Приватизация специализированного жилищного фонда

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию: 8-919-865-42-20
8 (3532) 96-28-58

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее по тексту — ЖК РФ)предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту — Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно ч. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон о приватизации) приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Согласно статье 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения (в том числе, служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством специализированные жилые помещения не подлежат приватизации.

Для более подробной консультации рекомендуем в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.

Отдельные виды работодателей в качестве поощрения или дополнительной компенсации в отношении сотрудников могут предоставлять им для временного пользования и проживания жилые помещения, которые называются служебными.

Чаще всего такая гарантия предоставляется им не по инициативе работодателя, а в соответствии с требованиями законодательства.

Стоит определить, какие именно категории служащих могут рассчитывать на получение такого жилья и какую процедуру для этого им придется пройти.

Что представляют собой эти помещения?

Служебные жилые помещения — это помещения, которые предоставляются для проживания в них представителям отдельных сфер деятельности в связи с характером осуществляемых ими трудовых функций.

Кроме самого работника (или служащего), право на проживание в таком помещении имеют еще и члены его семьи.

Законодательно право некоторых видов работников на такие помещения закреплено в

Земельном кодексе РФ, а именно в ст. 93 и 104 этого документа. Предоставление служебного жилья носит временный характер и распространяется строго на срок заключенного между сторонами контракта или трудового договора.

Стоит учесть, что под этим понятием могут подразумевать только такие виды помещений:

  • жилые дома;
  • отдельные квартиры.

Что касается комнат (в том числе и жилые помещения в общежитиях), то они не считаются служебными жилыми помещениям, даже если предоставляются сотрудникам от имени работодателя. Однако порядок и основания их получения такие же, как и для отдельного жилья.

Право собственности на служебное жилье обычно принадлежит государственному или муниципальному жилищному фонду.

Решение о том, какие помещения могут включать в эту категорию или исключаться из нее, принимают органы местного самоуправления.

Оснований для получения жилых помещений предусмотрено несколько, и окончательное решение об этом как раз и зависит от их серьезности. В частности, такими основаниями могут быть:

  • отсутствие собственного жилья;
  • несоответствие имеющейся жилплощади установленной норме;
  • необходимость переезда в другую местность;
  • наличие определенного стажа, дающего право на получение квартиры.

Более того, при определенных условиях предоставленную служебную квартиру можно не только получить по договору найма, но и в дальнейшем приватизировать.

В законодательстве предусмотрен ряд оснований для проведения этой сделки.

Категории граждан, которые могут получить жилье

В ст. 104 ЖК РФ указано, что категории граждан, которые вправе претендовать на получение служебного жилья, устанавливаются в жилищном фонде РФ или субъекта РФ.

В частности, к подобным гражданам относятся следующие категории работников:

  1. Сотрудники государственных школ и больниц. Для этой категории есть перечень определенных условий, которые они должны выполнить для получения помещения. В частности, это их согласие на работу в сельской местности. В этом случае они могут претендовать на получение жилья по месту работы. Для обычных учителей или медиков такая возможность зачастую не предусмотрена.
  2. Военнослужащие. Данная категория граждан является одной из наиболее обеспечиваемых служебным жильем. При этом одинокому военнослужащему могут предоставлять комнату в общежитии, а при наличии семьи (особенно если есть необходимость частых переездов) обязательно полагается отдельная квартира.
  3. Сотрудники правоохранительных органов и МЧС. Одной из причин предоставления жилья является необходимость частых переездов таких работников, связанных с их трудовой деятельностью.
  4. Государственные служащие. В частности, сюда относятся работники таможенной и налоговой сферы, а также судьи. Отдельное место занимают чиновники и депутаты, которые получают служебное жилье чаще всего. При этом квартира (или дом) должна быть обязательно снабжена всем необходимым, в частности, иметь телефон. Связано это с важностью выполняемых данными работниками функций, поскольку они являются частью управленческой системы государства.
  5. Представители сферы ЖКХ. В частности, сюда относятся дворники, слесари или электрики. Основной целью этого является привлечение на работу новых сотрудников.

Очевидно, что предоставление жилья является дополнительным стимулом для работников и имеет целью увеличить престижность профессий или работ, которые не особо востребованы у граждан.

Для некоторых других служащих такая возможность является, скорее, привилегией за важность выполняемых ими функций.

Порядок предоставления

Для получения служебного жилья заявитель должен обратиться в жилищную комиссию или другой уполномоченный на рассмотрение подобных вопросов орган. Более точно орган, в который необходимо обращаться, устанавливается отдельными законодательными актами — как федерального, так и регионального уровней.

Для обращения необходимы следующие документы:

  • личное заявление работника;
  • копия трудовой книжки;
  • копии паспортов всех граждан, которые будут проживать в помещении (то есть как работника, так и членов его семьи);
  • справка или любой другой документ из отдела кадров, который подтверждает заключение с работником трудового договора (контракта), а также его длительность;
  • о семейном положении заявителя (свидетельство о заключении брака или о его расторжении);
  • подтверждающие отсутствие у работника другой жилплощади (выписка из ЕГРП);
  • ходатайство от вышестоящего должностного лица или от работодателя;
  • копия финансового лицевого счета;
  • выписка из домовой книги.

Те из документов, которые необходимы в виде копий, должны быть должным образом заверены.

Это может быть сделано либо нотариально, либо сразу на месте подачи. Для последнего варианта необходимо обязательно иметь при себе оригиналы этих документов.

Этот перечень является далеко не исчерпывающим, поскольку в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные бумаги. Это зависит от условий предоставления помещений и требований конкретного органа. Поэтому данный вопрос стоит уточнить заранее, перед подачей заявления.

После подачи документов и их рассмотрения выносится решение о предоставлении жилья или отказе в этом. Срок рассмотрения обычно составляет до 30 дней. Положительное решение оформляется приказом или постановлением, на основании чего далее заключается договор найма служебного помещения. Форма данного договора утверждается законодательно, а оформляется он в письменной форме.

Передача нанимателю жилья осуществляется специальным документом — актом приема-передачи и технического состояния жилого помещения. После использования оно принимается снова на основании данного акта, а также справки, подтверждающей отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг.

В случае отказа от предоставления помещения заявителю необходимо, прежде всего, узнать причины отказа и определить, насколько они мотивированы. Если в их законности есть сомнения, продолжать решение спора придется в судебном порядке.

Покупка квартиры за наличный расчет — очень рискованная операция.
Порядок выделения доли квартиры из общей долевой собственности, а также перечень необходимых документов вы найдете .
Какие документы нужны при продаже квартиры? Узнайте об этом в нашей статье.

Порядок приватизации

Приватизация служебного жилья является очень редким явлением и на практике почти не встречается. По общим правилам жилищное законодательство не предусматривает такой процедуры, а в ч. 1 ст. 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» вообще установлено, что служебное жилье не входит в перечень объектов, которые подлежат приватизации.

Несмотря на все это, существует несколько вариантов, при помощи которых его все же можно получить в собственность:

  1. Наличие длительного стажа работы. Например, при условии работы в организации более 10 лет (и проживания в квартире в течение такого же срока) работник имеет право оформить ее в собственность. В случае ухода на пенсию из той организации, которая выдала жилье, стаж может быть и менее 10 лет. То же самое относится и к ситуациям с получением инвалидности (а именно первой или второй группы).
  2. Смерть работника. В данном случае приватизировать квартиру могут члены его семьи, которые на законных основаниях проживали в ней вместе с нанимателем.
  3. Передача квартиры в муниципальную собственность. Если жилье не относится к разряду служебного (об этом должна быть сделана соответствующая запись в Росреестре), наниматель также вправе начинать процедуру его приватизации.

В каждом из этих случаев жилец должен обращаться с заявлением о приватизации и пакетом необходимых документов в соответствующий орган. Среди этих документов обязательно должны быть те, что подтверждают право нанимателя на данное жилье.

Также стоит учесть, что практически всегда для этого требуется получение разрешения от работодателя.

В случае отказа от приватизации он может подать иск в суд. В большинстве случаев данная процедура является длительной и может происходить даже на протяжении нескольких лет. Однако в последние несколько лет приватизировать такое жилье стало несколько проще, что связано с внесенными в законодательство изменениями.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации

(с изменениями на 20 декабря 2017 года)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ)

Раздел I. Общие положения

Статья 1.

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений (статья в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-1; дополнена с 31 мая 2001 года Федеральным законом от 15 мая 2001 года N 54-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ).

Статья 2.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 170-ФЗ.
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства (часть дополнительно включена Федеральным законом от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 1998 года Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 50-ФЗ).
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства (часть в редакции, введенной в действие с 1 апреля 1998 года Законом Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 50-ФЗ).
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу (часть дополнительно включена Федеральным законом от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Статья 3.

Статья 3. Утратила силу с 1 марта 2005 года — Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Статья 3_1.

Статья 3_1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
(Статья дополнительно включена с 29 ноября 2002 года Федеральным законом от 26 ноября 2002 года N 153-ФЗ).

Статья 4.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (часть в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-1; дополнена с 7 мая 1999 года Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 88-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ; дополнена с 1 марта 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 июня 2008 года Федеральным законом от 11 июня 2008 года N 84-ФЗ.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (часть в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-1 и в редакции, введенной в действие с 7 мая 1999 года Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 88-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ).

Статья 5.

Статья 5. Исключена с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ.

Статья 6.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ).

Статья 7.

Статья 8.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (часть в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ).
Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (часть в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ).

Статья 9.

Статья 9. Утратила силу с 1 марта 2005 года — Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Статья 9_1.

Статья 9_1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (статья дополнительно включена с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Статья 10.

Статья 10. Утратила силу с 1 марта 2005 года — Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

(наименование раздела в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ)

Статья 11.

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (часть в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ).
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
(Часть вторая дополнительно включена Федеральным законом от 11 августа 1994 года N 26-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 170-ФЗ.
Статьи 12, 13, 14, 15 утратили силу — Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-1.

Статья 16.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
(Cтатья в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-1; дополнена с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 20 декабря 2017 года N 399-ФЗ.

Статья 17.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения (статья в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ).

Статья 18.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (статья в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-1; в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ; дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Статья 19.

Статья 20.

Статьи 19, 20 утратили силу — Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4199-1.

Раздел III. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений

(раздел утратил силу с 1 марта 2005 года — Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.Ельцин

Москва, Дом Советов РСФСР
4 июля 1991 года
N 1541-1

Текст постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 года N 1542-1 «О введении в действие Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» см. по .

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *