Специальные права

Содержание

Комментарии к СТ 3

2. В диспозициях статей Особенной части Кодекса, предусматривающих лишение специального права, прямо указывается на грубые нарушения соответствующих правил (например, управление судном или автомототранспортным средством в состоянии опьянения). Следует иметь в виду, что повторное совершение однородного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.3)

Что такое специальное право в виде управления транспортным средством

Основанием назначения данного вида наказания является прямое установление его в санкциях Особенной части КоАП РФ и только в качестве основного административного наказания. Применение данного вида административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. В частности, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ)

Автофорум Клуб

2. исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. порядок изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за связью в российской федерации.

Новый порядок лишения права управления транспортным средством (в т

Письмом ФССП России от 28.04.2020 № 00010/16/37567-СВС разъяснила, что в качестве основного законного источника средств к существованию может выступать любой доход. который является существенным в сравнении с доходами, полученными от иной деятельности. При этом количество времени, уделяемое соответствующему источнику доходов, значения не имеет. Таким образом, если у должника имеется иной вид деятельности, не связанный с управлением транспортным средством, которому уделяется меньшее количество времени, однако получаемый им доход превышает доход от деятельности, связанной с управлением транспортным средством, судебному приставу-исполнителю целесообразно отказать в удовлетворении заявления должника о неприменении к нему ограничения специального права. Кроме того, указывается, что при рассмотрении вопроса о применении к должнику ограничения специального права в случае поступления от него информации о наличии на иждивении лица, являющегося инвалидом I или II группы, судебным приставам-исполнителям рекомендуется должнику предоставить в качестве подтверждения судебный акт об установлении соответствующего факта, либо иной подтверждающий документ, выданный уполномоченным государственным органом. Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановлениедействия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами.

воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами)
Кроме того, учитывая, что Правила дорожного движения Российской Федерации (ПДД) распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью.

Разъясняем законодательство

Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. В силу части 1 статьи 32.6 КоАП РФ исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права на охоту и права на управление транспортными средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права назначается только судьей.

Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, что для таких лиц не может применяться и лишение специального права в виде права на охоту.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

  • управления транспортным средством в состоянии опьянения;
  • уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места ДТП, участником которого оно являлось.

Статья 32.6. Порядок исполнения постановления о лишении специального права
1. Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.
2. Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Порядок изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за связью в Российской Федерации.

3. Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета.
4. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания (за исключением временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида), подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня.
5. Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению.

Статья 32.7. Исчисление срока лишения специального права
1. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.
1.1. В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если документы, указанные в части 1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, ранее не были изъяты в соответствии с частью 3 статьи 27.10 настоящего Кодекса), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
2. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
3. Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства как вид административного наказания. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лиц без гражданства.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных гражданина или липа через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием — административным штрафом. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Содержание административного выдворения за пределы Российской Федерации достаточно специфично. Оно, как уже отмечалось выше, состоит в контролируемом перемещении лиц, не являющихся гражданами России, с ее территории через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как административное наказание не следует смешивать с такими мерами административного пресечения, как:

  • депортация — принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации — принудительная мера, применяемая уполномоченными должностными лицами пограничных органов и связанная с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ.

Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:

1) пограничными органами — при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1, частью 2 статьи 18.4 настоящего Кодекса;

2) органами внутренних дел — при совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.8, 18.10, 18.11, частью 2 статьи 18.17, частью 1 статьи 19.27 настоящего Кодекса.

Статья 32.10. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
1. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.
2. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с указанным государством.
3. В случае, если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.
4. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению.
5. До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных статьей 27.6 настоящего Кодекса.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конституция РФ провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст.2); «Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст.17). Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Поэтому не менее важное значение приобретает рассмотрение гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции РФ. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно же к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

В условиях подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются, но и реально обеспечиваются посредством создания фактических и юридических условий их действительного осуществления.

Правовой статус личности во многом зависит от того, в какой степени обеспечены ее права и свободы. Именно наличие гарантий позволяет считать те или иные права действующими, включать их в статус личности.

Актуальность темы обусловливается тем, что в современных условиях, когда осуществляется реформа правовой системы, с особой остротой встают вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в обществе, формирование механизма их гарантированной защиты.

Целью данной работы является анализ понятия «общие гарантии прав и свобод человека и гражданина» и выявление его содержания.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать определение понятию «гарантии прав и свобод человека и гражданина»;

2. выявить общие классификации гарантий прав и свобод человека и гражданина;

3. раскрыть сущность общих гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Глава 1. Гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, классификация

1.1 Понятие «гарантии прав и свобод человека и гражданина»

В современной юридической науке существуют различные взгляды на понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина и составляющую их систему.

М.В. Баглай, рассматривая конституционные гарантии прав и свобод, под гарантиями понимает «правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина», считая, что каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Применительно конституционным правам и свободам гарантии есть обязанность государства, считает он. Определяя систему гарантий в конституционном праве, М.В. Баглай условно разбивает гарантии на две группы: общие гарантии, понимая под ними сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права, и гарантии правосудия. Баглай , М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006. — С. 276-289.

А.Н. Головистикова и Л.Ю. Грудцына понятие «гарантии прав человека» определяют как «совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неосуществления». Отмечая, что хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве: условий, средств, способов, приемов, методов правильного его осуществления. Большинство гарантий в виде условий служат обеспечению благоприятной обстановки, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, так как они имманентно присущи общественному и государственному строю. Права человека: учебник / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына. — М.: Эскмо, 2006. — С. 263.

Несмотря на различные трактовки рассматриваемого понятия, большинство авторов под гарантиями прав и свобод понимают совокупность специальных правовых средств и способов, направленных на полную реализацию и всестороннюю охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина являются составляющей, с одной стороны, правового статуса личности, с другой — более емкого понятия «конституционные гарантии», под которыми следует понимать совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту конституционных принципов, прав человека, основ конституционного строя, выполнения конституционных обязанностей и функционирования различных органов публичной власти. Таким образом, гарантии прав и свобод человека и гражданина — это совокупность конституционно-правовых норм, институтов, средств, способов, механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. В условиях подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются, но и реально обеспечиваются посредством создания фактических и юридических условий их действительного осуществления. Конституция РФ широко использует такую позицию государства по отношению к правам и свободам человека и гражданина, как их гарантированность. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие — как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Баглай , М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006. — 784 с. Различие формулировок не уменьшает признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае отсутствует возможность его отрицании.

Можно выделить ряд признаков, которые свойственны гарантиям прав и свобод человека и гражданина:

1. закрепление в правовых актах (гарантии имеют в основном общий характер и опираются в большей части на специальные нормы, закрепленные в законодательных актах различных отраслей права);

2. обеспеченность нормотворческой и правоприменительной деятельностью государственных органов;

3. правовая регламентация.

1.2 Общие и специальные права и свободы человека и гражданина

Классификация гарантий позволяет лучше проследить и раскрыть их сущность и содержание, а также упрощает ориентирование в их многообразии.

Общие гарантии представляют собой совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными; совокупность разнообразных факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод. Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав». К числу общих гарантий можно отнести следующие:

1) Социально-экономические гарантии — стабильность экономики, отношений собственности, эффективность налоговой системы и собираемости налогов и прочее (а отсюда — качественное выполнение различных социальных программ, эффективное осуществление личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод).

2) Политические гарантии — демократический характер власти и соответствующий государственный режим, обеспечивающие политическую стабильность, высокий уровень политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества; зрелость институтов гражданского общества и развитая демократия, предрасполагающие к активному участию в политической жизни страны.

3) Идеологические гарантии — это деятельность государства и общества, направленная на создание и поддержание условий, посредством которых устанавливается свобода мировоззрения личности, осуществляется выбор духовных и нравственных ориентиров.

Специальные (юридические) гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации. Гарантией является и активное отношение самих субъектов к использованию всех возможностей для реализации своих прав и свобод, их соответствующие знания и умение эти права и свободы защищать.

В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Такого рода конституционные нормы относятся, прежде всего, к тем отношениям, которые связаны с возможностью применения государством к человеку мер принудительного воздействия, привлечения его к судебной ответственности, существенного ограничения его прав и свобод (ст. 47 — 54) самим государством.

Если общие гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии направлены на их непосредственное осуществление и охрану от противоправных посягательств и нарушений.

В рамках данной работы нас интересуют общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. Остановимся на них подробнее.

Глава 2. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

2.1 Защита прав и свобод человека и гражданина

Самозащита прав и свобод. Ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому нарушенные права и свободы может защищать не только государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.), но и сам человек может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными.

Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.

Способы самозащиты можно условно разделить на правовые и неправовые. Правовые способы самозащиты — это действия, урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты — это действия, прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др.

Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определённых видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны, крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооружённого или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определёнными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости.

Международная защита прав и свобод. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации. Каждое государство-участника Конвенции представляет судья, избираемый сроком на шесть лет.

Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

г) прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Судебная защита. В ряду прав и свобод человека и гражданина, закрепленных гл. 2 Конституции РФ, можно выделить группу прав, обеспечивающих гражданам судебную защиту. Эти права составляют часть общего правового статуса человека и гражданина и в то же время служат гарантиями этого статуса.

В ряде случаев судебная защита является единственным средством правовой зашиты человека (например, реабилитация незаконно осужденного или привлеченного к уголовной ответственности лица, установление отцовства, признание без вести пропавшим или объявление умершим). Судебная защита выступает наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Уровень судебной защиты прав граждан рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества.

Среди основных характеристик судебной защиты можно выделить следующие:

· Всеобщность судебной защиты. Судебная защита является универсальной, поскольку основной чертой ее является всеобщность. Она распространяется на неограниченный круг лиц, поскольку правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения, а также иностранцы и лица без гражданства. Возможность защищать свои права через представителя получают и недееспособные физические лица.

· Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.

· Гарантированность судебной защиты установлением системы судов. Обеспечение судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, образованных в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», в четком определении их компетенции по защите прав и свобод граждан и других лиц, в установлении гарантий их самостоятельности, независимости, в определении видов и принципов судопроизводства, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений и т. п..

· Невозможность ограничения права на судебную защиту.

· Непосредственность действия права на судебную защиту. Судебной защите подлежат и те права и свободы, которые принадлежат индивиду в силу прямого указания Конституции РФ (основные, конституционные) и иных законов, нормативных актов, индивидуальных правовых актов или договоров, и те, которые не имеют нормативного закрепления в соответствующих законах, но не противоречат Конституции РФ.

· Возможность обжалования любых решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: учебник для вузов / под ред. О.И. Тиунова. -М.: Норма, 2005. — С. 324-334..

Таким образом, судебная защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

2.2 Возмещение вреда

право свобода человек гражданин

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.

2.3 Неотменяемость прав и свобод

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.
В то же время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

Заключение

Под гарантиями прав и свобод понимают совокупность специальных правовых средств и способов, направленных на полную реализацию и всестороннюю охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии представляют собой принятые государством обязательства создавать условия и предоставлять средства для обеспечения реализации, охраны, и защиты прав и свобод граждан.

В науке принято различать общие и специальные (юридические) гарантии. Под общими гарантиями понимается совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными. Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина нормами права, обеспечение, охрану и защиту их всей правоохранительной деятельностью государства, институтами европейского и мирового сообщества.

Если общие гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии направлены на их непосредственное осуществление и охрану от противоправных посягательств и нарушений.

Именно Конституция, как акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна обеспечивать полную реализацию и всеобъемлющую охрану прав и свобод человека и гражданина. Существование различных средств защиты основных прав и свобод (от самозащиты до международного механизма защиты) обусловлено, прежде всего, необходимостью предоставить возможность полностью реализовать человеку предоставленные ему права, а в необходимых случаях и должным образом их защитить.

Список использованной литературы

1) Конституция Российской Федерации (с гимном России). — М.: Проспект, 2013. — 32 с.

3) Козлова, Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 585 с.

4) Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: учебник для вузов / под ред. О.И. Тиунова. — М.: Норма, 2005. — 680 с.

5) Перевалов В.Д. Гарантии прав человека и гражданина / В.Д. Перевалов // Теория государства и права. — М., 2003. — С. 545-548.

6) Права человека: учебник / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына. — М.: Эскмо, 2006. — С. 448.

Размещено на Allbest.ru

1. Административное наказание в виде лишения физического лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

Предоставление специального права осуществляется в соответствии с установленными правилами. Так, общие положения, касающиеся получения права на управление автотранспортными средствами, предусмотрены в ст. ст. 23, 25 — 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.).

В настоящее время в соответствии со статьями Особенной части Кодекса назначаются лишение права охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.).

Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ, вступающим в силу с 1 июля 2011 г., в статьях Особенной части Кодекса предусмотрено новое административное наказание в виде лишения специального права — права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 4 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.12, ст. 20.13).

2. В диспозициях статей Особенной части Кодекса, предусматривающих лишение специального права, прямо указывается на грубые нарушения соответствующих правил (например, управление судном или автомототранспортным средством в состоянии опьянения). Следует иметь в виду, что повторное совершение однородного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.3). Поэтому систематическое нарушение порядка пользования специальным правом обусловливает назначение наказания в виде лишения этого права. В настоящее время подобное административное наказание установлено (ст. ст. 12.8, 12.10).

3. Лишение специального права назначается только судьей (см. комментарий к ст. 23.1).

4. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса.

5. Кодексом предусмотрены определенные ограничения в назначении наказания в виде лишения специального права. Так, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется этим транспортным средством в связи с инвалидностью, а лишение права охоты — к лицу, для которого охота является источником средств к существованию. Это является одним из проявлений гуманности положений Кодекса.

При совершении определенных нарушений в области дорожного движения вышеупомянутое ограничение в применении лишения права управления транспортными средствами не действует. Имеются в виду следующие случаи: управление транспортным средством в состоянии опьянения; уклонение от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (см. комментарии к ст. ст. 12.8, 12.26, 12.27).

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 3.8 КоАП РФ. Лишение специального права

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 3.8 КоАП РФ, судебная практика применения

Административное наказание в виде лишения специального права заключается в запрете физическому лицу, совершившему административное правонарушение, пользоваться в течение определенного срока ранее предоставленным ему специальным правом.

Положения ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ касаются только физических лиц и не распространяются на юридических лиц.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, может устанавливаться только КоАП РФ и назначаться:

  • в качестве основного административного наказания, за исключением права управления транспортным средством;
  • в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания в случае лишения права управления транспортным средством.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. При этом при назначении физическому лицу данного вида административного наказания размеры срока, на который оно устанавливается, не могут выходить за пределы его нижнего и верхнего размеров, установленных санкцией конкретной статьи.

Наличие у гражданина специального права подтверждается разрешительными документами, например, водительским удостоверением; удостоверением на право управления судном, удостоверением тракториста-машиниста; охотничий билет.

КоАП РФ предусматривает следующие виды лишения физического лица специального права:

  • лишение права управления транспортными средствами;
  • лишение права управления судном;
  • лишение права осуществлять охоту;
  • лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
  • лишение права управления воздушным судном
  • лишение права управления судном
  • лишение права управления маломерным судном

Органы, исполняющие постановление судьи о лишении специального права, а также порядок исполнения постановления о применении данного административного наказания определены соответственно ст. ст. 32.5, 32.6 КоАП РФ.

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 31 — 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

Наказание в виде лишения права управления ТС назначается лицам, получившим такое право, лишенным такого права и лицам, чье право ограничено

Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, возможно лицам, получившим в установленном законом порядке такое право, лицам, лишенным права управления транспортными средствами, а также лицам, чье право управления транспортными средствами временно ограничено по основаниям, предусмотренным законом (статьи 25, 26, 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 67.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Срок исполнения наказания в виде лишения права управления ТС, назначенного лицу, уже лишенному такого права

При этом срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права на основании постановления о назначении административного наказания (в том числе не вступившего в законную силу), начинает исчисляться не со времени вступления в законную силу постановления, а со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее (часть 3 статьи 32.7 КоАП РФ). В то же время необходимо иметь в виду, что сроки назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами исчисляются самостоятельно.

Лишение права управления ТС не применяется к лицу, которое пользуется ТС в связи с инвалидностью (за некоторыми исключениями)

В силу части 3 статьи 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью (за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ). При применении данной нормы следует учитывать наличие медицинских показаний для использования инвалидом транспортного средства, которое является одним из видов реабилитации указанного лица, компенсирующих ограничение способности к передвижению и обеспечивающих удовлетворение его повседневных потребностей, что должно подтверждаться документами, выданными в установленном законом порядке (статьи 7, 9, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В постановлении по делу судья указывает исполняющий наказание орган, в который лицо должно сдать удостоверение

При назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 1.1, 2 статьи 32.7 КоАП РФ).

Подразделение органа, исполняющего постановление о наказании в виде лишения права

В качестве подразделения, на которое возлагается исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами, как правило, следует указывать подразделение органа, должностное лицо которого направило дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, в том числе в случае вынесения постановления в отношении лица, проживающего за пределами Российской Федерации. Кроме того, в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации, возможно возложить исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами на подразделение уполномоченного на то органа по месту жительства (по месту пребывания) лица, которому данное административное наказание назначено, в том числе в случае удовлетворения ходатайства такого лица о рассмотрении дела по месту его жительства.

Срок лишения права управления ТС прерывается если лицо уклоняется от сдачи водительского удостоверения

В силу части 2 статьи 32.7 КоАП РФ в случае уклонения лица, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи соответствующего удостоверения срок лишения указанного права прерывается. Течение прерванного срока лишения права управления транспортными средствами продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (в том числе в случае, если срок действия данного удостоверения истек), а равно со дня получения соответствующим подразделением органа, на которое возложено исполнение постановления о назначении административного наказания, заявления лица об утрате этого удостоверения.

Вместе с тем в случае, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения, а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения.

Срок, в течении которого судья направляет постановление о назначении наказания в виде лишения права управления ТС в подразделение органа, исполняющего данное постановление

Постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами должно быть направлено судьей в подразделение органа, на которое возложено его исполнение, с отметкой о дне вступления в законную силу такого постановления в течение трех суток с указанного дня, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

Кроме того, тексты вынесенных судьями постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения подлежат размещению в сети «Интернет» в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме (статья 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).

Разъяснения, содержащиеся в утративших силу пунктах 2 — 5 Постановления ВС РФ от 24.10.2006г. № 18

В п.п. 2 – 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержались следующие разъяснения:

Наказание в виде лишения прав управления транспортным средством не применяется к лицам, у которых такое право отсутствует

Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.

Лицо лишается права управления всеми транспортными средствами

Учитывая, что Правила дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД) распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в пункте 1 примечания к статье 12.1 КоАП РФ.

Лишение права управления транспортными средствами несовершеннолетних

Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, могут быть лишены права управления только теми транспортными средствами, право управления которыми им предоставлено (лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вправе управлять транспортными средствами категории «A» и самоходными машинами категории «A», а лица, достигшие возраста семнадцати лет, — самоходными машинами категорий «B», «C», «E» и «F»).

Если у лица, находящегося в состоянии опьянения отсутствует право управления транспортным средством

При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права, других правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по части 1 либо части 2 статьи 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ. Однако в случаях, когда указанные лица управляли транспортным средством в состоянии опьянения либо не выполнили законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования, их действия подлежат квалификации соответственно по части 3 статьи 12.8 либо части 2 статьи 12.26 КоАП РФ.

Если имеется право управления ТС иной категории

Если находящийся в состоянии опьянения водитель, имея право управления определенными категориями транспортных средств, управляет транспортным средством иной категории, то должностным лицом Госавтоинспекции составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), а если водитель отказался от прохождения медицинского освидетельствования, — об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ. В указанном случае действия водителя по управлению транспортным средством при отсутствии у него права управления данным транспортным средством подлежат квалификации по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ. При наложении уполномоченным должностным лицом административного взыскания по правилам, предусмотренным частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не составляется.

Лицо, не имеющее права управления ТС, но совершившее правонарушение, санкция за которое предусматривает только лишение права управления ТС, не может быть наказано «лишением прав»

С учетом того, что к водителям, не имеющим права управления транспортными средствами, не может быть применено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, их действия подлежат квалификации только по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ и в случае совершения ими административных правонарушений, предусмотренных статьями главы 12 КоАП РФ, устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение права управления транспортными средствами (например, частью 4 статьи 12.2, частями 3, 4, 5 и 6 статьи 12.5, частью 3 статьи 12.10, частью 4 статьи 12.15, за исключением фиксации этого правонарушения работающими в автоматическом режиме техническими средствами, а также частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *