Сколько всего чиновников в России?

Сколько в России чиновников, от Петра Великого до наших дней. От 20 тыс. в начале XIX столетия до 2 млн на 1 января 2019 года. Бюрократизация страны зашкаливает – более 140 государевых слуг на каждые 10 000 населения

Россия – страна чиновников. Об этом говорят утвердительно и об этом спорят. В любом случае тема эта довольно противоречива. С одной стороны, к чиновникам россияне относятся настороженно, но работать в органах власти не отказались бы. Официальная статистика Росстата позволяет достаточно точно установить, сколько в России чиновников, как менялось со временем их количество.

Армия госчиновников РФ

В современной России к чиновникам относят государственных служащих, обладающих определенным чином. На 1 января 2019 года их в стране насчитывалось более 2 млн. Это немногим меньше (на 3,2%) прошлогоднего показателя.

Признаки госслужащего:

  • наличие должности в государственном органе и его аппарате;
  • получение дохода за свою работу за счет средств федерального, регионального или муниципального бюджета;
  • осуществление деятельности по выполнению функций государства.

В законе РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ и в других нормативных актах страны нет единого понятия служащего. Чиновниками в России называют всех, кто служит в госорганах.

Все они делятся на категории:

  • должностные лица. К ним относят чиновников, наделенных правом издавать правовые акты, подписывать важные документы, выполнять регистрационные действия и т.п.;
  • оперативный состав. Эти госслужащие выполняют властные функции, но по отношению к гражданам никаких юридических актов они совершать не могут;
  • технический. Лица, осуществляющие конкретную служебную деятельность, пример – технический секретарь);
  • вспомогательный и обслуживающий состав.

Главный вид ответственности у всех таких работников – политический. Они уходят в отставку, отстраняются от должности, а если это относится к политическому деятелю, в его отношении проводится процедура импичмента.

Начало

В Российской Империи в январе 1722 года император Петр I утвердил первый в России Закон о порядке государственной службы, известный больше как «Табель о рангах» – 14 чинов по старшинству и последовательность чинопроизводства.

Справка. Чину II класса соответствовала должность министра, его заместителя — III и т.д.

Существовало всего два способа, чтобы повысить чин:

  • 3-4 года выслуги, причем наличие вакантных мест никак не влияло на назначение;
  • получение определенного ордена (для каждого ордена он свой).

Таблица 1. Численность чинов

Годы Тыс. человек На душу населения
1800 20,0 1 на 2250
1856 82,3 1 на 929
1874 98,8
1902 161,0 1 на 335

Источник: Центральный Статистический Комитет

Чиновничий аппарат в РСФСР

Периодом наибольшей бюрократизации считается 1985 год. В системе госуправления РСФСР трудилось почти 1,4 млн человек. За период с 1960 года, когда чиновников насчитывалось 744 тыс., их численность выросла в 1,8 раза. Сокращались они недолго. С 1990-го госаппарат снова начинает расти.

Рис.1. Численность аппарата органов государственного и хозяйственного управления, органов кооперативных и общественных организаций, тыс. человек

К моменту образования новой России на месте развалившегося СССР во власти было занято 1024 тыс. человек.

В тему! Сколько было и стало в России депутатов

Государевы слуги в РФ

Президент РФ издает указы о сокращении чиновничьего аппарата, но почему-то он не становится меньше. Конечно, по сравнению с пиковым значением 2014 года численность госслужащих сократилась почти на 5%. Но вот с начала нового тысячелетия она выроста в 1,8 раза.

Рис.2. Изменение численности работников государственной гражданской и муниципальной службы

На каждые 10 000 граждан России приходится 143 государевых слуги. Слава страны чиновников в свое время прочно закрепилась за Советским Союзом. Но в РСФСР после 1960-го этот показатель выше 95 не поднимался, а в 1990 равнялся 60. Последние пять лет мы наблюдаем 143-154 человека на 10 000 душ населения.

Рис.3. Изменение числа чиновников на 10000 россиян (расчетно), человек

Это интересно! Сколько в России министров

Если анализировать распределение чиновников, наибольшая их доля приходится на исполнительные органы (86,9%). В судах и прокуратуре трудится 10,6%, а занимается законотворчеством 1,4%.

Таблица 2. Численность государственных служащих по ветвям власти (на начало года; тыс. рублей)

Источник: Росстат

Оперативные данные на 01.01.2019

Детальная информация о чиновниках в РФ будет опубликована позже. А пока известны сведения о госслужащих регионального уровня.

Таблица 3. Численность государственных гражданских и муниципальных служащих в субъектах Федерации по уровням власти на 1 января 2019 года, тыс. человек

Всего Из них в органах власти
законода-

тельной

исполни-

тельной

судебной и

прокуратуры

Замещали должности

гражданской службы

691,8 7,7 564,9 109,5
в том числе:
в федеральных государственных органах 488,2 398,9 88,7
в государственных органах субъектов РФ 203,6 7,7 166,0 20,8
Замещали должности

муниципальной службы

299,8 7,8 285,5

Источник: Росстат

Прогнозы

В ближайшие два года российские власти намерены существенно сократить количество госслужащих. Территориальные органы «потеряют» 15% от штатной численности (5% в 2020 г., остальные 10 – в 2021), а в федеральном центре сокращение составит 10%.

Актуально! Будут ли повышать зарплаты в 2019 году госслужащим

Хотя не далее чем в прошлом году Дмитрий Медведева в своей статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития» (опубликована в «Вопросах экономики») заявил, что чиновников в стране не хватает.

«Государственному аппарату в новых условиях необходимы служащие и руководители учреждений «с соответствующими (цифровыми) компетенциями. По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 миллиона» (Д. Медведев)

О коррупции среди чиновников в видеосюжете:

Росстат обнародовал оперативный мониторинг госслужбы. В Орловской области, например, соотношение трудоспособных орловцев, платящих налоги, и представителей власти, получающих зарплату из бюджета — семь к одному.

Например, в Орловской области – самой маленькой среди российских регионов, с населением 759 143 человека, в органах власти всех уровней — государственных и муниципальных — трудится 13 988 служащих. Местные СМИ тут же подсчитали: на одного чиновника приходится 55 «подопечных», включая младенцев и детей школьного возраста.

Для сравнения: в 2000 году общее количество служивых людей в области составляло 8 652 человек (рост в 1,6 раза). Население за тот же период сократилось на 75 тысяч человек, закрылись пять промышленных предприятий, практически ликвидирован малый бизнес, едва дышит сельское хозяйство… Люди делают вывод: в области активно плодятся только чиновники. Зачем?

— Самовольно расширять штаты государственных и муниципальных служащих мы не имеем права, — заявили в Департаменте государственной гражданской службы, кадров и противодействия коррупции Орловской области. — Это зависит от политики центра, он решает, какая численность служащих необходима для лучшей управляемости государством. Будем команда на сокращение – значит, будем сокращать.

Дамоклов меч над армией российских служивых в общем-то висит беспрерывно. Бывалые чиновники рассказывают, что половина рабочего времени у них уходит на гаданья: когда их будут «резать». И главное – за что?

— В истории России ни разу не проводили анализ эффективности работы чиновников: кто чем занимается и насколько эта работа вообще нужна, — поделился Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики госуправления ВШЭ, экс-зам​министра труда РФ. — В XVII в. государевых людей было около 15 тысяч на всю страну.

Начиная с Петра I, управленцы в России множатся. К 1982 г. госаппарат вырос до 2,5 млн чел. С тех пор не раз предпринимались попытки сократить аппарат, например, в 2010 г. было принято решение о сокращении чиновников на 20% к 2014 г. Сами чиновники в это не поверили, и, как видите, для них все обошлось наилучшим образом.

Точное количество работников, состоящих на службе у государства, трудно посчитать даже Росстату — чиновник умеет маскироваться, многие организации называются по-хитрому – типа концернов с частичным госучастием. На деле эта «частичность» является полным содержанием штата на бюджетные деньги.

Тем не менее, даже и без этих хитростей чиновничья армия в стране составляет более 6 млн. человек. Из открытых источников мы сделали небольшую выборку по ветвям власти, дающую представление, сколько управленцев на них сидит. Вот что получилось.

Законодательная власть (члены Совет Федерации, депутаты ГД, помощники и аппарат двух палат парламента) – 15 тыс. чел. Плюс 35 тысяч депутатов республиканских, краевых и областных законодательных собраний и их аппарат. Плюс 700 тысяч депутатов законодательных собраний с аппаратом (в России — 24 тысячи муниципалитетов).

Исполнительная власть: министерства, ведомства и их региональные филиалы – 700 000. Администрации регионов, региональные министертва и ведомства с аппаратами – еще 600 000 человек. Чиновники муниципальных образований – 1 млн. чел.

Контролёры: лицензирующие, контролирующие и регистрационные органы —1 млн. 300 тыс. чел.

Фонды: пенсионные, социльные, страховые и пр. — 1 млн 500 тыс. чел.

Росстат называет более скромную цифру госслужащих — 1 млн. 107,3 тысяч человек. Но в любом министерстве вы найдете еще и секретарш, уборщиц, работников столовых, водителей и прочих нечиновников. А зарплата им из бюджета капает.

Если посмотреть, сколько физически людей сидит в зданиях с гербом и флагом, то на одного настоящего бюрократа приходится как минимум два из «обслуги» (такую пропорцию вывел журнал «Вопросы экономики»). Вот вам и шестимиллионная армия, сравнимая по численности со средним европейским государством.

Статистика, похоже, не поспевает не только за мимикрирующими туда-сюда служащими, но и не учитывает «новообразования», растущие в России как грибы. Простые налогоплательщики о них либо уже забыли, либо вообще не подозревают, что они есть.

Кто-нибудь сможет сейчас сказать, что делают полпреды и их аппараты в федеральных округах?

Может ли кто-то просто вспомнить пофамильно всех полпредов? Не говоря уже о том, что нет никакого специального экономического планирования в рамках федеральных округов. А потому сами эти округа во главе с полпредами существуют только на бумаге. Этот институт создавался в начале 2000-х: его появление объяснялось необходимостью ликвидировать федеративный эгоизм, скрепить регионы, помочь собрать страну воедино. Прошли годы… Продолжаем скреплять.

Или почему, например, тот же Дальний Восток нужно непременно развивать с помощью отдельного министерства? Зачем тогда нужны губернаторы и вышеупомянутые полпреды?

В стране, где практически не осталось регулируемых цен, вполне уютно существует отдельная Федеральная служба по тарифам. Теперь ее вроде как «догадались» присоединить к ФАС. В стране, где нет государственной монополии на производство алкоголя, действует Росалкогольрегулирование.

В октябре 2015 года — в разгар кризиса, у нас создали очередное новое старое ведомство: госкорпорацию по поддержке малого и среднего бизнеса.

В России за последние 20 лет неоднократно возникали такие специальные органы. В результате, доподдерживались так, что малый бизнес уже еле дышит. Но в России другая логика: под любую проблему, существующую, назревающую или даже отсутствующую, у нас тут же пытаются создать новое ведомство. Непременно государственное. Непременно отдельное. И непременно большое. Все хотят бюджетов, полномочий, штата сотрудников.

Вот так в итоге и вырисовывается умопомрачительная цифра: 108 чиновников на 10 тысяч населения. В 2013 году было 102. Для сравнения, в СССР, считавшемся царством бюрократии, их было на максимуме 73 человека на 10 тыс. населения. При этом по рейтингу качества государственного управления Всемирного банка в 2013 году Россия занимала 120-е место среди 210 стран.

— Дело не в том, много или мало народу работает на государство, — говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. — У нас государство жесткое, многоголовое, избыточное там, где не надо, и слабое там, где надо, — например, в здравоохранении и образовании. Это отражается в таком параметре, как отношение расходов бюджета к ВВП.

По этому критерию экономисты судят, сколько денег государство готово потратить на развитие гражданина, на то, чтобы он был счастлив, образован и здоров. Если в Германии это 50-52%, то в России вдвое меньше. Поэтому у нас лучший бизнес — сесть в чиновничий кабинет. В госуправление очень часто устремляются безответственные любители легких денег, — с горечью заключает экономист.

По деньгам вопрос очень интересный.

Официальная статистика говорит: если в 2009 году совокупные расходы на оплату труда занятых в госуправлении составляли 519,3 млрд руб., то в 2013-м – 682,7 млрд. Рост составил 31%, и продолжает идти вверх, несмотря на кризис и на известный приговор «денег нет», с которым теперь живет вся «простая» Россия Наверху другой мир.

В 2017 году зарплата депутата без дополнительных премиальных и надбавок за особенные успехи в труде составляет 360 000 рублей. Вы удивитесь еще больше, когда узнаете заработок председателя комитета Государственной думы – 500 000 рублей. Заметьте, это лишь официальная статистика.

Судя по налоговым декларациям, 40 000 госслужащих входят в число богатейших людей страны. Средние размеры зарплат в федеральных органах власти, которые обычно фигурируют в открытых источниках, 115, 7 тыс. руб. Но те же «источники» недавно опубликовали и другие, более близкие к реальности зарплаты, которые подтверждает и Росстат: аппарат правительства – 228 475 руб., администрация президента – 218 648, Счетная плата 180 691, ГосДума (без депутатов) — 170 848, Совет Федерации – 176 149 рубдей.

Тем не менее служивые по-прежнему не удовлетворены своими окладами. Согласно предложениям Минфина о совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, к 2018 году зарплату в федеральных органах власти повысят не менее чем в 2 раза. Всего на мотивацию чиновников планируется потратить дополнительно 462 млрд руб.

В регионах зарплаты скромнее, средний оклад чиновников 35 тысяч рублей. Больше всего получают в Тюменской области, на Чукотке и Магаданской области. Однако наибольшее превышение зарплаты чиновников над средней по региону наблюдается в Кабардино-Балкарии и Чечне. Бюрократия этих республик зарабатывает на 70–80% больше остальных работников, тогда как в среднем по России превышение 31%. Исключение – Сахалинская область. Оклады чиновников здесь почему-то на 50% ниже, чем у всех.

И напоследок вишенка на торте. Надбавка к пенсионному обеспечению чиновников предусмотрена в размере 75% от среднего заработка за годы службы в государственной структуре, причем если раньше чтобы претендовать на эту надбавку нужно было трудиться всего 3 года, то с 2017 года период увеличивают до 10 лет.

Теперь и захочешь, многих не выгонишь. Доплаты парламентариям, которые вышли на заслуженный отдых, по подсчетам Алексея Кудрина, достигают 40 000 — 50 000 рублей. Для сравнения, средняя пенсия российской бабушки 13 700 рублей, из льгот – в лучшем случае, бесплатный талон на баню и проездной за полцены.

Какие претензии? Да никаких! Каждый получает от государства то, чего заслуживает.

По материалам KM.ru.

Минфин назвал общую численность «чиновников» в России. По подсчету министерства их около 2,4 млн человек (т.е. 3,3% от численности занятых в экономике). При чем, настоящих чиновников (т.е. федеральных гражданских и муниципальных служащих) и того вдвое меньше — около 1,25 млн человек. Довольно-таки скромные, если не сказать странные, данные. Мой подписчик и я прикинули реальные цифры.

Как то так скоро будет с экономикой России.

Итак, начинаем подсчет:

Администрация Президента — 5 тыс. человек — не меньше (со всякой обслугой типа помощников и адъютантов).

Законодательная власть

Совет Федерации, Госдума, помощники и аппарат двух палат парламента — 17 тыс. человек. Депутаты республиканских, краевых и областных законодательных собраний и их аппарат — 40 тыс. человек. Муниципальные депутаты (а в России более 24 000 таких образований, правда не все они работают в штате) — 750 тыс. человек. 📌 Реклама

Исполнительная власть

Министерства, ведомства и их филиалы — 800 тыс. человек.

Администрации регионов, региональные министерства и ведомства с своими аппаратами — 650 тыс. человек.

Чиновники муниципальных образований (Префектуры, Управы, Муниципалитеты) — более 1 млн. чел.

Контролеры (имя им -легион): лицензирующие, контролирующие и регистрационные органы — 1 млн 420 тыс. человек.

Фонды: пенсионные, страховые, социальные, защиты старости от богатства, — 1 млн 600 тыс. чел.

Типа независимый ЦБ (плюс АСВ, плюс НСПК, плюс привлеченные юристы): 70 тысяч человек

К этим вышеперечисленным труженникам можно смело прибавить не менее 1 млн человек всякого обслуживающего персонала (уборщицы, водители, хозяйственники, охранники, системные мать их администраторы и пр.), которые трудоустроены во всяких гупах — шмупах и полуведомственных организациях, финансируемых, естественно, из бюджета.

В России примерно 102 чиновника на 10 тыс. человек. Несмотря на снижение числа госслужащих почти на 100 тыс. по сравнению с 2009 годом, совокупные расходы на оплату их труда существенно выросли и продолжают расти. Самые большие аппетиты — у высших госслужащих, численность которых составляет около 40 тыс. человек Фото: Lori

«У нас более раздутая бюджетная сеть даже по сравнению с советским периодом», — говорил на заседании Госсовета в октябре прошлого года министр финансов Антон Силуанов. По его словам, Россия по численности занятых в бюджетном секторе опережает развитые страны в 1,4 раза, а страны со средним уровнем развития — в 2,5 раза. Чтобы разобраться, сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают, нужно разделять разные категории занятых в госсекторе: непосредственно работники органов исполнительной, законодательной и судебной власти (далее госслужащие или чиновники), работники госучреждений (бюджетники) и персонал госкомпаний.

Сколько в России чиновников

Наиболее точно оценить численность занятых в госсекторе в России и развитых странах Запада позволяет исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Government at a Glance 2013. Доля занятых в госучреждениях (general government) в России в 2011 году составила 17,7% от рабочей силы, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,5%, говорят данные ОЭСР. В эту категорию попадают не только чиновники, но и все бюджетники — врачи, учителя, правоохранительные органы, военные и т.д. Однако отдельно подсчитывается число работников госкомпаний — их число в России выросло за тот же период с 10,4 до 12,9%. В результате сокращение численности занятых в госучреждениях компенсировалась ростом персонала госкорпораций, и общая занятость в госсекторе оставалась в 2011 году на уровне 30,6%.

Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, следует из оценок РБК на основании данных Росстата. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных — 246 тыс., в органах местного самоуправления — 498 тыс., финансовых и налоговых органах — 217 тыс., судах — 151 тыс., прочих органах — 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек.

Больше, чем в СССР, но меньше, чем в Канаде

Это не самый низкий показатель. Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек. То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Подсчитать число чиновников в различных странах затруднительно — таких данных в ОЭСР и других крупных международных организациях не оказалось, а национальная статистика в разных государствах имеет свои особенности. Тем не менее даже консервативная оценка, проведенная РБК, показывает, что в России далеко не самая большая численность бюрократии.

В скандинавских странах и Канаде госслужащих на душу населения примерно в два-три раза больше, чем в России. В Германии, США, Японии, Испании, Израиле численность чиновников примерно схожа с российским уровнем и составляет 100–110 человек на 10 тыс. граждан, или около 2% всей рабочей силы. Меньше всего чиновников среди рассмотренных стран зафиксировано в Индии (29 чиновников), Казахстане (51 чиновник) и Китае (72 чиновника). То есть число госслужащих и работников госсектора напрямую не связано с благополучием страны: есть государства с высоким уровнем жизни как с большим, так и с меньшим числом работников госструктур.

Сокращаться не хотят

«Сокращаешь, проходит полгода — глядь, опять та же самая штатная численность. Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры», — говорил в середине 2010 года тогдашний президент Дмитрий Медведев, выступая с инициативой сокращения служащих в исполнительной власти.

Согласно указу президента, предельная численность федеральных чиновников к концу марта 2013 года должна была снизиться на 20% по сравнению с уровнем 2010 года. Предельную численность действительно удалось снизить, следует из данных Минфина, предоставленных РБК. Однако, по данным Росстата, среднесписочный состав федеральных органов исполнительной власти на конец прошлого года оказался 589 тыс. человек — лишь на 12% меньше, чем три года назад.

В связи с медленными темпами снижения численности Медведев в мае этого года предложил провести сокращение еще на 10% и дал поручение Минфину проработать этот вопрос до 1 июля 2014 года. Как пояснила РБК врио директора департамента бюджетной политики в сфере госуправления Минфина Ольга Вороновская, оптимизацию предлагается осуществить только в 2017 году, причем под сокращение попадут не только гражданские, но и военнослужащие. То есть российские власти видят основную проблему именно в излишней численности госсектора. Однако проблема гораздо глубже.

Чиновников меньше — расходов больше

Несмотря на снижение численности госслужащих, совокупные расходы на бюрократию выросли, говорит официальная статистика. Если в 2009 году совокупные расходы на оплату труда занятых в госуправлении составляли 519,3 млрд руб., то в 2013-м — 682,7 млрд руб. Рост, таким образом, составил 31%, говорят данные Росстата.

Если проводить оценку на основании отчетов Федерального казначейства об исполнении бюджетов, то расходы на оплату труда госслужащих всех уровней составили в 2013 году 658,4 млрд руб. (+10% по сравнению с предыдущим годом).

Как считали: оценка совокупных годовых расходов на оплату труда госслужащих проводилась путем суммы умножений среднесписочной численности занятых в федеральных, региональных и муниципальных и органах исполнительной, законодательной и судебной властей на 12 среднемесячных номинальных окладов по всем категориям и регионам России.

В 2009 году среднемесячная начисленная заработная плата у занятых в органах власти в России составила 27,9 тыс. руб. В 2013 году она уже достигла 39,1 тыс. руб., что было на 31% больше среднего заработка россиян (29,8 тыс. руб.). Для сравнения: оклад госслужащих в РСФСР в 1985 году был на 12% ниже средней зарплаты в стране, среднемесячная зарплата чиновников всех уровней в США в 2013 году составила $4 тыс. — на 3% ниже средней зарплаты по экономике.

На общероссийском фоне выделяются чиновники в центральных аппаратах федеральных государственных органах власти, общая численность которых — 38,7 тыс. человек. Их средняя зарплата в 2013 году составила 98,4 тыс. руб., увеличившись на 36,5% по сравнению с предыдущим годом. Значительно увеличил свои аппетиты аппарат главы государства (администрация, управление делами и полномочные представители президента). Так, в 2011 году на его функционирование из федерального бюджета было затрачено 7,8 млрд руб., а в 2013-м — уже 18,6 млрд руб. (рост в 2,4 раза).

Средние зарплаты работников администрации президента в 2013 году достигли 230,8 тыс. руб. (+74%), говорят данные Росстата. Больше всех среди госслужащих в 2013-м получали работники аппарата правительства – 240,8 тыс. руб. (+60%).

В западных странах заработок чиновника уровня заместителя министра составляет в среднем три-четыре зарплаты работника с высшим образованием, или шесть среднедушевых ВВП. Проведенная по аналогичной методике оценка РБК показывает, что в России превышение составляет 14–15 раз. Заместители министров в России получают 106 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), который в 2013 году равнялся 5,2 тыс. руб. В США топ-чиновники получают «всего» 16 МРОТ.

При этом на повышение российского МРОТ в России все не находится средств, и он растет очень медленно. Сейчас минимальная зарплата на четверть ниже прожиточного минимума (7,7 тыс. руб.). Минтруд только теперь озаботился их выравниванием и планирует это сделать к 1 октября 2017 года.

Тем не менее в правительстве по-прежнему не удовлетворены своими окладами. Согласно предложениям Минфина о совершенствовании системы оплаты труда гражданских служащих, к 2018 году зарплату госслужащих федеральных органов власти повысят не менее чем в 2 раза, сообщила РБК Вороновская. Всего на мотивацию чиновников планируется потратить дополнительно 462 млрд руб.

Россия кормит не Кавказ, а местных бюрократов

В регионах финансовая и численная диспропорция в соотношении чиновников и остальных категорий занятых еще разительнее. Больше всего чиновников среди занятого населения в регионах Дальнего Востока и республиках Северного Кавказа. В Чукотском АО административный аппарат достигает 7,6% занятых, в Тыве — 6,2%, на Алтае — 5,7%. В Ингушетии и Чечне — около 4%, тогда как среднероссийский показатель — 2%.

Больше всего получают чиновники Тюменской области, Москвы, Чукотки и Магаданской области. Однако наибольшее превышение зарплаты чиновников над средней по региону наблюдается в Кабардино-Балкарии и Чечне. Бюрократия этих республик зарабатывает на 70–80% больше остальных работников, тогда как в среднем по России превышение 31%.

Оценочную отдачу от деятельности чиновника отражает отношение его зарплаты к среднедушевому валовому региональному продукту (ВРП). Чем больше этот показатель, тем меньше экономическая отдача. По оценке РБК, первое место по этому неприятному показателю в 2012 году занимала Чечня. Средний оклад чиновников в размере 33,6 тыс. руб. в республике в 5,1 раз превышал ВРП на одного человека. В Тыве, Кабардино-Балкарии и Ингушетии превышение составляет 3,1–3,3 раза, тогда как, например, в Сахалинской области оклад чиновника, наоборот, на 50% ниже.

Слабость экономик регионов Северного Кавказа и Дальнего Востока негативно сказывается на пополняемости бюджетов этих субъектов. При этом высокие запросы чиновников заставляют обращаться за безмозмездной помощью от других бюджетов. По оценке РБК, около 50% налоговых и неналоговых доходов Чечни и Ингушетии в 2013 году были потрачены на содержание региональных госслужащих, из них 22 и 26% соответственно составляют затраты на оплату труда. Для сравнения, во Владимирской области на содержание региональных чиновников уходит всего 6,6% регионального бюджета, в Москве — 2,7%.

В Тыве, на Алтае, Камчатке и в Еврейской АО региональные бюджеты более чем на 50% дотационные. Однако лидируют по уровню дотационности южные республики — доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета в Ингушетии составляет 85%, в Чечне — 81%, а в Дагестане — 79%, следует из данных Минфина.

«Высокий процент расходов на содержание государственных и муниципальных чиновников объясняется не тем, что расходы на содержание и оплату труда высоки, а тем, что собственные доходы составляют только 16,3% от всех доходов», — сказал РБК министр финансов Ингушетии Руслан Цечоев. В то же время в республике ведется работа по сокращению численности и расходов на содержание госслужащих на 10%, добавил он. В Министерстве финансов Чеченской Республики комментарии получить не удалось.

Силовики дорожают

Несмотря на снижение численности полиции и сотрудников спецслужб в России на 161 тыс. человек по сравнению с 2009 годом (или на 14%), Россия остается одним из мировых лидеров по числу полицейских на душу населения, а совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в последние годы значительно увеличились.

Официально обещания о повышении зарплат силовикам прозвучали в разгар выборного периода в декабре 2011 года (в рамках прямой линии Владимира Путина). «С января 2013 года повысятся оклады во всех силовых ведомствах, как уже сделано в МВД», — заявил он тогда, еще будучи премьер-министром. Речь шла о сотрудниках 12 ведомств: ФСИН, МЧС, ФМС, ФСКН, ФСБ, Служба внешней разведки, ФСО, Государственная фельдъегерская служба, таможня, прокуратура, а также СКР и Служба специальных объектов при президенте.

Обещание было выполнено: совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в России (без учета органов прокуратуры) значительно увеличились за последние годы. По расчетам РБК на основе данных Росстата, если в 2011 году совокупные затраты составили 335 млрд руб., то в 2013-м — 587 млрд руб. За вычетом инфляции реальный рост затрат за два года достиг 54%.

По данным Минтруда США, среднемесячная зарплата полицейских и детективов в штатах в 2013 году составила $5,35 тыс. в месяц, что на 38% превышает среднюю зарплату по экономике. Два года назад средняя зарплата в органах полиции и спецслужб в России составила 28,3 тыс. руб., а в 2013 году — уже 50,6 тыс. руб., что было на 70% выше среднедушевого оклада по России. В странах ОЭСР зарплата полиции на 17% ниже дохода работников с высшим образованием, тогда как в России, Южной Корее и Израиле — на треть выше.

Самый существенный скачок в зарплатах российских силовиков наблюдался в 2012 году на фоне массовых протестных акций оппозиции, когда зарплата занятых в органах правопорядка выросла более чем на 20 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом. В частности, если в 2011 году московские правоохранители зарабатывали 36,1 тыс. руб., то в 2012 году — уже 61 тыс. руб.

Не менее впечатляющий рост был и у работников прокуратуры, которые в 2011 году в среднем зарабатывали 48,6 тыс. руб., тогда как в 2013 году – 68,6 тыс. руб. (в 2,3 раза выше средней по России). Рост зарплаты сотрудников прокуратуры в реальном выражении составил 24%. Работники тюрем и других мест лишения свободы стали получать в 2013 году 40,7 тыс. руб., что без инфляции на 60% выше, чем в 2011 году.

Полицейских много, убийств еще больше

По оценке РБК, среди стран с населением более 5 млн человек Россия занимает второе место по числу сотрудников органов правопорядка после Северной Кореи. Если верить данным Human Rights Report-2009, в КНДР показатель составил 583 сотрудника на 100 тыс. человек. Однако правозащитники здесь учитывают всю численность Министерства общественной безопасности КНДР в количестве 144 тыс. человек.

Как следует из данных Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), в России насчитывается 523 полицейских на 100 тыс. человек населения. Это почти в два раза больше, чем в США (271 полицейский) и в 2,5 раза больше, чем в Китае (202 полицейских).

Если учитывать страны с населением более 1 млн человек, то Россию и КНДР обгоняет только Уругвай (779 полицейских на 100 тыс. человек). Среди всех стран, по которым удалось найти информацию, лидирует Бруней (1058 полицейских), Гренада (924) и Багамы (833).

Как считали: опираясь на данные UNODC, а также Eurostat, Interpol, Small Arms Survey, IMF и другие источники, РБК проанализировал количество сотрудников полиции в 85 странах мира, в которых проживают более 5 млн чел. Из-за отсутствия надежных источников информации в список не попали Вьетнам, Египет, Йемен, Саудовская Аравия, Судан, Тайвань, Узбекистан, а также ряд африканских стран. Согласно методике UNODC, в числе сотрудников полиции на конец года учтены те служащие, чьими основными функциями являются предупреждение, выявление и расследование преступлений, а также задержание подозреваемых правонарушителей. Вспомогательный персонал (секретари, клерки) не учитывался.

Об эффективности полицейской системы можно судить по уровню убийств относительно численности стражей порядка. Как следует из данных UNODC, по этому показателю среди 85 рассмотренных РБК стран с населением более 5 млн человек лидирует Гонконг, где на 10 тыс. полицейских приходится всего 8 убийств. На втором месте идут Сингапур (13 убийств) и Япония (17 убийств).

Несмотря на то что количество убийств в России в последние годы уверенно снижается (-23% с 2009 года), по сравнению с другими странами дела обстоят неважно. Россия в 2012 году заняла 52-е место с показателем 176 убийств на 10 тыс. полицейских, что почти в 10 раз хуже, чем в Японии, и хуже всех европейских стран. Но у тех же США сопоставимый уровень преступлений — 174 убийства.

Согласно опросу Gallup, проведенному в 2012 году, число россиян, которые чувствуют себя в безопасности, прогуливаясь по ночам, снизилось до 39%. Россия по этому показателю заняла 128-е место из 135 стран. Гораздо спокойнее себя чувствовали граждане соседних Белоруссии (60%) и Грузии (91%). По опросу ВЦИОМ, в 2013 году россияне оценили работу полиции у себя в регионе в среднем на 3,01 балла, тогда как в 2009 году средняя оценка была 3,2 балла.

Исследования РБК – цикл статей, основанных на изучении открытых статистических данных. Другие материалы цикла читайте и .

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *