Служба одного окна, что это такое?

⇐ Предыдущая123

Служба «Одного окна» — это многофункциональные государственные центры (МФЦ), в которых по принципу «одного окна» создан доступ к государственным услугам, предоставляемым всеми основными ведомствами и организациями федерального, а также местного уровня.

В МФЦ предоставляют услуги в сфере образования, оформления сделок с недвижимостью, жилищного и миграционного учёта, коммунального хозяйства и т. д.

Какие обязательные госуслуги предоставляет служба?

Среди государственных услуг, предоставляемых многофункциональными центрами:

o выдача и замена внутреннего российского паспорта;

o оформление и выдача заграничного паспорта гражданина РФ;

o выдача водительских удостоверений при замене (утрате);

o оформление международных водительских прав;

o государственная регистрация рождения и смерти, установления отцовства;

o приём заявлений и выплата материальной и иной помощи для погребения;

o постановка иностранных граждан и лиц без гражданства на учёт по месту пребывания;

o регистрационный учёт по месту пребывания и по месту жительства;

o выдача справок о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;

o оформление пособий многодетным семьям, а также семьям, воспитывающим ребёнка-инвалида;

o предоставление информации социально-правового характера;

o предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, прекращение прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки, продажу (приватизацию) земельных участков;

o государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

o государственный кадастровый учёт недвижимого имущества;

o выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;

o оформление пособий в связи с беременностью, родами, в связи с рождением ребёнка и уходом за ребёнком;

o приватизация жилых помещений жилищного фонда;

o приём заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

o приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства помещений и производства ремонтно-строительных работ;

o предоставление заверенных копий документов, находящихся в архиве района (префектуре);

o проведение инвентаризации и предоставление информации технического учёта (техпаспорта помещения);

o выдача и аннулирование охотничьих билетов;

o выдача справок о регистрации по адресу; о составе семьи; об изменении адреса; об оплате коммунальных и прочих услуг (история платежей по лицевому счёту, карточке учёта); об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг и др.

Какие услуги можно получить в МФЦ?

Без личной явки заявителя в соответствующий орган государственной власти предоставляются услуги, в числе которых:

o выдача, замена паспорта гражданина РФ, удостоверяющего его личность на территории РФ;

o оформление и выдача паспорта гражданина РФ, удостоверяющего его личность за пределами территории РФ;

o выдача водительских удостоверений при замене или утрате и международных удостоверений;

o государственная регистрация рождения и смерти.

Порядок получения госуслуг в МФЦ

Чтобы получить услугу в МФЦ нужно:

1. Предварительно записаться, в МФЦ действует электронная очередь.

2. Работник центра принимает и регистрирует поданное заявление.

3. МФЦ направляет документы в орган власти.

4. Орган власти принимает решение.

5. Решение или отказ направляется в МФЦ.

6. МФЦ информирует заявителя о дате получения результата услуги или вынесенного решения об отказе в её предоставлении.

Проблемы реализации МФЦ

В действующем законодательстве по оказанию государственных и муниципальных услуг есть пробелы и недостатки. Прежде всего, федеральное законодательство не содержит единого определения понятия «государственная и муниципальная услуга». В частности, Бюджетный кодекс в качестве услуг рассматривает оказываемые учреждением услуги в соответствии с государственными и муниципальными заданиями. А Федеральный закон № 210-ФЗ определяет, что таковыми являются услуги, предоставляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также организациями, участвующими в предоставлении услуг по запросам. Это несколько иная формулировка. Также федеральное законодательство не раскрывает понятие «государственные и муниципальные функции».

Федеральный закон № 210-ФЗ указывает, что его действие распространяется на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Однако такая редакция допускает неоднозначное толкование того, кто именно оказывает услуги, поскольку под организацией подразумевается как многофункциональный центр, так и непосредственно поставщик услуг.

Указанные некорректности в законодательстве порождают неопределенность на практике. Во-первых, при формировании административных регламентов и стандартов услуг затрудняются внедрение и практика разграничения государственных и муниципальных услуг для целей реформирования бюджетных учреждений. Отсутствуют единые принципы, методологические рекомендации, классификации государственных и муниципальных услуг. В результате органы государственной и муниципальной власти вынуждены самостоятельно вырабатывать подходы к определению и классификации услуг, что замедляет внедрение нормативного финансирования.

Негативное влияние на процесс предоставления услуг в электронном виде оказывает отсутствие механизма унификации наименований муниципальных услуг, хотя такие унификация и перечень были предусмотрены еще Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993.

Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, не в полной мере соответствует полномочиям органов местного самоуправления. Наименования услуг, включенных в указанный перечень, являются чрезмерно обобщенными и фактически включают несколько услуг, оказываемых органами местного самоуправления.

Есть проблемы, связанные с применением правил организации работы в многофункциональных центрах. Например, правила предусматривают только четыре направления, по которым такие центры предоставляют услуги, при этом все они не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Или возьмем требования к помещениям многофункциональных центров. В населенных пунктах с численностью более 50 тысяч жителей должно быть не менее 20 окон для приема и выдачи документов, при этом площадь центра должна быть не менее 800 квадратных метров. Где сегодня можно найти свободные помещения с такой площадью и с должной технической оснащенностью? Видимо, необходимо более дифференцированно подходить в каждом конкретном случае.

Еще одно несоответствие между Федеральным законом № 210-ФЗ и правилами заключается в том, что закон не ограничивает организационно-правовую форму многофункционального центра, зато правила предусматривают создание такого центра только в форме учреждения. Опять нестыковка, опять разночтения, которые порождают повод для коррупции.

Негативное влияние на процесс обеспечения эффективного планирования и расходования бюджетных средств оказывает отсутствие единой терминологии в нормативно-правовых актах, регламентирующих процесс формирования «электронного правительства» или «электронного муниципалитета», а также отсутствие утвержденной методики ценообразования разработки информационных систем.

В настоящий момент сфера предоставления государственных и муниципальных услуг характеризуется значительными трудностями для заявителя, связанными с участием учреждений подведомственных органов исполнительной власти в предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Подобное участие связано с оказанием подведомственными учреждениями услуг, необходимых для получения документа, требуемого органом исполнительной власти.

При этом подобная деятельность подведомственных учреждений имеет следующие недостатки:

• непрозрачность механизмов ценообразования на услуги, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг;

• неограниченность оснований, по которым заявитель может быть направлен за получением услуги в подведомственное учреждение;

• монопольное положение подведомственных учреждений на рынке оказания услуг, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.

По мнению экспертов, основным инструментом решения указанных проблем является формирование исчерпывающих перечней услуг, необходимых и обязательных для предоставления органами исполнительной власти государственных и муниципальных услуг, предусмотренных статьей 9 Федерального закона № 210-ФЗ на всех уровнях власти.

Законом также установлен запрет на требования от заявителей при предоставлении государственных и муниципальных услуг обращения за оказанием услуг, не включенных в перечень, а также предоставления документов, выдаваемых по результатам оказания таких услуг.

Статья опубликована в сборнике научных статей МГУУ Правительства Москвы «Современные тенденции и актуальные проблемы развития столичного мегаполиса» 05 мая 2010 года.

Введение

Постановлением Правительства Москвы от 10.06.2003 г. № 438-ПП «О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима «одного окна»» было положено начало реализации в столице проекта по организации работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций с заявителями (потребителями) государственных услуг по принципу «одного окна».

В течение уже более пяти лет с выхода указанного документа все усилия города Москвы были целиком сосредоточены на совершенствовании организации деятельности городских структур по взаимодействию с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по принципу «одного окна», техническом обеспечении функционирования служб «одного окна», а впоследствии и экспериментальных центров обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна».

Режим «одного окна» — порядок работы с заявителями, в соответствии с которым органы исполнительной власти, государственные учреждения, государственные унитарные предприятия города Москвы обязаны:

1. обеспечивать выдачу запрашиваемых заявителями документов на основании заявления и документов, имеющих отношение непосредственно к заявителю; документов, которые в соответствии с федеральными законами и правовыми актами федеральных органов исполнительной власти могут быть выданы только заявителю лично; документов, выдача которых относится к ведению федеральных органов исполнительной власти (далее по тексту – входящие документы);

2. осуществлять сбор других документов, получать согласования, необходимые для выдачи запрашиваемых заявителями документов, в органах исполнительной власти, государственных учреждениях, государственных унитарных предприятиях города Москвы и территориальных органах федеральных органов исполнительной власти.

Ключевой задачей текущего этапа реализации режима «одного окна» является исключение заявителя из процесса получения промежуточных документов и максимальное упрощение бюрократических процедур, что способствует повышению качества предоставления государственных услуг гражданам, а также минимизирует коррупцию в этой сфере.

Данный вопрос имеет широкое правовое регулирование.

В частности, к актам, регулирующим оказание государственных услуг по принципу «одного окна», относятся:

Постановление Правительства Москвы от 10.06.2003 г. № 438-ПП «О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима «одного окна»»,

Постановление Правительства Москвы от 30.05.2006 г. № 352-ПП «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме «одного окна»,

Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 г. № 554-ПП «О Городской целевой программе по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна» на территории города Москвы на 2009-2011 годы»,

Постановление Правительства Москвы от 20.10.2009 г. № 1146-ПП «О концепции городской целевой программы по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 годы» и другие.

Проблематика

В настоящее время созданы и ведут прием заявителей по профильным направлениям службы «одного окна» 9 департаментов, 6 комитетов, 2 управлений, 5 государственных учреждений, 6 государственных унитарных предприятий города Москвы, 1 инспекции, 10 префектур административных округов, 123 управ районов. Всего в Москве функции держателя «одного окна» осуществляют 162 городские организации.

Такое положение дел выливается на практике в целый комплекс проблем, с которыми сталкивается гражданин или предприниматель, желающий получить от органа исполнительной власти города Москвы комплексную государственную услугу.

Во-первых, в соответствии с утвержденными регламентами работу по первичному сбору материалов, необходимых для принятия решения о выдаче запрашиваемых документов, органы исполнительной власти города Москвы и городские организации проводят самостоятельно. Заявитель представляет исключительно документы, имеющие непосредственное к нему отношение (паспорт, заявление и т.п.). Однако в случае необходимости решения нескольких стоящих перед ним задач заявитель вынужден обращаться в разные службы «одного окна» органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций, расположенные по различным адресам.

Производной от таких вынужденных действий являются значительные потери времени, отрицательные психологические эмоции, а также денежные средства, потраченные на дополнительные ненужные перемещения по Москве, что в комплексе формирует негативное отношение жителей и предпринимателей к действующей системе подготовки и выдачи запрашиваемых документов.

Во-вторых, отсутствие типовых требований к размещению служб «одного окна» территориальных и отраслевых органов исполнительной власти города Москвы, созданию единообразных, комфортных и технически оснащенных приемных для работы с гражданами и организациями в службах «одного окна» делает невозможной реализацию идеи единых правил предоставления населению и организациям государственных услуг по выдаче документов.

В-третьих, процесс оформления и получения практически любого документа, выдаваемого органами исполнительной власти города Москвы, неразрывно связан с необходимостью пользования заявителями широким спектром дополнительных видов услуг, сопряженных с получением требуемых документов, что не делает процесс их оформления быстрым и удобным. Это услуги вспомогательных служб: консультации, копирование документов, изготовление фотографий, нотариальный сервис, прием платежей за подготовку документов, оформляемых на возмездной основе, и т.д.

В-четвертых, обращающийся в орган исполнительной власти города Москвы житель или предприниматель в большинстве случаев желает решить текущую жизненную или хозяйственную проблему в комплексе, что зачастую связано с необходимостью получения целого ряда различных видов разрешительных и согласующих документов, которые могут выдаваться разными городскими подразделениями.

Кроме того, как правило, заявителю нужен не только определенный набор документов, но и правовая помощь, консультации по различным аспектам текущей хозяйственной деятельности и порядку взаимодействия с системой государственного управления.

Таким образом, отсутствие комплексного подхода в решении вопросов предоставления государственных услуг по выдаче запрашиваемых документов, в том числе путем создания на территории города Москвы окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна»:

1. приводит к невозможности установления единообразного порядка обслуживания заявителей;

2. усложняет регламентные процедуры осуществления межведомственных согласований в ходе оформления и подготовки документов заявителям органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями;

3. приводит к отсутствию интеграции услуг, оптимизации процедур межведомственных согласований в ходе оформления и подготовки документов заявителям органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями, межведомственным барьерам;

4. увеличивает общую продолжительность получения разрешительных документов;

5. делает невозможным получение в единовременном порядке и в одном присутственном месте документов по различным отраслевым и территориальным вопросам, а также создает транспортные неудобства заявителям;

6. тормозит разработку и внедрение типовых технических решений, обеспечивающих комплексную модель информационной деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций;

7. повышает вероятность наличия коррупционных действий сотрудников органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций в ходе работы с заявителями по оформлению и выдаче разрешительных документов;

8. препятствует работе по упрощению регламентов подготовки документов, выдаваемых заявителям органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями в режиме «одного окна» и в обычном порядке;

9. не позволяет качественно модернизировать систему выдачи разрешительной документации в городе Москве, а также сдерживает внедрение технологий универсализации профиля деятельности сотрудников, занятых в сфере подготовки, согласования и выдачи необходимых заявителям документов.

Актуальность указанных проблем сложно переоценить, если принять во внимание тот факт, что количество обращений заявителей в службы «одного окна» превышает 5 млн. в год. Иными словами социальные, транспортные и иные издержки, связанные с отсутствием типовых требований к предоставлению государственных услуг по выдаче документов в городских службах «одного окна», слабость межведомственного взаимодействия и разобщенность служб «одного окна» различных органов власти, длительные сроки подготовки документов существенно сдерживают развитие взаимоотношений в данной сфере власти и общества.

В целом это снижает степень удовлетворенности граждан качеством работы органов исполнительной власти г. Москвы и уровнем предоставления государственных услуг.

Существует два варианта решения поставленных проблем.

Первый заключается в оптимизации предоставления государственных услуг в режиме «одного окна» отдельно в рамках каждого органа власти, вторым вариантом является комплексная модернизация и унификация порядка и условий работы с заявителями в рамках создания центров обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна».

Преимуществом первого варианта является возможность выработки индивидуального подхода в каждом конкретном случае и отсутствие существенных дополнительных расходов на строительство или реконструкцию необходимых помещений. Однако его недостатком является сохранение большого количества служб «одного окна», отсутствие унифицированных правил их работы и невозможность создания единой системы предоставления государственных услуг в городе Москве. Учитывая изложенное, второй вариант решения вопроса, несмотря на наличие определенных бюджетных затрат, представляется более предпочтительным, поскольку позволит в рамках городской целевой программы создать унифицированную систему обслуживания населения и организаций, включающую помимо выдачи необходимых документов предоставление многочисленных дополнительных услуг и сервисов на высоком технологичном уровне в современных комфортных условиях.

Кроме того, централизация в едином присутственном месте функционирующих на территории административных округов или районов подразделений органов исполнительной власти и городских организаций при создании Центров обеспечит освобождение значительного объема помещений, занимаемых перемещаемыми в Центры городскими структурами. Освобождаемые помещения могут быть использованы Правительством Москвы для решения других целевых программ, в том числе и социальной направленности.

Программой предусматривается создание центров обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна» в каждом административном округе и районе города Москвы, при этом окружные Центры будут ориентированы на обслуживание юридических лиц, а районные — населения.

Выводы

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день административная реформа в Москве реализуется по двум важнейшим, но далеко не исчерпывающим направлениям — регламентация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций по выдаче документов заявителям и создание окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна».

Ее реализация — это базовый элемент московской модели административной реформы в Российской Федерации, который является важнейшей составляющей преобразований в городе в части совершенствования и развития деятельности органов исполнительной власти и городских организаций при оказании государственных услуг населению и бизнес-структурам.

Безусловным социальным эффектом Программы является значительное сокращение материальных и временных издержек граждан и организаций при получении государственных услуг, оказание их в комфортных условиях, предоставление полной и достоверной информации, что в свою очередь позволит значительно повысить удовлетворенность населения качеством оказываемых государственных услуг и позитивно скажется на отношении москвичей к органам исполнительной власти города и Правительства Москвы в целом.

Список используемых источников

1. Постановление Правительства Москвы от 10.06.2003 г. № 438-ПП «О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима «одного окна»».

2. Постановление Правительства Москвы от 30.05.2006 г. № 352-ПП «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме «одного окна»».

3. Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 г. № 554-ПП «О Городской целевой программе по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна» на территории города Москвы на 2009-2011 годы».

4. Постановление Правительства Москвы от 20.10.2009 г. № 1146-ПП «О концепции городской целевой программы по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 годы».

С 1 июня городской Департамент культурного наследия принимает физических лиц по вопросам предоставления госуслуг — приема и выдачи документов — только по записи через официальный сайт Мэра и Правительства Москвы mos.ru. Проект запустил столичный Департамент информационных технологий.

Зарегистрированные пользователи mos.ru могут записаться на прием в Департамент культурного наследия Москвы, выбрав в разделе «Услуги. Документы» сайта услугу «Запись на прием в центр госуслуг и ОИВ». После внесения всех сведений и успешной записи необходимо распечатать талон либо запомнить уникальный код бронирования. В назначенный день следует прийти в Департамент культурного наследия за 10 минут до приема, предъявить сотруднику службы одного окна распечатанный талон или сообщить код бронирования, а затем ожидать вызова.

На портале mos.ru можно записаться в Департамент культурного наследия для получения 13 услуг:

— выдачи разрешения на строительство (для объектов культурного наследия);

— выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (для объектов культурного наследия);

— согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия;

— согласования разделов проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ либо проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия;

— предоставления сведений из городского реестра недвижимого культурного наследия и историко-культурного и опорного плана Москвы;

— согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

— выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала в Москве (для объектов культурного наследия);

— выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия;

— утверждения проектов информационных надписей и обозначений, устанавливаемых на объекте культурного наследия в Москве;

— выдачи паспорта объекта культурного наследия;

— выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия в Москве;

— выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения;

— выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.

Прием и выдача документов по предварительной записи в электронном виде проводится в службе одного окна по адресу: Пятницкая улица, дом 21, строение 2. Служба работает с понедельника по четверг с 09:00 до 16:00; в пятницу — с 09:00 до 15:00 (с 12:00 до 13:00 — обеденный перерыв).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *