Статус роль

Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.
В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.
Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона.
Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса.
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.
Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.
Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.
Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.
Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.
Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.
В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.
Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.
Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).
Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.
Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.
Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.
Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.
Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.
Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.
С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».
Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.
Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

  • эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;
  • способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;
  • масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;
  • регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);
  • мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.
С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.
С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.
Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

  • описание типа поведения, соответствующего данной роли;
  • предписания (требования), связанные с данным поведением;
  • оценка выполнения предписанной роли;
  • санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Мудрецы с Востока говорят, что существование человека предначертано судьбой. Сомерсет Моэм сравнивает жизнь с театром, где каждому предопределена своя социальная роль, но не все играют ее «на бис».

Какова твоя роль в социуме

С первых минут рождения человеку уже заготовлено место в обществе. На то, каким вырастет младенец, оказывает влияние окружение. Одни люди всецело подчиняются нормам своего мира. Другие – поведением вступают с ним в антагонизм. Ни один индивид не остается вне системы.

Определение в психологии

Все сферы жизни людей изучает обществознание. Тема, что это такое роль социальная, не осталась без внимания и у психологов. Именно они более всего интересуются поведенческими мотивами людей, давая оценку, насколько действия вписываются в принятые нормы.

Каждое общество в процессе развития вырабатывает свои статусы и модели поведения. Эти 2 понятия взаимосвязаны – второй определяется, исходя из первого. Поэтому социальные роли человека в рабовладельческом строе в корне отличаются от тех, что выработаны в капиталистическом мире или проявляются в обществе с демократическими основами.

Дополнительная информация. Роль в социуме – это своеобразный шаблон поведения, которому человек должен следовать. Стандарты определяются окружением и воспитанием, эти факторы могут отличаться от норм в глобальном масштабе.

Характеристики социальных ролей

Мир настолько разнообразен, что мало играть только одну роль. В каждом из образов подчинение человека общим шаблонам будет отличаться. Чтобы вникнуть в суть поведенческих моделей, их следует разложить на аспекты.

Составляющие социальной роли

Аспект Характеристика
Масштабность Один человек играет несколько ролей одновременно, и они определяются межличностными отношениями
Способ получения Их 2: роль, предопределенная полом, возрастом и т.п., и приобретенная в процессе жизни (профессия, образование)
Формализация Отношения между личностями в обществе могут быть строго формальными или неформальными, а также сочетающими оба аспекта
Мотивация Есть цели и мотивы, заставляющие человека выполнять те или иные действия

Многообразие социальных ролей

Роль должна соответствовать нормам социальных институтов, личных и общественных отношений. Она безлика, не подбирается под каждого конкретного человека. На разных стадиях жизни индивида его роли отличаются. Развиваясь, меняется и общество, значит, корректируются модели поведения.

Значение социальной роли в жизни человека

Вне общества существовать нереально. Чтобы влиться в него, необходимо соответствовать установленным нормам. К моделям поведения людей готовят с детства. С возрастом роли меняются (малыш превратился в школьника, затем – в студента и т.д.). На каждом этапе приходится приспосабливаться к новому статусу, входить в другую роль.

Параллельно возникает необходимость осваивать и другие образы. Вначале индивид – это просто чей-то сын и внук. Затем он называется женихом, впоследствии мужем и отцом.

На каждом этапе к личностным (неформальным) отношениям добавляются и другие. Ребенок посещает садик, школу, поступает в институт или идет работать. В каждой из таких групп существуют своя иерархия и определенные нормы поведения, соблюдения которых от него ожидают.

Чем больше ролевой репертуар, тем легче человеку адаптироваться к жизни. Сначала нужно освоиться с изобилием образов, что удается не всем. Важен динамический переход из одной возрастной группы в другую. В противном случае при выполнении ролей будут возникать конфликтные ситуации.

Нужно также научиться быстро адаптироваться в параллельных ячейках общества. Ведь не всегда модель поведения, выработанная в семье, соответствует должным образом нормам, определенным школьными правилами, трудовым статусом.

Обратите внимание! Если человек стремится достичь определенных высот в жизни, ему придется осваивать новые обязанности. Это хорошо – многообразие образов делает индивида высокоразвитым и повышает шансы на реализацию своих мотиваций.

Как связаны социальный статус и социальная роль

Достаточно двух человек, чтобы создать иерархию. Группа людей – это уже ячейка, где каждому отведена своя роль. Многообразие группировок – общественный строй, в котором важны не только межличностные отношения, но и способность одних руководить, других – подчиняться.

Любое общество – пирамида, где каждой ступеньке присвоен определенный ранг (низкий, средний, высокий). Они и составляют иерархию, которой подчиняются группы. Но и в отдельно взятой прослойке существует свое ранжирование, определяющее место каждого члена сообщества.

Статус – мотивация к действию

Социальные роли и статусы связаны между собой. Именно положение человека в обществе трактует нормы его поведения и предопределяет взаимоотношения с окружающими. Иными словами, «что позволено Юпитеру, не дозволено Быку».

В ролевых играх не все так просто – человек одновременно обладает несколькими статусами. Их совокупность подразделяется на:

  • родственные;
  • гендерные;
  • политические;
  • экономические;
  • религиозные;
  • профессиональные.

Наряду с постоянными и основными статусами, существуют временные и эпизодические. В каждом ранге у индивида соответствующая роль. Она не везде занимает главенствующее место в иерархии. В подтверждение можно привести такой пример. Любимый отец семейства, обладающий в кругу родных авторитетом, бывает неприметным «серым винтиком» у себя на производстве.

Важно! Несовпадение статусов в разных сферах деятельности одного человека приводит к противоречиям во всех иерархиях, мешая индивиду выполнить хорошо свои роль.

В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений. Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества.

Виды социальных ролей

Все роли в социуме предопределены статусами и являются обезличенными. Каждый человек может «примерить» на себя любой имидж. Стоит войти в роль, он начинает подчиняться определенному плану поведения, наделяя образ личностными особенностями.

Поэтому не существует стопроцентно одинакового исполнения ролей, как на театральной сцене, так и в жизни. Столь разнообразны по типам и социальные имиджи.

Роли в социуме

Виды Особенности
Индивидуальные Являются безличностными и определяют статусную деятельность на всех уровнях жизни. Подразделяются на категории:
• профессиональная деятельность;
• демографическая роль (иерархия в семье);
• социально-половая (разделение на мужчин и женщин).
Каждой роли свойственны шаблоны поведения, определяемые культурой и установленные социумом
Межличностные Определяются во взаимоотношениях людей. Они окрашены в эмоциональные тональности и принадлежат конкретным личностям. Обычно индивиды с ярким характером занимают лидирующие позиции, а «серые мышки» часто становятся изгоями

Межличностные роли не столько предопределяются жизнью, сколько навязываются, закрепляются людьми из окружения. Полагаясь на собственные ощущения и эмоции в отношении конкретного человека, люди наделяют его определенными характеристиками (дружелюбный или эгоист, хвастун или трус, лжец или правдолюбец).

Новые социальные роли молодежи

Чем дольше существует группа людей, подчиняющихся определенным стандартам, тем сложнее менять поведенческие стереотипы. Нелегко расставаться и с доминирующими статусами. Но «все в мире течет, все в нем меняется». Это часто приводит к проблеме отцов и детей.

Термин «молодежь» из эпохи в эпоху меняет возрастные рамки. Несколько веков назад детский период был кратким – во взрослую жизнь вступали 16-ти летними, со всеми вытекающими обязанностями. Современные юноши и девушки в этом возрасте еще считаются тинэйджерами.

Этапы взросления

Социология молодежный статус присваивает тем, кому за 18 и вплоть до 25-ти (иногда 30 лет). Психология уверяет, что нет возрастных рамок для определения молодежного сознания. Можно и в 16 зрело смотреть на жизнь, а в 35 оставаться инфантильным индивидом, который всецело зависит от родителей.

В любом случае с 18 лет любой гражданин страны по Конституции вправе сменить роль «ребенок» на «взрослый человек». Это определяет его положение в обществе, наделяя новыми правами и предоставляя более широкий спектр возможностей.

Как следствие – ощущение своей значимости в данном мире. Вплоть до конца 19 в. за молодых людей все решения принимали родители (опекуны): кем работать, на ком жениться. Обучение было доступно не всем. Сейчас юноши и девушки в большинстве случаев делают выбор концепции самостоятельно, примеряя на себя ту или иную роль социума.

Для некоторых взрослая жизнь начинается поздно. Вступление в брак откладывается на неопределенный период: после окончания высших учебных заведений и получения профессии. Кто-то вообще не стремится обзаводиться семьей и довольствуется свободными отношениями. Такое поведение вполне укладывается в рамки морали современного общества.

Социальная роль гражданина, примеры из жизни

Мир создает модели поведения, но они не являются жесткими. Люди вправе осознанно выбирать свои роли и следовать им до поры до времени. При желании можно сменить свой базовый статус на любом из этапов.

Социальный статус гражданина

Обратите внимание! Если жить по четко запрограммированному алгоритму, да еще вразрез с внутренним «Я», существование превратится в страдания, в преодолении которых можно потерять себя как личность.

К примеру, на юношей, достигших призывного возраста, общество возлагает роль защитника Отечества, предопределяя им краткосрочную службу в армии. Конкретный парень, воспитанный в семье с пацифистками взглядами на жизнь, старается избежать данной обязанности. Но это не мешает ему выполнять другие роли: сына, мужа, хорошего работника и т.п.

Взяв на себя исполнение множества функций в разных группах, не везде индивид доминирует. Женщина – высококвалифицированный специалист является передовиком производства. К ее мнению прислушивается руководство фабрики. Придя домой, она представляет собой безликий элемент семьи, где всем управляет свекровь.

К статусным ролям можно относиться по-разному. Если человек наделен властью, он ею наслаждается по полной. При этом не всегда его поведение в одной общественной группе созвучно с поведением в другой. Являясь руководителем отдела в одном из НИИ, гражданин К. пользуется уважением и любовью коллег. В кругу друзей его считают «душой компании». А вот дома он – настоящий тиран, которого боятся жена и дети.

Для каждой роли своя маска

Когда-то «принести в подоле» было позорно для девушки и ее семьи. Современное общество лояльнее относится к таким особам. Можно сказать, что статус «мать-одиночка» уже стал привычно будничным. Теперь исполнять эту роль не стыдятся ни молоденькая студентка, ни более взрослая женщина-инженер (бухгалтер, учитель и т.д.).

Несмотря на то, что поведенческие шаблоны создаются общественными статусами, люди вправе играть свою роль так, как они считают нужным. В этом заключаются залог гармонии мира и смысл существования.

Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.

Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Ирвинг Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределённости и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнёров.

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах, причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение социальной роли как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о социальной роли как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные социальные роли оказываются плохо совместимыми.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:4 058 1 389 7 032
  • ✪ Социальная роль
  • ✪ 3.12 Социальная роль 📚 ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ подготовка с НУЛЯ
  • ✪ Социальные роли и статусы

Субтитры

Социальный статус

Социальный статус

Вы уже говорили ранее о том, что социальная структура общества включает в себя различные социальные группы, которые отличаются по своему положению. Различается и общественное положение людей, входящих в эти группы. Для характеристики этого положения используется термин «социальный статус».

Социальный статус (от латинского «status» — положение, состояние) – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Например, ваш общий социальный статус – подростки, ученики 8 класса средней школы, граждане Российской Федерации. Дальше начинаются различия: девушка или юноша, горожанин или сельский житель, сын или дочь, брат или сестра, а может быть, уже дядя или тётя?

Статус индивида

Принято различать социальный статус и личный. Первый характеризует то положение, которое человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы: школьники, студенты, пенсионеры, предприниматели. Личный статус индивида – положение его в малой группе. Личный статус зависит от того, как человека оценивают члены этой группы в зависимости от его личностных качеств.

Выделяют также предписанный и достигаемый статусы.

Предписанный статус не зависит от личных усилий человека, то есть он не выбирает, рождаться, например, мальчиком или девочкой, представителем негроидной или европеоидной расы. Да и возраст человека меняется независимо от его желания. Такие характеристики человека как пол, возраст, этническая и расовая принадлежность называют прирождёнными. Когда человек становится братом или сестрой – это тоже не зависит от его личных усилий. Но в то же время брат и сестра – это не биологическая характеристика, также как и дядя или тётя, бабушка или дедушка, тёща или свекровь. В этом случае говорят о приписываемом статусе.

Тот или иной статус может достигаться человеком в результате его свободного выбора, личных усилий и находится под его контролем. Речь идёт о профессии человека, его материальном положении, уровне образования и тому подобном. Достигаемый статус иначе называют приобретённым.

Статус индивида

Между достигаемым и предписанным статусом есть прямая связь. Происхождение человека может оказывать большое влияние на то, какого статуса он может достичь: возможность получения качественного образования, наличие стартового капитала для основания собственного бизнеса, связи во влиятельных кругах общества. В то же время наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий предписанный статус личности, так как ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений человека.

Иногда индивид может обладать чертами и предписанного и достигаемого статуса: человек, ставший инвалидом в результате автокатастрофы; учёный, получивший звание академика; спортсмен, завоевавший титул олимпийского чемпиона.

Как вы уже, вероятно, поняли, практически каждый человек занимает одновременно несколько статусных позиций. Их совокупность называют статусным набором. В этом наборе можно выделить главный или основной статус индивида, который определяет его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возраст; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы, прежде всего, спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Социальный статус человека определяет его права и обязанности, формирует его имидж. Имиджем обычно называют совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом. Вы, наверное, слышали следующие суждения: «Он (или она) одевается не по возрасту»; «Человек моего положения должен ездить на автомобиле представительского класса» или что-нибудь в этом роде.

Для некоторых статусов характерны статусные символы, то есть внешние знаки различия, которые позволяют разграничить носителей разных статусов. Например, военнослужащие и работники правоохранительных органов носят форму. Школьная форма также может стать статусным символом для учащихся, особенно если отдельные учебные заведения будут использовать отличающиеся друг от друга модели.

Человек не просто обладает определённым социальным статусом. Его постоянно оценивают окружающие. Эта оценка находит своё выражение в понятиях «престиж» и «авторитет».

Авторитет – это оценка обществом личных и деловых качеств индивида.

Престиж – оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых человеком.

То есть авторитетной может быть личность, а престижным – её социальный статус.

Социальная роль

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль». Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. Социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от человека, выполняющего ту или иную роль, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли. Например, от родителей общество ожидает, что они будут заботиться о своих детях, от лучшего друга ждут понимания и поддержки в любых обстоятельствах, от учителя рассчитывают получить ответ на любой вопрос, касающийся того предмета, который он преподаёт.

«Весь мир – театр, – писал Уильям Шекспир. –

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль».

Вы, наверное, поняли, что имел в виду знаменитый английский драматург? Каждый человек исполняет различные социальные роли: школьник может быть членом сборной команды города (а может и страны) по какому-либо виду спорта; учитель обществознания – чья-то мама; лучший друг вашего отца – успешный предприниматель.

Если человек исполняет несколько социальных ролей одновременно, между ними может возникнуть конфликт.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей. Как поступить полицейскому, если в его руках доказательства виновности его друга в преступлении?

Что делать вам, если лучшие друзья предлагают прогулять важную контрольную? Ролевой конфликт может возникнуть и внутри одной роли. Например, мастер на заводе должен руководить рабочими так, как того требует администрация, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

Санкции

Также ролевым конфликтом можно считать несовпадение ролевых ожиданий и ролевого поведения в той или иной ситуации. Ваш лучший друг (или подруга) рассказали всему классу тайну, которую вы доверили только ему (или ей), покупатель ушёл из магазина с корзинкой продуктов, не заплатив за них, врач отказался вас осмотреть и назначить лечение, потому что он боится заразиться гриппом. К каким последствиям могут привести такие поступки? К осуждению со стороны окружающих, порицанию административному взысканию или уголовному наказанию.

Меры воздействия общества на поведение человека или группы называют санкциями. Те санкции, о которых мы с вами говорили чуть раньше – негативные, то есть подразумевают осуждение и наказание. Существуют также и позитивные санкции: поощрение, награждение.

Социальные санкции – это внешний контроль над действиями человека. Но в процессе социализации нормы поведения усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Человеку становится совестно, если он начинает завидовать более удачливому сопернику или желает в сердцах плохого своим близким. В этом случае мы говорим о самоконтроле. Именно способность управлять своим поведением, сопоставлять его с требованиями той социальной роли, которую в данной момент человека выполняет, служит признаком взрослости.

Подведём итог урока.

· Социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

· Престиж – это оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых человеком.

· Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе.

· Санкции – это меры воздействия общества на поведение человека или группы.

Чем больше социальных ролей может воспроизвести человек, тем более приспособленным к жизни он является. Важно только, чтобы играя разные роли, он оставался самим собой.

Сравним содержание статуса и роли. У них разные формулы. Содержание статуса составляет совокупность прав и обязанностей. Следовательно, формула содержания социального статуса такова:

где Об — обязанности, П — права.

Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. А стержнем, объединяющим нормы и ожидания, выступают действия. Следовательно, формула содержания социальной роли выглядит так:

где Ож — ожидание, Д — действия, Н — нормы.

Таким образом, содержание роли составляют следующие элементы: социальные действия, социальные нормы, социальные ожидания.

Ролевые ожидания

Роли отличаются от других вариантов состояний и поведения человека — таких, например, как «веселый» и «грустный», «интроверт» и «экстраверт», — главным образом тем, что они вырабатываются в ходе человеческой истории как некие обобщенные модели исполнения социальных функций, требуемые образцы поведения человека. Соответственно, возникают и некоторые представления о том, как эти роли должны «правильно» исполняться. Эти представления именуются в социологическом языке «экспектациями» — ожиданиями-требованиями к носителю роли со стороны окружающих. Именно поэтому о человеке «в роли» всегда есть возможность говорить как о хорошем или плохом родителе, руководителе, программисте или бизнесмене. При явно «внешнем», социальном происхождении ролей они всегда реализуются конкретными людьми и становятся частью их самих, их индивидуальной истории. Последовательное выполнение ряда ролей — «послушного ребенка», «успешного школьника», «студента» или «рабочего» — есть условие перехода во взрослый мир, освоения профессий, достижения успехов в жизни.

Итак, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации). Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (то есть носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должна соответствовать статусу учителя.

Не только окружающие ожидают от исполнителя данной роли определенного поведения, но и сам индивид ожидает одобрения или порицания за правильное или неправильное выполнение своей роли. Подчиненный трудится лучше, когда получает одобрение начальника. Одобрение — это признание правильного исполнения роли. Подчиненный постоянно ожидает оценки своих действий. И когда он ее не получает, в душу закрадывается тревожное ощущение того, что здесь что-то не так, как ожидалось. Предчувствие и ожидание, особенно длительные, разрушающе действуют на человеческую психику.

Ожидания не только «пригибают к земле», но и поднимают ввысь. Мы становимся остряками, когда от нас ждут шутки, и интересными собеседниками, зная, что подобная репутация уже закрепилась за нами. Мы пишем, стреляем, защищаем и совершаем другие действия лучше и с большим энтузиазмом, если знаем, что от нас люди ожидают рекордов, героических поступков, проявления мастерства или великодушия.

Итак, социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Ролевые ожидания включают два элемента: действия и качества. От учителя ожидаются не только чтение лекций, проверка домашних заданий и проведение экзаменов, но еще и такие качества, как объективность, компетентность, честность, ответственность.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *