Проверка ФНС

Налоговая инспекция, которая является ответственной за своевременное поступление различных налогов и сборов (платежей) в бюджеты всех уровней нашего государства, обладает широкими правами, которыми они наделены и при осуществлении различных мероприятий. Налоговые проверки ИП и юридических лиц, которые проводятся ИФНС, строго регламентированы действующим законодательством.

Виды проверок

Согласно законодательству существует следующие виды существующих проверок ИФНС.

  1. Камеральная.
  2. Выездная.

В свою очередь такие мероприятия бывают плановые и внеплановые.

Несмотря на конкретные цели, которые возлагаются на данные проверки, они имеют некоторые существенные различия между собой. Эти различия состоят в том, что в первом случае контроль со стороны ИФНС осуществляется по месту своего нахождения, без посещения субъекта хозяйственной деятельности.

Во втором случае, контроль со стороны налоговых органов осуществляется с посещением субъекта хозяйственной деятельности по месту его нахождения.

Важно знать, что график плановых проверок субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и ИП можно узнать на специальном сайте – Федеральном реестре проверок субъектов хозяйственной деятельности.
Для этого необходимо ввести данные из ЕГРИП ИП либо иного юридического лица, и получить исчерпывающую информацию, в каком квартале налоговая инспекция посетит предприятие или ИП.

Несмотря на некоторые разновидности, такие контрольные действия, осуществляются, прежде всего, с одной целью, возможностью отслеживать предпринимательскую деятельность любого лица, которое занимается бизнесом, и предотвращения уклонения от уплаты обязательных денежных сумм в виде сборов и налогов.

Данные мероприятия характерны тем, что она осуществляется непосредственно в том органе, который обслуживает предпринимателя, либо субъекта коммерческой деятельности. Такой налоговой проверкой могут быть охвачены все ИП а также другие субъекты предпринимательской деятельности.

Законным основанием служат письменные документы (декларации о доходах, учеты первичной бухгалтерии), которые подтверждают уплату финансовых платежей, и базу, из которой происходило их начисление и последующая уплата.

То есть, камеральная проверка будет производиться специальными работниками инспекции, которые обслуживает ИП либо юридическое лицо, непосредственно в помещении инспекции.

В большинстве случаев камеральные контроли проводятся сразу как только декларация о доходах будет подано. Временной промежуток не может превышать 2-х месяцев, но его могут продлить вышестоящим органом до 3-х или 4-х месяцев.

При проведении таких мероприятий, должностное лицо может потребовать у индивидуального предпринимателя или юридического лица следующие документы:

  • счета в банке (их номера), через которые производится уплата налогов;
  • документы первичного бухгалтерского учета (например, товарные накладные);
  • различные договора, которые подтверждают поступление товара, аренды.

Данные документы должны подтверждать конкретные суммы, из которых бухгалтер производит расчеты, куда входит конкретная сумма налогов, которые должны быть уплачены, а также из каких операций они были рассчитаны.

Если инспектору, необходимо истребовать письменные подтверждения базы налогообложения, он имеет право затребовать у субъекта хозяйственной деятельности подтверждающие документы.

Оформляется такое требование специальным письмом, в котором должен быть четкий перечень документов, которые должен предоставить субъект хозяйственной деятельности. Сюда можно отнести и счета, которыми пользуется субъект хозяйственной деятельности.

Важно знать, что налоговый инспектор не может, и не имеет право, в устном порядке требовать документацию, которая не была указана в письменном запросе.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится непосредственно в помещении, где субъект хозяйственной деятельности ведет свою работу, либо где хранятся различные документы, о такой деятельности. Инспекция имеет право проводить такие действия даже на территории, которую она не обслуживает, но у нее есть сведения, что субъект, который платит налоги, осуществляет на ней свою деятельность.

Такие действия бывают двух видов:

  • плановые;
  • внеплановые.

Первый вид предусматривает собой действие, при котором ИП или юридическое лицо заранее получают информацию, о том, когда будет осуществляться такой контроль. Информацию можно узнать на специальном государственном электронном реестре проверок, либо после специального уведомления.

В уведомлении, которым сообщается о такой проверки, налоговый орган имеет право (обязан) указать перечень документов, которые будут проверяться. В случае, если, по мнению контролирующего органа, их не достаточно, он может затребовать дополнительные, но оформить все это в письменном виде.

Документы, которые могут проверяться:

  • бумаги первичного бухгалтерского учета;
  • счета, на которые поступают и списываются денежные средства;
  • кассовые книги;
  • различные ведомости по начислению зарплаты;
  • годовые и иные бухгалтерские отчеты;
  • другие финансовые документы, которые являются базой для начисления и уплаты обязательных платежей.

Внеплановые налоговые контроли, это особый вид контроля, к которому прибегает ИФНС, для того чтобы осуществлять оперативный контроль за деятельностью предприятий и ИП. Такая специфическая проверка налоговой иногда носит фактор внезапности, который направлен на выявление факта уклонения от уплаты налогов.

Согласно действующему налоговому кодексу, внеплановые действия не предусматривают уведомления проверяемых, и происходят внезапно. При таком виде проверок, работники налоговой инспекции имеют право требовать у предпринимателей любые документы, которые характеризуют их хозяйственную деятельность, а также движение товарно-материальных ценностей.

Документы, что могут быть потребованы дополнительно:

  • все бухгалтерские документы, даже если они находятся в разных местах;
  • хозяйственные договора;
  • документы, которые подтверждают движение товарно-материальных ценностей;
  • счета в банках и других финансовых учреждениях, а также выписки о движении финансовых средств по ним;
  • кассовые книги;
  • бухгалтерские отчеты.

Срок проведения выездной проверки не может превышать двух месяцев, но вышестоящий орган налоговый может продлить его до 4-х месяцев, но не больше.

Важно знать, что любой орган налоговый, может затребовать перечень документов, которые он хочет видеть, через специальное письмо, в котором он будет указан. Если перечень документации не конкретизирован, то предприниматель имеет полное право отказаться предоставить документы. В крайнем случае, он может предоставить те, которые, на его взгляд и понимание, указаны в письме.

Как проходит выездная налоговая проверка

Ранее было сказано, что выездная проверка бывает плановой и внеплановой. По способам проведения они не отличаются друг от друга, но плановый контроль может проводиться только по утвержденному плану, который согласуется с органами прокуратуры. А внеплановая, осуществляется внезапно, без какого либо предупреждения ИП или юридического лица.

Важно знать, что плановые мероприятия, инспекция имеет право проводить не реже 3-х лет, а внеплановые без каких либо ограничений.

Порядок проведения их будет следующий.

  1. Начальник органа выдает предписание, в котором указывает срок мероприятия, анкетные данные и звания сотрудников, которые будут их проводить, а также перечень документов, что должны быть предоставлены предпринимателем. Также там указывается адрес, по которому такие действия будут производиться.
  2. Данное предписание предоставляется предпринимателю, его копия вручается ему, а если он отказывается его получить, налоговый инспектор имеет право сделать соответствующую пометку. После этого мероприятия начинаются.
  3. Предприниматель имеет право предоставить только ту документацию, которая упоминается в предписании. По своему желанию он может предоставить ту документацию, которая не упоминается в налоговом документе.
  4. В момент контроля, если выявляются какие-либо нарушения, составляется специальный акт, в котором все участники и уполномоченное лицо ИП или ООО субъекта должны поставить свои подписи.
  5. Если органом который проводит проверку требуются счета, то предоставляются договоры на их открытие, а также бумаги, по которым можно отследить движение финансовых средств по ним (приходные и расходные операции).

Выездные мероприятия предусматривает проверку не только банковских счетов, различных документов, но и осмотр здания и иных помещений, где происходит коммерческая деятельность. В зданиях и иных помещениях инспекторы ИФНС могут искать неучтенное оборудование, товарно-материальные ценности.

Важно знать, что при любой налоговой проверке все стороны имеют свои права и обязанности, и могут пользоваться ими в равной степени.

Функции ИФНС и понятие налоговой проверки

ИФНС, как любой государственный орган, наделен определенными правами и обязанностями по отношению к любым субъектам предпринимательской деятельности, куда относятся ИП, а также различные юридические компании. В его обязанности, как было указано выше, входит контроль за правильным и своевременным начислением и перечислением всех предусмотренных платежей в казну.

Контроль над начислением, и уплатой всех обязательных платежей, является главной обязанностью ИФНС. Он может осуществляться двумя способами:

  • контроль при помощи проверки поступлений в казну обязательных платежей;
  • контроль при помощи различных налоговых проверок.

В первом случае, ИФНС осуществляет мероприятия, при которых органами этой службы проводятся различные установленные действия, по контролю над органами, отвечающими за принятие специальных платежей, по которым ИП и другие субъекты предпринимательской деятельности перечисляют денежные средства в виде обязательных платежей, чтобы средства не пошли мимо казны.

Во втором случае, ИФНС осуществляет мероприятия, при которых органами инспекции осуществляются различные документальные контроли ИП и иных юридических лиц с целью отслеживания правильности начисления и последующей уплаты обязательных денежных сумм в государственную казну. Сразу нужно подчеркнуть, что такая налоговая проверка ИП ничем не отличается от аналогичной для иных субъектов предпринимательской деятельности, которые получают доход, и ведут предпринимательскую деятельность на территории нашего государства.

Такой способ контроля характеризуется тем, что данными мероприятиями могут быть охвачены все сферы экономической деятельности ИП либо иного предприятия, начиная со счета в банке, и заканчивая документальной ревизией товаров и иных материальных ценностей, которые составляют объект налогообложения.

Подведя итог, можно сказать, что такие мероприятия, это деятельность ИФНС направленная на осуществление контроля документов и иных материальных ценностей ИП и других субъектов хозяйственной деятельности. Они направлены на то, чтобы отследить правильность начисленных платежей всеми субъектами хозяйственной деятельности, а также выявление несоответствий (нарушений), что ведут к неполному начислению и последующей уплаты обязательных бюджетных платежей. Поэтому налоговая проверка ИП носит обязательный характер.

Данная деятельность ИФНС регулируется Налоговым кодексом, Федеральными законами, письмами и постановлениями Правительства РФ, и Государственной фискальной службой, поэтому при появлении представителей органов инспекции, субъекты хозяйственной деятельности, и особенно ИП, подвергающиеся контролю должны знать свои права и обязанности, а также права и обязанности ИФНС.

Индивидуальные предприниматели являются самым уязвимым звеном, поскольку, в большинстве случаев они пытаются решать вопросы с инспекцией самостоятельно. Некоторые специалисты рекомендуют ИП обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые могут выступить в качестве ответственного лица, которое будет сопровождать любое мероприятие, проводимое ИФНС.

Компании и ИП которые подвержены неожиданным выездным контролям

Несмотря на то, что внезапные проверки, не являются частыми, есть перечень предпринимателей, которые составляют группу риска:

  • предприниматели, которые часто открывают новые счета для ведения своей деятельности;
  • предприятия, которые часто меняют свой юридический адрес, и соответственно налоговый орган;
  • те юридические лица и ИП, которые меньше заплатили налогов в конце 2015 и начале 2019 года, но темпы хозяйственной деятельности остались на прежнем уровне;
  • те субъекты хозяйственной деятельности, у которых были выявлены серьезные нарушения при проверках, которые были ранее на предприятии.

Некоторые органы инспекции, могут иметь другие основания, которые послужат поводом для дополнительного контроля.

Важно знать, что налоговый кодекс не предусматривает основания, для отнесения того или иного субъекта предпринимательской деятельности в группу риска. Такое решение может быть постановлено непосредственно начальником налогового органа.

Проверки, которые проводятся инспекцией, направлены на усиление контроля за ИП и другими субъектами хозяйственной деятельности, которые являются плательщиками различных налогов и сборов в государственный, и региональные бюджеты. Порядок их проведения, и сроки четко регламентированы действующим законодательством.

За последние годы возможности работы налоговых органов были существенно расширены. Отмечаются и случаи превышения должностных полномочий со стороны налоговых инспекторов. Поэтому предпринимателям и бухгалтерам необходимо точно знать, на что работники ФНС имеют право, а какие попытки следует пресекать как незаконные.

Структура и задачи налоговых органов

В Российской Федерации к налоговым органам относятся Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в регионах. Органы наделены широкими полномочиями в области налогообложения.

Функция ФНС – формирование доходной части бюджета государства. Обеспечивается это путем:

  • контроля соблюдения положений законодательства о сборах и налогах;
  • проверки правильности начисленных налогов и их своевременного внесения в бюджет;
  • регистрации и контроля деятельности субъектов налогообложения;
  • проверки подлинности документов бухгалтерского учета.

Налоговые органы имеют право передавать материалы по фактам нарушения в органы МВД, если по этим нарушениям предусмотрена уголовная ответственность, а также подавать иски в суд.

Система органов налогообложения едина и централизована. В иерархии есть 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Основным должностным лицом является налоговый инспектор. Его обязанность – следить за соблюдением законов в области начисления и оплаты налогов.

Полномочия налоговых органов

Налоговые органы обладают широкими полномочиями. Инспекторы могут:

  • проверять документацию на бумажных и электронных носителях, связанную с начислением и внесением налоговых платежей;
  • контролировать порядок использования контрольно-кассовой техники при проведении расчетов платежными картами или наличными;
  • получать различные документы, связанные с хозяйственной деятельностью компании или предпринимателя;
  • назначать и осуществлять налоговые проверки – выездные и камеральные;
  • проводить встречные проверки, то есть, требовать документы у лиц, с которыми связан налогоплательщик, относительно которого назначена проверка;
  • привлекать для проведения проверок понятых, экспертов и переводчиков;
  • осматривать территорию предприятия и помещения, в которых могут находиться документы;
  • изымать бухгалтерскую документацию при условии, что есть угроза ее уничтожения или внесения корректировок в бумаги;
  • изымать документацию, связанную с сокрытием дополнительных источников дохода, подлежащих налогообложению;
  • начислять налоги расчетным путем, если налогоплательщик не ведет учет, ведет его с серьезными нарушениями либо более двух месяцев не предоставляет документацию, необходимую для начисления налогов;
  • требовать у предпринимателей, владельцев и руководства предприятием выполнения требований Налогового кодекса и устранять выявленные нарушения;
  • накладывать арест на счета налогоплательщика;
  • накладывать ограничения на налогоплательщика на право распоряжаться своим имуществом;
  • вызывать руководство компании или граждан для дачи пояснений по вопросам налогообложения;
  • опрашивать в качестве свидетелей граждан, располагающих информацией, необходимой для контроля начисления и уплаты налогов налогоплательщиком;
  • начислять штрафы и пени при выявлении нарушений;
  • выносить решения о привлечении к ответственности за нарушения в сфере начисления налогов.

Налоговые органы имеют право предъявлять иски в арбитражный суд по таким поводам:

  • ликвидация предприятий;
  • признание регистрации предприятий недействительной;
  • признание совершенных коммерческих операций недействительными;
  • взыскание необоснованно полученных доходов.

При осуществлении своих полномочий налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах. В круг обязанностей инспекторов входят проведение разъяснительной работы и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих нормах и их изменениях, а также предоставление форм отчетности и консультирование по их заполнению.

Новый проект ФЗ

Минюстом России 30.01.2020 был представлен новый проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Полномочиям ФНС в нем посвящена статья 44.13. В этой статье представители ФНС получают право составлять протоколы об административных правонарушениях, которые предусмотрены статьями:

  • 23.1;
  • 23.8;
  • 23.9;
  • частями 2-4 статьи 23.10;
  • 29.20-29.26;
  • 29.28-29.30.

Неправомерные действия и злоупотребления

В Постановлении КС РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет на неправомерные действия, превышающие полномочия. В этом документе сказано, что если при проведении мероприятий контроля налоговые инспекторы руководствуются принципами, противоречащими правопорядку, то их действия превращаются в инструмент противодействия свободе предпринимательства.

Неправомерными признаются:

  • превышение полномочий должностными лицами, представляющими налоговые органы;
  • процедурные нарушения при сборе доказательств;
  • использование полномочий в целях, противоречащих закону и интересам граждан.

Неисполнение должностным лицом налоговых органов должностных инструкций влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 22 НК РФ п. 2). Ответственность закреплена в ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Если в действиях должностного лица будут обнаружены признаки личной корыстной заинтересованности, то его могут привлечь к ответственности по статье 285 УК РФ.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

Инструкция «Как вести себя при обыске” от наших адвокатов

Доказательства, которые инспекторы в ходе проверки получили с нарушением норм, не могут быть представлены в суде. Чем больше процедурных ошибок допустит инспектор во время проверки, тем выше будут шансы опровергнуть ее результаты. Присутствие юриста во время работы инспекторов поможет грамотно зафиксировать допущенные нарушения.

Если проверка уже прошла, но налогоплательщик считает, что были допущены нарушения, то ему следует:

  • записать должности и фамилии инспекторов, проводивших проверку;
  • потребовать предоставить копию постановления;
  • требовать письменных пояснений по всем проводимым мероприятиям.

Далее предпринимателю потребуются услуги адвоката. Необходимо составить жалобу с подробным перечислением всех нарушений и требованием пересмотра решения. Жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган. Если будет получен отказ, то составляется исковое заявление в суд.

Главным аргументом в противодействии превышению служебных полномочий налоговыми органами является подготовленность и осведомленность. Необходимо знать правила проведения проверок и ознакомить с ними своих сотрудников. Желательно иметь под рукой номер адвоката, к которому можно обратиться за юридической помощью.

Другие статьи на юридическую тему:

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

  • Выбор способа защиты
  • Вверх, к начальству
  • Жалоба в вышестоящий налоговый орган
  • К прокурору
  • В суд, но не сразу

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения — через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на «инновационность» способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь — с заявлением или с жалобой. Главное — это соблюсти единые требования и указать:

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, —

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как апелляционная жалоба (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о проведении налоговой проверки или зачета, «заморозке» счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и жалобу, и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

«Пояснения» — это не то же самое, что «документальное подтверждение» (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования — сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном — обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления — три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 — 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), —

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) — незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления — особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

При заключении договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хочется быть уверенным в добросовестности и надежности потенциального партнера. Проверка контрагента – хороший способ заранее составить представление о компании или предпринимателе перед заключением сделки, объективно оценить все юридические аспекты его деятельности.

Получение всей необходимой информации онлайн

Конечно, узнать отдельные данные о предпринимателе или организации, или получить выписку ЕГРИП или ЕГРЮЛ можно в бумажном виде в соответствующих государственных учреждениях. Но значительно удобнее и быстрее сделать то же самое в режиме «онлайн» не отходя от своего компьютера.

Проверка контрагента на сайте позволяет получить исчерпывающие данные, в том числе: название (либо ФИО для ИП), реквизиты, адрес и контактные данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, полные регистрационные, налоговые, страховые сведения, информацию об учредителях, соучредителях, капитале и долях, видах деятельности, а также записи в реестре о процессах создания, реорганизации, ликвидации и т.п.

Проверка контрагента по ИНН, таким образом, позволяет получить всю необходимую информацию, позволяющую объективно оценить потенциального партнера перед заключением сделки, посмотреть, каково состояние дел у текущих партнеров, удостовериться в добросовестности, надежности и стабильности компании или предпринимателя.

Преимущества использования нашего сервиса

Использование сайта для получения информации о ЮЛ и ИП имеет следующие преимущества:

  • Все сведения можно получить в один клик, не отходя от компьютера, не подавая заявок и не посещая каких-либо инстанций.
  • Для того чтобы найти искомое предприятие или бизнесмена необходимо располагать любой информацией о нем (название или ФИО, адрес, руководителей или учредителей, ИНН, вид деятельности), не обязательно знать и использовать для поиска множество различных данных.
  • Проводится проверка контрагента бесплатно без каких-либо взносов или написания заявлений.
  • На сайте предоставляется только достоверная информация, взятая из официальных источников и не нарушающая чьих-либо прав на конфиденциальность.
  • Все сведения актуальны и регулярно обновляются в соответствии с изменением статуса или каких-либо других данных.
  • Представлен удобный интерфейс и система навигации.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *