Статистика налоговых преступлений

сурсная, материальная и техническая база, территориальная неравномерность развития, высокие риски, а также тенденция сокращения числа действующих кооперативов. Это связано со слабым законодательным и нормативным обеспечением их деятельности, что является следствием отсутствия сбалансированной системы регулирования их деятельности со стороны государства и кооперативного сообщества.

Федеральным законом «О кооперации» с целью укрепления финансовой устойчивости кредитных кооперативов и повышения доверия к их деятельности ним со стороны населения были введены определенные, ранее не использовавшиеся финансовые ограничения как в сберегательную, так и в заемную политику кредитных коопераций. Статьей 2 Федерального закона № 407-ФЗ внесены уточнения в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающиеся порядка удовлетворения кредитными кооперативами «требований членов кредитного кооператива (пайщиков) -физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений, в сумме, не превышающей семисот тысяч рублей, но не более чем основная сумма долга в отношении каждого члена кредитного кооператива (пайщика)».

Тем не менее нормативная база деятельности кредитных кооперативов нуждается в дальнейшем развитии и систематизации.

Как показывает международный опыт формирования кредитных кооперативов, в зарубежных странах

создана трехуровневая организационная структура кредитной кооперации с явным разделением функций между звеньями (низовые кооперативы, региональные кооперативные банки, центральный кооперативный банк). Низовые кредитные кооперации — это универсальные кредитные учреждения, прекрасно знающие конъюнктуру местных рынков и своих клиентов, с которыми они сотрудничают на доверительной основе. Региональные кредитные банки осуществляют свою деятельность на основе собственных источников и перераспределения ресурсов низовых учреждений в границах региона. Главный кооперативный банк обеспечивает формирование своей ресурсной базы на основе делегировании отдельных полномочий и обязанностей региональных банков главному кооперативному банку с целью перераспределения временно свободных капиталов региональных банков.

Как нам представляется, подобная структура взаимодействия кредитных кооперативов и коммерческих банков может быть использована и в нашей стране. Совершенствование финансово-кредитного механизма функционирования кредитных кооперативов позволит повысить уровень их финансовой стабильности, а также увеличить их долю в кредитовании малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, крестьянских и частных хозяйств.

1. Коновалов М.С. О развитии кредитной кооперации в России // Кредитная кооперация Чувашии. 2009. № 11. С. 24-27.

2. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: ИВЦ Маркетинг, 2012.

Марина Николаевна Гритчина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Рассмотрены причины налоговых правонарушений в современной экономической ситуации в России. Разработана концепция и приведены направления комплексной системы противодействия уклонению от уплаты налогов путем непрерывного контроля предоставляемых сведений и повышения ответственности налогоплательщиков.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговое администрирование, налоговая нагрузка, теневая экономика, налоговое планирование, налоговый контроль.

M.N. Gritchina

ANALYSIS OF THE CURRENT DYNAMICS OF TAX OFFENSES IN RUSSIA

Keywords: tax offenses, tax administration, tax burden, shadow economy, tax planning, tax control.

УДК 347.73

Важнейшей особенностью современной налоговой системы России становится рост масштабов и разнообразия налоговых правонарушений и развитие теневого сектора бизнеса. Кризисные условия порождают экономическую ситуацию, которая требует совершенствования методов налогового администрирования и контроля.

Налоговые правонарушения представляют собой общественно опасное социально-правовое явление, включающее виды преступлений, объектом которых является охраняемый уголовным законодательством процесс взимания налогов и других обязательных платежей, а также контроль своевременности и полноты их уплаты в бюджеты различных уровней (Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2015 г.).

На современном этапе наблюдается существенное расширение способов сокрытия налогов и занижения налогооблагаемой прибыли, в том числе способы, которые ранее не были распространены среди предприятий малого бизнеса. Если сравнительно с другими способами экономических нарушений доля официально зафиксированных незаконных уклонений от уплаты налогов может казаться относительно незначительной, то динамика данных процессов выглядит опасной. Так, на начало 2000 г. по фактам нарушения налогового законодательства было возбуждено всего 219 уголовных дел, однако на начало 2010 г. эта цифра увеличилась в 225 раз и достигла 49 053 . Статистика налоговых органов свидетельствует, что только 18% всех субъектов налоговых отношений, имеющихся в России, рассчитываются по своим налоговым обязательствам своевременно и в полном объеме, 53% — осуществляют платежи нерегулярно и несвоевременно, а 29% -вообще не платят налоги .

Во внешнеэкономической деятельности наблюдается широкое распространение налоговых преступлений. За 2016 г., по материалам Федеральной налоговой полиции РФ, максимальное количество нарушений налогового законодательства было выявлено при экспортных операциях с продукцией нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, экспорте природного газа, горнорудной промышленности, лесозаготовках и деревообработке, импорте продуктов питания, импорте сельскохозяйственного оборудования . Такие нарушения наиболее часто совершаются в областях, связанных с производством природных ресурсов или имеющих на своей территории крупнейших производителей данных видов продукции с использованием импортных компонентов .

В данное время на территории Российской Федерации действует более 2,8 млн организаций и предприятий налогоплательщиков, около трети из них не предоставляют отчетности и не платят налоги; 1285 предпри-

ятий должны государству в среднем по 2,8 млрд руб.; 89 предприятий имеют индивидуальную задолженность свыше 100 млрд руб. (42% от общей задолженности в бюджет). За прошлый год из 85 субъектов Российской Федерации только 6 регионов выполняли свои налоговые обязательства .

Экономическими причинами налоговых преступлений являются:

1) кризисные проявления в современной российской экономике, ухудшающие финансовое положение бизнеса и населения;

2) чрезмерность налоговой нагрузки на налогоплательщика, ухудшающая его экономическое положение в связи с проводимыми налоговыми реформами и особенностями налоговой системы;

3) уклонение от налогов, превращающееся в важный фактор роста конкурентоспособности, при отсутствии легальной возможности обеспечения конкурентных преимуществ в некоторых сферах бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политическими причинами налоговых преступлений являются:

1) нестабильность и громоздкость налогового законодательства;

2) недостаточная функциональность отдельных налоговых механизмов, касающихся совокупности правовых норм, обусловливающих порядок исчисления и уплаты определенного налога .

Организационными причинами налоговых преступлений являются:

1)недостаток механизмов взаимодействия между законодательными налоговыми органами, органами налогового контроля, налоговой полиции и другими контролирующими органами;

2) несогласованные действия органов предварительного расследования, судебных органов и арбитражного суда.

Техническими причинами налоговых преступлений являются:

1) неправильное использование форм и методов налогового контроля. Достаточно типичным является факт наложения излишних штрафных санкций, незаконного привлечения к административной ответственности, неправомерного контроля налоговыми органами ;

2) недостаточный уровень подготовленности руководителей и бухгалтерского персонала по налоговым вопросам.

Нравственно-психологическими основами налоговых преступлений являются:

1) отрицательное отношение к деятельности налоговой службы (фискальная налоговая система приводит не к развитию бизнеса и росту производства, а, наоборот, к его сворачиванию и сокрытию налогов);

2) низкая отдача от налоговых платежей при их перераспределении через бюджет порождает снижение уровня налоговой лояльности;

3) корыстные мотивы поведения некоторых налогоплательщиков.

Необходимо отметить, что в отдельные периоды развития нашей страны, несмотря на серьезные материальные трудности и нестабильность внешнеполитической ситуации, уровень собираемости налогов был почти стопроцентным, а налоговая культура налогоплательщиков была на гораздо более высоком уровне. Например, во время Великой Отечественной войны доля

поступления налогов в бюджеты всех уровней приближалась к 100%, существовала практика добровольных пожертвований граждан в пользу бюджета обороны .

В настоящее время в общей массе осужденных за неуплату налогов приговорено к штрафу — 68,9%, к лишению свободы — 13,7%, из которых к реальному сроку приговорено 11,6% граждан. По статистике ФНС РФ за 2016 г., в судах было удовлетворено около 48,5% гражданских исков, поданных налоговыми инстанциями или прокурором по защите налоговых интересов государства (по статистике других преступлений данный показатель приближается к 80%). В суде часто имеют место случаи длительного непринятия решений по налоговым делам .

Современная налоговая система Российской Федерации требует изменений и корректировки, для чего требуется в первую очередь:

— разграничение понятий » налоговая оптимизация» и «уклонение от уплаты налогов». Необходимо разработать набор критериев, по которым можно было бы различать данные понятия в спорных случаях;

— определение приоритетных направлений контрольной деятельности ФНС по выявлению факторов, оказывающих наибольшее влияние на масштаб уклонения от уплаты налогов и сборов ;

— использование методики рейтинговой балльной оценки при прогнозировании вероятного уклонения налогоплательщиков от налога. Данная методика позволяет производить подбор налогоплательщиков, учитывая все критерии оценки рисковых групп налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок, что способствует повышению их эффективности и результативности, а также сформировать группы «сомнительных» плательщиков для профилактики нарушений;

— упорядочение взаимодействия налоговых органов, органов полиции и таможенной службы при выявлении фактов уклонения от налога, что даст возможность повысить эффективный контроль за налоговыми правонарушениями и преступлениями;

— ужесточение меры наказания при обнаружении схем уклонения от уплаты налогов (повышение размеров штрафа, расширение критериев и мер при привлечении к уголовной ответственности плательщиков) .

Таким образом, при системном характере неисполнения налогового законодательства необходимо применять более строгие меры ответственности к неплательщикам и уклоняющимся от уплаты налогов, в связи с чем руководство ФНС России предложило ужесточить ответственность в сфере налоговых преступлений .

В результате с 01.01.2017 г. вступает в силу часть изменений и дополнений к Федеральному закону от 30.03.2015 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 67-ФЗ (последняя редакция от 23.12.2016 г.). В законе предусматривается ужесточение ответственности за регистрацию фирм-однодневок, использование незаконных схем при возврате налоговых платежей и использовании налоговых льгот. Данные меры позволят повысить ответственность налогоплательщиков и снизить долю сокрытия налоговых платежей и различных других налоговых правонарушений.

2. Гритчина М.Н. Особенности налогового планирования в кризисный период // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: сб. науч. тр. Саратов, 2016.

4. Моделирование эффективной работы сельскохозяйственного предприятия / под ред. А.В. Голубева; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2003.

5. Преодоление финансового кризиса перерабатывающими предприятиями АПК Саратовской области / Н.И. Кузнецов и др.; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. 2-е изд., испр. и доп. Саратов, 2009.

6. Романов А.Н. Экономические причины налоговой преступности. М.: АудитЮнити, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ermasov@mail.ru Сергей Викторович Ермасов,

доктор экономических наук,

профессор кафедры финансов и кредита,

Саратовский национальный исследовательский

_ государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Наталья Борисовна Ермасова,

доктор экономических наук, профессор Колледжа искусства и науки, УДК 338.24 Говернорс университет

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

В статье раскрыты особенности управленческого анализа корпоративного риск-менеджмента. Выявлена направленность анализа на оценку управляемости отдельных рисков, портфеля рисков и риск-плана предпри-

Правительство осуществляет многочисленные функции для экономического роста страны и благополучия граждан. Основным источником доходов любого государства являются налоги. Статистика налогов включает сбор и анализ информации по плательщикам, видам и объектам налогообложения, а также по отраслям экономики. Полученные сведения позволяют планировать распределение средств государственного бюджета.

Задача налоговой статистики

Главная цель – сбор и обработка данных о поступления денег в бюджет государства. По ходу сотрудники налоговой службы выявляют тех, кто уклоняется от исполнения обязательств. За подобные нарушения предусмотрены финансовые санкции. Статистика налоговых поступлений позволяет оценить, как выполняется план по доходам бюджета соответствующего региона.

Статистика налогов изучает их состав и динамику, сравнивая с макроэкономическими показателями. Обнаруженные проблемы являются сигналом для улучшения налогового законодательства. После сбора необходимой информации видна общая картина по регионам и стране в целом. Полномочия фискальной службы:

  1. Контроль над соблюдением налогового законодательства субъектами РФ.
  2. Обеспечение поступлений налогов и сборов в государственный бюджет.

Ключевые факторы


На развитие налоговой системы любой страны влияет:

  • качественная налоговая политика. В идеале налоговые поступления должны перекрывать существующие расходы;
  • эффективность и рост производства;
  • стабильность цен;
  • эффективность социальной политики. Государство должно регулировать процессы воспро­изводства рабочей силы, повышать производительность тру­да, квалификацию трудовых ресурсов;
  • полнота и своевременность выплат.

Налоговая система РФ

В России действует трехуровневая налоговая система:

В зависимости от использования налоги также бывают:

  1. Общие – используется для покрытия общегосударственных нужд.
  2. Специальные – имеют целевое назначение.

К специальным относятся транспортные налоги и сборы на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Статистика транспортных налогов показывает, что самая высокая ставка в Москве и Санкт-Петербурге. Тарифы на автомобили мощностью двигателя 100 л. с. (авто наиболее распространенного класса) – 12–24 руб./1 л. с.

Налог рассчитывается и уплачивается по месту регистрации автовладельца. В Москве в 2016 году размер налоговых доходов по статистике составил 15,2 млрд. руб. Тогда как сборы от штрафов составили 15,73 млрд. руб.

Налогообложения малого бизнеса

По оценкам Минэкономразвития в России действуют 5,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается количества предпринимателей (ИП), то их около 2,9 млн. Развитие малого и среднего бизнеса способствует наполнению государственного бюджета. В России существует пять режимов налогообложения для ИП.

Каждый хозяйствующий субъект может использовать один или несколько налоговых режимов, каждый из которых имеет свою процентную ставку.

В Москве за последние пять лет в 4,5 раза выросло количество ИП использующих патентную систему (патент).

Налоговые поступления

Статистика налогов РФ демонстрирует улучшение показателей. При этом уменьшилось влияние внешних экономических факторов на госбюджет.

Статистика налоговых поступлений в бюджет показывает рост на уровне 20% с января по апрель 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016. Прирост составил 952 млрд. руб. Существенную часть прироста от налоговых поступлений по статистике обеспечивает НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Ключевую роль сыграло изменение цены на нефть с 33,7 до 51,7 $/баррель (53%). Прирост составил 550 млрд. руб.

Статистика налоговых поступлений насчитывает 400 млрд. руб. доходов, которые не имеют отношения к нефтегазовым источникам. Сюда относятся все остальные виды налогов. Например, статистика налога на прибыль зафиксировала увеличение показателей на 20%. Прирост составил 220 млрд. руб.

Ниже на графике представлены данные Росстат (профицит и дефицит бюджетов по годам):

Статистика налогов России в консолидированные бюджеты в январе 2017 года зафиксировала увеличение показателей на 26,5%. Общая сумма составила 369 млрд. руб. Распределение по видам:

  1. НДФЛ – 42%.
  2. Налог на прибыль – 26%.
  3. Акцизы – 14%.
  4. Имущественные сборы – 9%.
  5. Другие – 9%.

План и факт федерального бюджета страны за 2016 год (млрд. руб.):

Статистика налоговой отчетности прогнозировала дефицит в размере 2360,2 млрд. руб. Однако вышло – 2956,4 млрд. руб.

Также стоит упомянуть об оффшорах (финансовых центрах по привлечению иностранного капитала). Для иностранных компаний предусмотрены существенные налоговые льготы. Однако из-за оффшоров образуется дефицит бюджете. Большой популярностью пользуются Британские острова. В 2013 году отток средств из РФ составил более 800 млрд. долл.

Система налогообложения США

В США действует трехуровневая налоговая система:

Статистика сбора налогов показывает, что основным источником доходов федерального бюджета является подоходный налог. Удержания также осуществляются с малого бизнеса, владельцев Green Card и корпораций. Ставка налога для физических лиц варьируется от 10 до 35%. При этом имеет значение семейное положение налогоплательщика.

В отдельных штатах Америки могут встречаться иные налоговые ставки. Статистика налоговой службы показывает, что самая высокая ставка на имущество в Нью-Джерси – 1,89%. Тогда как наиболее высокий налог с продаж удерживается в Калифорнии (7,5%).

Уклонение от уплаты налогов

За уклонение от налогов предусмотрена административная или уголовная ответственность. По статистике в первом полугодии 2016 года в России было осуждено 269 человек. Налоговая статистика РФ зафиксировала потери в размере 221 млрд. руб.

В Британии было осуждено 1258 человек за уклонение от уплаты налогов. По статистике их число увеличилось вдвое по сравнению с 2014 годом.

Федеральная налоговая статистика США зафиксировала 561 случай. В 53% случаев правонарушителей приговорили к реальным срокам. Статистика уплаты налогов США в 2011 году зафиксировала самые большие потери по сравнению с остальными странами. Бюджет страны недополучил около 337 млрд. долларов.

Пример неуплаты в США – крупный мафиози 30 годов Аль Капоне попал в тюрьму за неуплату налогов в размере 388 тыс. долларов.

Статистика налогов Беларуси зафиксировала случай, когда гражданку оштрафовали 1,5 млн. руб. Причиной послужила неуплата налога за содержания домашнего животного (кошки).

Налоговые споры

Какая статистика налоговых споров в России? Анализ судебных разбирательств 2015–2016 гг. показывает, что количество дел сократилось более чем в 2 раза. Налоговая статистика России насчитала 64 644 дел, которые рассматривались в арбитражном суде в 2015 году:

Необычные налоги в разных странах

Статистика государственных налогов в отдельных странах отличается не только размером поступлений, но и видами обязательных сборов. Необычные удержания:

  1. Налог солидарности в Германии. Его платят граждане, у которых доход превышает 81 евро в месяц. Несмотря на многочисленные жалобы, немецкие суды считают, что это не противоречит конституции страны.
  2. В Германии также предусмотрены выплаты с доходов граждан на поддержание церкви – 2,75–3,5%. Если человек отказывается платить, то не будет похоронен на церковном кладбище. Статистика налогов показывает, что число отказывающихся от этих выплат ежегодно увеличивается. В 2014 году таких людей было около 300 тыс.
  3. Налог на домашних животных (Германия, Испания, Норвегия). Статистика финансов и налогов Германии показывает, что ежегодные поступления составляют около 250 млн. евро.
  4. В 2012 году на Украине был зарегистрирован законопроект №10112, который подразумевает введение разных налоговых ставок исходя из того сколько детей имеет человек старше 30 лет.

Как видно правительство по-разному пытается увеличивать размер государственного бюджета.

УДК 343

DOI 10.23672ZSAE.2019.11.41533

Малокостова Полина Равилевна

соискатель кафедры криминологии, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя milena.555@mail.ru

Polina R. Malokostova

Криминологический

взгляд на статистику налоговой преступности

on tax crime statistics

Аннотация. В статье представлена характеристика статистики так называемых налоговых преступлений, по своим формальным показателям, не отражающим многие из закономерностей налоговой преступности, а потому не создающих объективную научную базу организации ее предупреждения. Авторские криминологические оценки такой уголовной статистики и криминологически обоснованные предложения по учету уголовно-регистрационной практикой показателей иных преступлений, связанных с налоговыми злоупотреблениями, призваны способствовать более целенаправленному предупреждению налоговых преступлений.

Ключевые слова: налоговая преступность, уголовная статистика преступлений в сфере экономической деятельности,предупреждение налоговых преступлений.

Keywords: tax crime, criminal statistics of crimes in the sphere of economic activity, prevention of tax crimes.

С момента появления в уголовном законе норм, предусматривающих ответственность за налоговые преступления,криминологический интерес к этой группе посягательств не снижается. Несмотря на то, что данный феномен, казалось бы, изучен «вдоль и поперек», количество публикаций, научных изысканий только увеличивается, но, как отмечает П.А. Истомин, жизненная практика показывает, что мы находимся еще в начале изучения налоговой преступности. По его мнению, пора уже говорить о налоговой криминологии .

На сегодняшний день уклонение от уплаты налогов в России, по оценкам В.И. Александрова,принимает такие объемы, при которых они выходят за тот критический уровень, когда угроза экономической безопасности государства становится реалией. Такие преступления характеризуются многообразием способов совершения, быстрой адаптацией преступников к новым формам и форматам финансового учета и отчетности, модернизациям налогового законодательства .

Уклонение от уплаты налогов является весомой частью бюджета организованной преступности. Особая опасность налоговой преступности проявляется в симбиозе с нелегальной экономической деятельностью, связанной с производством разного рода товаров и услуг, доходы от которой официально не учитываются при уплате налогов и не контролируются компетентными структурами власти. Так, доля «теневой» экономики,по информации Федеральной службы по финансовому мониторингу, в 2018 году в общем объеме ВВП РФ составила более 20 триллионов рублей или примерно 20 % к общему внутреннему валовому продукту .

Между тем, налоги и сборы являются основой государственного бюджета, из которого формируются социальное, медицинское, пенсионное обеспечение населения, осуществляется функционирование самого государства .

Отмечая повышенный научный и практический интерес к проблемам предупреждения налоговой преступности, заметим, что все исследова-теликриминологических и уголовно-правовых ее аспектов (и не только), по вполне понятным при-

чинам, используют, как и автор статьи, сведения официальной статистики, предоставляемой Главным информационно-аналитическим центром МВД России (ГИАЦ МВД РФ).Исходя из статистических показателей, выявляются соответствующие закономерности и тенденции преступности, другие составляющие, необходимые для решения исследовательских задач.

Изучая состояние и динамику налоговых преступлений и пытаясьих соотнести с судебной правоприменительной практикой, являющейся, по мнению Я.И. Гилинского,отражением современной уголовная политики , мы пришли к выводу, что сведения ГИАЦ МВД РФ о состоянии данного вида преступности для криминологической оценки налоговых преступлений не совсем приемлемы.

Все дело в том, что официальная статистика, отражаемая в отчетах правоохранительных органов, формируется в соответствии с указаниями Генеральной прокуратуры РФ и МВД России. С учетом современной динамики уголовного законотворчества (особенно в сфере экономической деятельности), данные указания ежегодно пересматриваются (дополняются, изменяются), а затем утверждаются. Так, в настоящий момент дифференциация преступлений по различным их группам и категориям происходит на основании указания Генпрокуратуры России № 487/11, МВД России № 1 от 12.07.2019 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» .

Не вдаваясь во все подробности и статистические нюансы данного документа, приведем из него лишь короткие фрагменты, касающиеся учета и отчетности налоговых преступлений.

Так, в соответствии с п. 3 перечня № 1 (преступлений по уголовным делам, предварительное-расследование по которым производится в форме дознания) к налоговым преступлениям относятся:

— ч. 1 ст. 159при наличии в статистической карточке отметки о совершении деяния путем незаконного возмещения налогов из бюджета;

— ч.ч. 1 и 2 ст. 194 при наличии в статистической карточке отметки об отнесении к налоговым преступлениям.

В соответствии с п. 3 перечня № 2 (преступлений экономической направленности по уголовным делам, предварительноерасследование по которым производится в форме предварительного следствия), к налоговым преступлениям следует относить:

— ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2, 199.3, 199.4 без дополнительных условий;

— ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 159 при наличии в статистической карточке отметки о совершении деяния путем незаконного возмещения налогов из бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, наряду со ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2, 199.3, 199.4 УК РФ, статистические правила учета предусматривают причисление к налоговым преступлениям и хищения, совершаемые путем мошенничества (ст.159 УК РФ) и ряд других вышеуказанных преступлений.

Между тем,в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» разъясняется, что к налоговым деяниямследует относить преступления, предусмотренные ст.ст. 198-199.2 УК РФ. Логичным будетпричислить к ними ст. ст. 199.3 и 199.4 УК РФ, вступившие в силу в 2017 г.

В решениях Конституционного Суда РФ также отмечается, что вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2017 года № 39-П), что, в числе прочего, отличает их от хищений .

Иными словами, налицо отсутствие единообразного подхода к понятию налоговой преступности. С одной стороны, статистический подход, расширяющий рамки налоговых преступлений за счет причисленияк ним (при определенных условиях) мошенничества и ряда других преступлений. С другой — судебной практики, относящей к налоговым преступлениям лишь те, которые связаны с уклонением от уплаты обязательных платежей.

Как нам представляется, с криминологических, а тем более с уголовно-правовых позиций, относить мошенничество (путем незаконного возмещения налогов из бюджета) к налоговой преступности не совсем правильно.

Между тем, упомянутые расхождения в оценках-не всегда берутся во внимание исследователями, поднимающими те или иные проблемы налоговой преступности, что в некоторых случаях приводит к недостаточно корректным выводам.

Так, например, Н.В. Ахтырская, отмечаясущест-венный дисбаланс между выявленными (возбужденными) налоговыми преступлениями и делами, рассмотренными судом, делает выводобо-чень низкой эффективности противодействия таким преступлениям. По ее оценке, до суда доходит не более 5-7 % зарегистрированных налоговых преступлений .

Как нам представляется, такие расчеты, а соответственно и выводы, не совсем верны, посколь-куавтор, оперируя статистическими данными ГИАЦ МВД РФ,включающими в круг налоговых преступлений и так называемое налоговое мо-

шенничество, соотноситих с количеством лиц, осужденных лишь по ст.ст. 198, 199, 199.1-199.4 УК РФ.

Для наглядности восприятия указанные характеристики налоговой преступности нами были представлены в сравнительной таблице.

Таблица 1

Характеристика налоговой преступности

годы 2014 2015 2016 2017 2018

Количество возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям 6210 9041 9283 8654 7630

Количество осужденных лиц по ст.ст. 198, 199, 199.1-199.4 452 537 541 546 565

Анализ представленных данных свидетельствует о достаточно «ровной» динамике, характеризующей количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с неуплатой налогов, что во многом говорит о стабильности их правоприменительной практики. Об этом также говорят и те обстоятельства, что, несмотря на снижение общего количества регистрируемых налоговых преступлений, количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, даже возрастает. Так, в 2018 г. при снижении состояния налоговой преступности на 17,8 % (по сравнению с 2016 г.), количество лиц, осужденных за уклонение от уплаты налогов, увеличилось на 4,4 %.

Все это определенно говорит о том, что высокие абсолютные показатели налоговой преступности регулируются не «чисто» налоговыми посягательствами (уклонениями от уплаты налогов), а так называемым налоговым мошенничеством, которое статистически «прячется» в ч.ч. 1-4 ст. 159 УК РФ.

Для того,чтобы более объективно оцениватьэф-фективность деятельности органов, выявляющих, раскрывающих и расследующих уголовные дела по налоговым преступлениям, необходимы

Литература:

1. Истомин П.А. Налоговая криминология как часть криминологии экономической // Юридические исследования. 2013. № 2. С. 52.

2. Александров В.И. Налоговые преступления: расследование : монография. М., 2017. С.21.

3. Ш1_ : http://fincan.ru/articles/94_tenevaja-ekono тика-у-гоББи/

5. Гилинский Я.И. Уголовное законодательство в современной России: критические заметки // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке:

точечные сравнения, например, количества возбужденных уголовных дел с теми, по которым вынесены обвинительные приговоры. Однако при этом нужно сделать вполне справедливое уточнение:выбранный метод анализа не позволяет учитывать количество вынесенных судьями неправосудных приговоров, и все выводы базируются на предположении, что судьи никогда не ошибаются .

В заключение следует отметить, что, не ставя под сомнение (за отсутствием обоснованных аргументов)практическую значимость структурно-статистического подхода к налоговым преступлениям со стороны МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ, безоговорочное использование этих данных для изучения криминологических закономерностей и тенденций налоговой преступности вряд ли оправдано.

В связи с этим, так называемое налоговое мошенничество и ряд других преступлений, способствующих уклонению от уплаты обязательных платежей, можно обозначить как преступления «налоговой направленности». Нужно ли это практике? С криминологических позиций, составляющих научно обоснованную базу предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности, — безусловно.

1. Istomin P.A. Tax Criminology as Part of Criminology Economic // Legal Studies. 2013. № 2. P.52.

2. Alexandrov V.I. Tax Crimes: Investigation. monograph. M, 2017. P. 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. URL : http://fincan.ru/articles/94_tenevaja-eko nomika-v-rossii/

Мат. XII Межд. науч.-практ. конф. (29-30 января 2015 г.). М., 2015. С. 39.

6. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Ш1_ : http://www.consultant.ru

7. См.: Определение Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. № 839 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иго-шина А.П. на нарушение его конституционных прав статьей 159 УК РФ, статьями 172 и 173 НК РФ».

XII International Scientific and Practical Conference (January 29-30, 2015). M., 2015. P. 39.

6. Official website of Consultant Plus. URL : http://www.consultant.ru

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *