Резервы

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие организации вправе создавать резерв на оплату отпусков в налоговом учете и для чего.

2. Как рассчитать сумму отчислений в резерв на оплату отпусков.

3. Как провести инвентаризацию и корректировку «отпускного» резерва.

Ситуация, когда каждый месяц идет в отпуск равное количество сотрудников на равное количество дней – что-то из области фантастики. В реальной жизни бывает, как правило, с точностью до наоборот: львиная доля отпусков приходится на летний период, в то время как в зимние месяцы наступает «отпускное» затишье. Соответственно, расходы на оплату отпусков распределяются крайне неравномерно по месяцам, и, как следствие, колеблется налоговая нагрузка. Чтобы оптимизировать налоговую нагрузку, НК РФ предоставляет налогоплательщикам право создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ). Главная цель такого резерва – равномерное включение расходов на оплату отпусков в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу, в течение года. О том, как создать и использовать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков для целей налогового учета, — узнаете, прочитав эту статью до конца.

Принципы создания резерва на оплату отпусков в налоговом учете

Как сказано в самом начале статьи, создание «отпускного» резерва – право, а не обязанность налогоплательщиков. При этом таким правом могут воспользоваться только те организации, которые уплачивают налог на прибыль и признают доходы и расходы по методу начисления.

! Обратите внимание: Организации, применяющие кассовый метод признания доходов и расходов (при УСН или ОСНО) не учитывают в налоговых расходах отчисления в резерв на оплату отпусков и, соответственно не создают такой резерв. Это связано с тем, что при кассовом методе отпускные включаются в расходы для целей налогообложения в момент их фактической оплаты (погашения задолженности) (Письмо Минфина РФ от 08.06.2011 № 03-11-06/2/90).

Если организация решила создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков с начала года, этот факт должен быть отражен в ее учетной политике для целей налогообложения. Отказаться от создания резерва возможно только со следующего года, внеся соответствующие изменения в учетную политику. То есть отказаться от создания резерва в течение года нельзя. Помимо факта создания резерва на оплату отпусков в учетной политике также следует отразить:

  • способ резервирования;
  • предельную сумму отчислений в резерв и ежемесячный процент отчислений.

В соответствии с требованиями налогового законодательства, для определения ежемесячного процента отчислений в резерв организация обязана составить специальный расчет (смету) (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 НК РФ). Кроме того, фактические суммы отчислений в резерв, а также ежемесячное использование резерва должны отражаться в налоговом регистре. Поскольку формы сметы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и налогового регистра по его использованию не установлены, организация должна разработать их самостоятельно и утвердить в приложении к учетной политике для целей налогообложения или в отдельном приказе.

Расчет отчислений в резерв на оплату отпусков

Ели организация создает резерв на оплату отпусков, то в расходы на оплату труда включаются не суммы фактически начисленных сотрудникам отпускных (и страховые взносы с них), а суммы ежемесячных отчислений в резерв. В этом и состоит суть создания резерва: в выравнивании и планировании расходов в течение налогового периода. Как же рассчитать ежемесячные отчисления в резерв на оплату отпусков?

  1. На 1 января текущего года необходимо определить ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Ежемесячный процент отчислений в резерв = Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков за год (с учетом страховых взносов) / Предполагаемая сумма расходов на оплату труда за год (с учетом страховых взносов) х 100%
  • Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков (в том числе дополнительных отпусков) может определяться одним из способов, закрепленным в учетной политике организации:
    • по данным предыдущего года;
    • исходя из количества дней отпуска, запланированного на текущий год (например, на основании графика отпусков) и среднедневного заработка сотрудников.

! Обратите внимание: Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков (с учетом страховых взносов) представляет собой предельную величину отчислений в резерв на оплату отпусков (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 НК РФ). То есть ежемесячные отчисления в резерв производятся до тех пор, пока их сумма не станет равна предельной величине.

  • Предполагаемая сумма расходов на оплату труда за текущий год также может быть определена несколькими способами:
    • по данным предыдущего года;
    • исходя из сведений о фонде оплаты труда на текущий год (например, на основании штатного расписания). Такой способ больше подойдет для организаций, в которых заработная плата сотрудников в большей степени состоит из окладной составляющей.

! Обратите внимание: Предполагаемая сумма расходов на оплату труда, используемая для расчета ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков, не включает в себя:

  • оплату отпускных. Если за основу принимается сумма оплаты труда за предыдущий год, из нее необходимо исключить суммы начисленных отпускных;
  • выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Пример расчета ежемесячного процента отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

№ п/п

Показатель

Сумма

1 Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков в текущем году 540 000,00
2 Страховые взносы с предполагаемой суммы расходов на оплату отпусков в текущем году (стр. 1 х 30,2% *) 163 080,00
3 Предполагаемая сумма расходов на оплату отпусков в текущем году (с учетом страховых взносов) (стр. 1 + стр. 2)— предельная величина отчислений в резерв 703 080,00
4 Предполагаемая сумма расходов на оплату труда в текущем году 6 480 000,00
5 Страховые взносы с предполагаемой суммы расходов на оплату труда в текущем году (стр. 4 х 30,2% *) 1 956 960,00
6 Предполагаемая сумма расходов на оплату труда в текущем году (с учетом страховых взносов) (стр. 4 + стр. 5) 8 436 960,00
7 Ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (стр. 3 / стр. 6 х 100%) 8,33 %

* — суммарный тариф страховых взносов, применяемых в организации, на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Расчет ежемесячного процента отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков на текущий год оформляется внутренним документом – сметой.

Скачать Образец сметы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

  1. На последнее число каждого месяца рассчитывается сумма отчислений в резерв на оплату отпусков на основании ежемесячного процента отчислений и фактических расходов на оплату труда за месяц:
Сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков = Сумма фактических расходов на оплату труда за месяц (с учетом страховых взносов) х Ежемесячный процент отчислений в резерв / 100%

Указанная сумма отчислений в резерв включается в налоговые расходы на оплату труда соответствующего периода (п. 24 ст. 255 НК РФ). Ежемесячные отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков производятся до тех пор, пока их сумма с начала года не станет равна предельной величине отчислений в резерв. После этого отчисления в резерв на оплату отпусков не производятся и не включаются в расходы для целей налогообложения.

! Обратите внимание:

  • Если организация создала резерв на оплату отпусков в налоговом учете и ежемесячно производит отчисления в такой резерв, то фактические расходы на оплату отпускных не включаются в налоговые расходы (Письмо Минфина РФ от 01.04.2013 № 03-03-06/2/10401)
  • Компенсации за неиспользованный отпуск, включая страховые взносы с них, не могут быть списаны за счет резерва на оплату отпусков, поэтому они признаются в расходах на оплату труда (Письмо Минфина РФ от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29).

Пример расчета ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков

Месяц

Сумма фактических расходов на оплату труда за месяц Сумма страховых взносов с оплаты труда
гр. 2 х 30,2%
Сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков
(гр. 2 + гр. 3) х 8,33%

Сумма резерва на оплату отпусков нарастающим итогом

1 2 3 4 5
Январь 550 000,00 166 100,00 59 651,13 59 651,13
Февраль 540 000,00 163 080,00 58 566,56 118 217,69
Март 545 000,00 164 590,00 59 108,85 177 326,54
Итого не более предельной величины отчислений в резерв: 703 080,00

Налоговый учет отчислений в резерв на оплату отпусков, а также использования резерва ведется в соответствующем налоговом регистре, форму которого организация вправе разработать самостоятельно.

Скачать Образец регистра налогового учета резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

Инвентаризация резерва предстоящих расходов на оплату отпусков

Очевидно, что сумма фактически начисленных за год отпускных скорее всего не будет в точности совпадать с суммой отчислений в резерв на оплату отпусков. Чтобы привести в соответствие фактические расходы с расходами, учтенными в течение года, организации необходимо провести инвентаризацию резерва по состоянию на 31 декабря текущего года (п. 4 ст. 324.1 НК РФ). Для этого можно воспользоваться данными регистра налогового учета резерва на оплату отпусков, в котором отражена сумма резерва, начисленная за год, и сумма фактически начисленных отпускных.

Дальнейшие действия зависят от того, будет создаваться резерв на оплату отпусков в следующем году или нет.

  1. Резерв на оплату отпусков будет создаваться в следующем году.
  • Необходимо определить остаток резерва, который может быть перенесен на следующий год. Для этого по каждому сотруднику рассчитывается сумма, необходимая для оплаты неиспользованных дней отпуска, по формуле (Письмо Минфина РФ от 11.01.2013 № 03-03-06/1/4):

Сумма, необходимая для оплаты неиспользованных дней отпуска одного сотрудника

= Средний дневной заработок сотрудника (с учетом страховых взносов) х

Количество не использованных на конец года дней отпуска

Сложив суммы, необходимые для оплаты неиспользованных отпусков, по каждому сотруднику, в итоге получаем остаток резерва на оплату отпускных, который переносится на следующий год.

  • Если сумма начисленного резерва больше суммы фактических расходов на оплату отпусков за год и остатка резерва, переносимого на следующий год, то разницу надо включить во внереализационные доходы на 31 декабря текущего года (п. 7 ст. 250, п. п. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ).
  • Если сумма резерва меньше суммы фактических расходов на оплату отпусков за год и остатка резерва, переносимого на следующий год, то разница подлежит включению в состав расходов на оплату труда на 31 декабря текущего года (п. п. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ).
  1. Резерв на оплату отпусков не будет создаваться в следующем году (внесены соответствующие изменения в учетную политику).
  • Если сумма начисленного резерва меньше фактических расходов на оплату отпусков, то разницу надо включить в расходы на оплату труда на 31 декабря текущего года.
  • Если сумма начисленного резерва больше фактических расходов на оплату отпусков, то разница подлежит включению во внереализационные доходы на 31 декабря текущего года (п. 7 ст. 250, п. 5 ст. 324.1 НК РФ).

***

В этой статье мы рассмотрели порядок формирования и использования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков для целей налогового учета. О том, как создать резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете, подробно написано в предыдущей статье. Таким образом, тема, казалось бы, одна – резерв на оплату отпусков – а посвящено ей сразу две полноценных статьи. Однако ничего удивительного в этом нет: резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете и в налоговом учете – это «две большие разницы». Вот лишь некоторые, самые существенные отличия:

Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете

Резерв на оплату отпусков в налоговом учете

Является оценочным обязательством организации, которое отражается в отчетности на дату ее составления. Создается в начале года с целью равномерного включения расходов на оплату отпусков в расходы на оплату труда в течение года.
Формирование обязательно для всех организаций, за исключением применяющих упрощенные способы ведения учета и составления отчетности. Формирование — право налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль и учитывающих доходы и расходы по методу начисления.
Порядок создания в большей степени определяет сама организация. Порядок создания в большей степени определен налоговым законодательством.

Отличий в порядке формирования резерва на оплату отпусков в бухгалтерском и в налоговом учете, гораздо больше: проще, наверное, назвать, в чем их сходство. Главная, если не единственная, общая черта – обязательное отражение в учетной политике (бухгалтерской и налоговой, соответственно). А в остальном это два разных, никак не связанных между собой, объекта учета. Поэтому формирование резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете не обязывает формировать такой резерв и в налоговом учете, и наоборот.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Резервный запас

Cтраница 1

Резервные запасы ( safety stock) — запасы, которые поддерживаются в качестве страхового резерва при неопределенном спросе или направлении использования.  

Резервный запас равен 5 ед.  

Резервный запас ( страховой) — это дополнительный запас, который хранится на случай непредвиденного спроса или неожиданного отсутствия запасов у поставщиков.  

Резервный запас е только помогает предприятию застраховаться от нехватки ресурсов, но и увеличивает издержки хранения.  

Резервные запасы ( Safety stocks) — товарные или материально-производственные запасы, создаваемые для того, чтобы избежать возможных проблем с неопределенностью циклов заказов на повторные поставки.  

Резервный запас торфа предусматривается на две недели. Склад торфа может быть удален от электростанции в пределах 5 км. Склады топлива выполняются открытыми. Закрытые склады топлива допускаются для электростанций, расположенных в больших городах л в отдаленных северных районах.  

Резервный запас торфа предусматривается на 2 недели, включая емкость расходного склада.  

Резервный запас торфа предусматривается на 2 недели. Склад горфа может быть удален от территории ТЭС на расстоянии в пределах 5 км.  

Пояс предохранительный ВМ.  

Резервный запас воздуха 140 — 160 л, масса аппарата 13 5 кг. Срок защитного действия при работе средней напряженности 53 мин.  

Принципиальная схема топливоподачи.  

Резервный запас торфа должен обеспечить две недели работы ТЭС. Допускается размещение резервного запаса торфа на близлежащем торфо-предприятии, удаленном от электростанции не более чем на 30 км и связанном с нею железной дорогой без выхода па пути МПС.  

Резервный запас напорных рукавов для пожарных автомобилей и мотопомп должен составлять не менее двух комплектов.  

Создание резервных запасов в системе может оказаться экономически более выгодным средством обеспечения надежности поставок газа, чем резервирование его пропускной способности, так как системные запасы имеют многоцелевое назначение.  

Отсутствие соответствующего резервного запаса труб, цемента, глины, химреагентов и глинистого раствора нередко приводит к выбросу ПВС. Наиболее опасны выбросы при поглощении промывочной жидкости во время спуска бурильной колонны, при оставлении устья высокотермальной скважины открытым и подъеме бурильного инструмента с глинистым сальником.  

Лектор семинара: Р. И. Рябова, советник налоговой службы II ранга, методолог-консультант ИПБ России

Журнал «Семинар для бухгалтера» № 8/2011

Раздаточный материал к семинару

План вебинара:

1. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей.

2. Резерв под обесценение финансовых вложений.

3. Резерв по сомнительным долгам.

4. Резерв по оплате предстоящих отпусков.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

На сегодняшний момент изменение оценочных значений регулирует ПБУ 21/2008 (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н). Компании формируют, как правило, три вида резервов: резерв под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и под сомнительные долги. Обо всем поговорим по порядку.

Сначала поговорим про резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Он создается только для целей бухгалтерского учета. Налоговый учет создания такого резерва не предусматривает.

Образование резерва отражается в учете по кредиту счета 14 и дебету счета 91. Счет 14 мало используется в практике. Чаще всего компании начинают его использовать под влиянием аудиторов, когда нужно подтверждать бухгалтерскую отчетность. Аудиторы определяют, что уже не один год на счетах 10, 41 «висят» ценности, которые не продаются и не используются в производстве. Эти ценности завышают валюту баланса и создают неправильное представление об отчетности компании.

По таким объектам надо оценить возможность реализации, то есть их рыночную стоимость. Как ее определить – вопрос достаточно непростой. Четкой процедуры определения рыночной стоимости нормативные акты не дают. Ориентироваться надо на так называемую справедливую стоимость. Это стоимость, по которой компания сама решилась бы приобрести аналогичную ценность. Как видно, понятие достаточно размытое.

Если ценность находится без движения один год, то логичнее резервировать 50 процентов стоимости. А если два-три года и более, то резерв надо создавать под 100 процентов.

Дальше встает вопрос, что делать с самой материальной ценностью. Обычно используют три варианта. Первый – списать как металлолом, к примеру. Но тогда очень важно правильно оформить такое списание. Второй вариант – реализовать за какую-то ничтожную стоимость. И третий вариант, который желательно не использовать, – утилизация. Убыток от списания учитывается только в бухучете. А для целей налогообложения прибыли его учесть нельзя. В декларации по налогу на прибыль просто ничего не показывается.

Резерв под обесценение финансовых вложений

Резерв под обесценение финансовых вложений регулирует ПБУ 19/02, которое утверждено приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н. В Плане счетов для этого резерва существует счет 59.

Напомню, что, согласно ПБУ 19/02, под финансовыми вложениями понимается вложение в уставный капитал других организаций, выданные займы, депозитные вклады в банках, долговые ценные бумаги.

Можно спорить, какова природа беспроцентных займов: являются ли они финансовыми вложениями или просто дебиторской задолженностью. Но я считаю, что счет 58 «Финансовые вложения» все равно можно использовать.

Способность приносить доход – понятие, которое многие понимают не так широко, как следовало бы. Что такое приносить доход в виде процентов за выданный заем – всем ясно. А вот беспроцентные займы многие считают дебиторской задолженностью. Если дать в долг без процентов дочернему предприятию, которое компания создала для передачи части своих функций, то денежная поддержка на стадии становления тоже выгода. Не доход в полном смысле слова, но все равно экономическая выгода.

На счете 58 также учитываются приобретенные права требования. Компания реализовала продукцию, ждет денег, покупатель не платит. Продавец решает уступить задолженность другой компании. У того, кто приобрел задолженность – это будет финансовое вложение. Приобретенная задолженность отражается по фактическим затратам.

Традиционно учитывается на счете 55 еще один вид финансовых вложений – депозиты, размещенные компанией в банке.

Все виды финансовых вложений, которые я перечислила, могут обесцениться. В разделе VI ПБУ 19/02 дана информация, из которой можно понять, на какие финансовые вложения не создаются резервы. Так, не надо создавать резерв под финансовые вложения, которые вращаются на организованном рынке. Чаще всего это ценные бумаги, обращаемые на рынке. По ним осуществляется переоценка. Как минимум на 31 декабря. Не возбраняется и раньше. Оптимальный вариант – на конец каждого квартала.

Что такое устойчивое снижение стоимости финансовых вложений, разъясняет пункт 37 ПБУ 19/02. Такое снижение намечается, например, если на нынешнюю и предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше расчетной стоимости.

Возвращаемся к признакам существенного снижения стоимости финансовых вложений. Оно присутствует, если в течение года расчетная стоимость существенно снижалась. Все время падала, ни разу не увеличиваясь. Или если на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

Это настолько размытые формулировки, что в ПБУ 19/02 были добавлены примеры ситуаций существенности снижения. Их можно найти в пункте 37. Например, это отсутствие или существенное снижение поступлений от финансовых вложений в виде процентов или дивидендов при высокой вероятности дальнейшего уменьшения этих поступлений в будущем. Предположим, год или два дивиденды не поступают и есть серьезные основания сомневаться, будет ли прибыль как таковая.

Резерв по сомнительным долгам

Резервы сомнительных долгов используются компаниями чаще, чем те, о которых мы уже сегодня говорили. Для этого вида резервов существует счет 63.

Перечень оснований для создания резервов по сомнительным долгам изменился с 2011 года. Приказ Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н существенно подкорректировал Положение по ведению бухгалтерского учета. (Утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г № 34н) Так, была внесена редакция в пункт 70 Положения. Раньше там было написано, что сомнительным долгом признается «дебиторка», которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Теперь сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не только не обеспечена гарантиями и не погашена в сроки по договору, но и с высокой степенью вероятности не будет погашена. То есть основание расширили. И теперь сомнительной может считаться «дебиторка», срок уплаты которой еще не подошел. Например, компания знает, что по другому договору этот контрагент тоже задолжал. Или же есть информация о том, что этот контрагент задолжал другим компаниям. Например, есть соответствующие судебные дела.

Также из пункта 70 убрали слова о том, что резерв сомнительных долгов создается по расчетам за продукцию, товары, работы и услуги. Сейчас резервы создаются и по задолженности, которая возникла по авансам выданным.

Изменения, которые были внесены в Положение по ведению бухгалтерского учета, означают, что теперь резерв сомнительных долгов должны создавать практически все компании.

Бухгалтеры часто интересуются, нужно ли прописывать в учетной политике создание резерва по сомнительным долгам. Нет, такой необходимости нет. Резерв создается при наличии оснований, о которых я уже сказала, без привязки к учетной политике.

Поскольку в течение года составляется промежуточная отчетность, то на отчетные даты нужно посмотреть каждую задолженность на предмет признания ее сомнительной по новым правилам. Если признаки есть, компания обязана создать резерв.

В налоговом учете определение сомнительной задолженности в соответствии с пунктом 1 статьи 266 НК РФ осталось прежним. Сомнительной признается любая задолженность, возникшая в связи с реализацией, в случае, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. В пункте 70 Положения по ведению бухучета написано просто «не обеспечена соответствующими гарантиями». Хочу сказать, что и здесь имеются в виду залоги, поручительства и банковские гарантии. В этом отношении ничего не поменялось.

Хотела бы сделать отступление по поводу начала течения срока исковой давности. Как известно, по истечении трехлетнего срока исковой давности на основании пункта 2 статьи 266 НК РФ долги могут быть признаны безнадежными. Договор и акт сверки «первичкой» не считаются. Но в то же время акт сверки прерывает течение срока исковой давности. Срок начнет течь заново, если должник каким-то образом заявит о себе, точнее, когда будут какие-то свидетельства признания им долга. Например, он ответил на претензионное письмо кредитора, уплатил штраф или часть долга. Если же компания проводила переговоры с должником по вопросу погашения долга, но никаких доказательств этой встречи нет, то признания долга нет.

Компания имеет право на создание резерва сомнительных долгов в налоговом учете, но это не ее обязанность. Поэтому здесь важно прописать возможность создания резерва в учетной политике. Есть судебная практика по этой теме. Если в учетной политике нет такого пункта, то налоговики говорят, что нельзя создавать резерв. Суды же говорят обратное: в Налоговом кодексе РФ не написано, что право на создание резерва зависит от учетной политики. И все-таки рекомендую писать в учетной политике о создании резерва по сомнительным долгам.

Ограничения в отношении резерва для целей налогообложения по времени и по сумме. Сомнительная задолженность моложе 45 дней не увеличивает сумму резерва. По задолженности сроком от 45 до 90 дней резерв создается только на половину суммы. И только по истечении 90 дней резерв можно создавать на полную сумму задолженности.

Также резерв сомнительных долгов на любую отчетную дату не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Данные по выручке надо взять из декларации по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала года. Это первая строка в листе 02 «Доход от реализации» (подробнее см. статью «Шпаргалка по заполнению полугодовой декларации по налогу на прибыль», опубликована в журнале «Семинар для бухгалтера» № 7, 2011). Цифру надо умножить на 10 процентов и проверить с суммой резерва. Кстати, в этой строке декларации приводится выручка без НДС. Но это не должно смущать бухгалтеров. А вот саму задолженность, под которую создается резерв, надо брать с учетом НДС.

Сведения о выручке также есть в листе 05 декларации по налогу на прибыль. Там отражаются операции от выбытия ценных бумаг. Эту выручку, по мнению налоговиков, для расчета суммового порога по резерву сомнительных долгов в налоговом учете брать нельзя.

В последующем, если задолженность гасится, то резерв в бухгалтерском учете восстанавливается обратной проводкой ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91. В налоговом учете нет понятия восстановления резерва. Для «налогового» резерва процедура следующая. Делается инвентаризация на соответствующую отчетную дату. Предположим, на предыдущую отчетную дату сумма резерва была 1 млн руб. Но одна задолженность в размере 400 тыс. руб. была погашена, а новая не возникла. Тогда по инвентаризации строчка погашенной задолженности просто уходит, резерв становится равен 600 тыс. руб. Сформирован внереализационный доход.

Как уже из моей лекции стало понятно, резервы сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают. Необходимо решить вопрос, как будут отражаться разницы. Даже если в компании создан резерв по двум видам учета, разницы лучше считать постоянными.

Резерв по оплате предстоящих отпусков

Оценочные обязательства создаются, в частности, по оплате предстоящих отпусков. Если обратиться к пункту 5 ПБУ 8/2010, которое утверждено приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н, становится ясно, что резерв по отпускам должны создавать все компании. Правда, компании малого бизнеса имеют право не применять ПБУ 8/2010. Но только если они не являются эмитентами публично размещаемых бумаг.

В пункте 5 говорится, что оценочное обязательство создается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении трех условий. Первое – у компании есть обязанность, исполнения которой она не может избежать. Второе – уменьшение экономических выгод, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно. И третье – величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена. Все три условия подходят под случай с предстоящими отпусками работников. Ведь работодатель не имеет права не оплачивать сотрудникам отпуск.

Пункт 8 ПБУ 8/2010 говорит, что при признании оценочного обязательства его величина относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы или включается в стоимость актива. Предположим, компания сдает имущество в аренду. Задействован счет 91. Есть сотрудники, которые это имущество обслуживают. Тогда оценочные обязательства по оплате предстоящих отпусков относятся к этому счету.

Резервы по отпускам формируются ежемесячными отчислениями. Ни ПБУ 8/2010, ни какой-либо другой документ не описывают порядок расчета отчислений в резерв. Компания разрабатывает такой порядок сама.

Если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев с отчетной даты, то есть с 31 декабря, тогда обязательство рассчитывается путем дисконтирования. Дело в том, что к моменту оплаты обязательство вырастет. Формула дисконтирования, которую нужно применять в таких ситуациях, приведена в приложении 2 к ПБУ 8/2010.

Крайне желательно не создавать резервы сразу под всех сотрудников. Если у компании пока нет возможности создать резерв под каждого работника, то можно предусмотреть группировку по отделам.

Рекомендация лектора

Лучше уже сейчас ознакомиться с проектами ПБУ

Минфин обнародовал проекты очень важных Положений по бухгалтерскому учету. Это проекты ПБУ «Учет аренды», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов», «Учет основных средств» (размещены на сайте www . buhseminar . ru на странице с этой статьей в разделе «Свежий номер». – Примеч. ред.). Эти документы готовит фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» вместе с чиновниками Минфина. Проекты активно обсуждаются. Вполне возможно, что новые ПБУ вступят в силу с 2012 года.

О Вебинаре

Место проведения: г. Москва

Тема: «Обязательные резервы. Как их создавать и когда можно без них обойтись»

Длительность: 3 часа

Стоимость: 4720 рублей

Компания-организатор: журнал «Главбух»,

1) формирования различных видов ВС РФ, людские ресурсы, вооружение, военная техника и др. материальные средства, предназначенные для создания новых и усиления действующих группировок войск (сил), а также решения внезапно возникающих задач в ходе военных и специальных действий. Р. позволяют своевременно наращивать усилия войск, поддерживать боеспособность, переносить усилия на др. направления, пресекать действия противника и эффективно решать внезапно возникающие задачи;

2) элемент оперативного построения (боевого порядка), предназначенный для решения задач, возникающих в ходе военных и специальных действий. Состав, вооружение, задачи и порядок их выполнения, др. вопросы использования Р. определяются решением соответствующего начальника (командира). В Пограничной службе РФ применяются оперативные, тактические и специальные Р. К ним относятся штатные или специально выделенные части и подразделения. Различают Р. директора ФПС России, начальника регионального управления ПС РФ (пограничной группы), командира соединения (воинской части). Р. используются для решения впервые возникающих задач, а также усиления охраны ГГ, проведения пограничных операций (поисков), отражения вооруженных вторжений с сопредельной стороны на территорию РФ войсковых групп и банд, пресечения вооруженных провокаций, ликвидации диверсионно-разведывательных и бандформирований, тактических воздушных десантов противника и др. Специальные Р. (инженерные, химические, связи и др.) применяются для всестороннего обеспечения служебно-боевых действий пограничных формирований. В качестве Р. применяются штатные формирования (отряд особого назначения, мотоманевренная группа, резервная застава) и другие части и подразделения.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *