Проект закона о социальном предпринимательстве

Что значит социальное предпринимательство? Это деятельность, которая направлена на решение или сглаживание общественных проблем. Понятие социального предпринимательства сейчас законодательно оформляется, а сферы деятельности расширяются. Но, как и раньше, основной особенностью такой коммерции является направление прибылей на социальные улучшения.

Кто такой социальный предприниматель?

Социальный предприниматель – это субъект малого или среднего бизнеса, формирующий особую бизнес-модель. Она должна быть направлена не только на достижение коммерческого успеха, но и на помощь социально уязвимым и малоимущим гражданам, решение значимых общественных задач. Это может быть производство продукции или предоставление услуг, создание льготных рабочих мест, защита экологии.

Можно сказать, что социально значимый бизнес стоит на пяти «китах»:

  • Цель. Задача такого коммерсанта – решить одну из общественно важных проблем либо хотя бы смягчить ее действие.
  • Социальный результат. Не абстрактный, а измеримый и позитивный.
  • Инновационные методы. Для достижения целей необходимы новые подходы, чтобы вовлечь в проект заинтересованных людей, готовых инвестировать в предприятие.
  • Стабильность в финансах и окупаемость проекта. Вливания со стороны не могут быть бесконечными. Даже выданный правительством грант рано или поздно закончится. Социальное предприятие должно выйти на самоокупаемость.
  • Возможность расширения. Чтобы проект был успешным и помог многим людям, его нужно масштабировать – как структурно, так и путем распространения опыта. Несколько общественно значимых предприятий всегда лучше, чем одно.

Сам же предприниматель, решивший заняться социальной коммерческой деятельностью, должен обладать особым чутьем. Он обязан видеть пустующие и проваленные ниши на рынке, уметь сосредоточить ресурсы и силы для достижения цели, действовать нестандартно в сложных ситуациях. Общественно значимые проекты в большинстве своем долгосрочные, и от умения стратегически мыслить, в какой-то мере предсказывать будущее, зависит успех предприятия.

Что относится к социальному предпринимательству?

Социальное предпринимательство бывает чистым или с корпоративной социальной ответственностью. В первом случае вся прибыль идет на помощь нуждающимся. При бизнесе КСО на решение общественных проблем направляется только часть дохода.

К категориям людей, которым социальные бизнесмены оказывают помощь, относят:

  • инвалидов;
  • сирот и выпускников детдомов;
  • мам-одиночек с детьми до семи лет;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеров;
  • бывших заключенных.

Также в эту категорию могут попасть люди, случайно оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации.

Деятельность предпринимателей затрагивает отрасли здравоохранения, физической культуры, туризма, социальное обслуживание, трудоустройство, культурное просвещение. Это также может быть помощь пострадавшим от стихийных и техногенных бедствий, вооруженных конфликтов, насилия.

Факт! Понятие социального предпринимательства пока еще четко не обозначено законодательно.

Но в конце минувшего года Государственная Дума приняла соответствующий законопроект в первом чтении. В этом акте расписывается, как будет происходить правовое регулирование общественно значимой коммерции. Пока же в нишу входят только субъекты малого и среднего предпринимательства, действующие в сфере обслуживания людей с ограниченными возможностями, сирот, многодетных и других малозащищенных граждан. Однако социальный бизнес может охватывать различные сферы – от развлекательно-культурной области до охраны окружающей среды.

Примеры социального предпринимательства в России

Отечественные социальные бизнесмены активно развивают тему трудоустройства социально незащищенных людей. Яркие примеры успешных проектов в этой сфере:

  • «Веселый войлок», Рыбинск. Творческая мастерская дает возможность заработать многодетным и малообеспеченным мамам, причем прямо на дому.
  • «Наивно? Очень!», Москва. Интернет-проект по продаже сувенирной продукции интересен тем, что все вещи изготавливают психически больные люди.
  • «В темноте?!», Москва. Весь персонал ресторана состоит из людей с серьезными проблемами со зрением.

Архангелогородки Ксения Гришанова и Маргарита Кузнецова организовали предприятие «Листик», которое помогает с одеждой для недоношенных крох. А московская таксомоторная служба «Инватакси» обслуживает только людей с ограниченными возможностями.

Интересно! Интересен пример социального предпринимательства из Самарской области. Там люди страдали от некачественной питьевой воды, а покупать бутилированную могли позволить себе не все.

На помощь пришел предприниматель Камиль Бакиров. Его компания «Дедал» установила агрегаты, где чистую воду можно брать, заплатив всего три рубля за литр.

Пожалуй, самый известный в России социальный предприниматель, миллиардер Рубен Варданян считает, что проекты, которые улучшают жизнь общества в долгосрочной перспективе, сейчас будут наиболее востребованы. Но поскольку они малоприбыльны и требуют стратегического подхода, необходима государственная и корпоративная помощь таким бизнесменам.

Лекции Рубена Варданяна о социальном предпринимательстве – на видео:

Бизнес-идеи для будущих социальных предпринимателей

Не все эти бизнес-идеи реально воплотить прямо сейчас, но, возможно, с усилением поддержки социального предпринимательства их можно будет реализовать. А некоторые уже успешно действуют в российских городах. К интересным вариантам можно отнести:

  • Открытие магазина с максимальными скидками на товары первой необходимости.
  • Передача учебников и книг нуждающимся от бывших студентов.
  • Беспроцентное микрокредитование.
  • Ресторан, где нуждающихся кормят бесплатно за счет обеспеченных посетителей.
  • Социальные фитнес-клубы с профессиональными тренерами.
  • Обучающие кружки для детей из семей, которые не могут платить репетиторам.
  • Курсы переобучения профессиям для людей с ограниченными возможностями.
  • Выездные мини-ателье и парикмахерские для тех, кому сложно выходить из дома.
  • Производство и установка устройств альтернативной энергетики для развития удаленных регионов.

Уже сейчас открываются новые клининговые организации, пансионаты для тяжелобольных и престарелых, социальные компании, предоставляющие услуги нянечек и сиделок.

Но и проверенные временем проекты тоже забывать не стоит. Еще в СССР успешно работали фабрики, где трудились люди с ограниченными возможностями. Они изготавливали картонную тару, розетки, шили одежду. Если организовать такие предприятия и оборудовать современными станками, это не только даст рабочие места инвалидам, но и облегчит их труд.

Как развивают социальное предпринимательство в Казахстане – на видео:

Виды деятельности социального предпринимательства

Традиционной моделью соцпредпринимательства является благотворительность. Это социальные магазины, аукционы, ярмарки, сборы, концерты. Выручка, полученная на мероприятии, направляется в благотворительный фонд.

Но есть и другие бизнес-модели, успешно действующие в этой отрасли. Рассмотрим варианты разных видов деятельности на примерах:

Социальный бизнес

Реальная реализация

Помощь в поиске работы. Она особенно необходима инвалидам, людям предпенсионного возраста, молодежи без опыта, бывшим алкоголикам и наркоманам, а также освободившимся из мест заключения.

Евгений Рапопорт основал проект «Авоська дарит надежду». Его суть в том, что люди с ограниченными возможностями создают красивые плетеные сумки, которые быстро раскупают. Помимо трудоустройства инвалидов эта деятельность направлена на сохранение окружающей среды от замусоривания пластиком. Идея принесла победу автору, как лучшему социальному предпринимателю, на российском конкурсе «Я – активный гражданин».

Продажа товаров по доступной цене или безвозмездное оказание услуг. Последняя модель даже нужнее, поскольку людям, оказавшимся в сложной ситуации, очень важна моральная поддержка.

ГАООРДИ – ассоциация родителей детей с ограниченными возможностями создала проект «Передышка+». Его суть – в предоставлении отдыха, времени заняться собой тем мамам и папам, которые воспитывают деток с тяжелыми патологиями.

Доступность необходимых товаров и услуг. В этом случае коммерсант наполняет пустующие рыночные ниши, давая возможность потребителям получать необходимые товары и услуги, которых они лишены.

Фермерский кооператив LavkaLavka создал интернет-портал, благодаря которому производители сельхозпродукции из отдаленных хуторов могут найти желающих купить у них свежую еду без антибиотиков и пестицидов. Заказ делается через сеть, а продукты доставляются на дом покупателю.

Развитие умирающих территорий с вовлечением оставшегося местного населения. Успешное предприятие даст работу не только деревенским, но и привлечет в отдаленные уголки новых специалистов.

В таежной глубинке – деревеньке Малый Туртыш, расположенной более чем в двухстах километрах Екатеринбурга открылась уникальная фабрика по производству крем-меда. Создатели проекта Cocco Bello, Гюзель и Равиль Санжаповы привлекли к работе местных пожилых жителей, и предприятие успешно развивается.

Создание платформ для социального предпринимательства. Такие площадки для торговли и обмена опытом могут действовать как онлайн, так и оффлайн.

Партнерский дом «Больше, чем покупка!» поддерживает социальных бизнесменов, помогая им активизировать продажи, составить ассортиментый ряд, разместить линейку товаров в сетевых магазинах, не оплачивая аренду.

Вторая жизнь вещей. Идет организация сбора старых, но еще пригодных вещей, которые приводятся в порядок и распределяются тем, кто в них нуждается.

Благотворительный магазин «Спасибо!» открывался без начальных средств, на одной инициативе. Его организаторы собирали вещи и раздавали бедным. Сейчас это уже корпорация с налаженной схемой сбора и распространения одежды.

Это далеко не все варианты, которые сейчас реализовываются в разных уголках России. Благодаря социальным предпринимателям, множество тех, кто уже опустил голову, ощущают радость жизни. И дело не только в материальных средствах. Порой человеческое участие и потраченное время даже ценнее.

Меры поддержки

Начинания социальных предпринимателей находят отклики в сердцах не только бизнесменов, но и депутатов, чиновников. Ведь отношение населения к властным структурам коррелируется с вниманием к общественным проблемам, помощью незащищенным слоям. Предположительно, с каждым годом господдержка коммерсантам, занимающимся общественно-полезной деятельностью, будет расти. Но уже и сейчас есть программы, которые способствуют развитию этого бизнес-направления.

Субсидирование социального предпринимательства

Субсидии на осуществление проектов общественно значимого бизнеса даются безвозмездно и невозвратно в рамках Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Их можно потратить на развитие социального предприятия. Максимум, сколько может получить предприниматель, – полтора миллиона рублей. Однако бизнесмен должен победить в конкурсе и вложить сам не меньше 15 процентов от предоставляемых средств.

Организации и Фонды помощи бизнесменам

В большинстве регионов предприниматель может найти поддержку в Центре инноваций социальной сферы. Контактные данные местной организации легко находятся через «Бизнес-навигатор МСП».

В ЦИСС начинающий бизнесмен может рассчитывать на поддержку юристов и аналитиков, получение достоверной информации для решения насущных проблем, проконсультироваться по вопросам в сфере бухгалтерии, налогообложения и маркетингового продвижения.

Также помощь представителям социальной коммерции оказывают:

  • Фонд поддержки социальных проектов. Предлагает бесплатное обучение, консультации успешных бизнесменов и помощь в получении финансовых льгот. Деятельность обратившегося коммерсанта должна относиться к области здравоохранения, образования и детского развития, физкультуры и спорта, поддержки пожилых и инвалидов, экологии, культуры.
  • Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Оказывает помощь представителям малого бизнеса, работа которых способствует решению общественных проблем. Основные направления деятельности предпринимателей – гериатрия, поиск работы, экология и социальный туризм, выпуск социально-значимой продукции, развитие и досуг детей. Благодаря фонду можно получить кредит на выгодных условиях, но сам предприниматель должен вложить в проект не меньше 20 процентов от суммы займа. При выборе заемщиков приветствуется нестандартный подход к решению проблемы.

Можно также принять участие в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучший социальный проект года». Его победители получат не только призы и дипломы: их проекты будут продвигать в регионах на максимально льготных условиях.

Совет! Если социальное предприятие активно развивается, его основателям следует вступить в Реестр поставщиков социальных услуг.

Согласно закону №442-ФЗ, его участникам компенсируются расходы на оказание соцуслуг из федерального бюджета. НК РФ устанавливает нулевую ставку по налогам на прибыль и освобождает от НДС, если предприятие находится в этом реестре.

Поддержку начинающим социальным бизнесменам оказывают не только государственные структуры, но и крупные предприятия. Варианты такой помощи: консалтинговые услуги на безвозмездной основе, юридическое сопровождение, предоставление помещений. Сами же корпорации продвигают социальную помощь для собственных сотрудников – организация досуга, устройство малышей в детсады, выделение путевок в санатории и летние лагеря.

Социальное предпринимательство выгодно не только обществу. Коммерсант, занимаясь столь важным делом, чувствует свою значимость. Кроме того, никто не говорит, что нужно отдать последнюю рубашку. При правильном подходе и основатель бизнеса в накладе не останется.

Бизнес-модели социального предпринимательства с практическими примерами – на видео:

УДК 338.465 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-120-129

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЯКИМЧУК СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, Российская Федерация, e-mail: Yakimchuk@bsu.edu.ru

БОРЗЕНКОВА НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, Российская Федерация, e-mail: Belikova87@mail.ru

ИБРАГИМОВ РАВШАН ХАСАНОВИЧ ФГБОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, Российская Федерация, e-mail: ravshan@live.ru

В научной статье исследована природа возникновения предпринимательства, и представлены значимые открытия учеными на протяжении всей истории зарождения предпринимательства. Представлены различные экономические теории предпринимательства. Марксистская теория основывается на знаниях производства и вещественных знаний. Классическая теория основывается на базисных аспектах — труд, земля и капитал. Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов производства — труд, земля, капитал и предпринимательская способность. Определено, что предпринимательство является экономическим ресурсом, ибо в производстве товаров и услуг используется труд, и выступает как система, которая распространяется на процесс производства, обмена, распределения и потребление; социальная защита населения выступает как элемент системы предпринимательства. Предпринимательство является локомотивом экономического роста экономики. Вскрыта особенность социальной защиты населения в системе предпринимательства с точки зрения элемента и подсистемы. Предложена многоэшелонная система управления элементами системы предпринимательства и стратифицирование системы по стратам с использованием математических расчетов. Исследована структура многоэшелонной системы и состав ее подсистем. Авторами сделан вывод, что по характеру расположения элементов целесообразно одноуровневую одноцелевую, одноуровневую многоцелевую и многоуровневую многоцелевую категории систем принятия управленческих решений. При анализе процесса защиты населения авторами предпринят стратификационный подход, и представлено описание функциональной многослойной иерархии систем по слоям. На основе применения экономико-математических моделей доказано, что роль лидирующего координатора в реализации социальной защиты населения в системе предпринимательства должна принадлежать государству. В заключении статьи приведена методика расчетов, которые могут быть использованы при определении начисления и выплаты материальной помощи при выходе на заслуженный отдых, или при начислении материальной помощи работнику, имеющему статус многодетной семьи.

Ключевые слова: социальная защита населения, предпринимательство, система, страта

Введение. Российская Федерация осуществила развитие макроэкономики на рынках факторов производства. Тем самым предложила новые социальные, экономические, социально-экономические и политические отношения в области предпринимательства. Определив тем самым, что домашнее хозяйство в национальной экономике — это есть предпринимательство — это не что иное, как надстройка. Предпринимательство формирует денежный доход населения, домохозяйства получают от развития предпринимательства вознаграждение в виде зара-

ботной платы, социальной материальной помощи, процента и ренты.

Органы власти федерального, регионального и муниципального уровня утвердили нормативно-правовые документы в области институциональных преобразований предпринимательства. В последние годы произошли изменения также в формировании инфраструктуры, разработке и внедрении инновационных технологий, совершенствуется кадровая структура, и, как следствие, повышается производительность труда. Такая деятель-

ность вызывает потребность в эффективных рыночных инструментариях и механизмах. Социальная защита населения в системе предпринимательства — это новый способ развития социально-предпринимательской деятельности, в котором соединяется социальная защита населения с предпринимательскими достижениями.

Основная часть. Природа предпринимательства постоянно изучается экономистами. В современном мире существуют различные теории предпринимательства, а именно: марксистская — основывающаяся на знаниях производства и вещественных знаниях .

Большое влияние на формирование и развитие различных мыслей экономической науки оказала философская и экономическая концепция. Автором данной концепции был Карл Маркс (1818-1883). Проанализировав первоначальные аспекты концепции, нами вскрыто, что любое общество имеет существование и развитие. И это не что иное, как материальное производство. И те изменения, преобразования, которые происходят в сфере производства, связаны с производительными силами. С течением времени на производстве создаются общественные отношения. Они могут быть созданы на базе старых или могут возникнуть как абсолютно новые.

Если рассматривать вместе производственные отношения, базис общества, то мы можем определить надстройку. Юриспруденция, политические отношения, духовное развитие личности — управляются базисом. Эта связь очень многогранна и сложна. Функционирующие в настоящее время в обществе законы, будь то политические или экономические, они все основываются на принципе соответствия производительных сил производственным отношениям. «С изменением экономической основы, — писал К. Маркс, — более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» .

Классическая теория основывается на аспектах — труд, земля и капитал. Классическую школу политической экономии отличает исследование внутренних зависимостей товарно-капиталистического общества; стремление раскрыть сущность прибавочной стоимости .

Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов производства — труд, земля, капитал и предпринимательская способность . Следует отметить, что каждому фактору определена определенная доля производственной прибыли,

ренты и заработной платы. Следует так же конкретизировать, что труд и предпринимательство, в широком смысле слова неотъемлемая часть человека.

На основании вышеизложенных теорий, предпринимательство начало развиваться и в СССР примерно с 1987 г. В данный год был принят закон, разрешающий заниматься предпринимательской деятельности во всех союзных республиках. Цель закона — получение максимальной прибыли.

Предпринимательство является экономическим ресурсом, ибо в производстве товаров и услуг используется труд. Каждый работоспособный работник, член общества является субъектом рынка труда и предпринимательства. Вопросы занятости населения и уровня заработной платы в предпринимательстве становятся объектом политической и экономической борьбы и государственной политики .

Нами определено, что предпринимательство -это постоянно движущая сила разработки новых технологий, процессов, конструкций, открытие новых производств на основе конкурентноспособности предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.

Главный стимул предпринимательства — это прибыль. Прибыль представляет собой чистый доход, образующийся как разница между валовым доходом и общими издержками. Особенностью прибыли в условия перехода к рынку является не ее накопление в денежной форме, а расходование на инвестиционные, инновационные цели, что тем самым обеспечит экономический рост организации и повысит ее конкурентоспособность на рынке. В результате своей производственно-хозяйственной деятельности предприятие (организация) получает доход (рис. 1). Наибольший удельный вес в структуре валового доходов организации занимает выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Для получения прибыли предприниматель в системе предпринимательства исполняет функции: поиск товара или услуг; оценка ресурсов; разработки, проектирования и внедрения новых технологий; использования маркетингового инструментария; контроль.

Предпринимательство является элементом гибкой национальной экономики. Предпринимательство является локомотивом экономического роста экономики, так как в его структуру входит малый, средний и крупный бизнес.

Предпринимательство является элементом трудоустройства для всех социальных категорий граждан. Для инвалидов и граждан, получивших инвалидность при прохождении воинской службы, инвалидов-ликвидаторов ЧАЭС, «Маяк», детей-сирот и т. д.

Рис. 1. Формирование и распределение прибыли предприятия

Кроме того, следует отметить, что предпринимательство квотирует рабочие места для инвалидов. Предпринимательство — это политическая стабильность в обществе, доход граждан, улучшение качества жизни населения, улучшение благосостояния населения. И поэтому, предпринимательство — это сложная социально-экономическая система. Система, которая распространяется на процесс производства, обмена, распределения и потребление .

Следует иметь в виду, что в современных условиях предпочтение отдается трудовым ресурсам, ибо, трудовые ресурсы — это часть населения, способная работать (в соответствии с трудовым законодательством) и важнейший элемент производительных сил. И поэтому вопрос социальной защиты населения в настоящее временя наиболее актуален.

В современных условиях роль государства в социальной защите населения осталась преобладающей и инициативной, с государственно-частным партнерством . Это связано с тем, что в государственном секторе будет обеспечен минимальный прожиточный уровень, качество жизни и повышение общего благосостояния населения. «Государственно-частное» опирается на построение иерархических систем и подтверждается математическим описанием многоэшелонной системы. Многоэшелонная система состоит из взаи-

модействующих подсистем. В то же время некоторые элементы подсистем могут выступать лидерами в принятии управленческих решений и находится под влиянием доминирующих элементов. Общий вид многоэшелонной системы приведен на рисунке 2.

На рисунке 2 представлена многоэшелонная система, состоящая из блоков различных подсистем. Эти блоки называют эшелон. В то же время, подсистемы эшелоны могут выступать и как система, имеющая следующие связи: многоэшелонные, многоуровневые, многоцеленаправленные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По характеру расположения элементов многоуровневую многоцелевую систему можно выделить три категории систем принятия управленческих решений, а именно: одноуровневая одно-целевая система, одноуровневые многоцелевые системы и многоуровневые многоцелевые системы .

Процесс разделения многоуровневой системы на уровни технические, информационные, экономические и социальные называется стратифицированием системы, а уровни — стратами.

Для каждой страты характерен свой набор переменных. Переменными могут быть профессиональные задачи в сфере информационных технологий, касающихся назначений и выплаты пенсий, социальной материальной помощи, назначение и выплата компенсаций и т. д. которые в свою оче-

редь позволяют изучить действие одной страты. Идентификация страт способствует функционированию системы.

Обобщенная трехуровневая система имеет четкую иерархическую структуру и представлена на рисунке 3.

Полная задача формирования любой компо-нентности определяется с помощью трех страт и образует тем самым стратифицированную систему.

Стратифицированная система — это обобщенная стратифицированная модель, которая используется для анализа агрегированных показателей и разработки перспективных направлений развития в области технических систем, с использованием единичных показателей, таких как: общая численность работающих, размер премиального вознаграждения .

Рис. 2. Многоэшелонная система

Нами определено, что стратифицированная система образует множество моделей.

На любой страте мы изучаем поведение различных систем. На страте высшего порядка изучается взаимодействие и образование абсолютно новых систем. На средней страте осуществляется действенный процесс. На нижней страте осуществляются контрольные действия. Исследуя все страты, от самой низшей к самой высшей мы точно исследуем образование, назначение и использование системы. Мы следуем и опускаемся по стратам вниз.

Описание функциональной многослойной иерархии по слоям представлено на рисунке 4.

Следует отметить, что иерархия возникает единственным образом, объединяя тем самым три составляющих иерархии в условиях полной неопределенности.

Рассмотрим более подробно слои.

Слой выбора: задача этого слоя состоит в том, чтобы тот, кто принимает управленческое решение, получал извне информацию в полном объеме и оперативно отправлял в слой «процесс».

Слой обучения, или по другому его называют слой адаптация. На данном слое происходит обработка большого количества вопросов, с которыми не смог справиться слой «выбор».

Рис. 3. Стратифицированное представление типологии социальной защиты

Рис. 4. Функциональная многослойная иерархия по слоям

Слой самоорганизации. На данном слое происходит выбор инфраструктуры, функций, программ, концепций. В данном слое цели глобальны, и он самый объемный и значимый.

Ранее нами отмечалось, что социальная защита населения является элементом системы пред-

принимательства. В социальной защите населения имеет место быть государственно частному партнерству. Фрагментарно мы представим математические расчеты.

1. Блок описания действий решающего элемента.

Х»

Необходимость X, инновационного

развития D■

Потребности роста человеческого

капитала

Решающий элемент Sn

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

гт

I I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I I

I I

¡1-1

I I

Уп

Решающий элемент Уг

ОБЪЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

к / ✓ Решающий элемент СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОЦЗАЩИТЫ У1

¡1-1 л г ™1-1 XI

г

Рис. 5. Фрагмент системы «государственно-частное»

& : X,. X Ж ^ У

если 1 Г1, (1)

& : X, х Ц х Ж ^ У, 1 < г < п (14)

111 г г , если 1 ^ ‘ ^ п , (14)

& : X, х Ц ^ У. г = 1

1 1 1 1, если ‘ 1. (2)

У = &п X, Ип_1 {¥п_1)), (3)

У = & X , С +1 (7,1 ), И^ (У_1 )), (4) У = & (X1, с2 (У )). (5)

& г

где: 1 — -я страта системы;

г — множество внешних стимулов;

У

— множество внешних откликов;

Ь

множество внутрисистемных стимулов;

ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г — множество внутрисистемных откликов;

И, (У,)

г (У )

— информационная функция;

— распределительная функция. 2. Критерий эффективности действия системы

я(У) = П Я (У)

1=1

Я,(У)= тах Gi(У.,I)

(6)

G (У, I) ф й

где 4 1 1′ — оценочная функция или критерий эффективности подсистем.

Описывая математическую модель с ее иерархической структурой и с конкретным координатором, или другими словами сказать как лидирующе-

г, еЦ

го координатора, мы пришли к выводу, что этим координатором является государство.

В иерархии может быть три, пять, семь координаторов, то по весомым экономическим показателям предпочтение отдается безусловно, лидирующему координатору. Остальные координаторы выступают как помощники в обеспечении устойчивости развития.

Так же и в нашем случае для социальной защиты населения в системе предпринимательства лидирующее место занимает государство, второе место-частный сектор, третье место — общественные организации.

Далее, с использованием математических формул, мы осуществим процесс распределения ресурсов между альтернативами.

Главная задача — это определение комбинаций альтернатив с максимум экономической эффективности. Далее мы будем определять сочетание альтернатив, которые будут удовлетворять различные функции (формулы 7, 8, 9). Должно выполняться условие, приведенное в формуле 9.

max Э = max Z Эi

Э

max— = max

Р.

Т

i =1

( » Л

Z э

i =1 n

Z PT,

V i=1 J

(7)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(8)

inp «Рт) = mini ZPHl «ZPTl

P » P < C

Н T ■>

p < p

T Н’

. i =1

i =1 J

(9)

где Э — эффективность рассматриваемой комбинации альтернатив, полученной генерацией множества сочетаний с различным числом альтернатив;

Э1 — эффективность i-й альтернативы, входящей в рассматриваемую комбинацию из п альтернатив;

РТ — требуемый ресурс рассматриваемой комбинации альтернатив;

т — требуемый ресурс /’-й альтернативы, входящей в рассматриваемую комбинацию из п альтернатив;

РН — имеющийся в наличии ресурс рассматриваемой комбинации альтернатив;

Pj й . й

i — имеющиися в наличии ресурс /-и альтернативы, входящей в рассматриваемую комбинацию из n альтернатив;

С — заданное пороговое значение ресурса.

Эффективным методом любого выбора, основой которого является множество критерий, является метод анализа иерархий. Метод используется при принятии управленческих решений на основе как формальных, так и не формальных факторов. Математическим инструментом метода иерархии является системный подход к сложным вопросам принятия управленческих решений .

maxNa =Z A

a ^^ i

Целевая функция i=1 может быть

обеспечена при выполнении одного условия:

min(p «Dd) = minVZPi, «ZP

Pt < Pi

i =1 J

Pi » Do < N

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

или

ч

или (10)

где N — число альтернатив;

Аi — альтернатива, на которую распределяется ресурс.

Таким образом, для решения задачи комбинаторной оптимизации, необходимо прежде всего сгенерировать множество всех возможных сочетаний (комбинаций) из п-го числа альтернатив. В указанное множество должны входить парные сочетания, тернарные сочетания и далее все п-1 сочетания, а также сочетание, состоящее из всех п альтернатив.

Максимальное число возможных сочетаний Ык для данной задачи определяется на основе следующей формулы:

м

NK =Z

M!

K=0

(м » K)!K!

(11)

где К — число альтернатив в i-й комбинации, принимающее значение в диапазоне ;

М — максимальное число рассматриваемых альтернатив.

Методом анализа иерархий определен вектор приоритетов альтернатив, характеризующий их

относительную эффективность. Относительная эффективность социальных программ и требуемые для их реализации ресурсы (в условных денежных единицах) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные по эффективности и требуемому ресурсу

Все возможные комбинации, состоящие из двух или трех альтернатив, суммарная эффективность комбинаций, требуемый на каждую операцию ресурс и эффективность на единицу ресурса, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты распределения ресурса

Таким образом, нами определено, что комбинациями альтернатив является ведущей А1А3, а второй выступает — А1А2.

Данные расчеты могут быть использованы при расчете начисления и выплаты материальной помощи при выходе на заслуженный отдых, или при начислении материальной помощи работнику имеющему статус многодетной семьи и т. д., т. е. социальной защиты населения в системе предпринимательства.

Вывод. Таким образом, нами определено, что предпринимательство имеет глубокие корни. О предпринимательстве, как части экономики, писали великие мыслители, ученые. Предпринимательство является экономическим ресурсом. С современных позиций, предпринимательство — это постоянно движущая сила разработки новых технологий, процессов, конструкций, открытие новых производств на основе конкурентоспособности предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Предпринимательство — это система, элементом которой является социальная защита населения. Социальная защита населения в системе предпринимательства защищает работающих граждан в данной системе, и не работающих в настоящее

время в системе предпринимательства (пенсионеров, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет), но работающих ранее.

В социальной защите населения как элементе системы предпринимательства определено государственно-частное партнерство, с преобладанием государственного. «Государственно-частное» опирается на построение иерархических систем и подтверждается математическим описанием многоэшелонной (многоуровневой) системы. Многоуровневая система разделена на уровни, т. е. стратифицирование системы и с применением математических расчетов рассчитана на комбинацию альтернатив для социальной защиты населения в системе предпринимательства.

Социальная защита населения имеет свои источники финансирования. Сложившееся централизованное финансовое обеспечение всех социальных программ привело к непомерной нагрузке на федеральный бюджет и к не полному исполнению обязательств государства. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования. Социальная же помощь за счет государственного бюджета должна касаться только тех граждан, кому невозможно помочь иначе. Важно также привлекать средства добровольных пожертвований, спонсорскую помощь юридических и физических лиц и общественных организаций.

Вопрос социальной защиты населения в системе предпринимательства в настоящее время очень актуален, и данное направление активно развивается.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Якимчук С. В. Формирование и развитие инновационной системы управления социальной защитой в интересах роста человеческого капитала: теория, методология, практика: автореф. дис. … д-ра экон. наук. Воронеж, 2011.

2. Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987.

3. Абчук В. А. Курс предпринимательства. СПб.: Издательство «Альфа», 2001.

5. Маркс К. Капитал. ПСС. М.: Политиздат, 1990. Т. 23.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Государственное издательство политической литературы. Москва, 1959. Т. 13.

Параметр Альтернатива Ai

А, А2 А3

Относительная эффективность 0,45 0,20 0,35

Требуемый ресурс 15 5 10

Параметр Комбинация альтернатив

АА А,А3 ААз А,ААз

Суммарная, эффективность комбинации 0,65 0,8 0,55 1

Требуемый ресурс на комбинацию 20 25 15 30

Эффективность на единицу ресурса 0,0325 0,0800 0,0360 0,0330

7. Классика экономической мысли I Смит А., Риккардо Д., Петти В., Кейнс Д., Фридмен М. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

S. Бем-Баверк Е. Капитал и прибыль. История и критика теорий процента на капитал. СПб.: Типография А. Г. Розена, 1909.

9. Невский А. П. Выбор пути: о системе социальной защиты работающих II Охрана труда и социальное страхование. 1997. № 2. С. 34-37.

10. Фатьянова И. Р. Дихотомия государства и бизнеса в ходе формирования российской инновационной системы II Креативная экономика. 2011. № 3. С. 17-2S.

11. Иванова В. Н. Управление занятостью населения на местном уровне. М.: Финансы и статистика, 2014.

12. Щенников С. Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов: эксперт, моделирование, управление, планирование и оценка. М. : Ось^9, 2004.

2. Abalkin L. I. Novyj tip ekonomicheskogo myshleniya . M. : Ekonomika, 19S7.

3. Abchuk V. A. Kurs predprinimatel’stva . SPb.: Izdatel’stvo «Al’fa», 2001.

4. Guzeev A. M. Maloe predprinimatel’stvo kak ob»ekt sociologicheskogo issledovaniya: regional’nyj as-

5. Marks K., Kapital PSS . M.: Politiz-dat, 1990. T. 23.

7. Klassika ekonomicheskoj mysli / Smit A, Rikkar-do D., Petti V., Kejns D., Fridmen M. . M.: EKSMO-Press, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN THE BUSINESS SYSTEM

Принят Государственной Думой 11 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года

Статья 1

1) статью 3 дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

«7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 241 настоящего Федерального закона;

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.»;

2) в статье 41:

а) часть 3 дополнить пунктом 111 следующего содержания:

«111) указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием;»;

б) в части 4 слова «частями 5 — 63» заменить словами «частями 5 — 64»;

в) часть 5 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9) сведения, указанные в пункте 111 части 3 настоящей статьи, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства или исключаются из него ежегодно 10 августа текущего календарного года на основании сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частью 64 настоящей статьи.»;

г) дополнить частью 64 следующего содержания:

«64. В целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный орган ежегодно до 5 июля сформированный по состоянию на 1 июля текущего календарного года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия.»;

д) в части 7 слова «частях 6 — 62» заменить словами «частях 6 — 62, 64»;

3) дополнить статьей 241 следующего содержания:

«Статья 241. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, соответствующую одному или нескольким из следующих условий:

1) субъект малого или среднего предпринимательства обеспечивает занятость следующих категорий граждан при условии, что по итогам предыдущего календарного года среднесписочная численность лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), среди работников субъекта малого или среднего предпринимательства составляет не менее пятидесяти процентов (но не менее двух лиц, относящихся к таким категориям), а доля расходов на оплату труда лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), в расходах на оплату труда составляет не менее двадцати пяти процентов:

а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;

б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;

в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

г) выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;

д) лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;

е) беженцы и вынужденные переселенцы;

ж) малоимущие граждане;

з) лица без определенного места жительства и занятий;

и) граждане, не указанные в подпунктах «а» — «з» настоящего пункта, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;

2) субъект малого или среднего предпринимательства (за исключением субъекта малого или среднего предпринимательства, указанного в пункте 1 настоящей части) обеспечивает реализацию производимых гражданами из числа категорий, указанных в пункте 1 настоящей части, товаров (работ, услуг). При этом доля доходов от осуществления такой деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности в текущем календарном году, должна составлять не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год);

3) субъект малого или среднего предпринимательства осуществляет деятельность по производству товаров (работ, услуг), предназначенных для граждан из числа категорий, указанных в пункте 1 настоящей части, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможностей участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год), в соответствии со следующими направлениями деятельности социальных предприятий:

а) деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности в быту;

б) деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;

в) деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;

г) деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;

д) деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;

е) деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;

ж) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;

з) деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;

и) деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования;

к) деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации;

4) субъект малого или среднего предпринимательства осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества, при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее пятидесяти процентов в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной субъектом малого или среднего предпринимательства чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее пятидесяти процентов от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год), из числа следующих видов деятельности:

а) деятельность по оказанию психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;

б) деятельность по организации отдыха и оздоровления детей;

в) деятельность по оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;

г) деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

д) деятельность по обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;

е) культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);

ж) деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

з) выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов.

2. Субъекты Российской Федерации в целях признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями в соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи вправе устанавливать категории граждан дополнительно к категориям, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, и виды деятельности дополнительно к видам деятельности, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи. Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, признанным социальными предприятиями с учетом дополнительно установленных субъектами Российской Федерации категорий граждан и видов деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

3. Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

4. Социальным предпринимательством не может являться деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

5. Оказание поддержки социальным предприятиям может осуществляться в виде:

1) обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;

2) оказания финансовой поддержки социальным предприятиям (в том числе в рамках предоставления субсидий);

3) оказания имущественной поддержки социальным предприятиям (в том числе путем предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях);

4) оказания информационной поддержки социальным предприятиям;

5) оказания консультационной и методической поддержки социальным предприятиям (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг);

6) содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;

7) организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) реализации иных мер (мероприятий) по поддержке социальных предприятий, которые предусмотрены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Первое внесение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений, предусмотренных пунктом 111 части 3 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», осуществляется 10 апреля 2020 года на основании сведений, представленных в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

3. В целях первого внесения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений, предусмотренных пунктом 111 части 3 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в соответствии с частью 7 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанным Федеральным законом, до 5 апреля 2020 года сформированный в соответствии с частью 64 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих по состоянию на 1 апреля 2020 года статус социального предприятия.

Президент Российской Федерации В. Путин

Предпринимательство

УДК 330.3

В.В. ЖОХОВА

Социальное предпринимательство: сущность и понятие

Исследуется сущность и понятие социального предпринимательства в российской и международной практике. Теоретические дискуссии при изучении основной концепции, определяющей социальное предпринимательство, различия в толковании понятия «социальное предпринимательство», выделение основных особенностей и характеристик социального предпринимательства актуализируют научные исследования, направленные на изучение факторов социального предпринимательства, влияющих на развитие социальных предприятий.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, концепция предпринимательства, социальная миссия, социальный эффект.

Social Entrepreneurship: nature and definition. V.V. ZHOKHOVA.

Key words: social entrepreneurship, social enterprise, the concept of entrepreneurship, social mission, social effect.

Социальное предпринимательство расценено в качестве важного источника социального, экономического и экологического богатства, и многие ученые активно исследуют данную область. Российские и зарубежные ученые рассматривают эволюцию социального предпринимательства, анализируют сущность и его понятие, определяют его особенности и характеристики социальных предприятий, разрабатывают классификацию видов социального предпринимательства. В научной литературе не всегда можно встретить целостный подход к изучению сущности и проблем социального предпринимательства. Теоретические дискуссии по концептуальной основе социального предпринимательства,

различность в толковании его понятия актуализируют научные исследования, направленные на изучение сущности и определение факторов социального предпринимательства, влияющих на развитие социальных предприятий. Использование теоретических и эмпирических методов исследования позволили всесторонне и достоверно изучить социальное предпринимательство и рассмотреть вопросы, связанные с его особенностями и характеристиками социальных предприятий.

В исследовании социального предпринимательства не следует рассчитывать «на применение одного, даже самого прогрессивного подхода… целесообразно использовать комплексный (интегративно-конвер-генциальный) подход» . Специалисты отмечают высокую результативность использования интегративного подхода не только в исследовательской деятельности, но и в практической сфере — в стратегическом управлении фирмой , в разработке и применении ин-тегративной модели менеджмента предприятия . Ричард Кантильон впервые ввел в научный оборот термин «предприниматель», обозначив так человека, несущего риск, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной . Адам Смит указывал, что предприниматели являются ключевыми фигурами в поле свободной конкуренции, их соперничество ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий .

Популярной базовой теорией предпринимательства является концепция И. Шумпетера, сочетающая экономическое обоснование предпринимательской функции с попыткой отобразить психологический портрет предпринимателя. Ученый выдвинул гипотезу, согласно которой двигателем экономического развития, которое он мыслил как циклический процесс структурных изменений, рождающихся внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя. В книге И. Шумпетера «Теория экономического развития» (1911) предприниматель трактуется как новатор, ключевой игрок системы. Его функция — реализация нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста .

Говард Стивенсон определил деятельность предпринимателей как погоню за возможностью без оглядки на ресурсы. Он отмечал, что предприниматели не только способны видеть и использовать свои возможности, которые ускользают от административных менеджеров, но и не позволяют собственным начальным запасам ресурсов ограничивать свои возможности .

Идеи Шумпетера, Друкера и Стивенсона, отмечал Г. Диз, привлекательны тем, что они могут легко применяться как в социальной сфере, так и бизнес-секторе. Он утверждал, что социальные предприниматели определяют социальную миссию, которая является центральной. Это влияет на то, как социальные предприниматели воспринимают и оценивают свои возможности. Богатство — средство для достижения основной цели для социальных предпринимателей .

Г. В. Широкова предлагает считать предпринимательством процесс создания ценности путем формирования уникального набора ресурсов через реализацию открывающейся возможности . Авторы В.С. Бильчак и Н.Г. Дупленко отмечают, что «сложность природы предпринимательства обусловлена тем, что оно представляет собой

единство двух неразрывно связанных сторон: особый вид человеческой деятельности, основными признаками которого являются ответственность и хозяйственный риск, и тип хозяйственного поведения личности, который состоит в поиске и использовании новых экономических возможностей» . В.П. Смирнов показывает, что «сущностью предпринимательства является создание на инициативной рисковой основе рыночными агентами нового капитала или трансформация (изменение формы, направлений, способов применения) существующего капитала с целью получения предпринимательского дохода» .

В группу научных исследователей, изучающих сущность и развитие социального предпринимательства в зарубежной практике, входят Г. Диз, Г. Стивенсон, Д. Томпсон, Д. Маир, Д. Остин, А. Николс, С. Зах-ра и др. В современной российской практике научно-исследовательскую деятельность в данной области ведут А. Московская, директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций, М. Баталина, М. Тарадина (г. Москва, ГУ-ВШЭ, Институт управления социальными процессами); Ю.Е. Благов, директор программы «Управление проектами в области социального предпринимательства», Ю.Н. Арай (г. Санкт-Петербург, ВШМ, СПбГУ); А.Н. Макаревич, Т.Ю. Сазонова (г. Великий Новгород, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого) и др.

В международной практике социальное предпринимательство есть предпринимательство, осуществляющее инновационную деятельность с определенными социальными целями и получением прибыли — в коммерческих организациях; не ставившее целью извлечение прибыли -в некоммерческих организациях; сочетающее в себе соединение коммерческих и некоммерческих подходов — в корпоративных организациях. В таблице представлены основные подходы к определению социального предпринимательства за период 1998-2014 года.

Примеры определения понятия «социальное предпринимательство» в зависимости от цели исследования

Работа Определение Цель исследования

Социальное предпринимательство определяется следующими основными характеристиками: 1) определение миссии в создании социальных ценностей; 2) изучение и формирование новых возможностей; 3) непрерывное участие в процессах инновации, адаптации и обучения; 4) смелые предпринимательские действия с ограниченными ресурсами; 5) принятие высокого чувства ответственности и результативности Исследование сущности «социального предпринимательства» и различий в его определениях

Окончание табл.

Работа Определение Цель исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальное предпринимательство должно обеспечить: 1) создание социальной ценности с определенной целью; 2) признание и использование возможностей для создания социального значения. 3) использование инноваций; 4) терпимость при появлении риска в деятельности; 5) отказ принять ограничения в имеющихся ресурсах Исследование сущности «социального предпринимательства»

Социальное предпринимательство должно обеспечивать: 1) социальность — выход или результат деятельности для общественных благ; 2) инновационность — внедрение новых идей и моделей для решения социальных или экологических проблем; 3) ориентация на рынок — деятельность, ориентированная на эффективность Исследование сущности «социального предпринимательства»

Социальные предприниматели делятся на три категории в соответствии с их социальной деятельностью: 1) социальная ориентация — предприниматель, который участвует в небольших мероприятиях, направленных на общественные блага местного сообщества; 2) социальный конструктивизм — предприниматель, который стремится внедрять инновации и реформы; 3) социальный инженер — предприниматель, который хочет ввести революционные изменения Исследование категорий «социального предпринимателя»

Осуществление целей социальным предпринимательством : 1) достижение социальных изменений; 2) достижение социальной миссии; 3) создание социального значения; 4) обеспечение помощи нуждающимся; 5) обеспечение помощи сообществу; 6) служба человечеству Исследование сущности и целеполагания «социального предпринимательства»

1. Социальное предпринимательство имеет свою миссию в создании социальной ценности и получения прибыли в качестве косвенного воздействия. 2. Оценка эффективности деятельности сложно производится, т.к. существуют трудности в измерении социального значения. 3. Социальное предпринимательство использует ресурсы добровольно Исследование различий социального предпринимательства и со-циально-предпринима-тельской деятельности

При анализе определений, представленных в таблице, выявлены следующие основные моменты:

— социальное предпринимательство рассматривается как процесс создания ценности благодаря набору ограниченных ресурсов;

— распределение ресурсов способствует созданию и формированию благоприятных возможностей для решения социальных и экологических проблем, обеспечивающих социальное значение и общественное благо;

— социальное предпринимательство осуществляет непрерывное участие в процессах инновации, адаптации и обучения.

Социальный предприниматель предъявляет высокие требования к соотношению экономической и социальной эффективности, самостоятельно решая социальные проблемы и становясь более ответственным в понимании социальной справедливости.

Российские ученые А.Н. Макаревич и Т.Ю. Сазонова определили сущность социального предпринимательства как новый способ экономической деятельности, имеющий следующие особенности:

— социальное назначение организации, т. е. социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве. Такие предприятия изначально создаются для достижения социально значимых целей, проявляющихся в создании рабочих мест (в т. ч. для инвалидов), обучении (в т. ч. взрослых) и т.д.;

— предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов (в т. ч. не очень привлекательных с точки зрения рынка) для решения социальной проблемы;

— достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг), а также за счет грантов и благотворительных пожертвований .

Автором А. Московской рассмотрены основные компоненты социального предпринимательства :

— выявление стабильного, но по сути несправедливого равновесия, которое приводит к исключению, маргинализации или страданиям группы людей, которые не имеют достаточного количества финансовых средств или политической воли, чтобы добиться положительных изменений самостоятельно;

— выявление возможности в рамках этого несправедливого равновесия, выработка определения социальной ценности, использование таких личных качеств, как вдохновение, творческий подход, решительность, смелость и настойчивость, для того, чтобы нарушить господство существующего положения дел;

— создание нового стабильного равновесия, которое позволяет раскрыть потенциал или облегчить страдания целевой группы и через создание аналогов и построение стабильной экосистемы, основанной на новом равновесии, обеспечить целевой аудитории и обществу в целом лучшее будущее.

Российские эксперты из Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» сформулировали свое видение и определили социальное предпринимательство как предпринимательскую деятельность, нацеленную на смягчение или решение социальных проблем, характеризующихся следующими признаками: социальное воздействие, иннова-ционность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход. Согласно данному определению, деятельность социального предпринимателя должна быть эффективной и полезной. Эффективность обеспечивается инно-вационностью, масштабируемостью и тиражируемостью, а полезность -социальным воздействием и предпринимательским подходом.

Исследование различных определений социального предпринимательства дало возможность взять за основу определение, сочетающее в себе многие приводимые исследователями аргументы и доводы: социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность или процесс, формирующие возможность гибридного партнерства, направленные на установление социальной ответственности и решение проблем в системе социальной защиты, обеспечивающие систематические социальные изменения и генерацию общественных ценностей с созданием новых организаций или инновационных путей в управлении существующими организациями .

В настоящее время авторы продолжают изучать сущность и определять понятие социального предпринимательства, исследовать его теоретические основы и концепцию, выявлять границы, классификацию и зоны социального предпринимательства .

Различия социального предпринимательства и традиционного предпринимательства выявлены авторами в следующих аспектах: в миссии, которая обеспечивает социальные изменения в обществе посредством создания как социальной, так и экономической ценности; в реализации целей социальными предприятиями, которые обеспечивают социальные нужды и не могут быть удовлетворены посредством частного или государственного секторов. Основные различия между социальным и традиционным предпринимательством заключаются в преимущественной концентрации и создании ценности, а не в присвоении ценности .

Авторы Ю.Е. Благов и Ю.Н. Юрай определили типологию социальных организаций, вовлеченных в социальное предпринимательство, основанных на ключевых характеристиках: миссии (социальная и экономическая), получении дохода от основной деятельности, инновационной составляющей. К типологии относятся: традиционные некоммерческие организации; некоммерческие социально-ориентированные предпринимательские фирмы; гибридные организации и коммерческие социально ориентированные предпринимательские фирмы; бизнес, вовлеченный в социальную деятельность .

Ученые обсуждают вклад социальных предприятий в создание общественного богатства, исследуют процессы, ведущие к открытию возможностей для организации социальных предприятий, анализируют

проблемы развития социального предпринимательства, изучают этическое поведение социального предпринимателя и рассматривают понятие «деловая этика» в предприятии .

Зарубежные исследователи определяют влияние социального предпринимательства на социальные ценности, социального предпринимательства и трансформационного лидерства на организационную эффективность предприятия , оценивают тесноту связи между социальным предпринимательством и экономическим ростом , изучают сущность «укорененности» в предпринимательстве, рассматривая социальные слои и гендерные вопросы при организации социальных предприятий .

Инновационная деятельность социального предпринимательства влияет на эффективность бизнеса, когда генерирует чистый рост социального капитала. Замечено, что социальные предприятия, которые работают как коммерческие предприятия, более эффективны, чем традиционные социальные некоммерческие предприятия , инновационная деятельность способствует реализации социальных целей как в некоммерческом секторе, так и в корпоративном социальном предприятии .

Учеными предложен метод для измерения социального усилия и социального эффекта СП, результаты исследования данных понятий указывают на линейную корреляцию между ними. Социальный эффект здесь рассматривается как сумма социальных издержек и социальной ценности предприятия, определяемой потребностью общества , рассматриваются причинно-следственные связи инновационной стратегии, влияющей на успешное развитие социального предпринимательства .

Расширение прав и возможностей персонала считается важным аспектом потенциальных выгод в социальном предпринимательстве, улучшения качества работы, повышения удовлетворенности работой и производительности. Была предложена модель зависимости расширения прав и возможностей персонала от знаний и умений, связей, доверия и стимулов, при которой организационная работа в команде станет основным инструментом синергетического эффекта развития социального предприятия . Как считают китайские исследователи, необходимо обратить внимание на проблемы в области подготовки профессиональных кадров, такие как приобретение умений и навыков выпускниками, реализация в вузах модуля «работа, сертификат и обучение» с целью обеспечить подготовку талантливых работников для удовлетворения потребностей социальных предприятий и общества в целом .

Исследователи также отмечают, что существование личных и профессиональных отношений в компании формирует уникальный контекст для развития социальных предприятий. При этом личное мастерство влияет на организационную деятельность как непосредственно, так и косвенно — через организационное обучение и инновации; организационное обучение влияет на организационную эффективность положительно, как непосредственно, так и косвенно, через организационные инно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вации; а организационная инновация влияет положительно на развитие социального предпринимательства .

Активность исследования сущности и понятия социального предпринимательства зарубежными и российскими учеными показывает его актуальность. Понятие социального предпринимательства многогранно и отражает широкий спектр задач, его характеристик и особенностей. Анализ характеристик и особенностей социального предпринимательства будет способствовать выявлению факторов его развития и успешной деятельности социальных предприятий.

Социальное предпринимательство интенсивно развивается за рубежом. По данным же Агентства стратегических инициатив, в России социальным предпринимательством занимается только около одного процента компаний. Открытие возможности и создание условий для развития социального предпринимательства в России вызовут приток новых идей, технологий, повысят качество услуг, создадут сотни тысяч рабочих мест и новые объекты экономической инфраструктуры. Развитие данного предпринимательского направления поможет вовлечь в бизнес слабозащищенные социальные слои.

Литература

5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1991. Т. 2. С. 180-181.

7. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: НИУ «Высш. школа экономики». 2011. 284 с.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с.

11. Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой: учебник. СПб.: Высш. школа менеджмента. 2011. 384 с.

15. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris. 1952. P. 28-33.

16. Certo S., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts // Business Horizons. 2008. Vol. 51, issue 4. P. 267-271.

24. Koggel С. Business Ethics and Gender Issues // Encyclopedia of Applied Ethics (Second Edition). 2012. P. 354-360.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Swanson L., Zhang D. The Social Entrepreneurship Zone // Journal of Nonprofit & Pub-lic. Sector Marketing. 2010. Vol. 22. P. 71-88.

8. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov . Mosccow, EHksmo, Publ., 2007. 960 p. Smir-

15. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris, 1952, pp. 28-33.

16. Certo S., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts. Business Horizons, 2008, vol. 51, Issue 4, pp. 267-271.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Koggel C. Business Ethics and Gender Issues. Encyclopedia of Applied Ethics, 2012, 2 nd, pp. 354-360.

30. Schumpeter Y.A. The Theory of Economic Development. Harvard University Press, Cambridge, MA, 1934.

31. Swanson L., Zhang D. The Social Entrepreneurship Zone. Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing, 2010, vol. 22, pp. 71-88.

Такой вид экономической деятельности как социальное предпринимательство широко распространён во всём мире. Однако в России до последнего времени он не был регламентирован законодательно. В июле 2019 года вступил в силу Федеральный закон 245-ФЗ, который внёс изменения в Закон о предпринимательстве 209-ФЗ, сформулировал понятие социального предпринимательства и определил условия для такой деятельности.

Закон о социальном предпринимательстве — 245-ФЗ

Скачать закон можно по ссылке

Какие новшества ввёл Закон

На самом деле, социальным предпринимательством в РФ многие коммерческие и некоммерческие организации занимаются уже давно. Основным отличием этого вида деятельности от обычного бизнеса является получение дохода при одновременном решении различных социальных задач. Понятие некоммерческих социально ориентированных организаций было введено ещё в 2010 году, а вот предприниматели в этой сфере правового статуса до сих пор не имели. Это серьёзно сдерживало развитие таких организаций, поскольку порождало ряд проблем. В первую очередь, это недостаточность финансовых средств на начальном этапе, отсутствие кредитных программ со специальными условиями и льготного налогообложения и т.д.

Закон 245-ФЗ выделил социальное предпринимательство в отдельную категорию субъектов малого и среднего бизнеса. Это позволит лицам, которые решили освоить этот вид деятельности, получать поддержку от федеральной и региональной власти в различных формах, что позволит установить расценки на работы и услуги, которые будут доступны социально незащищенным слоям населения.

Какие предприятия считаются социальными

Для того чтобы получить такой статус и возможность государственной поддержки, деятельность предприятия должна отвечать установленным условиям. Его сотрудниками, в обязательном порядке, должны быть определённые категории граждан, а сами работы, услуги или товары направлены на решение различных социальных проблем общества.

Чем занимаются социальные предприниматели

Закон определяет виды деятельности, которой могут заниматься организации, для признания их социально ориентированными. Это производство товаров или работ, оказание услуг гражданам из социально незащищенных категорий, которое помогает им компенсировать ограниченные возможности и полноценно участвовать в общественной жизни. К ним относятся инвалиды, пенсионеры, малоимущие, выпускники детдомов, осуждённые за различные преступления и освободившиеся условно — досрочно, а также прочие нуждающиеся в социальном обслуживании лица. Размер доходов от этой деятельности должен составлять не меньше 50% от общего объёма. К ним относятся следующие виды работ и услуг.

  1. Уход за нуждающимися в социальном обслуживании гражданами, организация оздоровительных мероприятий, контроль за состоянием здоровья, медицинское обслуживание.
  2. Помощь в корректировке психологического состояния для полноценной адаптации к общественной жизни.
  3. Социально — педагогическое консультирование для профилактики отклонений в поведении.
  4. Помощь в трудоустройстве и адаптации к профессиональной деятельности.
  5. Изготовление и реализация медицинских и технических изделий для инвалидов, которые предназначены для их реабилитации.
  6. Организация отдыха для пенсионеров, инвалидов, многодетных родителей.
  7. Создание инвалидам условий для свободного пользования транспортом, связью, доступа к общественным и социальным объектам.

Также социальным предпринимательством считается деятельность, которая направлена на решение различных общественных проблем, например, в сфере семьи, материнства и детства. В этой области Законом 245-ФЗ установлены следующие виды услуг.

  1. Психологическое и педагогическое консультирование, которое поможет укреплять семьи, обеспечит грамотное воспитание детей, даст родителям необходимые знания в этой области.
  2. Организация детского оздоровительного отдыха.
  3. Психологическая, педагогическая, медицинская помощь учащимся, у которых есть проблемы в освоении школьной программы.
  4. Дополнительное образование детей: дошкольное и общее.
  5. Повышение квалификации сотрудников и волонтёров, которые работают в некоммерческих социально ориентированных организациях.
  6. Деятельность в области культуры и просвещения в виде организации частных музеев, домов культуры, театров, библиотек и т.д.
  7. Издание периодической или книжной продукции, которая связана с наукой, культурой и образованием и включена в утвержденный Правительством перечень.

Кроме того, местным властям дано право включать в этот список дополнительные виды деятельности для признания организации социальным предприятием.

Важно! К социальным предпринимательством не может считаться производство и продажа подакцизных товаров и полезных ископаемых.

Кто работает на социальном предприятии

Закон определил категории граждан, которых социальное предприятие обязано трудоустроить. Причём таких работников должно быть не меньше 50% от среднесписочной численности. Это лица из социально уязвимых слоев общества, а именно:

  • граждане, которые ограничены в своих возможностях по состоянию здоровья, инвалиды;
  • родители, имеющие несовершеннолетних детей или детей — инвалидов, многодетные либо одинокие;
  • пенсионеры и предпенсионеры;
  • воспитанники детских домов не старше 23 лет;
  • граждане с непогашенной судимостью, но уже освободившиеся из заключения;
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • лица, не имеющие определённого места жительства;
  • малоимущие граждане;
  • прочие лица, которым необходимо социальное обслуживание.

Зарплата этих сотрудников должна составлять не меньше 25% от общей суммы расходы на оплату труда.

Читайте также: Как оплатить налоги авансом — новый закон № 232-ФЗ

Какую поддержку окажет государство

Закон предоставляет возможность органам государственной и региональной власти оказывать всестороннюю поддержку социальным предприятиям. Заключаться она может не только в предоставлении субсидий, но и в других формах.

  1. Имущественная поддержка. Это может быть предоставление в аренду или во владение движимого и недвижимого имущества, в том числе государственного или муниципального, на льготных условиях.
  2. Информационное обеспечение социально — ориентированной деятельности.
  3. Консультации и методическая поддержка в организации работы, привлечении финансирования, участии в закупках товаров или услуг.
  4. Помощь в налаживании связей с другими регионами и поиске бизнес партнеров. Для этого местные власти могут проводить тематические ярмарки, выставки, конгрессы и содействовать участию в них социальных предприятий как своего, так и других регионов.
  5. Организация дополнительного образования и профессионального обучения, переподготовки, помощь в прохождении независимой оценки квалификации работниками таких предприятий.

Также местные власти могут предусмотреть дополнительные меры поддержки социально — ориентированной деятельности. Основная финансовая помощь будет предоставляться за счёт федерального бюджета. Если региональные власти расширят список видов деятельности, установленный Законом, то субсидии они будут предоставлять из местного бюджета. При этом любые виды поддержки являются для органов власти правом, а не обязанностью.

Таким образом, социальные предприниматели будут заботиться о гражданах социально уязвимых слоев общества, предоставляя им работы и услуги, а также трудоустраивая их, и при этом смогут не только зарабатывать, но и получать адресную поддержку от государства.

Читайте также: Федеральный закон «Налог на профессиональный доход»

Вопросы и ответы

Я предприниматель, оказываю населению медицинские услуги. На работу в качестве массажистов я принимаю незрячих людей или с нарушениями зрения. В связи со вступлением в силу нового Закона, кто и в каком порядке будет решать, является ли мой медицинский центр социально ориентированным предприятием, и на какую помощь от государства я могу рассчитывать?

— На сегодняшний день порядок, согласно которому субъект малого или среднего бизнеса можно будет признать социальным предприятием, ещё не определён. Разработать его должен орган исполнительной власти, который занимается правовым регулированием предпринимательской деятельности, а именно, Минэкономразвития РФ. В любом случае, претендующая на этот статус организация должна отвечать требованиям, установленным Законом 245-ФЗ, т.е. заниматься перечисленными в нем видами деятельности и иметь сотрудников из определённых категорий. Что касается государственной помощи, её возможные формы перечислены в п. 5 ст. 24.1 Закона о малом и среднем предпринимательстве 209-ФЗ. Это может быть не только финансовая, но и имущественная, информационная поддержка. Кроме того, дополнительные виды помощи могут устанавливать региональные власти.

У меня несколько кафе. 2 раза в неделю я организую бесплатные обеды для бездомных и малоимущих граждан нашего города. Могут ли мой бизнес признать социально ориентированным и предоставить финансовую поддержку для его развития?

— Для того чтобы коммерческую деятельность признали социальным предпринимательством, необходимо выполнить установленные ст. 24.1 Закона 209-ФЗ условия. Не меньше 50% сотрудников должны составлять лица из социально незащищенных слоев общества, перечисленные в п. 1. Это инвалиды, пенсионеры, многодетные родители, малоимущие и прочие. Виды социально ориентированной деятельности перечислены в пп. 3 и 4 данной статьи. Региональные власти могут расширить список трудоустроенных лиц и видов работ и услуг. Для получения адресной государственной поддержки нужно будет подтвердить статус социального предприятия.

Читайте также: Новый закон о страховании жилья №320 -ФЗ

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *