Проверка правильности ведения бухгалтерского учета

ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Независимая проверка состояния бухгалтерского учета предприятия, корректности отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете и их соответствия законодательству избавит вас от проблем с контролирующими органами.

В результате такой работы как проверка бухгалтерского учета, вы получите объективную оценку состояния финансово-экономической деятельности вашей компании и достоверности отчетности.

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Грамотно проведенная аудиторская проверка бухгалтерского учета решает многие проблемы, которые могут возникнуть в ходе проверки отчетности предприятия инспекцией. В частности, если аудитор выявит ошибки, допущенные бухгалтерией в отчетности, их можно будет исправить до прихода проверяющих. Таким образом, можно избежать штрафов, что сэкономит деньги и время, даст уверенность, что документация ведется корректно, а также избежать возможной уголовной ответственности руководителя, которая предусмотрена за нарушение правил ведения бухгалтерского учета, повлекшее занижения сумм налога.

В ходе проверки изучаются первичные документы на бумажных носителях, а также электронные реестры, являющиеся основанием для начисления обязательных налогов и сборов. Реестры, помимо прочих данных, содержат сведения о полноте и своевременности перечисления упомянутых средств в различные фонды и в бюджет.

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Проверке подлежат регистрационные и учредительные документы: Устав и Свидетельство регистрации в налоговом органе, а также налоговая и бухгалтерская отчетность, данные регистров, расчетные ведомости, журналы-ордера, первичные и другие документы, подтверждающие факт начисления и уплаты налоговых обязательств. Таким образом, проверка состояния бухгалтерского учета включает массу различных операций.

После выполнения стандартных операций по закрытию отчетного периода бухгалтер обязан проверить корректность полученных итоговых данных. На основании этих данных формируются бухгалтерские отчеты, декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.

Проверка осуществляется по четырем основным направлениям:

  • соответствие положениям учетной политики и налогового режима;
  • корректность ведения кассовых операций;
  • проверка хозяйственных операций, отображаемых в книге продаж;
  • контроль операций, отображаемых в книге покупок.

Как организации, так и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять отчетность в налоговую инспекцию, фонды и другие инстанции в установленные сроки. Их периодичность четко определена нормативными актами. С каждым годом увеличивается сложность ведения учета и ужесточаются наказания за нарушения, сопровождающиеся значительными штрафами. Обращение в нашу компанию гарантирует качество выполнения всех бухгалтерских работ! Мы проводим проверку и контроль на каждом этапе.

Выполненная сотрудниками компании «Анализ Бух.учетКонсалт Регистрация» проверка бухгалтерской отчетности гарантирует уверенность, что все документы оформлены верно. Также наши сотрудники окажут любые другие услуги, связанные с ведением бухгалтерии – расчет заработной платы, отношения с банками, консультации и многое другое.

ФОРМЫ

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)

Другие формы

В соответствии с п. 152 Инструкции № 191н, п. 56 Инструкции № 33н Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769) являются одним из приложений к пояснительной записке (ф. 0503160, ф. 0503760) и представляются ежеквартально.

Информация в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности организации госсектора в разрезе видов расчетов.

Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) составляются раздельно по видам финансового обеспечения (деятельности).

ВНИМАНИЕ! Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) заполняются и представляются отдельно по дебиторской задолженности и по кредиторской задолженности.

По средствам во временном распоряжении Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) заполняются в части кредиторской задолженности по счету 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) состоят из трех разделов:

1

Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности.

2

Сведения о просроченной задолженности.

3

Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности.

При заполнении каждого из разделов Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) организациям госсектора следует руководствоваться п. 167 Инструкции № 191н, п. 69 Инструкции № 33н, а также разъяснениями специалистов финансового ведомства.

Так, в совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 4 июля 2016 г. № 02-07-07/39110, № 07-04-05/02-493 (далее – Письмо № 02-07-07/39110), разъяснены отдельные вопросы составления и представления месячной и квартальной бюджетной (бухгалтерской) отчетности в 2016 году организациями госсектора, а также приведены примеры по заполнению отдельных форм отчетности.

В разделе 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) отражаются все счета бюджетного (бухгалтерского) учета по расчетам (дебиторской или кредиторской задолженности), по которым имелся один или несколько следующих показателей:

  • остаток на начало года;
  • остаток на конец отчетного периода;
  • остаток на конец аналогичного периода прошлого финансового года;
  • обороты по увеличению (уменьшению) задолженности, сформированные в отчетном периоде.

ВНИМАНИЕ! Не отражаются в графе 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) номера счетов бюджетного (бухгалтерского) учета по расчетам, по которым все показатели, отражаемые в графах 2-14, не формировались (имели нулевое значение).

Номер счета бюджетного (бухгалтерского) учета в графе 1 раздела 1 отражается с учетом первых 17-ти знаков. Порядок формирования этих знаков определен Указаниями № 65н.

Бухгалтеру бюджетного (автономного) учреждения при заполнении номера счета в графе 1 раздела 1 следует придерживаться следующих правил:

1

В 1-14 разрядах номера счета указываются нули (если иное не установлено учетной политикой учреждения).

2

В 15-17 разрядах номера счета указываются 18-20 разряды КБК в соответствии с Указаниями № 65н в том числе с отражением:

  • в части расчетов по доходам – кодов аналитических групп подвидов доходов бюджета;
  • в части расчетов по операциям, связанным с заимствованиями, – нулей;
  • в части расчетов по расходам учреждения – кодов видов расходов бюджета (элемента, подгруппы (при отсутствии детализации по элементам) видов расходов).

ВНИМАНИЕ! Задолженность по субсчетам счетов 205, 208, 209 и 303 отражается в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) по правилам развернутого сальдо, указывать отрицательные значения по субсчетам этих счетов недопустимо.

В целях избежания ошибок перед заполнением информации в Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769), следует сформировать за соответствующий период журналы операций, главную книгу, оборотно-сальдовые ведомости по всем аналитическим счетам учета расчетов и проверить правильность отражения остатков по счетам в разрезе аналитики.

Например, если обнаружена переплата по заработной плате работникам (сотрудникам) по соответствующим аналитическим счетам счета 302 00, то такие суммы необходимо перенести в дебет соответствующих субсчетов счета 206 00, а в случае начала претензионной работы – на счет 0 209 30 и отразить в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769) в качестве дебиторской задолженности.

ВНИМАНИЕ!

Обособленные подразделения также обязаны заполнять Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769).

Головное учреждение составляет консолидированные Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) на основании Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769), составленных и представленных обособленными подразделениями, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов отчета.

При формировании сводных Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) показатели внутренних расчетов, отраженных по соответствующим аналитическим счетам счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», подлежат консолидации на основании показателей Справки (ф. 0503125, ф. 0503725).

Не забывайте, что суммы дебиторской и кредиторской задолженности организациями госсектора указываются с обязательным выделением сумм долгосрочной и просроченной задолженности:

  • к просроченной задолженности (дебиторской, кредиторской) следует относить задолженность по которой в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены;
  • к долгосрочной задолженности относится задолженность, срок исполнения которой на отчетную дату не наступил и превышает 12 месяцев.

ВНИМАНИЕ! Просроченная задолженность не может быть отражена в долгосрочной.

Новыми графами 5-8 дополнен раздел 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769), в них следует отражать информацию об изменении задолженности (увеличение, уменьшение) в отчетном периоде по денежным и неденежным расчетам.

Отметим, что в разъяснениях, приведенных в Письме № 02-07-07/39110, изменены наименования граф 5 и 7 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769), которые не утверждены Инструкцией № 191н и Инструкцией 33н соответственно. Так, согласно требованиям Инструкций № 191н и № 33н в данных графах следует отражать суммы увеличения (уменьшения) по денежным расчетам, а согласно разъяснениям, изложенным в Письме № 02-07-07/39110, в графах 5 и 7 подлежит отражению общий объем оборотов («Всего»).

ВНИМАНИЕ! До момента утверждения изменений, изложенных в Письме № 02-07-07/39110, во избежание разногласий с контролирующими органами рекомендуем учреждениям заполнять Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) по форме, утвержденной Инструкцией № 191н и Инструкцией № 33н. В целях соблюдения требований Письма № 02-07-07/39110, форму с измененными графами (5 и 7) возможно формировать в качестве расшифровки к основной форме Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769).

При отражении информации о задолженности по состоянию на конец аналогичного периода прошлого финансового года в графах 12-14 раздела 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) следует учитывать, что информация по промежуточным итогам указывается только по кодам синтетических счетов бюджетного (бухгалтерского) учета (строка «Итого по коду синтетического счета»). Промежуточные итоги по аналитическим кодам счетов бюджетного (бухгалтерского) учета в графах 12-14 не заполняются.

По строке «Всего» заполняются итоговые показатели по задолженности дебиторской (кредиторской).

Во втором разделе Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) раскрывается аналитическая информация о просроченной задолженности организации госсектора на конец отчетного периода в порядке, установленном п. 167 Инструкции № 191н и п. 69 Инструкции № 33н.

Критерии определения показателей, подлежащих отражению в разделе 2 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) (например, размер задолженности, год возникновения, иные критерии), устанавливаются:

  • для главных администраторов средств бюджета – финансовым органом соответствующего бюджета;
  • для получателей бюджетных средств – главным распорядителем бюджетных средств с учетом критериев, установленных финансовым органом соответствующего бюджета;
  • для бюджетных (автономных) учреждений – учредителем с учетом критериев, установленных финансовым органом соответствующего бюджета.

В разделе 3 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) раскрывается информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности. При заполнении раздела 3 следует помнить, что показатели строк 010, 060 граф 3, 4, 5 раздела 3 должны соответствовать идентичным показателям граф 4, 11 раздела 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769).

Рассмотрим порядок заполнения Сведений (ф. 0503169 и ф. 0503769) на примерах.

Пример 1

В отчетном периоде казенным учреждением в соответствии с условиями контракта были перечислены авансовые платежи в размере 30% суммы контракта:

  • за поставку основных средств – 90 000,00 руб.;
  • за поставку материальных запасов – 6 000,00 руб..

Учреждению в отчетном периоде были поставлены объекты основных средств, произведен зачет аванса на сумму 90 000,00 руб..

По состоянию на начало финансового года в учреждении задолженность по счету 1 206 00 отсутствовала.

Рассмотрим порядок отражения задолженности по счету 1 206 00 в данной ситуации в бюджетном учете казенного учреждения и в Сведениях (ф. 0503169).

В учете казенного учреждения должны быть сделаны следующие записи (Таблица 1):

Таблица 1

№ п/п

Дебет

Кредит

Сумма

КРБ 1 206 31 560

КРБ 1 304 05 310

90 000,00

Перечислена предварительная оплата за основные средства

КРБ 1 206 34 560

КРБ 1 304 05 340

6 000,00

Перечислена предварительная оплата за материалы

КРБ 1 302 31 830

КРБ 1 206 31 660

90 000,00

Зачтена сумма аванса

Счет 0 206 00 «Расчеты по выданным авансам» является активным. В соответствии с требованиями п. 167 Инструкции № 191н, а также разъяснениями, изложенными в Письме № 02-07-07/39110, информация по данному счету заполняется в Сведениях (ф. 0503169) только в части дебиторской задолженности.

В отчетном периоде учреждением осуществлялись операции по перечислению денежных средств, а также зачету. Соответственно, заполнению подлежат графы по изменению задолженности, как по денежным, так и по неденежным расчетам, в том числе:

  • графа 5 соответствует показателям оборота по Дебету 1 206 00 в корреспонденции со счетами движения денежных средств (денежные расчеты);
  • графа 8 соответствует показателям оборота по Кредиту 1 206 00 в корреспонденции со счетами движения неденежных средств (зачет аванса).

Все показатели счета по различным кодам видов расходов, субсчетам заполняются отдельными строками.

Просроченная задолженность в учреждении отсутствовала, поэтому разделы 2 и 3 Сведений (ф. 0503169) не заполняются.

В Сведениях (ф. 0503169) данную ситуацию следует отразить следующим образом (скачать пример 1).

Пример 2

В бюджетном (автономном) учреждении по состоянию на начало финансового года по счету 303 01 000 числилась кредиторская задолженность в сумме 1 000,00 руб. (КВР 111). В течение отчетного периода было произведено удержание из заработной платы НДФЛ на сумму 300 000,00 руб. (КВР 111). Перечисление НДФЛ было произведено в отчетном периоде в сумме 305 000,00 руб. (КВР 111).

С суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемой за счет средств ФСС, в отчетном периоде был удержан НДФЛ в сумме 50 000,00 руб. (КВР 119). Перечисление суммы НДФЛ по КВР 119 осуществлено в размере 45 000,00 руб.

Все расходы произведены за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Рассмотрим порядок отражения задолженности по счету 303 01 в данной ситуации в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения и в Сведениях (ф. 0503769).

В учете бюджетного (автономного) учреждения должны быть сделаны следующие записи (Таблица 2):

Таблица 2


п/п

Дебет*

Кредит*

Сумма

00000000000000 111 4 302 11 830
(00000000000000 111 4 302 11 000)

00000000000000 111 4 303 01 730
(00000000000000 111 4 303 01 000)

300 000,00

Удержан НДФЛ из заработной платы

00000000000000 119 4 302 13 830
(00000000000000 119 4 302 13 000

00000000000000 119 4 303 01 730
(00000000000000 119 4 303 01 000)

50 000,00

Удержан НДФЛ с суммы пособия, выплачиваемого за счет средств ФСС

00000000000000 111 4 303 01 830
(00000000000000 111 4 303 01 000)

00000000000000 610 4 201 11 610
(00000000000000 610 4 201 11 000)

305 000,00

Перечислен НДФЛ, удержанный из заработной платы

00000000000000 119 4 303 01 830
(00000000000000 119 4 303 01 000)

00000000000000 610 4 201 11 610
(00000000000000 610 4 201 11 000)

45 000,00

Перечислен НДФЛ с больничных листов

* Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной Планом ФХД.

Руководствуясь требованиями п. 69 Инструкции 33н, а также разъяснениями, изложенными в Письме № 02-07-07/39110, в данной ситуации заполнению подлежит только раздел 1 Сведений (ф. 0503769) по виду деятельности «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания».

В учреждении в результате удержания суммы НДФЛ из заработной платы работников на начало года числилась кредиторская задолженность по счету 303 01 (КВР 111) в сумме 1 000,00 руб. По состоянию на конец отчетного периода образовалась дебиторская задолженность в размере 4 000,00 руб. Соответственно, информацию об изменении задолженности по счету 111 4 303 01 000 следует отражать в разделе 1 Сведений (ф. 0503769) как по дебиторской, так и по кредиторской задолженности. При этом в части дебиторской задолженности заполнению подлежит только графа 5 раздела 1 Сведений (ф. 0503769) в сумме дебетового остатка на отчетную дату счета 303 01 000.

При заполнении раздела по кредиторской задолженности подлежат отражению обороты по счету 303 01 000 за минусом оборотов, отраженных в графе 5 дебиторской задолженности Сведений (ф. 0503769) в том числе:

  • графа 6 соответствует показателю оборота по Кредиту 4 303 01 (в корреспонденции со счетами движения неденежных средств) – неденежные расчеты;
  • графа 7 соответствует показателю оборота по Дебету 4 303 01 (в корреспонденции со счетами движения денежных средств за минусом суммы, отраженной в графе 5 дебиторской задолженности) – денежные расчеты.

В связи с тем, что задолженность в учреждении образовалась по одному субсчету 303 01, но по разным видам расходов (111 и 119), в Сведениях ф. 0503769 данные следует заполнять по разным строчкам в разрезе аналитики.

В Сведениях (ф. 0503769) данную ситуацию следует отразить следующим образом (скачать пример 2).

Пример 3

Бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает платные медицинские услуги. Начисление доходов учреждения отражается на счете 2 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (2 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»). По состоянию на начало финансового года сальдо в учреждении по данному счету отсутствовало.

В течение отчетного периода учреждением были оказаны услуги на общую сумму 1 200 400,52 руб. По факту оказания услуг поступила плата на лицевой счет в размере 1 200 000,00 руб. и в кассу учреждения в сумме 400,52 руб. Кроме того, на лицевой счет учреждения поступила предварительная оплата в размере 50 000,00 руб. По состоянию на конец отчетного периода в учреждении сложилась кредиторская задолженность в сумме 50 000,00 руб. (текущая).

На конец аналогичного периода прошлого финансового года в учреждении числилась дебиторская задолженность по счету 2 205 31 в сумме 4 000,00 руб., в том числе просроченная в сумме 1 000,00 руб..

Рассмотрим порядок отражения данной ситуации в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения и в Сведениях (ф. 0503769).

В учете бюджетного (автономного) учреждения должны быть сделаны следующие записи (Таблица 3):

Таблица 3


п/п

Дебет*

Кредит*

Сумма

Счетная проверка отчетов и балансов — 405  
Одной из форм проверки годовых отчетов является так называемый счетный анализ, или счетная проверка отчетов и балансов, в процессе которого устанавливаются  
При анализе, контрольных и счетных проверках отчетов и балансов объединений (предприятий) важно следить за правильностью учета транспортно-заготовительных расходов по однородным группам и видам материалов и их списания на производственные счета, так как от этого зависят себестоимость продукции и финансовые результаты.  
СЧЕТНАЯ ПРОВЕРКА отчетов и б а л а н с о в — совокупность приемов контроля за достоверностью отчетных данных, характеризующих работу предприятия или организации. В основном эти приемы сводятся к проверке правильности составления отчетности и соответствия ее показателей данным бухгалтерского учета. Проверка прежде всего проводится путем изучения и сопоставления отдельных показателей. Нек-рые из них входят в разные отчетные формы и должны совпадать (напр., сумма прибыли по бухгалтерскому балансу и по отчету о прибылях и убытках). Иногда сумма или разность показателей одних форм должны быть равны соответствующим показателям других (выпуск товарной продукции по отчету о ее себестоимости должен совпадать с показателем отчета о реализации продукции, увеличенным или уменьшенным на разность ее остатков к началу и концу отчетного периода по балансу). Такая согласованность показателей определяется методологией и установленным порядком отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности. Однако сопоставление отчетных данных не является исчерпывающим способом проверки достоверности отчетов о выполнении предприятием плановых заданий и результатах его работы. Более глубокая, сплошная или частичная проверка производится непосредственно на предприятии по данным аналитич. и синтетич. учета.  
О методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций. М. Минфин СССР, 1976.  
Взаимную увязку и согласованность показателей разных таблиц отчета осуществляют вышестоящие организации, принимающие от предприятий отчеты и балансы. Учреждения Госбанка проводят счетную проверку в полном объеме не во всех случаях. Иногда, например, достаточно проверить правильность отражения в заключительном балансе установленных нормативов запасов товарно-материальных ценностей и соответствие их тем нормативам, которыми руководствовался банк при кредитовании данного предприятия. В других случаях нужно проверить правильность списания на счет прибылей и убытков или на другие счета отдельных сумм расходов и потерь. Иногда требуется проверить правильность отражения в отчетном балансе средств, изъятых в связи с кредитованием по обороту, и соответствие их сумме, показанной в ф. № 3 годового отчета Движение уставного фонда , а также данным учета Госбанка. В некоторых случаях можно вовсе не проверять увязку и согласованность отдельных показателей форм отчета, а ограничиться лишь проверкой правильности их оформления.  
При проведении счетных проверок следует руководствоваться указаниями О методах счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов государственных предприятий и хозяйственных организаций , доведенных до финансовых органов письмом Министерства финансов СССР от 21 февраля 1969 г. № 55.  
Указанное выше было определено Минфином СССР в Указаниях о порядке проведения счетной проверки бухгалтерских отчетов и балансов производственных объединений, предприятий и организаций, доведенных письмом от 19.08.83 № 112.  
Платежи исчисляли сами плательщики и вносили в бюджет со своих расчетных счетов. Документальная проверка месячных (квартальных) отчетов плательщиков проводилась по данным бухгалтерского учета и первичным документам не реже одного раза в полугодие, а при взимании платежей в процентах от балансовой прибыли — одновременно со счетной проверкой бухгалтерских отчетов и балансов.  
Финансовым органам и учреждениям банка вменено в обязанность проводить счетную проверку и экономический анализ отчетов и балансов предприятий и объединений. Они могут участвовать при рассмотрении отчетов и балансов в вышестоящих органах, сообщать свои возражения не только по отчетам предприятий, но и по сводным отчетам промышленных объединений, главных управлений и министерств. Вышестоящие органы обязаны рассмотреть замечания финансовых органов и учреждений банка. До разрешения разногласий приводятся в исполнение только согласованные решения.  
Промышленные объединения и главные управления после получения отчетов и балансов от подведомственных предприятий и объединений проверяют их по существу, производят счетную проверку, проставляют в специально отведенных местах коды формы отчета предприятия (производственного объединения), промышленного объединения (главного управления), видов хозяйственной деятельности (в разрезе которых составляют самостоятельные сводные отчеты), а также код отрасли промышленности. Коды разрабатывает министерство (ведомство) и сообщает их объединениям.  
Цель первого этапа — убедиться в том, что баланс готов к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверки баланса по формальным признакам и по существу комплектность бухгалтерского отчета, правильность и ясность заполнения наличие всех необходимых реквизитов, включая подписи ответственных лиц наличие необходимых дополнительных форм и приложений проверка валюты баланса, всех промежуточных итогов и основных контрольных соотношений и т. д. Ни в коем случае не следует недооценивать значение этого этапа, поскольку баланс, заполненный с ошибками, является источником неправильных аналитических решений.  
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ —си стема организации бухгалтерского учета, при к-рой основной комплекс учетных работ (иногда включая также составление баланса и отчетности) ведется в отдельных частях предприятия, а функции главной бухгалтерии заключаются в проверке отчетов этих частей, инструктаже их счетных работников, учете централизованных операций и составлении сводных бухгалтерских балансов и отчетности. На практике встречается реже централизованного, т. к. уменьшает возможности разделения счетного труда и механизации учета, увеличивает общий объем учетных работ и расходы на них. Обычно на Д. у. переводятся отделы предприятия, имеющие значительный объем разнообразных операций (жилищно-коммунальный, транспортный, капитального строительства и др.), и самостоятельные части предприятия, территориально разобщенные со своим центром (заготовительные пункты или агентства, филиалы крупных контор или магазинов, распределительные склады или базы торгующих организаций и т. д.).  
Цель первого этапа — убедиться в том, что баланс готов к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка баланса по формальным признакам и по существу правильности и ясности заполнения наличия всех необходимых реквизитов, включая подписи ответственных лиц наличия необходимых дополнительных форм и приложений проверка валюты баланса и всех промежуточных итогов и т.д. Ни в коем случае не следует недооценивать значение этого этапа, поскольку баланс, заполненный с ошибками, является источником неправильных аналитических решений. На данном этапе бухгалтерскую отчетность контролируют по формальным признакам и по существу (проверяют комплектность бухгалтерского отчета, надлежащее заполнение отчетных форм, наличие соответствующих подписей, правильность промежуточных итогов и контрольных соотношений и т.п.).  
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УЧЁТА — порядок взаимоотношений между главной бухгалтерией предприятия и счетными органами его отдельных частей, при к-ром все учетные работы, включая составление бухгалтерского баланса и других форм отчетности, выполняются на местах, а функции главной бухгалтерии сводятся к проверке отчетов, поступающих с мест, инструктажу нижестоящих счетных органов, учету операций, выполняемых непосредственно центром, и составлении сводной отчетности. Д. у. облегчает контроль за качеством составления и первичной обработки документов и расширяет возможности повседневного использования счетных записей оперативными работниками. Но Д. у. уменьшает возможности разделения счетного труда требует увеличения числа работников, вызывая рост общего объема счетной работы затрудняет рациональное использование руководящих работников учета, загружая их наряду с квалифицированной работой также чисто технич. функциями тормозит механизацию учета и эффективное применение счетных машин. Все это приводит к удорожанию учета.  
Однородные показатели в разных формах годового отчета должны быть увязаны между собой. Например, размер уставного фонда на начало и конец года, показанный в балансе, должен соответствовать его сумме в ф. № 3 показатели прибыли в ф. № 20 и в балансе должны быть одинаковыми. Правильность составления отчета устанавливают счетной проверкой. Годовые отчеты предприятий проверяет, анализирует, а затем рассматривает и утверждает вышестоящая организация не позднее пятнадцати дней с момента их получения.  
Если финансовым органом в результате проверки бухгалтерских отчетов р балансов, а также расчетов по свободному остатку прибыли будет установлено, что платежи в бюджет подлежат взносу в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет допричисленных платежей по месячным и квартальным перерасчетам производится в 5-дневный срок со дня высылки финансовым органом извещения о доплате, а пени начисляются по истечении 5-дневного срока со дня, установленного для представления баланса и отчета. В эти же сроки вносятся в бюджет суммы доплат, выявленные по результатам счетных проверок квартальных бухгалтерских отчетов и балансов, независимо от внесения предприятиями и хозяйственными организациями исправлений в бухгалтерские отчеты и балансы.  
В случае обнаружения по истечении 15-дневного срока неправильного составления годовых бухгалтерских отчетов и балансов организациями, подведомственными министерствам и ведомствам СССР и союзных республик, районные и городские финансовые отделы свои предложения об исправлении годовых бухгалтерских отчетов и балансов должны направлять в 3-дневный срок по обнаружении неправильностей соответствующим министерствам финансов АССР, краевым и областным финансовым отделам, которые обобщенные материалы разногласий по результатам счетной проверки направляют в Министерство финансов СССР, министерства финансов союзных республик в зависимости от подчиненности этих организаций.  
В необходимых случаях счетная проверка бухгалтерских отчетов и балансов строительно-монтажных организаций, входящих в состав трестов (организаций), производится финорганами по месту нахождения этих организаций по поручению финансового органа по месту нахождения треста (организации) акты и заключения направляются финоргану, по поручению которого производилась проверка.  
При децентрализованном учете бухгалтерии цехов и отделов, кроме первичной обработки, сводки и хранения документов, осуществляют в полном объеме синте-тич. и аналитический учет и составляют отчеты о работе данной части предприятия, представляемые в Б. п. п. В функции Б. п. п. входят в этом случае проверка и сводка отчетности выделенных на отдельные балансы частей предприятия, контроль за работой их учетных аппаратов и документальные ревизии, составление н представление отчетности по деятельности всего предприятия, анализ этой деятельности, инструктаж счетных работников. Децентрализация приближает учет к месту совершения хоз. операций, но затрудняет механизацию учетной работы, вызывая увеличение учетного персонала. Поэтому на децентрализованный учет переводятся только такие обособленные части предприятия, как отдел капитального строительства, автотранспортное х-во, жил. коммунальное х-во и т. п. В нек-рых предприятиях проводится частичная децентрализация учета бухгалтерии цехов производят первичную обработку и сводку документов и ведут часть аналитич. учета остальные работы по бухгалтерскому учету, составление баланса и отчетности и др. осуществляются в Б. п. п. (см. Бухгалтерский учет).  

Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля

Налоговые органы на основании пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Налоговым контролем согласно п. 1 ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

— налоговых проверок;

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

— а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Главой 14 НК РФ определены такие формы налогового контроля, как направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств (ст. 86 НК РФ), проведение налоговых проверок (ст.ст. 87- 89.2 НК РФ), допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр (ст. 92 НК РФ), истребование документов (ст. 93 НК РФ), истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ), выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых (ст.ст. 95-98 НК РФ), запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия (ст. 85 НК РФ).

С 1 января 2012 года в разделе V.1 НК РФ определен порядок осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Особенности осуществления налогового контроля устанавливаются также отдельными положениями части второй НК РФ (например, в гл. 26.4 НК РФ — при выполнении соглашений о разделе продукции).

А с 1 января 2015 года введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ, введенным Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ.

В рамках межведомственных соглашений налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач (п. 3 ст. 82 НК РФ).

Предусмотренные п. 1 ст. 82 НК РФ формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах являются мероприятиями налогового контроля. С учетом положений ст. 7 НК РФ мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов (п. 1.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@).

Отметим, что Российская Федерация в 2014 году ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (далее — Конвенция) (вступила в силу для Российской Федерации 01.07.2015). Страны, ратифицировавшие Конвенцию (в том числе, государства — члены Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития), согласились оказывать друг другу административную помощь по налоговым делам, которая может предусматривать при необходимости меры, предпринимаемые судебными органами. Такая административная помощь состоит в:

— обмене информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;

— помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер;

— направлении документов.

ФНС России в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 30.04.2016 N 834-р и от 07.12.2016 N 2608-р подписаны многосторонние соглашения компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами и об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях.

Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ в НК РФ внесены изменения, которыми установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний, в том числе:

— определен порядок взаимодействия налоговых органов РФ с компетентными органами зарубежных стран при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок (п. 6 ст. 82 и раздел VII.1 НК РФ),

— установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний.

Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, могут проводиться вне рамок налоговых проверок (например, вызов налогоплательщика для дачи пояснений (п. 1 ст. 82 НК РФ), истребование соответствующей информации у госорганов и банков (п. 13 ст. 85 и п. 2 ст. 86 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ), истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) и др.).

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

— камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);

— выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, при этом порядок их проведения различен.

Не могут являться основой для проведения камеральной или выездной налоговой проверки специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

Внимание

При проведении налоговых проверок не действуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение в 2016 — 2018 г.г. плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *