Сроки пребывания

Москва, 23.09.2020, 02:31:28, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Татьяна Орлонская.

Иностранцы, пребывающие на территории Российской Федерации с целью трудоустройства, получат дополнительную возможность легализироваться на территории страны без необходимости выплачивать штрафы. В течение 2020 года их не подвергнут депортации или другим санкциям. Данное решение озвучили во время встречи группы адвокатов с представителями Главного управления по вопросам миграции.

Содержание

Продлили или нет мигрантам срок пребывания в РФ после 15 сентября

После 15 сентября легальным мигрантам предоставят еще 185 дней, чтобы оформить или подтвердить желаемый статус. Об этом заявил Олег Молодиевский, возглавляющий Управление по организации разрешительной и визовой работы ГУВМ.

К примеру, иностранец 14 сентября лишается вида на жительство. До этого срока он может обратиться за продлением соответствующего статуса еще на 185 суток. Рекомендации уже разосланы по российским регионам, а поэтому никого из иностранцев не будут выдворять на родину без весомых причин.

Изменения в миграционном учете, которые вступили в силу в сентябре 2020 года

С сентября начинают действовать новые принципы миграционного учета граждан.

Седьмого сентября были приняты изменения к действующему миграционному законодательству, касающиеся квалификации работников, прибывающих в страну, а также статуса нерезидентов, предоставляющих свою недвижимость в Российской Федерации в аренду.

МИД сейчас разрабатывает собственный принцип учета прибытия и отъезда иностранцев. Для регистрации по месту жительства иностранцам достаточно обратиться лично, воспользоваться одним из МФЦ или сайтом Госуслуг. Ряд льготных категорий граждан, которые должны были в течение 7 дней пройти регистрацию, теперь могут провести эту процедуру за 30 дней. Также активизируются программы помощи переселению в Российскую Федерацию соотечественников. У российского правительства появилась возможность самостоятельно определять перечень документов, необходимых для постановки на учет. Иностранцы могут уведомить миграционные органы о прибытии в страну такими путями:

  • персонально.
  • при помощи Почты России.
  • через МФЦ.
  • по электронной почте.

Если иностранец имеет жилье, принадлежащее ему, достаточно предоставить в миграционные органы документы о прибытии, а также сведения о праве собственности на дом. Если мигрант приезжает в жилище, принадлежащее другому иностранцу, ему нужно вместе со стандартными документами представить заверенное нотариусом соглашение владельца жилья на проживание. Если мигрант вынужденно будет проживать в санатории, гостинице или другом временном месте проживания, его не будут снимать с учета. Это избавит от массы лишней работы профильного ведомства и лишней бюрократии проживания в России.

Всего десять лет назад была возможность ставить иностранцев на учет по месту работы, но постепенно, пункт за пунктом, послабления отменяли. Сегодня же карантин побудил власти более строго относиться к пребыванию мигрантов на территории страны.

Правовой режим иностранцев

Понятие иностранца. Режим иностранцев устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.

Существуют два определения понятия иностранца. Одно из них носит общий, теоретический характер: иностранец — лицо, находящееся на территории любого государства, не являющееся гражданином этого государства и имеющее гражданство другого государства. Как показывает практика, этого определения во внутригосударственной сфере явно недостаточно. Можно иметь иностранное гражданство и все же считаться на территории государства пребывания лицом без гражданства. Другое определение встречается во внутригосударственном праве. Оно имеет чисто практическое значение, так как устанавливает, какие лица относятся к иностранцам в том или ином государстве. Это определение имеет множество модификаций.

Типичным определением второго рода является следующее: иностранными гражданами при знаются лица, не являющиеся гражданами страны пребывания и имеющие доказательства наличия у них гражданства иностранного государства.

Термин «иностранный гражданин» можно считать более точным, чем термин «иностранец», так как в законодательной практике ряда государств термин «иностранец» применяется в широком смысле, охватывая не только иностранных граждан, но и лиц без гражданства.

Обращает на себя внимание разница между приведенными определениями. Для отнесения какого-либо лица к категории иностранных граждан недостаточно, чтобы оно, не будучи гражданином государства пребывания, имело гражданство иностранного государства. Необходимо, чтобы оно обладало доказательством наличия у него такого гражданства, прежде всего действующим иностранным паспортом или равноценным удостоверением личности. Возможны, конечно, случаи, когда в качестве иностранного гражданина рассматривается лицо, не имеющее упомянутых доказательств (например, если у него похищены документы). Подобные ситуации, однако, сравнительно редки.

Возможны также случаи, когда срок действия документа, подтверждающего иностранное гражданство, истекает, и у владельца нет возможности его продлить. Такое лицо может быть признано на территории государства пребывания лицом без гражданства (обычно при условии получения им разрешения на постоянное проживание в данном государстве).

Иностранец вправе рассчитывать на защиту со стороны государства своего гражданства, и факт его законного нахождения на территории государства объективно облегчает получение им такой защиты. Если иностранец находится на территории другого государства незаконно, то последнее имеет право сомневаться в действительности наличия у него иностранного гражданства, не говоря уже о праве выдворить его за пределы своей территории или привлечь к ответственности за незаконный въезд и т.и.

Понятие режима иностранцев и его виды. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

По традиции считается, что существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим. Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания.

Режим наибольшего благоприятствования означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.

Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Нередко это делается путем перечисления их прав и обязанностей. Например, в отечественной практике в некоторых договорах с сопредельными государствами предусмотрен упрощенный порядок перехода государственной границы жителями пограничных районов для посещения родственников. Специальный режим может носить и негативный характер, т.е. представлять собой совокупность правовых ограничений, распространяющихся только на иностранцев (например, запрещение включать иностранцев в состав экипажа воздушного судна).

Ни в одном государстве не существует какого-либо одного вида режима иностранцев. Всегда различные его виды встречаются в сочетании: в одной области — национальный режим, в другой области — специальный.

Общая характеристика взаимоотношений иностранцев с государством своего гражданства и государством пребывания. Сложность положения иностранца с точки зрения международного права заключается в том, что он находится как бы в двойном подчинении. Он подчинен двум началам: территориальному, т.е. правопорядку государства пребывания, и одновременно личному, т.е. законам государства своего гражданства.

Определенные сложности могут возникнуть, если законы государства пребывания и законы государства гражданства в чем-то противоречат друг другу. В таком случае имеет место конкуренция указанных начал (конкурирующая юрисдикция).

Иностранец может пользоваться правами или выполнять обязанности, вытекающие из его гражданства (т.с. предусмотренные законодательством государства его гражданства), лишь в той мере, в которой допускается государством пребывания, не противоречит суверенитету и безопасности. С другой стороны, государство пребывания, устанавливая режим иностранцев, не должно нарушать общепризнанные принципы международного права и договоры, в которых оно участвует.

В доктрине и практике встречается понятие «минимальный международный стандарт обращения с иностранцами». Это некий правовой уровень, которому как минимум должно соответствовать законодательство любого государства, устанавливающее права иностранцев. Он довольно нечеткий и определяется договорной практикой и международными обычаями.

После Второй мировой войны отмечается тенденция, которая связывает минимальный международный стандарте правами человека; он сводится к требованию при установлении режима иностранцев не ущемлять права человека.

Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении режима иностранцев; д) защиты, оказываемой иностранцам государствами их гражданства.

Политические права иностранцев. Иногда возникает вопрос: в каких пределах иностранец пользуется политическими правами государства пребывания? Прежде всего речь идет об избирательных правах, которые обычно иностранцам не предоставляются. Но и предоставление им избирательных прав не противоречило бы международному праву, так как реализация этих прав целиком зависела бы от иностранцев. Никто не может их принудить фактически пользоваться такими правами. Практика это подтверждает. Исторически известны случаи, когда иностранцам предоставлялись избирательные права.

Что же касается других политических прав, то их предоставление иностранцам определяется суверенитетом и безопасностью государства.

Военная служба иностранцев. Иностранцы в принципе не несут воинской обязанности. Государства исходят из того, что иностранец может оказаться в таком положении, когда он вынужден вопреки своей воле поднять оружие против государства, гражданином которого он является. Однако в законодательстве некоторых государств время от времени наблюдается отход от этого правила.

Встречаются случаи, когда привлечение некоторых категорий иностранцев к обязательной военной службе не вызывает возражений у заинтересованных государств, но такая практика основана либо на обычаях, либо на договорах.

Добровольная служба в иностранных вооруженных силах не противоречит международному праву. Правда, лица, которые добровольно служили в иностранной армии, могут быть привлечены за это к ответственности в государстве своего гражданства. Но этот вопрос находится вне сферы международного права. Добровольцы, если только они не получили разрешения на службу в иностранной армии от государства своего гражданства, действуют в этом отношении на свой страх и риск.

Порядок въезда в государство и выезда из него. Государства как носители суверенитета в принципе самостоятельно регулируют вопросы въезда и выезда, принимая для этого необходимые меры внутригосударственного характера. В современных условиях практически во всех государствах существует разрешительный порядок въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранцев. Иногда он существенно упрощен на основании международных договоров, но это не свидетельствует о том, что такой порядок в принципе отменен. В разных странах установлена различная процедура получения разрешений на въезд и выезд.

Разрешительный порядок въезда и выезда предполагает, что в выезде из страны или во въезде в нее как иностранцу, так и собственному гражданину государство может и отказать. Казалось бы, принципиальной разницы между положением собственных граждан государства и иностранцев здесь нет. Однако она может проявляться в деталях, устанавливаемых внутренним законодательством государства в отношении порядка подачи просьб о въезде или выезде, формы документов, оснований для отказа и т.п. В международно-правовой сфере существует серьезное различие между въездом и выездом собственных граждан и иностранцев, которое не всегда находит отражение во внутригосударственном праве, но в области внешних сношений государств определяется общепризнанными нормами международного права.

Заключается это различие в следующем. Рассматривая в установленном порядке просьбу о выезде за границу собственных граждан, государство в лице компетентных органов в случаях, предусмотренных законом, может временно ограничивать их выезд.

Это внутреннее дело государства, поскольку речь идет о его взаимоотношениях с собственными гражданами. Отказ в выезде должен быть действителен в течение определенного, устанавливаемого государством срока (например, шести месяцев). Постоянный отказ в выезде за границу недопустим. Законодательное запрещение в общей форме такого правила можно было бы рассматривать как нарушение прав человека (в частности, права покидать свою страну).

Но поскольку речь идет о выезде конкретных лиц и к тому же каждый отказ, который они могут получить, действителен в течение относительно небольшого промежутка времени, государство вправе совершенно самостоятельно решать, как ему поступить в подобных случаях. Однако его самостоятельность в этих вопросах, как будет показано ниже, не означает произвола.

Положение меняется, если с просьбой о выезде обращается иностранец, проживающий на территории данного государства. Систематически отказывать ему в выезде государство пребывания не может, так как почти наверняка дипломатическое консульское представительство страны, гражданство которой иностранец имеет, потребует предоставить ему возможность выехать или по крайней мере дать аргументированное объяснение причин отказа. Задержка иностранца может быть оправдана лишь в том случае, если он находится под судом или следствием, либо является гражданином государства, с которым государство пребывания находится в состоянии войны, либо по некоторым иным причинам. Таким образом, обязательство не препятствовать выезду иностранцев, за исключением упомянутых особых обстоятельств, существует у государства в отношении не самих иностранцев, а государства их гражданства.

Рассматривая просьбу иностранца о въезде на свою территорию, государство вправе неоднократно ему отказывать в этом, так как оно не обязано допускать на свою территорию лиц, не имеющих гражданства. Никакое другое государство не имеет права настаивать на таком допуске, поскольку это было бы вмешательство во внутренние дела государства, отказывающего иностранцу в разрешении на въезд. Государство может отказывать во въезде на свою территорию и собственным гражданам, находящимся за его пределами (если такою рода отказы допускаются его законодательством). Однако это может происходить до тех пор, пока другие государства не станут возражать против пребывания его граждан на его территории. В международном праве сложилась обычная норма, согласно которой государство обязано принять своего гражданина, если другие государства не разрешают ему по какой-либо причине дальнейшее пребывание на своей территории.

Эта обязанность существует в отношении не указанного гражданина, а государства, на территории которого он находится. После принятия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. наблюдается процесс упрощения и либерализации въезда и выезда. Стимулирует этот процесс ряд международных документов, хотя не все они носят юридически обязательный характер. Не преследуя цель отмены разрешительного порядка, они направлены на максимальное расширение возможностей передвижения людей между странами по собственному желанию.

Тенденция к облегчению выезда и въезда в первую очередь заметна в отношении собственных граждан государств. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах право покидать страну, включая свою собственную, может быть ограничено лишь на основании закона и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и при условии совместимости ограничений с другими правами, признаваемыми в Пакте. Но эти ограничительные положения Пакта могут толковаться слишком широко. В рамках ООН высказывается получающее растущую поддержку мнение о недопустимости подобного толкования. В настоящее время считается общепризнанным, что основания отказа в выезде должны быть конкретны и четко указаны в законе. Решение этого вопроса не следует оставлять на усмотрение тех или иных государственных органов. Кроме того, прослеживается стремление установить предельный срок, в течение которого государство может отказывать в выезде собственным гражданам на основании положений своего законодательства (например, в случае, если они по роду работы располагают сведениями, составляющими государственную тайну).

Пакт предусматривает также недопустимость произвольного лишения граждан права на въезд в свою собственную страну. Материалы ООН свидетельствуют о том, что это положение начинает толковаться как признание неприемлемости визового порядка допуска собственных граждан на свою территорию.

Уголовная юрисдикция. Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной юрисдикции в отношении собственных граждан. Государства привлекают собственных граждан к уголовной ответственности за преступления, совершенные ими на своей территории, а в некоторых случаях — и за рубежом. Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государства пребывания, по законам этого государства.

Иногда, чаще всего по политическим соображениям, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются.

Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой иностранец не может привлекаться к уголовной ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные в каком-либо другом государстве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Может возникнуть вопрос о его выдаче. Но обязанность выдачи преступников существует лишь на основании договоров. Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принципах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.

Дипломатическая защита, оказываемая иностранцам государством их гражданства. Дипломатическая защита граждан за рубежом — важнейший институт современного международного права. Дипломатическая защита — это термин, который иногда употребляется в широком смысле. Он не означает, что именно дипломатическое представительство как таковое обязательно должно оказать дипломатическую защиту. Защита граждан представляемого государства является обычно функцией консульских учреждений, потому нередко различают консульскую и дипломатическую защиту, понимая под последней только защиту, оказываемую непосредственно дипломатическим представительством, если вопрос приобретает политическую остроту.

Дипломатическая защита включает в себя не только собственно защиту государством своих граждан за рубежом, но и право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых обвиняется гражданин этого государства.

Правда, государство, оказывающее защиту, ограничено рамками местного законодательства. Дипломатическая защита вовсе не означает безграничного права требовать освобождения от наказания своего гражданина, если он виновен.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 67/62 от 6 декабря 2007 г. дается следующее определение дипломатической защиты: это призвание государством посредством дипломатических или других средств мирного урегулирования к ответственности другого государства за вред, причиненный международно-противоправным деянием государства, физического или юридического лица, являющегося гражданином или имеющего национальность первого государства, в целях имплементации такой ответственности. В статьях также указывается, в каких случаях правило исчерпания внутренних средств правовой защиты неприменимо.

Дипломатическая защита прежде всего является средством, обеспечивающим соблюдение режима иностранцев в отношении данного лица или лиц. Если иностранец действительно нарушил законодательство государства пребывания, то дипломатическая защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушения, подбору, если это необходимо, адвокатов и т.д.

Если же в ходе оказания защиты выясняется, что в отношении данного лица или лиц было нарушено законодательство государства пребывания, заинтересованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и в случае необходимости — наказания виновных, выплаты компенсации пострадавшему и т.д.

Но возникает вопрос: государство обязано оказывать дипломатическую защиту своему гражданину или имеет на это право? Следует различать дипломатическую защиту как институт внутригосударственного права и как институт международного права. С точки зрения международного права государство вправе оказывать дипломатическую защиту своему гражданину, находящемуся за границей, и другие государства обязаны уважать данное право. А воспользуется ли им конкретное государство, зависит, прежде всего, от его законодательства и, разумеется, от политических соображений. Сточки зрения внутригосударственного права ситуации могут быть различными. Внутреннее право государства может предусматривать оказание защиты его гражданину, находящемуся за рубежом, в обязательном порядке в случае нарушения его прав. Например, такое правило установлено в ч. 2 ст. 61 Конституции России. Но внутреннее право государства может оставить решение вопроса об оказании дипломатической защиты на усмотрение дипломатических и консульских представительств. Тогда с точки зрения внутреннего права государство не обязано оказывать дипломатическую защиту своим гражданам за рубежом.

ФЗ о лицах без гражданства

Изначально требуется понимать, что основным отличием апатридов от иностранных граждан является то, что последние имеют обязательства, как перед юрисдикцией РФ, так и перед государством, подданство которого они имеют.

Тогда как апатриды, при пребывании в пределах России, имеют права и обязательства только по отношению к законодательству РФ.

Помимо этого, лица без гражданства имеют отличительные привилегии и обязанности перед государством нежели те, кто имеет паспорт гражданина РФ.

Все вопросы, касаемо апатридов, регулируются действующими законодательными документами.

Основополагающими законопроектами являются:

  • Конституция Российской Федерации (ссылка на документ);
  • Федеральный закон №109 от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных представителей, или лиц без гражданства на территории РФ»;
  • Федеральный закон №114 от 15 августа 1996 года «О порядке въезда и выезда в страну»;
  • Федеральный закон №115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ».

Документы лиц без гражданства

Лица без гражданства в Российской Федерации (как и иностранные граждане) пользуются национальным режимом. В то же время они, как и иностранцы, не имеют некоторых политических прав (например, избирательных).

Документами, удостоверяющими личность лиц без гражданства в Российской Федерации, являются:

  1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  2. разрешение на временное проживание;
  3. вид на жительство;
  4. иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лиц без гражданства.

Под иными документами, признаваемыми в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, имеются в виду документы, упомянутые в статьях 27 и 28 «Конвенции о статусе апатридов».

Основные термины

Прежде чем заниматься вопросом прав и обязанностей апатридов, рекомендуется ознакомиться с основой терминологией, что значительно упростит изучение нормативно-правовых документов.

Главные понятия приведены в таблице ниже.

Термин Характеристика
Гражданство РФ Оформленное подданство Российской Федерации, что наделяет гражданина определёнными привилегиями и обязанностями перед государством.
Апатрид Человек, лишившийся подданства любой из стран мира по определенным причинам, либо индивидуальных действий.
Вид на жительство (ВНЖ) Оформляется для иностранных граждан и лиц, не имеющих подданства, при наличии оснований, установленных законодательными документами.
Разрешение на временное пребывание (РВП) Выдается для иностранных граждан, подтверждая их законность пребывания на территории Российской Федерации.
Двойное подданство Это наличие у одного лица гражданства одновременно двух государств, что наделяет его правами и обязательствами перед юрисдикциями каждого из них.
Индивидуальные права и обязанности Наличие привилегий и ответственности за свои действия, установленных действующими федеральными нормативно-правовыми документами.


При нарушении законов, лица без гражданства понесут ответственность согласно государственным законодательным документам.

Правовой статус лиц без гражданства – апатридов

Иностранные граждане имеют гражданство другого государства и документальное подтверждение этого факта (например, паспорт). У апатридов нет доказательств принадлежности к какому-либо государству. Обычно эти две категории лиц объединяют под одним общим понятием — «иностранцы». Разница в правовом статуса этих людей заключается в том, что иностранцы находятся под защитой своего государства, для апатридов покровителем в этом случае выступает Россия. Но относительно объема прав и обязанностей в РФ эти две категории лиц обладают одинаковыми статусами.

Иностранцы и апатриды обладают всеми правами и несут все обязанности (кроме законодательно установленных исключений), что и россияне. Сюда не относятся политические права, которые по своему характеру могут иметь только граждане. Апатриды не могут участвовать в выборах и проходить военную службу, занимать определенные должности, к примеру, управлять самолетом или морским судном, участвовать в политических партиях и объединениях. Для этой категории населения (как и для иностранцев) ограничен доступ на некоторые зоны без спецразрешения:

  • Военные городки;
  • Пограничные территории;
  • Зоны со чрезвычайным положением (к примеру, районы экологических бедствий).

Обязанности апатридов

Апатриды наравне с россиянами несут и обязанности. Они обязаны уважительно относится к Конституции РФ, платить налоги, соблюдать законы, внимательно относится к природным богатствам. За совершение преступлений апатриды несут такую же ответственность, как и граждане РФ.

В определенном плане апатрид находится в очень уязвимой ситуации, создающей условия для его дискриминации. Но несмотря на сложность положения лицо без гражданства должно соблюдать законы страны постоянного проживания. При нарушении законодательства РФ к апатриду могут быть применены крайние меры — депортация или выдворение с ограничением на въезд в страну до 5 лет.

Социальные аспекты

Хотя у апатридов есть все права человека, но нет основных привилегий, которые доступны россиянам. Ведь понятно, чтобы реализовать свои права в полном объеме апатрид должен иметь документы и урегулировать вопрос своего правого положения. В этом плане лучше всего обстоят дела с медицинским полисом. С 2012 года по ходатайству социальной защиты человек без гражданства, даже не имеющий документов, может получить полис медстрахования и бесплатную медицинскую помощь.

Сложнее обстоит вопрос с трудоустройством. Трудовой кодекс обязует работодателя принимать на работу лиц, которые имеют определенный набор документов. Если их нет, работать можно только нелегально, на официальное трудоустройство здесь рассчитывать не приходится.

Содержание в детском саду и получение начального образования возможно только при наличии у ребенка свидетельства о рождении. А излишне бдительные руководители учебных учреждений требуют от родителей и прописку по месту проживания.

Как стать лицом без гражданства?

Получить статус апатрида можно одним из следующих способов:

  • Осознанное нежелание иметь подданство какому-либо государству. Это может происходить по политическим, религиозным, или любым другим мотивам и личным убеждениям;
  • Сознательный добровольный отказ от гражданства какой-то из стран. Гражданин подает заявление и проходит процедуру отказа от подданства (если таковая определяется законодательными документами). После этого лицо сдает паспорт в миграционные органы, после чего ему присваивается статус апатрид. В большинстве случаев, получение данного статуса является временным положением, пока человек не оформит подданство другой страны;
  • Появление на свет ребёнка от родителей, не имеющих подданства какой-либо из стран, если государством, в котором родился малыш, не определяется автоматическое присвоение гражданства при рождении. На территории Российской Федерации, появившийся на свет в семье апатридов ребёнок, получает подданство РФ сразу, без прохождения дополнительных процедур оформления;
  • Лишение подданства при обнаружении ложных документов, или юридических процедур. Как пример, если лицо вступило в фиктивный брак, преследуя единственную цель – получение паспорта РФ, либо человек пребывает на территории государства с поддельными документами. В таких ситуациях, лицо лишается подданства с аннулированием ранее установленных статусов;
  • Принудительное лишение подданства допускается, если сотрудники службы безопасности сочтут пребывание лица на территории России потенциально опасным. В большинстве случаев, после признания гражданина опасным для государства, следует выдворение его за пределы страны. Помимо этого, это может быть обусловлено политическими преследованиями;
  • Получить статус лицо без гражданства можно после полной ликвидации государства. При завоевании, разделе, деколонизации, приобретении независимости, распада, вхождения в состав другого государства, лица, проживающие на территориях такого государства, автоматически лишаются гражданства, и получают статус апатридов. Как пример, после распада Советского Союза все его граждане были лишены подданства СССР. Статус апатридов они носили до получения паспорта другого государства.


Действующее законодательством не допускает утраты подданства и добровольного отказа от него, если нет гарантий того, что человек получит гражданство другой страны.

Легализация нахождения апатрида на территории России

Человек без гражданства не считается безнадёжным. Если он желает иметь больше прав в данной стране, то нужно будет пройти процесс под названием легализация. Прохождение процесса происходит в несколько этапов.


Фото: https://.com/illustrations/russia-flag-em-world-cup-1454933/

Удостоверение личности

Процесс подтверждения личности считается самым сложным. Это обосновано тем, что никаких документов у него нет, а, значит, процедура усложняется. Потребуется обратиться в ГУВМ МВД с заявлением, в котором нужно будет указать основные данные: фамилию, имя, отчество, дату рождения, когда прибыл в страну и зачем. Кроме заявления, потребуется собрать пакет документов, которые так или иначе могут подтвердить личность:

  • паспорт, который не действует;
  • если человек получал образование, то подойдёт диплом, аттестат или любая другая бумага;
  • водительские права;
  • удостоверение пенсионера;
  • свидетельство о заключении или расторжении брака;
  • если заявитель менял фамилию, то нужно предъявить подтверждающие документы;
  • свидетельство о рождении, при утере можно обратиться в органы ЗАГСа и восстановить документ;
  • копии паспортов родителей, заверенные нотариусом. Если родители могут явиться сами, то нужны оригиналы документов.

За процесс подтверждения личности нужно заплатить государственную пошлину. При подаче документов стоит быть готовыми к тому, что нужны будут какие-то дополнительные бумаги. Апатрид должен взять с собой двух свидетелей, которые подтвердят показания, которые он даёт.

Заявление с документами после принятия рассматривают в течение трёх месяцев. После этого апатрид получит справку с вклеенной фотографией. Данная справка будет временным удостоверением для апатрида.

Получение разрешения на временное проживание и оформление вида на жительство

Следующий этап – это получение разрешения на временное проживание или вида на жительство. Если на руках имеется удостоверение личности, то вполне можно рассчитывать на получение разрешения или вида на жительство. Данные документы позволяют пересекать границы РФ, апатрид сможет получить страховку и медицинскую помощь в государственной поликлинике. Если говорить в общем, то человек сможет получить права (почти все), которыми наделены граждане России.

Миграционная служба России занимается выдачей разрешений. Но данная служба в год может выдать определённое количество разрешений. Есть и другой способ получения разрешения:

  1. Гражданин родился на территории России.
  2. Супруг или супруга являются гражданами РФ.
  3. Родители в нетрудоспособном возрасте, которые имеют гражданство России.
  4. Несовершеннолетние дети, родители которых оформляют разрешение, тоже могут получить такой документ.

Разрешение на временное проживание может выдаваться только на один год. Когда данный срок истекает, можно заняться оформлением вида на жительство.

Если апатрид получает вид на жительство, то возможностей и прав у личности появляется больше. Но стоит отметить, что и требования для выдачи документа более жёсткие. Но это не является основанием, чтобы не оформлять ВНЖ. Наоборот, люди стремятся это сделать. Данный документ позволяет пересекать границу России более просто, он может менять место жительства (город). Разрешение не всегда позволяет делать такое. Гражданин имеет право нести военную службу, может оформлять депозиты, кредиты, то есть пользоваться банковскими услугами.

Приобретение гражданства РФ

Апатрид должен прожить на территории страны не меньше пяти лет, чтобы заняться вопросом оформления гражданства. Упрощённая форма получения гражданства существует для тех, кто:

  • разговаривает на русском языке;
  • был рождён на территории СССР или учился там;
  • состоит в брачных отношениях с гражданином России не менее трёх лет.


Фото: https://.com/vectors/basic-desolate-flag-old-russia-1299705/
Есть категория граждан, которые утратили своё гражданство в силу распада СССР. Для них тоже есть возможность стать подданным России в упрощённой форме:

  1. Человек может обратиться в дипломатическое представительство, расположенное в том месте, где проживает.
  2. Если ребёнок родился от апатрида в России, то сейчас он автоматом получает гражданство РФ.
  3. Если бывшие граждане РФ не стали гражданами других стран, то они могут получить гражданство без получения вида на жительство в России.

Пройдя все этапы, можно получить паспорт. Без гражданства, если вы этого сами не желаете, вы не останетесь. Главное соблюдать все условия и предъявлять достоверные данные.

Права и обязанности

Федеральные нормативно-правовые документы устанавливают, что лица, имеющие статус апатрида, наделяются привилегиями и обязательствами, которые приведены в таблице ниже.

Права при пребывании на территории страны Обязанности при въезде в российское государство
· Возможность осуществлять трудовую деятельность в пределах Российской Федерации; · Предоставить документ, устанавливающий личность, если таковой имеется;
· Право отдыха согласно действующим законам; · Если документа, подтверждающего личность, нет, то оформляется справка установленной формы в УФМС МВД РФ;
· Доступность посещения культурных достижений; · Преподнести в Миграционную Службу данные для получения статуса апатрида;
· Возможность получать социальное обеспечение; · Вовремя оформить разрешение на временное пребывание на территории Российской федерации, при длительном пребывании в стране;
· Право на оказание медицинских услуг и охраны жизни; · По запросу сотрудников миграционной службы указать цель прибытия в Россию;
· Возможность получить образование в одном из учебных учреждений России; · Сохранять природу и окружающую среду, а также бережно относиться к природным ресурсам;
· Право на жилье, имущество и другие неимущественные права; · Своевременно выплачивать установленные законами налоги и другие сборы;
· Право на свободу совести; · Реализация личных прав и свободы не должна нарушать права и свободу других лиц.
· Возможность принимать участие в различных общественных массовых мероприятиях, если это не нарушает никаких нормативных документов;
· Право на вступление в брак с гражданами РФ, а также возможность расторгать их при надобности;
· Право на неприкосновенность личности и жилую собственность;
· Возможность свободно перемещаться по территории РФ, а также свободный доступ к выбору места жительства;
· Право обращаться в судебные организации и правоохранительные органы для защиты собственных прав.

Кто такой человек без гражданства

В словарях это определение трактуется с некоторыми вариациями. Пожалуй, самой точной является формулировка, закреплённая Федеральным законом от 2002 года «О правовом положении граждан в РФ».

Лицо без гражданства – это физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, не имеющее доказательств о присвоении гражданства или гражданства другого иностранного государства.

По существующей терминологии «иностранцем» называется гражданин другого государства, прибывший из-за границы. Даже если он проживает на территории России, он не утрачивает своего гражданства. Чтобы законно пребывать в РФ, иностранец обязан оформить разрешение на проживание, временное или постоянное.

Апатрид, или человек без гражданства, не может предъявить никакого документа, подтверждающего его принадлежность какому – либо государству. При этом по факту эти люди проживают в стране, иногда с рождения, но в силу передела границ или преследований по этнической принадлежности не могут подтвердить статус гражданина.

К сожалению, такие случаи не так уж и редки. Напомним, что после армяно – азербайджанского конфликта в начале девяностых годов семьи армян и турок – месхетинцев, перебравшихся в Россию, не получили гражданства, а СССР, как государство, исчезло с политической карты. В итоге и сами переселенцы, и их дети, постоянно проживая в РФ, являются апатридами и не могут предоставить гражданского паспорта.

Сложная ситуация сложилась и в странах Балтики. Русские, не решившиеся стать гражданами Латвии или Эстонии, и не подавшие бумаги на присвоение российского гражданства, стали проживающими без документов, лицами с ограниченными правами, хотя место жительства они не меняли. Есть даже термин – «неграждане Латвии». Интересно, что этот статус предполагает большие права и свободы, чем отсутствие гражданской принадлежности в принципе.

Статус апатрида получают и жители непризнанных государств – жители Приднестровья, не определившиеся с гражданской принадлежностью в пользу России, Молдавии или Украины. Есть подобные проблемы и в странах Европы и Азии.

Ограничения прав

Вопросы статуса и положения в стране апатридов – это постоянная тема для споров политических деятелей. Так как такие люди не проходят процесс регистрации в государстве, то Правительство относится к ним с меньшим доверием, накладывая некоторые ограничения на их права и привилегии.

Таковыми являются:

  • Запрещается участие в референдумах и выборах;
  • Отстранение от воинской службы;
  • Не допускается получение должностей в госучреждениях, а также на должностях, которые непосредственно связаны с сохранением государственной тайны;
  • Запрещается работать капитаном морских суден, а также пилотами гражданской, или военной авиации;
  • Невозможность вступить в политическую партию, либо другую политическую организацию;
  • При издании правительственного распоряжения, ограничивается передвижение лица без гражданства по территории Российской Федерации.

Такие люди не проходят процесс регистрации в государстве, поэтому правительство относится к ним с меньшим доверием.

Где предоставят информацию лицам без гражданства?

Для получения исчерпывающих сведений по правам и обязательствам перед юрисдикцией РФ, каждый из апатридов может обратиться к следующим информационным источникам:

  • Управление федеральной миграционной службы (УФМС) МВД – сотрудники госучреждения проконсультируют по всем правам и обязанностям для лиц, не имеющих гражданства;
  • Юристы по гражданским делам – частные лица, способные предоставить необходимую информацию для апатридов;
  • На официальных интернет ресурсах – единый портал Госуслуг, а также сайт ГУВМ МВД;
  • В законодательных документах, которые можно найти в свободном доступе в интернете.

Во избежание нарушения действующего законодательства, лицам без гражданства рекомендуется ознакомиться с информацией о правах и обязанностях апатридов до въезда на территорию РФ, так как при пересечении российской границы, человек автоматически попадает под юриспруденцию РФ.

Во избежание нарушения действующего законодательства, лицам без гражданства рекомендуется ознакомиться с информацией о правах и обязанностях апатридов до въезда на территорию РФ

Документы удостоверяющие личность лица без гражданства

Апатрид, который въехал на территорию государства, должен предоставить в государственные органы документ, что удостоверяет личность.

Он может предоставить один из следующих документов, который идентифицирует его:

  • Удостоверение личности, оформленное в иностранном государстве;
  • Разрешение на временное пребывание (РВН) на территории страны;
  • Вид на жительство (ВНЖ);
  • Сертификат лица без гражданства;
  • Другие документы, что действительны на территории страны.

Для лиц, которые не могут предоставить никаких бумаг, потребуется подтвердить свою личность в ГУВМ МВД.

В данное госучреждение требуется подать заявление, установленной формы, которое содержит следующие данные:

  • ФИО апатрида;
  • Дата рождения;
  • Цель визита;
  • Обстоятельства;
  • Дата приезда.

В ГУВМ МВД могут быть предоставлены любые имеющиеся документы: недействительные паспорта, дипломы, аттестаты, свидетельство о браке, студенческий и любой другой документ, который содержит персональные данные.

Форма бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства
Помимо заявления, потребуется представить следующие документы:

  • Свидетельство о рождении (если оно было утеряно, то требуется его восстановление, путем подачи запроса о дубликате по месту жительства);
  • Справка о регистрации (листы убытия, или архивные справки – для апатридов, не имеющих гражданства РФ;
  • Подробно написанная автобиография;
  • Квитанция, либо чек, подтверждающий оплату государственной пошлины.

После того, как заявление было принято, сотрудниками госучреждения выдается справка установленной формы, которая описывает поданные бумаги.

Работники Федеральной Миграционной службы имеют право:

  • Запрашивать дополнительные данные, что помогут установить личность человека, в письменном виде;
  • Осуществлять проверку предоставленных данных;
  • Проводить опрос для лиц, которые были указаны апатридом как свидетели, способные подтвердить его личность;
  • Пользоваться дактилоскопической информацией.

Сам процесс происходит при личной явке лица без подданства, желательно с двумя свидетелями, которые являются гражданами РФ и могут подтвердить личность заявителя.

Данные, предоставленные свидетелями, оформляются в виде протоколов. По результатам проверки составляют заключение о личности апатрида, и оформляется справка с фотографией, которая и является временным паспортом лица без подданства.

Форма бланка заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства 2

Как получить гражданство РФ?

Зачем нужно гражданство?

Теоретически возможность прожить без документов на территории России есть, но для комфортного пребывания необходимы официальные документы. Для получения медицинской помощи – полис медицинского страхования, для устройства на работу – пенсионное свидетельство, для поступления в детский сад или школу – свидетельство о рождении ребенка. Можно ли получить эти документы?

Для легализации апатрида на территории РФ необходимо пройти несколько этапов для получения гражданства.

Упрощенная процедура получения российского паспорта предусмотрена для носителей русского языка, которые окончили российские либо советские учебные заведения и имели паспорт СССР

Проживать на территории РФ апатрид может при наличии документов, удостоверяющих личность. К таким документам относятся вид на жительство, разрешение на временное пребывание.

ВАЖНО вид на жительство возможно получить только через год после пересечения границ страны.

Остается только разрешительные документы, которые можно получить в миграционной службе. Для этого необходимо подтвердить свою личность. Происходит в отделениях ФМС на основании заявления, в котором указываются ФИО заявителя, дата рождения, цель и обстоятельства посещения страны, дата начала пребывания в стране. Помимо заявления следует представить все имеющиеся документы, позволяют установить личность заявителя.

Какие документы нужно предъявить?

Для идентификации личности апатрида подойдут любые личные документы, которые его персонифицируют. Это может быть свидетельство о рождении, неактуальный паспорт, в случае их отсутствия подойдут любые документы, подтверждающие факт рождения. Так же могут быть предоставлены дипломы, аттестаты, справки о перемене фамилии, свидетельства о заключении или расторжении брака, пенсионные, студенческие либо водительские удостоверения.

В обязательном порядке нужны следующие оригиналы документов

  • Свидетельство о рождении. При его утере следует самостоятельно запросить дубликат по месту рождения.
  • Паспорта родителей, либо их заверенные нотариусом копии.
  • Справки о регистрации, листы убытия, архивные справки.
  • Подробная автобиография.
  • Квитанция, подтверждающая факт уплаты государственной пошлины.

Процедура

Сотрудники ФМС принимают документы и выдают справку и опись предоставленных документов. Дополнительно миграционная служба может потребовать предоставить в письменном виде разного рода информацию, которая поможет в установлении личности. Для установления личности проводиться процедура проверки информации, предоставленной апатридом, опрос свидетелей, указанных в документах, проводиться опознания и дактилоскопия.

На процедуре идентификации личности рекомендуется появляться лично, желательно иметь двух свидетелей, граждан РФ, которые могут помочь в идентификации. Показания свидетелей оформляются в виде протокола. В результате проведения проверки будет оставлено заключение, на основании которого будет выдана справка с фотографией, это и будет новый временный документ, удостоверяющий личность лица без гражданства. Законодательством установлен срок для проверки личности апатрида до трех месяцев.

Разрешение на временное проживание и вид на жительство

Полученные документы являются основой для оформления гражданства РФ. Для начала на их основании можно оформить РВП или ВНЖ, которые уже дадут возможность апатриду покидать пределы страны и возвращаться обратно, получить страховой полис, устраиваться на работу и так далее.

РВП – отметка в паспорт для граждан других государств либо самостоятельный документ для апатридов. На получение РВП установлены ежегодные квоты государством, они периодически пересматриваются и увеличиваются. Квота на получение РВП на территории РФ в 2020 году составляет 90360 человек, в том числе и иностранных граждан. Без получения квоты апатриды могут получит РВП в случае, если

  • Были рождены на территории РФ или на территории РСФРС,
  • Супруг или дети апатрида являются гражданами РФ,
  • Имеется нетрудоспособный родитель (или оба родителя) граждан РФ.

Получить РНП можно в ФМС по стандартной процедуре. Срок выдачи разрешения на проживание 12 месяцев, проистечению может быть оформлен вид на жительство сроком на 5 лет.

Схемы приобретения гражданства РФ

После 5-ти лет проживания

Стать гражданином России можно после пяти лет проживания на территории России по ВНЖ. По упрощенной схеме могут получить гражданство за шесть месяцев

  • Носители русского языка,
  • Лица, рожденные на территории СССР либо получившие там образование,
  • Лица, состоящие в браке с гражданами РФ больше трех лет.

До 5-ти лет проживания

Существует упрощенная схема получения гражданства для апатридов, которые ранее имели гражданство СССР и лишившиеся его после распада страны:

  • Возможность оформить гражданство России в дипломатическом представительстве РФ на территории своей страны, без физического присутствия на территории РФ,
  • Дети апатридов в России приобретают гражданство автоматически,
  • Получение гражданства без оформления вида на жительство гражданами СССР, а также их детьми, которые в свое время не получили гражданство ни одной из республик.

В каких случаях возможен отказ?

Отказать миграционная служба может в случае выявления уже имеющихся проблем гражданина со службой миграции РФ, при наличии факта выдворения из страны, при наличии действующей или непогашенной судимости, в случае выявления причастности лица к террористическим сообществам.

В случае отсутствия выше перечисленных признаков, наличия чистой репутации человека, то ему будет выдано разрешения на пребывание в стране на срок до 12 месяцев. По истечению этого времени возможно будет обратиться за оформлением вида на жительство.

Законные наказания

В ситуации, когда при въезде на территорию российского государства обнаруживается правонарушение, либо совершаются незаконные действия в период нахождения апатрида на территории Российской Федерации, то лица без гражданства могут быть наказаны следующими мерами пресечения:

  • Административные штрафы, либо лишения свободы;
  • Уголовная ответственность (штраф, исправительные работы, либо тюремное заключение);
  • Выдворение за пределы государства, с оформлением запрета на въезд в страну на определённый срок, либо пожизненно, зависимо от тяжести нарушения.

Приказом МВД России от 18.12.2017г. № 933 утвержден новый порядок продления срока пребывания в России иностранных граждан (далее – Приказ). Приказ вступил в силу с 03.02.3018г. Приказ ФМС России от 29.06.2015г. № 321, ранее устанавливающий такой Порядок признан не подлежащим применению (отменен).

Что же нового ждет всех нас? Заранее прошу прощения за то, что вам, уважаемые читатели, придется много читать, но, чтобы понять, какой смысл вложен в Приказ, нужно очень сильно постараться.

Прежде всего напомню, что соответствии с пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением правительства от 15.01.2007г. № 9 (далее – Правила осуществления миграционного учета) со ссылкой на пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон о миграционном учете) при изменении срока пребывания иностранного гражданина принимающая сторона или в редких случаях сам иностранец обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Нарушение данной нормы влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Собственно именно эта норма и фиксирует обязанность принимающей стороны обращаться в органы миграционного учета для, скажем так, извещения об изменении срока пребывания иностранца. В народе это называется «продление регистрации». Именно эта норма закрепляет обязанность принимающей стороны обращаться за «продлением регистрации» только в органы миграционного учета, поэтому «продление регистрации» по почте, в МФЦ и гостиницами недопустимо.

Почему? Потому что полномочиями по принятию решения о продлении срока пребывания в России иностранных граждан (и лиц без гражданства) в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) наделен орган власти в сфере миграции и его территориальные органы (то есть в настоящее время – МВД России).

То есть в случае если у иностранца появляются основания для продления (изменения) срока пребывания принимающая сторона заявляет об этом в орган миграционного учета, а уже тот оценивает ситуацию и решает, являются ли наступившие основания достаточными и нет ли препятствий для продления срока пребывания иностранного гражданина в России.

Собственно Приказ и должен, по идее, установить порядок, которому необходимо следовать при продлении срока пребывания в России иностранных граждан: описать случаи, при наступлении которых продлевается срок пребывания, определить перечень документов, необходимых для предъявления в органы миграционного учета в каждом конкретном случае, закрепить, кто принимает решение о продлении срока пребывания, как проходит сама процедура и что мы получаем на выходе.

Прошу прощения за долгое вступление, переходим собственно к Приказу.

В соответствии с новым порядком решение о продлении срока пребывания принимается не инспектором, а руководящим составом органов внутренних дел: начальниками территориальных органов МВД России на уровне субъекта федерации, на районном уровне, начальниками подразделений по вопросам миграции.

Основаниями для продления срока пребывания считается наступление следующих случаев:

1. Случаи, описанные в пункте 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

1.1. Продление или выдача новой визы (это понятно, согласно статье 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания определяется сроком действия визы).

1.2. Прием от иностранца заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание (речь идет о безвизовых иностранцах). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 27 ноября 2017 г. № 891 период рассмотрения заявления составляет 60 суток)

1.3. Прием от иностранца заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации в случае его признания носителем русского языка. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 36.3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента от 14.11.2002 № 1325, срок рассмотрения заявления составляет до 3-х месяцев);

1.4. Прием о иностранца заявления о выдаче вида на жительство (для граждан Белоруссии, иностранцев, признанных носителями русского языка и, пожалуй, иностранных ВКС и членов их семей из безвизовых стран, которые имеют возможность получить вид на жительство, минуя получение разрешения на временное проживание). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (срок рассмотрения заявления согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 09 ноября 2017 г. №846 составляет от 2-х до 3-х месяцев);

1.5. Прием от работодателя (заказчика работ услуг) ходатайства о привлечении иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста. Ситуация теоретически возможна в отношении:

— иностранцев из безвизовых государств (Азербайджан, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан), когда ходатайство о привлечении их как ВКС подается незадолго до окончания у них срока пребывания. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения ходатайства;

1.6. Заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного ВКС (в соответствии с пунктом 17 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан для продления срока действия разрешения на работу ВКС обратиться с заявлением о продлении разрешения необходимо не позднее чем за тридцать дней до окончания срока действия такого разрешения, само разрешение оформляется 14 рабочих дней — тут мне сложно представить, чтобы срок пребывания ВКС истек раньше, нежели он получит новое разрешение на работу);

1.7. Обучение иностранца в образовательной организации, по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения). Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1;

1.8. Обучение иностранца в федеральной государственной образовательной организации на подготовительном отделении или подготовительном факультете (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения) Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанных выше случаях продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта приема документов, указанных у меня в пунктах 1.2 – 1.6, то есть автоматически.

После принятия решения о продлении срока пребывания во всех указанных выше случаях в миграционной карте иностранного гражданина согласно пункту 16 Приказа проставляется отметка о продлении срока пребывания. Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации»

2. Случаи, описанные в пункте 3 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

2.1. Если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Понять, что за этим скрывается довольно сложно (в качестве примера см. пункт 3 Письма ФМС России от 23.01.2015 № КР-1/2/2-691″О применении норм 115-ФЗ», Информацию ФМС России «О продлении срока временного пребывания граждан Украины, находящихся на территории Российской Федерации»).

Для продления срока пребывания в такой ситуации согласно пункту 7.1 приказа иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление о продлении срока временного пребывания.

В соответствии с пунктом 7.3 Приказа заявление (ходатайство) подается в произвольной форме в течение срока временного пребывания иностранного гражданина. То есть главное – чтобы обращение произошло до истечения срока временного пребывания иностранца с учетом сроков его рассмотрения – 3 рабочих дня.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае, как раз и непонятно, что это за основания), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

В соответствии с пунктом 16 Приказа после принятия решения о продлении срока временного пребывания по указанным выше непонятным основаниям в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания.

Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации». Ходи с уже имеющейся, в которой разрешенный срок пребывания уже истек и с миграционной картой, в которой стоит какая-то отметка.

3. Случаи, описанные в пункте 5 статьи 5 Закон о правовом положении иностранных граждан:

3.1. При выдаче или продлении срока действия разрешения на работу ВКС или разрешения на работу, выданного в порядке статьи 13.5 Закона о правовом положении иностранных граждан (подробнее см. саму норму Закона о правовом положении иностранных граждан)

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанном случае продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта выдачи документов (пункт 6 Приказа), то есть автоматически. Речь идет о ВКС из Ближнего зарубежья.

3.2. При выдаче патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента иностранному гражданину.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанном случае продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Приказа в данном случае продление срока пребывания не производится автоматически через занесение сотрудником подразделения по вопросам миграции в информационную базу данных факта выдачи патента, продления срока его действия или его переоформления, поскольку, по мнению авторов Приказа, в этом случае в соответствии с пунктами 5 и 13 статьи 13.3 Федерального закона обращение иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции не требуется.

Действительно, согласно указанным положениям иностранному гражданину не требуется обращаться в орган власти, выдавший патент, за подтверждением его продления. Но эта норма касается только самого патента, как документа, подтверждающего право иностранца работать в России. Напомню, что в патенте в соответствии с Приложением к Приказу МВД России от 19.06.2017г. № 391 указывается лишь дата его выдачи, а срок действия документа продлевается автоматически при уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Это говорит лишь о том, что иностранцу, оплатившему очередной фиксированный платеж не требуется бежать в орган, выдавший патент за проставлением в нем отметки о том, что патент продлен.

Однако, из описательной части нормы Приказа создается впечатление, что и продлевать срок пребывания «патентщикам» не требуется, он продлевается сам при уплате налога, и ни с какими заявлениями никуда обращаться не стоит.

Это не соответствует действительности, поскольку противоречит указанной выше норме – пункту 42 Правил осуществления миграционного учета, которая имеет большую юридическую силу, поскольку утверждена Правительством.

А норма эта обязывает принимающую сторону в случае изменения срока пребывания иностранца (в нашем случае в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания продлевается при выдаче, продлении патента и его переоформлении. Продление же патента происходит каждый раз при уплате налога) обратиться напрямую в орган миграционного учета с уведомлением о прибытии, заявлением в произвольной форме (вот оно – заявление о продлении срока пребывания) и копиями соответствующих документов, то есть, как минимум – паспорта иностранца, патента и «квитанций о его оплате», как документов, подтверждающих изменение срока пребывания.

Кстати говоря, Приказ не предполагает и проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев.

4. Случаи, описанные в пункте 7 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан (речь идет о тех же иностранцах, что описаны у меня в пунктах 1.7 и 1.8)

4.1. При обучении в России в учебных заведениях по очной или очно-заочной форме (подробнее см. саму норму).

В соответствии с пунктом 7.2 Приказа сам иностранец или образовательная организация, в которой он обучается, обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина или по месту нахождения образовательной организации с ходатайством о продлении срока временного пребывания.

Ходатайство согласно пункту 7.4 Приказа подается в произвольной форме не позднее чем за двадцать дней до окончания срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Одновременно с ходатайством представляются (см. пункт 11 Приказа):

  • Документ, удостоверяющий личность иностранца, и его копия (все страницы);
  • Документ, подтверждающий обучение иностранца и его копии.

Приказ предполагает проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев (см. Пункт 16 Приказа)

5. Заключение трудового или гражданско-правового договора между российскими организациями или физическими лицами и гражданами Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (см. пункт 5 статьи 97 Договора о ЕАЭС).

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Приказа продление срока временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза осуществляется посредством фиксации сотрудником органа миграционного учета «факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)».

Срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.

Согласно абзацу 4 пункта 15 Приказа срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза и членов его семьи продлевается на срок действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Из вышеперечисленного следует:

►с каким вниманием разработчики Приказа относятся к ссылкам на нормативные правовые акты (пункт 3 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан никакого отношения к уведомлениям о заключении договора не имеет, но, конечно, же это досадная опечатка, ведь цифры 3 и 8 на клавиатуре – добрые соседи);

►что срок пребывания гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии продлевается автоматически при занесении в базу данных сведений о получении уведомления о заключении с ними трудового или гражданско-правового договора без подачи заявления о продлении срока пребывания (это уже серьезно);

► что вопрос о том, на какой срок продлевается пребывание в России граждан названных государств при заключении договора сроком более чем на год или бессрочного – остается открытым. Согласно Информации Коллегии Евразийской Экономической комиссии от 9 сентября 2013 года срок временного пребывания в этом случае продлевается ежегодно без необходимости выезда из России;

► что указанные положения Приказа опять же противоречат пункту 42 Правил осуществления миграционного учета.

Кроме того, непонятно, каким образом будет продлеваться срок пребывания в России граждан Белоруссии, при условии, что согласно Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (см. Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 года № 78-АД17-19) уведомлять о заключении и прекращении договоров с белорусами не требуется.

Отдельно в Приказе оговорены члены семей граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, работающих в России.

Вот с ними вроде бы все ясно. В соответствии с пунктом 7.1 Приказа они сами или принимающая сторона обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранца с заявлением о продлении срока временного пребывания.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае – заключение трудового или гражданско-правового договора), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

  • Фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • Дата рождения;
  • Гражданство (подданство) (при наличии);
  • Наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
  • Адрес места пребывания.
  • В соответствии с пунктами 10-10.3 дополнительно предоставляются:
  • Документ, удостоверяющий личность и его копия (все страницы);
  • Документы, подтверждающие родственные отношения с трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, документы об опеке или попечительстве, а также иные документы, подтверждающие нахождение его на иждивении у трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза), и их копии;
  • Копия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Что хочется сказать еще. Приказ, в большинстве своем, противоречит, как уже говорилось выше положениям пункта 42 Правил осуществления миграционного учета, следовательно не может быть применен. Будем надеяться, что на местах его почитают, не поймут и… будут работать как раньше.

Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает продление нахождения иностранцев на территории страны после 15 сентября. Ранее, 15 июня, МВД было пролонгировано разрешение до осени. Находиться в России жители других стран с просроченной визой получили право из-за закрытия границ.

Продление нахождение иностранцев в РФ после 15 сентября

До 15 сентября жители других стран имеют право пребывать на территории Российской Федерации даже с просроченной визой. Еще в марте Россия закрыла границы с другими странами из-за пандемии коронавируса. Многие иностранцы не имели возможности покинуть пределы РФ, поэтому оставались на территории России. Изначально разрешение было введено до 15 июня, а потом продлено Министерством внутренних дел до 15 сентября включительно.

10 сентября в МВД Российской Федерации сообщили, что рассматривают вероятность еще одного продления разрешения на пребывания в стране иностранцами после 15 числа. Заявление сделала глава департамента по вопросам миграции Министерства внутренних дел Валентина Казакова.

Как сообщает Валентина Казакова, до 15 сентября все иностранцы имеют право на продление виз, разрешений на работу, патентов, регистрации и других статусных документов. Не исключено, что такая возможность будет у жителей других государств и после 15 сентября. Пока что однозначного решения в Министерстве внутренних дел не приняли.

Помимо того, что все статусные документы иностранных граждан были продлены, жители других стран имеют право до 15 сентября работать без разрешительных патентов.

Новые правила для иностранцев в России

Валентина Казакова рассказала о новых правилах для жителей иностранных государств. Соответствующий законопроект готовится в Министерстве внутренних дел. Если закон будет принят, пребывание иностранцев на территории России усложнится.

Если гражданин другой страны собирается находиться в Российской Федерации более 30 дней, его обяжут пройти процедуру из нескольких этапов:

  • сдать отпечатки пальцев;
  • сделать фотографию;
  • пройти медицинскую комиссию;
  • получить специальную идентификационную карту.

В данной карте будут находиться все данные о гражданине. Также иностранцы получат возможность менять цель визита в РФ не только при пересечении границы, но и уже внутри России. Это поможет тем жителям других стран, которые находятся в Российской Федерации во время пандемии и не могут найти работу из-за наличия только туристической визы.

Еще одно новшество для иностранцев — введение электронных миграционных карт вместо бумажных. Обычно данная карта заполняется гражданином при пересечении границы на бумаге. После принятия закона люди смогут делать это на сайте Госуслуг в любом месте.

Сколько иностранцев находится на территории России во время пандемии

Валентина Казакова, глава департамента МВД по вопросам миграции, рассказала о количестве пребывающих в РФ иностранцев во время пандемии коронавируса. Помимо уже зарегистрированных мигрантов, за время закрытых границ Министерство внутренних дел дало статус 1,5 млн жителей других стран.

Многие иностранцы находились на территории России во время закрытых границ с туристическими целями. Так как они застряли в РФ, некоторые из них лишились средств для существования. Каждый иностранец получил возможность не только легализовать свое пребывание в Российской Федерации, но и получить разрешение на работу. Таким образом, за период пандемии коронавируса в России было зарегистрировано более 1,5 млн новых трудовых мигрантов.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *