Проверки малого бизнеса

Здравствуйте! 1 января 2016 года для малого бизнеса на территории РФ начал действовать мораторий на проверки. 2017 и 2018 стали продолжением созданных им «каникул». 2019 год также не является исключением. В конце 2018 были приняты законодательные поправки (480-ФЗ от 25.12.2018г.), продлевающие действие моратория на срок до 31 декабря 2020 года.

Безусловно, мораторий стал подарком для многих малых предприятий, ведь где проверки — там и риски получить штраф и иные наказания.

Но прежде чем радоваться за бизнесменов (или опасаться за потребителей, которые теоретически могут теперь получать «непроверенные» услуги низкого качества), давайте вспомним, какие группы предпринимателей Закон N294-ФЗ освобождает от проверок, а кому не стоит расслабляться раньше времени.

Какие организации попадают под действие моратория

До конца 2020 года не будут проводиться плановые проверки предприятий, отвечающих критериям малого бизнеса, а именно:

  1. С годовой выручкой менее 800 миллионов рублей;
  2. Со штатом сотрудников менее 100 человек;
  3. С суммарной долей участия государства в уставном капитале менее 25%, иностранных компаний — менее 49%.

Данные показатели анализируются за три года. Никаких иных сертификатов или лицензий, подтверждающих принадлежность компании к сектору малого бизнеса не существует.

Мораторий на проверки бизнеса предусматривает также список исключений, которых освобождение от инспекций не затронет. К ним относятся:

  1. Предприятия в сфере здравоохранения и образования;
  2. Организации в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  3. Управляющие компании многоквартирных жилых домов;
  4. Организации, имеющие дело с государственной тайной;
  5. Аудиторские фирмы;
  6. Малый бизнес в сфере социального обслуживания;
  7. Фирмы, совершившие грубые нарушения менее чем за три года до плановой проверки.

Подробный перечень исключений закреплен в частях 1 и 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ.

Какие проверки отменяет мораторий

Мораторий распространяется далеко не на все проверки. Речь идет исключительно об отмене плановых проверок для малого бизнеса — выездных или документальных.

В прежнем режиме продолжат осуществляться:

  1. Любые внеплановые проверки по заявлению жалоб на работу организации или после аварий и чрезвычайных происшествий.
  2. Налоговые проверки взносов во внебюджетные государственные фонды. Прокурорские, страховые, таможенные, валютные проверки и ряд других, не подчиняющихся Закону N 294-ФЗ.
  3. Контроль объектов I и II классов опасности по нормам промышленной, пожарной, экологической, радиационной техники безопасности.

Действия в спорных ситуациях

Что делать, если ваша организация значится в плане проверок, но вы считаете, что попадаете под действие моратория об их запрете? К сожалению, такие ошибки составителей плана случаются, и нужно быть к ним готовым.

Шаг 1: Подать в орган, утвердивший план, заявление об исключении организации из ежегодного плана и пакет документов:

  • копия отчета о финансовых итогах за календарный год;
  • сведения о количестве работников;
  • для АО — выписка из реестра акционеров.

Шаг 2: Если проверка уже началась — вы вправе указать инспекторам на отсутствие оснований для проверки, подтвердив это документами об отнесении вас к малому бизнесу (перечень документов аналогичный предыдущему пункту).

Игнорирование требований моратория выступает законным основанием считать результаты проверки недействительными.

Эксперты дают мораторию исключительно положительную оценку, особенно в неблагоприятных условиях нынешней экономики, и отмечают, что было бы нелишним в будущем расширить круг освобожденных от плановых проверок предприятий (включив туда еще и некоторых представителей среднего сектора бизнеса). Но пока эти высказывания остаются лишь на уровне предложений.

Проект Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Согласно проекту с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом предусматривается, что данные ограничения не применяются, в частности:

при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;

в отношении плановых проверок в рамках проведения:

— федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

— федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

— внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

— федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

— федерального государственного пробирного надзора.

Согласно проекту проведение плановой проверки с нарушением указанных требований будет являться грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и повлечет недействительность ее результатов.

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о проверках, с которыми могут встретиться индивидуальные предприниматели.

Сегодня вы узнаете:

  • Какие существуют виды проверок;
  • Какие ведомства чаще всего проверяют работу ИП;
  • Как вести себя во время проверки и избежать штрафа.

Проверки ИП в 2019 году

ИП без проверок – возможно ли такое?

До 2016 года индивидуальные предприниматели находились под строгим надзором государства, а штрафы, налагаемые на малый и средний бизнес, практически не отличались от штрафов для крупнейших предприятий. Разумеется, такое не могло продолжаться без возмущений общества.

Недавно в системе проверок ИП начались изменения. Прежде всего, в феврале 2016 года Минэкономразвития вынесло на обсуждение предложение о замене первого штрафа для ИП на предупреждение.

Также уже действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, который с января 2016 года до конца 2018 года отпустил большую часть ИП на «проверочные каникулы».

Большинство проверок регламентируются Федеральным Законом №294.

Мораторий действовал на все плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда иных ведомств, которые ранее осуществлялись раз в три года.

В конце года законодатели побеспокоилось о том, чтобы продлить его действие еще на два года, приняв закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г. Таким образом, субъекты малого предпринимательства и ИП получили послабление в виде освобождения от плановых проверок на период с 01 января 2019 по 31 декабря 2020 года.

Основания для проверок

Проверки ИП бывают как плановыми, определенными заранее, так и внеплановыми, по одному из возможных оснований:

  1. Истечение срока, назначенного на исправление нарушений после предыдущей проверки.
  2. Поступление в контролирующие органы свидетельств или жалоб о нарушениях предпринимателем прав потребителей, сотрудников и других норм.
  3. Требование прокурора и приказ руководителя контролирующего органа.

Но даже о внеплановой проверке предпринимателя обязаны предупредить не позднее чем за сутки. Исключение составляют чрезвычайные происшествия и случаи, когда ИП подозревается в причинении вреда здоровью людей, животных или экологии.

План проверок

График плановых проверок можно найти на сайте Генеральной прокуратуры. Там можно узнать о предстоящих проверках по ИНН, ОГРНИП и другим реквизитам компании.

Не всем фирмам повезло освободиться от плановых проверок. Некоторые не были исключены из плана.

К ним относятся:

  • Организации в областях образования и медицины;
  • Компании в сфере соц. обслуживания;
  • Аудиторские фирмы;
  • Управляющие компании жилых домов;
  • Объекты первого и второго класса промышленной и другой безопасности.

Виды проверок

Любые проверки делятся на выездные и документарные. Как уже понятно из названия, в первом случае аудиторы лично посещают предприятие, во втором – лишь запрашивают на проверку пакет документов. Одна проверка может вытекать из другой. Например, инспектор начинает с проверки документов, но обнаружив спорные моменты, заявляет о своем намерении посетить рабочее место ИП.
Перечислим основные инстанции, осуществляющие проверки ИП:

  • ИФНС;
  • Роспотребнадзор;
  • МЧС;
  • Роструд;
  • Ростехнадзор;
  • Россельхознадзор, Ространснадзор и Росздравнадзор.

Вне зависимости от контролирующего органа, инспекция обычно начинается с проверки регистрации ИП, всех учредительных документов, лицензий и итогов предыдущих проверок.

Налоговая проверка

Регламентирующий закон: статья 14 Налогового Кодекса РФ.

Особый интерес у налоговиков вызывают предприниматели, указывающие слишком низкую заработную плату сотрудникам или долгое время работающие в убыток.

Запрещено повторно проверять предпринимателя по тому же налогу за тот же период.

Камеральная проверка налогов дополнительно контролирует сданную отчетность. Инспекция может запросить разъяснения для некоторых данных или подтверждения расходов. Длится проверка до трех месяцев с окончания отчетного периода. На исправление ошибок, не привлекших к недоплате налогов, проверяемому дается пять дней. Если будут обнаружены серьезные нарушения, в течение десяти дней ИП будет привлечен к ответственности.

В ходе выездной налоговой проверки проводится более глубокий аудит. Такая проверка грозит только нарушителям и неплательщикам налогов. К процедуре могут быть дополнительно привлечены эксперты и свидетели, проведены инвентаризация помещений и выемка документов.

Ревизия может длиться два месяца, или быть продлена до шести в следующих случаях:

  • У фирмы несколько обособленных подразделений;
  • Требуется дополнительная экспертиза;
  • ИП нарушил сроки выдачи требуемых документов.

Помимо налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, проверяются и другие документы:

  • Кассовые чеки;
  • Банковские выписки;
  • Подтверждение льгот, которыми пользуется ИП.

Организуется тщательная проверка доходов и расходов, влияющих на сумму оплачиваемого налога. Режимы налогообложения, не зависящие от фактической прибыли реже подвергаются внеплановым налоговым проверкам. Поэтому проверки ИП на ЕНВД реже заканчиваются штрафами.

Налоговая проверка бывшего ИП тоже допустима – в течение трех лет со дня ликвидации.

Проверка закрытого ИП может быть также названа итоговой, ее цель – выявить несоответствия, недоплату налогов. В том числе осуществляется проверка задолженности, которая могла остаться за предпринимателем.

Проверка Роспотребнадзором

Регламентирующие акты: «Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей» за Постановлением Правительства РФ номер 322 от 30.06.2004 года.

Проверке подлежат все предприятия, предоставляющие услуги или продающие товары населению. Перечень проверяемых моментов очень широк.

Назовем самые популярные:

  • Вывеска, ценники и прайсы;
  • Уголки потребителя;
  • Освещенность и вентиляция в помещении;
  • Санитарные нормы, наличие сертификатов соответствия на товары;
  • Соблюдение сроков годности продукции;
  • Когда это требуется – наличие у сотрудников сан. книжек и униформы.

Сегодня Роспотребнадзор проверяет не только работу с потребителями, но и соблюдение санитарных норм на предприятии. Чаще всего подобные проверки навещают продуктовые магазины и заведения общепита.

Трудовая инспекция

Роструд контролирует соблюдение прав наемных работников. Очень часто основанием для внеплановой проверки служат жалобы сотрудников.

Также под строгий надзор попадают следующие работодатели:

  • Принимающие на работу иностранных граждан;
  • Имеющие несовершеннолетних работников;
  • Выплачивающие слишком маленькую заработную плату.

Проверке подлежат все кадровые документы:

  • Трудовые договоры – соблюдение ими трудового законодательства, правильность оформления, наличие подписей;
  • Трудовые книжки сотрудников;
  • Штатное расписание и табели учета рабочего времени;
  • Графики отпусков;
  • График выдачи заработной платы.

Соответствовать нормам найма сотрудников несложно – достаточно тщательно изучить Трудовой Кодекс РФ.

Пожарная инспекция

Инспекторы от МЧС проверяют документацию по противопожарной безопасности на предприятии и наличие средств борьбы с огнем и предотвращения возгорания.

Наиболее востребованные проверкой документы:

  • Приказы руководителя об отключении оборудования в конце смены, об установлении мест для курения;
  • Приказ о периодичности прохождения сотрудниками противопожарного инструктажа и журналы учета инструктажей;
  • Планы эвакуации.

В помещении пожарная выездная инспекция проверяет:

  • Соответствие плана эвакуации и реальной конфигурации здания;
  • Наличие, расположение и доступность аварийных выходов;
  • Материалы отделки стен, пола, потолка, состояние решеток на окнах;
  • Количество и расположение огнетушителей и прочих средств борьбы с огнем;
  • Для помещений, в которых находится более десяти человек – состояние системы оповещения о пожаре.

Важно помнить, что не так страшен штраф от пожарной инспекции, как урон от пожара, случившегося из-за нарушения норм.

Проверка Ростехнадзором

Инспекция Ростехнадзора выдает лицензии и проверяет многие виды деятельности, предполагающие использование природных ресурсов и взаимодействующие с опасными производственными объектами (проектирование, монтаж, транспортировка и так далее).

Предмет проверки: соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности.

Все возможные нарушения, как правило, устраняются предпринимателем перед получением лицензии, а для дальнейших проверок достаточно поддерживать соблюдение всех требований.

Прокурорская проверка

Проверка прокуратурой производится исключительно на основании информации о нарушениях ИП, не попадающих под контроль другого государственного органа. Если это возможно – прокуратура обязана делегировать полномочия проверяющего другому ведомству, в остальных случаях она может проводить проверку самостоятельно.

Без информации о нарушениях, поступившей от граждан, других юридических лиц или СМИ, прокуратура не может инициировать инспекцию. Поэтому предпринимателям, не нарушающим закон, не стоит ее опасаться.

Прокурор проверяет достоверность жалобы на ИП и, если нарушение подтверждается, в зависимости от его тяжести ИП может быть выдано предписание об исправлении ситуации или возбуждено судебное дело.

Как избежать штрафа

Разумеется, самый верный способ избежать после проверки штрафа – не нарушать закон. Довольно сложно, но все-таки возможно вести бизнес, соблюдая все нормы законодательства.

Первым делом необходимо изучить законы. Самые распространенные штрафы, налагаемые на предпринимателей по результатам государственных инспекций, собраны в 14 главе Административного Кодекса РФ.

Уголовный Кодекс тоже нельзя упускать из внимания. Например, по статье 199 можно получить до 6 лет лишения свободы за уклонение от уплаты налогов.

Что делать предпринимателю во время проверки

Хорошо, если на предприятии действует строгий пропускной режим – так инспекторы не смогут начать выездную проверку без присутствия руководителя. В иных ситуациях стоит быть осторожным.

По закону выездная проверка должна осуществляться в присутствии предпринимателя или его заместителя, но на практике бывает, что инспекция встречается с нарушениями, едва попав на территорию организации. Даже разговоры сотрудников на крыльце могут быть использованы против проверяемого.

В связи с этим предпринимателю необходимо:

  • Заранее организовать систему безопасности;
  • Провести инструктаж сотрудников о правилах общения с проверяющими – только в присутствии руководителя.

Выездная проверка в отсутствии ответственного лица возможна только в чрезвычайных ситуациях, в случаях причинения вреда здоровью граждан, животных.

Прежде чем инспекция начнет выездную проверку, предпринимателю нужно проверить их:

  1. Ознакомиться с удостоверениями проверяющих (данные можно на всякий случай переписать).
  2. Принять под роспись и изучить копию приказа о проверке. В нем должны быть указаны цели проверки, виды контрольных мероприятий, состав проверяющей комиссии, дата проведения и прочие условия.

Если все документы верны, не стоит препятствовать проверке, за это можно получить дополнительный штраф.

Если проверка проводится в рамках уголовного дела, проверяемый имеет право не отвечать на вопросы до приезда своего адвоката и не подписывать документов (даже акта проверки).

Проверяемый обязан предоставить инспекторам доступ ко всем документам и помещениям, связанным с предметом проверки.

Журнал проверок заводится на предприятии по желанию руководителя. Его наличие поможет контролировать частоту проверок и многие другие факторы.

Акт проверки

Итогом проверки становится акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия и обнаруженные нарушения. Подпись предпринимателя под актом означает его согласие со всем, что там описано.

ИП имеет право вносить в акт проверки свои возражения.

Внесение в акт обоснованных возражений увеличивает шансы предпринимателя на обжалование результатов проверки. Поэтому прежде чем подписывать акт, необходимо тщательно его изучить.

Присутствие во время проверки юриста дает дополнительную гарантию в соблюдении всех прав ИП.

Если нарушена процедура проверки

Любую проверку бизнеса проводят люди, а все люди, как известно, могут иногда ошибаться. Небольшое отступление от установленной законом процедуры проверки может сыграть на руку бизнесмену – результаты такой инспекции можно оспорить.

Проверка может быть признана незаконной если:

  • Плановая инспекция проводится чаще чем раз в три года;
  • Плановой проверки не было в официальном графике на сайте прокуратуры;
  • Нарушены сроки проверки, указанные в приказе, или превышена ее максимальная длительность;
  • Инспекторы не предъявили приказ о проведении проверки (или его не было вовсе);
  • Аудиторы потребовали предоставить документы или пробы, не имеющие отношение к предмету проверки;
  • По окончании проверки не был предоставлен акт.

Как оспорить результаты

Не стоит бояться обращаться в суд, чтобы оспорить результаты проверки, проведенной с нарушениями.

Прежде всего свои замечания необходимо внести в акт проверки. Это значительно поможет поставить суд на свою сторону.

Подать заявление в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с даты нарушения.

В заявлении указываются:

  • Реквизиты истца;
  • Наименование и адрес ответчика;
  • Требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
  • Материалы, доказывающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео и аудиозаписи хода проверки).

Статистика показывает, что все больше исков заканчиваются в пользу предпринимателей. Через суд можно не только признать недействительными результаты проверки и выписанные штрафы, но и получить компенсацию.

Также недовольный действиями инспектора предприниматель имеет полное право подать на него жалобу вышестоящему руководителю. Жалобу нужно написать в двух экземплярах, обязательно указать адрес для ответного письма и отнести документ в учреждение, проводившее проверку. Один экземпляр с отметкой секретаря о получении остается у заявителя. Если через десять дней ответ так и не поступит, можно обращаться в арбитражный суд.

На портале Федеральной налоговой службы размещен перечень, в который включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчетности.

Для того чтобы узнать, включен лисубъект в Единый реестр МСП, нужно выполнить следующие действия:

  • зайти на портал ФНС;
  • ввести в строку поиска ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование организации или Ф. И. О. ИП. (Можно воспользоваться расширенным поиском, например, для обозначения диапазона ч дат внесения сведений в реестр);
  • нажать кнопку «Найти».

Для организаций или предпринимателей, которые не нашли себя в реестре, но хотят в него попасть, может быть полезна следующая информация:

  • Кто может быть субъектом малого и среднего предпринимательства
  • Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
  • Какие льготы предусмотрены для малых и средних предприятий
  • Как попасть в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
  • Узнайте, какие льготы вам положены для поддержки бизнеса в условиях COVID-19

Любой бизнесмен подвергается проверке множеством надзорных инстанций: Роспотребнадзором, Ростехнадзором, МЧС, УГАДН, региональными, муниципальными органами контроля. Отметим, что при неправомерных действиях обычно больше страдает малый и средний бизнес. Поэтому предлагаем рассмотреть рекомендации и пояснения, которые будут полезными при оказании таким субъектам правовой помощи. Далее поговорим, каким образом должна выстраиваться защита малого бизнеса от проверок.

Рекомендации о том, как должна строиться защита малого бизнеса от проверок

Одно из ключевых положений в правовом регулировании вопросов правовой защиты юридических лиц, ИП принадлежит ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Но давайте сразу обозначим, на какую область он распространяется, так как это будет важно для защиты малого бизнеса от проверок.

В деле защиты малого бизнеса от проверок важно знать, что ст. 1 вышеупомянутого ФЗ гласит: его нормы, фиксирующие порядок подготовки и осуществления контролирующих мероприятий, не могут быть применены:

  1. К действиям, направленным на контроль, если для этого не нужна помощь инстанций, осуществляющих надзор на государственном, муниципальном уровне с юридическими лицами, ИП. А также когда от перечисленных лиц не требуется предоставления данных, исполнения требований, обозначенных соответствующими органами.
  2. Во время осуществления оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия.
  3. При прокурорском надзоре (помимо осуществления проверок по приказу прокурора соответствующими инстанциями государственного, регионального уровня), правосудии, ведении административного расследования также действует временная защита малого бизнеса от проверок.
  4. При производстве по делам о несоблюдении антимонопольного законодательства РФ.
  5. При выяснении причин, по которым произошли аварии, несчастные случаи на производстве, инфекционные, массовые неинфекционные заболевания (отравления, поражения) людей, животных, растений, причинен вред экологии, имуществу граждан, юридических лиц, государственному, муниципальному имуществу.
  6. При выяснении причин, по которым имели место чрезвычайные природные, техногенные ситуации и потребовалась дельнейшая ликвидация их последствий.
  7. К действиям, целью которых является недопущение незаконного применения инсайдерских данных, манипулирования рынком.

Одним из обязательных пунктов защиты малого бизнеса от проверок является понимание предпринимателей, что по ст. 21 Закона № 294-ФЗ руководитель, уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право:

  1. Наблюдать за осуществлением мероприятий по контролю, отвечать на вопросы, относящиеся к объекту проверки.
  2. Получать от представителей надзорных инстанций информацию, относящуюся к объекту проверки, когда ее предоставление предусмотрено законом в рамках защиты малого бизнеса от нарушений во время проверок.
  3. Знакомиться с итогами мероприятий, а также указывать в акте проверки факт ознакомления, согласия/несогласия с ними, а также с рядом действий осуществляющих контроль должностных лиц.
  4. В рамках защиты малого бизнеса обжаловать в административном/судебном порядке действия или их отсутствие в работе проверяющих, результатом которых стали нарушение прав юридического лица, ИП.

Отметим, что если во время проверки представители контролирующей инстанции допустили серьезные нарушения, ее итоги не могут быть восприняты как доказательства нарушения закона хозяйствующим субъектами, то есть в рамках защиты малого бизнеса от проверок должны быть отменены вышестоящим органом либо судом по заявлению бизнесмена.

Чтобы легче было вести защиту своего малого бизнеса от нарушений при проверках, отметим, что грубыми нарушениями считаются: несоблюдение частоты ведения плановых проверок, осуществление контрольных мероприятий без оснований, несоблюдение срока уведомления и проведения проверок, начало мероприятий без распоряжения, запрос документов, не имеющих отношения к объекту контроля, осуществление мероприятий без распоряжения/приказа руководства соответствующего органа, непредставление акта.

Совершение данных нарушений карается административной ответственностью в качестве защиты малого бизнеса от проверок. К данной ответственности привлекаются представители контролирующих инстанций по ст. 19.6.1 КоАП РФ «Несоблюдение должностными лицами органов государственного надзора требований законодательства о государственном надзоре».

Также для защиты малого бизнеса от проверок важно знать, что делать в ситуации, при которой от бизнесмена требуют получить разрешения, заключения и другие документы, выдаваемые инстанциями государственного и местного уровня для ведения коммерческой деятельности.

Дело в том, что, для того чтобы приступить к ведению некоторых типов предпринимательства, не нужны лицензии и другие разрешения. Требуется только уведомление о начале коммерческой деятельности. Данные типы обозначены в ст. 8 Закона № 294-ФЗ, их необходимо знать для защиты малого бизнеса от проверок.

От юридических лиц, ИП требуется только уведомить о начале ведения перечисленных видов деятельности – это правило является важным в деле защиты малого бизнеса от проверок. Для этого информация передается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере, как только была получена государственная регистрация, проведена постановка на учет в налоговом органе. Данные действия необходимо выполнить до выполнения работ либо оказания услуг.

В соответствии со ст. 27 Закона № 294-ФЗ с 01.01.2011 юридические лица, ИП имеют право направлять данную информацию в уполномоченный орган в электронном формате с электронной цифровой подписью по нормам, установленным Правительством РФ, – это также важно помнить для защиты малого бизнеса от необоснованных проверок. Также с 1 января 2013 г. допускается представление такого уведомления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 35 и ч. 2 ст. 41 Закона № 133-ФЗ от 28.07.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»).

Порядок уведомления о начале названных типов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов деятельности». В отношении иных типов продолжают действовать нормы ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Теперь обсудим, как поступить в рамках защиты малого бизнеса от проверок, когда к вам пришли представители контролирующих инстанций для осуществления плановой либо внеплановой проверки.

Как гласит ст. 12 Закона № 294-ФЗ первый этап выездной проверки – это предъявление служебного удостоверения представителями органа государственного, муниципального контроля, что является необходимой частью защиты малого бизнеса от проверок. После чего обязательно следует ознакомление руководителя либо другого официального представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя с распоряжением либо приказом руководителя (его заместителя) органа государственного, муниципального контроля о начале выездных мероприятий по надзору. Здесь указываются полномочия осуществляющих выездную проверку лиц, цели, задачи, основания для мероприятий. Необходимо изучить виды, объемы последних, экспертный состав, участвующий в данной проверке малого бизнеса, сроки и условия ее осуществления, чтобы быть готовым, если в дальнейшем понадобится защита малого бизнеса.

Проверка может быть начата лишь после получения распоряжения либо приказа руководителя контролирующей инстанции. Для защиты малого бизнеса от проверок предпринимателю необходимо ознакомиться с данным документом и только после этого представлять затребованные проверяющими бумаги.

Чтобы вести грамотную защиту малого бизнеса от проверок, каждому бизнесмену важно помнить, что представители соответствующей инстанции не наделены правом:

  • Проверять выполнение обязательных, установленных муниципальными правовыми актами требований, если последние не входят в перечень полномочий контролирующих инстанций, представителями которых являются данные должностные лица.
  • Проводить плановые либо внеплановые выездные контрольные мероприятия, если при ее осуществлении не присутствует руководитель, другое должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя. Исключением в данном правиле защиты малого бизнеса от проверок являются мероприятия, проводимые на основании, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 ФЗ № 294-ФЗ.
  • Требовать представления документов, данных, образцов товара, проб обследования объектов окружающей, производственной среды, если они не считаются объектами проверки/не входят в ее предмет, а также чтобы вести защиту своего малого бизнеса от проверок, вы должны помнить, что проверяющим нельзя забирать оригиналы данных документов.
  • Отбирать образцы товара, пробы обследования объектов окружающей, производственной среды для их исследования, испытания, измерения без составления протоколов. Последние фиксируют, что отбор указанных образцов произведен по установленной форме и в количестве, не превышающем нормы национальных стандартов, в соответствии с правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу прочими нормативными техническими документами, правилами, методами исследований, испытаний, измерений;
  • Передавать третьим лицам данные, полученные после проверки и представляющие собой государственную, коммерческую, служебную, другую охраняемую законом тайну. Кроме ситуаций, фиксированных законами РФ и не входящих в сферу защиты малого бизнеса от проверок.
  • Нарушать установленные сроки проверки.
  • Выдавать юридическим лицам, ИП предписания либо предложения о проведении проверок за их счет.

Читайте материал по теме: Виды налоговых проверок и их особенности

Защита малого бизнеса от проверок полицией

Взаимодействие руководителей предприятий с сотрудниками полиции во время проверок регулируется ФЗ № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Подчеркнем, что одним из правил действующих при защите малого бизнеса от проверок считается такой факт: по просьбе проверяемого полицейские должны предоставить ему копию протокола. Протокол относится к бланкам строгой отчетности, поэтому снабжается учетным номером.

Если сотрудник полиции отказывается предоставить копию протокола, поступите таким образом, чтобы осуществить защиту малого бизнеса от проверки: поставьте прочерки в незаполненных графах; внесите в бланк протокола информацию о том, что данный сотрудник отказался дать копию протокола, несмотря на просьбу; впишите «с протоколом не согласен», поставьте дату под подписью.

Чтобы вести грамотную защиту малого бизнеса от проверок, помните, что сотрудник полиции имеет право проверять такие документы:

  • паспорт (удостоверение личности);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо ИП;
  • лицензию;
  • патенты или другие правоустанавливающие документы;
  • сертификаты;
  • кассовый журнал;
  • накладные и пр.

Сотрудники полиции налагают взыскания за следующие нарушения при проверке малого бизнеса:

  • продажа товаров без установленной информации об изготовителе либо о продавце;
  • незаконная продажа товаров (иных предметов), если их свободная реализация запрещена либо ограничена;
  • продажа подакцизных товаров, не снабженных марками установленных образцов;
  • обман клиентов;
  • несоблюдение валютного законодательства;
  • несоблюдение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами, а также прочими видами индивидуальной трудовой деятельности и пр.

Читайте материал по теме: Фиктивное банкротство

Защита малого бизнеса от проверок в 2020 году

Плановые проверки как вид контроля со стороны государства нередко оказываются тяжелым испытанием для предпринимателей. Поэтому недавно вышедший Федеральный закон, изменяющий правила осуществления таких мероприятий, будет интересен всем лицам, связанным с бизнесом, и поможет вести защиту малого бизнеса от незаконных проверок.

ФЗ от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием, одобрен Президентом России.

Перечислим наиболее серьезные изменения:

  1. Теперь обеспечена защита малого бизнеса от проверок в течение трех календарных лет: с начала 2016 года до конца 2018 года. Конечно, это повод для радости, но важно понимать, что правило относится не ко всем:
    • проверки все еще допускаются в отношении малого бизнеса, если его деятельность относится к сфере здравоохранения, образования и социальной сфере (перечень можно посмотреть в п. 9 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ).
    • проверка малого бизнеса проводится, если в ходе предыдущих мероприятий (с момента которых прошло менее трех лет) были обнаружены серьезные нарушения КоАП РФ, в результате чего предпринимателя привлекли к административной ответственности или дисквалифицировали за другие нарушения либо работу приостановили в административном порядке (либо была приостановлена/аннулирована лицензия).
  1. Если предприниматель увидел себя в списке плановой проверки, а его не должны проверять по новому закону, он имеет право в качестве защиты малого бизнеса от проверок потребовать от надзорного органа исключить его из данного ежегодного перечня.
  2. Теперь представители проверяющих органов обязаны разъяснять всем контролируемым лицам содержание обозначенных выше положений в рамках защиты малого бизнеса от незаконных проверок. Если бизнесмен предоставляет документы, подтверждающие, что его дело входит в субъекты малого бизнеса, проверка прекращается.
  3. Надзорные мероприятия не могут отменяться в ряде «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности, пожарного надзора, безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, работающих с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями 1 или 2 класса опасности, а также экологического надзора, где проверяются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности, использования атомной энергии; в области охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении компаний, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля деятельности аудиторских фирм. Это разумно, так как нарушения в данных сферах могут повлечь за собой серьезные риски и жертвы.
  4. Ведение плановой проверки, при которой не соблюдаются вновь принятые правила, является грубым нарушением требований законодательства. То есть такие результаты мероприятия недействительны, об этом важно помнить, осуществляя действия по защите малого бизнеса от проверок.
  5. В ФЗ № 294-ФЗ внесен термин «риск-ориентированный подход» при организации проверок. Он внедряется для снижения затрат на осуществление проверки, причем и для контролирующих инстанций, и для проверяемых предпринимателей. Дело в том, что теперь деятельность подконтрольных субъектов распределяется по классам опасности (оценивается уровень возможных отрицательных последствий нарушения) или категориям риска (проверяется возможность нарушения требований). Показатели, по которым деятельность относится к определенной категории, фиксирует Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе вступают в силу с 1 января 2018 года.
  6. Три года предприниматель малого бизнеса, не относящийся к исключениям, может не волноваться – государственные проверки его не коснутся. Но для защиты малого бизнеса от проверок рекомендуем подробно изучить новую информацию, чтобы быть готовым, если представители проверяющих органов все же появятся у вас в компании.
  7. Также лучше помнить, что при внеплановой проверке малого бизнеса, причиной которой может стать обращение заинтересованного лица, сослаться на новые правила с целью защиты не удастся.

Конечно, нередко сложно понять, попадает ли под действие описанного выше моратория по защите малого бизнеса начатая у вас проверка. Как поступить, если, несмотря на мораторий, к вам пришли для проверки; как вести себя во время мероприятий по пожарному надзору или визитов представителей налоговой. Поскольку при защите малого бизнеса от проверок возникает столько сложностей, наиболее полную защиту прав и интересов вам могут обеспечить специалисты нашей юридической фирмы.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *