение (руководителю территориального органа ФНС России, заместителю руководителя территориального органа ФНС России, осуществляющему координацию и контроль деятельности Отдела) предложения по вопросам своей деятельности;

2) запрашивать и получать от структурных подразделений территориального органа ФНС России и нижестоящих территориальных органов ФНС России согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;

3) взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФНС России.

8. Работа Отдела строится на основе планов работы территориального органа ФНС России и Отдела, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого государственного гражданского служащего Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

План работы Отдела утверждается руководителем Управления.

9. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Управления и нижестоящих (вышестоящего) территориальных органов ФНС России, с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными органами и организациями.

V. Руководство Отделом

10. Руководство Отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Государственные гражданские служащие Отдела назначаются руководителем Управления из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Начальник Отдела:

1) руководит деятельностью Отдела на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Управления при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Отдела;

3) распределяет обязанности между государственными гражданскими служащими Отдела;

4) участвует в подборе, расстановке кадров Отдела, обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими Отдела служебной дисциплины;

5) создает условия для повышения профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Отдела и внедрения передовых приемов и методов работы;

6) вносит руководителю территориального органа ФНС России предложения о поощрении государственных гражданских служащих Отдела, наложении на них дисциплинарных взысканий;

7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для государственных гражданских служащих Отдела;

8) представляет интересы Управления в государственных органах и различных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в соответствии с установленным порядком;

13. Начальник Отдела несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Отдел функций, в том числе, за выполнение в рамках компетенции Отдела программ, планов и показателей деятельности Управления.

За 9 месяцев 2017 года в России проведено 13 516 выездных налоговых проверок (ВНП) юридических лиц. Лишь 128 из них закончились «без выявленных нарушений». Несложно посчитать, что точность выхода инспекторов на проверку составляет 99 %.

Данный показатель эффективности налогового контроля остаётся неизменным на протяжении нескольких лет, при этом количество ВНП постоянно сокращается. Например, в далёком 2012 году было проведено свыше 45 тыс. выездных проверки юридических лиц, то есть в 3 раза больше.

Что касается размера доначисленных налогов, то в в том же 2012 году средняя сумма на одну ВНП составляла 6,5 млн. рублей, а в 2017 — уже 12,5 млн. Эти факты свидетельствуют о том, что ФНС с каждым годом всё избирательнее подходит к проведению проверок.
Что же позволяет добиваться более высокой эффективности? На официальном языке это звучит так: «общее количество проверок сократилось…, что обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок…».

Переводя на «русский», это значит, что инспекторы смогли воспользоваться техническим потенциалом ФНС, заложенным еще несколько лет назад. Большая часть работы (70-80 %), необходимой для налогового контроля, проводится именно в процессе предпроверочного анализа и ложится в основу акта налоговой проверки.

Предпроверочный анализ — это своего рода негласное исследование информации о налогоплательщике, посредством которого налоговая определяет для себя целесообразность выхода на ВНП. Налоговый аналитик с помощью специальных технологий и инструментов собирает и обобщает информацию которая позволяет ещё до назначения проверки составить представление о деятельности налогоплательщика и обнаружить «проблемные места». При этом предпроверочный анализ направлен не только на выявление нарушений законодательства. Важно понять, не является ли потенциальный проверяемый анонимной структурой и есть ли перспектива реального взыскания доначисленных налогов и штрафов.

1. Заключение по результатам предпроверочного анализа

Начнем с конца. Предпроверочный анализ, не смотря на негласность, имеет и формализованную часть — письменный документ, заключение.
Такой документ состоит из 6 разделов:

  • Основные сведения о налогоплательщике (кроме формальных данных типа даты и адреса регистрации, здесь приводятся сведения об учредителях и их участии в других юр.лицах, их доходах и источниках таких доходов, круга выявленных взаимозависимых лиц, составе имущества как руководителей и учредителей, так и самой компании);

  • Общая оценка финансово-хозяйственной деятельности (анализ и оценка данных бухгалтерской и налоговой отчетности, их положительная или отрицательная динамика, анализ состава кредиторской задолженности, правильность формирования затрат, сопоставляются налоговые базы по прямым и косвенным налогам, отдельно анализируются имущественный и транспортный налог);

  • Оценка по критериям риска (табличная форма, основана на 12-ти критериях риска в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.07г. №ММ-3-06/333, эти критерии вы можете найти на сайте www.nalog.ru);

  • Сведения из информационных ресурсов и прочих источников (почти два десятка ПИК — поисково-информационных комплексов, специальные инструменты анализа информации и открытые источники…но об этом ниже);

  • Сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля (на самом деле в этом разделе не только данные о результативности камеральных и выездных проверках налогоплательщика в предыдущие периоды, но и данные из банков. Именно информация по движению денежных средств по счетам ложится в основу построения блок-схемы участников группы компаний, выявления источников изъятия наличных денежных средств. Кроме того компании из блок-схемы анализируются на предмет анонимности и транзитности деятельности с приведением данных их налоговой отчётности. Здесь же приводится информация о встречных проверках контрагентов и контрагентов контрагентов);

  • Выводы (разумеется речь идет о выводах целесообразности проведения ВНП, составе проверяющих, мероприятиях, которые необходимо провести в рамках ВНП, сумме потенциальных доначислений, реальности их взыскания, а также о необходимости включения в состав проверяющих оперативных сотрудников органов внутренних дел).

Теперь разберём процесс предпроверочного анализа на примере некой организации, попавшей под прицел налогового органа. Назовём её — ООО «А».

2. Первичный отбор

То, о чём мечтали герои фильма «Приключения электроника», давно входит в нашу жизнь. Автоматизация, роботы, снижение человеческого фактора не остались в стороне и от системы налоговых органов.

Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.

ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.

ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.

Среди других программных комплексов назовём:
СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2. Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).

Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.
Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:

а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности);

б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности);

в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).

Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» — некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».

По результатам работы этих двух программ вырисовывается примерно следующая картина:

Из неё видно, что ООО «А» имеет связь с цепочкой «проблемных» контрагентов. Произошло это случайно или же компания реально использует их для целей агрессивной оптимизации НДС — неважно. СУР в любом случае подсветит ООО «А» жёлтым или красным цветом (средний или высокий уровень налогового риска). Представим, что так и произошло. АСК определил средний уровень риска, а ВНП-отбор предложила проверить ООО «А». Что происходит дальше?

Налоговые инспекторы анализируют досье компании, которое содержится в АИС «Налог 3».Автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3») представляет собой единую информационную систему ФНС России, автоматизирующую деятельности налоговых органов. Решает такие задачи как: упрощение взаимодействия между территориальными ИФНС; подключение к внешним информационным источникам; формирование досье налогоплательщика (в том числе аккумулирует все пояснения налогоплательщика по полученным требования); и т.д. В том числе рассматривают движение средств по счетам, наличие имущества у компании, состав руководителей и учредителей (участников) их доходы, а также личное имущество и имущество членов их семей.

В данном случае задача понять, есть ли смысл выходить на проверку, ведь доначислить налог — это пол дела, его ещё нужно взыскать за счёт чего-то. В рассматриваемой ситуации, поскольку компания реально ведёт деятельность, потенциал для взыскания есть.

Отдельно упомянем ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации) — роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д.

Однако «сито» программных комплексов остается слишком широким, чтобы довериться только ему. Получив заключение о наличии перспективы для проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика, сотрудники отдела предпроверочного анализа переходят к «ручной» его части.

3. «Ручной» анализ

На этом этапе налоговый орган должен выявить операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Основные направления:

  • поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных);

  • выявление подконтрольных субъектов на УСН и признаков искусственного дробления (в целях минимизации налога на прибыль и получения наличных).

И здесь на помощь опять приходят информационные базы, например, ПИК «Однодневка» — специальный реестр организаций, имеющих признаки анонимных структур. С их помощью инспектор с пристрастием анализирует конкретных контрагентов ООО «А» и сделки с ними, разыскивая потенциальные «компании-однодневки». Предположим, что инспектор такого нашёл. После он принимается за контрагентов «проблемного» поставщика, а затем контрагентов контрагента и так далее. Размотав цепочку до конца, перед налоговой откроется вся разветвлённая сеть «проблемных» контрагентов с которой связан проверяемый. А после анализа сделок с такими «партнёрами» инспектор подсчитает минимальную сумму налога к доначислению.

Имея на руках такие сведения, очевидными становятся два момента: основания для доначисления налогов ООО «А» точно есть; двигаться налоговой во время ВНП нужно в направлении выявленных «однодневок» и сделок с ними.

Специальные системы
Системы Fira.Pro и СПАРК. С их помощью устанавливаются связи субъектов через учредителей, руководителей,Напоминаем, что с 2018 года в РФ запускается Единый государственный реестр ЗАГС, администрированием которого занимается ФНС. Таким образом создать «дружественную» компанию на супругу с девичьей фамилией будет очень опасно. Связь моментально проследят. адреса, интернет сайты и номера телефонов. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться.

Открытые источники
Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний …», «Президент группы компаний …», «Холдинг …» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу.

Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.. Фотографии с корпоративов тоже смотрят. Поэтому есть смысл сопоставить для себя ваш официальный статус в бизнесе и позирование на фоне шумной компании сотрудников.

Отдельного упоминания заслуживает сайт www.arbitr.ru. Редко кто из налогоплательщиков правильно отвечает на вопрос, что именно ищет инспектор в картотеке арбитражных дел. А ответ на поверхности. Задайте себе вопрос: участвовали ли компании вашего бизнеса хоть раз в арбитражном процессе (неважно в каком статусе)? Лишь 5% никогда не бывали в арбитражном суде. Таким образом, если контрагенты проверяемого налогоплательщика отсутствуют в базе данных арбитража, вывод напрашивается сам собой. Скорее всего это анонимная структура.
Запрос информации
Определив потенциальных взаимозависимых лиц, проверяющий запросит у банка информацию по расчётным счетам ООО «А» (как действующим, так и закрытым) и посмотрит, проходили ли какие-либо платежи между такими субъектами.

Предположим, что в данном плане к ООО «А» не подкопаться. Однако, после внимательного изучения выписки по счёту, налоговый инспектор обнаружил периодические платежи в адрес некого ИП. Запросив вписку с расчётного счёта предпринимателя, инспектор видит, что полученные от ООО «А» средства тот сразу же переводит на свой счёт физ лица в полном объёме. Такое поведение свидетельствует о транзитном характере операций между ООО «А» и ИП.

Инспектор не останавливается на достигнутом и направляет новый запрос в банк с просьбой предоставить информацию по IP и MAC адресамIP-адрес — это идентификатор (адрес) вашего компьютера (мобильного телефона и т.д.) в интернете. Может быть статистическим (постоянным) и динамическим (меняется при каждом входе в сеть). MAС-адрес — это идентификатор, присваиваемый устройству, с помощью которого компьютер выходит в сеть. Условно — это номер сетевой карты, модема, роутера. Является постоянным, не может быть изменён. ООО «А» и ИП, которые фиксируются кредитной организацией при каждом входе клиента в интернет-банк. Банк запрашиваемую информацию предоставляетПисьмо Минфин РФ от 19.05.2010 № 03-02-07/1-243 и тут открывается новый любопытный факт: IP и MAC адреса ООО «А» и ИП совпадают, а значит управление расчётными счетами этих субъектов осуществляется с одного компьютера (из одного места).

Подобные совпадения свидетельствуют о том, что ИП контролируется компанией, следовательно, есть возможность исключить платежи в адрес ИП из расходов ООО «А» и доначислить налог на прибыль.Решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.09.2014 по делу N А17-1920/2014 — совпадение как признак взаимозависимости. Постановление АС ВСО от 12.08.2015 N Ф02-3641/2015 по делу N А19-16891/2014 — совпадение как признак согласованности действий.

Обращаем ваше внимание и на то, что такие данные запрашиваются не только по действующим, но и уже закрытым счетам. Поэтому если вдруг пришло озарение, что несколько счетов управляются с одного IP-адреса, то закрывать их и открывать новые бессмысленно в большинстве случаев. Лучше найти этому логичное объяснение. Либо перейти к более кардинальным действиям.

Помимо запросов в банк, проверяющий обратится в другие органы: Росреестр и ГИБДД. Делается это для того, чтобы выявить конкретный состав имущества компании, а также имущества её руководителей, учредителей и их супругов. В данном случае преследуются две цели. О первой мы говорили ранее — нужно окончательно установить за счёт чего будут взысканы доначисленные налоги.

Вторая направлена на соотнесение доходов руководства и их уровня жизни. Если инспектор выявит, что руководитель компании имеет в собственности Rolls-Royce и особняк в 500 м2, при этом его доходы составляют 150 000 рублей, вывод будет однозначным: деньги из компании «А» выводятся. Остается понять как именно.

Встречаются и вовсе нетривиальные запросы. Есть практика предпроверочных анализов производственных компаний, где инспектор соотнёс данные заявленных объемов производства в бухгалтерской и налоговой отчётности с аналогичными данными, поданными налогоплательщиком при согласовании зоны отчуждения с природоохранными органами.

Архив
Дополнительно, в рамках предпроверочного анализа, будут подняты все пояснения и ответы на требования налогоплательщика. Напомним, что порядок работы с архивной документацией в ФНС также изменился. Ранее пояснения налогоплательщиков складывали в большую пыльную коробку и отправляли в архив, откуда поднять их было практически нереально. Сейчас же они хранятся в электронном виде в АИС «Налог-3», так что достать их не составит большого труда.

Проделав вышеописанную работу, отдел предпроверочного анализа резюмирует:

  • рекомендуем провести выездную налоговую проверку;

  • по результатам ВНП минимальное доначисление налога на добавленную стоимость составит X рублей; минимальное доначисление налога на прибыль составит Y рублей;

  • в рамках подготовки к ВНП провести следующие мероприятия: …

  • в рамках ВНП запросить документы по сделкам с контрагентами … ; провести следующие мероприятия: …

4. Особенности выхода на ВНП

Критерий «Три года»
Многие до сих пор всерьёз думают, что налоговая выходит на ВНП раз в три года, поэтому придерживаются принципа: «Мы три года поработаем, а потом компанию поменяем».

Такая «политика» обречена на провал. Во-первых, налоговая служба не будет выжидать три года, чтобы выйти на проверку. НДС сдаётся поквартально, если есть основания провести ВНП, придут, проверят, доначислят. Во-вторых, на сегодняшний день судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения к ответственности компаний-клонов проверенных налогоплательщиков. Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, мы даём налоговому органу железобетонное основание привлечь её по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Показатели эффективности
Налоговые инспекторы, проводящие ВНП, имеют свой KPI, что на первый взгляд может показаться странным. Более того, любой причастный к проверкам сотрудник налоговой будет отрицать существование каких-либо показателей эффективности. Однако мы с вами понимаем, что проведение проверки чего-то стоит бюджету и, как минимум, должно окупаться.

KPI налогового инспектора при ВНП определяется как сумма доначисленного и, внимание, взысканного налога. Для городов-миллионников минимальный показатель составляет 5 млн. руб. (для Москвы 11 млн.). Таким образом, если по результатам предпроверочного анализа сумма к доначислению оставит менее 5 млн., проведение ВНП скорее всего отложат «до лучших времён».

«Портрет» проверяемого
Пожалуй, основным критерием, по которому налоговый орган отбирает проверяемых — это размер бизнеса (для ФНС — это размер выручки). Малый бизнес (с выручкой до 100 млн.) менее интересен с точки зрения проверяющих. В этой связи для среднего бизнеса есть оптимальная стратегия — стать малым (в глазах ИФНС). Хотя и из этого правила встречаются исключения.

Нечего взять
Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится. Для этого на этапе предпроверочного анализа анализируется имущественное положение компании, её учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей. Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Ну, и напоследок. Выводы, так сказать.

Первое, что надо уяснить для себя. Если вы получили решение о назначении ВНП, то вопроса о том, найдут ли у вас нарушения, не стоит. Их уже нашли.

Второе. Размер потенциальных доначислений в 99% случаев выше минимального порога привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов по ст.ст. 198, 199 УК РФ, чтобы там СМИ не писали про либерализацию в сфере предпринимательской деятельности.

Третье. У налоговых органов в арсенале есть специальные средства взыскания выявленной недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц. А также в процедуре банкротства. Сами доначисления никого не интересуют, главное — реальность взыскания. Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности вашего бизнеса (группы компаний).

И последнее. Проверка раз в три года — просто миф. Причем очень старый. Весь комплекс камеральных мероприятий (и предпроверочного анализа и камеральных проверок) направлен на скорость. На скорость реакции ФНС относительно возможных налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

И.Н. КАЛАШНИКОВА, преподаватель кафедры финансов саратовский государственный социально-экономический университет

На основе анализа отдельных показателей, характеризующих эффективность налоговых проверок, как основополагающей формы проведения налогового контроля, в статье отражено влияние результатов контрольной работы налоговых органов на эффективность налогового администрирования. Кроме того, особый акцент сделан на существующих на сегодняшний день проблемах, не позволяющих повысить результативность налоговых проверок, и их решении.

Ключевые слова: налог, администрирование, контроль, результативность, эффективность.

Экономическое благополучие государства зависит от качества работы налоговых органов. Обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков является одним из важнейших условий стабилизации государственной системы финансов. Соблюдение этих условий достигается благодаря качественному функционированию неотъемлемых элементов налогового администрирования. Основными показателями, характеризующими эффективность налогового администрирования, на наш взгляд, являются объем поступления платежей в бюджеты разных уровней и результативность контрольной работы налоговых органов.

На примере Саратовской области рассмотрим доходную составляющую ее бюджета (табл. 1).

Исходя из приведенных в табл. 1 данных, становится ясно, что наибольшая доля в объеме доходов приходится на налоговые поступления, что свидетельствует об эффективности налогового администрирования.

На современном этапе развития налогового администрирования деятельность налоговых органов РФ направлена:

• на повышение уровня собираемости налогов и сборов;

• разработку эффективного механизма и технологий сбора налогов, необходимых для получения ожидаемых поступлений в бюджет;

• прогнозирование объемов налоговых поступлений;

• повышение результативности налоговых проверок при одновременном сокращении их количества;

• установление дружественных отношений с налогоплательщиками путем улучшения качества их обслуживания.

В последние годы в нашем государстве повышению эффективности налогового администрирования уделяется особое внимание. Основным функциональным элементом налогового администрирования, не исключающим таких его функций, как планирование, прогнозирование, организацию и мотивацию, осуществление которых подчинено контрольной функции налогового администрирования и направлено на повышение качества (эффективности) контрольных мероприятий, является налоговый контроль. Контрольная функция в системе налогового администрирования является важнейшей, поскольку посредством нее реализуется фискальная политика государства. Следовательно, решение проблем в отношении повышения качества налогового администрирования связано с обеспечением роста эффективности налогового контроля как основной его составляющей.

Для оценки эффективности работы налоговых органов разрабатываются и ежеквартально корректируются определенные показатели их деятельности, в перечень которых в 2008 г. были включены:

• собираемость налогов и сборов;

• уровень отклонения фактических поступлений в федеральный бюджет относительно прогноза поступлений;

Таблица 1

Основные поступления в бюджет Саратовской области

В консолидиро- В том числе в бюджеты Доля Отклонения по

Год Поступления ванный бюджет, Областной, Муниципальных налоговых сравнению с пре-

млн руб. млн руб. образований, млн руб. доходов, % дыдущим годом, %

2002 Всего 14 013,3 8 273,9 7 381,2 64,33 —

Из них налоговые 9 015,4 3 501,9 5 513,5

2003 Всего 17 589,7 10 135,8 9 235,2 70,03 5,7

Из них налоговые 12 318,8 5 331,1 6 987,7

2004 Всего 18 959,4 12 633,9 10 708,7 78,73 8,7

Из них налоговые 14 926,2 8 986,1 5 940,1

2005 Всего 22 622,8 16 963,9 11 775,8 77,09 -1,64

Из них налоговые 17 464,5 12 583,8 4 880,7

2006 Всего 27 305,2 21 713,2 11 179,2 72,99 -4,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из них налоговые 19 929,9 15 080,1 4 849,8

2007 Всего 31 621,7 25 513,1 13 040,5 73,72 0,73

Из них налоговые 23 311,2 17 863,3 5 447,9

• отношение сумм уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств в результате аналитической работы налоговых органов к сумме доначисленных платежей по выездным и камеральным проверкам;

• отношение сумм убытков, уменьшенных в целях налогообложения по результатам проверок, к сумме убытков, исчисленных при налогообложении;

• повышение эффективности погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства, и т. д. Известно, что налоговые проверки являются основной формой проведения налогового контроля. В связи с этим наиболее интересно рассмотреть их с позиции эффективности налогового контроля. Выделение налоговой проверки среди многообразия форм налогового контроля как основной обусловлено тем, что именно данная форма позволяет наиболее полно и обстоятельно оценить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение других обязанностей, возложенных законом на налогоплательщика.

Для оценки эффективности контрольной работы налоговых органов необходимо на примере регионального налогового органа (Инспекции) проанализировать результативность налоговых проверок, как основополагающей формы налогового администрирования. По итогам проведенных камеральных и выездных проверок Инспекцией в 2008 г. дополнительно начислено налогов на 20,9 % больше, чем в 2007 г., и на 30,8 % больше, чем в 2006 г., что свидетельствует о повышении результативности контрольной работы.

Основными показателями, характеризующими эффективность налоговых проверок как основного

элемента налогового администрирования, на наш взгляд, являются:

• общее число проверок;

• число проверок, в результате которых выявлены нарушения налогового законодательства;

• суммы дополнительно начисленных по результатам проверок налогов;

• результативность проверок (отношение числа проверок, по которым выявлены нарушения налогового законодательства, к общему числу проверок за определенный период). Рассмотрим указанные показатели. Что касается камеральных проверок, то их число снизилось за последние три года: в 2006 г. было проведено проверок на 43,7 % больше, чем в 2007 г., и на 48,8 % больше по сравнению с 2008 г. Уменьшилось и число камеральных проверок, выявивших нарушения налогового законодательства (с 28,7 % в 2006г. до 22,3 % в 2007г. и 11,7 % в 2008 г.). Несмотря на такое сокращение, доначисления по этим проверкам возросли в 2008 г. на 27,8 % по отношению к 2007 г. и на 44,2 % к 2006 г., что обусловлено повышением качества работы налоговых органов. Результативность камерального контроля с 4,1 % в 2006 г. увеличилась до 7,4 % в 2007 г. и 8,6 % в 2008 г.

Незначительное повышение результатов камеральных проверок, а в некоторых регионах даже их снижение (в Москве в 2006 г. доначислено 30 млрд руб., а в 2007 г. — 19 млрд руб.; в Иркутске доходы от камеральных проверок сократились с 4,4 млрд руб. в 2006 г. до 1,6 млрд руб. в 2007 г. ) обусловлено рядом причин: ограничением списка документов, требуемых инспекторами в период камеральной проверки; ростом числа организаций, проводящих самостоятельную проверку деклараций (по методике налоговых органов) перед отправкой ее в инспек-

цию; увеличением объема бумажной документации и недостаточной компьютеризацией в Инспекции.

Необходимо сделать особый акцент на углубленных камеральных проверках (УКНП) исходя из доли доначислений по таким проверкам в сумме общих доначислений по камеральным проверкам. Увеличение доли углубленных проверок приводит к необходимости повышения их результативности. В анализируемой нами Инспекции число УКНП незначительно сократилось (на 7 % в период с 2006 по 2008 гг.) при одновременном росте доли таких проверок в общем числе проверок с 5,3 % в 2006 г. до 11,5 % в 2007 г. и 13,6 % в 2008 г. (в 2,6 раза). Вместе с тем наблюдался рост доли доначислений по УКНП в сумме доначислений по камеральным проверкам: на 12,6 % в 2008 г. по сравнению с 2007 г. и на 19,3 % к 2006 г. Результативность УКНП увеличилась в 2 раза за три года (с 18,1 % в 2006 г. до 36,7 в 2008 г.) Приведенные данные, несомненно, свидетельствуют об эффективности деятельности налоговых органов и необходимости дальнейшего улучшения качества контрольной работы, способствующего увеличению поступлений в бюджет.

На сегодняшний день Федеральная налоговая служба (ФНС) не ставит задачу стопроцентного охвата налогоплательщиков проверками. Акцент сделан на предварительной подготовке мероприятий и высоком качестве их проведения, иными словами, на системном налоговом мониторинге. Камеральная проверка — это нечто большее, чем способ выявления арифметических ошибок налоговой отчетности. Основными задачами камеральных проверок в новых условиях являются:

• постоянный мониторинг и системный анализ деятельности и налоговых обязательств налогоплательщика;

• определение групп риска и отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

%

В целях совершенствования налогового администрирования ФНС России на протяжении ряда лет создавала Концепцию планирования выездных налоговых проверок (утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). В Главном научно-вычислительном центре ФНС разработана программа проведения выездной проверки, позволяющая налоговому инспектору наиболее эффективно и в максимально короткие сроки осуществить контрольные мероприятия. Общедоступные критерии оценки рисков для налогоплательщиков, применяемые при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок, созданы лишь для того, чтобы подать сигнал о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают вопросы у инспектора. Данный налогоплательщик автоматически попадает в зону особого внимания налоговых органов. Указанные факты свидетельствуют о том, что механизм проведения выездных проверок стал более прозрачным, понятным и четко регламентированным. Решение о проведении выездной проверки для налогового инспектора должно быть исключительно результатом продуманных, выверенных действий, с определением конкретных зон риска.

С введением политики открытого планирования выездных проверок наблюдаются положительные тенденции налоговых поступлений. Так, если в 2006 г. было представлено 416 тыс. уточненных деклараций на сумму 18 млрд руб., то в 2007 г. представлено 913 тыс. деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств достигла 84 млрд руб. . За 6 месяцев 2008 г. представлено в 2,5 раза больше уточненных деклараций, чем за аналогичный период 2007 г. .

По официальным данным, на протяжении последних лет наблюдается тенденция снижения количества выездных налоговых проверок (рис. 1).

За четыре последних года число выездных проверок сократилось в три раза (2003 г. — 456;

40 30 20 10 0 -10 -20 -30 -40

ЦФО ЮФО С-ЗФО ПФО УФО ДВФО СФО

Ф Выездные проверки —В— Камеральные проверки

Федеральный округ

Рис. 1. Налоговые проверки в Федеральных округах РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичная ситуация характерна и для анализируемой нами Инспекции. Число проверок за последние три года снизилось в 5 раз, а доначисления по их результатам возросли почти в 10 раз. Результативность выездных проверок по данной Инспекции — 100 %.

Увеличение эффективности и результативности налоговых проверок одновременно со снижением их числа доказывает не только качество планирования и аналитической работы. При этом подтверждается тот факт, что ФНС России удается обеспечить качество непосредственно контрольных мероприятий. Все это свидетельствует об уровне налогового администрирования в стране.

Однако, несмотря на эффективность контрольной работы налоговых органов в целом, на сегодняшний день существуют проблемы, не позволяющие повысить результативность налоговых проверок как основного элемента налогового администрирования.

План проведения выездных налоговых проверок утверждается руководителем налогового органа и является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками. Однако налогоплательщики заранее осведомлены о проверке. В этой связи требуется принять меры, направленные на снижение утечки информации из налоговых органов. Следует также осуществлять налоговый контроль лишь по проблемным налогоплательщикам, выявлять которых необходимо на стадии камеральной проверки. Потребуется отслеживать налогоплательщиков, стабильно нарушающих налоговое законодательство. Для этих целей в конце 2008 года в территориальных налоговых органах создан отдел анализа и планирования.

Инспекторы, занятые в этом отделе, анализируют деятельность налогоплательщиков по 12 известным критериям (и дополнительным 8 основаниям) и включают проблемных в список по выездным проверкам. Пока еще рано судить об эффективности данного отдела. Однако можно с уверенностью сказать, что его образование во многом облегчит работу камеральных инспекторов и позволит акцентировать внимание выездных лишь на грубых нарушителях налогового законодательства, что в итоге приведет к увеличению результативности налоговых проверок как основного элемента налогового администрирования.

В настоящее время имеются недостатки в действующей технологии выездных налоговых проверок, основными из которых являются большая трудоемкость и длительность проверки. В целях совершенствования процедуры проведения и оформления результатов проверки необходимо снижение документооборота. Этого можно достичь путем составления по итогам налоговой проверки не справки, как промежуточного документа, а сразу акта. При отсутствии выявленных нарушений достаточно направить налогоплательщику уведомление об отсутствии нарушений в процессе проведенной проверки. Такие меры позволят сократить расходы налоговых органов на осуществление налоговой проверки, а сэкономленные ресурсы направить на проведение большего количества налоговых проверок.

Недостаточный уровень автоматизации характерен сегодня для многих налоговых органов нашей страны. Необходимо повышать эффективность контрольной работы налоговых органов путем использования программных ресурсов системы электронной обработки данных (ЭОД), а также информации из внутренних и внешних источников. Зачастую у инспектора отсутствует возможность получения полной информации о налогоплательщике для выявления причин расхождения данных в подаваемых документах. Кроме того, важно в ближайшее время решить вопросы информационного и правового взаимодействия налоговых структур с другими государственными органами. Несмотря на проведение Программы «Модернизации налоговых органов», направленной, в том числе, и на внедрение новейших информационных технологий в целях облегчения деятельности инспекторов, говорить о конкретных результатах целесообразно будет лишь по завершении ее апробирования во всех регионах.

Наиболее остро стоит вопрос о квалификации современного инспектора. Для работы в камераль-

ных и выездных отделах требуются высококвалифицированные специалисты. Однако в настоящее время наблюдается ситуация, когда в налоговых инспекциях работают «специалисты» без высшего образования и опыта работы в данной сфере. Такое отношение к кадрам, безусловно, негативно отражается на результативности проверок. Следует обратить особое внимание на повышение квалификации работников камеральных и выездных отделов. Кроме того, необходимо повышать юридическую грамотность налоговых инспекторов камеральных и выездных отделов, поскольку незнание норм права приводит к снижению результативности налоговых проверок.

В 2007 г., по данным Высшего арбитражного суда, налоговые органы заплатили госпошлину 1млрд 115 млн руб. . Это огромные затраты, для сокращения которых требуется полностью исключить взыскание штрафов в судебном порядке, если затраты на документацию превышают его величину. То же самое касается и выездных налоговых проверок. Для исключения безрезультативных проверок необходимо заранее проверить, чтобы сумма предполагаемых доначислений по выездной налоговой проверке превышала сумму затрат на ее проведение.

При истребовании документов (информации) (встречной проверке) налоговые органы допускают грубые ошибки, влияющие на результаты контрольной деятельности. К самым распространенным из них относятся:

• непредставление контрагенту копии поручения об истребовании документов;

• наличие на поручении грифа секретности «Для служебного пользования (ДСП)»;

• требование о представлении сведений, если на момент запроса контрагент уже не состоит на учете в данной инспекции;

• нарушение срока составления требования;

• ссылка в поручении об истребовании документов на недействующие приказы;

• истребование не существующих у компании документов;

• запрос сведений и документов, имеющихся в базе данных ИФНС;

• направление поручения в адрес реорганизованного налогового органа.

Это свидетельствует о необходимости повышения качества налогового контроля.

Исходя из сказанного, следует сделать вывод о том, что повышение результативности налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами,

является одним из приоритетных направлений налогового администрирования.

На сегодняшний момент существуют проблемные вопросы, которые выявляются в работе налоговых органов и напрямую влияют на качество контрольных мероприятий. Наиболее выраженными из них, требующими безотлагательного решения, на наш взгляд являются:

1) пробелы в налоговом законодательстве, из-за которых возникают неоднозначные трактовки. Отсутствие стабильности, ясности, а так же противоречивость норм налогового законодательства дают возможность для размышления не только налогоплательщикам, но и праворазъяснительным и правоприменительным органам;

2) пренебрежительное отношение налогоплательщиков к органам исполнительной власти, в особенности к налоговым, в связи с положительной для налогоплательщиков тенденцией по вопросам оспаривания решений налоговых органов в суде;

3) недостаточная квалификация работников налоговых органов (недостаточные знания не только налогового законодательства, но и норм смежных отраслей права, и как следствие, неверная трактовка этих норм; отсутствие навыков корректного общения с налогоплательщиком), которая влечет за собой неправильные расчеты сумм налогов, обязательных к уплате налогоплательщиками. В результате этого бюджет теряет значительные суммы денежных средств;

4) недостаточная численность работников налоговых органов, ведущая к увеличению нагрузки на одного инспектора. Несвоевременная регистрация и ввод данных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками, влечет за собой сокращение сроков проведения камеральных проверок, а иногда и вовсе истечение таких сроков. Здесь срабатывает человеческий фактор, который приводит к снижению результативности налоговых проверок как основного элемента налогового администрирования. Решение данной проблемы требует комплексного и системного подхода;

5) постоянные изменения в кадровом составе налогового органа, также оказывающие негативное воздействие на эффективность налоговых проверок.

Только благодаря решению указанных вопросов можно достичь улучшения качества проведения камеральных проверок и более эффективного отбора проблемных налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что позитивное развитие основных составляющих

налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и повышение качества налогового администрирования, тесно связано с налоговым контролем. Его цель заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

За более чем семнадцатилетнюю историю развития налоговой системы произошли качественные изменения в масштабах деятельности налоговых органов по осуществлению контроля налогового законодательства. В этот период наблюдался рост числа объектов и субъектов налогообложения, высокая динамика изменений налогового законодательства, создание большого числа нормативно-методических документов, разнообразие организационных структур и постепенное накопление практического опыта налогового контроля. Однако сложившийся к настоящему времени механизм налогового администрирования не позволяет обеспечить значительный рост эффективности контрольной деятельности налоговых органов. Следовательно, необходимо

и дальше продолжать повышать результативность налоговых проверок как основного элемента налогового администрирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баязитова А. Последний регламент. // Учет. Налоги. Право. 2008. № 20. С. 2.

2. Генфан А. Чего ждать от налоговых проверок в ближайшее время. //Учет. Налоги. Право. 2008. № 30. С. 6.

5. Цветков Н. Инспекторы потеряли «доход» от камеральных проверок. //Учет. Налоги. Право. 2008. № 11. С. 1.

6. Шевцова Т. В. Итоги контрольной работы за 2007 год. // Российский налоговый курьер. 2008 год, № 8. С. 13.

ВИДЕОВЕРСИЯ

Все серии на нашем канале youtube

«Когда вы получаете на руки решение о проведении выездной проверки, вопрос «а найдут ли что-то?» не стоит — уже нашли» — Ярослав Савин.

Как работает предпроверочный анализ ФНС, как проходит подготовка к выездной налоговой проверке и о показателях ее эффективности.

Ярослав Савин:

— Поговорим о налоговых рисках в разрезе методологии налогового контроля и подготовки к проверкам.

Как я уже говорил, налоговый контроль характеризуется двумя акцентами — повышением избирательности и повышением результативности. У сотрудников налоговых органов есть такие же KPI, как у ваших работников. Ключевые показатели результативности — доначисления и собираемость (первый без второго не работает).

Низкорезультативной считается проверка, принесшая до 1 млн руб. доначислений. Ожидаемый минимальный результат — от 5 млн руб. (для Москвы — 11 млн руб.).

Если посмотреть статистику выездных налоговых проверок (ВНП) в динамике, то окажется, что в 2001 году под них подпадало примерно 11% налогоплательщиков, а сейчас — около 1%. При этом средние доначисления на одну проверку растут галопирующими темпами, и на текущий момент они заведомо превышают минимальный порог привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК — уклонение от уплаты налогов (в этой связи популяризируемые через СМИ шаги по декриминализации налоговых преступлений — не более чем PR).

Что позволяет налоговому органу так прицельно «пальнуть» именно в того, в кого нужно? В интернете есть картинка, показывающая модельный ряд ВАЗ-2107 с 1978 года по 2011 год, когда последний автомобиль сошел с конвейера, и модельный ряд BMW за это же время. И если в этом смысле посмотреть на эволюцию налогового контроля за последние пять лет, то налоговая — это BMW, а налогоплательщики больше смахивают на ВАЗ-2107. IT-технологии и автоматизация делают свое дело.

По этой же причине юристы не хотят с вами идти в суд по налоговым спорам. Они работают за «гонорар успеха», а при статистике, когда 84% таких дел решается в пользу налогового органа, какой смысл браться за защиту налогоплательщика?

Поступательная смена акцентов и роботизация налогового контроля привели к массовому уклонению налогового органа от выездных налоговых проверок. В массе своей налоговый контроль ориентирован на камеральные проверки — именно с этим связано внедрение системы АСК-НДС, которая строит цепочки и контролирует вас в части уплаты налога на добавленную стоимость. ВНП, с точки зрения ментальности налогового органа, являются крайней мерой — только если нужно точечно выявить того, с кем необходимо поработать. Огромный пласт работы приходится на предпроверочный анализ. Давайте разберемся, как он устроен.

С организационной точки зрения, в налоговой есть отделы предпроверочного анализа. В свое время они образовывались из сотрудников отделов ВНП и юридических подразделений. Если взять среднюю налоговую инспекцию города-миллионника, пропорция может выглядеть примерно так: три-четыре человека отдела предпроверочного анализа роют информацию для двадцати выездников. По средней компании с оборотом 300-500 млн руб. собирается документ страниц на 100. Сотрудники предпроверочного анализа считают, что после столь объемной работы на самом выезде нужно будет только закрепиться доказательствами и на этом проверку можно закончить. «Выездники» в свою очередь считают, что с таким некачественным анализом приходится все делать практически с нуля.

Само заключение по результатам предпроверочного анализа состоит из шести разделов.

Первый — это основные сведения о налогоплательщике: дата регистрации, постановка на учет, основной вид деятельности, кто, когда и зачем компанию учредил; адреса, телефоны, e-mail, сайт. И это интересно, когда вы, например, решаете участвовать в госзаказах и, чтобы не примешивать это к основной операционной деятельности, регистрируете новую компанию «не на себя», но юристу этого не объясняете. Вот он и вбивает в регистрационную форму ваш городской номер телефона. Для налогового органа такое совпадение дает подсказку: эти компании потенциально могут оказаться взаимозависимыми. Это не доказательство, но дает инспектору почву для размышлений.

Указываются основные сведения об участниках и руководстве: должностные лица, учредители и акционеры (с историей), их участие в других юридических лицах, источники выплат, состав личного имущества учредителей, директоров и (!) членов их семей.

Спрошу как налоговый инспектор: если я вижу, что у налогоплательщика есть доли в компаниях, доход из трех источников, плюс еще наследство он недавно получил, но совокупно регулярный доход у него невысокий, что мне это дает?

С учетом новых правил субсидиарной ответственности при налоговой задолженности нам нужен круг потенциального имущества — не только компании, но и конкретных физлиц. С другой стороны, если источников дохода мало, а имущества много, значит, эти черти что-то выносят — осталось понять, что.

Обратите внимание: данные по участию в компаниях и источниках выплат предоставляются инспектору в графическом виде. За это отвечает производственный комплекс «ВАИ» (визуальный анализ информации) — роботы спешат на помощь налоговому контролю. С данными по составу имущества работают в табличном представлении.

Во втором разделе проводится общая оценка финансово-хозяйственной деятельности. Как говорится, все познается в сравнении. Поэтому смотрим не только показатели бухгалтерской отчетности и налоговой декларации (что очевидно), но сравниваем налоговую нагрузку данного налогоплательщика со среднеотраслевой. Нам хочется понять, как вы выглядите на фоне остальных похожих налогоплательщиков. Другое дело, что статистику в нашей стране формирует крупный бизнес, поэтому неизбежно вас сравнивают именно с ним.

Что еще сделать? Можно подключить информационный комплекс ВНП-Отбор (подсистема глобальной системы АИС-Налог) и посмотреть, как ваши данные работают в корреспонденции друг с другом, с данными прошлых периодов и с показателями подобных вашей компаний. Это не налоговая нагрузка, а данные вашей хозяйственной деятельности (рентабельность, прибыльность) на фоне похожих по масштабу и локализации компаний.

Система ВНП-Отбор выставляет баллы — черт знает, как она это делает. За каждый факт нестыковки вам дается черный камешек в мешочек ваших добрых дел. И когда таких камешков становится достаточно много, система рекомендует вас к налоговой проверке. Эта часть также роботизирована.

Здесь же проводится оценка платежеспособности компании, директоров и учредителей.

Третий раздел — оценка по 12 критериям риска. Соответствующие критерии прописаны в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» 2007 года. Здесь и показатель рекомендуемой налоговой нагрузки (по отрасли), доля налоговых вычетов, ненормально низкий уровень рентабельности, создание «цепочки контрагентов» без наличия деловой цели.

Четвертый раздел — дополнительная фактура из внешних и служебных источников информации. Это результаты камеральных проверок и предшествующей ВНП, финансовые данные по аналогичным налогоплательщикам в регионе и анализ данных дополнительных поисковых комплексов (наиболее популярные: ПИК Доход, ПИК Однодневка, ПИК Таможня, ПИК Схемы и прочие). Объяснения должностных лиц, которые давались в разные периоды относительно одних и тех же фактов хозяйственной деятельности.

Обратите внимание: когда бухгалтеры и финансовые руководители дают какие-то пояснения, хорошо бы, чтобы ответы совпадали с тем, что говорили вы или ваши предшественники.

Сюда же относятся сведения об использовании адреса и телефона иными компаниями. Налоговая смотрит, что о вас есть на сайте госсзакупок, изучает данные ресурсов арбитражных судов (реально действующая компания хоть раз с кем-нибудь да судилась, а раз информации о налогоплательщике или его контрагенте на arbitr.ru нет, то, скорее всего, в руки попала анонимная структура) и иные сведения (например, в системах СПАРК и FIRA Pro).

Пятый раздел — данные о финансовых потоках. Запрашивается информация о движении денежных средств по расчетным счетам (в том числе по уже закрытым), соответствие оборотов по задекларированным счетам. Анализируются сведения о поставщиках, покупателях, проблемных контрагентах. Также изучается схема движения товарных и финансовых потоков. Если необходимо, приводятся в графическом виде потоки на три-пять звеньев в сторону поставщиков налогоплательщика, устанавливаются размеры «обналичивания» и способы, если таковые были. Все это дополнено информацией по проведенным допросам должностных лиц и работников (сначала проводятся с уволенными сотрудниками), банков, госорганов и прочих организаций.

Например, компания заявляет, что отдает в передел металлическую заготовку. Налоговая живо интересуется: «А где же стружка? Наверное, получали разрешение на ее вывоз? Надо проверить».

Заключительный шестой раздел — это выводы о возможных нарушениях и целесообразности проверки. Так он и начинается: «Исходя из вышеизложенного, предполагаются доначисления по налогу на прибыль столько-то, налога на добавленную стоимость столько-то». Указывается, нужно ли включать в проверку сотрудников правоохранительных органов, перечень основных вопросов для ВНП и необходимые мероприятия (чаще всего это осмотр помещений, фото и видеофиксация). Имейте в виду, что в ваших офисах можно найти много интересного и помимо документов. К примеру, бизнес использует новую юридическую оболочку, от старой ментально отстраняясь. Но зайдешь на территорию — стоит грузовичок с логотипом старой компании, в офисе висят фирменные часы, а за плечами главного человека в компании — секретаря гендиректора — стоят папочки с документами убывшей компании.

Также в заключительном разделе указывается предполагаемый состав проверяющей группы и сроки проведения. На этом предпроверочный анализ заканчивается.

Конечно, конкретное исполнение в каждой отдельно взятой инспекции различается. И то, как в реальности пройдет ВНП в вашей компании, во многом зависит от человеческого фактора.

К примеру, с 2013 года инспекторы обязаны запрашивать IP и MAC-адреса доступа к интернет-банку. Раньше эти данные просто подшивались в проверку — некоторые инспектора не знали, что с ними делать. А теперь это — повсеместное основание для выявления взаимозависимости и подконтрольности нескольких налогоплательщиков.

На основе предпроверочного анализа рождается предварительный план налоговых проверок. Качество анализа инспектируется региональным управлением — часть компаний отбраковывается, часть заключений дорабатывается. На выходе — утвержденный квартальный план ВНП. При этом инспекторы загружаются не на 100% — есть еще показатель нагрузки на одного налогового инспектора. «Окно» оставляется на случай срочного выхода на проверку. В частности, по запросам правоохранительных органов.

Подводя краткий итог. Когда вы получаете на руки решение о проведении выездной проверки, вопроса «а найдут ли что-то?» не стоит — уже нашли.

Второе — ФНС этого не признает, но существуют показатели эффективности выездных проверок. И это разумно. Ресурсы фискальных органов должны расходоваться результативно. Третье — наличие показателей собираемости (а не только доначислений) требует анализа платежеспособности не только компании, но и собственников, и директоров и даже членов их семей.

Последнее обстоятельство добавляет еще одну болевую точку, если в бизнесе несколько собственников, и у одного из них есть компании «на стороне».

Если вы щепетильный владелец — читаете специализированную литературу, ездите по всей стране на семинары, скрупулезно выстраиваете все в компании с точки зрения налоговой безопасности, откуда известно, что ваш партнер делает то же самое?

И что завтра к нему не придут, не доначислят его стороннему бизнесу, не привлекут к субсидиарной ответственности, не включат в процедуру личного банкротства и не взыщут его долю в вашем бизнесе? Такие «мостики собственника» мы тоже должны научиться разрезать.

Текст подготовила Анна Асташкина, специально для DK.RU

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *