Создание МУП

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Аббревиатура ЖКХ знакома практически каждому жителю нашей страны. Учитывая специфику формирования экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве в последние десятилетия, проблемы в данной отрасли решаются на государственном уровне. Основной из них является отсутствие регулирования тарифов на услуги, которые предоставляют компании, занимающиеся ЖКХ. Помимо обслуживания граждан, управляющая компания должна заниматься автоматизацией деятельности, основываясь на базе инновационных технологий, выполнять ремонт всех компонентов своего хозяйства, осуществлять контроль и учитывать объем фактически предоставляемых услуг.

Что такое жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальным хозяйством называют комплекс подотраслей экономики, которые направлены на обеспечение стабильного функционирования инженерной инфраструктуры зданий различного назначения, населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры. В состав данного комплекса входят два сектора экономики: соответственно, жилищный и коммунальный. Жилищный сектор подразумевает рассмотрение всех вопросов жизненного цикла зданий – от их эксплуатации до ликвидации. Более широкие задачи решаются в рамках коммунального сектора. Основным источником дохода коммунальных предприятий ЖКХ является начисление государственно утвержденный тариф.

Созданием единого государственного органа, ответственного за обеспечение жизни населения стали заниматься еще при Екатерине II. Развивать местное (городское) хозяйство продолжил Александр II. Начиная с 1870 года, управление городским хозяйством и благоустройством территории было передано губернаторам. После реформ, проведенных в 1892 году, правительство освобождает себя от забот в его развитии, переложив их на органы общественного управления.

После революции молодое советское правительство предпринимает ряд мер, направленных на национализацию жилищного фонда – была отменена квартирная плата, что привело к исключению в домах «хозяев», которые были бы заинтересованы в их сохранении и качественной эксплуатации. Существенные реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве были проведены во времена НЭПа. Управление жилым фондом при помощи жилищно-эксплуатирующих контор сложилось в Советском Союзе. Система оплаты, к которой привыкли современные жители нашей страны, окончательно сложились уже в современной России после реформы в 2006г.

Далее разберемся, что такое государственное коммунальное унитарное предприятие на монопольном рынке.

Состав жилищно-коммунального хозяйства.

В широком смысле ЖКХ состоит из:

  • энергоснабжения – обеспечения стабильных поставок электрической энергии юридическим и физическим лицам
  • водоснабжения– специалисты коммунальных предприятий отвечают за прокладку и восстановление водопроводных труб, водозабором, доставкой воды на обслуживаемые объекты, обеспечением горячего водоснабжения
  • газоснабжения – поставка газа
  • отопление – доставка теплоносителя и обогрев домов и зданий
  • канализование и водоотведение – отведение и утилизация сточных вод

В основе своей все эти устули оказываются предприятиями естественных монополий. В комплекс услуг, относящийся к жилищным, которые должны оказывать предприятия ЖКХ входит вывоз мусора, обеспечение стабильного функционирования мусоропровода, проведение ремонтных работ общедомовых инженерных коммуникаций, санитарная и эпидемиологическая обработка, благоустройство придомовых территорий.

Характеристика муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства

До реформы все крупные предприятия отрасли ЖКХ находились в собственности государства, после часть этих предприятий продавалась в частные руки или акционировались. Многие остались в собственности государства с формой организации МУП. Эта аббревиатуру означает муниципальное унитарное предприятие. Разберем наиболее важные черты подобных организаций.

  1. Собственник. Для их образования необходимо выделение имущественной доли (ее выделяют либо муниципальное образование, либо государство). Создание унитарных организаций направлено для удовлетворения определенных потребностей или выполнения задач, поставленных правительством
  2. Уставной капитал. Его размер устанавливается, исходя из ранее разработанного устава организации. Для управления капиталом обязательно ведется бухгалтерский учет
  3. Организационно-правовая форма. Организация муниципальных унитарных предприятий осуществляется на правах оперативного управления или хозяйственного ведения (такие МУП называют «казенными»)

Типы предприятий

Местные власти закрепляют за муниципальными унитарными предприятиями определенные материальные активы, однако, они по-прежнему остаются собственностью самого муниципалитета. Они действуют на основании прав, в зависимости от которых могут использовать переданное имущество. Различают 2 типа МУП:

  • право хозяйственного ведения – большинство обычных предприятий имеют именно такой гражданско-правовой статус
  • оперативное управление – такие МУП называют «казенными»; так как форма управления не очень подходит для получения прибыли от деятельности организации, ведь для любых операций, связанных с имуществом, требуется разрешение от муниципальных властей, поэтому данный тип МУП встречается реже («казенные» предприятия больше зависят от финансирования из бюджета)

Советская модель управления жилищно-коммунальным хозяйством дала отголосок в современной России. После того, как был подписан контракт с исполнительной дирекцией МУП, его финансовая деятельность переходит под контроль собрания собственников. Ее ежегодно в обязательном порядке должна проверять ревизионная комиссия. Следует отметить, что дирекция коммунального хозяйства более эффективно управляет различными эксплуатирующими участками, чем это делает отдельный директор ЖЭУ.

Цель создания и функционирования

Основные цели создания унитарных организаций заключаются в:

  • осуществление определенных видов деятельности, являющихся датируемыми
  • осуществление деятельности, направленной на решение целого комплекса задач социального характера (к таковым, например, относится реализация определенной продукции, работ и оказание услуг по минимально возможным ценам)
  • необходимости эксплуатирования имущества, которое запрещено приватизировать на государственном уровне

Любое коммунальное унитарное предприятие Российской Федерации действует в соответствии со статьями №2 и №113 Гражданского кодекса РФ. Кроме оказания услуг физическим и юридическим лицам, а также извлечения прибыли от собственной деятельности, оно должно удовлетворять потребности государства и обеспечивать государственные нужды. К учредительным документам МУП относятся решение об учреждении, принимаемое членами государственных органов, а также устав.

Имущество подобных организаций формируется из нескольких источников. Оно передается по решению собственника. Кроме того, имущество формируется на основании прибыли, получаемой в результате ведения хозяйственной деятельности, кредитования, амортизационных отчислений, капитальных вложений, бюджетных финансовых средств, добровольных взносов и прочих источников, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации. К таковым, например, можно отнести сдачу пустующих помещений здания в аренду каким-либо фирмам. Источником также служит муниципальный жилищный фонд.

Профессиональный стандарт предприятий ЖКХ

Профессиональным стандартом в сфере жилищно-коммунального хозяйства называют многофункциональный нормативный документ, основное предназначение которого заключается в:

  • описании бизнес-процессов, осуществляемых для достижения цели и выполнения задач, которые поставлены перед определенным типом деятельности – водоснабжения, водоотведения, канализации, управление многоквартирными домами и т. п.)
  • определении требований к условиям труда, квалификации, опыту, профильному образованию работников коммунального государственного казенного предприятия ЖКХ
  • саморегулировании рынка труда

Помимо этого, профессиональный стандарт – это средство обеспечения качества оказываемых услуг.

В 2014 году был создан специальный Совет по профквалификациям в ЖКХ, который наделен рядом полномочий. Во-первых, данный орган имеет право мониторить рынок труда, для того чтобы отслеживать появление новых профессий, а также следить за изменениями в данной сфере. Во-вторых, специалисты Совета занимаются разработкой и применением профессиональных стандартов. В-третьих, они занимаются координационной деятельностью, связанной с оценкой профессиональных квалификаций. В-четвертых, участвуют в процессе разработки образовательных стандартов профобразования и обучения работников, которые задействованы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Современное состояние ЖКХ в Российской Федерации

Согласно мнению большинства специалистов, для усовершенствования модели ЖКХ в Российской Федерации желательно изучить зарубежную практику. Кроме того, необходимо внедрять современные методы управления. Желательно, чтобы управлением жилищным хозяйством вело многоотраслевое ЖКХ. К сожалению, предприятия, занимающиеся жилищно-коммунальным хозяйством в современной России, делают это крайне неэффективно. Все дело в нескольких причинах:

  • отсутствии целей реформирования, которые должны быть четко сформулированы
  • не проработанности законодательных и нормативных аспектов, связанных с взаимоотношениями муниципальных органов и коммунальщиков
  • низкой квалификацией и недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников
  • масштабной коррупцией в данной сфере

Помимо этого, специалисты связывают недостаточную эффективно работы таких компаний с неправильным регулированием потоков финансовых средств и низкой активностью населения, в плане контролирования деятельности нанятых компаний.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
Комментарий к статье 2
1. Статья 2 Закона определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия (наряду с учреждениями), в отличие от других коммерческих и некоммерческих организаций, не являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Имущество закрепляется за унитарными предприятиями на ином вещном праве.
Унитарные предприятия вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, не являясь его собственником, с ограничениями, предусмотренными ГК РФ и Законом.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим предприятиям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).
Унитарное предприятие является такой организационно-правовой формой юридического лица, в которой могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.
2. Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что они создаются и действуют только на основе государственной или муниципальной собственности. Соответственно их учредителями могут быть лишь Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Статья 125 ГК РФ устанавливает общий порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии с указанной нормой п. 1 ст. 2 Закона предусматривает, что в рамках своей компетенции права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют:
— от имени Российской Федерации — органы государственной власти Российской Федерации. Сюда следует отнести Правительство РФ, Минимущество России, отраслевые федеральные органы исполнительной власти;
— от имени субъекта Российской Федерации — органы государственной власти субъекта Российской Федерации. К ним относятся соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В городе Москве это, например, Правительство Москвы, Департамент имущества г. Москвы, отраслевые департаменты Правительства Москвы;
— от имени муниципального образования — органы местного самоуправления. К ним относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Подробнее права собственника имущества унитарного предприятия рассматриваются в комментарии к ст. 20 Закона.
3. В отличие от учредителей других юридических лиц собственник имущества унитарного предприятия не утрачивает права собственности на имущество унитарного предприятия после его создания. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям. Правовой режим хозяйственного ведения и оперативного управления регулируется Законом и нормами гл. 19 ГК РФ.
Правовой режим имущества унитарного предприятия не может быть изменен собственником этого имущества.
Согласно п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, определены ст. 294, 295 ГК РФ. В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. При этом Закон прямо запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований (п. 4). Соответственно у имущества унитарного предприятия может быть только один собственник.
В связи с этим п. 5 ст. 20 Закона устанавливает, что правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут передаваться от одного собственника к другому. Так, например, Российская Федерация не может передать свои правомочия собственника в отношении федерального государственного предприятия субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, а те, в свою очередь, не могут передать свои правомочия в отношении созданных ими унитарных предприятий Российской Федерации.
В то же время федеральные государственные унитарные предприятия могут передаваться в целом как имущественные комплексы из федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Порядок такой передачи установлен Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. N 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации».
4. Следуя принципу неделимости имущества унитарного предприятия, Закон ввел новую норму, согласно которой унитарные предприятия теперь не вправе создавать в качестве юридического лица другие унитарные предприятия путем передачи ему части своего имущества, т.е. дочерние предприятия. Такое право раньше было предоставлено унитарным предприятиям ГК РФ. Учитывая, что в Российской Федерации было создано значительное количество таких дочерних унитарных предприятий, Законом установлен шестимесячный срок, в течение которого все дочерние предприятия должны быть реорганизованы создавшими их унитарными предприятиями путем присоединения к себе (ст. 37 Закона).
5. Закон разделяет унитарные предприятия на два вида:
а) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые подразделяются на государственное предприятие (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации) и муниципальное предприятие;
б) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, которые подразделяются на федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации и муниципальное казенное предприятие (казенные предприятия).
Точное определение вида унитарного предприятия имеет существенное значение для уяснения его правового режима в соответствии с данным Законом и ГК РФ.
Можно выделить следующие основные отличительные особенности этих двух видов унитарных предприятий.
Правовой режим государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, характеризуется тем, что:
— они распоряжаются закрепленным за ними недвижимым имуществом с согласия собственника;
— собственник не вправе изымать имущество, находящееся в их хозяйственном ведении;
— они имеют уставный фонд, формируемый собственником;
— собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия;
— по общему правилу собственник имущества государственного или муниципального предприятия не несет ответственности по его обязательствам;
— они действуют в соответствии с утвержденной уполномоченным органом программой деятельности;
— собственник утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и осуществляет контроль за их выполнением;
— они подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии определенных финансовых показателей деятельности.
Правовой режим казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, характеризуется тем, что:
— они распоряжаются закрепленным за ними движимым и недвижимым имуществом с согласия собственника;
— собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;
— собственник определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;
— собственник имеет право определять обязательные для исполнения казенным предприятием заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
— казенное предприятие не имеет уставного фонда;
— казенное предприятие действует на основании сметы расходов и доходов, утвержденной собственником;
— собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;
— аудиторская проверка проводится по решению собственника имущества казенного предприятия.
Из перечисленных особенностей видно, что унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, отличаются от унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, прежде всего объемом имущественных прав и хозяйственной самостоятельности. Казенные предприятия имеют более узкий объем правоспособности по сравнению с государственными и муниципальными предприятиями.
Следует обратить внимание на то, что в разных нормах приводятся различные термины, касающиеся унитарных предприятий (унитарное предприятие, государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и т.д.). В некоторых случаях точно определить, о каком виде предприятий идет речь в норме Закона, бывает весьма затруднительно.
Как правило, если речь идет об общих правилах, касающихся всех видов унитарных предприятий, Закон употребляет термин «унитарное предприятие». Если норма касается унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, используется понятие «государственное или муниципальное предприятие». И наконец, при регулировании вопросов, связанных с унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления, применяется термин «казенное предприятие».
В то же время Закон требует, чтобы унитарное предприятие имело свое полное фирменное наименование. В связи с этим в ст. 4 приводятся точные формулировки названий унитарных предприятий, которые могут действовать в Российской Федерации: «федеральное государственное предприятие» (собственность Российской Федерации); «государственное предприятие» (собственность субъекта Российской Федерации); «муниципальное предприятие» (собственность муниципального образования); «федеральное казенное предприятие» (собственность Российской Федерации), «казенное предприятие» (собственность субъекта Российской Федерации); «муниципальное казенное предприятие» (собственность муниципального образования). Следует учесть, что содержание указанных в ст. 4 понятий не всегда точно совпадает с содержанием определений, встречающихся в других нормах Закона.
6. Статья 2 Закона устанавливает следующие необходимые признаки унитарного предприятия как юридического лица:
— наличие обособленного имущества, принадлежащего унитарному предприятию не на праве собственности, а на ином вещном праве;
— приобретение и осуществление от своего имени имущественных и личных неимущественных прав, несение обязанностей, выступление истцом и ответчиком в суде. Следует иметь в виду, что правоспособность унитарного предприятия является специальной (целевой), поэтому оно может иметь не любые права и обязанности, а лишь такие, которые соответствуют целям его создания (подробнее см. комментарий к ст. 3 Закона);
— наличие самостоятельного баланса (либо сметы доходов и расходов — для казенного предприятия), где учитывается закрепленное за унитарным предприятием имущество. Самостоятельность бухгалтерского баланса (сметы) унитарного предприятия означает его полноту и законченность, обусловленную тем, что в нем отражается все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы унитарного предприятия;
— наличие круглой печати с указанием полного фирменного наименования на русском языке (возможно также и на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке) и места нахождения унитарного предприятия;
— наличие штампов, бланков, эмблемы, зарегистрированного товарного знака и других средств индивидуализации (знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров).
Следует отметить, что унитарные предприятия не вправе свободно использовать государственную символику. В частности, ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» предусматривает, что государственный герб Российской Федерации может помещаться на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.
Унитарные предприятия могут использовать эмблему учредившего их отраслевого федерального органа исполнительной власти.
Например, согласно п. 1 Положения об эмблеме МПС России, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 833, эмблема МПС России является официальным знаком, указывающим на принадлежность к этому Министерству, а также к образованным им предприятиям, учреждениям и организациям. Эмблема МПС России может служить основой или элементом для создания эмблем железных дорог, других предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта.
Эмблема помещается на знаках отличия, знаках различия, форменной одежде работников, на угловых штампах или бланках с угловыми штампами, почетных грамотах, служебных удостоверениях, транспортных средствах.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Понятие «унитарный» означает, что имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), т. к. оно полностью принадлежит на праве собственности единственному учредителю, либо государственному, либо муниципальному органу власти.

Предприятия, организованные по решению местного органа самоуправления относятся к категории муниципальных унитарных предприятий (МУП).

Предприятия, созданные по решению уполномоченного государственного органа, относятся к категории государственных унитарных предприятий (ГУП).

Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия, созданные по решению правительства РФ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия не отвечают по обязательствам собственника их имущества. Государственные и муниципальные органы власти не отвечают по обязательствам унитарных предприятий (за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвано собственником.

Организационно – правовая форма определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного) капитала.

Уставной капитал –это начальный (стартовый) капитал организации. Он представляет собой стоимость имущества предприятия на дату его создания (государственной регистрации).

По-другому, уставный капитал — это стоимостная оценка вкладов учредителей в имущество предприятия. Вкладом в имущество могут быть деньги, ценные бумаги и другие вещи. Денежная оценка вклада производится по соглашению между учредителями, но она не может быть выше рыночной цены на аналогичный вид имущества. В определенных случаях подлежит независимой экспертной оценке.

Участники полного товарищества формируют складочный капитал за счет объединения вкладов. К моменту регистрации товарищества они должны внести не менее половины своей доли, а остальную часть в сроки, установленные в учредительных документах. При невыполнении этого требования, участник обязан уплатить товариществу 10 % годовых с суммы, не внесенной части вклада.


Участник полного товарищества имеет право с согласия остальных участников передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому участнику или третьему лицу. Формирование складочного капитала в товариществе на вере аналогично порядку его формирования в полном товариществе.

Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью состоит из номинальной стоимости долей его участников. Поскольку в обществах существует ограниченная ответственность участников по долгам, то уставный капитал определяет минимальный размер имущества, который гарантирует выполнение обязательств перед кредиторами.

Величина уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством. В настоящее время она составляет 100 минимальных размеров оплаты труда на день регистрации общества. Уставный капитал должен быть оплачен не менее, чем на половину, оставшаяся часть должна быть внесена в течении одного года деятельности общества. При нарушении данного порядка общество должно либо понизить уставной капитал, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.

Размер доли участника общества в уставном капитале определяется в процентах или в виде дроби. Уставом общества может быть ограничен максимальный размер доли. Участник общества имеет право продать или уступить свою долю или ее часть одному или нескольким участникам общества.

В акционерном обществе уставный капитал формируется из акций равной номинальной стоимости. В соответствии с законом минимальный размер уставного капитала в открытом акционерном обществе должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на день регистрации общества, в закрытых обществах — не менее 100 МРОТ. При этом величина МРОТ для целей оценки уставного капитала составляет 100 рублей.

Акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течении срока, определенного уставом. При этом не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а оставшаяся часть в течение года с момента регистрации.

В производственном кооперативе формируется паевой фонд за счет паевых взносов его членов. К моменту государственной регистрации кооператива каждый его член обязан внести не менее 10% паевого взноса, а оставшуюся часть в течение одного года с момента регистрации.

Уставной фонд унитарного предприятиядолжен быть полностью сформирован собственником в течение 3 месяцев с момента его регистрации. Размер уставного фонда государственного унитарного предприятиядолжен составлять не менее 5000 МРОТ на дату государственной регистрации предприятия, а для муниципальных предприятий не менее 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Организационно – правовая форма оказывает влияние на процесс распределения прибыли.

Так в полных товариществах прибыль распределяется между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. В товариществе на вере в первую очередь получают установленный процент от прибыли вкладчики пропорционально внесенным ими вкладам. Полные товарищи делят между собой оставшуюся прибыль пропорционально внесенным долям.

В обществах распределение прибыли между участниками также осуществляется на принципах корпоративности, пропорционально величине вкладов.

Прибыль, полученная производственным кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. Возможен вариант распределения прибыли пропорционально паям.

Собственник государственного или муниципального унитарного предприятия имеет право на получение части чистой прибыли. Это осуществляется путем перечисления унитарным предприятием части чистой прибыли в соответствующий бюджет.

Наименование: РЕШЕНИЕ от 11 октября 2017 года № 114 О создании муниципального унитарного предприятия «Петровский Водоканал» муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Дата: 12.10.2017

Cкачать:ms-word

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Петровское сельское поселение

муниципального образования Приозерский муниципальный район

Ленинградской области

Третьего созыва

РЕШЕНИЕ

от 11 октября 2017 года № 114

О создании муниципального унитарного предприятия «Петровский Водоканал» муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области

В целях решения вопросов местного значения, в соответствии со ст.ст. 113, 114 Гражданского кодекса РФ, руководствуясь Федеральным законом от 27.05.2014г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.8 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в целях обеспечения предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Совет депутатов муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области РЕШИЛ:

1. Создать муниципальное унитарное предприятие «Петровский Водоканал» муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, сокращенное наименование – МУП » Петровский Водоканал».

2. Учредителем МУП «Петровский Водоканал» является муниципальное образование Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в лице Администрации муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

3. Определить основным направлением деятельности унитарного предприятия — содержание и эксплуатация имущества инженерно-технического обеспечения в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

4. Установить, что целями деятельности унитарного предприятия являются удовлетворение общественных потребностей в результате оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, по обеспечению населения питьевой водой и получение прибыли.

5. Установить Предметом деятельности унитарного предприятия — выполнение работ, производство продукции, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, строительству, реконструкции, ремонту и техническому перевооружению сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, добыча и транспортировка воды, прием и транспортировка хозяйственно-бытовых стоков, приём, транспортировка и очистка поверхностных сточных вод.

6. Утвердить План Мероприятий по созданию муниципального унитарного предприятия «Петровский Водоканал» муниципального образования Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (Приложение 1).

7. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.

8. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте в сети Интернет.

9. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по экономике, бюджету, налогам и муципальной собственности (председатель Пьянкова И.Г.).

Глава муниципального образования

Петровское сельское поселение И.Г. Пьянкова

Исполнитель: Кузнецова Е.С.

Тел.66-134

Разослано: 2-дело, 1-Прокуратура, СЭФ -1, сайт администрации-1.

УТВЕРЖДЕН

решением Совета депутатов

муниципального образования

Петровское сельское поселение

от 11 октября 2017г. №114

(Приложение 1)

План Мероприятий по созданию муниципального унитарного предприятия «Петровский Водоканал» муниципального образования

Петровское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок реализации мероприятий

Лицо, отв-е за реализацию мероприятий

Решение совета депутатов о создании МУП и закреплении за ним имущества на праве хоз. ведения

До 15 октября 2017 г.

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Регистрация МУП (подготовка комплекта документов, подача и получение учредительных документов)

10 дней с даты принятия решения СД

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Заключение трудового договора с руководителем предприятия

3 дня от даты получения документов о регистрации МУП из ИФНС

Администрация МО Петровское сельское поселение

Ведущий специалист ответственный за кадры

Заключение трудового договора с главным бухгалтером предприятия или закрепление обязанностей гл. бухгалтера за руководителем предприятия)

1 день с даты заключения трудового договора с руководителем МУП

Администрация МО Петровское сельское поселение

Ведущий специалист ответственный за кадры

Изготовление печати предприятия

3 дня от даты получения документов о регистрации МУП из ИФНС

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Открытие расчетного банковского счета

10 дней от даты получения документов о регистрации МУП из ИФНС

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Получение уведомлений об учете в ФСС и ПФР

5 дней от даты получения документов о регистрации МУП из ИФНС

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Решение Совета депутатов об утверждении перечней предприятий и имущества и о передаче предприятия с принадлежащим ему на праве хоз.ведения имуществом в гос.собственность Ленинградской области

20 дней с даты получения документов о регистрации МУП из ИФНС

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Закрепление имущества на праве хоз. ведения за МУП (Издание Постановления администрации о закреплении имущества, подписание Акта приема-передачи)

5 дней с даты получения документов о регистрации МУП из ИФНС

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Формирование пакета документов, согласно Постановления Правительства РФ № 374 от 13.06.2006г., для направления в Комитет по управлению государственным имуществом ЛО.

30 дней после выхода Решения Совета депутатов о передаче МУП в гос.собственность

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Направление пакета документов МУП в Леноблкомимущество

По степени готовности пакета документов

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Согласование проекта Распоряжения по передаче МУП в собственность ЛО в комитетах и структурах Правительства ЛО

60 дней от даты согласования проекта Распоряжения Леноблкомимуществом

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Подготовка, подписание, согласование и утверждение Актов приема-передачи МУП в государственную собственность ЛО

21-30 дней от даты выхода Распоряжения Правительства ЛО о принятии МУП в собственность ЛО

Администрация МО Петровское сельское поселение

Специалист 1-ой категории -бухгалтер

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *