Распределенные расходы

Материалы для работы сметчика

Приложение 6
к МДС 81-33.2004

I. Административно-хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала:

— работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других работников, относящихся к служащим);

— линейного персонала: старших производителей работ (начальников участков), производителей работ, мастеров строительных участков, участковых механиков;

— рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления (телефонистов, телеграфистов, радиооператоров, операторов связи, операторов электронно-вычислительных машин, дворников, уборщиц, гардеробщиков, курьеров и др.).

2. Сумма уплаты единого социального налога (взноса) в соответствии с законодательством Российской Федерации, исчисляемая от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала.

3. Почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности, оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, установок диспетчерской, радио- и других видов связи, используемых для управления и числящихся на балансе организации, расходы на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями, расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и другие аналогичные сети).

4. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы ЭВМ и на обновление программы для ЭВМ и баз данных.

5. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации, а также расходы на оплату соответствующих работ, выполняемых по договорам вычислительными центрами, машиносчетными станциями и бюро, не состоящими на балансе строительной организации.

6. Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.

7. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю.

8. Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг.

9. Расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг.

10. Плата государственному и/или частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

11. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы.

13. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом.

14. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

15. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации.

16. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации, включая:

— оплату труда (с отчислениями на единый социальный налог) работников, обслуживающих легковой автотранспорт;

— стоимость горючего, смазочных и других материалов, износа ремонта автомобильной резины, технического обслуживания автотранспорта;

— расходы на содержание гаражей (энергоснабжение, водоснабжение, канализация и т.п.), арендную плату за гаражи и места стоянки автомобилей, амортизационные отчисления (износ) и расходы на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) автомобилей и зданий гаражей.

17. Расходы на наем служебных легковых автомобилей.

18. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации <*>.

<*> Приказом Минфина РФ от 04.02.2000 N 16 и в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 изменены размеры компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок.

19. Расходы, связанные с оплатой затрат по переезду работников административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, и оплатой им подъемных в соответствии с действующим законодательством о компенсациях и гарантиях при переводе, приеме вновь и направлении на работу в другие местности.

20. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм, установленных законодательством Российской Федерации, включая:

— проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

— суточные и (или) полевое довольствие в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации;

— оформление и выдача виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

— консульские, портовые, аэродромные сборы, сборы на право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

— наем жилого помещения.

21. Отчисления, производимые структурными подразделениями, не являющимися юридическими лицами, на содержание аппарата управления строительной организации.

22. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления.

23. Представительские расходы, связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание Совета (управления) или другого аналогичного органа организации.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, их документального оформления и контроля. Фактические расходы не должны превышать предельных размеров, установленных действующим порядком.

24. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг).

25. Оплата услуг банка.

26. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством, в тех случаях, когда штатным расписанием строительной организации не предусмотрены те или иные функциональные службы и т.п.).

II. Расходы на обслуживание работников строительства

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

К расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором с общеобразовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации. Вышеуказанные расходы подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договора с государственными и негосударственными профессиональными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, а также с зарубежными образовательными учреждениями и не могут превышать установленного размера.

2. Отчисления на единый социальный налог от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов.

3. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий:

— амортизационные отчисления (или арендная плата), затраты на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение сборно-разборных и передвижных зданий санитарно-бытового назначения;

— содержание санитарно-бытовых помещений: на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) уборщиц, дежурных слесарей, электриков и других категорий обслуживающего персонала, расходы на отопление, водоснабжение, канализацию, освещение, а также стоимость предметов гигиены, предусмотренных табелем для душевых и умывальников;

— содержание помещений и инвентаря, предоставляемых бесплатно как медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на строительной площадке или на территории строительной организации, так и предприятиям общественного питания (как состоящим, так и не состоящим на балансе строительной организации), обслуживающим трудовой коллектив, включая амортизационные отчисления (арендную плату), затраты на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт), расходы на освещение, отопление, водоснабжение, канализацию, электроснабжение, на топливо для приготовления пищи, а также расходы по доставке пищи на рабочее место;

— расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

— затраты на оплату услуг сторонних организаций по обеспечению работников строительной организации столовыми, буфетами, медпунктами, санитарно-бытовыми помещениями или долевое участие по их содержанию.

4. Расходы на охрану труда и технику безопасности:

— износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых спецодежды и средств индивидуальных защитных приспособлений;

— стоимость бесплатно выдаваемых в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нейтрализующих веществ, жиров, молока, лечебного питания и др.;

— затраты, связанные с приобретением аптечек и медикаментов, с санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников;

— затраты на приобретение необходимых справочников, плакатов и диапозитивов по технике безопасности, предупреждению несчастных случаев и заболеваний на строительстве, а также улучшению условий труда;

— затраты на взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ;

— затраты по обучению и профессиональной подготовке рабочих безопасным методам работы в области охраны труда и на оборудование кабинетов по технике безопасности;

— затраты на проведение медицинских осмотров;

— затраты на проведение аттестации рабочих мест;

— затраты на приобретение нормативных документов по охране труда;

— прочие расходы, предусмотренные номенклатурой мероприятий по охране труда и технике безопасности, кроме расходов, имеющих характер капитальных вложений.

III. Расходы на организацию работ на строительных площадках

1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ, учитываемых в соответствии с установленным порядком.

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (не титульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся:

— приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;

— складские помещения и навесы при объекте строительства;

— душевые, кубовые, неканализированные уборные и помещения для обогрева рабочих;

— настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;

— сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;

— леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ;

— временные разводки от магистральных разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметров зданий или осей линейных сооружений);

— расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительных площадках зданий вместо строительства указанных выше временных (не титульных) зданий и сооружений.

3. Амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на проведение всех видов ремонтов, а также на перемещение производственных приспособлений и оборудования, не включенных в сборники ГЭСН-2001 и учитываемых в составе собственных и арендуемых основных фондов.

4. Содержание пожарной и сторожевой охраны:

— расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников ведомственной охраны, включая военизированную, сторожевую и профессиональную пожарную охрану, независимо от того, осуществляется сторожевая охрана штатными работниками организации или путем привлечения специализированной охранной фирмы, наряду с наличием в организации штатных работников по охране;

— канцелярские, почтово-телеграфные и другие расходы на содержание ведомственной охраны;

— расходы на оплату вневедомственной охраны, предоставляемой органами внутренних дел, пожарной охраны, осуществляемой органами внутренних дел, а также охраны, предоставляемой в порядке оказания услуг другими организациями;

— расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования и спецодежды;

— расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);

— амортизационные отчисления, расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и содержание караульных помещений и пожарных депо (гаражей), включая оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) уборщиц и других рабочих, обслуживающих эти помещения.

5. Расходы по нормативным работам: оплата проектно-технологическим фирмам по организации и технической помощи строительству и нормативно-исследовательским фирмам за выполненные работы по внедрению передовых методов организации труда, нормированию труда и изданию нормативно-технической литературы о передовом опыте в строительстве.

6. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством, включая:

— расходы на проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;

— расходы по организации выставок и смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации;

— выплаты вознаграждений авторам изобретений и рационализаторских предложений;

— выплаты премий за содействие по внедрению изобретений и рационализаторских предложений;

— другие расходы.

7. Расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ. По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников, занятых на геодезических работах, стоимость материалов, амортизационные отчисления, износ, расходы на все виды ремонтов (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение геодезического оборудования, инструментов и приборов, транспортные и другие расходы по геодезическим работам, включая приемку от проектно-изыскательских организаций геодезической основы.

8. Расходы по проектированию производства работ. По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников проектно-сметных групп и групп проектирования производства работ и привязки типовых временных зданий и сооружений, находящихся при строительных трестах (фирмах) или непосредственно при строительных (специализированных) структурных подразделениях, прочие расходы по содержанию этих групп, оплата услуг проектных организаций и трестов по составлению проектов производства работ и оказанию технической помощи.

9. Расходы на содержание производственных лабораторий. По этой статье учитываются следующие затраты:

— расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников производственных лабораторий;

— амортизация, расходы на проведение всех видов ремонтов (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) помещений, оборудования и инвентаря лабораторий;

— стоимость израсходованных или разрушенных при испытании материалов, конструкций и частей сооружений, кроме расходов по испытанию сооружений в целом (средние и большие мосты, резервуары и т.п.), оплачиваемых за счет средств, предусматриваемых на эти цели в сметах на строительство;

— расходы на экспертизу и консультации;

— расходы на оплату услуг, оказываемых лабораториям другими организациями;

— прочие расходы.

10. Расходы, связанные с оплатой услуг военизированных горноспасательных частей при производстве подземных горно-капитальных работ.

11. Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок:

— на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) и другие расходы по уборке и очистке (с вывозкой мусора) территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров, устройству дорожек, мостиков и другим работам, связанным с благоустройством территории строительных площадок;

— на электроэнергию (в том числе от временных электростанций), электролампочки, оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) дежурных электромонтеров и другие расходы, связанные с освещением территории строительства.

12. Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче. На эту статью относятся:

— расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) дежурных слесарей-сантехников и электромонтеров, ключниц, а также рабочих по уборке мусора, мытью полов и окон;

— расходы на приобретение моющих средств и других материалов, расходуемых на уборку при сдаче объектов;

— расходы по вывозке строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта;

— расходы на отопление в период сдачи объектов.

13. Расходы по перебазированию линейных строительных организаций и их структурных подразделений в пределах стройки (за исключением расходов по перемещению строительных машин и механизмов, учтенных в стоимости машино-часа, а также расходов по перебазированию строительных организаций и их структурных подразделений на другие стройки).

IV. Прочие накладные расходы

1. Амортизация по нематериальным активам.

2. Платежи по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), а также по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия.

Вновь установленные ставки по кредитам Центрального банка Российской Федерации коммерческим банкам распространяются на вновь заключенные и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки.

3. Расходы, связанные с рекламой.

V. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы

1. Платежи по обязательному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком имущества строительной организации, учитываемого в составе производственных средств, отдельных категорий работников, занятых в основном производстве, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, и в других разрешенных законодательством Российской Федерации страховых случаях.

2. Расходы на создание страховых фондов (резервов) в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также для страхования жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.

3. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

4. Расходы на сертификацию продукции и услуг.

5. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполнение сторонними организациями работы (предоставленные услуги).

6. Затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством РФ порядком средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), строительных грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного строительства, рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, товарно-материальных запасов, иного имущества, используемого при осуществлении строительно-монтажных работ, гражданской ответственности за причинение вреда, а также по добровольному страхованию работников по договорам долгосрочного страхования жизни, пенсионного и личного медицинского страхования.

7. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений.

8. Отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в договорной цене объекта строительства.

9. Расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика:

а) затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;

б) дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

в) затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

г) предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;

д) дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

е) расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);

ж) затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством;

з) текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

и) суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

к) взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является обязательным условием для осуществления деятельности строительных организаций — плательщиков таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг;

л) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;

м) другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации;
н) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (работ, услуг).

Поделись ссылкой на материал в социальной сети:

Общехозяйственные расходы — вид расходов, произведение которых необходимо для обеспечения эффективной деятельности аппарата управления, не относящиеся непосредственно к процессу производства. Это затраты на содержание организации в целом

Виды расходов

  • Оплата труда непроизводственных работников и начисленные обязательные страховые взносы;
  • Амортизация, исчисленная на основные средства управленческого назначения:
  1. офисные здания;
  2. транспорт, используемый отделом управления;
  3. компьютеры и вычислительная техника ;
  4. объекты нематериальных активов.
  • Аренда зданий непроизводственного назначения;
  • Командировочные расходы. Затраты по командировкам управленческого персонала;
  • Охрана труда:
  1. расходы по приобретению журналов, плакатов;
  2. расходы по технике безопасности;
  • Расходы по обеспечению сохранности имущества;
  • Обучение персонала, переподготовка кадров;
  • Прочие расходы, включающие:
  1. расчетно-кассовое обслуживание;
  2. расходы на услуги банков;
  3. представительские расходы;
  4. почтовые расходы;
  5. канцелярские расходы;
  6. копировальные услуги;
  7. обслуживание компьютерной техники;
  8. покупка и обслуживание программного обеспечения;
  9. аудиторские, консалтинговые услуги;
  10. содержание помещений непроизводственного назначения (отопление, канализация, водоснабжение, электроэнергия).

Счет учета общехозяйственных расходов

Ведение учета осуществляется на активном счете 26 «Общехозяйственные расходы» 3 раздела плана бухгалтерских счетов, который утвержден приказом Министерства финансов РФ .

Счет 26 служит для сбора и систематизации информации, относительно расходов, которые напрямую не связанны с производственным процессом.

Счет 26 не имеет сальдо, не имеет отражения в балансе организации.

Сумма затрат, собранных на счёте «Общехозяйственные расходы», переносится в дебет сч. 20 «Основное производство». В случае, если выполнялись работы, оказывались услуги не для реализации, сумма учтенных расходов по счёту 26 переносится в дебет счёта 23 «Вспомогательные производства».

Предприятия, чья деятельность не связана с производством (за исключением торговых компаний), могут учитывать расходы по своему основному виду деятельности на сч. 26. Расходы, принятые к учету на счете 26, переносятся по окончании периода на счет 90.

Аналитический учет

Учет общехозяйственных расходов требуется, прежде всего, для того, чтобы рассчитать адекватную себестоимость произведенной продукции или работ, оказанных услуг.

Система аналитического учета подразумевает учет расходов по разделам и статьям затрат.

Способ ведения аналитического учета организация утверждает в учетной политике.

В бухгалтерских программах аналитика по сч. 26 ведется в разрезе подразделений и статьей затрат. Исходя из статей, к сч. 26 будет открываться соответствующий субсчет.

Подразделения затрат – это объект, в отношении которого эти затраты были произведены, статья затрат – это расшифровка разделов расходов.

Аналитический учет может вестись по следующим разделам:

  • Управленческие расходы, содержащие следующие статьи:
  1. расходы на командировки;
  2. расходы на выплату заработной платы управленческому персоналу;
  3. суммы, отчисляемых страховых взносов;
  4. представительские расходы;
  • Хозяйственные расходы, содержащие статьи:
  1. заработная плата общехозяйственного персонала;
  2. суммы, отчисляемых страховых взносов;
  3. амортизация;
  4. расходы по охране труда;
  5. кадровые расходы — подготовка и переподготовке кадров.
  • Прочие расходы. Они вкючают в себя:
  1. канцелярские товары;
  2. почтовые расходы;
  3. электроэнергия;
  4. канализация;
  5. водоснабжение.

Статьи затрат для конкретной организации индивидуальны и будут формироваться с учетом индивидуальных особенностей деятельности предприятия.

Синтетический учет

Синтетическим учетом называется учет, который ведется на счетах первого порядка, где собирается информация о хозяйственных средствах предприятия и источниках их образования в денежном выражении.

Ведение синтетического учета общехозяйственных расходов осуществляется на собирательно-распределительном счете 26.

Хозяйственные операции по данному сч. 26 отражаются бухгалтерскими проводками:

  1. Дебет счета 26 Кредит счетов 02, 05 — начисление суммы износа, исчисленной на объекты основных средства/нематериальных активов, используемые для общехозяйственных нужд на основании ведомости начисления амортизации;
  2. Дебет счета 26 Кредит счета 70 – начисление суммы заработной платы управленческого персонала на основании расчетной ведомости;
  3. Дебет счета 26 Кредит счета 69 – исчисление страховых взносов на заработную плату непроизводственного персонала на основании расчетной ведомости;
  4. Дебет счета 26 Кредит счета 71 – списание командировочных расходов на основании авансовых отчетов;
  5. Дебет 26 счета Кредит счетов 20, 23,29 – распределение на счета учета производственных затрат общехозяйственных расходов

Способы распределения расходов

Общехозяйственные расходы переносятся с кредита сч. 26 в дебет счетов производственных затрат по окончании каждого календарного месяца.

Если организация выпускает один тип продукции, общехозяйственные расходы напрямую относятся на ее себестоимость.

В том случае, если предприятием производится несколько типов продукции, то данные расходы распределяются прямопропорционально по каждому виду произведенной продукции:

  1. Прямым затратам. Базой распределения является оборот по дебету сч. 20 «Основное производство», который включает в себя все материальные затраты, оплату труда производственных работников.
  2. Заработной плате персонала, участвующего в производстве продукции;
  3. Выручке от продаж;
  4. Размеру производственных площадей;
  5. Объему выработки;
  6. Другому показателю, который характеризует деятельность предприятия.

Общехозяйственные расходы распределяются между видами производимой продукции путем следующих вычислений:

  • Расчет коэффициента распределения. Расчет осуществляется по формуле:

К распр.= Б распр./(Па+Пб+Пв+…Пн), где

  1. К распр.- коэффициент распределения;
  2. Б распр. – база распределения расходов.
  3. Па, Пб, Пв, Пн – сумма показателя распределения по каждому виду продукции ( к примеру, если базой распределения является заработная плата производственного персонала, Па, Пб, Пв, Пн – сумма заработной платы по каждому виду продукции А, Б, В, Н соответственно);
  • Распределение общехозяйственных расходов между разновидностями производимой продукции:

А = Па* К распр.;

Б= Пб* К распр.;

В = Пв* К распр. , где

  1. А, Б, В – виды изготавливаемой продукции.

Полученные суммы отражается проводкой: Дебет 20 Кредит 26, по каждому виду продукции отдельно.

Базу распределения каждая организация вправе выбрать самостоятельно. Способ распределения обязательно отражается в утвержденной организацией учетной политике.

Так же существуют расходы, распределять которые между видами продукции неуместно. Перечень такого рода расходов предприятие выбирает самостоятельно и утверждает их в своей учетной политике. Нераспределяемые расходы списываются в финансовый результат текущего периода.

Грамотный и последовательный аналитический и синтетический учет поможет правильно распределить затраты, понесенные в процессе изготовления каждой номенклатурной группы продукции.

Списание общехозяйственных расходов

Существует несколько методов списания:

  1. Списание расходов на счет 20 «Основное производство». Общехозяйственные расходы переносятся с кредита сч. 26 в дебет сч. 20. Списание происходит:
  • в полной сумме – если организацией производится один вид продукции;
  • по всем видам продукции в отдельности, если организацией изготавливается 2 и более разновидности продукции, прямопропорционально выбранной базе распределения.
  1. Списание общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи» на субсчет 2 «Себестоимость продаж». Если организация ведет деятельность, не относящуюся к производству продукции (например, аудиторские, консалтинговые фирмы, фирмы, оказывающие информационные услуги), то она имеет право списать общехозяйственные расходы на субсчет 2 «Себестоимость продаж», счета 90 или на другой субсчет, согласно рабочему плану счетов.
  2. Списание с использованием метода «директ-кост». При применении в бухгалтерском учете метода «директ-кост» на себестоимость продукции относятся все виды расходов, кроме общехозяйственных. Преимуществом этого метода учета расходов является возможность уловить прямую закономерность между объемом производства и суммой понесенных затрат. По методу «директ-кост», списание расходов по 26 счету в качестве условно-постоянных затрат проводится на счет 90 с использованием субсчета 8 «Управленческие расходы».

Выбор способа списания общехозяйственных расходов зависит от индивидуальных особенностей деятельности фирмы. Она выбирает способ списания расходов самостоятельно и закрепляет его в своей учетной политике.

Общехозяйственные расходы возникают в любой организации вне зависимости от ее рода деятельности.

Учет таких расходов важен для контроля за денежными средствами предприятия, которые тратятся на обслуживание аппарата управления, а так же для формирования себестоимости производимой продукции.

Для получения достоверной и полной информации по такому виду расходов, необходимо вести их корректный и последовательный учет начиная от возникновения заканчивая списанием данных затрат.

Если у Вас остались вопросы, получите бесплатную консультацию прямо сейчас:

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности бюджетного или автономного учреждения, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Группировка расходов, связанных с производством и реализацией, приведена в ст. 253 НК РФ.

Кроме ст. 251 НК РФ («Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы») глава 25 НК РФ не содержит специальных статей, регулирующих порядок учета конкретных видов расходов при определении налоговой базы бюджетными учреждениями (за исключением отдельных положений п. 2 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизации основных средств). Поэтому одним из основных критериев признания расходов бюджетным или автономным учреждением является их связь с приносящей доход деятельностью и оплата за счет доходов от этой деятельности.

Бесспорно учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, те затраты, которые можно отнести к приносящей доход деятельности «прямым счетом». Например, к ним могут быть отнесены расходы на приобретение за счет собственных доходов материалов, используемых при оказании платных услуг или расходы по выплате вознаграждения физическим лицам за выполненные объемы работ по приносящей доход деятельности.

В то же время достаточно часто понесенные бюджетным или автономным учреждением материальные и прочие расходы равным образом связаны с деятельностью по выполнению государственного (муниципального) задания и с приносящей доход деятельностью и, соответственно, не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности. В отношении таких расходов возможно распределение в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ (см. письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, письмо Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-03-10/13805, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051, письмо ФНС России от 9 июля 2015 г. № ЕД-4-3/11983).

Напомним, что согласно абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

НАША СПРАВКА

До недавнего времени специалисты Минфина России формулировали совсем иное мнение по вопросу распределения затрат по видам деятельности. Ведомство полагало, что для некоммерческих организаций положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью (см. письмо Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/4305, письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03-03-06/1/31298, письмо Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-03-06/4/13345, письмо Минфина России от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47, письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4). Однако уже в письме от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051 специалисты финансового ведомства придерживаются совсем иной правовой позиции. Со ссылкой на Определение КС РФ от 24 ноября 2005 г. № 412-О они допускают, что распределение общехозяйственных расходов некоммерческих организаций между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) может осуществляться в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ.

Некоторые некоммерческие организации, в том числе государственные учреждения, и ранее принимали решение распределять затраты пропорционально доходам согласно п. 1 ст. 272 НК РФ, однако эту позицию зачастую приходилось отстаивать в суде (постановление АС Северо-Западного округа от 30 октября 2014 г. по делу № А42-7699/201, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2013 г. № Ф01-5907/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. № Ф04-3336/11).

Пункт 1 ст. 272 НК РФ не содержит детального порядка распределения расходов по видам деятельности. Мы полагаем, что с целью уменьшения налоговых рисков его необходимо урегулировать в учетной политике для целей налогового учета, исходя из особенностей деятельности и финансового обеспечения учреждения, в том числе периодичности поступления субсидий из бюджета.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (абз. 1 п. 2 ст. 285 НК РФ), за исключением налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Вместе с тем, эти нормы, по нашему мнению, не ограничивают возможность налогоплательщика при расчете доли расходов, которые могут быть признаны при налогообложении, определять пропорцию ежемесячно исходя из утвержденного учетной политикой внутреннего регламента по «закрытию» периодов. При проверке налоговых регистров перед составлением квартальной (годовой) налоговой отчетности в случае необходимости в расчет пропорции могут быть внесены соответствующие корректировки, которые могут как уменьшить, так и увеличить долю признаваемых расходов.

При расчете налоговой базы могут быть признаны только фактически понесенные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы (отраженные в бухучете по КФО 2 (код финансового обеспечения, по которому соответствующие операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета бюджетного (автономного) учреждения) (п. 1 ст. 252, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Суммы фактических понесенных расходов определяются по методу начисления (п. 1 ст. 271 НК РФ). Это правило относится к расходам:

  • признаваемым «прямым счетом»;
  • признаваемым в части, относящейся к приносящей доход деятельности, исходя из нормы п. 1 ст. 272 НК РФ.

Поэтому нет оснований сравнивать кассовые расходы по КФО 2 за налоговый (отчетный) период с суммой фактических понесенных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли за этот же период. Иными словами, для квалификации расходов в качестве «фактически понесенных» не имеет значения период осуществления соответствующих кассовых расходов по КФО 2 – достаточно факта отражения в бухгалтерском учете денежных обязательств по КФО 2 или факта передачи со склада для использования в приносящей доход деятельности учтенных по КФО 2 материальных запасов.

ПРИМЕР

Работы, осуществляемые в рамках приносящей доход деятельности, выполнены подрядчиком и приняты учреждением по акту в июне, а оплата будет произведена только в следующем (третьем) квартале. При расчете налога на прибыль стоимость принятых работ может быть учтена в составе материальных (прочих) расходов в налоговой отчетности за полугодие.

Как минимизировать налоговые риски при распределении в налоговом учете расходов между видами деятельности?

1

В настоящее время специалисты финансового ведомства в письменном виде признают возможность распределения согласно п. 1 ст. 272 НК РФ только в отношении «общехозяйственных» расходов (письмо Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660). Понятие «общехозяйственные расходы» в главе 25 НК РФ не определено. С учетом нормы п. 1 ст. 11 НК РФ организация госсектора может установить перечень общехозяйственных расходов (затрат, которые при расчете налога на прибыль не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности), основываясь на нормативных правовых актах, определяющих порядок и методику расчета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и содержание имущества.

2

В составе общехозяйственных расходов, которые учреждение будет распределять в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ, могут быть такие, которые в явном виде согласно существующим в конкретном публично-правовом образовании нормативным правовым актам отдельно включаются в расчет нормативных затрат при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

Желательно, чтобы решение о распределении таких расходов было подкреплено аргументацией, обосновывающей невозможность признания этих видов расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными (в сумме «не профинансированных» расходов) в порядке, упоминаемом в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124, в письме Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660, а также в письме ФНС России от 14 июня 2013 г. № ЕД-4-3/10699@.

Например, в ходе мероприятий налогового контроля организация может предоставлять документы, подтверждающие, что учредителем расчет нормативных затрат в учреждение не направлялся либо детализация этого расчета и (или) Плана ФХД не позволяет организовать налоговый учет должным образом.

Признание расходов в сумме превышения фактических затрат над нормативными

Учитывая положения письма Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124, письма Минфина России от 25 июня 2015 г. № 03-03-10/36660 и письма ФНС России от 14 июня 2013 г. № ЕД-4-3/10699@, учетной политикой учреждения может быть предусмотрен следующий порядок признания расходов.

1

При налогообложении прибыли не учитываются расходы, фактически понесенные за счет средств бюджетных субсидий (по КФО 4, 5, 6), то есть за счет средств целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Речь идет о расходах (затратах), отраженных (начисленных) в бухгалтерском учете по КФО 4, 5 и 6, кассовое исполнение которых согласно Плану ФХД также уже осуществлено (будет осуществлено) за счет средств бюджетных субсидий.

2

У органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, истребуется расчет нормативных затрат (с расшифровкой по отдельным позициям), применявшийся при определении размера субсидии на выполнение госзадания.

3

На основании расчета нормативных затрат по каждой позиции (содержание недвижимого имущества, содержание особо ценного движимого имущества, приобретение услуг связи и т. д.) и утвержденного Плана ФХД определяется сумма превышения фактических затрат (по всем КФО) над нормативными за отчетный (налоговый) период. Доля нормативных затрат, относящаяся к определенному отчетному (налоговому) периоду, может определяться, например, с учетом суммы субсидий, которая согласно соглашениям должна быть перечислена учреждению в отчетном (налоговом) периоде.

ВНИМАНИЕ!

В налоговом учете учреждения группировку расходов (ст. 253 НК РФ) следует максимально сблизить с расшифровкой нормативных затрат, полученной от учредителя, и сравнивать с соответствующими показателями по выплатам, отраженным в Плане ФХД. В противном случае налоговым органом могут быть выдвинуты претензии по поводу несопоставимости показателей, которые учреждение будет использовать при организации налогового учета.

4

Превышение фактических затрат над нормативными («не профинансированные» расходы) на основании обоснованного расчета учитывается при налогообложении прибыли в сумме, не превышающей утвержденные в Плане ФХД объемы расходов по соответствующей позиции по КФО 2 на определенный отчетный (налоговый) период.

Как видим, для составления обоснованного расчета желательно, чтобы План ФХД был утвержден с поквартальной разбивкой.

5

Средства субсидии на выполнение госзадания вовсе не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (п. 12 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения; письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, письмо Минфина России от 24 июня 2013 г. № 02-13-10/23799, письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 02-13-11/24924, письмо Минфина России от 31 декабря 2014 г. № 02-01-11/69294, письмо Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030). Соответственно, возможны ситуации, когда по какому-либо направлению расходов учреждение согласно утвержденному Плану ФХД получит право израсходовать за счет бюджетных субсидий сумму, которая будет меньше размера нормативных затрат по этому направлению расходов. Полагаем, что подобные обстоятельства, во избежание разногласий с налоговыми органами целесообразно учитывать при составлении расчета «не профинансированных» расходов.

ПРИМЕР

Бюджетное учреждение в налоговом периоде осуществило за счет средств от приносящей доход деятельности расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 20 000 руб. Имущество использовалось как в деятельности по выполнению госзадания, так и в приносящей доход деятельности. Согласно расчету нормативных затрат, доведенному до учреждения одновременно с госзаданием, при определении размера субсидии на выполнение задания расходы на ремонт особо ценного движимого имущества были учтены в сумме 170 000 руб. Планом ФХД в целях оплаты ремонта особо ценного движимого имущества по виду деятельности «4» предусмотрены расходы в сумме 165 000 руб.

В налоговом периоде (при соблюдении иных условий признания расходов) учреждение может признать расходы на ремонт особо ценного движимого имущества в сумме 15 000 руб. (20 000 + 165 000 — 170 000).

Общехозяйственные расходы (ОХР) – затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью. Однако они необходимы для нормального функционирования любой организации. Это косвенные расходы, которые могут распределяться между производствами, видами продукции и списываются с учетом выбранного организацией способа. Состав ОХР, порядок учета, методика их распределения и списания, как правило, определяются видом деятельности хозяйствующего субъекта.

Общехозяйственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Что относят к ОХР

Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:

  • оплату труда АУП центрального офиса с отчислениями в Фонды;
  • амортизацию ОС, НМА, используемых в управленческом процессе;
  • арендные платежи, если здания непроизводственного назначения используются по договору аренды;
  • расходы на содержание непроизводственных зданий, в том числе выплаты коммунальным службам;
  • расходы на охрану труда;
  • оплату командировок АУП;
  • расходы представительского характера;
  • канцелярские, банковские, расходы, на услуги аудиторов и пр.

Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.

На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.

Распределение и списание ОХР

Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.

Базой распределения могут стать:

  • оплата труда работников производства;
  • прямые производственные затраты;
  • выручка от продажи продукции;
  • объем выработанной продукции и пр.

Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.

Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции

Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.

Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:

ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).

Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:

  • К распред. ОХР = 200000 / 600000 = 0,3333.
  • ОХР (А) = 0,3333 * 300000 = 100000.
  • ОХР (Б) = 0,3333 * 200000 = 66667.
  • ОХР (С) = 0,3333 * 100000 = 33333.

    Итого: 200000.

Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.

Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.

Списывают ОХР тремя способами:

  1. С использованием счета 20 «Основное производство», переносом накопленных затрат в дебет этого счета с кредита 26 «ОХР», как об этом говорилось выше: на один вид продукции полной суммой, либо используя распределение по видам продукции.
  2. С использованием счета 90, субсчет «С/сть продаж». Затраты таким образом списывают организации и фирмы, оказывающие различные услуги (бухгалтерское сопровождение, консалтинг и т.п.), ведущие непроизводственную деятельность.
  3. С использованием т.н. метода директ-костинг. Суть его заключается в разделении затрат: на счете 20 собираются все производственные расходные статьи, которые затем подлежат списанию на продукцию, а на счет 90 полной суммой списываются ОХР (см. ПБУ10/99, абз. 2 п. 9).

Вопрос: Может ли РСО при ежемесячном списании общехозяйственных расходов на счета учета затрат на производство распределять их по объектам калькулирования (видам оказываемых услуг) с применением установленных коэффициентов, а не пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги? Что должно быть прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета?
Посмотреть ответ

Учет ОХР

Бухучет

Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).

Проводки:

  1. Дт 26 Кт 76, 70, 71, 68, 69, 60, 23, 29, 10, 05, 02 и пр.- отражение непроизводственных затрат. Счета 23 и 29 применяются, если в организации есть вспомогательные и обслуживающие производства, которые оказывали услуги непроизводственного характера для АУП.
  2. Дт 20, 23 Кт 26 – списание ОХР на основное и вспомогательное производство (если последнее имеется в организации).
  3. Проводка Дт 20 Кт 26 делается по видам продукции на основании произведенных расчетов или полной суммой, если вид продукции у фирмы один. Распределение ОХР между основным и вспомогательным производствами можно произвести пропорционально их производственным затратам за период.
  4. При использовании счета 90 формируют проводку: Дт 90 Кт 26 по соответствующим субсчетам (2-если фирма оказывает услуги на сторону, 8-если используется директ-костинг).

Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:

  1. Расходы на управление (командировки АУП, представительские расходы, оплата труда с отчислениями АУП и т.д.).
  2. Хозяйственные затраты (оплата труда и отчисления общехозяйственных рабочих и персонала, охрана труда, амортизационные отчисления и т.д.).
  3. Прочие ОХР (коммунальные платежи, канцелярия, почтовые расходы и т.п.).

Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.

Затраты в НУ, касающиеся производства и реализации, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318-1 НК РФ). При этом перечень внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) отнести к ним ОХР не позволяет. Порядок отнесения к тем или иным расходам организация может выбрать самостоятельно и закрепить его в учетной политике (ст. 319 -1 НК РФ). Следовательно, ОХР могут для целей НУ учитываться как прямые и как косвенные. Основное отличие в том, что косвенные расходы есть возможность учесть для целей НУ в текущем периоде, в то время как прямые исчисляются с учетом сальдо по незавершенному производству.

Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).

Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.

Можно ли принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам, если в налоговом периоде отсутствует реализация по основному виду деятельности?

Главное

  1. Общехозяйственные расходы не относятся непосредственно к производству продукции.
  2. В зависимости от выбранного метода их либо распределяют пропорционально выбранному базовому показателю, по видам продукции, а затем списывают согласно номенклатуре, либо полностью относят на себестоимость, либо выделяют и относят на себестоимость методом «директ-костинг».
  3. В бухгалтерском учете для ОХР предусмотрен счет 26, который закрывается на производственные счета с учетом видов продукции либо на счет 90.
  4. В налоговом учете, согласно учетной политики для целей НУ, ОХР могут быть отнесены как к прямым, так и к косвенным.

К таким расходам относятся расходы для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Если структура предприятия построена не по цеховому принципу, а общепроизводственные расходы планируют в целом по предприятию, то для отражения расходов используют счет 26.

Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье смет общехозяйственных расходов, месту возникновения затрат.

В таблице 5.2 представлены общехозяйственные расходы.

Таблица 5.2

Статьи Характеристика и содержание расходов
Расходы на управление ПП
Зарплата аппарата управления ПП Заработная плата с отчислениями на соц.страхование персонала управления
Служебные командировки и перемещения Расходы по всем видам служебных командировок работников управления, расходы и подъемные при перемещении этих работников и членов их семей.
Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны Зарплата персонала вахтерской, пожарной и сторожевой охраны и отчисления на соц. страхование, суммы, уплачиваемые другим организациям за охрану
Прочие расходы Канцелярские, телефонные расходы, стоимость бланков отчетности, расходы на содержание телефонных станций, диспетчерской связи, зданий и помещений заводоуправления (отопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт и уборка);
Отчисления на содержание вышест. организаций
Общехозяйственные расходы
Содержание прочего общезав. персонала Зарплата персонала завода не управленческого характера и отчисления на соц.страхование
Амортизация ОС ОС общезаводского характера
Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря Расходы на содержание в исправном рабочем состоянии всех ОС общезав.характера; стоимость смазочных и обтирочных материалов, зарплата и отчисления на соц. страхование рабочих обслуживающих операций складов и кладовщиков, плата за аренду зданий и помещений; затраты на топливо, энергию расходы; по текущему ремонту зданий
Производство испытаний
Охрана труда Затраты на охрану труда (некапитального характера): расходы по технике безопасности, по производственной санитарии
Подготовка кадров Расходы на производственное обучение по подготовке новых рабочих (оплата преподавателям за лекции, затраты на приобретение учебных пособий, выплата стипендий успевающим, направленным на обучение в вузы и техникумы).
Организованный набор рабочей силы
Прочие расходы Расходы на содержание дежурного транспорта и автомашин спец. назначения (кроме служебных легковых).
Налоги, сборы Госпошлины, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ
Общезаводские непроизводительные расходы
Потери от простоев Сумма зарплаты рабочих, причитающейся за время простоев, и отчисления на соц. страхование; стоимость сырья, материалов, топлива и всех видов энергии, затраченных в период остановки производства.
Потери от порчи МПЗ при хранении на заводских складах
Недостача МПЗ на заводских складах
Прочие расходы Оплата судебных издержек и арбитражных сборов, плата за перерасход лимитов электроэнергии и газа.

В конце месяца за вычетом возвратов (Д 10 К 26) их распределяют и включают в состав затрат основного или вспомогательного производства (Д 20, 23 К 26). База распределения выбирается предприятием (как и для общепроизводственных затрат).

Разрешается расходы не относит на счета производственных затрат, а сразу списывать на реализованную продукцию (работы, услуги): Д 90 К 26. Между видами продукции общехозяйственные затраты распределяются пропорционально выручке от реализации.

На конец месяца остатка по 26 счету не бывает.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *