Стратегии и техники самопрезентации

Чтобы произвести в процессе делового разговора хорошее впечатление о себе, необходимо помнить о соблюдении общепринятых правил поведения.

Прежде всего надо вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о себе — вести себя напряженно и скованно. Но не годится и повышенная раскованность и тем более фамильярность. Не следует также напускать на себя вид очень серьезного, занятого важными делами человека. Окружающие эту фальшь поведения очень быстро распознают.

Чтобы произвести первое хорошее впечатление, надо также как можно быстрее сориентироваться в обстановке и в людях, вас окружающих. Это приводит к формированию у них достаточно устойчивых впечатлений, которые долго не исчезают.

Каждый человек — это уникальное создание со своими сильными и слабыми сторонами, которыми для создания о себе хорошего впечатления необходимо умело пользоваться, т.е. активно использовать сильные стороны и стараться не проявлять слабые. Однако это не значит обманывать собеседников — просто следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие человеческие и профессиональные качества.

Дальнейшая техника создания благоприятного впечатления у окружающих требует выполнения следующих действий.

  • 1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям. Демонстрация такого интереса — лучший способ произвести хорошее впечатление. Следует, однако, помнить, что самое опасное — это перейти границы искренности и превратиться в льстеца. Такое происходит, когда, пытаясь произвести выгодное впечатление, человек в своих словах начинает преследовать очевидные цели. В этом случае фальшь становится заметной мгновенно. Сдержанность и такт особенно важны при общении с начальником и подчиненными.
  • 2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше всегот. е. объединяют.
  • 3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят. Во всех ситуациях надо найти, за что похвалить собеседника — за знания, умения, внешний вид, состояние кабинета или дома, личные качества родных или друзей. Замечайте в первую очередь все то, что вамнравится в людях и в их поведении. Говорите об их достоинствах. Может быть, эти достоинства еще в зачатке, но человек захочет оправдать ваши ожидания и «закрепить» эти положительные качества.

Один из самых эффективных приемов формирования положительного отношения к себе — это использование комплиментов, т. е. слов и выражений, содержащих небольшое преувеличение положительных качеств человека, благодаря которым срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте.

Получая комплимент, человек неосознанно стремится оправдать ожидания, что формирует ответную симпатию к вам, снимает его психологическую защиту и закрытость.

В деловом разговоре комплимент настраивает партнера на взаимную симпатию, доверие и приятные отношения, создает чувство надежности, желание ответить взаимностью, формируя хорошее впечатление о вас. Кроме того, комплимент помогает снять сопротивление вашего оппонента, настраивает его на согласие и сотрудничество и создает неосознанное желание идти на уступки. А при первой встрече комплимент — самое удачное начало разговора и лучший способ поднять настроение будущего партнера или клиента, да и себе тоже.

Существуют и другие очень важные приемы техники создания хорошего впечатления у окружающих. Эти приемы предполагают следующую манеру общения с собеседниками.

Всякий человек, как бы он ни был увлечен своей работой, имеет свою личную жизнь — персональные интересы, увлечения, стремления, интересы и потребности своей семьи. Если с собеседником вести разговор в русле его личных интересов, то это, как правило, вызовет в нем повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями, а вас он станет воспринимать как человека чуткого и внимательного.

Особое внимание следует уделять физическим знакам внимания. Психологи доказали необходимость телесных прикосновений для нормального развития ребенка. Прикоснувшись к нему или дружески похлопав по щеке, мы тем самым подтверждаем свою любовь (а это для него главная ценность). Поэтому особенно важно ласково прикоснуться к малышу после того, как он получил от нас «выговор». Пусть он убедится, что наше расположение потеряно не навсегда и мы на него больше не сердимся. Что же касается подростков, то у них связь между прикосновением и их эмоциональным состоянием несколько иная. Дело в том, что они обостренно стремятся к независимости и поэтому всячески стараются избавиться от «телячьих нежностей» как символа детства. Это, кстати, очень часто является источником обид и даже слез для многих матерей, которые стремятся их по-прежнему приласкать.

В мире взрослых прикосновения близких людей снова становятся желанными. И особую цену они приобретают для пожилых одиноких людей, которые через такое подчеркивание близости и внимания лучше ощущают свою необходимость и значимость, частично утраченные с выходом на пенсию.

Исследованиями психологов доказано, что одинокие люди, особенно те из них, которые перенесли сердечное заболевание, имеют лучшие шансы на выживание, если у них в доме есть кошка или собака. Объясняется это также количеством прикосновений, получаемых человеком.

Таким образом, ласкающие прикосновения могут очень многое дать людям, которые вам дороги. Можете ли вы сердечно пожать руку? Использовать прикосновение на работе, но так, чтобы это выглядело естественным? Дружеское легкое прикосновение к руке может оказать большое положительное воздействие (и на вас тоже); оно способно и успокоить человека, не в меру горячащегося по поводу того или иного события. Однако прикосновение должно быть правильным, естественным, соответствовать ситуации, чтобы ваши намерения не были превратно истолкованы. Особенно болезненно люди реагируют на высокомерно-фамильярные прикосновения: похлопывание по щеке, плечу, потрепывание по голове и т. п. Такие действия взрослыми людьми воспринимаются как крайняя бестактность. У человека, которого вы касаетесь, не должно возникнуть ощущения, что с ним ведут себя запанибрата, фамильярничают.

Все вышеупомянутые знаки внимания (положительные, отрицательные, физические, психологические) могут быть либо обусловленными, либо необусловленными (спонтанными).

Содержание

Презентация № 1

ДЕЛОВАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ Знак зодиака – Телец (чем очень горжусь!). По профессии и по призванию – психолог. Имею два дипломированных образования, плюс никогда не заканчивающийся процесс самообразования и самосовершенствования (процесс этот, кстати, прекращать и прерывать не планирую). Веду активный и здоровый образ жизни, люблю спорт (не связанный с экстримом и риском для жизни). Вредные привычки отсутствуют. В порочащих меня связях замешана не была. По «местам не столь отдаленным» не проходила. Репутация безупречная. Прошлое «прозрачное». На пост президента не баллотировалась. В иностранной разведке не служила. Врагов нет.

Характер уравновешенный, и гибкий, темперамент представляет собой густой замес «сангвиника» с «флегматиком». Мировосприятие образное, визуалистичное. Ум пытливый, прозорливый. Выносливость крепкая, реакция быстрая. Личность ответственная, пунктуальная. Женщина общительная и коммуникабельная, но в связях разборчивая. Личное пространство отдаленное. Психотип – «слушатель». Самооценка высокая. Уровень амбиций вызывает уважение, но не зашкаливает. Взгляды на жизнь реалистичные и прагматичные. Стиль мышления и восприятия всего происходящего – оптимистичный. Люблю жизнь и людей. Чувство юмора всегда со мной. Жизненное кредо: «Все, что делается, все к лучшему»! Философское мировоззрение: «События своей жизни мы формируем своими мыслеформами». Натура целеустремленная.

Я человек «золотой середины». В принятии важных решений не тороплюсь. Принцип – «кто не рискует, тот не пьет шампанского» для меня дискомфортен, но и «табуретку 77 раз измерять» не стану. Способна на задачу посмотреть с «третьей стороны», с легкостью отношусь к принятию и применению нестандартных решений. Натура творческая, преобладает мышление правого полушария.

Порядочная, честная, склонна во всем искать компромисс. Стараюсь сближаться с людьми, обладающими такими же характеристиками. Держу большую дистанцию с личностями истеричными, импульсивными и гипер – ленивыми, а если уж такое общение неизбежно, то кропотливо и корректно выстраиваю свою психологическую защиту Люблю тесную дружную компанию, плохо себя чувствую в большой толпе.

Задайте мне мой «любимый» вопрос: «А КАКИЕ У ВАС ЕСТЬ НЕДОСТАТКИ?» Отвечаю: «С недостатками, которые появляются, которые несут с собой ворох проблем, препятствуют общению с людьми, я сразу начинаю бороться, их искоренять (или сводить до комфортного минимума). В тоже время, к критике со стороны окружающих я отношусь ровно – прислушиваюсь, анализирую, но комплексы в себе не складирую и в обиду свое самолюбие не дам. Те качества, за которые меня может любить и уважать один человек, одновременно могут раздражать кого — нибудь другого, поэтому не считаю нужным данному пункту уделять много времени и оставляю тему «я и мои недостатки» на обсуждение окружающим».

Вот такое легкая самопрезентация, не перегруженная самокритикой. Прошу любить и жаловать меня такой, какая я есть. Отсутствие проблем в общении со мной гарантирую.

Презентация № 2

Я такой классный.

Этим хотелось бы и закончить.

Жаловался я тут подруге, что в прошлый раз на занятиях я писал речь, чтобы продать журнал Cosmo, а к этой субботе придется писать речь, чтобы продавать самого себя, она мне сказала, что готова меня купить и так, без всякой речи, так, что цель достигнута, меня уже купили.

Но я все таки расскажу, о себе поподробней.

Мне всегда хочется двигаться вперед, никогда не могу стоять на месте, заниматься одним и тем же, меня это угнетает. Поэтому если мы в этом, немного похожи, то станем хорошими друзьям. На этом пути – «постоянно вперед” будут встречаться события довольно грустные, но со мной вам будет не страшно, я всегда смогу вам показать, что не все так плохо, могло бы быть и хуже. И вы поймете, как вам все таки повезло и с ситуацией, и с другом.

Несмотря на мой беззаботный характер, я легко справлюсь со всеми проблемами, благодаря общению с самыми разным людьми, я могу посмотреть на ситуацию с самых разных сторон, может быть это вовсе и не проблема. Я и вам помогу взглянуть на мир другими глазами.

Способность к эмпатии делает меня отличным другом, я всегда смогу разделить с вами радости и печали, в любую погоду. Кстати, я очень люблю гулять в дождь или по морю ночью, так что зовите, я готов. Если сможете окружить меня комфортом, получите человека с искрометным и оригинальным чувством юмора, со мной будет весело.

Желание делать и заниматься чем-то значительным подтолкнуло меня, 6 лет назад, к выбору будущей профессии – политологии. Так что, будьте рядом со мной, и вы увидите, что-то необычное и величественное.

Благодаря моему широкому кругу интересов и кругозору, мы всегда сможем найти с вами тему для разговора, я ведь уже говорил, что меня всегда интересует все новое. поэтому если вам , например страшно прыгнуть с парашютом , то зовите меня, будем бояться вместе.

А еще я страшно умен, хотя и тщательно это скрываю, не зря меня несколько раз привлекало в качестве аналитика министерство образования Калининграда . Не могу не сказать, я ведь очень ленивый, поэтому когда вам в очередной раз захочется ничего не делать, кричите, я разделю с вами это приятное чувство.

Самопрезентация

Вышла на работу в детский сад, куда пошел мой маленький сын, старшей медсестрой. В коллективе у меня сложились хорошие. теплые взаимоотношения с сотрудниками, так как я контактна, доброжелательна, готова прийти на помощь.

О презентациях

Друзья! Позвольте рассказать

А может и не сказку,

Сейчас я прочитаю басню,

Как в Африке, как в Африке

Там встретились животные,

И страус, черепаха,

Поскольку дома им на месте

То спорить они стали о том:

Из них и самый привлекательный?

Вот птичка прилетела

А может и не птичка,

Чирикнула, подпрыгнула

И так она была красива и мила,

А может быть и хоботом

От страха задрожали,

А еж в клубок колючий завернулся.

00,Окраску поменял хамелеон.

От радости, от радости

Счастливые кружились в танце,

С психологом на тренинге

И были они все в учебной ситуации

С названием «Презентация».

Так в жизни добиваются

Все результатов важных.

Стратегия самопрезентации – совокупность по­веденческих актов личности, разделённых во времени и про­странстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих.

Тактика самопрезентации — это опре­делённый приём, с помощью которого реализуется выбран­ная стратегия. Тактика самопрезента­ции является кратковременным явлением и направлена на со­здание желаемого впечатления в конкретной жизненной си­туации.

Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик.

Э. Джонс и Т. Питтман в 1982 году создали одну из пер­вых классификаций стратегий самопрезентации.

Понимая под самопрезентацией поведенческую реализацию стремления к власти в межличностных отношени­ях. Они выделяют пять «видов» власти и предлагают, соответ­ственно, пять стратегий ее достижения.

В частности, выделя­ются:

Ø стратегия «старание понравиться», предполагающая по­пытку представить себя привлекательным в глазах других;

Ø стра­тегия запугивания, предполагающая презентацию себя как вла­стного, потенциально опасного человека;

Ø стратегия мольбы, то есть презентирование себя как слабого и беззащитного в целях вызывания сочувствия со стороны аудитории;

Ø стратегия образцовости, то есть презентация себя как морально выдер­жанного в целях демонстрации значимости своей личности и

Ø стратегия самопродвижения, предполагающая попытку выгля­деть компетентным в целях вызывания уважения со стороны других людей.

Наиболее детальная классификация стратегий самопре­зентации осуществлена А. Шутц, которая на основе обобще­ния большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделила собственные критерии для категориза­ции тактик и стратегий самопрезентации. В предложенной А. Шутц классификации выделено четыре стиля самопрезен­тации: ассертивный (assertive), агрессивный (offensive), защит­ный (protective) и оправдывающийся (defensive). Данная клас­сификация основана на анализе двух переменных: 1) ведущих мотивах самопрезентации (стремлении «выглядеть хорошо», то есть получить социальное одобрение — стремлении «не выглядеть плохо» или избежать значимых потерь в социаль­ном одобрении); 2) активности или пассивности самопрезентационного поведения.

Ассертивная самопрезентация, по А. Шутц, предполагает активные, но не агрессивные попытки сформировать благоприятное впечатление о себе. В процес­се ассертивной самопрезентации люди представляют черты, желательные для них в данной ситуации. Ассертивная само­презентация включает в себя стратегии самовыдвижения, об­разцового поведения, демонстрацию силы и власти и страте­гию идентификации со специфической группой. Стратегия де­монстрации силы направлена не на формирование страха, а должна убедить целевую персону в том, что субъект само­презентации способен выполнить обещания и осуществить требования.

Субъект с агрессивной самопрезентацией использует аг­рессивный способ представления желаемого образа. Этот стиль самопрезентации характеризуется большим уровнем активно­сти и стремлением получить социальное одобрение. Согласно А. Шутц, способами реализации данного стиля самопрезента­ции являются стратегия принижения оппозиции (ирония, крити­ческие оценки), стратегия «критики критика» (критика, направ­ленная в адрес задающего критический вопрос или высказыва­ющего критические замечания) и стратегия «ограничения темы дискуссии», предполагающая стремление изменить тему об­суждения.

Защитная самопрезентация включает в себя «пас­сивное» стремление избегать негативного впечатления. Избе­жание публичного внимания, минимальное самораскрытие, ос­торожное самоописание, отражающее стремление не привле­кать внимания к своим способностям, минимизация социальных интеракций, стремление сохранять молчание, дружелюбное, но пассивное взаимодействие — такое поведение может быть классифицировано как защитная самопрезентация.

Оправды­вающаяся самопрезентация характеризуется активностью и стремлением избежать значимых потерь в социальном одоб­рении. К стратегиям, реализующим оправдывающуюся самопрезентацию, А. Шутц относит: стратегию отрицания («Ничего не произошло, ничего страшного не случилось»), стратегию переиначивания, предполагающую согласие с тем, что основ­ные события имели место, и доказывающую, что они не были оценены негативно («Все было не так»). Сюда же могут быть отнесены извинения («Я не мог ничего сделать»), оправдания, предполагающие признание негативного события и утвержде­ния о том, что оно было неизбежно или законно («Это было правильно», «Так надо было поступить»), а также стратегия уступок, предполагающая принятие всей ответственности за негативные события, демонстрацию раскаяния, обещания о том, что подобные действия больше не повторятся.

Р.Бэрон утверждает, что управление впечатлениями имеет много различных форм. Однако большинство из них попадают в две основные категории: усиление собственной позиции — попытки поддержать наш собственный образ и усиление позиции собеседника — попытки сделать так, чтобы интересующий нас человек чувствовал себя комфортно в нашем присутствии.

Специфичные типы тактики усиления собственной позиции включают действия по улучшению собственной внешности. Этого можно достичь с помощью изменений в одежде, ухода за собой (косметика, стильная прическа, использование парфюмерии) и продуманного использования невербальных сигналов. Среди наиболее важных тактикусиление позиции собеседника выделяют – комплименты и лесть (когда мы осыпаем интересующего нас человека похвалами, даже если он их не заслуживает); выражение согласия с мнением этого человека; проявление высокого уровня заинтересованности в нем (ловим каждое его слово); маленькие одолжения лично для него; просьбы о совете или ответной реакции; выражение симпатии к нему вербальным или невербальным способом.

Р. Чалдини к наиболее изве­стным тактикам позитивной самопрезентации от­носит тактику наслаждения отраженной славой, которую он определяет как процесс демонстрации своей связанности с успешными, имеющими высокий статус людьми или события­ми.

Исследования стратегий и тактик самопрезентации лично­стив отечественной социальной психологии не слишком мно­гочисленны. В исследованиях Е. А. Соколовой-Бауш рассматривается в качестве техник самопрезентации уже существующие и известные техники общения. Е. А. Соколо­вой-Бауш были определены невербальные техники общения, эффективно влияющие на формирование благоприятного и неблагоприятного впечатлений о коммуникаторе и реципиен­те. Так, с помощью невербальной техники «отзеркаливание» поз, движений, мимики партнера по общению коммуникатор чаще всего формирует о себе благоприятное впечатление (впе­чатление «культурного человека в общении»). Реципиент чаще всего производит благоприятное впечатление (впечатление внимательного и понимающего слушателя), подстраиваясь под дыхание собеседника.

Н. А. Федорова рассматривает вербальные техники са­мопрезентации (включает способы организации текста и ри­торические приёмы) и невербальные техники, к которым от­носятся: внешний вид, одежда, манера держаться, обстанов­ка, речевые манеры, позы, мимика, жесты, поведенческие приемы. По критерию предмет самопрезентации Н. А. Фе­дорова различает прямые техники, когда субъект использует для самопрезентации информацию о себе, и непрямые тех­ники, когда субъект использует для самопрезентации инфор­мацию о других людях или явлениях.

10 Межличностная аттракция и близкие отношения

Аттракция – (от фр.- притяжение, привлечение, тяготение) – в социальной психологии – процесс взаимного тяготения людей друг к другу; формирования привлекательности одного человека для другого; механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви; положительные чувства по отношению к другому индивиду, стремление находиться в его обществе.

Исследования факторов межличностной аттракции начались в 1930-е годы с анализа таких вопросов, как кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Я.Л. Морено и Т. Ньюкомб. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер Дейла Карнеги «Как завоевы­вать друзей и оказывать влияние на людей», выдержавший пятьдесят переизданий в США и ставший таким же бестселлером в 1980-е годы в нашей стране.

Новая волна исследований сформировалась на волне исследований аттитюда. Аттракция началась рассматриваться как аттитюд, направлен­ный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его ком­понента: когнитивного (представления о человеке), аффективного (чувства к человеку) и поведенческого (тенденции к определенному поведению во взаимоотношениях с челове­ком). В теоретических построениях доминировали идеи сим­метрии, баланса и соответствия между ними. Например, в теории баланса Ф.Хайдера утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним самим, т.е. любят своих друзей и ненавидят их врагов.

Значительная часть явлений аттракции объясняется теорией «вознаграждений – издержек» Дж. Хоманса:человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются – отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Эта теория позволяет предсказать, что нам понравятся люди, чье мнение сходно с нашим, и произойдет это потому, что они вознаграждают нас, подтверждая нашу правоту своим согласием, т.е. помогут нам поверить в то, что наши мнения являются «правильными». Нам понравятся сотрудничающие с нами люди, а не конкурирующие, т.к. поведение, основанное на сотрудничестве, по определению является вознаграждающим: человек, который с нами сотрудничает, оказывает нам помощь, прислушивается к нашим идеям, делает предложения и разделяет наши трудности.

В 1970-е годы разрабатывается модель подкрепления Лота, которая аккумулирует идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепления со стороны других людей, то в отношении к ним и формируется аттракция.

Согласно модели подкрепления – эмоций Бирна и Клоа:

– люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых;

–позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные — с наказанием;

– стимулы оцениваются в определениях, вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна – при возникновении негативных чувств;

– любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкрепле­нием, вызывает позитивные чувства, в то время как любой нейтральный стимул – с негативными чувствами.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними.

Еще одной теорией, часто привлекаемой к объяснению межличностной аттракции, является теория равенстваАдамса. Эта теория связана с рассмотрением двух типов ситуаций:

1. Взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения).

2. Обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба).

В обеих ситуация теория равенства постулирует, что люди стремятся к справедли­вому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Адамсу равенство ме­жду двумя индивидами А и Б имеет место тогда, когда вклад и полученный результат А равен вкладу и полученному результату Б.

Человек выводит своеобразную пропорцию того, что он должен вложить в данные отношения и что должен получить в итоге. Эта пропорция соотносится с пропорциями других участников взаимоотношений. Если пропорции равны, то распределение ресурсов считается справедливым и равным и, наоборот. Таким образом, взаимоотношения рас­сматриваются как равные, если все участники пропорциональны в их вкладе и полученных результатах взаимоотношений. Эта пропорциональность обычно определяется, как прави­ло, справедливого распределения, введенное Хомансом.

Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обосно­ванной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обосно­ванной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 63

□ Реальная демонстрация своих возможностей. ,

□ Предъявление сертификатов, дипломов, официальных отзывов,
патентов, печатных работ, изделий и др.

□ Предъявление графиков, расчетов, схем.

□ Раскрытие своих личных целей.

□ Формулирование своих запросов и условий.

ПРИМЕР______________________________________________________________

После предъявления диплома о высшем образовании (техническом) и справ­ки о прохождении курса обучения на курсах по маркетингу претендент на должность торгового представителя добавляет: «Я хотел бы работать в вашей фирме и для того, чтобы реализовать собственные цели. Я хочу получить опыт работы торговым представителем, чтобы потом специализироваться в марке­тинге и через несколько лет стать известным специалистом по маркетингу. Меня устроит жалованье, которое было бы хотя бы на 20% выше, чем в моей нынешней фирме, то есть 400—450 долларов. Кроме того, я хотел бы рассчи­тывать на дополнительное вознаграждение за объем продаж».

Джонс обратил внимание на то, что стратегия самопродвижения является тем более трудной, чем в большей степени человек обосно­ванно мог бы ее использовать.

Парадокс самопродвижения

Действительно компетентные люди характеризуются

сниженной потребностью заявлять о своей

компетентности.

Тренинг влияния и противостояния 8лиянию

Самопродвижение, так же как аргументация, обладает малой внут­ренней энергетикой, и поэтому нуждается в том, чтобы его специально развивали и усиливали.

Помимо энергетики, самопродвижение требует умения проявить свою компетентность и, следовательно, знать и помнить, в чем эта ком­петентность заключается. Между тем:

Глава 5

Date: 2015-12-11; view: 356; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).

Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 89-92.

СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Рассматривается проблема эффективного речевого воздействия и аспект реализации коммуникативной стратегии самопрезентации в педагогическом дискурсе. Предметом обсуждения являются основные особенности стратегии самопрезентации в педагогическом дискурсе: вопрос определения понятия «стратегия самопрезентации», ее тактики, приемы и стили.

Ключевые слова: речевое воздействие, коммуникативная стратегия самопрезентации,

тактики, стили стратегии самопрезентации.

В настоящее время актуальным становится анализ эффективности и неэффективности речевого воздействия в рамках педагогического дискурса. Основным аспектом эффективности речевого воздействия является достижение поставленных целей и сохранение баланса отношений с собеседником, избежание возможной ссоры. Известно, что целями речевого воздействия являются фатические (установление. возобновление, поддержание, развитие, сохранение контакта), предметные (получение или дача чего-либо) и информационные (сообщение или получение информации).

Речевое воздействие принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле

— это произвольная и непроизвольная передача информации в процессе речевого общения в устной и письменной формах. Осуществляется при помощи лингвистических, паралингви-стических, нелингвистических символических средств и определяется интенциями адресата и целями коммуникации — предметной, коммуникативной или информационной, а также пресуппозициями и конкретной знаковой си-туацией1. Речевое воздействие в узком смысле — это влияние, оказываемое субъектом на реципиента с помощью лингвистических, па-ралингвистических и нелингвистических символических средств, отличающееся особыми предметными целями говорящего, которые включают изменение личностного смысла для реципиента, изменение поведения или психического состояния2.

В профессиональную компетенцию преподавателя несомненно входит владение стратегиями и тактиками речевого общения, что безусловно ведет к более успешному и эффективному общению и, в результате, достижению глобальной цели коммуникации. Говоря

о коммуникативных стратегиях и тактиках

речевого воздействия, ученые отмечают отсутствие на данный момент полного перечня коммуникативных стратегий и тактик, поэтому исследование механизмов речевого воздействия, основных стратегий и тактик педагогического дискурса, может внести определенный вклад в развитие данного типа дискурса.

Итак, большинство исследователей сходится во мнении, что коммуникативная стратегия

— это комплекс речевых действий, направленных на достижение глобальной коммуникативной цели, зависящих от личности коммуникантов, отношений между ними и условий между ними. Коммуникативная цель реализуется в определенной коммуникативной (речевой) стратегии, подчиняющей себе процесс речевой коммуникации, в процессе которой автор текста решает ряд практических задач, имеющих промежуточную цель. Данные коммуникативные цели осуществляются с помощью коммуникативных (речевых) тактик, представляющих собой несколько речевых действий, способствующих реализации стратегического замысла автора3. Это приводит к необходимости выбора, который касается не только семантического содержания, но и прагматических, стилистических, риторических аспектов речевых действий. Реализация такого выбора имеет место в совокупности речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего. Коммуникативные стратегии и тактики воздействуют на определенные аспекты картины мира адресата, его эстетическое, этическое, культурологическое, психическое восприятие реальности.

Коммуникативная стратегия самопрезентации состоит в создании определенного впечатления о говорящем и, в основном, поддержании его положительного имиджа. Для обозначения стратегии самопрезентации (self-

presentation) используются следующие термины: управление впечатлением (impression management) и управление атрибуцией. В основе самопрезентации лежат потребность в одобрении, мотив власти, стремление к превосходству, потребность в уважении, мотив привлечения к себе внимания и так далее4.

Американский социолог И. Гоффман впервые полно описал феномен самопрезентации и утверждал, что социальное поведение подразумевает попытку одного человека (the actor) повлиять на восприятие его другим человеком (the target). Окружающих интересует разнообразная информация о человеке, влияющая на впечатление о нем — социальный статус, финансовый статус, компетентность, установки. По его мнению, человек, выступающий перед аудиторией, активизирует возможность производить впечатление с целью соответствовать своей социальной роли и ожиданиям слушателей. Невозможно произвести должного впечатления на аудиторию, не соблюдая норм общения, определенных обществом4. Самопрезентация — это не только управление впечатлением, но также и самовыражение — представление своего мнения, опыта, ценностей, характера и т. д.

Самопрезентация — это своего рода создание имиджа. Существует множество определений имиджа, самое широкое — целенаправленное формирование образа, набор определенных качеств, ассоциируемых с определенной личностью.

По мнению А. Ю. Панасюк, в русском языке термину «имидж» соответствует мнение как суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-либо5. Имидж отражает основные черты портрета человека, это символический образ, оформляемый при помощи языка.

Говоря о содержании имиджа, выделяют его следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные качества, коммуникативные особенности, деятельностные и внешнеповеденческие характеристики.

Самопрезентация очень важна, особенно в момент формирования первого впечатления. Феномен первого впечатления в большинстве случаев определяет дальнейшее развитие процесса взаимодействия с аудиторией. Первое впечатление формирует устойчивый стереотип восприятия педагога и его последующего воздействия на слушающих.

По Т. А. ван Дейку, стратегия самопрезен-тации должна блокировать отрицательные вы-

воды, связанные с оценочными суждениями, что приводит к созданию аргументированных последовательностей, делающих оценки справедливыми и социально приемлемыми6.

Аудитория делает выводы о говорящем по его поведению, внешности, известной о нем информации, стереотипам, предположениям и домыслам. Находясь же перед аудиторией, говорящий позволяет слушающим сформировать определенное впечатление о нем по тому, как он говорит и ведет себя. Целью стратегии само-презентации является благоприятное впечатление окружающих. Коммуникативные тактики и ходы, используемые при реализации стратегии самопрезентации предназначены для следования правилу: «Что бы я не говорил, слушающий не должен думать обо мне плохо»7.

Для поддержания положительного образа необходимо избегать слов и действий, которые могут привести к конфликту (проявление агрессии, превосходства, грубости, насмешек, хвастовства, навязывания, обмана и т. п.).

Составляющими приемами самопрезента-ции являются драматизация и идеализация. Драматизация состоит в демонстрации окружающим тех фактов, которые необходимо акцентировать и донести до слушающих. Принцип идеализации заключается в выполнении норм поведения данного социума4.

Е. Джонс и Т. Питман выделяют следующие тактики стратегии самопрезентации:

— заискивание (ingraditation),

— самопродвижение (self-promotion),

— запугивание (intimidation),

— пояснение примером (exemplification),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— мольба (supplication)8.

Тактика «заискивания» состоит в демонстрации доброжелательного, мягкого отношения к собеседнику, похвалу, согласие с ним и т. п. Ее цель в удовлетворении других, причем акцент делается на быстрый результат. Данная тактика проецирует желательное для данной ситуации поведение, которое часто не совпадает с реальными взглядами и мнением говорящего. Эта тактика распространена в организациях с высокой иерархией власти и дает возможность «выжить» в условиях конкуренции. Тем не менее, тактика «заискивания» может быть как успешно применена, так и привести к неудачной ком-мунникации, наигранной и неестественной.

Тактика «самопродвижения» предполагает демонстрацию своих знаний, достижений, опыта с целью выглядеть компетентным в глазах окружающих. Данная тактика часто де-

лится на тактику «достижений» (entitlements), «развития» (enhancement), «преодоление трудностей» (overcoming obstacles).

Тактика «запугивания» заключается в формировании страха у слушателей в том, что объект потенциально опасен и с ним лучше не портить отношения. Данная тактика чаще всего применяется руководством по отношению к подчиненным.

Тактика «пояснение примером» предполагает демонстрацию своих достоинств для того, чтобы быть достойным подражания. Но при использовании этой тактики есть опасность прослыть высокомерным или лицемерным.

Тактика «мольбы» предполагает демонстрацию слабости, беспомощности, зависимости, что ведет к получению власти сострадания8. Демонстрируя свою несостоятельность, говорящий приводит в действие норму социальной ответственности, которая состоит в помощи нуждающимся. Несмотря на обоснованность и логичность данной таксономии, она не дает четкого представления о том, в каких ситуациях они приведут к положительному или отрицательному результату.

Р. Чалдини предлагает две техники управления впечатлением: «наслаждение отраженной славой» (basking in reflected glory), и «причинение вреда» (blasting). Техника «наслаждения отраженной славой» заключается в использовании чужого успеха в целях самопрезентации. Говорящий выбирает популярную личность с положительным имиджем и прямо или косвенно говорит об отношениях с этим человеком, что оказывает нужный эффект на аудиторию. Тактика «причинения вреда» реализуется в намеренном принижении достоинств какого-либо человека в глазах аудитории, для создания на этом фоне более выигрышного образа гово-рящего9.

Стратегия самопрезентации может реализовываться разными стилями, выделяют следующие: убеждающая самопрезентация (assertive self-presentation), оскорбительная самопрезен-тация (offensive self-presentation), защитная самопрезентация (protective self-presentation), оборонительная самопрезентация (defensive self-presentation).

Убеждающая самопрезентация состоит в создании благоприятного образа за счет приятного внешнего вида и доброжелательного поведения. Оскорбительная самопрезентация состоит в принижении достоинств других. Защитная самопрезентация подразумевает жела-

ние хорошо выглядеть, избегая произведения отрицательных впечатлений. Оборонительная самопрезентация — желание хорошо выглядеть с помощью защиты от негативных оценок8.

Каждый из приведенных выше стилей са-мопрезентации реализуется, соответственно, при помощи разных тактик. Убеждающая са-мопрезентация использует тактику «заискивания», желания понравиться (комплименты, уступчивость, сговорчивость), «приведение примера» (exemplification), «самореклама» (self-promotion)8.

Оскорбительная самопрезентация заключается в принижении достоинств других, критике, нападках.

Защитный стиль самопрезентации состоит в избегании неловких ситуаций, в осторожном описании событий.

Оборонительный стиль самопрезентации используется, если личность находится под угрозой, и тактика, используемая в данном случае, — «мольба», изображение беспомощности, объяснение ситуации1^

Итак, стратегия самопрезентации может быть отнесена к стратегиям эффективной коммуникации, которая обеспечивает решение проблем благодаря установлению контакта и взаимопониманию между партнерами. Доказано, что присутствие аудитории влияет на стиль самопрезентации человека, в основе чего лежит различная мотивация, основанная на управлении впечатлением. В рамках педагогического дискурса коммуникативная стратегия самопре-зентации играет ключевую роль, влияя на эффективность учебного процесса и реализацию целей и задач обучения. Эффективность и результативность речевого воздействия зависит от правильности выбора языковых и неязыковых средств. Тем не менее, кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма преподавателя, которые тоже могут быть объектом изучения лингвистов.

Примечания

1 Шелестюк, Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования : дис. … д-ра филол. наук. Челябинск, 2OO9. С. 36-37.

2 Там же. С. 37.

3 Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2OO6. С. 11O.

4 См.: Гофман, И. Представления себя другими в повседневной жизни. М., 2OOO.

5 Панасюк, А. Ю. Я — Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. М., 2003. С. 11.

6 Dijk, T. A van. Kintsch, W. Strategies of discourse comprehension / T. A. van Dijk, W. Kintsch. Academic press, 1983. С. 375.

7 Там же. С. 397.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335). Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 92-95.

М. Б. Талапина

ДИСКУРСИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ КАК СПОСОБ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТИН МИРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Описывается развитие цветовой семантики фразеологических единиц русского языка с компонентом «белый». ФЕ рассматриваются как средства манифестации ахроматического концепта «белый» в языке и дискурсе. Выявляются потенциальные семы прилагательного «белый» в составе ФЕ, что позволяет определить периферийные признаки соответствующего концепта. Делается вывод о значимости варьирования семантики ФЕ как средства концептуализации индивидуального знания.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, картина мира, коллективное знание, индивидуальная картина мира, концепт, ахроматический цвет, фразеологическая единица, символическое значение, речевое варьирование, потенциальная сема.

Особенной чертой современной лингвистики является синтез когнитивного и дискурсивного подходов к явлениям языка. Интерес к изучению когнитивного пространства обусловливает внимание к фразеологии как к ценному источнику информации о коллективном знании, репрезентированном в языке, поскольку фразеологизмы аккумулируют сведения о наивной картине мира всей языковой общности.

Настоящая статья посвящена исследованию развития цветового значения фразеологических единиц русского языка с компонентом «белый», которое проявляется в реализации потенциальных сем ФЕ, не зафиксированных в словарях. Фразеологические единицы с компонентом «белый» рассматриваются как средства вербализации признаков соответствующего ахроматического концепта в языке и речи. Актуализация новых смыслов прилагательного белый в составе ФЕ позволяет выявить пери-

ферийные признаки цветового концепта белый в индивидуальных картинах мира.

Цвет является важной частью концептуальной картины мира, что обусловлено первичностью чувственно-образной формы построения мира и способностью цвета влиять на физическое и психо-эмоциональное состояние человека.

Значимость категории белого цвета для концептуализации наивной картины мира подтверждается активностью соответствующего цветообозначения в образовании фразеологических единиц (не менее 20 ФЕ в русском языке). Интерес к ахроматическим цветообозначе-ниям, в том числе белому, обусловлен тем, что семантическая оппозиция белый/ черный носит универсальный характер, что подтверждается на материале 98 языков в исследовании, проведенным Б. Берлином и П. Кеем . Особый статус прилагательного белый объясняется тем, что он является основным, архети-

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *