Провести проверку

Справка об окончании проверки

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В справке должны быть указаны:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название организации, в которой была проведена проверка, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • срок проведения проверки.

Если проверка проводилась у участника консолидированной группы, то в справке также указываются:

  • ИНН, КПП консолидированной группы налогоплательщиков с проставлением даты и регистрационного номера договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименования ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, его ИНН, КПП;
  • полное и сокращенное наименования других участников консолидированной группы налогоплательщиков, их ИНН и КПП.

Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ и приложения 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля. Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690.

Вручение справки

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Кроме того, справка может быть передана в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. Электронная справка будет считаться полученной, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит справку на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Ситуация: может ли инспекция вместо подлинника вручить организации копию справки о проведенной выездной проверке?

Ответ: да, может.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку и вручает ее представителю организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Положения этой нормы не определяют, в каком виде (подлинник или копия) справка должна быть передана организации. Поэтому инспекция вправе вручить организации копию справки, а оригинал оставить у себя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки, если инспекция не передала организации справку о проведении проверки?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по итогам налоговой проверки подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. В частности, такое решение отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тот факт, что инспекция не передала справку организации, не оказывает влияния на процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки. Следовательно, само по себе такое нарушение не может стать основанием для отмены решения по итогам выездной проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2008 г. № 09АП-11298/2008-АК).

Акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299). В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта выездной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте проверки, см. в таблице.

Если при подготовке акта проверки у инспекции возникают сомнения в трактовке законодательства, проект акта может быть направлен на предварительное согласование в региональное налоговое управление. Например, это возможно, если по каким-либо вопросам нет официальных разъяснений ФНС России или если эти разъяснения не совпадают с позицией Минфина России. Сроки согласования проектов актов проверок устанавливают региональные УФНС. Однако эти сроки не должны увеличивать общую продолжительность подготовки акта (два месяца), установленную абзацем 1 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений раздела II Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 октября 2013 г. № ММВ-7-3/449.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки? Инспекция составила акт выездной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения, допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам выездной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам выездной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • исказила факты, установленные в ходе проверки (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2009 г. № Ф09-9205/09-С2);
  • доначислила налоги, пени и штрафы за периоды, которые не могли быть охвачены выездной проверкой (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/126);

По общему правилу акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для организации. При проведении совместной налоговой проверки акт составляется в трех экземплярах: третий экземпляр инспекция передает органам внутренних дел. При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции акт тоже составляется в трех экземплярах. В этом случае третий экземпляр акта вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направит в инспекцию. Об этом говорится в пункте 9 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Вручение акта

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: кому вручается акт налоговой проверки: головному отделению организации или ее филиалам? Выездная налоговая проверка проводилась одновременно в отношении головного отделения организации и ее филиалов.

При одновременной проверке головного отделения организации и ее филиалов акт выездной налоговой проверки получает головное отделение организации.

В течение пяти рабочих дней с даты составления акт налоговой проверки должен быть направлен организации, в отношении которой проводилась проверка, или вручен ее представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ). Документ составляется в соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Результаты проверки филиалов оформляются путем заполнения соответствующих разделов единого акта проверки. Ознакомившись с ними, соответствующий раздел акта подписывает руководитель филиала. Об этом сказано в Требованиях, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. При этом приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 не предусмотрено вручение отдельных частей акта (разделов) филиалу организации. Поэтому единый акт проверки вручается представителю головного отделения организации (направляется в организацию).

Вместе с тем, головное отделение организации вправе направить в адрес своих филиалов выписки из акта проверки (копии разделов акта), касающиеся ее филиалов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406, ФНС России от 19 марта 2007 г. № ЧД-6-23/216.

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: вправе ли инспекция передать акт налоговой проверки (камеральной, выездной) заказным письмом (по почте), если организация не уклоняется от его получения?

Инспекция может направить акт налоговой проверки заказным письмом. Но датой его получения будет считаться шестой рабочий день со дня отправки заказного письма, только если организация уклонялась от получения акта. Если организация от получения акта не уклонялась, то днем его вручения следует считать день фактического получения заказного письма организацией.

Данный вывод следует исходя из совокупности следующий норм.

Налоговое законодательство указывает, что инспекция вправе передать акт налоговой проверки лично под расписку или иными способами, свидетельствующими о дате получения акта организацией. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Следовательно, отправка акта заказным письмом не является нарушением законодательства со стороны инспекции, поскольку такой способ передачи позволяет достоверно определить дату фактического получения акта организацией.

Вместе с тем, законодательство уточняет, что направить акт налоговой проверки заказным письмом инспекция вправе, только если организация уклоняется от его получения. В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Официальную точку зрения по этому поводу контролирующие ведомства не высказывали. Но в арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 17 декабря 2009 г. № А55-5813/2009).

Ситуация: по какому адресу организации – юридическому или фактическому – инспекция должна направить заказное письмо с актом налоговой проверки (камеральной, выездной)?

Заказное письмо с актом налоговой проверки инспекция обязана направить по месту нахождения организации, то есть по ее юридическому адресу, который указан в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31, п. 5 ст. 100 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 письма ФНС России от 20 сентября 2013 г. № АС-4-2/16981.

Ситуация: обязана ли инспекция прикладывать к акту, вручаемому организации, доказательства нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки (выездной, камеральной)?

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от проверяемой организации, то прикладывать такие доказательства к акту проверки инспекция не обязана.

При этом нужно учитывать следующие особенности.

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от других источников (например, документы контрагентов, протоколы опроса свидетелей), то такие доказательства инспекция обязана приложить к акту налоговой проверки. Данная обязанность сохраняется, даже если сведения, полученные от третьих лиц:

  • составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую);
  • содержат персональные данные граждан.

В этих случаях к акту налоговой проверки должны быть приложены не полные копии документов, а выписки из них, заверенные инспекцией.

Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, пунктом 1.13 приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Возражения по акту

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях. Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления такого решения см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки.

В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки.
Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки?
В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ). В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки.
Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.
Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).
Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.
Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.
Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?
Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).
Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.
Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).
Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки?
Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.
Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности. По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ).
При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ). Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.
Как акт передается налогоплательщику?
Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.
Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта. Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.
Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока?
На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@).
Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?
Один месяц со дня получения акта. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта.
До истечения месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).
При направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если непосредственно участвовать в рассмотрении материалов налогоплательщик не предполагает.
В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств и их получения налоговым органом в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@).
А если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок…
Следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить по уважительным причинам отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату. Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принять участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.
Каков срок рассмотрения и принятия решения по материалам налоговой проверки?
Срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. Кроме того, срок принятия решения может быть продлен на один месяц.

Максимальный срок для принятия решения складывается из суммы следующих сроков:
— 10 рабочих дней для рассмотрения материалов проверки (срок исчисляется после истечения месячного срока на подачу возражений);
— одного месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
— 10 рабочих дней для рассмотрения материалов проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля (срок исчисляется со дня истечения срока на представление возражений на материалы дополнительных мероприятий);
— одного месяца, на который может быть продлен срок рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий возможно, если общий срок продления рассмотрения материалов налоговой проверки (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий) не будет превышать один месяц (письмо ФНС России от 13.07.2016 № АС-4-7/12625@).
Что означает назначение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля?
При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Дополнительные мероприятия могут быть назначены и при рассмотрении материалов камеральной проверки. Срок их проведения не должен превышать одного месяца (двух месяцев — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Данный срок не включается в срок, отведенный для вынесения решения по проверке.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля выступают допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов. Количество указанных дополнительных мероприятий не ограничено (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).
Иные мероприятия, например, осмотр, проводиться не могут.
Мероприятия налогового контроля, выбранные налоговым органом для проведения, перечисляются в решении, форма которого содержится в приложении № 29 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
По смыслу положений пункта 6 статьи 101 НК РФ, конкретная форма дополнительных мероприятий предусматривает, что в решении недостаточно просто перечислить допускаемые НК РФ формы их проведения, а следует указывать конкретных лиц, у которых будут истребованы документы, лиц, от которых будут получены свидетельские показания, а также определить наименование (предмет) экспертизы.
Есть ли специфика истребования документов в ходе допмероприятий?
При буквальном толковании статей 93 и 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика только документы о конкретной сделке. У контрагента проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы в полном объеме, так как такое основание для истребования документов как проведение допмероприятий прямо названо в статье 93.1 НК РФ.
Но есть практика, согласно которой истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии, что у налогового органа имелись основания для их истребования в ходе самой налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11).
Чем оформляются результаты допмероприятий?
НК РФ не предусмотрено оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным документом.
Как налогоплательщик знакомится с результатами допмероприятий?
Налогоплательщик вправе подать заявление на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Без такого обращения налоговый орган не обязан предоставлять материалы налогоплательщику (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
Можно рекомендовать налогоплательщику в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Подать в налоговый орган письменное заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений к акту проверки или к результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно в течение одного месяца или 10 рабочих дней (пункт 6 статьи 100, пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).
Форма заявления — произвольная.
Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи указанного заявления. НК РФ закрепляет способы ознакомления: осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий.
Факт ознакомления подтверждается протоколом, составляемым в порядке статьи 99 НК РФ.
Должны ли к акту прилагаться документы, полученные налоговым органом в ходе контрольных мероприятий?
Вместе с актом налогоплательщику должны вручаться приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии. НК РФ содержит оговорку о том, что не прилагаются к акту документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.
По мнению ФНС, Налоговый кодекс не предоставляет налогоплательщику права на ознакомление с материалами проверки, которые не отражены в акте проверке (письмо от 16.11.2017 № ЕД-4-2/23295). То есть, с теми материалами, которые хотя и имеются у налогового органа, но не подтверждают факты нарушений.
Представляется, что требование прикладывать к акту документы, подтверждающие нарушения законодательства, является способом реализации права налогоплательщика на представление возражений по указанным документам. Но пункт 3.1 статьи 100 НК РФ не должен рассматриваться как ограничивающий право налогоплательщика на доступ к информации, которая подтверждает его правоту. В этой связи, представление в качестве приложений к акту всех документов по проверке (выписок из документов, содержащих охраняемую законом тайну) более отвечает смыслу норм НК РФ и требованиям объективности и обоснованности, предъявляемым к составлению акта.
Какая продолжительность ознакомления с материалами проверки?
Продолжительность ознакомления НК РФ не установлена. Но по своему предназначению как процедуры, предшествующей рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, ознакомление должно быть завершено в пределах срока, отведенного на представление возражений к этим материалам.
В течение какого срока можно подать возражения на результаты допмероприятий?
В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока их проведения. Течение этого срока не зависит от того, подавал налогоплательщик заявление на ознакомление с материалами или нет.
До истечения данного срока решение по результатам рассмотрения материалов проверки в ситуации, когда проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, не принимается. Напомню, что срок проведения допмероприятий, по общему правилу, составляет один месяц и указывается в соответствующем решении.
Предположим, допмероприятия завершились 20 марта 2018 года. Налогоплательщик 21 марта 2018 года подал заявление на ознакомление с полученными налоговым органом материалами. Налоговый орган должен обеспечить ознакомление не позднее 23 марта 2018 года. Возражения могут быть представлены налогоплательщиком не позднее 3 апреля 2018 года.
Поэтому, с одной стороны, непредставление заявления об ознакомлении с материалами по сути лишает налогоплательщика возможности представить возражения по ним в рамках отдельной процедуры.
С другой стороны, если в силу каких-то причин налогоплательщик не проявил инициативу в подаче заявления, получить доступ к материалам допмероприятий налогового контроля он сможет, участвуя в рассмотрении материалов проверки в налоговом органе и подавая объяснения на этой стадии (пункт 4 статьи 101 НК РФ).
Может ли положение проверяемого налогоплательщика ухудшиться по итогам допмероприятий?
Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных в акте нарушений налогового законодательства. Они не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки (пункт 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Тем самым, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, не оговоренные в акте проверки.
Но если нарушения были выявлены в ходе налоговой проверки и отражены в акте проверки, то по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе произвести корректировку налоговых обязательств налогоплательщика по выявленным нарушениям в сторону увеличения (установить неуплату налога в большем размере, чем было отражено в акте проверки).
Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.
Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?
Не обязательно.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.
Несмотря на то, что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие остается правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки, в том числе о материалах, полученных в ходе допмероприятий?
Независимо от представления или непредставления возражений, налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте каждого случая рассмотрения материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной Налоговым кодексом (пункт 14 статьи 101 НК РФ).
Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить подобное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения с участием налогоплательщика всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.
Обязан ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?
Такой обязанности нет. Налоговый орган не обязан принимать решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение о времени и месте подписания решения не предусмотрено — налогоплательщик получит уже подписанное решение.
Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?
Да, решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение трехгодичного срока давности привлечения к ответственности (статья 113 НК РФ).
Кем должно быть подписано решение?
Решение обязательно должно быть подписано тем должностным лицом налогового органа, которое принимало участие в рассмотрении материалов проверки. Формы решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приведены соответственно в приложениях № 30 и 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол — это требование закреплено в пункте 4 статьи 101 НК РФ. В протоколе указываются, в том числе Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих в рассмотрении со стороны налогового органа.
Налогоплательщик вправе потребовать копию протокола.
Если были назначены допмероприятия, то как материалы проверки, так и материалы допмероприятий должны рассматриваться лицом, которое впоследствии подписывает решение. Рассмотрение материалов проверки одним должностным лицом налогового органа, притом, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения производилось другим лицом, может влечь признание решения по проверке недействительным (письмо ФНС России от 11.03.2016 № ЕД-4-2/3968@).

Пунктом 1 статьи 101 НК РФ прямо закреплено, что материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку. Подписание решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки (участвовавшим в рассмотрении только части материалов), является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены вынесенного решения. Считается, что в такой ситуации налогоплательщику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10).
А если приложения к решению не подписаны лицом, подписавшим решение, может ли это повлечь отмену решения?
В приложениях к решению, как правило, отражается распределение сумм налога между бюджетами, расчет пени, но могут быть приведены фактические данные, влияющие на расчет недоимки.
Если решение о привлечении к налоговой ответственности подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривавшим материалы налоговой проверки и указанное решение налогового органа принято в соответствии с НК РФ, то факт подписания приложений к решению налогового органа иным лицом или неподписание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Таким образом, само по себе это не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Определение Верховного суда РФ от 13.03.2015 № 301-КГ15-2264).

Документальная проверка является ведущим методом контроля. Проверка документов это не только изолированное их рассмотрение. Из документов следует сделать ряд выводов и обоб­щений, основанных на увязке различных документов друг с дру­гом, на их группировке, сопоставлении и противопоставлении.

При сплошной (несистематизированной) проверке докумен­тов в первую очередь подвергаются несистематизированному рассмотрению все документы по мере совершения операций, что позволяет, прежде всего, ознакомиться с предприятием и конкрет­ным составом хозяйственных операций.

Это лишь начальная стадия работы, позволяющая установить отдельные неблагополучные места, выяснить те направления и пункты, по которым необходимо произвести в дальнейшем углуб­ленную проверку. Вместе с тем несистематизированный сплошной просмотр документов позволяет ознакомиться с качеством доку­ментации, проверить подлинность и законность документов, выя­вить недоброкачественные документы, подлоги и нарушения.

Недоброкачественные документы, подлежащие выявлению, подразделяются на следующие группы;

а) неправильно или неполно оформленные документы (отсут­ствие необходимых реквизитов, в частности подписей; нарушение формы документа; нарушение требований, установленных законодательством – ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.);

б) документы подложные, являющиеся орудием злоупотреб­лений и подлежащие исчерпывающему анализу.

Подложные документы не только не отражают действитель­ность, но, наоборот, искажают ее. В зависимости от характера подложных документов складываются методы их рассмотрения и проверки. В этом плане большое значение имеет различие между подлогом материальным и интеллектуальным.

Подлог материальный заключается в обработке подлинного документа в целях изменения его содержания (подчистки, из­менение или дополнение цифровых данных, исправление номера, даты, фамилии, подписание подлинного документа задним числом и т. д.) либо в изготовлении документа лицами, которые не имеют права его составить (фиктивные печати и подписи). Сле­довательно, при материальном подлоге должностные лица, имев­шие право оформления документа, составили его правильно либо не участвовали в его составлении, а другие лица незаконно подчистили и изменили подлинный документ или сфабриковали новый документ, на что они не имели права.

Интеллектуальный подлог обычно содержится в документе, составленном формально правильно теми должностными лицами, которые имеют на это право: бухгалтерский отчет подписан на­чальником и главным бухгалтером, сводка подписана началь­ником планового отдела и начальником организации, справка выдана табельщиком, расчетно-платежная ведомость составлена бухгалтером и подписана руководителем и главным бухгалте­ром организации. Но недоброкачественность документов, в ко­торых содержится интеллектуальный подлог, заключается в том, что эти данные носят заведомо неправильный характер и сознательно в преступных целях искажают действительность.

Подлог интеллектуальный требует для своего разоблачения более глубокого исследования; здесь необходимо сопоставление документов и учетных данных, относящихся к разным операциям, и сравнение их с действительностью.

Материальный подлог раскрывается методами анализа само­го документа и его оснований с применением в отдельных случа­ях и более глубоких методов проверки. Нельзя противопоставлять эти две формы недостоверности документов: за дефектами офор­мленных документов может скрываться и интеллектуальный подлог.

Внешние признаки злоупотреблений

Внешние признаки недоброкачественных документов много­образны и не укладываются в какие-нибудь шаблоны. И, тем не менее, можно указать ряд общих признаков, выявленных в опыте ревизионной работы, которые могут быть симптомами злоупот­реблений.

Документы без реквизитов или с упущениями в реквизитах (отсутствие номера и даты документа, каких-либо наименований, подписей и т. д.). Отсутствие номера и даты документа может означать повторное использование ранее проведенного, старого документа, сознательно составленного без номера и даты. От­сутствие адресов учреждений и лиц может означать подложный характер счетов, актов, нарядов и т. д., составление их от имени вымышленных лиц или организаций; попытка проверить отсут­ствующий на счете адрес приводит во многих случаях к выявле­нию вымышленного характера лица или организации либо уста­новлению отсутствия их в данный момент.

Отсутствие номеров автомашин в документах о перевозке грузов может свидетельствовать о фиктивности или неправиль­ном содержании документа, в котором эти номера не простав­лены сознательно, чтобы не дать материалов для быстрой про­верки.

По фактам нарушения соответ­ствующих правил следует производить тщательную проверку с применением разных приемов.

Документы, оформленные не на бланке, без печати или с не­ясной печатью должны проверяться непосредственно в той орга­низации, от которой они исходят. В особенности это относится к доверенностям, счетам, квитанциям и др.

Случай подчистки, изменения цифр (номеров, дат, сумм), следы прежней подшивки документа или внешний вид, свидетель­ствующий о давности документа, должны вызывать насторожен­ность. Это может свидетельствовать о повторном незаконном использовании документа.

Взаимное несоответствие отдельных реквизитов: углового штампа и круглой печати, номера и даты документа (большой номер в начале года или, наоборот, малый номер в конце года), внутренние противоречия в содержании документа.

Хозяйственная жизнь и реально оформленный документ имеют свою определенную логику, которая в действительности обеспе­чивается автоматически; в подлоге же внутренняя логичность документа требует особой находчивости.

В подложных документах часто обнаруживались излишества в оформлении: большое количество виз, резолюций, подписей, не вызываемых необходимостью и требованиями инструкций. Лицо, совершающее подлог, стремится прикрыть внутреннюю не­состоятельность документа внешними признаками законности и обоснованности.

Обстоятельством, сопутствующим подлогу, является отсут­ствие и должных приложений: первичных документов — при сводной ведомости, оснований для расчета — при соответствующей расчетной ведомости и т. п.

Отсутствие приложений может свидетельствовать о двух воз­можных явлениях: либо документов вовсе не было, и, следова­тельно, сводная ведомость была составлена без должного основа­ния, либо подлинные документы изъяты, повторно использованы и находятся при другом ордере. Особенно распространены случаи неполноты имеющихся приложений, не выявленные потому, что ревизор пренебрег простой арифметической проверкой.

В различных документах, представленных одним и тем же ли­цом, но якобы исходивших от разных лиц и организаций, обна­руживались один и тот же почерк и схожие подписи. В расчетно-платежной ведомости, где перечислялись разные лица, были сходные расписки, которые, как показал опрос этих лиц, были фиктивными и учинены кассиром, присвоившим соответствующие суммы. Потом это было подтверждено графологической эксперти­зой.

Хотя ревизор — не графолог, а графическая экспертиза в слу­чае необходимости должна производиться в особом порядке, тем не менее даже при самом беглом просмотре были обнаружены, следы подлогов: документы были сфабрикованы подотчетным ли­цом.

Решающим мероприятием по выявлению подлогов являются от­бор сомнительных документов и фиксация на них внимания ре­визора. Дальнейшая проверка уже не представляет больших трудностей. Подлоги остаются не разоблаченными лишь в случа­ях, когда к ним не было привлечено внимание ревизора.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *