Регулирование цен

В чем заключается госрегулирование цен

Методы государственного регулирования цен — комплекс мер по воздействию государства на механизм ценообразования, контролю за соблюдением финансовой дисциплины и созданию условий для свободной конкуренции, единых для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

Главными инструментами ценового регулирования выступают законодательные, бюджетные, административные и финансовые мероприятия, санкционированные государством. Влияние на ценообразование производится с целью контроля над инфляцией, содействия конкурентным процессам, обеспечения эффективного распределения и использования средств бюджета и улучшения функционирования экономической системы страны в целом.

Правовые основы государственного регулирования цен:

В этих НПА закреплены рычаги прямого и косвенного регулирования государством ценообразования в Российской Федерации.

Как регулируются стоимость

Государственные цены бывают фиксированными (ФЦ), устанавливаемыми госорганами и регулируемыми (РЦ). Предельное значение РЦ определяется госорганами в зависимости от воздействия условий экономической конъюнктуры.

Выделяют прямые и косвенные методы регулирования. К прямому воздействию относятся:

  • установление ФЦ;
  • установление РЦ;
  • определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44;
  • ценовое декларирование;
  • замораживание общего уровня расценок или только на отдельные виды товаров, работ, услуг;
  • введение тарифов и рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных расценок.

Косвенные рычаги включают функционирование системы налогообложения, контроль над процентными ставками рефинансирования, координирование государственных расходов, торговую и административную политику, антимонопольное законодательство и многое другое.

Примеры

Самым ярким примером является государственное регулирование цен на лекарственные препараты и на продукцию гособоронзаказа.

Воздействие на ценообразование по ГОЗ производится путем утверждения методологии по расчету расценок и списка продукции по гособоронзаказу, введения правил по определению НМЦК, применения различных видов расценок, обозначения минимальной и максимальной прибыли, гарантирования оплаты головному исполнителю или исполнителю, ведения раздельного учета, государственной регистрации и ведения реестра цен на продукцию гособоронзаказа.

Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты реализовывается, базируясь на:

  • утверждении перечня жизненно необходимых медицинских препаратов;
  • закреплении методики ценообразования;
  • госрегистрации и ведении реестра принятых расценок на лекарственные средства;
  • утверждении и установлении предельных оптовых надбавок;
  • организации порядка предоставления и непосредственном направлении предписаний уполномоченным исполнительным органам на уровне субъектов РФ;
  • проведении процедур надзора в сфере обращения медикаментов;
  • правоприменении комплекса мер административной и уголовной ответственности за выявленные нарушения в порядке ценообразования на лекарственные препараты.

Государственное регулирование цен – это система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий. Государственное регулирование цен – объективная необходимость в современных условиях, поскольку:

непосредственно связано с проблемой формирования, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев и групп населения, и от его эффективности в значительной степени зависит социальная стабильность в народном хозяйстве,

выполняя стимулирующую функцию, цены влияют на развитие производства,

от динамики цен, их равновесия зависит вопрос, какие товары и услуги производить, как и для кого их производить,

с проблемой цен органически связана проблема инфляции (дефляции), экономического цикла. Механизм государственного регулирования цен состоит из:

определения задач и целей,

изучения спроса на товар,

оценки средних издержек производства,

анализа поведения различных противодействующих сторон,

выбора метода ценообразования,

окончательных выводов относительно государственного вмешательства в ценообразование (в частности, возможное установление окончательной цены). Государственное регулирование цен не исключает свободы выбора потребителей в приобретении необходимых им товаров и услуг. При этом оба элементы механизма ценообразования (рынок и государственное регулирование) ориентируются на достижение таких целей:

обеспечение равновесия между предложением товаров и их потреблением, формирование равновесной цены,

покрытие общественно необходимых затрат производства,

стимулирование научно-технического прогресса и повышение качества продукции, создание условий для внедрения новой техники и технологии, что положительно влияет на рациональное использование ресурсов производства,

обеспечение высокого жизненного уровня населения,

стимулирование интеграционных процессов и взаимовыгодного международного разделения труда, повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Рыночный ценовой механизм отключен в случае государственного регулирования цен. Возможны два варианта. 1. Установление ВЕРХНЕЙ границы цен,выше которой продавать продукцию запрещается. При этомустановленный потолок цен, естественно, ниже равновесного уровня. В странах с рыночной экономикой такая мера применяется в периоды острого товарного дефицита (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Подобное регулирование позволяет потребителям приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить по равновесным ценам. Однако здесь сразу возникает цепочка НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ (рис). Нарушение рыночного саморегулирования вызывает а) устойчивый дефицит товаров, б)необходимость государственного нормирования дефицитной продукции для потребителей (например, через карточную систему), в) растет контролирующий бюрократический аппарат, г) появляются нелегальные черные рынки, фальшивые карточки и т. п. 2. Второй вариант — установление НИЖНЕЙ границы цен.Эта мера обычно применяется, когда государство хочет обеспечить достаточный уровень доходов определенным производителям (чаще всего фермерам). В данном случае установленная правительственная минимальная цена, напротив, выше цены равновесия. Это поддерживает фермеров, но опять-таки порождает негативные последствия. Выключение рыночной саморегулировки ведет к а) образованию устойчивого излишка продукции (завышенная цена стимулирует предложение, одновременно сужая спрос). Государство венуждено б) ограничивать производство (например, диктуя пределы посевных площадей и выплачивая компенсации за незасеянные поля), либо в)закупать излишки продукции (тем самым субсидируя фермеров). При этом возникает проблема хранения, использования или ликвидации закупленной излишней продукции. Таким образом, государственное регулирование цен выключает механизм рыночного саморегулирования. Если свободно устанавливающиеся цены автоматически согласуют спрос с предложением, то регулируемые цены этогоне делают. Образуются дефициты или излишки продукции, и обществу приходится справлятся с порождаемыми ими проблемами.

Билет 1. Структура нац. экон-ки. Сферы, сект., отрасли, комплексы.

Сфера производ-ой деят-ти –произв. товаров; сфера сервиса — произв. услуг.

Особо след. выделить инстуциональн. сферу, представл. совокупн. институциональн. единиц (хоз. субъектов) владеющ. активами и имеющ. право на провед хоз. операции. Могут быть физич. и юридич. лицами и делятся на хозяйствующие и не хозяйствующие, кот. выполн. свою задачу по уставу

Сектора – область хоз. деят. и часть экономики.

По институционал. единицам радел. на госуд-ый, корпоративн., частный, некоммерческий и т.д.

По видам продукции: добывающий, обрабатывающий, услуги и др.

Отрасль – совокупн. предпр. и организ. объед. общностью выпускаемой продукции, технолог. произв-ва и профессион. навыками работников. Различают:

1.Чистую отрасль – совокупн. всех произв-в, выпускающ. один и тот же продукт.

2.Хозяйств. отрасль – такая, кот. учит. по профильному продукту, т.е. >50% должен сост. осн. продукт.

3.Админмистр. отрасль – предпр. кот. наход. в ведении одного министерства.

Отрасли представл. в соотв. с классификацией МСОК.

Билет 3. Классификация предпр.

Предпр. отлич друг от друга по ряду признаков, поэтому они классифиц.:

-по отраслевому принципу;

-по структуре производства;

-по мощн. произв. потенциала.

Классификация по структуре:

1.узкоспециализир. предпр. (произв. небольш. номенклатуру продукции).

2.многопрофессиональные (выпускает широкий ассортимент продукции разл. назначения)

3.комбинированнное (один продукт превращ. в др. по технологич. цепочке в одном производстве).

По размеру предпр. различ.: мелкие, средние, крупные.

Критериями явл.:

1.Численность работающих

2.Производственная мощность

3.Объем продаж

4.Ст-ть основных фондов

К малым предпр. относятся:

-в промышленносте, на траспорте (до 100 чел.)

— в С/Х (60 чел.)

— в опт. торговле (50 чел)

-в научн.-технологич. сфере (60 чел)

-в рознич. Торговле, бытовом обслуж. (30 чел.)

-в ост. Отраслях и видах деят.-ти (50 чел.)

15.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

Николаева Т.Е., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, к.э.н., доцент

ccw238@rambler.ru, lengro@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается регулирующая деятельность государства в сфере ценообразования в условиях рыночной экономики. Раскрываются основные принципы сложившейся системы государственного ценового регулирования в России, обосновывается объективная необходимость повышения эффективности деятельности государства в данной сфере за счет комплексного использования различных финансовых механизмов. Особое внимание уделено развитию нормативной базы реализации государственной политики цен.

Ключевые слова: прямое и косвенное регулирование цен, рентабельность, затраты, прибыль, инфляция, компенсации, налоги, финансовая стабильность

STATE REGULATION OF THE PRICES IN THE RUSSIAN PRACTICE

В современной экономике сохраняются зоны, не способные функционировать без государственного вмешательства. В первую очередь это отрасли повышенного народнохозяйственного и социального значения, а также естественные монополии. Важнейшую роль при этом играет государственное регулирование цен. Воздействие государства на процессы ценообразования является одним из важнейших элементов экономической политики. Она способна изменить рыночное равновесие и использовать цены для балансировки интересов участников рынка.

Перед государственным регулированием цен стоят две основные цели: сдержать рост цен на определен-

ные группы продукции и мотивировать повышение эффективности производства. Результативность ценового регулирования зависит, прежде всего, от степени согласованности интересов субъектов регулирования государства, компаний-производителей, посредников и потребителей продукции.

Обеспечить консенсус интересов настолько непросто, насколько неоднозначны ожидания и потребности участников процесса регулирования. Интересы потребителей заключаются в удовлетворении собственного спроса по возможно низким ценам. Цель изготовителей — получение необходимой для развития компании прибыли. Органы федеральной, региональной и местной власти, ответственные за социальное развитие страны, региона, с одной стороны, заинтересованы в сдерживании роста цен на жизненно-необходимые, социально-значимые товары и услуги. И в этом случае они на стороне потребителей. С другой стороны, властные структуры заинтересованы в рентабельном функционировании компаний, как источнике налоговых поступлений в бюджеты соответствующих уровней. Здесь их интересы совпадают с интересами производителей.

В настоящее время в РФ отсутствует система принятия решений в области государственного ценового регулирования. Основной недостаток всех современных исследований в данной сфере — сосредоточение внимания на отработке чисто ценовых рычагов. Однако нередко разумные предложения не работают, так как не являются синтезом интересов участников рынка, а их обоснование полностью подчинено ведомственным интересам. В связи с этим целесообразно обобщить существующую практику государственного регулирования цен, выявить проблемы и рассмотреть возможности их разрешения.

Основные направления государственного регулирования цен в России определены Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 30 декабря 2009г.).

Рычагами прямого ценового регулирования в российской экономике являются установление предельных максимальных уровней цен, ценовых коэффициентов, пределов оптовых и розничных торговых надбавок. Их использование, как свидетельствует практика, сдерживает рост цен, но представляет потенциальную угрозу финансовому состоянию производителей, то есть предопределяет противоречия групп интересов субъектов регулирования.

Нерешенность указанной проблемы особенно ярко демонстрирует ситуация в фармацевтической отрасли. Государственному регулированию цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) Правительство РФ уделяет особое внимание как фактору снижения социальной напряженности и улучшения лекарственного обеспечения населения. В 2009 г. Росздравнадзор зафиксировал значительный скачок цен на лекарства почти во всех регионах России. Для стабилизации ситуации Министерством по здравоохранению и социального развития и Федеральной службой по тарифам разработаны специальные методики установления цен производителей, а также оптовых и розничных торговых надбавок по списку ЖНВЛС.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2009г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» на ЖНВЛС установлены предельные отпускные цены, подлежащие государственной регистрации.

Результаты государственного регулирования цен в фармацевтической промышленности скромны и весьма неоднозначны.

Установленный порядок предусматривает пересмотр (перерегистрацию) предельной отпускной цены не чаще одного раза в год. По мнению финансистов фирмы «Фармэксперт — аналитика и консалтинг» в условиях высокой инфляции в России удорожание затратных компонентов на лекарственные препараты ЖНВЛС в среднем за год может составлять 15-25%. Особенно в тяжелом положении оказываются предприятия, где главная субстанция при изготовлении препарата составляет более 50% и приобретается по импорту.

Рост издержек при «зажатых» на год ценах специалисты Щелковского витаминного завода, Московской фармацевтической фабрики, ОАО Верофарм называют главным препятствием для обеспечения рентабельности производства. Уже на начальной стадии регулирования цены на ЖНВЛС понизились относительно прежних свободных на 12-13%. Это явилось толчком для прекращения или сокращения производства этих препаратов. Снижение доли дешевых лекарственных средств в общем объеме реализации представлено на рис.1

2002 2003 2004

Л <30 руб. *30-50 руб.

2005 2006 2007 2008 2009

И50-100 руб. *100-300 СУб. «>300 суб.

обеспечение лекарственными средствами в амбулаторных государственных медицинских учреждениях РФ в 5,5 раз меньше, чем, например, в странах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (см. рис.З).

Рис. 1.

Доля отдельных групп лекарственных препаратов, объединенных по критерию стоимости в общем объеме реализации.

Существующие механизмы государственного регулирования цен на ЖНВЛС не обеспечивают доступность лекарственных средств для населения за счет сдерживания цен. В первую очередь это объясняется неадекватным реальному спросу ассортиментом лекарств, включенных в список. Пока за основу принят список Всемирной Организации Здравоохранения: Essential Drug List, -список основных лекарств, составленный для беднейших стран мира. На рис. 2 видно, что указанные лекарства в нашей стране используются, главным образом, государственным сектором. Население же предъявляет спрос на более качественные, но и более дорогие лекарственные средства. После введения списка ЖНВЛС цены на указанную, также социально значимую продукцию, существенно выросли. В результате возникает дисбаланс между интересами государства и населения. Сокращая государственные расходы на здравоохранение путем государственного регулирования цен на ЖНВЛС, Правительство снижает реальный уровень жизни большой группы граждан, для которых лекарства, не входящие в список ЖНВЛС, — жизненно необходимы. Причем среди этой части населения находятся и беднейшие категории. Вместе с тем следует иметь в виду, что

Рис.2.

Доля расходов на ЖНВЛС в разных секторах собственности российского фармацевтического рынка в 2009г.

Рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля государственных расходов на лекарственные средства в общей сумме расходов.

Проблемы существуют и в других сферах хозяйства, на которые распространяется государственное регулирование цен. Например, верхние уровни железнодорожных грузовых тарифов определяются в настоящее время исходя из коэффициента, равного среднему индексу цен по промышленности. В течение ряда лет индексы грузовых железнодорожных тарифов были ниже средних индексов цен по промышленности. Разрыв между индексами железнодорожных тарифов и индексами промышленности в течение этого периода достигал 14%, что, безусловно, подрывает финансовые основы предприятий отрасли и дестимулирует развитие данного вида услуг (табл. 1).

Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими финансовыми инструментами. К ним относятся компенсации и налоговые льготы.

Очень острой проблема компенсаций является для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Концепцией реформы ЖКХ в России предусмотрен постепенный переход на полную оплату населением затрат на коммунальные услуги в части текущих издержек. Однако проблему компенсаций это не снимает, а, напротив, требует более тщательного подхода к ее решению. Объектами ценового регулирования, а, следовательно, и компенсаций останутся определенные категории населения (пенсионеры, инвалиды и др.) и виды услуг (банно-прачечные услуги для интернатов, воинских частей и др.), для которых важно сформулировать гарантированный перечень услуг, объекты прямого ценового регулирования, источники и порядок финансирования.

Таблица 1

Соотношение индексов средних по промышленности и индексов тарифов на железнодорожном грузовом транспорте

В современном российском законодательстве механизм компенсаций не разъясняется. В связи с этим практический интерес представляет зарубежный опыт.

Например, известно, что в США наряду с общефедеральными органами регулирования сформированы комиссии по регулированию жизненно важных услуг на уровне штатов. Комиссии контролируют деятельность всех компаний, работающих на территории данного штата. К основным функциям комиссии относятся: сертификация доступа на регулируемые рынки; принятие решений по вопросам изменения цен по ходатайствам заинтересованных органов; анализ финансового состояния компаний-объектов регулирования. Существуют специальные законы о статусе и порядке работы членов комиссии: работать в комиссии на полную ставку в рамках выборного срока, не заниматься никакой другой деятельностью, не иметь вложений в ценные бумаги компаний, деятельность которых регулируется комиссией. Несомненно подобная организация деятельности повышает степень объективности решений по вопросам регулирования.

Органы регулирования США выдают фирмам разрешение на применение цен, которые рассчитываются исходя из экономически обоснованных издержек. В составе регулирующих органов обязательно присутствуют отделы бухгалтерского анализа, которые занимаются, в том числе и контролем за издержками. При этом используются единые стандарты ведения бухгалтерского учета на регулируемых предприятиях, способствующие наиболее полному раскрытию информации об издержках.

Специальные отделы управленческого анализа регулирующего органа могут проверить обоснованность цен закупки материалов и оборудования контролируемой компанией. Для этого изучаются материалы на соответствующих рынках, проводятся ценовые обзоры. Оптимальные издержки определяются с учетом качества продукции.

Определение оптимальных издержек — основа расчета компенсаций при государственном ценовом регули-

ровании. Как показывает зарубежная практика, оптимальные компенсации предполагают не автоматическое покрытие всех затрат предприятия, а только той их части, которая представляется общественно необходимой. Только таким образом обеспечивается заинтересованность предприятий в изыскании резервов снижения издержек.

За рубежом оптимизация затрат основана на обоснованных методических подходах их определения. В российских условиях, на наш взгляд, в первую очередь следует уделять внимание упорядочению правил калькулирования себестоимости. По мере нарастания конкуренции предприятия все больше понимают значение совершенствования методики по калькулированию и самостоятельно ведут работу в этом направлении. Методика по калькулированию себестоимости имеется на сегодня практически у всех российских производителей. Необходимо поставить вопрос о возврате к типовой методике по калькулированию себестоимости как о первом шаге в решении проблемы обоснованности бюджетных компенсаций в отечественной практике. При этом очень важно определить размер не только компенсационных выплат, но и санкций при невыплатах.

По нашему мнению, в качестве источника компенсаций необходимо использовать комплексное финансирование, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных в результате инициативной деятельности производителей.

Как отмечалось, бюджетные компенсации при всей их необходимости порождают иждивенчество, толкают предприятия к «переброске» продукции из дотационного направления в коммерческое. В результате перечень льготируемой продукции по регулируемым ценам на практике становится крайне дефицитным и вообще исчезает. Именно эта ситуация была аргументом монетизации льгот, реализация которой впрочем столкнулась с трудностями обеспечения денежных средств для выплат.

При использовании компенсационных схем необходимо обратить особое внимание на существующие в российской практике недостатки увязки ценового регулирования с минимальным размером оплаты труда. На наш взгляд, объектом совместных исследований предприятий-производителей и специалистов в области статистики должен стать вопрос формирования более гибкой схемы ценового регулирования в социальной сфере, включающей не только замораживаемый на длительное время МРОТ, но и ряд показателей, более полно характеризующих жизненный уровень населения (динамика розничных цен и тарифов, средний уровень доходов, прожиточный минимум и др.).Рассчитанные на такой базе верхние уровни регулируемых цен позволят определить необходимые размеры компенсаций для производителей.

Государственным структурам следует уделить внимание корректировке некоторых условий деятельности предприятий, реализующих продукцию по регулируемым ценам. Например, в сфере ЖКХ в соответствии с действующей в России системой налогообложения услуги, на которые распространяются регулируемые тарифы, не являются льготными позициями с точки зрения НДС, но компенсации из-за нарушения хозрасчета здесь предусмотрены. Так как предприятия этой сферы являются плательщиками НДС (по ставке 18%), то

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Индексы цен промышленно сти 1,207 1,132 1,251 1,276 1,095 1,137

Индексы железнодорожных грузовых тарифов 1,103 1,075 1,080 1,211 1,080 1,094

и компенсации им выплачиваются с учетом этого налога. Однако сроки уплаты НДС постоянно опережают сроки компенсационных выплат и предприятия перманентно испытывают нехватку средств для уплаты налога.

Понимая сложность решения вопроса об освобождении данной сферы от уплаты НДС (с учетом общей тенденции сокращения льготных налоговых позиций), авторы все же считают необходимым поставить этот вопрос. При существующем положении налоговые средства через компенсации снова возвращаются к плательщику, но производители вынуждены работать в напряженных финансовых обстоятельствах. Возможно, правомерно говорить об освобождении от НДС лишь в отношении устойчиво дотационных производителей, в перечне услуг которых отсутствует ассортимент реализуемый по свободным ценам.

Для отраслей, применяющих регулируемые цены, Федеральной службе по тарифам следует рассмотреть возможности снижения или отмены импортных пошлин на затратные составляющие, применения не только льготной ставки НДС 10%, но и в отдельных случаях — переход к нулевой ставке.

И компенсации, и схемы налоговых льгот обязательно должны формироваться с учетом инфляционной составляющей, а также на базе обоснованной ассортиментной политики.

Вместе с тем в условиях применения регулируемых цен предприятия должны не только рассчитывать на помощь со стороны государства, но и предпринимать самостоятельные действия, связанные с интенсификацией, диверсификацией производства, позволяющие обеспечить решение главной задачи коммерческого предприятия — максимизация массы прибыли.

В отечественной практике особенно большие резервы получения прибыли за счет расширения спектра предоставляемых услуг существуют в сфере ЖКХ -прежде всего, по направлениям, не связанным с естественными монополиями, — в связи с развитием коммерческого и, особенно, элитного жилья. Услуги по озеленению придомовых участков, оформлению территории к праздникам, совершенствованию степени технической оснащенности охраны, обустройству площадей общего пользования внутри дома давно уже стали за рубежом объектом, так называемой дифференциации цен по доходам. Расценки на эти услуги формируются с большим отрывом действительных затрат по калькуляции прямо пропорционально грамотности рекламы и уровням доходов клиентов. Сегодня предприятия ЖКХ получают серьезные доходы, связанные с выдачей разрешений на операции с недвижимостью, регистрацией, пропиской граждан. Аналогичные возможности существуют и в других сферах, на которые распространяется государственное регулирование цен. Принцип, согласно которому коммерческое крыло «кормит» некоммерческое, развит и за рубежом во всех сферах услуг. Зарубежная практика вполне применима к российским условиям; ее реализации в отечественных условиях мешает инертность предприятий. Наряду с этим предприятия должны использовать возможности воздействия на властные структуры при разработке конкретных рычагов ценового регулирования, используя систему межведомственных совещаний, которые проводятся с участием производителей.

Как показал анализ, финансовая стабильность в сфере услуг ЖКХ в большой мере зависит от решения вопросов, связанных с формированием фондов соци-

ального страхования. На уровне субъектов РФ до сих пор сохраняется практика снятия средств на социальное страхование при их неиспользовании. Это существенно ухудшает результаты финансовой деятельности предприятий

Государственное регулирование цен может быть результативным только при условии неформального подхода. Эффективность различных методов регулирования цен зависит от правильного выбора условий их применения. Прямые методы должны сочетаться, а не противопоставляться косвенным методам. Очевидно, что выбор ценовых рычагов должен зависеть от особенностей продукции с точки зрения ее назначения, роли в народном хозяйстве. Так, рычаги ценового регулирования на товары и услуги, являющиеся важнейшими затратными составляющими во всех сферах экономики (услуги транспорта, связи, энергоснабжения и др.), следует ориентировать на темпы инфляции с целью исключения инфляции издержек (по причине роста цен из-за роста затрат) и инфляции предложения (из-за ценового сговора). А регулирование цен по товарам и услугам повышенного социального значения надо связать с показателями жизненного уровня населения. При этом необходимо учитывать стратегические и тактические цели, приоритеты сторон. Все это усилит влияние объективного фактора на процесс государственного ценового регулирования и позволит уравновесить финансовые позиции всех заинтересованных сторон. Для оценки эффективности системы регулируемых цен возможно использование комплексного показателя, отражающего изменение соотношения между производством и потреблением соответствующих видов продукции, который отражает баланс интересов всех заинтересованных сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система государственного регулирования цен в России находится на стадии развития и приобретает все более широкий характер. Всесторонний анализ ее функционирования — основа для формирования законодательной базы. Российская экономика созрела для реализации конституционной нормы, предусматривающей установление правовых актов ценовой политики Российской Федерации. Правовой базой осуществления государственной ценовой политики РФ может стать Федеральный Закон «О ценообразовании в Российской Федерации», имеющий прямое действие на всей территории России.

Концептуально Закон о ценах должен определить цели, задачи, условия государственного регулирования цен, распределить роли и место участников этого процесса, установить важнейшие процедуры и схемы, источники финансирования, ответственность за нарушение дисциплины цен. Разрабатывая новую экономико-правовую среду в области ценообразования важно учесть сложившиеся на цивилизованных рынках развитых стран гибкие системы регулирования цен, методологию гарантированных и уведомительных цен, которые учитывают условия производства и реализации, и касаются и госсектора, и частных предпринимателей.

Федеральный Закон «О ценообразовании в Российской Федерации» обеспечит объективность процессов государственного ценообразования, повысит мотивацию производителей и позволит в глобальном смысле решить проблему увязки интересов субъектов регулирования.

Список литературы:

1. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. Учебное пособие. М.: Магистр, ИНФрА-М, 2010.

2. Липсиц И.В. Ценообразование. Учебник. М.: Экономист, 2008.

3. Салимжанов И.К. Ценообразование. Учебник. М.: Кнорус, 2007.

4. Браздникин А.С. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2007.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья посвящена важнейшей теме, т.к. проблема регулирования касается прежде всего отраслей повышенного народнохозяйственного и социального значения, а также естественных монополий.

Воздействие государства на процесс ценообразования способно изменить рыночное равновесие.

В статье достаточно подробно характеризуется практика регулирования цен в зарубежных странах.

С авторами следует согласиться, когда они пишут, что государственное регулирование цен может быть результативным только при условии неформального подхода, а также о необходимости издания Федерального Закона «О ценообразовании в Российской Федерации».

Опубликование статьи представляется целесообразным и своевременным.

РЭУ им. Г.В.Плеханова

профессор

к.э.н. Л.М. Гужавина

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *