Ст 193 НК РФ

1. Налогообложение подакцизных товаров с 1 января 2016 года осуществляется по следующим налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 1 января по 31 марта 2016 года

включительно

с 1 апреля по

31 декабря

2016 года

включительно

с 1 января по

31 декабря

2017 года

включительно

Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый:
реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или)

спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза, являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый при совершении операций,

признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса;

0 рублей

за 1 литр

безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном

товаре

0 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося

в подакцизном

товаре

0 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза (в том числе этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию, не являющийся товаром Евразийского экономического союза), и (или) передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, а также за исключением этилового спирта, реализуемого (или передаваемого производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, и этилового спирта, реализуемого организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или)

спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

102 рубля

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в подакцизном

товаре

102 рубля

за 1 литр

безводного

этилового

спирта, содержащегося в подакцизном

товаре

107 рублей за 1 литр

безводного этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в подакцизном

товаре

0 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося

в подакцизном

товаре

0 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в подакцизном

товаре

0 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося

в подакцизном

товаре

0 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

Спиртосодержащая продукция

(за исключением спиртосодержащей

парфюмерно-косметической

продукции в металлической

аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)

400 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

400 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося

в подакцизном

товаре

418 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята) 500 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

500 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося

в подакцизном

товаре

523 рубля

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков,

изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

400 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

400 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося

в подакцизном

товаре

418 рублей

за 1 литр

безводного

этилового

спирта,

содержащегося в

подакцизном

товаре

Вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и(или)винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята 9 рублей за 1 литр 9 рублей за 1 литр 10 рублей за 1 литр
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских) 5 рублей за 1 литр 5 рублей за 1 литр 5 рублей за 1 литр
Сидр, пуаре, медовуха 9 рублей за 1 литр 9 рублей за 1 литр 10 рублей за 1 литр
Игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с

защищенным наименованием места происхождения

26 рублей за 1 литр 26 рублей за 1 литр 27 рублей за 1 литр
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения 13 рублей за 1 литр 13 рублей за 1 литр 14 рублей за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно 0 рублей за 1 литр 0 рублей за 1 литр 0 рублей за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива 20 рублей за 1 литр 20 рублей за 1 литр 21 рубль за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента 37 рублей за 1 литр 37 рублей за 1 литр 39 рублей за 1 литр
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 2 000 рублей за 1 кг 2 000 рублей за 1 кг 2 200 рублей за 1 кг
Сигары 141 рубль за 1 штуку 141 рубль за 1 штуку 155 рублей за 1 штуку
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 2 112 рублей за 1 000 штук 2 112 рублей за 1 000 штук 2 207 рублей за 1 000 штук
Сигареты, папиросы 1 250 рублей за

1 000 штук +

12 процентов

расчетной

стоимости,

исчисляемой

исходя из

максимальной

розничной цены,

но не менее

1 680 рублей за

1 000 штук

1 250 рублей за

1 000 штук +

12 процентов

расчетной

стоимости,

исчисляемой

исходя из

максимальной

розничной цены,

но не менее

1 680 рублей за

1 000 штук

1 420 рублей за

1 000 штук +

13 процентов

расчетной

стоимости,

исчисляемой

исходя из

максимальной

розничной цены,

но не менее

1 930 рублей за

1 000 штук

Автомобили легковые:
с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 рублей

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

0 рублей

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

0 рублей

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт(150л.с.) включительно 41 рубль

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

41 рубль

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

43 рубля

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) 402 рубля

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

402 рубля

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

420 рублей

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) 402 рубля

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

402 рубля

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

420 рублей

за 0,75 кВт

(1 л.с.)

Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 10 500 рублей за 1 тонну 13 100 рублей за 1 тонну 12 300 рублей за 1 тонну
класса 5 7 530 рублей за 1 тонну 10 130 рублей за 1 тонну 7 430 рублей за 1 тонну
Дизельное топливо 4 150 рублей за 1 тонну 5 293 рубля за 1 тонну 5 093 рубля за 1 тонну
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 6 000 рублей за 1 тонну 6 000 рублей за 1 тонну 5 400 рублей за 1 тонну
Прямогонный бензин 10 500 рублей за 1 тонну 13 100 рублей за 1 тонну 12 300 рублей за 1 тонну
Бензол, параксилол, ортоксилол 3 000 рублей за 1 тонну 3 000 рублей за 1 тонну 2 800 рублей за 1 тонну
Авиационный керосин 3 000 рублей за 1 тонну 3 000 рублей за 1 тонну 2 800 рублей за 1 тонну
Средние дистилляты 4 150 рублей за 1 тонну 5 293 рубля за 1 тонну 5 093 рубля за 1 тонну.

2 — 3. Утратили силу

4. Ставка акциза в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, в отношении этилового спирта применяется при реализации налогоплательщиком указанного подакцизного товара лицам, представившим извещения об уплате покупателем — производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) предусмотренного пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса авансового платежа акциза (далее — извещение об уплате авансового платежа акциза) с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза либо извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза при представлении покупателем этилового спирта предусмотренной пунктом 11 статьи 204 настоящего Кодекса банковской гарантии (далее — извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза) с отметкой налогового органа по месту учета указанного покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

Ставка акциза на этиловый спирт в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, применяется при совершении операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при представлении налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в соответствии с пунктом 7 статьи 204 настоящего Кодекса либо банковской гарантии и извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в соответствии с пунктом 11 статьи 204 настоящего Кодекса.

Ставка акциза на этиловый спирт в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, применяется при совершении операций по ввозу в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Евразийского экономического союза этилового спирта, являющегося товаром Евразийского экономического союза, покупателем этилового спирта — производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке), представившим в налоговый орган по месту учета извещение об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в соответствии с пунктом 7 статьи 204 настоящего Кодекса либо извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза при представлении покупателем этилового спирта в налоговый орган по месту учета банковской гарантии в соответствии с пунктом 11 статьи 204 настоящего Кодекса.

5. Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, налогообложение природного газа осуществляется по налоговой ставке 30 процентов.

Недобросовестный налогоплательщик — налогоплательщик, злоупотребляющий правом, с целью снижения суммы налоговых платежей.

Термин вышел из официального употребления в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Но в профессиональной литературе и практике до сих пор применяется.

Некоторые налогоплательщики злоупотребляют правом с целью снижения налоговых платежей. В нормативных актах России нет норм, позволяющих налоговым органам эффективно бороться с такими случаями. В связи с этим судебная система выработала определенные подходы. Одним из таких подходов была концепция недобросовестного налогоплательщика, которую позже заменили на концепцию необоснованной налоговой выгоды.

Сначала Конституционный суд ввел термин «добросовестный налогоплательщик». Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отмечалось, что добросовестный налогоплательщик не должен нести ответственность за неуплату налогов в случае, когда сумма налогов была списана банком с расчетного счета налогоплательщика, но по какой-либо причине не перечислена в бюджет. Эта проблема касалась так называемых проблемных банков, которые из-за недостатков средств на корсчете не перечисляли налоги в бюджет.

В то же время, в период кризиса банков, широкий масштаб принял такой незаконный способ уклонения от уплаты налогов — Компания переводит денежные средства в проблемный банк и представляет платежное поручение на уплату налога. Тем временем денежные средства из проблемного банка перечисляются на счета подставных фирм или обналичиваются. В результате, деньги в бюджет не поступают, но налог считается уплаченным (на основании указанного выше определения Конституционного суда). Деньги же в реальности поделены между Компанией и проблемным банком.

Чтобы решить эту проблему, позже Конституционный суд ввел понятие «недобросовестный налогоплательщик». В Определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О отмечалось, что принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков налогов, не поступивших в бюджет, не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.

В результате, налоговые органы стали использовать концепцию недобросовестного налогоплательщика для борьбы с налоговыми правонарушениями (в том числе для борьбы с фирмами-однодневками). В концепции недобросовестного налогоплательщика было много недостатков. Само по себе понятие «недобросовестность» скорее моральная категория, чем юридическая. В документах КС РФ не было четких критериев, где начинается недобросовестный налогоплательщик и заканчивается добросовестный.

В итоге, в 2006 году концепцию недобросовестного налогоплательщика заменили на понятие необоснованная налоговая выгода, которое было введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Историческая справка

Термин был введен Определением Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

Концепция недобросовестного налогоплательщика была заменена на концепцию необоснованной налоговой выгоды Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

26.01.2020

Дополнительно

Проблемный банк — банк, испытывающий финансовые проблемы, у которого может быть отозвана лицензия.

Налоговая выгода

Объект налогообложения

Деловая цель

Необоснованная налоговая выгода

Фирма-однодневка

Приоритет существа над формой

Налоговая ответственность за контрагента

Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора

А.А. Евсеев,
заместитель директора ООО «Кузьминых и партнеры»

Положения статьи 76 НК РФ в той части, в которой они позволяют налоговому органу приостанавливать все расходные операции на расчетном счете налогоплательщика, противоречат Конституции РФ как несоразмерные фактическому нарушению прав налогоплательщиков и законных интересов государства.

В качестве одного из этапов процедуры взыскания налоговой задолженности законодатель называет приостановление расходных операций по счетам налогоплательщика в банке.

Согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ «приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей».

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, при этом решение о приостановлении операций принимается в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности уплаты налога (п. 2 ст. 76 НК РФ). Кроме того, приостановление операций может быть вызвано непредставлением налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налоговых деклараций налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Как следует из абзаца второго пункта 1 статьи 76 НК РФ, ограничение на проведение расходных операций «не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов».

Регулированию очередности исполнения требований по списанию сумм с банковского счета лица посвящена статья 855 ГК РФ, согласно которой платежи в бюджет и внебюджетные формы списываются в четвертую очередь после исполнения этой обязанности для следующих кредиторов:

• граждан по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также по требованию о взыскании алиментов;

• граждан по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторского договора;

• граждан по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Таким образом, погашение требований иных кредиторов, например юридических лиц по хозяйственным договорам, происходит после удовлетворения требований налогового органа, а следовательно, списания сумм по требованиям перед такими кредиторами в момент исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам налогоплательщика не происходит.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 76 НК РФ «приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения».

Таким образом, может сложиться ситуация, при которой все расходные операции по счетам налогоплательщика окажутся приостановленными из-за недоимки по налогам, например, в размере 1 рубля. При этом на счетах налогоплательщика может оказаться сумма в 1 млн. руб. Этот миллион мог быть предназначен для уплаты кредиторам, стоящим в очередности за налоговым органом.

Учитывая положения пункта 6 статьи 76 НК РФ, пени за один день просрочки платежа в 1 млн. руб. составят 333 руб. при ставке банковского рефинансирования 12% (Указание Банка России от 23.12.2005 № 1643-У), что в данном случае более чем в 300 раз превышает налоговую недоимку.

Очевидно, что приостановление операций на расчетных счетах налогоплательщика представляет собой разновидность ограничения права собственности лица (Постановление КС РФ от 14.07.2005 № 9-П по делу «О проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа»), связанного с необходимостью обеспечения своевременной уплаты налогов и минимизации потерь бюджета.

Как отмечено в пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.07.96 № 6 «О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики», «следует иметь в виду, что принятие такой меры, как наложение ареста на денежные средства, хранящиеся на счете ответчика, одновременно затрагивает охраняемые законом права и интересы третьих лиц (иных кредиторов ответчика)». Последствия приостановки операции на расчетном счете для кредиторов, стоящих в очередности за налоговым органом, по сути идентичны, а значит, мнение ВАС РФ можно распространить и на них. То есть приостановка всех расходных операций, даже по тем суммам, которые не будут списаны в бюджет, нарушает права третьих лиц — кредиторов, для перечисления которым и предназначались заблокированные суммы.

Приостанавливая операции на расчетном счете налогоплательщика государство применяет правовосстановительную меру, связанную с обеспечением конституционной обязанности уплаты налогов и косвенно компенсации потерь бюджета в части приостановки операций на сумму пеней (Постановление КС РФ от 15.07.99 № 11-П по делу «О проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР” и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции”»).

Собственно компенсация потерь государства решается иными способами, то есть через пени и штрафы.

Таким образом, цель, которую преследует государство, приостанавливая операции на расчетном счете, — обеспечить уплату налога в строго определенном размере и косвенно взыскание пеней, размер которых также известен на момент принятия решения.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Анализируя положения статьи 55, Конституционный Суд РФ вывел принцип соразмерности ограничения прав государственным интересам, правам других лиц и т. п. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.07.99 № 11-П по делу «О проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР” и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и «О федеральных органах налоговой полиции”» указал следующее: «Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В целях обеспечения выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации (статья 55, часть 3).

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам».

Конституционный Суд РФ также отмечал, что «ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, то есть не ограничивает пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм» (Постановление КС РФ от 16.07.2004 № 14-П по делу «О проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева»).

Таким образом, требование ограничения прав лиц соразмерности обеспечительных мер может быть положено в основу разграничения законности и незаконности положений статьи 76 НК РФ.

Как мы уже отмечали, приостановление всех расходных операций по счетам налогоплательщика может быть обусловлено как недоимкой по налогам, так и непредставлением налоговых деклараций.

Начисление пеней за недоимку по налогам может нанести ущерб налогоплательщику, в разы превосходящий размер недоимки. Приостановление всех операций, в том числе на суммы, многократно превышающие недоимку, не отвечает принципу соразмерности, избыточно ограничивает право собственности налогоплательщика. Ограничение в подобной форме не соответствует целям взыскания налогов и компенсации государству потерь, вызванных налоговой недоимкой.

Таким образом, по мнению автора, в данной части положения статьи 76 НК РФ не соответствуют части 3 статьи 55 НК РФ.

За непредставление налоговых деклараций законодатель установил ответственность в статье 119 НК РФ. Состав правонарушения установлен вне зависимости от недоимки по налогу. В решении ВАС РФ от 03.02.2004 № 16125/03 указано, что «отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода объекта обложения и (или) суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления декларации по налогу на добавленную стоимость». Даже если непредставление декларации не повлекло никаких последствий, а сумма, указанная в декларации, равна нулю, налогоплательщик все равно привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Налогоплательщик не освобождается от ответственности и в том случае, если уплатит всю сумму налога в установленный срок, но налоговую декларацию представит с нарушением сроков. Подобные доводы изложены в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2005 № Ф04-1277/2005(9407-А70-7) и от 10.10.2005 № Ф04-6999/2005(15444-А27-6), ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2005 по делу № А33-2810/2005-Ф02-5200/05-С1.

Следовательно, законодатель установил степень опасности данного правонарушения.

Таким образом, приостановку всех расходных операций в случае непредставления налоговых деклараций необходимо признать несоразмерным ущемлением прав лица, что противоречит положениям части 3 статьи 55 Конституции РФ.

Ключевые слова: статья 76 НК РФ, защита прав, приостановление операций по счетам, права налогоплательщика

<Письмо> ФНС России от 29.03.2019 N СА-4-7/5804 <О направлении обзора сложившейся судебной практики по вопросу признания (непризнания) исполненной налоговой обязанности налогоплательщиками в случае оплаты ими налогов через кредитные организации, которые не имеют возможности исполнить обязанность по перечислению денежных средств в бюджет>

Согласно позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П, повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности.

Вместе с тем ФНС России обращает внимание на то, что данная позиция распространяется только добросовестных налогоплательщиков.

Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 26.09.2017 N 305 КГ17-6981 пришел к выводу, что выдача распоряжения банку о списании денежных средств со счета клиента для уплаты налогов не является основанием для признания обязанности налогоплательщика исполненной, если к этому моменту он знал (не мог не знать) о неспособности банка обеспечить перечисление налогов в бюджетную систему РФ.

Сложившаяся судебная практика исходит из обязанности представления налоговыми органами доказательств осведомленности налогоплательщика об имеющихся проблемах у обслуживающего его банка и недобросовестном поведении налогоплательщика.

Такими доказательствами могут являться в том числе:

уплата налогов, обязанность по уплате которых на момент направления в банк платежного поручения не сформировалась, так как отчетный (налоговый) период не закончился;

размер перечисленной суммы не соответствует реальным налоговым обязательствам налогоплательщика;

наличие информации о проблемах банка, опубликованной в официальных источниках и (или) доведенной кредитной организацией до своих клиентов иным способом;

наличие ранее неисполненных платежных поручений налогоплательщика.

При этом суды отклоняют некоторые доводы налоговых органов о недобросовестности налогоплательщика. В числе таких доводов, например:

наличие расчетных счетов в других банках, с которых налогоплательщик ранее осуществлял налоговые платежи;

перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ в большем размере, чем это необходимо для исполнения обязанности по уплате налогов;

высказывание в узкоспециализированных СМИ, не направленных на массового потребителя, предположений о техническом сбое в работе банка.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *